Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема «Насекомые». Старшая группа. Конспект логопедического занятия "насекомые"
1.знакомство с насекомыми
2.умение описывать предметы, выделяяхарактерные и второстепенные признаки.
3.закрепреление знаний о частях тела насекомых.
4.воспитывать бережное отношение к живой природе.
5.игры по грамматике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые»
Цели:
Коррекционно-образовательные :
- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;
- закреплять знания о частях тела насекомых;
- активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К.Бальмонт «Комарики-макарики», Л.Мадзалевский «Мотылёк», Э.Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик», К.И.Чуковский "Муха Цокотуха".
Ход занятия
Логопед:
Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»
Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,
Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,
Муха денежку нашла. А букашки по три чашки
Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:
И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха
«Приходите, тараканы. Именинница!
Логопед:
Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).
Логопед:
Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.
Посчитайте их.
Игра: «Один-много» - образование существительных родительного падежа множ ественного числа.
Один шмель - много (кого?) шмелей.
Один комар - много (кого?) комаров.
Муха …, таракан …, стрекоза …, пчела …, оса …, кузнечик …
А как можно назвать насекомых ласково?
Игра: «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Комар - комарик. Паук - паучок.
Стрекоза - стрекозка. Шмель - шмелик.
Пчела - пчёлка. Муха - мушка.
Жук - жучок.
Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.
Игра: «Закончи предложение»
Муха разносит - (болезни). Жук грызёт - (кору).
Пчела собирает - (мёд). Гусеница объедает - (листья).
Комар кусает - (человека). Божья коровка поедает - (тлю).
Как вы думаете? Как можно сказать если:
Игра: «Образуй сложные слова»
Бабочки разного цвета, значит они - разноцветные.
Муравьи любят трудиться, они - трудолюбивые.
Комар пьёт кровь, он - кровопийца.
У таракана длинные усы, значит он - длинноусый.
Молодцы!
Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.
Игра: «Четвёртый лишний»
Муха, муравей, грач , пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, самолёт .
Комар, бабочка , белка , кузнечик.
Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).
Ребята, посмотрите на этот куст. Кого вы там увидели? Закрепление предлогов.
Игра: «Кто, где спрятался?»
Бабочка - на цветке, жук - под листом, стрекоза - перед кустом, муравей между палочками, кузнечик - за кочкой и т. д.
Возьмите картинки и скажите, что вы увидели:
Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?
У муравья лапки - муравьиные, голова - муравьиная.
У пчелы крылышки - пчелиные, голова - пчелиные.
У комара животик - комариный, голова - комариная.
Динамическая пауза.
Логопед читает текст. | Дети выполняют движения. |
Я шагаю по лужайке - | Шагают. |
Сверху ясно мне видна | Поднимают руки вверх. |
Вся зелёная страна. | Разводят руки в стороны опуская их. |
Вот улитка - добрый гномик - | Показывают пальчиками усики (два пальчика). |
На себе таскает домик. | Обхватить себя руками. |
Вот стоит высотный дом - | Руки вверх. |
Муравьи хлопочут в нём. | Два пальчика шагают по столу, полу. |
Ребята, посмотрите под кустом что-то лежит?
Это конверты. Прошу собрать картинку.
Игра: «Собери насекомое из частей».
Какие разные и красивые у вас получились картинки.
А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.
Рассказы составляем с опорой на схему.
Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.
Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:
- какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.).
- где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).
- чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).
- как передвигается (с помощью лап или крыльев).
- Вред или пользу приносит окружающей среде.
Составление рассказа о бабочке по схеме.
Бабочка.
Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка - это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.
Дети составляют ещё 3-4 рассказа.
Игра: «Отпрыгай слово по слогам».
Гу-се-ни-ца, куз-не-чи-ки, му-ра-вей-ние, о-са, та-ра-кан, со-ро-ко-нож-ка, жук.
Игра: «Прохлопай каждое слово скороговорки по слогам»:
«Слишком много ножек у сороконожек».
Логопед (подводит итог занятия): «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?
