Какие растения можно встретить в поле? Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»)

Растения бывают дико-растущие (растущие в природе без помощи че-ловека) и культурные , выведенные человеком для его нужд и не способные расти в природе без помощи человека.

Кто же обитает в экосистеме поля? Прежде всего, это растения-«кормильцы». Человек сам выращивает культурные растения , заботится о них.

Но есть и ненужные человеку сорные расте-ния , или сорняки .


Сорняки (вьюнок, одуванчик, осот)

Главный «едок» полевых растений — чело-век . Ведь крестьяне выращивают пшеницу и картофель для еды.

Другие «едоки», которым нужны кормовые травы, — это домашний скот : лошади , коро-вы , козы , овцы .

Третья группа «едоков» — непрошеные гос-ти: вредящие полям грызуны и насекомые . От таких «едоков» человеку приходится защищать урожай.

Есть на полях и «мусорщики». В почве обитают дождевые черви , множество микроор-ганизмов . Однако «мусорщиком» бывает и че-ловек. Осенью люди убирают с полей солому , добавляют в почву удобрения .

Удобрения питательные вещества для растений.

Что же такое поле?

Поле это созданная человеком ис-кусственная экосистема для выращива-ния нужных ему растений.

Каковы главные отличия полей от природ-ных экосистем ? Материал с сайта

Ты, конечно, догадался, что круговорот веществ в природных экосистемах замкну-тый или почти замкнутый. Поэтому они мо-гут существовать очень долго и почти не ме-няться.

Совсем по-другому обстоит дело с искусст-венной экосистемой полем .

Значительную часть из круговорота веществ человек забирает с полей в виде урожая. В результате этого кругово-рот веществ становится незамкнутым. Поле — эта искусственная экосистема — оказывает-ся неустойчивой. Без постоянной заботы че-ловека оно превращается в природную экосис-тему.

На этой странице материал по темам:

  • Кто из животных на обитает на полях

  • Экосистема полей краткий реферат

  • 3 класс каковы главные отличия экосистемы поля от природных экосистем

  • Животный мир полей просто удивителен. Не многие знают, что поля занимают около 25% суши на нашей планете.

    Полевой биом существует на каждом континенте. Лишь на первый взгляд кажется, что бескрайние поля никто не населяет, и они представляют собой пустошь. На деле же в полях активно кипит жизнь. Жители полей не отличаются многообразием видов, но каждый представитель по-своему уникален и неповторим.

    Как выглядят жители полей?

    В полях обитают животные, птицы и насекомые. Животные полей чаще всего ведут мигрирующий образ жизни, и преодолевают огромные расстояния в поисках пищи.

    Большая часть жителей полей питается растительностью, именно поэтому многие из них имеют широкие зубы с уплощенной верхней частью. На самых маленьких живых существ охотятся более крупные хищники. Поскольку в поле негде спрятаться, то мелким зверькам приходится рыть норы под землей и в них скрываться от врагов. В связи с этим у всех небольших жителей полей имеются длинные когти на передних лапах, с помощью которых просто копать грунт.

    Стоит отметить, что жители полей способны приспосабливаться к любым условиям жизни. Некоторым животным не страшна перемена климата, они могут переносить и стужу и зной.


    Мышь — активный участник полевого биоценоза.

    Помимо всего прочего обитатели полей умеют прекрасно маскироваться.

    Кто живет в полях?

    В полевых биомах живет довольно много видов животных. В полях, которые граничат с лугами и перелесками, встречаются лисы, и даже волки. Но самыми многочисленными обитателями полей являются грызуны. Один из самых известных полевых зверьков – крот, который практически всю жизнь проводит под землей. Хотя найти его совсем не просто, можно увидеть многочисленные тоннели, в которых он скрывается.

    Интересно, что каждый ход кроты используют для определенных целей, например, по одним ходам они только передвигаются, а другие, не такие ветвистые и более глубокие, используются в качестве логова.


    Также распространенными полевыми жителями являются мыши и хомяки. Эти грызуны очень осторожны, они могут быстро бегать, но, тем не менее, часто становятся жертвами многих хищников.

    Чаще всего грызуны живут в колониях и селятся в норках. Каждая нора имеет несколько ходов. В норах грызуны прячутся днем, а ночью выбираются в поисках пищи. Поскольку зимой грызуны остаются в норах, то они предварительно собирают запасы. На протяжении всего лета и осени они заполняют свои хранилища. И хомяки и полевки являются очень плодовитыми. Молодые особи становятся самостоятельными уже в возрасте двух недель.


    Птицы, живущие в полях, являются представителями отряда воробьиных. Чаще всего в полевом биоме встречаются жаворонки и серые мухоловки. поселяются только на открытых участках. Они привлекают внимание своим мелодичным пением.

    Серые мухоловки, как и жаворонки, любят открытые участки. Особенностью мухоловки является то, что во время охоты она трясет крыльями и хвостом, а потом моментально понимается в воздух за добычей. Серые мухоловки охотятся на самых разнообразных насекомых.


    Серая мухоловка — истребитель насекомых.

    На полях можно встретить большое количество представителей отряда куриных. Самыми распространенными из них являются перепела, серые куропатки и ястребы. Большая часть птиц, обитающих на полях, являются перелетными, то есть они на зиму улетают.

