Истоки героизма и предательства тарас бульба. Сочинение на тему «Измена Родине

героизм и предательство в повести".

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

Ход урока

І. Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

ІІІ. Работа над темой урока

    Анализ темы. Лексическая работа

    Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

    А как вы понимаете слово ПРАВДА?

    Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

    Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

    А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

    Работа с карточкой: записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

    Работа с образами. Обобщённая характеристика героев

    Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

    Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

    Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?

    Аналитическая беседа

    И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

    Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.

    А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)

    А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

    Коммуникативно – ситуативное задание

    Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

    Продолжение беседы

    А кто же из братьев чтит товарищество?

    В чём это проявляется?

    А что мы можем сказать об Андрие?

    Как вы оцениваете поступок козака?

    Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

    Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

    Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

    А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

    Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

    А почему же погибает сам Тарас Бульба?

IV. Итог урока

    Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

    Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

    Оценивание

V. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)

«Исследуем» путь предательства Андрия

Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги)

Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…») Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой)

Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней)

Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага)

Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.)

Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…)

Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой?

Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе увлечение красотой полячки увлечение битвой, забвение в ней товарищей уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины.

Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

Ролик о смерти Андрия

Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп?Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Задание группам:

1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.

3 группа «Чёрная шляпа пессимиста» : Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.

Отношение к родине – одна из основных тем классической литературы, которая может раскрываться разнопланово. Здесь есть место любви и ненависти, героизму и подлости, верности и измене. Отчизне посвящены многие стихи и поэмы, рассказы и очерки. Пожалуй, повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» является наиболее ярким примером рассуждений о верности и измене родной стране. Интересно, что произведение можно рассматривать с двух сторон: история Запорожской Сечи и жизнь казаков, а также история жизни Тараса Бульбы, его личная трагедия. Поэтому аргументы для итогового сочинения из этой книги порадуют читателя разнообразием.

  1. Уже в начале произведения главный герой, Тарас Бульба, предстает перед читателями сильным и волевым человеком. К нему возвращаются сыновья после учебы, и он проверяет их на прочность – начинает с ними драться, а после, будучи довольным своими детьми, объявляет, что они завтра же вместе отправятся в Запорожье биться с «татарвой». Тарас бережет уклад казацкой жизни, жизни сел, а также, по словам Гоголя, считает себя законным защитником православия. Он поссорился со всеми своими товарищами, которые начали склоняться к польскому укладу жизни, называл их слугами польских панов, которые променяли простую казачью жизнь на роскошь и светские развлечения. Этот образ символизирует верность себе и своему народу, ведь старый казак лишился семьи, погиб сам, но не предал свои убеждения.
  2. Одним из самых противоречивых героев повести является младший сын Тараса, Андрий. Он очень талантливый боец, получающий удовольствие от битвы, но у него нет той высокой цели, которая есть у его отца. Андрий не похож на казаков: он «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он влюблен, но не в Родину, а в прекрасную полячку, которая, как он думал, отвечала ему взаимностью; влюбился он еще до того, как поехал воевать в Запорожье. Андрию приходится делать выбор: с одной стороны, он должен защищать родную землю, помогать своим товарищам и семье; с другой – его ждет страстная любовь, о которой он мечтал, ведь прекрасная полячка даже снилась ему. Поэтому он делает фатальный выбор в пользу панночки, предав отца и Сечь. Эта измена, тем не менее, имеет под собой веские основания: герой боялся изменить себе, поэтому пошел против окружения и традиций, подавляющих его индивидуальность.
  3. Старший сын главного героя Остап, в отличие от Андрия, на своего отца как раз похож. Он не выступает таким ярким бойцом в повести, как Тарас, но он предстает прямым продолжателем его идейности. Товарищи уважают Остапа за принципиальность и твердость духа. Пожалуй, самым эмоциональным эпизодом, связанным с ним, является его смерть: его вместе с другими казаками его взяли в плен, и стали ломать им кости. Но герой встречает смерть достойно: ему страшно, но он не чувствует, что его гибель напрасна, он ни на миг не засомневался в правильности своих действий. Одно только его расстраивало: он не видел казацких лиц, только вражеские. Поэтому он и восклицает: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?» И когда Тарас ему отвечает, что он здесь, и тогда Остап чувствует облегчение, потому что вместе с ревнителем казацкого благочестия жива его вера и праведна его преданность долгу. В образе Остапа воплотилась верность Родине, нашедшая себя в самоотверженном служении отечеству.
  4. Измена родине начинается с потери национальной идентичности. Так было и с Андрием. Он переступает законы Запорожской Сечи, которым верны остальные казаки, и которые определяют их поведение. Основным законом можно считать утверждение, что Сечь – родная земля, дом, который нужно защищать любой ценой. Это же относится и к религии. Кроме того, казаки очень много смысла вкладывают в понятие «товарищество». Предать своих товарищей для них немыслимо. В одной из глав Тарас восклицает: «Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества…». Поэтому воины, порой безрассудно, готовы напасть на врагов, чтобы освободить своих соратников. Андрий нарушает все эти законы, за что и расплачивается жизнью: отец убивает его, причем главный герой до последнего не понимает, как его сын мог предать семью и веру. Такова расплата за отступничество от Родины и ее традиций: изменник перестает быть товарищем и не может рассчитывать на прощение.
  5. Тарас остается преданным своей Родине до самого конца. В финале произведения мы видим, как его сжигают на костре заживо, но он все равно, несмотря на боль, не отступает от своей православной веры, от верности товарищам и родной земле. Тарас на войне потерял обоих сыновей, а в конце – и свою жизнь, но он не жалеет ни о чем, для него это праведная битва, ради которой можно принять даже смерть: он не почувствовал отчаяния, когда его поймали ляхи, потому что невдалеке заметил казаков, которые уже успели отплыть на безопасное расстояние. «И вспыхнули радостные очи у старого атамана», — пишет Гоголь. Бульба верит, что дружина продолжит его дело и победит врагов. Это и есть преданность идеалам, когда человек верит в правильность своих принципов и действий, поэтому отстаивает свою правоту до последнего вздоха.
  6. На примере повести «Тарас Бульба» видно, что отношение к Родине может быть неодинаковым. Даже сам смысл, который закладывается в это понятие, у многих различается. Гоголь показывает читателям столкновение между родными, но абсолютно разными людьми. Если анализировать образ Тараса Бульбы, то получается, что иначе, как убить своего сына, он поступить не мог: Андрий нарушил все законы Сечи, более того, он нарушил принципы, которым Бульба-старший был верен и которые так берег. С точки зрения сына, все иначе, ведь он сохранил свои принципы, свою любовь, свою личность, то есть был верен себе. Возможно, автор специально вынес тему предательства и личную трагедию на передний план, потому что чувствовал: тема верности и измены всегда будет неисчерпаемой и, увы, актуальной.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенно глубоко тема измены Родине затронута в произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь широко раскрывает тему предательства и измены Родине на примере сына Тараса Бульбы Андрия, который ради любви к женщине идёт на измену Родине.

