Фонетические единицы русского языка
Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.
Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.
Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.
Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.
Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.
Ср.: му́ка – мука́ , о́́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).
Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр .― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр ? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).
1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;
2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;
3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.
Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.
Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.
Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.
Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.
Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.
Характеристика фонемы
Раздел фонетики изучает звуковую сторону русского языка. Фонетика, изучающая звуковую оболочку слов и предложений, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Звуки, представляющие собой колебания воздуха, относятся к области физических явлений и изучаются в акустике. Чтобы передать ту или иную мысль, люди должны произнести ряд звуков, составляющих звуковую оболочку тех или иных слов. Без такого голосового воспроизведения не может осуществляться речевое общение. С фонетикой связана графика, г.е. система буквенных знаков, принятых для обозначения на письме отдельных звуков русского языка. С графикой взаимодействует орфография, определяющая общие принципы и частные правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи.
При изучении звукового строя языка важно установить, какими фонетическими средствами и в каких условиях он располагает для передачи и разграничения значимых единиц речи. Фонема - крагчасйшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону) разных слов и морфем (значимых частей слова).
Существуют следующие фонетические средства:
Звук - членораздельный элемент произносимой речи. Он образуется с помощью органов речи. Во многих случаях слова различаются не несколькими, а всего одним звуком. Например, слово «мыть» отграничивается от слов, имеющих то же количество звуков, мыть - рыть - быть (различие в нервом звуке); мыть - мать - муть (различие во втором звуке); мыть - мыл - мыс (различие в третьем звуке).
Все звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки: [а], [о], [э], [и], [ыJ, [у].
Йотированные гласные звуки: e, ё[ jo], юЦу], я [ j а ].
Согласные звуки
Парные по глухости - звонкости :
[б], [и], [г|, [д], [ж], [з] - звонкие;
[и], [ф], [к], [т], [ш], , [ц], [ч], [щ] - только глухие;
[йJ, [р], [л], [м], [и] - сонорные (только звонкие).
Парные по твёрдости - мягкости :
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] - твёрдые;
, [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], К], [н’], [п’], Ip ], 1с’], [т’], [ф ], [х’] мягкие;
[ж], [ш], [ц] - только твёрдые;
[ч], [j], Iщ] - только мягкие.
Слог - это фонетическая единица, единица звучащей речи. В русском языке слогообразующим является гласный звук как наиболее звучный. В слове столько слогов сколько гласных звуков. Слоги могут открытыми и закрытыми. Слоги, оканчивающиеся на гласный звук, называются открытыми. Слоги с согласным звуком на конце называются закрытыми. Слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов. Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги - безударные. Слогораздел (граница слога) проходит между гласными предыдущего и согласными последующего слога: квар-ти-ра,рас-пи-са-ни-е. При сочетании двух сонорных (кроме «й») или двух шумных согласных слогораздел гот же: ком-па-та,
кре-стья-нин.
Если в слове последовательно встречаются сонорный, аза ним шумный согласный, то граница слога пройдёт между ними: пол-ка, май-ка.
При сочетании звука [йJ с сонорным слогораздел проходит между ними: тай-на , вой-па.
Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую может не совпадать: нельзя путать деление слов на слоги с делением слов для переноса. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова но слогам - лишь один из принципов.
Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике являются звуки человеческой речи, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.
Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяются из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.
Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее -
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.
Линейные единицы (сегментные)
В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычленить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. Отрезок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с предложением: Посади ты эту птицу, // - Молвил он царю,// - Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.
Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между паузами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются паузами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.
Фонетическое слово - часть фонетического такта (комплекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 - 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) - энклитиком. Клитики составляют одно фонетическое слово с соседним ударным - без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики - это безударные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являются энклитиками.
Слог в традиционной теории - это один или несколько звуков, произнесенных одним толчком воздушной струи.
Существует несколько теорий образования слогов:
1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);
2) «мускульная» (слоги образуются в результате последовательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);
3) слова, например, весна (24134):
Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна". 34 - 134.
4) тональная (слоги - это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).
В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.
При сочетании нескольких согласных на границе слогораздела приняты следующие правила слогоделения:
Группа шумных согласных между двумя гласными образует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.
2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонорные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).
Слог можно характеризовать по различным аспектам. Традиционная характеристика слогов следующая:
1. По отношению к ударению: ударный / неударный.
2. По звуку в начале и конце слога:
а) по начальному звуку:
Неприкрытый - начинающийся с гласного: a, at;
Прикрытый - начинающийся с согласного: ta, tat;
б) по конечному звуку:
Открытый - заканчивающийся гласным: a, ta;
Закрытый - заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:
1- й слог [у] - безударный, неприкрытый, открытый;
2- й слог [мой] - ударный, прикрытый, закрытый;
3- й слог [с’ь] - безударный, прикрытый, открытый.
Звук - наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.
Суперсегментные единицы фонетики
Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтагмы из ряда таких же единиц.
По характеру организации выделения фонетической единицы выделяют:
Экспираторное ударение - силовое, динамическое ударение, которое организуется силой выдоха и большим напряжением артикуляционных органов.
Тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.
Количественное (квантитативное) ударение - удлинение артикуляции гласного.
Качественное ударение - четкая артикуляция звука.
По выделяемой фонетической единице:
1. Словесное ударение - выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, разноместное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.
2. Фразовое логическое ударение - выделение голосом отдельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством организации смысла сообщения.
Интонация - ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:
1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или замедлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) изменением тембра и другими фонетическими средствами.
Функции интонации:
1. Синтаксические:
а) различать предложения по коммуникативным целям (повествовательные, побудительные, вопросительные);
б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.
2. Экспрессивно-стилистические:
а) выражение конкретных эмоций;
б) окраска различных функциональных типов речи: торжественной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.
3. Прагматические:
а) смыслоразличение фраз;
б) обозначение подтекста высказывания;
в) характеристика говорящего и ситуацию общения.
В интонационный рисунок любого языка включены паузы.
Пауза - перерыв речи (отсутствие звука).
Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обдумывания (могут стоять в любом месте).
ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
ЛЕКЦИЯ 6
ФОНЕТИКА – греч. Phone звук, phoneticos звуковой – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Содержание понятия «звуковой строй языка» составляют звуки и такие средства языка фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово и ударение.
Самой крупной фонетической единицей языка является фраза. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. В случае совпадении фразы с предложением, фраза рассматривается с точки зрения фонетики: какова интонация этой фразы, сколько пауз в середине этой фразы, в каком они месте.
Каждая фраза оформлена интонацией. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоты тона (повышение-понижение), ритме речи (сильные, слабые, долгие, краткие слоги), темпе речи (ускорение, замедление в протекании речи), внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания (мрачный, веселый). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей.
Интонация также помогает членить речь на синтагмы – интонационно-смысловые отрезки.
Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи, служащий в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Одновременно интонация включает в себя изменение интенсивности звучания, его темпа, изменение тембра, а также паузы. Звуковая сторона включает и звуки речи, их объединение в слоги, организацию слогов в речевые такты, словесные и фразовые ударения и, наконец, интонацию.
Интонация передает отдельные оттенки работы сознания и участвует в их формировании. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса, выделяют голос расслабленный: «Она такая добрая, милая», голос напряженный «она такая ловкая, энергичная», придыхательный «она такая прекрасная, божественная».
Интонация включает увеличение или уменьшение громкости произнесения отдельных участков фразы: «Какой у нее голос?», или «Какой у нее голос!» произносится по-разному, так как 1 – общий вопрос, а 2 - восклицательное предложение. Интонация различает предложения разных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказыванию, передает разные оттенки его эмоций.
Другое понятие звуковой системы – речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. С точки зрения фонетики, фраза делится на речевые такты, а не на слова. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или ее полному разрушению. Речевой такт в свою очередь распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в ней есть ударений. Итак, фонетическое слово – это часть речевого такта или фразы, если она не делится на такты, объединенная одним ударением.
В свою очередь фонетическое слово делится на -слоги – часть фонетического слова, произносимая одним выдыхаемым толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Образующим слог или слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, неслоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных.
Членение речи на слоги является одной из сложных проблем фонетики, так как слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а есть лишь результат артикуляций, дающих определенный акустический эффект. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласной – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем с конца 19в. появилась экспираторная (слог – выдыхательный толчок воздуха) и сонорная теории слога (слог – сочетание более звучного, сонорного элемента + менее звучный + толчок воздуха). Затем появилась мускульная теория – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения). И, наконец, артикуляционно-акустическая теория, где слог – минимальная произносимая единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.
Слог бывает открытым , если заканчивается на гласный, и закрытый если оканчивается на согласный.
Не слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением или словесным ударением. Выделение слога в разных языках характеризуется как:
Силовое – сила или интенсивность артикуляции
Количественное – достигается долготой произношения
В большинстве языков выделение слога определяется комбинацией этих явлений. Например, в русском языке.
Ударение в разных языках может быть фиксированным, падает на определенный слог – франц.язык на последний слог – или не фиксированным – англ., русский. Здесь оно подвижное – стол-стола, ‘import, imp’ort/
Слог делится на более мелкие фонетические единицы – звуки. – это предел акустического членения речи, ее мельчайшая единица. Звук, с одной сторон, является результатом артикуляционной деятельности человека, а, с другой, он является акустической сущностью, воспринимаемой на слух.
Каждому языку присуща специфическая фонетическая система, несмотря на то, что:
1. речевой аппарат носителя любого языка способен произнести любой звук
2. в основе существующих языков – одни и те же звуки.
В тоже время фонетическая система каждого языка самобытна.
Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).
Сегментные единицы
Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.
Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-
Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).
Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).
Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.
Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).
Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.
Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:
В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.
От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..
Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.
А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.
Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.
Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово
Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.
Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и
препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.
Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.
Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //
(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.
Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.
Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].
Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.
Суперсегментные единицы
Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.
Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ
релевантные научные источники:
- Ответы к экзамену по фонетике русского языка
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб
1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.
- Современный русский язык и его история
Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб
- Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб
I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.
- Ответы к экзамену по современному русскому языку
| Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб