На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви. Крестный ход. Пасхальный Крестный ход

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями, которые несут хоругви, иконы, кресты и другие святыни. Он совершается вокруг церкви, из храма в храм, направляется к водоему или к другому объекту святыни православной. Крестные ходы проходят по разным случаям — во славу Иисуса Христа, почитаемых святых, церковных праздников. Они бывают: пасхальные, поминальные, освещение воды, погребальные, миссионерские и другие.

Крестные ходы стали частью жизни православного мира. Самые известные из них пасхальные, которые начинаются близко к полуночи. Пасха празднуется ежегодно и рассчитывается на каждый год отдельно. Критерием является день равноденствия весной и такого явления, как полнолуние. Первый воскресный день после этих явлений и будет днем пасхи.

Пасхальный Крестный ход — великое событие для православных, которые принимают участие в этом ходе. Основная суть — верующие, во главе со священнослужителями идут навстречу благостной весточке о воскрешении Христа. В это время в церкви звонят колокола. Участники шествия поют праздничные песнопения. Совершается крестный ход в ночное время с Великой Субботы на Светлое Воскресение. В соответствии с этим в 2019 году Крестный ход будет в ночь с 27 на 28 апреля, в 2020 — с 18 на 19 апреля.

В дни, когда проходят православные праздники, совершение крестного хода определяется общиной.

По сложившейся традиции Крестные ходы проходят во многих населенных пунктах: городах и селах и имеют определенную цель. Их перечень очень большой. Они приурочены к разным событиям и православным датам. Вот некоторые из них:

  • Великорецкий — проходит с иконой почитаемой Великорецкой Николая Чудотворца с 3 по 8 июня;
  • Калужский — с иконой Божьей матери, даты проведения: 28.06-31.07;
  • Курский — с иконой Божьей Матери Знамение Курской-Коренной 9 пятница по Пасхе;
  • Саратовский — проводится в честь памяти Российских новомученников и исповедников с 26.06 по 17.07;
  • Георгиевский — по местам славы и героической обороны Ленинграда с 5 по 10 мая;
  • Самарский — с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу. Проходит в первый день Поста Петрова, продолжается 3 дня.

Крестный ход суть

Совершение крестного хода имеет всегда какую — то цель и проводится только с благословения архипастыря, архиерея. Крестный ход выражает народную единую веру, объединяет людей и увеличивает число верующих. Впереди хода несут фонарь, который символизирует Свет Божественный.

Несут Хоругви — выносные знамена, на которых запечатлены лики святых.

Иконы, Евангелие и всевозможные святыни несут священнослужители и верующие, которые участвуют в процессии. Крестные ходы освещают все вокруг — землю, огонь, воду, воздух. Молитвы людей, иконы, окропление святой водой, фимиам — оказывают священное действие на окружающий мир.

Причиной проведения Крестного хода может быть различной:

  • Крестный ход организуется конкретной церковной общиной и приурочивается к православному празднику или событию. Например, освещение храма или торжество в честь почитаемой иконы.
  • Пасхальный — в Вербное воскресенье, в течении светлой Седмицы.
  • Праздник Крещения Господня — в это время освещается вода.
  • Погребальные — процессия провожает покойного на кладбище.
  • Миссионерские, цель которых привлечение верующих в свои ряды.
  • Государственные праздники или мероприятия.
  • Чрезвычайные происшествия — войны, стихийные бедствия, эпидемии.
  • Крестный ход, происходящий в храме.

Шествие Крестного хода происходит относительно солнца против его движения. Староверы идут по часовой стрелке, т.е. по движению солнца. В зависимости от цели, крестный ход идет вокруг церкви, из храма в храм, к святыне, которую почитают. Крестные ходы есть короткие по времени, например на Пасху и многодневные, проходящие несколько дней.

В наш век технического прогресса Крестный ход может проводиться на вертолете или самолете священнослужителями, которые облетают над определенной территорией с чудодейственной иконой. 2 января 1941 года на самолет погрузили списки иконы Тихвинской Божьей Матери и облетели с ней Москву. Большая вероятность того, что именно этот облет остановил врага в наступлении на город.

История Крестный ход России

Со времен незапамятных ведет свою историю Крестный ход. Константину — императору Римскому во время битвы в 312 году, явилось знамение на небе в виде креста, надпись на котором была — Сим победиши!

Константин приказал изготовить знамена, на которых были изображены кресты, впоследствии названы Хоругвями.

Примером Крестных ходов на Руси послужила Константинопольская церковь. Обращение к богу всеобщей молитвой в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций. Со времен Ветхого завета мы знаем, что были торжественные шествия. Город Иерихон и его осада — в книге Иисуса Новина написано: город покорится, если обходить его шесть дней с ковчегом завета. День седьмой знаменовался криками народа и стены Иерихона рухнули.

