Алексей, человек Божий – преподобный, но не монах. Алексий человек Божий. Икона на холсте

Преподобный Алексий, человек Божий, своим примером показал образец людской терпимости и смирения в течение многих лет своей жизни.
Алексий поможет в поиске праведного жизненного пути, он помогает людям не забывать о Боге и не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям. Ведь именно эти пристрастия- самый главный корень зла на Земле.
К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Он поможет уберечь от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕГО

Преподобный Алексий, человек Божий, родился (в IV веке) в Риме в богатой семье. Его отец, Евфимиан, был крупным чиновником, он отличался добротой, милосердием к больным и страждущим, и часто устраивал у себя дома благотворительные обеды для бедных людей.
У благочестивых супругов долго не было детей, но Бог смилостивился и послал им сына, которого нарекли Алексием (в переводе с греческого «защитник»). На радость родителям, ребенок рос здоровым и прилежным в учебе.
По достижении совершеннолетия Алексий должен был вступить в брак. Родители выбрали ему девушку царской крови, очень красивую и богатую. Сразу же после свадьбы, святой Алексий отдал молодой жене свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
На корабле Алексий прибыл в Лаодикию Сирийскую, здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Родственники святого Алексия, расстроенные его исчезновением, организовали поиски. Их слуги были и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы, даже подавали милостыню святому Алексию, но не узнали его. Через какое-то время поиски прекратились. Родные, скорбя и тоскуя, смирились с его пропажей и положились на волю Божию.

Семнадцать лет преподобный Алексий находился в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая однажды явилась во сне церковному служителю и открыла ему, что нищий Алексий есть человек Божий.
Через какое-то время жители Эдессы стали почитать его за святого и тогда Алексий решил покинуть город. Он задумал направиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором находился преподобный Алексий, попал в шторм и сбился с курса. Долго находились они в пути, пока наконец, изможденные путники не пристали возле Рима.
Святой Алексий, поняв, что это промысел Божий, направился к дому отца своего, он был уверен, что его не узнают.
Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о родных его, пребывающих в странствии. Тот радушно принял нищего, дал ему ночлег в сенях своего дома, велел кормить его едой с хозяйского стола, и даже приставил слугу для помощи ему. Многие слуги стали завидовать этому нищему, оскорбляли его, делали гадости, но преподобный Алексий считал эти козни дьявольским наущением, не реагировал на них. Он даже принимал все их издевательства со смирением и радостью.
Как и ранее, он питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так он прожил еще семнадцать лет. Когда приблизился час его кончины, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра произошло чудо. От святого престола изшел глас свыше:

«Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его».

Весь народ в ужасе и восторге пал ниц, а в четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас:

«В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».

Тогда же, в храме находились римский император Гонорий (395–423) и папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к отцу Алексия, Евфимиану, но тот ничего не смог пояснить. Тогда слуга, который был приставлен к святому Алексию, рассказал всем о его праведности. Евфимиан направился к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. А в руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.
Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта (по старому стилю) 411 года.
Мощи святого были обретены в 1216 году, его житие с древних времен стало одним из самых любимых на Руси.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ

Ублажаем тя, преподобне отче Алексие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

ВИДЕО

30 марта Церковь вспоминает преподобного Алексея, человека Божия. О его необычном житии и популярности имя Алексей в нашем материале.

Значение имени Алексей

Алексей, человек Божий. Икона

К греческому глаголу «ἀλέξω» - «защищать», «отражать», «предотвращать» восходит такое популярное в России имя как Алексей. Еще до рождения у первого русского царя Михаила Федоровича Романова сына Алексея, имя это было известно. Но только при Алексее Михайловиче впервые была составлена служба святому Алексею человеку Божию, а в Москве и других городах стали появляться новые храмы в честь святого Алексея.

Так по царскому приказу в подмосковном селе Копытово (владении вдовой княгини Трубецкой), куда царь частенько наезжал, чтобы поохотиться, был построен путевой дворец с деревянным храмом в честь святого Алексея человека Божия. Это произошло около 1646 года. Во дворце царь останавливался, когда отправлялся на богомолье в Троице-Сергееву Лавру. Со временем село стало любимейшим местом государя (с 1670 года дворцовым), куда он приезжал со всей семьей. Не столько от имени владельца, сколько по названию храма, село вскоре стали называть Алексеевским. Название это сохранилось до сих пор. Здесь же в Алексеевском в 1682 году была возведена каменная церковь в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Когда деревянный храм в честь святого Алексея человека Божьего обветшал, его разобрали. Престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, где и сейчас в одном из пределов находится образ святого преподобного Алексея человека Божия.

