Борис годунов историческая личность. Доклад: Правление Бориса Годунова. Укрепление страны и рост городов

ЛИЧНОСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА

ЛИЧНОСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА

Введение

Начало пути

Пора испытаний

Гонения на бояр

Учреждение патриаршества

Внешнеполитические успехи

Угличская драма

«Заповедные лета»

Земский собор 1598 года

Успешное начало царствования Бориса

Великий голод. Крах Годунова.

Список литературы

Введение

Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы.

В это время Россия вступила в полосу тяжёлых испытаний. Грандиозные стихийные бедствия на десятилетия подорвали её производительные силы. Длительная война довершила дело. В стране воцарилась неописуемая разруха. После завоевания Нарвы русские почти четверть века владели морским портом на Балтике. Проиграв Ливонскую войну, государство лишилось «нарвского мореплавания» , необходимого для развития торговли в Западной Европе. Военное поражение подорвало международные позиции России.

Внешние неудачи усугубили острый внутренний кризис. Истоки его коренились в отношениях двух главных сословий феодального общества - землевладельцев и крестьян. В конце XVI века корыстные интересы дворянства восторжествовали. Путы крепостной неволи связали миллионное русское крестьянство.

Опричная буря расчистила поле деятельности для многих худородных дворян. Борис Годунов оказался в их числе. Первыми успехами он был обязан опричнине. Затея Грозного расколола феодальное сословие на два соперничавших лагеря. Она оставила после себя много трудных проблем. Как правитель Годунов столкнулся с ними лицом к лицу.

Жизни Бориса сопутствовало много драматических событий. В первые годы его правления в Угличе погиб царевич Дмитрий, последний отпрыск трёхсотлетней московской династии. Таинственный двойник погибшего стал для Годунова и его семьи источником непоправимых бед. Неокрепшая династия была согнана с трона самозванцем.

Писатель и историк Н. М. Карамзин утверждал некогда, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне.

В глазах Карамзина лишь законные самодержцы были носителями государственного порядка. Бори узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и потому само провидение обрекло его на гибель.

Суждения дворянского историографа о Годунове не отличались глубиной. А. С. Пушкин понимал историческое прошлое несравненно лучше. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня, ограждавшего их свободу.

Начиная с В. Н. Татищева немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. В. О. Ключевский придерживался иного взгляда: «... Мнение об установлении крепостной неволи крестьян принадлежит к числу наших исторических сказок» . Обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях Ключевский отмёл как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделённого умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла - таким виделся ему Борис.

С. Ф. Платонов посвятил Годунову книгу не утратившую значения для наших дней. Он также не считал Бориса инициатором закрепощения крестьян. В своей политике, утверждал Платонов, Годунов выступал как поборник общегосударственной пользы, связавший свою судьбу с интересами среднего класса. Многочисленные обвинения против Бориса никем не доказаны. Но они запятнали правителя в глазах потомков.

Начало пути

Предки Годунова - природные костромичи, издавна служили боярами при московском дворе. Старшая ветвь рода, Сабуровы, процветала до времени Грозного, тогда как младшие ветви, Годуновы и Вельяниновы, захирели и пришли в упадок. Бывшие костромские бояре Годуновы со временем стали вяземскими помещиками. Вытесненные из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.

Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. Служебная карьера Фёдору не удалась. Фёдор и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бориса это сыграло особую роль. После смерти отца его взял в свою семью дядя. Не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Важно было не допустить раздела последнего родового имения. Невысокое служебное положение и худородство, можно сказать спасли Годуновых в дни, когда разразилась опричная гроза. Дмитрий Годунов пережил все испытания и попал в опричный корпус в момент его формирования. Царь стремился вырваться из старого окружения. Ему нужны были новые люди, и он распахнул перед ними двери дворца. Так скромный вяземский помещик стал придворным. Служебные успехи дяди пошли на пользу племяннику Борису.

Дмитрий Годунов не принадлежал к плеяде учредителей опричнины. Свой первый думный чин он получил благодаря случайному обстоятельству - внезапной смерти постельничего Наумова. Годунов занял вакантный пост главы Постельного приказа в то время, когда первые страницы опричной истории были уже заполнены.

Теперь ободрённые успехами царя бояре требовали полной отмены опричнины. Верхи феодального сословия выражали недовольство. Трон зашатался. Иван тщетно искал примирения с земщиной. И тут испуганные вожди опричнины впервые прибегли к массовым казням. Волна террора вынесла на поверхность таких авантюристов, как Малюта Скуратов и Василий Грязной. Малюта Скуратов занимал одну из низших ступеней в монашеской иерархии: он числился пономарём. Но слава о его подвигах облетела всю страну. Последними жертвами опричнины стали её собственные творцы. Среди высших дворцовых чинов уцелел один постельничий Годунов. Союз Скуратова и Годунова возник под крышей Постельного приказа. Постельничим мог быть лишь расторопный и вездесущий человек, способный обставить жизнь царской семьи с неслыханной роскошью. Дмитрий Годунов вполне подходил для такой роли. Царь Иван дорожил домашними удобствами и не мог обойтись без его услуг. Постельный приказ отвечал за охрану царских покоев в ночное время. Руководствуясь политическим расчётом, Скуратов выдал дочь за племянника Дмитрия Годунова. Так Борис оказался зятем всесильного шефа опричников.

В. О. Ключевский писал некогда, что Борис Годунов не запятнал себя службой в опричнине и не уронил себя в глазах общества. Но это не совсем верно. На самом деле Борис надел опричный кафтан, едва достигнув совершеннолетия. На службе в ведомстве дяди он вскоре же получил свой первый придворный чин. В качестве стряпчего Борис исполнял при дворе камергерские обязанности. Тревожное опричное время мало благоприятствовало образованию Бориса. Младшие современники считали его вовсе неграмотным. Но как бы то ни было, в юности Борис получил лишь начатки образования. Современники не могли простить ему плохого знания Священного писания. Так что по меркам XVI века Годунов был малообразованным господином. С отменой опричнины и смертью Малюты жизнь двора претерпела большие перемены. Не сумев сохранить родство с царевичем Иваном, Годуновы решили утвердиться при дворе его младшего брата - царевича Фёдора. Вступая в пятый брак, царь Иван объявил, что намерен женить младшего сына. Дмитрий Годунов поспешил взять дело в свои руки и сосватал царевичу свою племянницу Ирину Годунову. Все пороки Фёдора не имели большого значения в глазах постельничего и его племянника. Царь Иван, разгромив мнимый заговор в «дворовой» думе, занялся организацией новой опричнины, получившей наименование «удела» . Под конец жизни царь почти вовсе перестал пополнять обе думы боярами. Исключение было сделано для одних Годуновых. Бывший вяземский помещик Дмитрий Годунов удостоился боярского чина. Его многолетняя служба в составе опричнины, «двора» и «удела» получила высшую оценку. За тридцатилетним Борисом Годуновым не числилось никаких государственных заслуг, но и его царь возвёл в боярское достоинство. Царь постоянно возлагал на Годуновых заботу о младшем сыне. Отправляясь в военные походы, он оставлял Фёдора в безопасном месте под их присмотром. Положение Бориса было весьма почётным, но оно ограничивало поле его деятельности стенами дворца. И Борис усердно постигал тайны дворцовых интриг.