Церковь Христианская в первое время своего существования проводила тайные ночные шествия. Мощи православных мучеников переносились. В конце четвертого века Христианство было узаконено. Крестные шествия стали проходить открыто, чему православные радовались. В память мучеников проходили Крестным ходом по городам и селам с песнопениями и молитвами, посещали места Страстей Христовых. Литания, так назывались эти шествия.

Литания — перевод с греческого означает моление усердное.

Так же известен факт об Иоанне Златоусте, который завел правило Крестного хода, чтобы народ отвлекся от всякой ереси. Было это в 4-5 веке.

Одновременно с Крещением Руси пришла традиция проводить шествия — Крестные ходы. Освещение народа проходило на берегу Днепра, которое сопровождалось торжественным проходом с несением лика святых. С тех пор эта традиция стала регулярной. Крестные ходы проходили по разным случаям. Народ верил, что совершая шествие, читая молитвы под открытым небом, они призывают Господа Бога помочь в их бедствиях и бог слышит их и помогает.

Проведение Крестных ходов на Руси широко представлено в картинах русских художников. Вот некоторые из них:

Зайцев Е. Молебен на Бородинском поле

Б.М.Кустодиев

Н.К.Рерих

А.В.Исупов

И.Е.Репин

К.Е.Маковский

Великорецкая икона, краткая история с фото

История обретения иконы датируется 14 веком. Крестьянин села Крутицы, Агалков Семен, шел по своим делам и увидел в лесу сеяние. На обратном пути его опять привлек свет, который к себе манил. Не удержавшись, он приблизился к этому божественному свету и был удивлен, когда ему показался образ Николая Чудотворца. Впоследствии оказалось, что икона способна исцелять болезни. Узнали это так: у жителя деревни были больные ноги и ходить он не мог, приложившись к иконе, он исцелился. С тех пор пошла слава про икону. Это событие произошло на берегу реки Великой, поэтому икону прозвали Великорецкая. Духовенство обратилось к крестьянам перенести икону чудотворную в Хлынов, чтобы обеспечить ее безопасность и чтобы больше людей могли приложиться к иконе чудотворной. То место, где явилась икона, люди захотели отметить, они построили часовню, а впоследствии храм.

Город Хлынов переименовали сначала в город Вятку, потом в Киров — так он называется до сих пор.

Икона представляет собой гравюры, которые изображают жизнь и деяния святителя, их 8:

  1. Учение святого Николая.
  2. Сон царя Константина и явление ему чудотворца Николая.
  3. Спасение Димитрия со дна моря святым Николаем.
  4. Сион — служба святого Николая.
  5. Спасение корабля от потопа святым Николаем.
  6. Избавление от меча трех мужей.
  7. Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена.

  8. Упокойное погребение святого Николая.

В середине сам образ Николая Чудотворца.

В 1555 году икона побывала в Москве. Храм Василия Блаженного тогда только строился. Один из пределов храма был освещен в честь иконы чудотворной.

В 2016 году вновь случилось чудо в селе Великорецком. Прославился Трифонов монастырь на подворье которого, был обнаружен лик Николая Чудотворца. Один из послушников монастыря, захотел сделать заслонку для окна технического в сарае, где держали домашнюю скотину. Это был кусок старого железного листа.

Обнаружила лик Николая Чудотворца на железном листе, староста подворья, которая пришла чистить снег. Она почувствовала, что на нее кто-то смотрит. Таким образом, лик явился людям еще раз.

Великорецкий Крестный ход маршрут

Крестный ход, его традиции и атрибуты, с иконой чудотворной святителя Николая, начался после перенесения ее в город Хлынов края Вятского. Было условлено каждый год возвращать икону на место ее обретения. Хранилась она в храме святого Прокопия Устюжского, впоследствии построили Никольский собор специально для этой иконы.

В 30-е годы двадцатого века Крестный ход был запрещен. Когда наступила перестройка, отношение власти начало постепенно меняться. Постепенно традиция стала возрождаться. Сначала было разрешено на берегу реки Великой богослужение, затем шествие от села Чудиново. Сейчас маршрут полностью восстановлен. Каждый год, в начале июня, тысячи людей желают принять участие в этом мероприятии.

Маршрут довольно длинный и может показаться, что пройти такой путь пешком невозможно. Его протяженность более 150 км. Начинается Крестный ход с Панихиды в Успенском Кафедральном соборе в 7 часов утра. В 8 часов — в г. Кирове, в Свято-Успенском кафедральном соборе происходит Божественная литургия. На площади Соборной монастыря Свято-Успенского, Трифонова, в 10 часов — молебен и оттуда же в 11 часов начинается Крестный ход. Встречает его Троицкая церковь города Кирова. Следующий пункт — село Бобино.

Можно воспользоваться автобусами, которые сопровождают Крестный ход и перевозят людей по мере их наполнения. Автобусы так же ждут паломников в г. Кирове и доставляю прямо к пункту назначения, в село Великорецкое.

Чтобы совершить Крестный ход по всем правилам, необходимо получить благословение у батюшки. При подготовке нужно заранее запастить необходимыми вещами и водой.

  1. Возьмите с собой пару пластиковых бутылок. Воду можно набрать в пунктах остановки, так же воду специально подвозят.
  2. Купите специальный туристический коврик для ночлега.
  3. Необходимые лекарства, которые понадобятся в пути, соберите дорожную аптечку.
  4. Еду брать не надо, ее можно купить. Организуются пункты выдачи горячей пищи и чая.
  5. Сухофрукты и орехи не займут много места и утолят голод.
  6. Дождевики, в случае если пойдет дождь.
  7. Из вещей — рассчитывая, что ночи могут быть холодные, теплые вещи необходимы.
  8. Головной убор, очки от солнца спасут от жаркой и знойной погоды.
  9. Удобная обувь, вторая пара может понадобиться.
  10. Средства от насекомых — комаров и мошек.

Во время остановок можно перекусить, работает полевая кухня. По желанию каждого паломника, вещи можно погрузить в автобус, который едет к местам остановок. Ночлег каждый обеспечивает себе сам, кто-то берет с собой палатку. По пути следования, в деревнях, добрые люди приглашают идущих поесть и переночевать.

Собираясь на многодневный Крестный ход, нужно помнить, что это тяжелый путь и готовиться к нему нужно заранее.

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

- Сегодняшний день отмечен одним важным событием. 3 июня из Свято-Серафимовского собора города Кирова стартовал многодневный и многокилометровый всероссийский Великорецкий крестный ход. Множество людей участвует в этом шествии. Они пройдут 180-километровый крестный путь. У этого крестного хода есть официальная страница http://velikoretsky-hod.ru/ , где можно проследить за передвижением людей и маршрутом. В Екатеринбурге в День защиты детей тоже прошел детский крестный ход. А также в ночь на 17 июля в Екатеринбурге пройдет крестный ход к Ганиной Яме, к месту, куда была увезена святая царская семья. Поэтому сегодня я предлагаю начать программу с темы о крестных ходах, поговорить о том, почему мы совершаем такой подвиг и для чего он вообще существует. Для начала поговорим об этимологии этих слов: почему «крестный» и почему «ход»?

Великорецкий крестный ход - самый древний из всех существующих крестных ходов. Десятки тысяч людей участвуют в нем. Будем считать, что он идет не из Кирова, а из Вятки - все-таки вернемся к историческому названию этого города. Крестный ход идет из Вятки, с того места, где была явлена икона святителя Николая Чудотворца на реке Великой. Ради чего совершается этот крестный ход? Неким крестьянином на реке Великой была обнаружена икона святителя Николая, которая была освящена чудесным образом. Недоумевая, что это, он икону взял и привез в Вятку. Жители Вятки дали обет каждый год с этой иконой совершать поклонение - ходить на то место, где она была обретена, и воздавать честь, благодарность святителю, который через эту икону огромное число молитв (озвученных или не озвученных), а также просьб жителей Вятки услышал и исполнил. Эта икона стала главной святыней для вятичей. И Великорецкий крестный ход - это внешнее выражение благодарности Богу и святителю Николаю за эти милости.

Я не историк, и проследить ретроспективу, когда в истории был зафиксирован первый крестный ход, мне сложно. Наверно, не ошибусь, если скажу, что первым крестным ходом был крестный путь нашего Спасителя, который Он совершил под тяжестью Креста, возложенного римскими воинами по приговору Понтия Пилата и по предательству израильского народа. Это первый крестный ход, в итоге которого была принесена спасительная жертва Господа за род человеческий. Итогом этого крестного пути стало Воскресение и победа над смертью. Пожалуй, это самый главный смысл любого крестного хода и жизни христианина: прожить свой путь, не роптать под тяжестью того креста, который на нас возлагает Господь или который мы сами на себя подымаем, и прийти ко спасению собственной души.

Второй исторический факт, который у меня ассоциируется с крестным ходом, - это событие, произошедшее спустя девять веков, которое мы вспоминаем как праздник Похвалы Божией Матери. Мы его совершаем в конце Великого поста или во время праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя, осажденного варварами, понимали, что нет надежды на спасение, город сейчас будет захвачен, разорен и реки крови будут литься по мостовым Константинополя. Единственную надежду они возложили на Матерь Божию и прошли вокруг стен Константинополя с поясом Божией Матери и иконой, которая хранится во Влахернском храме. Мы знаем, что Матерь Божия спасла город. Многочисленные войска, осаждавшие город, были уничтожены, а жители спасены.