МАДОУ «Детский сад №242»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
Лексическая тема «Насекомые».
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна.
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?
- Это птицы поют.
Правильно. А чем питаются птицы?
- Птицы питаются семенами и зернышками.
- Птицы питаются насекомыми.
II Развитие неречевого дыхания.
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
- На моей лужайке спрятался муравей.
- На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
Как назвать одним словом?
- Это насекомые .
Кто такие насекомые?
- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.
Из каких частей состоит тело насекомых?
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
Почему некоторые насекомые ярко окрашены?
- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .
Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?
- На поляне две стрекозы.
Сколько на поляне муравьев?
- На поляне три муравья.
Сколько на поляне мотыльков?
- На поляне пять мотыльков.
Сколько на поляне кузнечиков?
- На поляне один кузнечик.
Сколько на поляне жуков?
- На поляне два жука.
Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).
Как вы думаете, кто к нам прилетел?
- Я думаю, что прилетел комар.
- Я думаю, что прилетел шмель.
- Я думаю, что прилетела муха.
А комар какой?
- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.
А шмель какой?
- Шмель большой, полосатый.
А муха какая?
- Муха вредная, назойливая, надоедливая.
А пчела какая?
- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.
Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Прилетела к нам вчера (дети
Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали. (Приседают на ковер.)
Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?
- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).
Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?
- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
VI Итог занятия.
Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Мы совершили путешествие на лесную полянку .
В кого превратилась гусеница?
- Гусеница превратилась в бабочку.
Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?
- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.
Приложение. Презентация к занятию.
Подготовила: учитель - логопед Соколовская Наталья Петровна,
МОБУ "Саракташская СОШ № 3" Саракташского района Оренбургской области
Задачи:
- актуализация словаря по теме «Насекомые»;
- закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания;
- развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.
Ход занятия:
- Оргмомент. Развитие логического мышления
Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.
(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)
- В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
- Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком! (Пчела)
Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)
- Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся
Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)
Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)
А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)
А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок - с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)
(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)
А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки - это поперечные полоски на теле насекомых.
Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».
(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)
Давайте вместе произнесем это словосочетание - трудолюбивая пчелка.
Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.
- Развитие зрительного внимания
Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.
(Дети хором считают лепестки.)
Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.
Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»
(Логопед читает задание)
Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…
(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)
Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.
Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?
Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар - вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)
А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза - поедают вредных насекомых.)
- Развитие связанной речи
Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».
Слушайте внимательно задание - «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…
А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений - гусеницы, тля; нектаром цветов - пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми - кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)
Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)
- Развитие пальчиковой моторики
Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.
(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка - указательный и средний - «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились холодные сны?
Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.
- Развитие грамматического строя речи
Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)
Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».
На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).
Я начинаю, а вы продолжите по очереди.
- один мохнатый шмель;
- одна изумрудная стрекоза.
(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)
- Развитие общей моторики, словарного запаса
Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»
(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)
- Порхает (кто) - бабочка
- Жужжит - жук
- Звенит - комар
- Собирает мед - пчела
- Жалит - оса
- Ползает - гусеница
- Прыгает - кузнечик
- Плетет паутину - паук
- Трудится - муравей
- Летает - стрекоза
Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)
- Развитие графомоторных навыков
Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.
(Один, два, …. шесть)
Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)
Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».
(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)
- Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)
Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?
(Дети отвечают на вопросы).
Ещё по данной теме:
Лексическая тема: Насекомые
Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.
1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.
2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ценность: воспитание любви к родной природе.
Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.
Методические приемы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные - демонстрация картинок, презентации.
Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».
Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Организация занятия: на ковре, за столами.
Структура занятия:
- Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
- Физкультминутка «Бабочки».
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.
- Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)
Черен, да не ворон,
Рогач, да не бык,
Шесть ног без копыт. Летит - воет,
Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела-пчелка)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар-комарик)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха-мушка)
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )
Это что за сеточка
На зелёных веточках?
Кто без ниток и без рук
Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )
- Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)
Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)
Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.
Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».
Д/у «Божья коровка».