В конце Ливонской войны в царской семье произошли события, круто изменившие судьбу Годуновых. В ноябре 1581 года царь поссорился со старшим сыном и в припадке гнева избил его. От страшного нервного потрясения и побоев царевич Иван слёг и вскоре умер. Смерть старшего брата открыла перед Фёдором путь к трону. Окружению Фёдора эта смерть была исключительно выгодна.

Завещание Грозного нанесло смертельный удар честолюбивым замыслам Годуновых. В качестве ближайших родственников Фёдора они готовились теперь забрать бразды правления в свои руки. Чтобы достичь власти, оставалось сделать один шаг. Именно в этот момент на их пути возникла непреодолимая преграда, воздвигнутая волей царя Ивана - регентский совет. При жизни Грозного его воля оказывала на события решающее влияние. Но с его смертью - а скончался Иван IV в марте 1584 года - всё переменилось. Опасаясь волнений, правительство пыталось скрыть правду от народа и объявило, будто есть ещё надежда на выздоровление государя. Но несмотря на старания властей, весть о смерти царя всё таки распространилась по городу и вызвала волнение в народе. Страх перед назревшим восстанием побудил бояр поспешить с решением вопроса о преемнике Грозного. Глубокой ночью они принесли присягу наследнику - царевичу Фёдору. 31 мая 1584 года столица торжественно отпраздновала коронацию нового царя. Фёдора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила его. Не дождавшись окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжёлое золотое яблоко («державу») - Борису Годунову. Этот ничтожный эпизод потряс присутствовавших. В дни коронации Фёдор возвёл шурина в чин конюшего.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Международный Славянский институт

Калининградский филиал

Гуманитарный факультет

по дисциплине: Отечественная история

Тема: Исторический портрет Бориса Годунова

Выполнил: студентка 1 курса

группа 04 П

Вуколова Ирина Владимировна

Научный руководитель:

Галыга Владимир Владимирович

г.Калининград

Введение_________________________________________________3

Путь к власти_____________________________________________5

Регентство________________________________________________8

Царь_____________________________________________________13

Заключение_______________________________________________16

Список литературы________________________________________18

ВВЕДЕНИЕ

Личность Бориса Годунова всегда пользовалась вниманием историков и беллетристов. После смерти Ивана Грозного восемнадцать лет судьба страны и народа была тесно связана с этим человеком. Личные свойства и деяния этого политического деятеля вызывали как похвалы, так и осуждение современников. Дьяк Иван Тимофеев, автор «Временника», человек, давший Борису интереснейшую характеристику, в конце концов, так и не смог понять, что же преобладало в царе: добро, или зло. Красивый собой, он отличался замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себялюбив. Вся деятельность его клонилась к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. Он умел выжидать, пользовался удобными минутами, оставаться в тени или выдвигаться вперед, когда считал уместным то или другое, надевать на себя личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно - строгость и суровость. Постоянно рассудительный, никогда не поддавался он порывам увлечения и действовал всегда обдуманно Можно встретить такой отзыв о его главном недостатке, как царя: «цвёл он, как финик, листвием добродетели и, если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал и поэтому навёл на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много ненасытных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили 1 ». Действительно, поощрение Борисом всякого рода доносов имело страшные последствия, пострадало огромное количество людей, совершенно не повинных в том, в чём их обвиняли. Однако современники повсеместно хвалят Бориса, говоря, что «он цвёл благолепием, видом и умом всех людей превзошёл; муж чудный и сладкоречивый, много устроил он в Русском государстве достохвальных вещей, ненавидел мздоимство, старался искоренять разбои, воровство, но корчемство не мог искоренить; был светлодушен и милостив и пищелюбив! 2 ». Разносторонние высказывания говорят о двойственности понимания личности Бориса и его политики.

До сих пор исторический материал, касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а его политическая роль настолько сложна, что не представляется возможным уверенно и однозначно высказываться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную и справедливую оценку его моральных качеств. Абсолютно негативное описание Бориса, преобладающее ранее, связано с тем, что в старые времена, писавшие о нём не выходили из круга преданий, внесённых в летописи. Картина начала меняться, когда, вместе с изменением научных интересов, внимание историков обратилось от личности Бориса к изучению той эпохи в целом. Свободное от стереотипов исследование времени Бориса повело к тому, что выяснился его большой правительственный талант, и его характеристика пополнилась новыми, до этого неосвещёнными, благоприятными для его оценки чертами. Далеко не всех историков новые данные расположили в пользу Годунова. Но после перехода от летописных источников к документальным данным, у Годунова появились защитники и почитатели. Первым открытым защитником Бориса был историк Николаевского времени М. П. Погодин, который доказывал, что Борис Годунов не был, и не мог быть убийцей царевича Дмитрия. После Погодина следовал А. А. Краевский с панегирической характеристикой Бориса, П.В. Павлов указывал на важное положительное значение политической деятельности Годунова. В пользу Бориса высказывались многие писатели, такие как Е.А. Белов, А.Я. Шпаков, К.С. Аксаков и многие другие. Однако такие авторитетные исследователи, как В.О. Ключевский и С.М. Соловьёв по отношению к Борису достаточно холодны, но, тем не менее рассматривают его не только как тирана и злодея, но и как талантливого политика. Изучение материалов о такой противоречивой и удивительной исторической фигуре как Борис Годунов является позновательным и интересным процессом, позволяющим составить собственное мнение о человеке, однозначной характеристики которому по сей день не могут дать даже самые видные научные деятели.

