Дистанционное высшее образование: отзывы студентов, вузы. Что такое дистанционное обучение: преимущества и недостатки В чем заключается дистанционное обучение

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012 .
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-09-09.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM , который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Из опыта интеграции ДО и других форм обучения

Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков . Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-learning /online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как надо: А) морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б) обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В) разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов , по которым будет проходить обучение.

См. также

Примечания

Публикации о дистанционном обучении и другие источники

  • Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
  • Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.
  • Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  • Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.
  • Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
  • Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М.Малитиков, М.П.Карпенко, В.П.Колмогоров // Право и образование. – 2000. – №1(2). – С.42–54.
  • Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2006.
  • Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2004.
  • Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
  • Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.
  • Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
  • Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.

Ссылки

  • Дистанционное обучение в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дистанционное обучение" в других словарях:

    дистанционное обучение - Обучение, которое осуществляется с помощью средств информационной сети. Дистанционное обучение является очень удобной формой получения знаний. Вначале для дистанционного обучения использовалось телевидение, транслировавшее лекции, читаемые по… … Справочник технического переводчика

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. То же, что дистантное обучение. Форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Дистанционное обучение - технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется… … Педагогический терминологический словарь

    дистанционное обучение - nuotolinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kurios nors mokymo institucijos dalykų mokymasis ne toje mokykloje, bet mokinio gyvenamojoje vietoje paštu, telefonu, per televizijos laidas, elektroniniu paštu, internetu. atitikmenys:… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    дистанционное обучение - обучающая система с использованием ЭВМ как средства хранения и доставки пакета учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа по телекоммуникативным сетям. Способ взаимодействия: обучаемый ЭВМ (человек машина) (без… … Толковый переводоведческий словарь

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ - процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством специально подготовленных инструктивных материалов, а… … Профессиональное образование. Словарь

Почему одни курсы называют дистанционными, а другие онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? В этом материале мы попытались разобраться в этих вопросах и дали небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.

Дистанционное обучение
Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие. Дистанционное обучение - это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия студента по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку преподавателю.
До появления интернета связь “преподаватель-студент” устанавливалась, например, при помощи обычной почты. Это было обучение по переписке. Немного позже, вначале для обучения американских военных и персонала крупных корпораций, а затем и всех остальных, использовали радио, телевидение и спутниковую связь.
Этот формат обрел популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Сегодня, американские университеты уже несколько лет разрабатывают целые дистанционные курсы для студентов и всех желающих. Коммерческие и некоммерческие компании из разных стран создают и запускают дистанционные курсы и программы для обучения, повышения квалификации или повышения общественной активности населения.
Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:


Онлайн-обучение
Онлайн-обучение - это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.
Видеозаписи лекций появлялись в сети еще в конце 1990-х, но, по-настоящему популярными они стали после 2010 года. Именно тогда такие компании как Coursera, Udacity и Udemy смогли привлечь деньги и сделать свои курсы массовыми и доступными для платного и бесплатного использования. С тех пор онлайн-курсы стали не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи преподавателей и студентов.
Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду - смотреть/слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями и общаться с одногруппниками, благодаря подключению к сети.
В одной смысловой связке с онлайн-обучением употребляют слова и словосочетания “e-learning” и “электронное обучение”. Они указывают на возможность учащегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и прочее.



Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство - само обучение, то есть процесс получения новых знаний и навыков. Вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся.
Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. “Онлайн-обучение” означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. То есть, преподаватель и студент также удалены друг от друга.
Понятия “дистанционное обучение” и “онлайн-обучение” на современном этапе отличаются только по своему возрасту и, возможно, частоте использования. В остальном они практически полностью идентичны и обладают такими качествами:

  • индивидуальный темп обучения - изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ.
  • гибкий график - материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени.
  • мобильность - эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения.


Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу обучения или повышения квалификации. Но стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на курс или тренинг. Если ответы будут полными, а “маршрут обучения” понятным, то можно спокойно приступать к занятиям. Вот небольшой перечень таких вопросов:

  • Есть ли бесплатные пробные или ознакомительные фрагменты занятий курсов?
    Демо версии курсов и тренингов помогают составить впечатление о предстоящем обучении и решить, подходит ли такой формат и стоит ли на него записывать вообще.
  • Есть ли аккредитация на подготовку по тем или иным программам?
    Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.
  • Какие требования программа предъявляет к учащимся?
    Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента - это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.
  • Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
    Наличие практических заданий - неоспоримый плюс в любой программе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.
  • К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
    В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет в системе обучения. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.
  • Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?
    Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество обучения.

Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному ритму и графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности для современного мира.