    На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

    Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.

    Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

    Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

    На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

    И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

    Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

    Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

    Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

    Пословицы про кашу:

    Что за обед, коль каши нет?

    Щи да каша - пища наша.

    Каша - мать наша.

    А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

    Из гречихи получают гречневую крупу.

    Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.

    Просо идет для производства пшена.

    В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

    Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

    А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

    Пословицы о хлебе:

    Хлеб - всему голова.

    Худ обед, коль хлеба нет.

    А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

    Хлебушек душистый.

    Вот он - теплый, золотистый.

    В каждый дом,

    На каждый стол

    Он пожаловал-пришел.

    Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

    Мальчик,
    Ногою пинающий хлеб,
    Мальчик,
    Голодных не знающий лет,
    Помни,
    Что были лихие года,
    Хлеб -
    Это жизнь, а не просто еда.

    Хлебом клялись,
    За хлеб умирали
    Не для того,
    Чтоб в футбол им играли.

    В слове
    Народная мудрость таится,
    Вот что
    В народе у нас говорится:

    "Если ты хлеб ценить перестал,
    Ты человеком быть перестал".

    На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

    На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

    1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

    2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

    3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

    1. Какие группы растений вы знаете?

    2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

    3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

    Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

    МБОУ Средняя школа №8

    Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

    Предмет: Окружающий мир

    Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

    1.Обучающие:


    • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

    • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
    2.Развивающие:

    • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
    3.Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
    Оборудование:

    Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

    Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

    Ход урока

    1.Орг. момент

    2.Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

    Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

    Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

    3.Основная часть.

    Логическая задача:

    На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

    Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

    Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

    - Кто из детей прав? Как вы считаете?

    О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

    Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

    б)Рассказ учителя.

    Пальчиками покидать.

    Раз-два, раз-два-

    Урожай собрать пора.


    • Вот на поле лён растёт,
    Только жаль, что не цветёт.

    Зато до неба он дорос,

    Даёт он масло для волос.

    Раз-два


    нажимай,

    Льняное масло выжимай.


    • Здесь стоит ржаное поле,
    Колосков на нём не счесть,

    Как приятно хлеба с солью

    Нам за завтраком поесть.

    Раз-два приседай, -

    Колосочки собирай.


    • Поле капустное.
    Капуста очень вкусная.

    Наклоняйся, не ленись,

    Лист капустный оторвись.

    Раз-два, раз-два,

    Ешь капусту детвора.


    • Поле в белом снеге всё,
    Что это за диво?

    Хлопок здесь растёт, ребята,

    Смотрите, как красиво!

    Раз-два покружись,

    Пушинкой хлопка обернись.


    • Красна ягодка блестит,
    На солнце улыбается.

    В кузовок залезть спешит,

    Клубникой называется.

    Раз-два не зевай,

    Клубнику быстро собирай.

    д) Практическая работа

    Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

    Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

    Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

    Работа с гербарными образцами

    Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

    Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

    Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

    1.Название растения

    2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

    3.Вид соцветия.

    Давайте сделаем вывод:

    Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

    Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

    Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

    е) Картинная галерея

    (Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

    Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

    Что делают люди?

    Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

    Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

    Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

    Рассказ учителя о ржи

    В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

    ж) Путешествие в прошлое

    Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

    Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

    Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

    з) Закрепление

    1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

    Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

    Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

    2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

    Кроссворд «Поле»

    По вертикали:

    1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

    2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

    Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

    3.на стебельках белеют чашки,

    В них и нитки , и рубашки (хлопок)

    4. в поле росла,

    Под жерновами была,

    Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

    По горизонтали получается слово ПОЛЕ

    4.Итог урока

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какие виды культур вы знаете?

    Что особенно понравилось на уроке?

    5. Домашнее задание

    Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

    Сообщения о понравивш. культурах

    Огромные пространства занимают поля. На полях сеют и выращивают культурные растения.

    К хлебным культурам относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Пшеница - главная зерновая хлебная культура. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. Из этих зёрен изготовляют муку, а из пшеничной муки можно приготовить тысячи разных изделий. В нашей стране под посевами пшеницы заняты большие площади земли.

    Пожалуй, самой распространённой культурой на земле после зерновых является картофель. Это очень ценная и урожайная культура. Картофель питателен. В нём много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма. На полях вместе с культурными растениями можно встретить и сорняки. Злейшим сорняком является пырей, который размножается с необыкновенной быстротой. Некоторые сорняки настолько похожи на культурные растения, что их трудно различить. Например, овсюг похож на овёс. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берёт из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница. Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

    Куколь - сорняк с крупными тёмно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испечённый из такой муки, вызывает у человека отравление. Труженики наших полей ведут упорную борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля. В прополке большую помощь оказывают школьники.

    На полях можно встретить хомяков, мышей, полёвок, а в южных районах нашей страны - и сусликов. Эти животные питаются растениями поля, на зиму заготовляют зерно, многие из них живут в норах. Пройдите по полю. Вы встретите кучки обгрызенных колосков и соломинок: здесь хозяйничали полёвки.

    Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми резцами, зёрнами набивают рот, прячут их за щёки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30-40 кг отборной пшеницы. Суслики поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зёрна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

    Среди животных много друзей ноля. Это - птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...