Конспект занятия на тему: «Растения» в старшей группе. Картотека комнатных растений старшая группа

Конспект занятия в детском саду: В мире комнатных растений для детей 5-7 лет.


Автор : Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель : Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи -Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии <<Комнатные растения>>. Видеоматериал - для показа на экране.

Ход занятия

Воспитатель Отгадайте загадки:<< Дышит,растет, а ходить не может>> (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)


В кадке вырос куст,
И широк,и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)


Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет,а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)


На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)


Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)


По очереди на экране дети смотрят на картинки растений,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают(герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?(Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. (Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.


Воспитатель Из всех рисунков выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало» (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя: Я — Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас… Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот… Вы прислушайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Воспитатель: Кузенька, не торопись. Мы с ребятами хоть и не слышим голосов растений, но можем определять, что необходимо растению по его внешнему виду. А ты сядь и отдохни, да послушай. А ребята расскажут и покажут тебе, как правильно надо ухаживать за растениями.

Дети, давайте расскажем Кузе, как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)

Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать)

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).

Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками).

Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

Посмотрите вокруг, как здесь уютно, красиво и как много растений, а что нужно сделать, чтобы комнатных растений у нас было много?

Дети отвечают.

Правильно. Их нужно размножать так, чтобы новые растения были такие же красивые. Но размножаются растения все по-разному. Как?

Луковицей, листом, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля.

Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте встанем врассыпную и представим, что мы цветочки.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках в кругу.

Медленно встают.

Тянутся на носках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны, ладонями вверх.

Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

Игра с мячом «Назови ласково»

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля — земелька, корень — корешок.

Игра «Один-много»

стебель — стебли, цветок — цветы, лист — листья, лейка- лейки, горшок — горшки, корень -корни.

Я предлагаю отгадать загадки о растениях, которые приготовили для нас дети.

В ствол запрятав белый сок.

Будто кожаный листок,

может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется?

(Фикус.)

Плоский, длинный, а не брус. Полосат, но не арбуз.

(Сансевьера.)

А как в народе как называют сансевьеру?

Щучий язык.

Чтобы солнце сквозь стекло

Вам в окошко не пекло,

Повешу на распорочку

Узорчатую шторочку,

Не тканую, плетеную,

Живую в зеленую. (Традесканция.)

На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные,

Алые и красные. (Кактусы.)

Как кактусы называют на родине? Зеленые уродцы, красавицы ночи.

А какие еще вы знаете комнатные растения, получившие интересные названия за их особенности?

Бальзамин — «ванька — мокрый», «огонек»; алоэ - «столетник»; зигокактус - «декабрист».

Итог.

О чем мы говорили на занятии?

Вспомните названия растений.

Какие условия необходимы растениям для роста?

Как мы ухаживаем за растениями?

Цели:

  • Обучающие :
    • расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении;
    • учить различать комнатные растения по внешнему виду.
  • Развивающие :
    • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
    • развивать внимание и наблюдательность;
    • развивать умение слушать, вступать в диалог.
  • Воспитательные :
    • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
    • воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

  • комнатное растение: герань, папоротник, фикус, фиалка,
  • картинки с изображением комнатных растений группы,
  • игрушка Мишка.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге.

Дидактические игры:

  • «Угадай растение по описанию»
  • «Найди растение по названию»
  • «Чего не стало?»
  • «Найди такое же растение»
  • «Что растениям необходимо для роста?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приходит игровой персонаж - Мишка, грустный с растением, которое нужно поливать. Здоровается с каждым ребёнком.

Воспитатель: Что-то наш Мишка грустный. Давайте спросим, что у него случилось?

Мишка: Моё любимое растение было таким красивым, как на картине (показывает модель), а теперь стало вот таким, показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель: Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Ребята, почему Мишкино растение стало таким? Послушайте о чём просит растение. Мишка твоё растение нужно полить и оно поправится.

Мишка: А я не умею поливать, и теперь моё растение погибнет.

Воспитатель: А мы можем помочь Мишке?

Дети: Да.

Воспитатель: Как?

Дети: Будем учить Мишку поливать растение.

Воспитатель: Мишка, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думайте, для чего нужны эти растения?

«Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут», Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань). Это растение называется «герань» или «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте посмотрим какие части есть у герани?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатом кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают лепестки герани?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится корни герани?

Дети: В земле.

Воспитатель: Как вы думайте, зачем растению нужны корни?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам». (Сопровождает рассказ показом.)