Инструкция

Само название «дистанционное» означает, что обучение проходит на расстояние. Зачастую у студентов есть желание учиться в престижном московском вузе, но приехать на длительный срок в столицу он не может, да и учиться не получается. Тогда на помощь приходит дистанционная форма обучения, которая имеет черты как очного, так и заочного обучения. Для такой учебы студенту понадобится всего лишь ноутбук или планшет, а также огромное желание учиться.

Дистанционное обучение начинается с подачи заявления и необходимых копий документов, заверенных нотариусом. Если студент, желающий поступить на дистанционную форму обучения, живет в другом городе, он посылает документы по почте. Затем с ним заключается договор и после оплаты обучения студента зачисляют в вуз.

Дистанционная форма обучения особенно распространена среди тех, кто хочет получать второе высшее образование, поступает на курсы повышения квалификации или на программы MBA. Таким образом, более всего подобное обучение подходит для людей взрослых и занятых, которые не имеют времени для посещения лекций в очном режиме, но все же хотят иметь возможность прослушать материал из уст лектора и разобрать проблемные вопросы с ним напрямую, а не с помощью одних лишь учебников, как это бывает при заочном обучении. Однако подобную форму обучения можно выбирать и в качестве первого высшего образования.

Обучение в удаленном формате проходит по расписанию при помощи материалов на сайте вуза, -записей, живого общения в виде -конференций, а также связи с учеником при помощи электронной почты, icq, или скайпа. Студентов дистанционной формы обучения так же, как и всех остальных учащихся, зачисляют в определенные группы, им выдается расписание занятий и пароль для доступа в свой личный кабинет на сайте. В этом личном кабинете студенты могут находить доступные для них материалы для изучения - записи лекций, конспекты, учебники, контрольные и прочие проверочные материалы. Там же им выдаются задания на неделю или на семестр. Все эти материалы могут приходить и на электронную почту ученика.

При таком обучении у студента нет индивидуального расписания, он должен подчиняться определенную графику, который запланирован в вузе. И все же ему необязательно проводить у монитора большую часть своего дня, ведь в формате живого общения, требующего обязательного присутствия студента, проводятся только семинары или коллоквиумы. Все остальные материалы студент может изучать тогда, когда ему это удобно. Однако дистанционная форма обучения требует от учащегося большой дисциплины, настойчивости и силы воли. Никто не будет здесь заставлять учиться, но все контрольные, зачеты, экзамены и курсовые в конце семестра сдавать все равно придется.

За каждым студентом закрепляется куратор, который будет ему помогать в обучении и отвечать на вопросы по организации всего процесса. Преподаватели обычно тоже выделяют время хотя бы раз в месяц для консультаций по предмету. Можно приезжать в город, где расположен вуз, для очных консультаций, но это необязательно. Обязательное присутствие студента обычно требуется в вузе только во время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.

Современную систему образования уже трудно представить себе без различных форм дистанционного обучения, которые осуществляются при помощи новейших технологий или традиционным корреспондентским способом.

Дистанционное (ДО) – это совокупность технологий, которые доставку учащимся основного объема материала для изучения и тестирования. Возникло в Европе еще в конце XVIII века, с появлением регулярной почтовой связи и «корреспондентским обучением». Впрочем, вполне современных вузов практикуют его и сегодня, наряду с использованием и новейших информационных технологий.

Стоит отметить, что во многих используются различные определения дистанционного обучения и образования, такие как «открытое», «виртуальное», «электронное», «онлайновое». Еще в 1969 году в Великобритании был основан первый в мире университет дистанционного образования – «Открытый университет».

Сегодня используются различные технологии ДО, сфера применений которых зависит от используемых средств информационного обеспечения, способов управления познавательной деятельностью обучаемых, методов контроля и самоконтроля знаний. В различных формах ДО существуют свои способы оценки знаний и свой необходимый уровень подготовки преподавателей.

Оптимизация ДО на современном этапе развития образовательной системы позволяет структурировать учебный процесс в зависимости от средств доставки учебных курсов. Это, в свою очередь, определяет способы взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

В настоящее время наиболее перспективным является интерактивное взаимодействие в процессе ДО посредством интернета (чат-занятия, вебинары, веб-конференции). В 2003 году началась разработка единого стандарта интерактивного обучения SCORM, что постепенно приведет к расширению перечня требований к содержанию курсов и применяемому программному обеспечению.

Таким образом, использование технологий ДО позволяет, во-первых, снизить объем затрат на проведение обучения, во-вторых, проводить одновременное обучение большого количества человек и, в третьих, создавать единую образовательную среду (что особенно актуально для корпоративного обучения). Кроме того, качественный уровень ДО постоянно повышается за счет за счет использования современных средств связи, электронных библиотек, новейшего программного обеспечения.