Алексей, человек Божий

В семье знатных римлян и благочестивых христиан Евфимиана и Аглаиды родился долгожданный сын. Произошло это в начале V века. Родители воспитывали как христианина. Своим примером учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Ежедневно в своем доме они накрывали столы для вдовиц и сирот, странников и нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу. Когда наступило совершеннолетие, Алексей был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Но Алексей сразу после свадьбы отдал невесте обручальное кольцо. И со словами: «храни это, и да будет между нами Господь, пока Он не обновит нас своею благодатью», покинул молодую жену и отправился в Малую Азию. Через Сирию Алексей достиг города Эдессы (нынешняя Турция), где раздал все свое имущество нуждающимся. Сам переоделся в лохмотья нищего и стал просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы. Семнадцать лет провел Алексей, молясь ночью, а днем собирая милостыню. Питался только хлебом и водой. Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексея. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексей был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.

За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексея праведником, человеком Божиим. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул город Эдессы и сел на первый уходящий корабль. Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарс (родина апостола Павла), Алексей оказался у берегов Италии, недалеко от Рима. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Эвфимий и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим – в отдельном маленьком домике на территории своего владения. Еще семнадцать лет провел Алексей в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого. Жить в доме родителей Алексею было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.

Когда пришло время, и святой Алексей почувствовал приближение конца, он взял свиток и подробно описал свою жизнь.

В это же время в соборе святого Петра при большом стечении народа был слышен голос, призывающий найти человека Божия, который может помолиться о Риме. Все те, кто слышал этот голос, недоумевали, где искать праведника. Это же чудо произошло и во второй раз, но уже в присутствии императора Гонория. Все услышали голос, указывающий искать праведника в доме Евфимиана. Слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Однако, в живых святого Алексея уже не застали, но нашли с сияющим неземным светом лицом и свитком, крепко сжатым в руках. Только после того, как император встал на колени и просил святого разжать руки, удалось взять записку, в которой подробно была изложена история святого Алексея. Отец, мать и невеста были потрясены праведностью сына и мужа и долго рыдали у его тела. Вскоре тело святого Алексея перенесли на соборную площадь. Сюда стал стекаться народ, происходило множество чудесных исцелений. Сам император Гонорий среди прочих нес святые останки к месту упокоения. Погребен Алексей человек Божий был 30 марта в храме святого Вонифатия, где когда-то венчался со своей невестой.

Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных.

Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Золотая легенда и почитание Алексея человека Божия

Царь Алексей Михайлович

Почитание святого Алексея пришло в Россию из Византии, однако и в Западной церковной традиции святой Алексей был значимой фигурой. Его житие и сюжеты из его жизни легли в основу многих произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в России, в царствование Алексея Михайловича, о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания.

Алеша – герой России и Болгарии

Разведчик Алексей Скурлатов

Белеет ли в поле пороша,

Пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша,

Алёша, Алёша,

Стоит над горою Алёша –

Болгарии русский солдат…

Советская эпоха дала миру новых героев. В 1967 году Краснознаменный ансамбль имени Александрова впервые исполнил песню, посвященную советскому воину-освободителю Алеше. Десятью годами ранее, в 1957 году, в болгарском городе Пловдив был установлен одноименный памятник. Песня «Алеша» на слова Константина Вашенкина и музыку Эдуарда Колмановского, стала не просто популярной в СССР – это был настоящий хит, и гимн города Пловдив, где песня ежедневно исполнялась по местной радиостанции. Прототипом одиннадцатиметрового монумента стал рядовой Алексей Скурлатов. В сентябре 1944 года он участвовал в Болгарской операции, был разведчиков и связистом, прокладывал телефонную линию между Плодивом и Софией. Алеша стал национальным героем, собирательным образом. О его подвиге учителя рассказывали школьникам, журналисты писали в газетах, и родители называли своих детей в честь героя. Вплоть до середины девяностых годов имя Алексей было в тройке самых популярных имен в стране. Но времена меняются, а герои уходят. В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном болгарского города, тогда же совет общины Пловдива потребовал демонтировать символ «советской оккупации». Памятник «Алеше» пытались снести в 1989, 1993, 1996 годах, однако Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй Мировой войны и не может быть уничтожен. Впрочем, имя Алеша хотя и сместилось в рейтинге популярности на двенадцатое место, но не покидает его уже более двадцати лет.