Вчера Церковь воспоминала святого благоверного князя Довмонта Псковского, в святом крещении Тимофея. В его житии описывается подобное явление: по кончине святого князя Довмонта, который был защитником Пскова, город был осажден. Как говорит житие, около 100 000 немецких рыцарей и варягов, нанятых ими, окружили Псков и готовы были его захватить и превратить в руины. Князь Довмонт во сне явился нескольким горожанам и призвал их взять мантию, которой накрыта его гробница. С этой святыней они прошли по стенам города, и город был освобожден. Это третий пример в истории, когда был совершен крестный ход. В двух последних примерах (в Константинополе и Пскове) люди шли в крестный ход не от переизбытка благочестивых чувств, не потому, что им так хотелось стяжать особую небесную благодать, умиление и слезы. А они пошли в крестный ход, потому что понимали: надеяться больше не на что, сейчас будет горькая и жестокая смерть нам и детям нашим. Надежды человеческой больше нет, что-то надо делать, обращаться к Богу. Этот вопль, в отчаянии принесенный, был услышан. Господь заступился.

Мы сегодня совершаем крестные ходы. Они красивые - например, в Светлую седмицу вокруг храма. Сейчас лето, начинается целая череда крестных ходов. Великорецкий из них самый протяженный и массовый. Надо понимать, что это не просто красивая традиция. Да, это благодатно и красиво: столько людей, хоругви, иконы, какие все благочестивые! А на самом деле идет толпа грешников, «толпа проблем». Я знаю многих людей, которые ходят в крестный ход. Из Екатеринбурга уехали прихожане нашего храма на Великорецкий крестный ход, знаю людей, которые участвуют в Борисоглебском, Иринарховском крестных ходах. Они идут туда не для того, чтобы пообщаться с подобными православными, насладиться благодатью. Они несут туда свои проблемы - пьют мужья, не слушаются дети, есть какие-то болезни. Человек идет, понимая, что у него неизлечимая болезнь, надеяться не на что: «Остатки сил принесу Богу, может, Он примет это, либо даст здоровье, либо терпение нести эту болезнь». Такие люди, погибающие в своих грехах, немощах, страданиях, страстях, собираются, подобно жителям Пскова или Константинополя, в надежде, что Господь примет хотя бы это шествие и избавит от того, от чего человек сам не в силах избавиться.

О чем свидетельствуют люди, которые прошли этим путем? Это очень тяжело. Представьте: 180 км пешком по бездорожью, в любую погоду. Хоть гроза, хоть жара, они идут, ночуют где получится, кто в поле, кто на полу. И они приносят эти труды в надежде, что Господь примет. Господь принимает, конечно, но не массово. Не все 70-80 тысяч сразу исцеляются, просвещаются, и проблемы исчезают. Люди говорят: «Мы прошли, получили такой заряд утверждения в вере, в желании благочестивой жизни, что на год вперед до следующего крестного хода этот заряд подпитывает и удерживает от падений и человеческих немощей».

Сейчас много крестных ходов будет совершаться. Конечно же, это царский крестный ход, который будет в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге, протяженностью 21 километр. Около 50 тысяч человек собирается на этот крестный ход. Основным лейтмотивом царского крестного хода является молитва за нашу страну, покаяние, которое мы приносим Богу перед царской семьей за грех убиения государя и грех нашей собственной теплохладной, комфортной, сытенькой жизни. Молимся и надеемся, что Господь пошлет испытания, даст терпение в этих испытаниях и через это делание христианское нашу страну, нашу Русь все-таки соделает вновь святой, устремленной прежде всего не к жизни на земле, чтоб все было сытно, хорошо, спокойно, комфортно, но чтобы народ искал прежде Царства Небесного, а потом уже всего остального.

Есть не только традиционные крестные ходы, когда люди берут крест, икону и с молитвой отправляются в путь. Есть, например, замечательная традиция, когда люди садятся на суда, на байдарки, дети и взрослые, берут иконы, хоругви, даже небольшую колокольню на байдарку устанавливают, и такой крестный ход отправляется по реке. Люди преодолевают около 100 километров. Совершается это по территории Ярославской и Тверской областей, по реке Нерль. По дороге участники крестного хода, или сплава, посещают множество сел, в которых когда-то были храмы, наполненные жизнью. А сейчас храмы заброшены, жители тоже заброшены. Это миссионерский крестный сплав, жители этих сел знают, когда ожидать пришествия юных молитвенников. Это радость и возможность один раз в году поучаствовать в молебне, в литургии в заброшенных храмах. Даже есть традиция совершать литургию на острове. Однажды произошла трагедия: когда поднимали воды Рыбинского водохранилища, были затоплены населенные пункты. И возникла такая картина: посреди моря колокольня торчит. Есть там остров, на котором стоял некогда храм, сейчас видна земля из воды и остатки кирпича. На этом острове совершается литургия, на том месте, где некогда стоял храм. Такой крестный ход обращен не только к людям, которые в нем участвуют, но еще к сотням тех, которые ожидают его в этих деревнях. Во время ночевок проводятся беседы, концерты. Люди прикасаются к той духовной жизни, которая в течение всего года для них недоступна. Вот такой результат.