Воспитатель : Одинаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения?
Воспитатель обобщает ответы детей: « У растений разное потребность в воде: одним нужно её много другим - поменьше, третьем - совсем мало». Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Эти растение привыкли, что воды всегда в достатке. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Давайте попробуем найти их в группе.
(Дети с помощью воспитателя определяют эти растения и называют их, например, папоротник). Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих солнечных, иногда очень жарких местах. В этих местах редко идут дожди, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и « запасать» воду в стеблях, листьях. Такие растения имеют толстые стебли. Мясистые сочные листья. Найдите такие растения
в группе. (Дети с помощью воспитателя определяют эти растения и называют их, например, фиалка).

Воспитатель: А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья и цветы?
Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно - зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов». (Показывает детям фиалки разных цветов - белые, розовые, лиловые, сиреневые).

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань, фиалка, папоротник. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

Физкультминутка «На окошечке в горшочках»

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.

Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки - бутоны.
Воспитатель: А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус).

Дети: Фикус.

Воспитатель: У него красивые большие листья. Варя, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляю горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой. (Дети протирают листочки. Я хожу и помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель: Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздаю леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой - за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).

Воспитатель: По разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше - у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры - от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой лентой. Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри каким стал пакет изнутри?

Дети: Влажным.

Воспитатель: Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Опыт 2. Посадка растения

Воспитатель: Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения, которое называется … как? Бегония. Что произошло с веточкой бегонии, пока она стояла в стакане с водой?

Дети: У веточки бегонии появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки бегонии появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочной горшок мы насыплем камни - это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Мишку поливать его растение.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Мишке и растениям?
(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Мишке подарок - рисовать «Цветы в горшочке».

Мишка: Спасибо вам ребята, теперь мои растения всегда будут чувствовать себя хорошо.

Список использованной литературы:

1. Н.Н.Кондратьева «Мы». Издательство «Детство-пресс», 2000 г.
2. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж, 2009 г.
3. М.А.Фисенко «Природа вокруг нас». Издательско-торговый дом «Корифей», 2008 г.

    Физкультминутка

  • Чтобы было красиво и уютно;
  • Растения лечат людей;

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

в игру

.

  1. (у фикуса)
  2. (у герани)
  3. (традесканция)
  4. (бегония)
  5. На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

  1. (у колеуса)
  2. (бальзамин)
  3. (щучий хвост)
  4. На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

  1. Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

Цель:

В каком лесу прохладнее—лиственном, хвойном? Почему?

Просмотр содержимого документа
«Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа) »

Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа)

Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы-модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет.

Посмотрите-это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы.

Стебли-чудной красоты.

О чем стихотворение? (о комнатных растениях)

Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме)

Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)

Чем отличаются растения друг от друга? (у одних стебель один, а у других их много; цветут-не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)

Какие стебли бывают у комнатных растений?

Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.).

У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)

Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва)

У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете?

Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду-накапливать ее в стеблях, листьях-и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цветочный магазин». Вам надо будет описать по схеме комнатное растение, которое вы хотите купить:

    Из каких частей состоит растение? (у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)

    Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)

    Какие размером и формой листья?

    Цветущее растение или нет?

    Какого требует ухода?

Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.

Физкультминутка

Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете?

    Чтобы было красиво и уютно;

    Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;

    Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;

    Растения лечат людей;

    Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

    Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

А что нужно, чтобы растения хорошо росли?

Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:

    Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.

    Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше-у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой-улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры-от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.

    Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

    После долгой зимы вносить удобрения.

    Оберегать растения от вредителей.

Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них. Предлагаю поиграть в игру «Любитель комнатных растений».

Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка». Воспитатель по карточкам зачитывает задания .

    У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)

    У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)

    Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)

    Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (бегония)

    На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

    У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)

    Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)

    Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)

    На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

    Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми можно провести опыт «Растение теряет воду через испарение»

Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.

Мы с вами поливаем растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце.

Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (влажным)

Растение всасывают воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Воздух становится более прохладным и влажным. Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно?

В каком лесу прохладнее-лиственном, хвойном? Почему?


Цель : закреплять знания о деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Задачи :

- образовательные задачи : уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев и кустарников;

формировать умение образовывать прилагательные от существительных.

- обучающие задачи : дифференцировать понятия : «дерево» «кустарник» .