ПУТЬ К ВЛАСТИ

Род Бориса Годунова происходил от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329г. Выехал из Орды к московскому князю Ивану Даниловичу Калите и построил Костромской Ипатьевский монастырь. Старшая линия потомков Чета – Сабуровы в конце 15 столетия уже заняла место среди знатнейших родов московского боярства, тогда как младшая – Годуновы, выдвинулись столетием позже при Грозном, во время Опричнины. Уже два с половиной века род был православным и с 70-х годов 16 в. решительно вошёл в думу в лице Дмитрия Ивановича, Ивана Васильевича, и Бориса Фёдоровича Годуновых. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе царя Ивана явился брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Царь полюбил его. Годунов стал придворным человеком, приближённым к Грозному царю. Он занимал приближённые должности и исполнял поручения исходившие от самого государя, бывал у Грозного в ближайшей свите, и «дружкою» на царской свадьбе. В тридцадь лет Борис уже получил боярский сан и важную должность «кравчего» Возвышение лиц и родов через родство с царицами было явлением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно. Родственники Ивановых супруг погибали на наравне с другими жертвами его кровожадности. Сам Борис по своей близости к царю подвергался опасности; рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступался за убитого отцом царевича Ивана. Но царь Иван сам оплакивал своего сына и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Борису благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни. Борис до самой смерти царя пребывал у него в фаворе. В час смерти царя Ивана (1584) Борис находился уже в числе первейших государственных сановников и принимал активное участие в формировании правительства при приемнике Грозного царе Фёдоре Ивановиче, неспособном вообще ни к каким делам. Непрочность престолонаследия чувствовалась народом. Русские знали, что из двух сыновей Ивана старший был не способен к самобытному царствованию, а меньший был ещё младенец; кого бы из них ни провозгласили царем - все равно на деле власть должна была бы находиться в иных, а не в царских руках. Эта мысль охватила московский народ, как только разнеслась по столице весть, что царь Иван скончался. Сделалось волнение. Богдан Бельский, которому Иван поручал Димитрия в опеку, был негласным виновником этого волнения в пользу Димитрия. Как оно происходило, не знаем, но кончилось на тот раз тем, что бояре в ночь после смерти царя Ивана приказали отправить малолетнего Дмитрия с матерью и ее родственников Нагих в Углич; разом с их отсылкой схвачено было несколько лиц, которым покойный государь перед своей кончиной оказывал милости; некоторых разослали по разным городам в заточение, других заперли в тюрьму, отобрали у них поместья и вотчины, разорили их дома. Имена их неизвестны, но эти люди были, вероятно, сторонники Димитрия, покушавшиеся провозгласить его царем. Вся власть находилась тогда в руках дяди Федора Ивановича - Никиты Романова, шурина - Бориса Годунова и двух князей - Ивана Мстиславского и Петра Шуйского. Первые два, естественно стояли за Федора как его близкие свойственники; два последних также не находили для себя выгодным пристать на сторону Дмитрия, так как в то время, в случае успеха, властвовали бы не они, а Нагие и Богдан Бельский. На самого Богдана Бельского в то время не решались наложить руки. Быть может, он ловко умел остаться в стороне во время расправы, хотя прежде заправлял делом, за которое другие отвечали. Но прошло несколько дней, и Богдан был схвачен и сослан в Нижний Новгород. Это произошло после смуты, о которой сохранились противоречивые известия. Иностранцы говорят, что между Бельским и боярами произошло открытое междоусобие: Бельский со своими сторонниками был осажден в Кремле и принужден был сдаться. Одно русское известие показывает, что народ, вообразив, будто Бельский хочет извести царя и бояр, бросился в Кремль, с оружием даже хотел пушечными выстрелами разрушить запертые Фроловские ворота, но бояре вышли к мятежникам и уверили, что царь и бояре все целы и никому нет дела опасности, а потом сослали Бельского как бы в угоду народу; другое известие повествует, что сами бояре поссорились между собой, взволновался народ и Бельскому грозила смерть, но Годунов за него заступился. Как бы то ни было, верно только то, что в Москве вскоре после погребения Грозного происходило междоусобие, тогда был поставлен к решению вопрос, кому царствовать - слабоумному Федору или малолетнему Димитрию, и сторона Димитрия на этот раз снова проиграла. За Бельским сосланы были другие. Но вопрос еще не решался; волнение не утихло, и бояре положили созвать земских людей в Думу для того, чтобы эта Дума утвердила Федора на престоле. Дума, состоявшаяся, как кажется из служилых людей, собралась 4 мая 1584 года и признала царем Федора Ивановича. Русские люди, как выражались в то время, молили его слезами сесть на Московское государство. Ход этой думы не известен, но в праздник Вознесения новый царь венчался царским венцом.

Царствовал Федор, но он не мог властвовать; властвовать могли за него другие.

Царь Федор Иванович был человек небольшого роста, опухлый, с бледным лицом, болезненный; он ходил нетвердыми шагами постоянно улыбался. Когда польский посланник Сапега представился ему, Федор, одетый в царское облачение, с короной на голове, сидел на возвышенном месте и с улыбкой любовался своим скипетром державным яблоком, а когда проговорил несколько слов тихим и прерывистым голосом, то Сапега сделал заключение: « Хотя про него говорят, что у него ума немного, но я увидел, как из собственного наблюдения, так и из слов других, что его вовсе нет». Весть об этом скоро дошла до соседей; в Польше надеялись, что при таком государе в Московском государстве начнется безурядица, откроются междоусобия и государство придет в упадок.