Преподобный Алексий, человек Божий (Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ) (около 411). Один из самых почитаемых в православном мире святых.
Память 30 марта по новому стилю / 17 марта по старому стилю (в западной традиции - 17 июля, в сирийской - 3 ноября).

Житие
Родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.
Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция
Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V - в начале VI века.
Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя — Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около X века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В X веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).
Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (немецкая, старофранцузская, провансальская, древненорвежская), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегрузинская и древнеармянская). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Почитание и мощи
Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с V-VI века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X веку. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с 987 года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия. В 1216 году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен.
В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).
В греческом монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Святой Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат. В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.
Как и в Европе, на Руси Алексий человек Божий стал героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671-1674 годах служба Алексию человеку Божию.
Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, который первоначально находился на Остоженке, в 1547 году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в 1837 году — в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853-1858 годов сохранилось, в нем ныне находится Дом детского творчества).

В 1642 году в подмосковном селе Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия (конец XIX-начало XX века).
В 1855 году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 года; во Пскове — храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе (построен до 1697 года); в Твери — надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в Вологде — надвратный храм Горнего Успенского женского монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале — придел Петропавловской церкви близ Покровского монастыря, построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует женский монастырь Алексия, человека Божия.

Исследование
Изучение агиографической традиции, связанной с Алексием человеком Божиим, началось с первой научной публикации латинского жития болландистами в ActaSS. Тогда было замечено, что в приведенной там же в латинском переводе арабской версии отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.— «господин князь»).
Г. Массман и Д.В. Дашков исходили из того, что сказание об Алексии человеке Божием имеет Константинопольское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сирийской версии жития впервые высказали в 1889 году Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сирийского понимания святости.
Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о прп. Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V века, совпадают с житием Алексия человека Божия — побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие Алексия человека Божия далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Древнейшая славянская пространная версия жития, восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций, была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам, а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.
Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия, восходящие к латинским оригиналам. В XVII-XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 года Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е годы XIV века,- в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 года (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексия человека Божия; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547-1551 годов Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митрополит Московский.

С древних времен почитают святого Алексея. Это Божий человек, который не был пострижен в монахи, однако причислен к лику преподобных.

«О Великий Христов угодник, святой Божий человек Алексей, моли Бога о нас!» - так может звучать краткая молитва, которую можно читать ежедневно любому человеку о защите своего дома, семьи, города и государства в целом. Можно просить помощи и защиты в опасных житейских ситуациях, на море и на суше, в зоне военных действий и просто утром, на день грядущий.

Имя

Защита, отражение, предотвращение - все эти слова характеризуют Алексея. Это имя занимает особенное положение на Руси. В православном календаре день святого Алексея встречается не один раз, есть несколько святых с таким именем. Православные верующие особо почитают сына Романовых - царевича Алексея. Царевича Алексея и преподобного связывает невидимая нить. Ведь только при нем стали служить в храмах специальную службу и строится храмы с именем святого.

Например, по приказу царя Михаила Романова, в селе, входящем в собственность княжны Трубецкой, был построен храм имени преподобного. Это село носило название Копытово, а позже переименовано в Алексеевское. Здесь царь проводил достаточно времени, охотясь и просто отдыхая с семьей. Именно из этого места он отправлялся на богомолье в Со временем деревянная церковь обветшала, и ее разобрали. Престол же перенесли в построенный каменный храм Тихвинской Божией Матери, где теперь есть Алексеевский придел.

Корни

Сам святой Алексей имеет римские корни. Его родители были благочестивы, имели знатное происхождение. Отца звали Евфимиан, а мать - Аглаидой. Рождение долгожданного сына римской четы пришлось на 5-й век. Алексей воспитывался в христианских традициях, на примере родителей, которые постоянно помогали нищим, вдовам, странникам, сиротам и всем, кто нуждался в их помощи. С юных лет он хотел служить только одному Богу, однако, когда достиг возраста совершеннолетия, вынужден был обручиться с молодой девушкой из знатных.