Вопрос от телезрителя Алексея из Санкт-Петербурга: «Я слышал, что в древние времена, в первые христианские столетия, было такое правило: в Петров пост постились все, кому не удавалось хорошо, тщательно попоститься в Великий пост, например путешествующие. А если человек проводил Великий пост тщательно, то он освобождался от Петрова поста. Слышали ли Вы о таком правиле?»

Да, я слышал о такой традиции, что Петров пост устанавливался для тех людей, которые либо не имели возможности пройти должным образом путь Великого поста, либо не имели такого желания - например, только крестились накануне, в Великую Субботу. Естественным образом они не постились в течение Великого поста. Пост посвящался апостолам. Эти труды, которые христиане приносили за короткий срок Петрова поста, давали определенные плоды. Сегодня идет обсуждение: «Коль в древности не существовало Петрова поста, для чего сейчас мы усердно постимся и в Великий, и в Петров? Давайте отменим Петров пост. Раз мы постились в Великий пост, значит, в Петров поститься не будем». По этому поводу есть интересные доводы «за» и «против». Синодальная комиссия собрала множество умных, образованных и богословски, и исторически духовно опытных людей, которые готовят предложения по поводу отношения к Петрову посту. Скажу только как священник и как христианин: я сейчас с радостью жду окончания сплошной недели, того момента, когда начнется Петров пост. Великий пост называется «весной духовной». Когда он начинается, душа расцветает, как яблоня, которая по весне согрета солнцем, выбрасывает свои листики и цветет. А когда заканчивается пост? Ну кто не переживал эту печальную реальность: Пасха, радость, Воскресение Христово, неделя, вторая, третья - и та напряженность духовной жизни уходит, появляется время для расслабления, какие-то сожаления, что тот вкус духовной жизни размывается, теряется. И где его найти? Возможность посвятить две-четыре недели Богу - это радость лично для меня и для тех людей, которых я, как священник, окормляю. Ждем возможности попоститься, изучить Деяния апостольские, Послания святых апостолов, ожидаем поста, чтобы воздержать свое чрево и потренироваться во благочестии и этим принести пользу себе и окружающим людям, которые, видя нас постящимися по-настоящему, получат пользу. Пост означает не просто то, что мы что-то не едим, а нужно ограничивать себя в зрелищах, праздных разговорах. Это приносит пользу не только человеку, но и окружающим его людям. Кто как, а я считаю, что для христианина это большая польза и кто попостится, тот приобретет. Есть люди, которые ищут: «А как бы нам не поститься?» Не поститесь. Вам Бог даст что-то другое, какую-то другую благодать, может быть, болезнь какую-то пошлет, скорбь, а может, призрит Своей любовью, согреет сердце так, что вам и без поста будет хорошо. Этот пост освящен нашими предками в веках. В житии преподобного Варлаама Хутынского, великого святого, почитаемого в Церкви, упоминается о том, что он во вторник или в четверг первой седмицы Петрова поста летом на санях приехал к князю, заранее предсказав этот приезд. То есть Петров пост для людей, которые жили во времена преподобного Варлаама Хутынского, несшего такие миссионерские труды, был важной вехой, для них это было существенно. Они тоже, наверно, знали, что эта традиция идет от святых апостолов, не от Господа Иисуса Христа. Сложилась такая традиция, мы ее приняли, поэтому, наверно, Русь Святой называется. Вера была на Руси, а на Западе без постов она охлаждалась, выхолащивалась, и сейчас там пришли к тем бедам, которые есть. Поэтому сила традиции имеет значение, особенно для русского человека традиция много значит. Я считаю, что традиции надо сохранять, соблюдать бережно, с любовью. Тогда Господь много чего подаст человеку постящемуся. Если кому-то тяжело, то достаточно послаблений есть для людей, которым тяжело, которые болеют, которые немощны. Думаю, что вам ваш духовник определит ту меру, которую вы можете понести. Тем более пост не строгий, рыбка благословляется. Так что попостимся постом апостольским, благоприятным.

Вопрос от телезрительницы Тамары из Волгограда: «Я покупаю иконки в храме и ставлю их не на полочки, а приклеиваю клеем к стенке. Это грех?»

Если клей крепкий и иконки не отваливаются от стенки, это не грех. Я думаю, что вы с любовью приклеиваете и потом перед ними молитесь. А если они плохо приклеены, падают или уголки отворачиваются, найдите хороший клей. Важно только, чтобы иконки не падали и чтобы вы, взирая на них, обращались к Матери Божией, к Спасителю, к святым угодникам. Это очень благодатное дело. Покупаете, прикрепляете, молитесь и за нас, и за всех слушателей и зрителей телеканала «Союз». И это будет большое благодеяние, а не грех.

Мы говорили ранее о том, что те, кто участвует в этих торжественных шествиях, - это люди кающиеся, грешники, как Вы сказали - «толпа проблем». А если брать детские крестные ходы, есть ли такое ощущение этого события в душах детей, что они - грешники, что они совершают некий подвиг? Или для них это одно из торжественных мероприятий, в которых они участвуют?