РЕГЕНТСТВО

На втором году царствования Фёдора Борис Годунов добивается правительственного первенства, и, приблизительно в 1588г. делается формально признанным регентом государства. Князья Иван Федорович Мстиславский, Шуйские, Воротынские, боярские фамилии Колычевы, Головины и др. составили враждебную Борису партию. Против него были также митрополит Дионисий, тщетно старавшийся примирить Бориса с его соперниками и считавший своим долгом печаловаться перед царём за гонимых Годуновым людей. Чтобы в корне подрезать могущество Бориса, враждебная ему партия, имея на своей стороне многих московских купцов, собралась подать царю челобитную о разводе с бездетной Ириной и вступлении в новый брак «царского ради чадородия». Но Борис при своём влиянии на царя и при любви последнего к Ирине, а также, благодаря своей ловкости, осилил своих противников, и дело кончилось пострижением князя И. Ф. Мстиславского, ссылкой Шуйских, в том числе Ивана Петровича, свержением Митрополита Дионисия, и вообще опалой их сторонников. На место Дионисия был посвящен в митрополиты ростовский архиепископ Иов, вполне преданный Борису человек. Теперь у Годунова не было более соперников: он достиг такой власти, какой не имел ни один из подданных. Всё, что делалось московским правительством, делалась по его воле, он принимал иностранных послов, вёл переписку с иностранными государями: цесарем (императором австрийским), королевой английской, ханом крымским (официальное разрешение сноситься с иностранными государями было дано Борису официально в 1587г.)

Внешняя политика Бориса отличалась осторожностью и приемущественно мирным направлением, поскольку Годунов был неискусен в ратном деле и не любил рискованных предприятий. С Польшей, от которой в предыдущее царствование понесли тяжёлые поражения, старались поддерживать мир, хотя и путём перимирий. В декабре 1586 года умер король Стефан Баторий. В следующем году в Польше началось обычное избрание нового короля, в котором важное участие приняло Московское государство. Борис увидел возможность посадить на польско-литовский престол Федора Иоанновича или Максимилиана, эрцгерцога австрийского, сообразно давнему желанию литовских панов соединиться с Московским государством посредством возведения на свой престол московского государя. Борис вероятно рассчитывал, что расположение к нему Польши и Литвы пригодится со временем.

В Польше в то время образовались три партии: одна, под предводительством Зборовских, хотела выбрать австрийского принца Максимилиана. Другая, во главе которой был канцлер и гетман Замойский, склонялась к избранию шведского королевича Сигизмунда, сына короля Иоанна и польской принцессы Екатерины. Третья, состоявшая преимущественно из литовских панов, хотела московского государя. Послы отправились в Польшу и повезли сорок восемь писем к разным панам с самыми лестными предложениями. Русский царь обещал защищать польско-литовские владения московскими силами, строить на свой счет крепости, отвоевать у шведов и отдать Речи Посполитой Эстонию, предоставить свободную торговлю польско-литовским людям в Московском государстве, а главное, он обещал не вступаться вовсе в королевские доходы и все отдать панам в управление

Предложения были действительно соблазнительны.

Главное препятствие к выбору Федора заключалось в денежном вопросе. Паны говорили им, нужны деньги, чтобы подкрепить царскую сторону на сейме. Послам негде было достать денег. Тогда на сейме одна польская партия выбрала Максимилиана, другая - Сигизмунда. Литовцы не приставали ни к той, ни к другой и еще раз пытались сойти с московскими послами. Захочет ли государь взять одну Литву, если поляки не согласятся на его избрание?

Борис, узнав о том от послов, отправил панам литовским дары на 20000 рублей, обещая дать еще деньгами 70000. Но уже было поздно: поляки успели сойтись с литовцами и склонить их на сторону Сигизмунда. Избрание кончилось в пользу Сигизмунда. Максимилиан пытался было добывать польскую корону оружием, но был разбит Замойским, взят в плен и выпущен под условием отказа от всяких притязаний на польский престол.

Таким образом, в Польше сел на престол государь, которого особенно не желали в Москве: сын шведского короля, с которым Московское государство находилось не в дружелюбных отношениях. Политика Бориса, однако, была не воинственна; он думал достигнуть политических целей хитростью и хотел находиться, насколько возможно, в мире со всеми соседями. Со Швецией в 1590г., когда убедились, что Польша её помощи не окажет, начали войну, причём, сам царь выступил в поход в сопровождении Бориса и Фёдора Никитича Романова. Благодаря этой войне, возвращены были отнятые шведами при Иоанне Грозном города: Ям, Иван-город, Копорьё и Корелла. Отношения с крымскими татарами были натянутые вследствие их частых набегов на южную окраину. Летом 1591г крымский хан Казы-Герей вдруг неожиданно бросился с громадной силой в русские пределы, в это время ожидали разрыва со Швецией и сосредоточивали военные силы на севере. Хан так скоро очутился на Оке, что русские думали только о защите столицы. Осторожный Борис не взял на себя главного начальства над войском, оборонявшем Москву, а поручил его князю Федору Мстиславскому, сам же занял после него второе место. Татары побились с русскими и потеряли несколько мурз. Годунов приказал без умолку палить из пушек, а русские пленники сказали хану, что в Москве стреляют от радости, потому что туда пришли новые силы из Новгорода и других мест и готовы на другой день утром ударить на хана. Хан немедленно бежал со всеми своими силами. Вся честь победа должна была приписываться Борису: об этом велено было рассказывать и в чужих землях. В память спасения Москвы был заложен монастырь, названный Донским, а за отражение хана Борис получил три города в Важской земле и звание слуги, которое почиталось больше боярского. За этот разгром татары отплатили в следующем 1592г. нападением на Каширские, Рязанские и Тульские земли, причём увели много пленных. С Турцией московское правительство старалось поддерживать по возможности добрые отношения, хотя действует вопреки турецким интересам: поощряло в Крыму враждебную Турции партию, старалось настроить персидского шаха против Турции, посылало цесарскому двору субсидии деньгами и мехами на войну с турками.

Англичанам, к которым благоволил Борис в 1587г. было позволено торговать в России беспошлинно вольной торговлей, но в тоже время было отказано в их просьбе воспретить торговать в России другим иноземцам.

Замечательна деятельность Бориса по отношению к московским окраинам Московского государства, как колонизатора и строителя городов. В земле черемисов, усмирённых в начале царствования Фёдора, для избежания восстаний был построен ряд городов, населённых русскими людьми: Цивильск, Уржум, Царёв, город на Когшаге и др. Нижняя Волга, где опасность представляли ногаи, была обеспечена постройкой Самары, Саратова и Царицына, а также постройкой Астрахани в 1589г. каменной крепости. Для защиты от опустошительных набегов крымцев на южной степной окраине: Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород и др., под прикрытием этих крепостей русская колонизация могла продвигаться на юг. Насколько подобные укрепления не нравились татарам, можно судить по грамоте крымского Хана Казы-Гирея, в которой хан, притворяясь доброжелателем московского правительства, убеждает не строить городов в степи, поскольку они, находясь в непосредственной близости от турецкой и татарской границы, могут тем легче подвергнуться нападению как со стороны турок, так и со стороны татар. В Сибири, где после смерти Ярмака русское дело казалось проигранным, правительство Фёдора Ивановича восстановило русское господство. И здесь колонизация была упрочена постройкой городов: Тюмени, Тобольска, Пелыма, Берёзова, Сургута, Тары, Нарыма, Кетского острога и переводом переселенцев из России, преимущественно северо-восточной.