Видео по теме

В современном мире существует возможность получения высшего образования без ежедневного посещения учебного заведения. Эту возможность предоставляет дистанционное обучение, которое осуществляется благодаря информационно-образовательным технологиям и системам коммуникации.

Данный вид обучения предоставляет огромные возможности для получения желаемого образования людям, которые по ряду причин не могут посещать учебное заведение очно или не в состоянии учиться в другом городе (стране).Дистанционное обучение обеспечивает комфортное получение знаний благодаря тому, что учащийся находится дома, в привычной для него обстановке, сам выбирает сроки и темп получения образования. При этом, не смотря на самостоятельное получение знаний, студент может в любую минуту рассчитывать на помощь преподавателя, которая осуществляется через интернет.Особенностью дистанционного обучения является возможность получения знаний в режиме, когда преподаватель и обучающийся общаются напрямую, использую интернет в качестве средства связи (на помощь приходят такие системы, как web-чат, IRC, ICQ, TV, web-телефония, Telnet). Помимо этого, существует асинхронный способ передачи знаний студентам, заключающийся в самостоятельном выполнении заданий и изучении материала, предоставленного в печатном виде, на дискетах, CD, - и кассетах, на web-форумах и web-страницах, в гостевых и телеконференциях Usenet.Современные технологии посредством дистанционного образования позволяют получить дипломы людям с ограниченными возможностями, например, глухим, незрячим или больным, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата.Дистанционное обучение применяется не только для получения образования студентами. Этот способ получения знаний очень удобен в применение к школьникам, которые по причине болезни не могут посещать школу длительное время или вынуждены получать образование на дому. Помимо этого, с помощью дистанционного обучения осуществляется переподготовка сотрудников различных корпораций и повышение их квалификации. Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что в последнем случае присутствует общий для всех студентов план занятий, срок сдачи экзаменов и получения диплома, т.е. отсутствует индивидуальный подход. Однако не все профессии и знания можно получить дистанционно. Так, например, научиться самостоятельно некоторым видам творческой деятельности, при отсутствии прямого контакта студента и преподавателя, практически невозможно. Это относится к обучению игре на музыкальных инструментах, пению, живописи, танцам.

Наряду с дневной, вечерней и заочной формами обучения сегодня активно развивается система дистанционного образования, доступное практически для любого желающего. Этот вид обучения не имеет возрастных, профессиональных, территориальных ограничений, и его успешно применяют люди, не имеющие возможности посещать занятия очно или часто выезжать на сессии в силу занятости на работе, состояния здоровья, отдаленности вуза, ухода за маленькими детьми.


Дистанционное обучение производится с помощью образовательного портала вуза. При зачислении студенту логин и для доступа к учебно-методическим материалам курса: текстам учебных пособий, заданиям для самостоятельных и контрольных работ и рекомендациям по их выполнению, графику изучения материала и т.д. Для удобства часть пособий может дублироваться в бумажной форме или на компакт-дисках.

Последовательность изучения предметов и темп обучения определяется индивидуально, поэтому общая продолжительность учебного процесса зависит от каждого конкретного студента, его возможностей и пожеланий. Можно пройти весь курс за традиционные 5-6 лет или за более короткий срок, если заниматься интенсивно, или с учетом жизненных обстоятельств учиться более длительное время.

Преподаватели, методисты и специалисты службы технической поддержки посредством телефонной или видеосвязи, а также электронной почты и общения на форуме вуза дают студентам регулярные консультации по вопросам, возникающим в ходе учебного процесса. Вместе с тем, удаленное обучение не исключает личного общения. Как правило, один раз в год студенты должны являться на сессии, во время которых они посещают лекции, семинары, делают лабораторные работы, сдают зачеты и экзамены. Кроме того, они могут появляться в вузе и чаще, если есть такая необходимость.

В тех учебных заведениях, где не требуется личного присутствия на экзамене, проверка усвоения материала по учебным дисциплинам осуществляется в автоматизированной системе, которая обеспечивает детальный и постоянный контроль и делает его независимым от преподавателя, что в свою очередь позволяет получить объективную оценку знаний. Однако в подобных случаях существует проблема идентификации лица, выполняющего задания, поэтому такие формы контроля применяются не повсеместно.

Видео по теме

Учиться на дневном или заочном отделении – уже давно не в моде. Зачем терять кучу времени, когда можно сделать все то же самое, не покидая собственного дома?

Да, вы угадали: сегодня речь пойдет о дистанционном обучении. А если быть точнее – о преимуществах и недостатках, с которыми могут столкнуться будущие студенты.

Но для начала давайте все же разберем, что представляет собой система дистанционного обучения в получении высшего образования (в вузах или колледже), чем отличаются электронное и дистанционное обучение и многое другое.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

Дистанционная форма обучения: что это такое?