Это воспитательное мероприятие для детей, которые участвуют в этих ходах.

- Проводится ли воспитательная работа, чтобы объяснить значение происходящего?

Дети, которые участвуют в крестном ходе 1 июня и в крестном сплаве по реке, - это не случайные дети. Они шли к этому крестному ходу определенное время, учась в воскресной школе, готовясь к сплаву, изучая маршрут, изучая иконы, которые будут у них в руках. Время подготовки - серьезный воспитательный момент. Вот дети в школу ходят, уроки делают, но зачем, для чего - не очень понятно. Чувствуется бесцельность, бессмысленность их существования. Они погружены в социальные сети, в свои детские проблемы. Есть такое ощущение несерьезности, виртуальности всего, что они делают. Когда ребенок одной ногой живет в виртуальном мире, он имеет возможность прикоснуться к настоящей жизни тогда, когда отправляется в крестный сплав по воде, оказывается в деревне. Городские жители видят другую реальность, совершенно других людей, жителей далеких сел и деревень. Для нас они сегодня как инопланетяне. Как меняются выражения лиц и поведение детей, когда они начинают беседовать с жителями этих деревень: совершенно другой говор, совершенно другое ощущение времени. Они проживают год, а кто-то два года своей жизни в том опыте, который приобретают: преодоление себя, общение с теми людьми, которых бы они никогда не встретили ни на телеэкране, ни в инстаграме. Они получают опыт доброделания. И знают: то, что они сейчас делают, - это добро. Оно приносит радость и утешение. На целый год они получают заряд энергии, потому что длительное пребывание в таком доброделании не проходит бесследно для души. И когда возвращаются в свои квартиры, в круг друзей и товарищей, они чувствуют, что было так хорошо, а теперь этого нет. Где это «хорошо»? Это «хорошо» там, где «двое или трое собраны во имя Мое», там, где Церковь. Люди, которые прикоснулись к продолжительному доброделанию, потом ищут возможность общения, продолжения этого доброделания в воскресной школе, в Церкви, на приходе. То же самое относительно тех детей, которые позавчера у нас прошли по улицам Екатеринбурга. Люди живут в городе, они знают, что жизнь городская - хаос, суета, что-то рекламируют, что-то продают. И то, к чему они прикасаются в Церкви, они не встречают на улицах, в переулках, на проспектах города. А здесь имеют возможность эту церковную, внутреннюю, сокровенную жизнь открыть перед окружающими людьми и быть не просто какими-то стоящими сбоку малышами, а это их миссионерское делание. Сам ребенок идет с крестом, с иконой, он поет Господу песни, гимны. Когда закончился крестный ход, дети подошли к часовне в честь святой Екатерины. Там когда-то был храм. К ним подходили ровесники, интересовались: «Ребята, а что у вас тут происходит?» И каково это юному хоругвеносцу рассказать и обосновать это так, чтобы заинтересовать сверстника серьезностью и благодатностью своего делания? Это, по сути, экзамен того, что он изучал в течение года в воскресной школе, или экзамен на веру и верность, которые он приобретает в храме. Одно дело - смутиться, застесняться: ведь все такие разодетые, раскрашенные, под музыку пляшут в День защиты детей, а мы как-то иначе себя ведем. А вот обосновать, не смутиться - это серьезное испытание. Если ребенок оказался на это способен, то есть надежда, что когда он завтра-послезавтра будет идти по улицам этого же города, проходить мимо храма, то не постесняется осенить себя крестным знамением. Когда он окажется в школе и будет видеть какое-то общественное злодеяние, кого-то из младших будут оскорблять, у него будет за что зацепиться, у него будет «уступчик» в душе, на который он сможет встать и не соскользнуть, не быть как все, а все-таки остаться личностью, которую мы видели здесь во время крестного хода. Это очень важно для окружающих и для участников крестного хода.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгородской области: «Христос говорил с фарисеями о посте. Они у Него спросили: «Почему Твои ученики не постятся?» Он сказал: «Как они могут поститься, когда с ними Жених. Когда Жених у них отнимется, тогда и они будут поститься». Жених - это Христос. И пост ради Него совершался. А Петров пост совершается ради апостолов? И почему пост именно в честь апостола Петра, почему мы обошли апостола Иоанна? Он-то один-единственный не убежал и не отрекался от Христа».