Во время правления Бориса Годунова усилено укрепление Москвы постройкой белого города (в 1586г) и воздвигнуты каменные стены Смоленска, сослужившие великую службу в смутное время.

Во время правления Бориса было учреждено патриаршество (1589г), которое сравняло первосвятителя русской церкви со вселенскими восточными патриархами и дало ему первенство перед митрополитом киевским.

В 1591г совершилось событие, имевшее огромное значение в судьбе Годунова: 15 мая в Угличе погиб царевич Дмитрий, причём жители Углича перебили людей, заподозренных в смерти царевича. Проведённое следствие выяснило, что царевич, страдавший падучей болезнью, был не убит, но играясь в тычку ножом, в припадке упал на нож и зарезался. Народная молва обвинила Бориса в смерти Дмитрия. Насколько Годунов действительно виноват в смерти царевича, остаётся до сих пор тёмным. Смерть царевича была на руку Борису: она не только спасала его от опалы в будущем, но и очищала дорогу к престолу. Вскоре после смерти Дмитрия в Москве случился сильный пожар, истребивший весь Белый город. Хотя Борис старался во всём помочь погорельцам, молва обвиняла его в поджоге Москвы, с целью милостями привлечь её жителей. Нашествие хана Казы-Гирея под Москву в 1591г приписывается также Годунову, который якобы желал тем отвлечь внимание народа от смерти Дмитрия.Не пощадила его молва от обвинения в смерти царя Фёдора, бездетная кончина которого ставила Бориса, имевшего множество врагов, в очень опасное положение. Ему оставалось только два выхода: или достижение престола, или падение, которое в лучшем случае привело бы его в монастырь. Не только из честолюбия, но и из чувства самосохранения он избрал первое. После смерти Фёдора (7 января 1598г), последнего царя из династии Рюриковичей, все присягнули царице Ирине, чтобы избежать междуцарствия, но она, чуждая властолюбия, в 9-й день по кончине супруга удалилась в монастырь. За Ириной последовал и брат. Управление государством переходит в руки патриарха и Боярской думы, а правительственные грамоты издаются по указу царицы Ирины. Во главе правительства встал патриарх Иов, действиями которого руководила преданность Борису и глубокое убеждение, что Борис – человек наиболее достойный занять престол и что избрание его в цари обеспечит спокойствие и порядок в государстве. С самого начала патриарх предлагает Годунова в цари и, сопровождаемый боярами, духовенством и народом, просят Бориса принять царство, но получает отказ. Созывается земский собор. После речи Иова, прославлявшей Бориса, земский собор провозглашает «бить челом Борису Фёдоровичу, и не кого кроме него на государство не искать» И Борис соглашается.

Борис рассчитал, что нужно на первых порах расположить к себе народ, приучить любить себя и повиноваться себе. С этой целью он освободил весь сельский народ от податей на один год. Борис преследовал бесчинное пьянство. Сидевшие в тюрьмах получали свободу, опальным прежнего царствования давалось прощение; вдовы, сироты, нуждающиеся получали от щедрот царя вспоможение. Борис непрестанно кормил и одевал неимущих. Казней не было. Все благие стремления Бориса клонились только к одной цели: утвердиться на престоле. Только духовенство и служилые люди были действительно за Бориса; народ не любил его.

Но минули льготные годы, возобновились кабаки, пьянство опять сделалось источником казенных доходов и причиной народного развращения.

По отношению к соседям Борис держался прежней своей политики: сохранять, сколько возможно, мир, хотя при случае не гнушался и коварством.

Вдруг в конце 1600 года стал в народе ходить слух, что Дмитрий-царевич не убит, а, спасенный друзьями, где-то проживает до сих пор. След Димитрия не был отыскан. Борис принялся за бояр Романовых. Четырех братьев Романовых - Александра, Василия, Ивана и Михаила разослали по отдаленным местам в тяжелое заключение, а пятого Федора, который, как кажется, был умнее всех их, насильно постригли под именем Филарета в монастыре Антония Сийского. Жену его под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский монастырь, а малолетнего сына их Михаила (будующего царя) на Белоозеро.

В эти тяжелые времена доносов и пыток постиг Русь страшный голод, так что ели, говорят, даже человеческое мясо. Уже в 1601 году от дождливого лета и от ранних морозов произошел во многих местах неурожай. Сам Борис приказал отворить все свои житницы, продавать хлеб дешевле ходячей цены, а бедным раздавать деньги.

Возникло в народе убеждение, что царствование Бориса не благословляется небом, потому что, достигнутое беззаконием, оно поддерживается неправдой; толковали, что если утвердиться на престоле род Бориса, то не принесет Русской земле счастья. Люди родовитые оскорблялись и тем, что на царском престоле сел потомок татарина. Становится желательно, чтобы нашелся такой, который имел бы в глазах народа гораздо более прав перед Борисом. Таким лицом был именно Димитрий, сын прежнего государя. Мысль о том, что он жив и скоро явится отнимать у Бориса похищенный престол, все более и более распространялась в народе. И вот в начале 1604 года перехвачено было письмо, писанное одним иноземцем из Нарвы, в этом письме было сказано, что явился сын московского царя Ивана Васильевича Димитрий, находится будто бы у казаков, и Московскую землю скоро постигнет большое потрясение.