Прилетела божья коровка. Вопросы детям:
Божья коровка спряталась где?(в траве).
Божья коровка села на что?(на цветок).
Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).
Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).
Ответы детей полным предложением.
- Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)
Я веселый майский жук, Сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести
В стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить усами.
А зовут меня Жужу!
- Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Вопросы:
Почему насекомых так назвали?
Что едят насекомые?
Сколько они живут?
Когда они появляются?
Кто поедает насекомых?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой от насекомых бывает вред?
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
Цель: развитие связной речи.Задачи: 1)Закрепить названия насекомых, их строение, внешние признаки; учить детей различать насекомых по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
2)Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
3)Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Картинки насекомых(разрезанные на 4 части),схема рассказа.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед:Я буду называть одно насекомое.А вы много.Например-бабочка-бабочки.
Логопед:Жук.
Дети:Жуки.
Логопед:Муравей.
Дети:Муравьи.
Логопед:Божья коровка.
Дети:Божьи коровки.
Логопед:Кузнечик.
Дети:Кузнечики.
Логопед:Оса.
Дети:Осы.
2.Логопед:К нам прилетела бобочка и привела своих друзей.Она хочет,чтобы мы про них рассказали.Расскажем?
Дети:Да.
Логопед:У нас есть картинки.Но они сломались,давайте их собирем и посмотрим,что получится.
3.Логопед:Сейчас я вам расскажу про бабочку,по схеме.
Это насекомое.Это бабочка.Она бывает разных цветов.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает в поле,в городе и в саду.
4.Логопед: А теперь каждый из вас попробует мне рассказать про то насекомое,которое у него получилось.
Дети:Это насекомое.Это пчела.Она имеет черные и желтые полоски.Она состоит из головки,усиков,брюшка,двух пар крылышек и шести ножек.Она и летает и ползает.Она питается пыльцой на цветах.Она летает по полю и собирает пыльцу,а потом делает мед.Она может ужалить человека.
Дети:Это насекомое.Это муравей.Он коричневого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается тлей на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу и собирает мусоринки для муравейника.
Дети: Это насекомое.Это жук.Он серого цвета.Он состоит из головки,усиков,брюшка и шести ножек.Он ползает.Он питается листьями на деревьях.Он ползает и в поле и в лесу.
Дети: Это насекомое.Это божья коровка.Она красного цвета с черными пятнышками.Она состоит из головки,усиков,брюшка,крылышек и шести ножек.Она ползает и летает.Она питается листочками на деревьях.Она ползает и летает в поле и в лесу.
Логопед:Молодцы дети.Бабочке очень понравильсь ваши рассказы.
5.Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась(тянем ручки вверх)
Улыбнулась,потянулась(улыбаемся друг другу)
Раз-росой она умылась(показываем как она умывается)
Два-изящно покружилась(делаем круг вокруг своей оси)
Три-нагнулась и присела(нагибаемся и присядаем)
На четыре-улетела(машем ручками,показывая ка бабочка летит).
6.Сейчас бабочка вам будет загадывать загадки,а вы должны угадать,про кого она говорит.
Логопед:Над цветком порхает,пляшет,
Веером узорным машет.
Дети:Бабочка.
Логопед:Красненькие крылышки,черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Дети:Божья коровка.
Логопед:Моница крылатая,платье полосатое.
Ростом-просто кроха,а укусит-будет плохо.
Дети:Пчела.
Логопед:Два рога-небык,шесть ног без копыт.
Летит-так воет,сядет-землю роет.
Дети:Жук.
Логопед:Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
Дети:Муравей.
7.Итог.
Логопед:Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили.
Дети:О насекомых.О бабочке,муравье,жуке,пчеле и божьей коровке.
Логопед:Что мы учились делать?
Дети:Мы рассказывали о насекомых по схеме.
Логопед:Вы все молодцы.Бабочка со своими друзьями от нас улетает.Но чтобы мы их не забыли,она дарит каждому по картинке с изображением насекомого.До свидания.
Дети:Спасибо.До свидания.