Христианин - это человек, который ищет возможности любую жизненную ситуацию использовать для душевного спасения. Мы постимся ради Христа: в Великий пост - ради Христа и в Петров - ради Христа. Мы же причащаемся Тела и Крови Христовых. Венец поста - это подготовка к Причастию Святых Христовых Таин, не Петра и Павла или Иоанна, а Христа. Поэтому пост называется Петровым, но это не значит, что мы постимся в честь Петра, и не значит, что мы не замечаем Павла или других апостолов. Давайте так рассуждать: во-первых, во время Петрова поста Церковь призывает христиан внимательно отнестись к Тому, о Ком свидетельствовали апостолы; во-вторых, устремиться к подражанию житий святых апостолов. Мы можем очень быстро скатиться в протестантизм: «Ничто не важно, важен только Иисус Христос и Евангелие. Больше нас ничего не интересует». Мы знаем, что таким мнимым сосредоточением на Иисусе Христе и на тексте Евангелия протестанты себя лишили огромного спектра духовных средств, которые Господь и Церковь дают человеку, христианину. Не хотелось бы идти этим путем и ограничивать себя. Господь избрал апостолов и послал их на проповедь, чтобы они разносили по всей земле весть об Иисусе Христе, о Евангелии. Иисус Христос мог сказать: «Я - главный. Веруйте в Меня, Я буду проповедовать по всей земле о Себе». Господь так не поступает. Он открывает Себя ученикам, апостолам, Он дает им в день Пятидесятницы Духа Святого, для того чтобы их слово было не словом человеческим, исполненным каких-то пороков и похоти, а словом божественным, исполненным силы Духа Святого. Дальше Он говорит: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». То, что мы знаем о Христе, мы знаем от апостолов. Не стоит ли хотя бы ради этого 2-4 недели посвятить тому, что говорили, писали, какую жизнь прожили и как ее окончили святые апостолы. Петров пост по традиции оканчивается 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Если вас смущает, что в этот день мы оканчиваем пост и двух апостолов возвеличиваем, а остальных унижаем, не расстраивайтесь. Поститесь до 13 июля, в этот день Церковь совершает память собора святых апостолов, всех двенадцати. Продолжите поститься еще один день и посвятите этот пост Иоанну Богослову, Иакову Зеведееву, Андрею Первозванному и прочим святым апостолам, которых, я не сомневаюсь, вы любите, почитаете, читаете и житию которых вы подражаете. Продолжите до 13-го числа, придите в храм на службу (в Белгороде, я не сомневаюсь, есть храм во имя собора 12 апостолов), это будет вашим добрым делом, добрым почитанием святых апостолов Христовых. Вы начали со слов: почему ученики Христовы не постятся, а Господь отвечает, что настанет время, когда отнимется Жених. Да, такое время настало. В среду Иуда предал Христа, в пятницу Господь был отнят у учеников, распят на Кресте. Поэтому каждая среда и пятница - постные дни. Христианин внимательно относится к среде и пятнице, не просто меняет рацион, а обращает внимание на то, какие богослужения совершаются. В пятницу всегда почитается Крест Христов, в среду - Матерь Божия. Внимание к этим деталям, безусловно, сделает и ваш пост, и пост любого человека более осмысленным и быстрее приводящим к Иисусу Христу. Очень бы я этого желал вам и себе.

Вопрос от телезрителя Артема из Сочи: «Во время богослужения мы молимся святым, чтобы они молили Бога о нас. Богородице мы молимся словами «спаси нас», хотя в Евангелии сказано, что Учитель у нас один - Христос. Почему мы молимся Богородице «спаси нас», а святым - «молите Бога о нас»?»

Такова традиция. Этим мы подчеркиваем особую роль Божией Матери в деле спасения человечества. Так Богу было угодно, что именно через избранную Деву пришел в мир Богочеловек Иисус Христос. Бог настолько доверился этой личности, этой Деве, что Она Его учила человеческой жизни, Она Его учила ходить, говорить, писать. Она была Его самым близким человеком на этой земле. Эта близость выразилась в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда Господь Сам пришел на землю в Гефсиманию для того, чтобы взять душу Матери Божией, а потом и тело и вознести на Небо. Эти особые отношения Божией Матери и Богочеловека, Ее Сына, Иисуса Христа, подчеркиваются тем, что к Ней мы видим особое отношение. Она - приведшая Спасителя в мир, послужившая делу спасения, мы к Ней обращаемся: «Матерь Божия, как Ты послужила для спасения всего человечества, так и прошу послужить делу спасения лично меня». Мы обращаемся к Ней: «Спаси нас». Но это нисколько не умаляет достоинства святых Божиих угодников.

Мы читаем житие святителя и чудотворца Николая о том, как он неоднократно спасал людей погибающих, которых готовились казнить отсечением головы мечом или которые тонули на корабле. Они молились не по молитвослову или чиновнику. У них был вопль, в котором сосредоточена вся вера: «Я погибаю, прошу помочь, спасти!» Такая молитва была услышана. Здесь, в этих словах «Пресвятая Богородице, спаси нас», «святые угодники Божии, молите Бога о нас», не догматическая компонента, а скорее мера участия Матери Божией и святых в нашей жизни и в деле нашего спасения. Мера Богородицы большая, нежели мера святых угодников Божиих, которые так же участвуют, так же помогают, но все же не в той мере, не в той степени, значении и близости к Богу и людям, как это явлено у Божией Матери. Но, обращаясь в тяжелой ситуации к почитаемому вами Божиему угоднику - святителю Николаю, святителю Спиридону, святому великомученику Георгию, святым Константину и Елене и другим, - вы нисколько не оскорбите Матерь Божию. Я думаю, вы будете услышаны и теми, чье имя призываете. Но это традиция, которая есть в Церкви, освященная тем, что этой традицией жили поколения людей до нас и в этой традиции они воспитались в святости и вошли в Небесное Царство. Для них нисколько не стала препятствием такая формулировка, чтобы веровать в Воскресшего Христа, Божию Матерь и святых угодников и подражать их житию. Это помогло им самим стать святыми и войти в Небесное Царство. Если мы, как христиане, будем с любовью принимать церковную традицию, как дети с любовью принимают тот язык, на котором разговаривают их родители, то это будет для нас спасительно.