Тарас Бульба и его старший сын Остап готовы сражаться с врагом до последней капли крови, они не станут отсиживаться за спинами других воинов. Тарас Бульба – отважный воин, готовый на всё ради защиты своей Родины.

Младший же сын Андрий наносит отцу, брату и своим боевым товарищам удар исподтишка. Полюбив польскую красавицу, молодой человек переходит на сторону врага.

В повести «Тарас Бульба» пример верности показывают старый атаман и Остап, а вот для Андрия любовь к женщине оказалась превыше чувства долга перед Отчизной. Этот поступок не остался безнаказанным: его отец Тарас Бульба переступает через себя и убивает своего сына. Конечно, старому казаку было очень тяжело убить свою кровинушку, но намного тяжелее Тарасу Бульбе был тот позор, что Андрий предал казачье братство.

В конце повести погибают и Тарас Бульба, и Остап. Тарас жертвует собственной жизнью во имя товарищей, он показывает настоящий пример героя, превозмогающего физическую боль и в последние минуты своей жизни думающего ни о себе, а о спасении своего войска, своей Родины.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Измена Родине» читают:

Поделиться:
  • Тарас Бульба - главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий - его сыновья - продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они - эти герои

  • Проверка (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки - таблица - характеристика героев - «+» и «-» черты)

  • Проблемный вопрос
  1. Аналитическая беседа
  • И Тарас, и Остап, и Андрий - это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?
  • А что же говорит младший сын Тараса - Андрий? (зачитать)
  1. Коммуникативно - ситуативное задание
  1. Продолжение беседы
  • В чём это проявляется?

IV. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы.Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью - принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

  1. (карточки - ответы на проблемные вопросы)
  1. Оценивание

V. Домашнее задание.

Н. В. Гоголя (по вариантам)

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Две правды в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Товарищество, героизм и предательство в повести". »

Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. №9

Конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

« Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество, героизм и предательство в повести»

Учитель Быкова Л.С.