Дистанционное обучение – процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).

Если немного упростить, то дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.

Чтобы пройти дистанционное обучение, не обязательно ехать в Москву, снимать дорогостоящее жилье. Здесь достаточно иметь высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, а также необходимые дистанционные технологии (в основном, интернет), которые помогут пройти электронное обучение с максимальной пользой.

Это сейчас у нас все такие умные и пользуются интернетом разве что не с рождения. А раньше все было иначе, давайте узнаем, как этот вид обучения появился у нас.

История современного дистанционного обучения

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий появилось еще в далеком 18 веке, когда в Европе появилась регулярная и доступная всем почтовая связь.

Выглядело это довольно просто: учащийся получал по почте задания и учебные материалы, вел переписку с преподавателями и в установленный срок сдавал доверенным лицам экзамен или писал научную работу.

А вот в Россию этот очно-дистанционное обучение пришло к концу 19 века. И все стало происходить еще быстрее, ведь в 20 веке благодаря бурному технологическому росту появились телеграф и даже телефон. Но эти виды связи не отменили «корреспондентского обучения», которое до сих пор встречается во многих странах.

Существенный прорыв внесли в возможности дистанционного обучения появление радио и телевидения. Стали появляться многочисленные обучающие телепередачи, которые могли смотреть миллионы желающих. Правда, здесь был один, но довольно большой недостаток: отсутствие обратной связи.

Первый в мире университет дистанционного образования был открыт в 1969 году в Великобритании – Открытый Университет Великобритании. Это название давало всем желающим понять, что учебное заведение доступно для всех благодаря приемлемой стоимости и отсутствию необходимости ежедневно присутствовать на занятиях дистанционного обучения.

Стали открываться и другие вузы с дистанционным обучением, получившие большую известность за рубежом:

  • Национальный технологический университет (США, 1984);
  • Открытый университет Хаген (Германия);
  • Испанский национальный университет дистанционного обучения;
  • INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР);
  • Австралийская территориальная информационная сеть;
  • Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.

Конечно же, развитие персональных компьютеров и их доступность в 1980-х годах произвели образовательную революцию, дав надежду на упрощение и автоматизацию обучения.

В 90-х годах стали активно развиваться спутниковые технологии. Но все же годом начала дистанционного обучения в России считается 1997 год. Именно тогда Министерство Образования выпустило приказ №1050, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование.

Уже в 21 веке интернет начал массово распространяться, способствуя популяризации дистанционного обучения в вузах для первого или второго высшего образования, для переподготовки или повышения квалификации в университетах, для любого основного или дополнительного образования.

С интернетом у учеников появилась уникальная возможность получать обратную связь от преподавателей, где бы они ни находились. Как только увеличилась скорость, стали проводиться различные образовательные тренинги, вебинары, онлайн-занятия.

Дистанционное обучение в России

С каждым годом этот вид получения образования становится все более популярным.

В 2005 году Министерство образования издало приказ 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому университет может осуществлять контроль обучения при помощи ДОТ (дистанционных образовательных технологий) очно или дистанционно.

Но почему использование дистанционного обучения становится таким популярным именно сейчас? Никогда прежде высшее образование не было столь востребованным, а интернет – таким доступным и быстрым. Экономия времени, самоорганизованность и быстрая обратная связь – все, что нужно для успешного обучения на расстоянии.

Более того, непрерывное образование сегодня – непременный атрибут любого высококвалифицированного специалиста. Если человек хочет оставаться в курсе последних событий в своей области, он должен постоянно учиться. А проще всего это сделать при помощи организации дистанционного обучения.


Технологии дистанционного обучения

Современное дистанционное обучение после колледжа или вуза основывается на таких основных элементах, как:

  • среда передачи информации (телевидение, почта, радио, Икс – информационные коммуникативные связи);
  • методы, зависимые от технической среды обмена информацией.

Конечно же, сегодня дистанционное обучение невозможно без интернета. Но кроме него существуют разные образовательные платформы, способствующие более глубокому усваиванию информации.

В 2003 году инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning) начала разрабатывать SCORM – стандарт дистанционного интерактивного обучения для широкого применения интернет-технологий.