Царь Борис, услышав, что в Польше появился какой-то человек, выдавший себя за Димитрия, начал с того, что под предлогом, что в Литве свирепствует какое-то поверье, велел учредить на литовской границе крепкие заставы и не пропускать никого ни из Литвы, ни в Литву, а внутри государства умножил шпионов, которые всюду прислушивались: не говорил ли кто о Димитрии, не ругает ли кто Бориса. Между тем в Москве давали знать, что в польской Украине под знаменем Димитрия собирается ополчение с со дня на день нужно ждать вторжения в московские пределы, а в июле посланник немецкого императора сообщил от имени своего государя по соседской дружбе, что в Польше проявился Димитрий и надобно принимать против него меры. Посоветовавшись с патриархом, царь находил, что нужно же объяснить и самим себе, кто такой этот обманщик. Стали думать и придумали, что это, должно быть, бежавший в 1602 году Григорий Отрепьев. Он был родом из галицких детей боярских, постригся в Чудовом монастыре и был крестовым дьяком у патриарха Иова. Стали распространять исподволь в народ слух, что явившийся в Польше обманщик не кто иной как Гришка Отрепьев. Между тем 16 октября названный Дмитрий с толпой поляков и казаков вступил в Московское Государство. Города сдавались ему один за другим. Служилые люди переходили к нему на службу. В ноябре он осадил Новгород-Северск, но был отбит посланным туда царским воеводой Басмановым. После того царь выслал против Дмитрия войско под начальством Федора Мстиславского. Это войско 20 декабря потерпело неудачу. Далее скрываться перед народом было невозможно. Послушный Борису патриарх Иов взялся объяснить Русской земле запутанное дело.

21 января 1605 года Борисово войско под начальством Мситиславского и Шуйского одержало верх над Димитрием, и сам Димитрий ушел в Путивль. Борис был очень доволен, щедро наградил своих воевод, особенно ласкал Басманова за его упорную защиту Новгород-Северска; но народ, услышав о неудаче названного Димитрия, пришел в уныние. Борис вскоре понял, что сила его врага заключается не в той военной силе, с которой этот враг вступил в государство, а в готовности и народа, и войска в Московском государстве перейти при первом случае на его сторону, так как все легко поддавалось уверенности, что он - настоящий царевич.

Борис был в страшном томлении, обращался к ворожеям, предсказателям, выслушивал от них двусмысленные прорицания, запирался и по целым дням сидел один, а сына посылал молиться по церквям. Казни и пытки не прекращались. Борис уже в близких себе лицах подозревал измену и не надеялся сладить с соперником военными силами; он решил попытаться тайным убийством избавиться от своего злодея. Попытка не удалась. Монахи, которых в марте подговорил Борис ехать в Путивль - отравить названного Димитрия, попались с ядом в руки последнего.

13 апреля 1605г. царь встал здоровым и казался веселее обыкновенного. После обедни приготовлен был праздничный стол в Золотой палате. Борис ел с большим аппетитом и переполнил себе желудок. После обеда он пошел на вышку, с которой часто обозревал всю Москву. Но вскоре он поспешно сошел оттуда, и говорил, что чувствует колотье и дурноту. Побежали за доктором; пока успел прийти доктор царю стало хуже. У него выступила кровь из ушей и носа. Царь упал без чувств. Около трех часов по полудни Борис скончался. Останки его погребены в Архангельском соборе. Москва присягнула сыну Бориса – Фёдору. Но Фёдору Борисовичу после кратковременного царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким был правитель Московского государства. Ведя своё происхождение из старой московской знати, он однако сделал свою карьеру не благодаря известности своего рода, а придворным фавором, тем, что стал близким к государю человеком, «царским шурином». Его влияние, правительственное первенство и власть над всем аппаратом управления, исключительное богатство – всё это ставило его практически вне опасности боярской конкуренции.

Господство и власть Бориса основывались не только на придворной ловкости и интригах, иначе его положение в правительстве не было бы таким прочным. Борис Годунов несомненно обладал незаурядным умом и правительственным талантом. Отзывы о его личных свойствах сильно расходятся. Иван Тимофеев, например, пишет о нём, как о верующем, распорядительном и хозяйственном муже. Иностранцы вторят таким отзывам. Буссов говорит, что никто не был способнее Бориса к власти по его уму и мудрости.

Современники почитали Бориса выдающимся человеком и полагали, что он хорошо распоряжался по заслугам полученной властью. Несмотря на распространённое мнение о неграмотности Бориса, следует считать его человеком, для его времени просвещённым. Он не принадлежал к числу людей книжных, но в царском правлении и политике он отнюдь не был неучем и невеждой.

Его политическая роль была трудна. Страна досталась ему в годы тяжелейшего кризиса. Проигранная война за морской берег (1558-1583), истощившая государство; разброд населения и землевладельческий крах в центре, опричнинский террор с его тяжкими последствиями – всё это создавало тяжелейшую обстановку. Все двенадцать лет правления при царе Фёдоре он пытался нормализовать обстановку в стране, в чем достиг успеха.

Борис прекратил террор и разврат «двора». Московский дворец стал более нравственным. Правительственные меры стали мягче. Люди вздохнули свободнее. Борис постарался укрепить своё положение у власти не только интригами и фавором, но и популярностью, показывая свою доброту и искусство управления.

Такая выдающаяся личность как Борис Годунов всегда будет интересна для изучения и останется предметом для научных споров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Платонов С. Ф., Смутное время. – Спб.: «Лань», 2001. – 210с.

2. Мунчав Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов

М.:НОРМА – ИНФРА,2000 – 656с.

3. Энциклопедия российской монархии – М.: Эскмо,2002. – 512с.

4. Платонов С. Ф., Борис Годунов. – Спб.: «Лань»,2001. – 250 с.

1 Энциклопедия российской монархии – М.: Эскмо, 2002.- С. 88.

Личность Бориса Годунова всегда привлекала внимание историков и деятелей искусства. Борис был первым выборным царем на Руси, и он, в силу определенных обстоятельств, стал и победителем, и жертвой. Его личные качества и деятельность вызывают у исследователей разные оценки. Многие историки, начиная с В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, пытались ответить на вопросы: в чем была причина политического успеха Годунова, и почему его конец был бесславен и трагичен.

Уже современники пытались дать характеристику Годунову. Дьяк Иван Тимофеев признавал у Бориса ум и незаурядные способности. Но Тимофеев, по его собственному признанию, так и не понял, что преобладало в личности «рабоцаря» - добро или зло. «В начале же смерти его никто же весть, что воздолее и кая сторона мерила перетянет дел его, благая или злая».

Карамзин видел в нем человека, терзаемого ненасытным властолюбием и ради этого готового на любые преступления: «Если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным с необузданной страстью к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою». В глазах Карамзина лишь законные самодержцы были носителями государственного порядка. Борис же узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и потому само провидение обрекло его на гибель.