Краматорск, 2014

Тема . Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Товарищество,

героизм и предательство в повести.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, справедливости, ответственности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний (итоговый урок)

Ход урока

І . Организация начала урока

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Любая эпоха, в которой появляются герои свого времени, богата разнообразием характеров, соответствующих духу времени. Так, Н.В. Гоголь, изображая военные события эпохи Запорожской Сечи 15 -17 веков, выдвигает личностей сильных, мужественных, самоотверженных, привыкших к сражениям, битвам и готовых защищать своё Отечество. Главная ценность таких людей – чувство веры и патриотизм. Для такого человека на войне были только два цвета, которые он различал – чёрный и белый – свои и враги. Воин не видит оттенков.

Итак, сегодня мы подводим итоги и обобщаем всё то, что уже было сказано на предыдущих уроках. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни наши предки – козаки и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

На партах у вас лежат индивидуальные карточки, которые вы будете заполнять в течение урока, а значит каждый из вас получит сегодня оценку.

ІІІ. Работа над темой урока

    Анализ темы. Лексическая работа

    Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово первой части?

    А как вы понимаете слово ПРАВДА?

    Заслушивание словарной статьи к слову ПРАВДА (подготовленный ученик)

    Подберите синонимы к слову ПРАВДА.

    А какие же можно выделить текстовые синонимы к этому слову? Для этого нам необходимо вспомнить те фразеологизмы, которые есть в тексте со словом ПРАВДА (поступать по правде, служить верой и правдой)

    Работа с карточкой: записать самостоятельно 4-5 синонимов к слову ПРАВДА.

ВЫВОД: итак, слово ПРАВДА – ключевое понятие нашего урока.

    Работа с образами. Обобщённая характеристика героев

    Тарас Бульба – главный герой, именем которого названа повесть, а Остап и Андрий – его сыновья – продолжение Тараса, его жизни, его ожиданий.

Давайте вспомним, какие они – эти герои

    Проверка творческого индивидуального домашнего задания (сочинение, сенкан, кластер)

(во время заслушивания работ ученики самостоятельно заполняют карточки – таблица – характеристика героев – «+» и «-» черты)

    Проблемный вопрос : соответствует ли каждому герою имя, подобранное ему автором?

    Аналитическая беседа

    И Тарас, и Остап, и Андрий – это козаки, для которых товарищество и Отчизна должны стоять на первом месте. Так ли это? Кто из героев говорит о товариществе?

    Выразительное чтение наизусть монолога Тараса Бульбы о товариществе.

    А что же говорит младший сын Тараса – Андрий? (зачитать)

    А важно ли товарищество сегодня? Как вы понимаете это слово?

    Коммуникативно – ситуативное задание

    Что бы вы могли сказать нашим современникам, чтобы объединить их общей идеей и призвать к действиям, к активной жизненной позиции?

    Продолжение беседы

    А кто же из братьев чтит товарищество?

    В чём это проявляется?

    А что мы можем сказать об Андрие?

    Как вы оцениваете поступок козака?

    Реально ли требовать, чтобы человек во имя долга предал любовь?

    Как заканчивается жизнь Андрия? Справедливый ли суд творит Тарас Бульба?

    Жаль ли вам молодого козака? В чём его трагедия?

    А что же случилось со старшим сыном? Зачитайте описание казни Остапа.

    Почему Тарас присутствует на казни сына? Мог ли он поступить иначе?

    А почему же погибает сам Тарас Бульба?

IV . Итог урока

    Заключительное слово учителя

Действительно, героический народный дух воплощён в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала украинская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Возможно, подвиг Тараса Бульбы, рассказанный нам Гоголем в художественной форме, кажется многим надуманной, преувеличенной историей, но если мы обратимся к историческим событиям 20 века и вспомним ВОВ, то убедимся, что такие люди, как Тарас Бульба, есть в реальной жизни.

И наша главная задача быть благодарными этим людям за их подвиг и жить согласно принципам, которые они провозгласили своей жизнью и смертью – принципам справедливости, правды, товарищества, честности и патриотизма.

    Выполнение творческого задания (карточки – ответы на проблемные вопросы)

    Оценивание

V . Домашнее задание .

Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Сборник «Миргород»

Н. В. Гоголя (по вариантам)

24.01.2014 Ученик (ученица) 7-А __________________________

Две правды в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Героизм, товарищество и предательство в повести

ПРАВДА - _________________________________________________________________



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...

© Школа строителя. Строим, чиним, ремонтируем IKCN.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.