Типы программ ДО

Если вы уже начали искать вуз с этим типом обучения, не торопитесь. Самое время разобраться с классификацией учебных заведений:

  1. «Натуральные» университеты . Представляют собой обычные университеты, в которых можно получить степень бакалавра или закончить магистратуру. Дистанционное обучение такого плана встречается довольно редко даже в США, где, казалось бы, огромное многообразие всевозможных видов и форм обучения. Эти университеты обладают должной аккредитацией, которая предполагает получение качественного образования, свойственного всей .
  2. Провайдеры корпоративных курсов/тренингов повышения квалификации. Здесь все ясно – какие-то организации предлагают курсы, тренинги, вебинары, программы, результатом которых становится сертификат дистанционного обучения. Как правило, такие курсы направлены на развитие/улучшение определенных профессиональных навыков. Обычно без аккредитации. Их формируют с учетом индивидуальных пожеланий заказчика, поэтому разные программы на одну и ту же тему сильно отличаются друг от друга и по содержанию, и по качеству, ведь здесь нет общих стандартов дистанционного обучения. И крайне важно как можно подробнее изучить структуру, направления и порядок ДО, чтобы определить его эффективность. Также важно узнать, каким образом происходит поддержка и коммуникации с учащимися, чем обеспечивается.
  3. Традиционные университеты с возможностью прохождения онлайн-обучения . В последнее время многие привычные колледжи и вузы создают отдельные онлайн-программы. Они не отказываются от своих привычных направлений, а лишь расширяют линейку образовательных продуктов, привлекая таким образом все больше интересующихся.

Формы внедрения дистанционного обучения


Реализация ДО может осуществляться как в онлайн-, так и офлайн-режиме.

А вот самые распространенные формы-методы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятие – занятие, проходящее при использовании чат-технологий (например, skype). Это как видео-конференция, когда все участники урока могут одновременно учиться, имеют доступ к чату. Многие учебные заведения обладают собственной чат-школой, где в специализированных чат-кабинетах происходит процесс интерактивного дистанционного обучения между преподавателем и учениками.
  2. Веб-занятие – дистанционный урок, семинар, конференция, деловая игра, практикум, лабораторная работа или другая форма учебного занятия, которое проводится посредством телекоммуникаций или других интернет-возможностей. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на одном из сайтов, на котором установлена соответствующая программа. Отличается от чат-занятия тем, что тут работа происходит на протяжении более длительного срока (в течение многих дней), а характер взаимодействия преподавателей и учеников – асинхронный.
  3. Телеконференция – занятие, которое обычно проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. Эта форма занятия отличается достижением образовательных задач. В ее основе лежит методика «природного процесса обучения» (natural learning manner ) – простая и свободная система, активно используемая европейцами для получения второго высшего или дополнительного образования. В ходе ее учащийся постоянно выполняет практические задания, работает над автоматизацией навыков. Теория органично переплетается с тренировочными упражнениями, что способствует усвоению знания без дополнительных усилий. Теория и практика усваиваются в процессе систематического изучения материалов, путем прослушивания и повторения за видео- и аудиозаписями.
  4. Телеприсутствие – экспериментальный вид дистанционного обучения , при котором учащийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. В ходе занятия преподаватель задает вопросы, а ученик отвечает на них. Ранее это было возможно лишь в таком виде: благодаря монитору на роботе учитель видит ученика, а у учащегося создается эффект полного присутствия рядом со сверстниками. Эта технология была создана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу. Зато теперь достаточно наличие любого компьютера с камерой и подключением к интернету, чтобы создать эффект телеприсутствия.

Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения в вузе


Мы уже многое знаем про дистанционное обучение. И каждый волен сам решать, подходит оно или нет. Но не лишним будет узнать у специалистов, какие есть плюсы и минусы такой формы учебы в институте.

Плюсы ДО

Преимущества дистанционного обучения заключаются в следующем:

  • Снижение затрат на обучение. Вузы не платят за аренду, учащиеся не оплачивают поездки, съем жилья и т.д. О том, сколько стоит дистанционное обучение в конкретном вузе, необходимо узнавать на официальных сайтах. Но бесплатное оно не будет точно, ведь исполнитель тратит средства на связь, сложные технические средства ее обеспечения и т.д.
  • Сокращение времени обучения.
  • Возможность планировать свой график и нагрузку. Теперь вам никто не будет указывать, что, где, когда и как запоминать, читать, писать, учить. Вы сами планируете свою загруженность, составляете график работы и выбираете список учебных предметов.
  • Никакой привязки к месту проживания студента. Другой город, другой регион или даже другой континент – сегодня не играет совершенно никакого значения, где вы находитесь. Главное – это компьютер и интернет. Сегодня дистанционное обучение проходят мамы с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями, отбывающие наказания в местах лишения свободы, находящиеся в труднодоступных уголках и многие другие.
  • Подходит по индивидуальным показаниям. Дистанционное обучение в государственном вузе хорошо подходит тем, кто не любит людные места и переполненные помещения, не может вылезти из-под любимого пледа на любимом диване. Благодаря привычной обстановке улучшается и производительность. Как учиться? Да как хотите: сидя, лежа, хоть стоя на голове.
  • Возможность заниматься с любым количеством человек.
  • Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств, электронных библиотек и т.д.
  • Обучение в максимально комфортном темпе. Учащиеся не боятся отстать от сокурсников. Вернуться к сложному вопросу можно в любое удобное время, а легкую тему – опустить, потратив время на важные вопросы.
  • Возможность совмещения учебы с основным видом деятельности. Особо мотивированные студенты могут учиться одновременно на нескольких курсах, получат сразу несколько высших образований. Принципы дистанционного обучения делают возможной учебу одновременно с напряженным рабочим графиком. Единственные требования для этого – наличие высокоскоростного интернета и немного свободного времени для учебы.
  • Высокие результаты обучения. Тенденции дистанционного обучения показали, что этот вид учебы ничем не уступает, а во многом даже превосходит традиционные посещения лекций. Благодаря самостоятельной работе дистанционник гораздо лучше запоминает и глубже понимает пройденный материал, применяет его на практике. А интерес к обучению «подогревается» благодаря применению современных технологий.
  • Многообразие средств связи с преподавателями. Поддерживать общение можно как online, так и offline (мобильные телефоны, электронная почта и т.д.).
  • Доступ к учебным материалам. Методическая система дистанционного обучения построена таким образом, чтобы студент в любое время мог получить доступ к обширным онлайн-библиотекам с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, необходимыми для учебы.
  • Спокойная обстановка. Для сдачи тестов и экзаменов учащийся испытывает меньше стресса и волнений. Здесь отсутствует возможность субъективной оценки знаний: плохое настроение преподавателя, непристойный внешний вид или общественный статус студента, успеваемость по другим предметам никак не скажутся на общей оценке по предмету.
  • Комфортная работа преподавателя. Учителя могут работать даже из декретного отпуска, по прежнему уделяя внимание большому количеству учеников.
  • Индивидуальный подход. Здесь как в работе с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у студента вопрос. В традиционной учебе такое редко встречается, ведь преподаватель не может уделить время каждому.
Если переживаете о том, какие документы необходимо подавать на дистанционное обучение, то тут все так же, как и при поступлении в обычный вуз на базе среднего образования: аттестат, фотографии, заявление и т.д.

Минусы ДО

Как в любом другом аспекте нашей жизни, в дистанционном обучении кроме «за» есть и свои «против»:

  • Наличие сильной мотивации. Здесь смогут учиться только те, кто хорошо себе представляет, для чего им это нужно. Так как львиную долю всего учебного материала студент изучает самостоятельно, тут необходимы крепкие навыки самоконтроля, развитой силы воли и ответственности – вот что нужно для успешного дистанционного обучения.
  • Не подходит для развития коммуникабельности. Здесь все процессы обучения происходят при минимальном взаимодействии с другими людьми, а иногда – и при полном его отсутствии. Так что если вам нужно развивать навыки общения, работы в команде и уверенности, лучше выбирать традиционные методы в высших учебных заведениях, а не дистанционное обучение.
  • Нехватка практических знаний. Чем отличается дистанционное обучение от традиционного, так это отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить изучаемое ремесло.
  • Проблема идентификации. Суть дистанционного обучения в вузах состоит в том, что человек при помощи средств коммуникации проходит обучение. Проверить, он ли сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания, практически невозможно. Есть некоторые программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но они не так распространены. Поэтому нередко студентам приходится лично присутствовать на итоговой аттестации.

По определенным критериям дистанционного обучения можно понять, получите ли вы желаемый итоговый результат или нет.

Структура курса

Хорошо проработанная дистанционная программа не должна полностью копировать очный курс. Здесь должны быть различные средства, вовлекающие студента в обучение, предоставляющие ему возможность управлять процессом обучения.

В центре дистанционного курса должен быть учащийся, его потребности и способности.

Способы и средства коммуникации

Интернет-ресурсы не должны быть единственным средством общения с преподавателем. Хорошо продуманная программа должна предлагать студенту несколько способов доставки информации (в том числе и обычный телефон, почту, факс), а также интернет-технологии (электронную почту, телеконференцию, интерактивное телевидение, видео-/аудиоконференцию и др.).

Также занятия могут происходить синхронно (при одновременном участии преподавателей и учащихся в реальном времени) или асинхронно. В первом случае средства передачи информации должны быть представлены видеоконференцией или интерактивным телевидением. Второй вид более гибкий, предоставляет студенту удобное для него время работы. Здесь могут быть использованы такие средства связи, как электронная почта, видео-/аудиокассеты обычная почта.

Все представленные способы связи должны быть для вас комфортными.

Поддержка и коммуникация со студентами

Методика и приемы хорошего дистанционного обучения направлены на то, чтобы любой студент не чувствовал себя брошенным, одиноким, изолированным от остальных. Здесь должны быть созданы все условия для продуктивной атмосферы взаимодействия.