Но не прожив с ней, сразу молодой жених отдал невесте свое кольцо. «Пусть между нами будет Господь…» - сказал Алексей, дав понять жене, чтобы она хранила кольцо, пока Бог не обновит их своей благодатью. Сказав сие, он отправился в Азию, где раздал все, что у него было, и принял облик нищего.

Теперь Алексей, святой человек, стал простым нищим, просящим возле храма подаяния. Ночи он отвел для горячей молитвы к Богу. Так длилось на протяжении семнадцати лет. Едой преподобному служили только вода с хлебушком. Нельзя описать радость, испытанную им при принятии милостыни от собственных слуг, которые находились в поисках пропавшего господского сына и промыслом Бога оказались в этих местах.

Слуги не узнали хозяина в исхудавшем нищем, просящем подаяния у храма. Алексей прослыл человеком Божиим и праведником среди местного населения. Дабы слава не зацепила его сердце, он решил покинуть это место и отправился из Эдессы, города, где провел все это время (сегодня это современная Турция), куда глаза глядят, сев на первый попавшийся корабль, который направлялся в Тарс (на родину апостола Павла).

Промысел Божий

Но промыслом Божиим святой Алексей не попал в место назначения. Сильная буря изменила ход корабля, и он оказался снова в Риме. Придя к себе домой, он не был узнан своими родителями, женой, слугами… Но они с радостью приняли странника и предоставили ему место в своих владениях. Так праведник провел еще семнадцать лет, подвергаясь всяческим издевкам со стороны слуг, которые отбирали у него пищу, присылаемую богомольцу с господского стола. Нельзя сказать, что святой прожил эти годы легко, наблюдая со стороны за родителями и женой, которые скорбели о пропавшем Алексее…

Смерть

Почувствовав приближение смерти, святой Алексей, человек Божий, описал подробно свою жизнь. А в это же самое время народ услышал глас Бога в самом соборе Святого Петра, который призывал найти человека Божия, способного помолиться о Риме. Люди были в недоумении, как услышали второй раз призыв Бога. Это произошло уже в присутствии самого императора Гонория. Голос указал на дом господина Евфимиана, где слуги подтвердили о присутствии в нем нищего, который творит непрестанную молитву и смиренно сносит все унижения. Придя в дом к Евфимиану, люди увидели почившего смертью праведника Алексея, лицо которого сияло, а в руках был свиток с описанием всей его жизни.

Первые чудеса

Долго рыдали родители и жена у тела святого. Они были поражены его праведностью. А свиток в руках Алексея был так зажат, что никто не мог его взять. И только после того, как сам император смиренно встал на колени перед телом праведника и просил его разжать руки, дабы взять написанное, свиток стал доступен для прочтения.

После того как тело подвижника было перенесено на соборную площадь, к нему потекли потоки паломников, многие из которых получили чудесные исцеления. Останки святого нес даже сам император. Погребен богомолец был тридцатого марта в церкви Святого Вонифатия. Теперь это День святого Алексея. Именно здесь он когда-то венчался со своей женой. Так святой Алексей, не приняв монашеского пострига, достиг праведности и почитается как великий подвижник, получивший лик преподобного.

Почитание

До десятого века почитание святого распространялось в основном по православному Востоку. С десятого века его имя появляется в святцах Рима. В 1216 г. были обретены мощи святого. Они положены под престол храма, расположенного на Авентинском холме. Хотя сама церковь еще с 986 г. носила имя святого Вонифатия и Алексея. Ниже расположено фото святого Алексея, изображенного на иконе. Сегодня мощи святого разделены и хранятся в разных частях православного мира. Существуют предания о подаренной императором Мануилом вторым греческой обители Агиа-Лавра главе Алексея, о похищении новгородским купцом руки праведника из Софии и другие. В 2006 г. в Иоанно-Предтеченский монастырь прибыла частица мощей, подаренная итальянской стороной.

В Западной Европе имя святого быстро приобрело известность, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, прибывшим сюда с Востока. Первым европейским произведением стала поэма, написанная лангедойским диалектом французского языка, автором которой стал Тибо Шампанский.

Прославление образа

В России образ святого, его жизнь и подвижничество вдохновили художников и писателей на создание различного рода произведений. Его почитание пришло из Византии. В Средние века приобрела большую популярность книга «Святые сказания», автором которой был Иаков Варагинский. В народе это сочинение известно больше под названием «Золотая легенда». По всей Европе было известно об этих легендах. В книге было описано двести житий святых, среди которых был и праведник святой Алексей. Сочинения были переписаны в монастырях на разные языки: от каталонского, немецкого до польского.