Костомаров отмечал в Годунове преимущественно отрицательные черты и даже в его хороших поступках склонен видеть дурные мотивы. «Красивый собой, он отличался замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себялюбив». По словам историка, Борис «в качестве государственного правителя не мог быть дальнозорким, понимал только ближайшие обстоятельства и пользоваться ими мог только для ближайших и своекорыстных целей» При этом «он умел надевать на себя личину благочестия, показывать доброту и милосердие, а где нужно – строгость и суровость. Постоянно рассудительный, никогда не поддавался он порывам увлечения и действовал всегда обдуманно».

Наиболее ярко эта концепция нашла отражение в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Здесь присутствует тема убийства царевича Дмитрия, в которой Годунов определенно представлен главным виновником. Что в последствии повлияло на умы многих поколений читателей. «Как молотком стучит упрек,/ И все тошнит, и голова кружится,/ И мальчики кровавые в глазах». Причины трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня, оградившего их свободу.

Таковым представляется Борис в публицистике Смутного времени, созданной политическими противниками царя после его смерти. Иной образ Годунова создали историки, критически подошедшие к их свидетельствам.

Говоря о личности Годунова, В.О.

Ключевский отмечал у него ряд положительных качеств: глубокий ум, рассудительность, умение управлять государством: «Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре…Он много похвального учинил в государстве, был светлодушен, милостивив и нищелюбив». Именно эти качества, по мнению историка, обеспечили успех Бориса на Земском соборе 1598 года. При этом Ключевский не сомневается в его корыстолюбивых склонностях: «Его упрекали в ненасытном властолюбии и преследовании без разбора оболганных людей».

С большой симпатией относился к Борису Годунову С.Ф. Платонов: «Без сомнения, Борис обладал крупным политическим умом и превосходил личными своими качествами всех своих соперников». Историк полагал, что тот был незаслуженно очернен современниками. Приведя и проанализировав в своей работе целый ряд свидетельств XVII в., которые утверждали, что «царевич Дмитрий принял заклание от лукавого раба своего Бориса Годунова», С.Ф. Платонов пришел к выводу, что обвинения в убийстве царевича Димитрия есть политическая клевета. Причину успеха он видел в умении управлять государством, проявившемся еще в царствование Федора, причину краха – в несчастном совпадении исторических случайностей: трехлетний голод опустошил страну, ненадежные бояре поддержали самозванца и т. д.

С.Ф. Платонов, пытаясь собрать вместе отдельные черты характера Бориса, дает ему следующую характеристику. «Что касается личных качеств Бориса, то они способны подкупить многих в его пользу. Он усвоил привычку сдерживать себя, управлять собой; он являлся всегда со светлым, приветливым и мягким обращением. И даже на высоте власти никогда не давал окружающим чувствовать своего могущества. Обычаи опричнины, где безнравственность доходила до последних пределов цинизма, а людская жизнь ценилась очень дешево, на поведении Бориса отразилась слабо. Правда, Борис легко смотрел на жизнь и свободу с нашей точки зрения. По меркам того времени Борис был достаточно гуманной личностью: даже в минуты самой жаркой его борьбы с боярством «лишней крови» он не когда не проливал, и сосланных врагов приказывал держать в достатке».

Далее С.Ф. Платонов говорит, что Борис, мало отличаясь в нравственном отношении от своих современников в сфере политики, тем не менее остался нравственным человеком в частной жизни. Есть известия, что он был хороший семьянин и очень нежный отец. Мягкий по своей натуре, он не любил военного дела, по возможности избегал войны и почти никогда сам не предводительствовал войском». Платонов отмечает, что как личность он был способен на высокие движения: «во время ссоры Грозного с сыном Иваном закрыл его собой от ударов отца.

Соловьев настаивал на том, что Борис Годунов не был столь великим государственным деятелем, его воцарение историк объяснял поддержкой многих авторитетных лиц: патриарха Иова, сестры царицы Ирины, приказных дьяков. Неудачу царствования объяснял он тем, что тот оказался недостоин трона: всех подозревал, всех боялся, никому не доверял. «Неуверенность в собственном достоинстве, правах, средствах не могла дать ему необходимого в его положении величия и развила в нем эту мелкую болезненную подозрительность, заставившую его осквернить царство доносами неслыханными».

А.А. Зимин, как и многие другие, полагал, что Б.

Годунов был соправителем слабоумного царя Федора и благодаря этому овладел ситуацией в стране и укрепил свою власть. Причину падения Бориса историк видел в том, что его политика привела к перенапряжению народных сил, вылившихся в социальный взрыв – крестьянскую войну против крепостного строя, знаменем которой стал самозванец.

Скрынников Р.Г. попытался дать новую оценку Б. Годунову как государственному деятелю. Для этого он в работе «Борис Годунов» вновь обращается к историческим источникам и пытается заново прочесть их. Исследователь обратил внимание на происхождение и служебную деятельность Бориса еще при Иване Грозном и отметил, что своим возвышением он был обязан опричнине, дяде Дмитрию и женитьбе на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Брак сестры Ирины с царевичем Федором еще больше укрепил его положение при дворе. Борис достиг трона только благодаря политическим интригам и поддержке сторонников. В целом в русском обществе он не имел опоры, что и привело его к краху.

Характеризуя отношение народа к Борису, историки отмечают, что судьба Бориса сложилось так, что каждый его успех в народном сознании обращался ему во зло. Ни один государственный человек на Руси до него не тратил столько сил на то, чтобы заслужить народное благорасположение. И в Москве и в других городах часто случались пожары – Борис немедленно подавал помощь погорельцам; случались неурожаи – он посылал туда хлебные запасы; никогда имя Годунова не стояло в указах о казнях, но стояло в наградных похвальных бумагах. Но, не смотря на это, в народном сознании оставалось какое-то опасливое к нему отношение. Его хвалили, но и ждали от него постоянно какой то каверзы. Нет такого греха, в котором бы его не обвиняли, причем часто совершенно огульно и бездоказательно. Современные летописцы охотно подхватывали эти слухи, так что теперь почти невозможно отделить правду от вымысла и сделать объективные выводы


Заключение

По мнению большинства исследователей, Борис Годунов представляется человеком весьма выдающихся личных качеств. По версии одних Борис – честолюбивый политик, не гнушающийся никакими средствами в достижении поставленной цели, по словам других – народный благодетель. При всех противоречивых оценках личности и деятельности царя Бориса историческая наука признает Годунова человеком выдающихся личных качеств и способностей. Однако это не помогло Борису укрепиться на российском престоле. На основе различных трудов и исследований, использовавшихся в работе, можно подвести итог правлению царя и показать основные причины, приведшие Годунова к гибели.