Сегодня я шел по улице и увидел издалека красивую семью: папа статный, мама, скромно и красиво одетая, и двое ребятишек. И я слышу, что они «галдят» на среднеазиатском языке, я даже не знаю, какой это язык. Если бы я сначала услышал язык, то, может быть, у меня не лучшие мысли родились (на нашей земле не очень любят пришельцев из других стран). А я сначала увидел красоту этой семьи, эту любовь, которая присутствует. Они шли как одно целое. А когда приблизились, мне не осталось ничего другого, как прославить Бога: «Господи, слава Тебе, питающему и благословляющему всякого человека, живущего на земле». И если мы, как дети, воспринимаем ту традицию, которую наши предки своим потом и кровью принесли, сохранили, то мы приближаемся ко спасению. В Греции другая традиция, у коптов - третья. Они живут так, как приняли от своих отцов. Давайте же жить и спасаться в той традиции, которую для нас сохранила Православная Церковь.

Хочу вернуться к теме Дня защиты детей и к всероссийской акции в защиту и воспоминание тех детей, которые могли бы быть среди нас. Речь идет о нерожденных детях. В чем суть этой акции, как она проходила?

Всеми любимый пастырь, протоиерей Дмитрий Смирнов, который является председателем Патриаршей комиссии по делам семьи и детства, обращаясь к Святейшему Патриарху и обсуждая с ним тему абортов, получил от Патриарха благословение приложить все возможные усилия для того, чтобы эту беду, этот мор с нашей земли извести. И Патриарх, собственно говоря, благословил проведение 1 июня, в День защиты детей, особого молитвенного делания: прочитать покаянную молитву Богу нашему, Матери Божией, святым угодникам с просьбой эту чуму отвести от нашего народа, нашей страны, возжечь свечи на солее, чтобы обозначить, что в этом дне, в этой молитве присутствует некая исключительность. В Екатеринбурге были подготовлены 5 тысяч красных лампадок, на них нанесена информация об этой покаянной акции. Эти лампадки были розданы по храмам города, епархии, предупреждены СМИ. Таким образом, 1 июня священники обращались с амвона, говоря о том, что дети, которые находятся у мамы под сердцем, дети, находящиеся во чреве, - это полноценные живые граждане, что аборты - это убийство полноценных граждан. Мы должны защищать не только тех детей, которые живут, а тех, которые живут под сердцем у матери. Эти слова ретранслировались множеством телеканалов. Мы надеемся, что они были услышаны телезрителями. Есть надежда, что Господь все-таки слышит Церковь Свою и исполняет то, что мы просим. Люди узнали, услышали, устыдились того, что было совершено, или того, что намеревались совершить, - слава Богу! В храмах вся солея, все ступени, которые перед амвоном и слева и справа от него, были заставлены рядами горящих лампад. Мы понимали, что лампадки с огоньком люди принесли не просто так. У кого-то на совести один-три загубленных ребенка. У кого-то непротивление, содействие, глупые советы людям совершить это преступление. Видишь, как горят эти лампадки, и сердце тает; люди пришли. Надо было посмотреть в глаза этим людям, которые молились: столько горя и надежды было в них сокрыто, надежды на то, что когда души загубленных детей, которые предстоят перед Богом, встретятся с их душами, то встреча не будет такой страшной, за совершенный грех не будет низведения в ад. Все-таки будет надежда на спасение. Мы знаем, что Святейший Патриарх выступил с инициативой в Госдуме, чтобы аборты были исключены из системы обязательного медицинского страхования, чтобы не совершались аборты за счет государства, налогоплательщиков. Непросто такая инициатива проходит. Есть высокопоставленные люди, которые сопротивляются этой инициативе Патриарха. Но я очень надеюсь, что Господь, Который столько раз творил чудо на нашей земле, эту людоедскую практику из нашего народа изведет. Дети будут рождаться, воспитываться - и будут соблюдать Петров пост (эта традиция не уйдет из нашей жизни). Они тоже будут входить в Небесное Царство не как мученики, не сподобившиеся крещения и ожидающие встречи со своими горе-родителями, а так, как входили дети святых угодников Божиих.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Маслова

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...