«Золотая легенда» не раз подвергалась критике во времена Реформации, но при этом по популярности она уступала только Библии. Вплоть до семнадцатого века на основе сказаний из «Золотой легенды» было созданы множество икон, картин, гравюр, фресок, ораторий, опер и других произведений искусства. Среди них весомое место занимает святой Алексей. На Руси в это самое время, при царствовании Алексея Михайловича, было сложено множество песен, стихов и сказаний, посвященных праведнику.

Времена СССР

Но и в последующие годы имя Алексей было прославлено. Например, во времена Советского Союза героев с именем Алексей было достаточное число. Была даже написана известная песня «Алеша», авторами которой стали и Эдуард Колмановский. Алеша - это был собирательный образ, национальный герой не только для русских, но и для болгар. Песня «Алеша» стала гимном города Пловдива, а рядовой Алексей Скурлатов стал прототипом для одиннадцатиметрового монумента. Он был участником военной операции 1944 года в Болгарии, разведчиком и связистом телефонной линии между Софией и Пловдивом.

Забвение

К сожалению, после определенных событий в 1989 году песня «Алеша» перестала играть ежедневно на радиостанции города Пловдив. Местная община требовала снести и монумент как признак «советской оккупации». Однако по решению болгарского Верховного суда памятник не тронули, оставили его как символ Второй мировой войны. Имя Алеша до сих пор является очень популярным среди славянского населения, особенно в России и Болгарии. А в известном городе Харькове в честь святого назван целый район - Алексеевка. Там же находится и источник с одноименным названием.

Иконография и церковные службы

Касательно иконографии можно сказать, что первая икона Святого Алексея относится ко временам восьмого века. Он был изображен на фресках Римского храма Святых Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. Русская иконопись характеризуется некоторым сходством в образах святого Иоанна Предтечи и праведника Алексея. В Европе иконопись в основном изображает сцены из жизни богомольца, согласно сказаниям, описанным в разных источниках. Чаще всего изображаются римский папа с преклоненными коленями перед почившим святым и слуги, выливающие грязную воду на нищего Алексея.

На службах в церкви православный святой Алексейупоминается в студийной редакции миней и при чтении специального канона, составленного Иосифом Песнописцем. В отличие от православной церкви, католическая исключила празднование святого из нового календаря.

Это произошло в ходе реформаторского движения. Теперь этот день необязателен для празднования, но стал памятным и торжественным для монастырей и орденов, носящих имя праведника. Однако святой Алексей житие свое прожил так не для прославления себя, а для возможности соединиться со своим Небесным Отцом, творцом всего видимого и невидимого, даятелем жизни и света, любви и добра.

Молитвенные воздыхания

По всему христианскому миру слышны воздыхания к Богу и просьбы, обращенные ко святому. В православии это особенный праведник, к которому ежедневно обращаются верующие. Известно множество случаев исцеления и других чудес, которые проявляет Бог по отношению к людям, в сердцах и устах которых звучит молитва святому Алексею, просьбы помочь, обращенные к праведнику, стяжавшему у Бога великую благодать своей подвижнической жизнью.

Эта молитва описана во многих православных молитвословах и других источниках. Их можно приобрести в церковных лавках, православных храмах, можно найти на электронных ресурсах в интернете. Однако, даже если у вас нет ее под рукой, вы всегда можете в глубине своей души в сердечной молитве обратиться к святому за помощью. Скажите своими словами все то, что наболело, обратитесь к нему как к другу и живому предстоятелю пред Всевышним. Будьте уверены: ваша просьба будет обязательно услышана, и, если она не противоречит Божьему закону, если она не будет направлена во вред другим или самому себе, Бог обязательно ответит на просьбу святого Алексея о вашей нужде.

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: "Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь". А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Переподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин.

Родные всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем. Матерь Божия через Свою святую икону повелела: "Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем". Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402-417) в присутствии императора Гонория (395-423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы" (). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: "Ищите человека Божия в доме Евфимиана". Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Иконописный подлинник

Кипр. XVI.

Св. Алексий. Фреска собора монастыря прп. Неофита Кипрского. Кипр. XVI в.

Византия. XI.

Преставление св. Алексия. Миниатюра Минология на февраль и март. Византия. 2-я четверть XI в. ГИМ. Москва.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...