Борис был щедро одарен талантом государственного деятеля, далеко превосходя своих противников.

Он вполне мог оставить о себе память как о хорошем правителе, но этого не получилось. Царь Борис понимал недостатки и проблемы государства. Для успеха Борису был необходим непререкаемый авторитет. Если некоторые подвергали его сомнению уже в начале правления, то события голодных лет его подорвали окончательно. Падение авторитета стало для всех очевидным, когда распространились слухи о якобы спасенном сыне Ивана IV.

Причин неудачи Бориса Годунова довольно много, но основная заключалась в том, что он первым нарушил вековые традиции престолонаследия, став выборным царем. Это восстановило против него многих, хотя он и действовал в интересах государства.

И дело не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главная причина заключалась в том, что его так и не воспринимали как богом данного царя. Его не боялись, как Ивана Грозного и не любили как Владимира Мономаха. Не прощали ему просчетов и не испытывали благодарности за его дары. И это отношение народа к нему было присуще всем слоям общества, от простого народа до боярства.

Многие были недовольны тем, что царь не захотел породниться с ведущими боярскими родами, как было до него. Каждое решение царя воспринималось с настороженностью и не без скрытой критики, не забывали и о его происхождении. Если репрессии и реформы Ивана Грозного, даже не всегда удачные, народ терпел, то Годунов не имел права делать того же, потому что получил власть не от родителей, а от людей, интересы которых и должен был соблюдать. Борис хотел быть таким же монархом, как и прежние цари, и укреплял трон во многом схожими методами: окружал себя родственниками, неугодных удалял.

Он старался любой ценой сохранить мир с могущественной аристократией, не покушался на ее земельные богатства, умноженные после воцарения Федора. Он твердо знал, что главной опорой трона является состоятельное дворянство. Политика царя Бориса наилучшим образом соответствовала целям укрепления самодержавной системы при одном непременном условии – сохранении мира внутри государства. Но эта политика принесла низшие сословия, составлявшие подавляющее большинство населения, в жертву дворянским интересам. Самодержавная система исключала участие низших сословий в управлении. Однако безмолвие народа было нарушено в начале XVII в.

Невозможность справиться с голодом 1601-1603 гг. и его последствиями подорвало веру народа в него, и, не видя в нем «Богом избранного», народ не побоялся нарушить клятву и выступить против царя. Борис оказался в беде одиноким: к тому времени видные родственники умерли. Одному было трудно противостоять столь стремительно развивавшимся событиям, и в результате он был обречен на поражение.

«Борис Годунов» - реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

Борис Федорович Годунов, фактически, был правителем государства, с 1598 года – русским царём. Личность интересная, самобытная, выделяющаяся среди других. Возможно, именно поэтому русские писатели старались воплотить его образ в своих произведениях. Каким же этот образ получился у Александра Пушкина?

Тема трагедии, которая красной нитью тянется через все страницы, - это царь и люди. Борис Годунов показан в произведении именно и как простой человек, и как царь, великий правитель. Именно таким образом автор показывает его разносторонность, его личные качества. Изначально образ представляется положительным: желание сделать так, чтоб народ был счастлив и доволен, большой ум, сильная воля. Он искренний, эмоциональный, но несмотря на это остаётся мудрым и опытным политиком. Однако политикам свойственна холодность и непримиримость…

Казалось бы – идеальный человек, хороший политик, что ещё-то надо? Но народ царя не любит. И причина нелюбви очень простая. Имея могучий ум, сильную волю и массу положительных черт характера, Борис Годунов допустил одну фатальную ошибку, которая всё это перечеркнула. Он решил придерживаться самодержавия. Таким образом вся власть была в руках царя. Он боролся с родовитым боярством и закреплял крестьян за помещиками. Такая политика априори не могла понравиться простому люду.

Но самое ужасное, что вызывало недоверие у всех, это то, что Борис Годунов стал царём не легально. Не согласно престолонаследованию, а через преступление.

Убийство младого царевича Дмитрия причиняет Борису большие душевные страдания. Но не в этом корень всех его проблем. Борис был царём на перепутье. Александр Сергеевич Пушкин раскрыл все личностные качества, все душевные переживания этого человека. Сделал образ «живым» и «дышащим».

Гибель этого человека обусловлена непринятием общества, ни один класс народа не считал его своим. Он выдержал революцию в своей душе, но не смог провести революцию в общество. Народ увидел в нём деспота, который старается убить свой народ. Все благие дела царя воспринимались народом исключительно как попытка скрыть свою гниль, пустить пыль в глаза.

Так Пушкин показал читателям, что причина гибели этого человека – потеря веры.

Сочинение Борис Годунов

Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.

Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением. Годунов - квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.

Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV - концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.

Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.

Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.

Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.

Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? (рассуждение)

    Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

Борис Годунов родился в 1552 году. По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала 17 века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы (как и Сабуровы, Вельяминовы) ведут свое происхождение от Дмитрия Зерна. Им был, по всей видимости, костромской вотчинник. При всей обоснованности этой точки зрения не исключается, что какая-то доля правды содержится и в легенде о Чете. Ведь не случайно родоначальники отдельных ветвей потомков Чета носили имена татарского происхождения (Сабур, Годун).

Отец Б. Ф. Годунова умер в конце 60-х годов. Сын стал опричником. Был женат на дочери царского любимца Малюты Скуратова. С начала 1570-х гг. началось возвышение Годуновых. Сам Борис Федорович, хотя и стал боярином в сентябре 1580, но в круг близких царю Ивану Грозному людей еще не входил. По крайней мере, на свадьбе царя с Марией Нагой (в ноябре 1580) он удостоился быть лишь «дружкой» царицы. Зато показательна возросшая роль семьи: на этой свадьбе присутствовал целый клан Годуновых. Они медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х -- начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.
Борис Годунов был умен и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Федор. Возвышение Годунова -- плод исторической случайности и одновременно проявление общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 в Александровской слободе не произошла ссора царя с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского. 31 мая 1584 года в день коронации царя Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это отнюдь не означало того, что Годунов обладает единоличной властью -- при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б.Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И. П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...