Перед началом учебы обязательно узнайте, как инструкторы оказывают помощь своим студентам. При хорошо организованной программе создается ощущение, что дистанционное обучение – тот же очный курс, только намного легче, доступнее.

Вы сами увидели, как много плюсов и минусов имеет технология дистанционного обучения. Стоит ли поступать на такую форму вам – ваше личное дело. Мы лишь постарались передать максимум информации, которая призвана помочь принять верное решение. Впрочем, неверных решений быть не может. Помните: если будет трудно, просто обратитесь в службу помощи студентам . Они сделают процесс обучения комфортным и максимально приятным!


Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.
Все возможности, присущие системам дистанционного обучения вообще, а также множество дополнительных преимуществ реализованы в разработке нашей компании v программном комплексе поддержки открытого образования STELLUS.
Подробно об можно прочитать в статье сотрудницы нашей организации Агаянц В.И., опубликованной журнале "Вопросы интернет-образования".
Очень интересная, хотя и не бесспорная статья сотрудника Университета Российской академии образования, посвященна проблемам и истории дистанционного обучения .

Где можно заниматься с помощью дистанционного обучения?

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

Когда можно заниматься с помощью дистанционного обучения?

ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.

КТО может учиться с помощью дистанционного обучения?

Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, - сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.
Однако следует особо выделить среди всех желающих получить образование несколько групп, для обучения которых дистанционное форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся:
- Сотрудники корпораций , которые могут пройти необходимые тренинги, переподготовку и переобучение в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение. При этом обучать их можно чему угодно - от техники безопасности до техники продаж и от тренинга креативности до технических особенностей нового миксера.
- Студенты ВУЗов , проживающие в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров. В нашей огромной стране лучшие такие центры расположены крайне неравномерно и сосредоточены в немногих, как правило, крупных, городах. Такое положение дел практически отсекает от возможности получить желаемое образование высокого качества значительную часть населения страны, так как не только очная, но и заочная форма традиционного обучения связана с поездками в большой университетский город и сопряженных с этими поездками многочисленными бытовыми и финансовыми неудобствами для студента (и с организационными сложностями для администраторов учебного процесса и преподавателей).
К этой группе примыкают иностранные студенты, в их числе многочисленная группа наших русскоговорящих бывших соотечественников за рубежом, которым для обучения в обычном российском ВУЗе кроме всего вышеназванного, нужна еще и виза.
- Те, кто большую часть дня занят на работе , то есть наиболее активная работо- (и, следовательно, кредитоспособная) часть населения. С помощью ДО человек "без отрыва от производства" и не рискуя потерять хорошую работу, имеет возможность повысить свою квалификацию или приобрести новые знания.
- "Молодые мамы " и другие люди, вынужденные из-за семейных обстоятельств постоянно присутствовать дома, но желающие в будущем выйти на работу, и для этого получить (или пополнить) свое образование.
- И, наконец, люди, страдающим тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища . По состоянию здоровья ограничений очень мало - если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО. Более того, в последнее время появились публикации о том, что в связи с совершенствованием устройств ввода и вывода информации в компьютер практически не остается заболеваний, которые могут помешать любому человеку обучаться дистанционным способом (см. подборку материалов в N8 журнала "Вопросы интернет-образования"). Только благодаря ДО стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но даже не вставая с кресла. Кроме того, разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний, и даже улучшить состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем дистанционного обучения.
Но все же (по зарубежной статистике), большинство студентов дистанционной формы - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу.

Чему можно обучать и обучаться с помощью ДО?

Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях.
При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов.
Чаще всего на сегодняшний день ДО применяется для преподавания точных и технических дисциплин, однако это не более чем дань традиции - первые ДО были ориентированы именно на этот круг задач. Сейчас ДО с успехом может применяться и в гуманитарных областях. Особо хочется отметить, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации. Правда, на сегодняшний день, пожалуй, непросто обучать с помощью ДО некоторым творческим специальностям, например живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам и специальностям. Но уже сейчас с помощью ДО в этих областях обучения можно проводить информативные курсы, а возможность постоянного личного общения Мастера со студентом - дело ближайшего будущего. Некоторое несовершенство технологий удаленного присутствия на сегодняшний день - это всего лишь временные трудности роста перспективной и очень быстро развивающейся формы образования.

Примнение ДО требует отказа от использования в учебном процессе традиционных форм образования?

Отнюдь нет. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы - в очной. Или занятия у одной части преподавателей очные, а у других - дистанционные. Или все занятия очные, а все консультации - дистанционные. Или... Но лучше вы придумаете сами.

Дистанционное и заочное обучение - это одно и то же?