- коррекционно-развивающие задачи: закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названий деревьев: клён - кленовый, дуб - дубовый, берёза - берёзовый и т.д.);

способствовать обогащению словаря по теме;

устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать,

делать вывод (сравнивать деревья и кусты, деревья между собой);

развивать понятие обобщения; развивать наблюдательность.

- воспитательные задачи : воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Материал, оборудование : демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.
  2. Пропедевтическая работа :

Наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице,

за их изменением в природе;

Рассматривание деревьев в парке - узнавание их;

- беседа : «Деревья нашего двора» .

Чтение рассказов, стихов о деревьях:

Л. Н. Толстой «Дуб и орешник» , А. Богдарин «Ель» , П. Воронько «Липка» ,

Ф. Петров «Калинонька» , Ю. Ефремов «Сосна» , З. Александрова «Белая черёмуха» , С. Коган «Клён» , Л. Соловьёва «Рябина» , А. Прокофьев «Берёза» ,

Разучивание загадок, считалок о деревьях;

Рассматривание иллюстраций;

Проведение словесно-дидактических игр : «Раз, два, три к названному дереву беги» , «Чей лист?» , «Четвёртый лишний» , «Узнай по описанию» , «Назови ласково» ;

Упражнения на развитие речевого дыхания: «Дует ветер в лесу» ;

Упражнение на развитие слухового внимания: «Что шуршит?»

Словарная работа : корень, кора, крона, почки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте...

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д. Вы догадались, как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Воспитатель: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а воспитатель выкладывает на доске модели.)

дышит двигается размножается растет питается

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» (дерево)

Назовите, какие вы знаете деревья?

Дети: дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

Дети: высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой.

Воспитатель: А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

На какие группы делятся деревья? (лиственные и хвойные)

Давайте с вами разделим эти деревья на две группы.

Ребята, расскажите, что вы знаете о деревьях.

Лера: Тополь - высокое, стройное дерево с зеленовато-серым стволом. У него густая зеленая крона. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислород больше чем другие деревья.

Леша: Береза - очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Лиза: Клен - высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой корой. Растут они быстро, за год вырастают почти на метр. Клен любит свет и тепло.

Илья: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.

Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы - одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Воспитатель: 2-я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Как отличить нас? Очень просто!

У - У дерева ствол выше ростом.

С - Стволов же больше - у меня.

Т - Так как же называюсь я?

Дети: куст.

Воспитатель: Какие вы знаете кустарники?

Дети: сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.

Воспитатель: Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Дети: ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой.

Воспитатель: Принесите картинки, на которых изображены кусты.

Ребята, расскажите, что вы знаете о кустарниках.

Оксана: Сирень - это кустарник, который радует нас своей красотой весной. Его цветы немного похожи на колокольчики и собраны в пушистые кисти. Сирень бывает разных цветов и оттенков. Ее аромат используют для изготовления духов. А древесину используют для изготовления музыкальных инструментов и сувениров. А еще из цветков сирени можно приготовить варенье.

Алена: Малина - это куст, на котором каждое лето созревают небольшие красные ягоды. Они вкусные, ароматные и очень сочные. Малина очень полезная. В ней много витаминов. Малина помогает при простудных заболеваниях. Её любят и взрослые, и дети.

У малины есть родственница - ежевика. У неё вкусные и сладкие ягоды. Они больше ягод малины и имеют фиолетовый цвет.

3-я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее нельзя:

Она их главная еда.

Дети: трава.

Воспитатель : выберите картинки с травянистыми растениями.

Как вы их узнали?

Дети: они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.

Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физкультминутка

Станем мы деревьями сильными, большими.

(Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги - это корни, их расставим шире.

(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали,

(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали.

(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается,

(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается.

(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки - это ветви, крону вместе образуют

(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют

(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их

(пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

(Опустить руки)

2-я часть.

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды.

Воспитатель: Давайте подумаем, для чего растениям корень?

Дети: дышит, питает, удерживает в земле.

Воспитатель: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из - под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли ине болели?

Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.

Д/игра « Помоги растению »

Воспитатель: Как вы думаете, можем мы сказать: « Растения - наши друзья»? Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду. А как растения помогают людям?

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в воде есть кислород.

Ребята, а как мы должны относиться к растениям, чтобы они радовали нас своей красотой и не погибли? Что нельзя делать на природе?

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор - пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки .

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Воспитатель: Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

Воспитатель: Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Воспитатель: Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...