Важно знать, что это не так.
Заочное обучение подразумевает общую для всех учебную программу и общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, а также экзаменов. В дистанционном же образовании легко реализуется обучение по индивидуальной программе и индивидуальному графику (В том числе экстернат).
Тем не менее, следует помнить, что на сегодняшний день законодательство РФ определяет дистанционное обучение как форму проведения занятий. Но поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в которых ДО уравнивается в правах с традиционными формами обучения 25.12.2002 успешно прошли третье, окончательное чтение в Госдуме.

Насколько ЭФФЕКТИВНО ДО?

Эффективность ДО достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. Учитываются все времнные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет студенту не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, и это один из самых сильных аргументов в пользу ДО, студенты обеспечены возможностью своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А преподавателю ДО позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью студента, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше. В автоматизированной системе ДО контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным. И - это также очень важно - независимым от преподавателя. В системе ДО невозможно поставить оценку "С пристрастием".
Кроме того, ДО позволяет осуществлять постоянный контакт студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, а значит, могут быть реализованы групповые работы (например, курсовые), что дает студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы.
ДО, если овладеть его технологиями, может быть очень эффективным видом образования, а в некоторых областях возможно даже более эффективным, чем традиционное.

СКОЛЬКО СТОИТ ДО?

Следует отметить, что в целом программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем образование по традиционной системе. Прежде всего это объясняется тем, что нет помещений, за которые надо было бы вносить арендную плату. Большую часть времени студенты ДО занимаются самостоятельно, а значит, учебное заведение может использовать преподавателей для обучения большего числа студентов. Таким образом, дистанционное обучение доступнее по цене, чем образование по традиционной схеме.

Неужели системы ДО идеальны?

Безусловно, любая система образования не идеальна.
- Прежде всего, затруднена идентификация студента - проверить, кто сдаёт экзамен, (если не смотреть на сдающего в упор!) пока невозможно. Впрочем, как показывает практика приемных экзаменов, и в очной форме это удается далеко не всегда. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую студенты ДО сдают, например, в компьютерном классе. Зарубежные учебные заведения, использующие ДО довольно давно, создали по стране сеть уполномоченных лиц, которые имеют право свидетельствовать, что экзамен сдавал именно тот человек, который был заявлен, и таким образом решают эту проблему. В нашей стране такая сеть только начинает развиваться.
- Кроме того, и это ограничивает возможности применения полностью интерактивного ДО, пропускной способности телефонных линий в некоторых регионах нашей страны и ближнего зарубежья для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно.

Резюме: преимущества ДО по сравнению с традиционными формами образования:

Для студентов :
- ДО позволяет обучаться в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом (даже не очень частым доступом) в Интернет. Это особенно важно для работающих или занятых домашними обязанностями студентов, а также дает возможность получить образование тем, кто по состоянию здоровья вообще не может покидать своего дома.
- До позволяет обучаться у лучших преподавателей.
- ДО позволяет реализовать для студента индивидуальную учебную программу и индивидуальный учебный план. В частности, можно самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.
- В ДО системы оценки знаний объективны и независимы от преподавателя. Здесь невозможно поставить оценку "с пристрастием".
- ДО позволяет студенту постоянно консультироваться с преподавателем в ходе обучения.
- В ДО сняты проблемы поиска и приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов сразу при зачислении.
- ДО отлично подходит для подготовки по остро необходимым сейчас интегральным специальностям.
- ДО дешевле традиционных форм обучения (для студентов платных отделений).

Для администраторов учебных заведений:
- ДО позволяет обучать студентов и привлекать к сотрудничеству лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах. С его помощью такие ВУЗы могут успешно конкурировать со столичными учебными заведениями.
- До дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше студентов и уменьшить затраты в расчете на одного студента.
- ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью.
- ДО с легкостью решает множество технических проблем - не нужно содержать большое количество учебных помещений, проще составить учебный план, отсутствуют проблемы замены заболевших преподавателей, и многие, многие другие, присущие традиционному образованию.

Для преподавателей :
- В дистанционном обучении роль преподавателя изменяется и его возможности расширяются. Такая форма обучения позволяет преподавателю не терять времени на рутину образовательного процесса. При этом что именно считать рутиной - проверку знаний, чтение однотипного курса или что-то иное - решает сам преподаватель, системы ДО позволяют автоматизировать практически все, кроме ЛИЧНОСТИ САМОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Рабочее время педагога может быть посвящено, наконец-то, педагогическому творчеству.
- Преподавателям дистанционного обучения не надо покидать дом как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома (например, женщинам, воспитывающих маленьких детей) и состояния здоровья (например опытным немолодым преподавателям).
- Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.
- Однако дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Не очень больших усилий. Обычно цикл подготовки занимает не более 1 недели.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...