Батюшков константин николаевич краткая биография. Основные даты жизни и творчества к. н. батюшкова

Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного, но не особенно богатого дворянского рода Батюшковых. Отец его, Николай Львович – человек просвещённый, но неуравновешенный, был большим любителем французской литературы и философии ХVIІІ века. Константин Николаевич был пятым ребёнком и первым сыном, младшим из детей отца от его первого брака с Александрой Григорьевной Бердяевой. Детство поэта прошло в родовом имении отца – селе Даниловское Бежецкого уезда Новгородской губернии. Детские годы были омрачены психической болезнью и ранней смертью матери.

Потеря матери сильно отразилась на детской натуре поэта, лишенного с нежного возраста материнской любви и забот.

Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Десяти лет Константин Батюшков определен был в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а потом учился два года в пансионе Триполи.

Здесь он получил практическое знание немецкого, французского и итальянского языка, а в остальном самые элементарные общенаучные сведения.

Гораздо больше дала Константину семья его двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьева, государственного деятеля и писателя, который его литературный интерес направил в сторону классической художественной литературы.

Под влиянием Муравьёва Константин Батюшков в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Горация и Тибулла, которым он подражал в первых своих произведениях.

Оставив пансион в 1802 году, Константин Батюшков жил в доме у Муравьева. В лице супруги Михаила Никитича – Екатерины Федоровны, энергичной, доброй и умной женщины, Батюшков нашел себе вторую мать. В конце 1802 года он был определен на службу во вновь образованное министерство народного просвещения, затем был письмоводителем в канцелярии Муравьева по московскому университету.

Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые были сторонниками карамзинского направления в литературе. Эти последователи Карамзина основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».

В мае 1810 года Батюшков получил отставку из полка. Жил отчасти в Москве, иногда в деревне. В начале 1812 года Батюшков поступил на службу в Публичную библиотеку в Петербурге помощником хранителя манускриптов.

29 марта 1813 года был зачислен в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк. В качестве адъютанта генерала Раевского он прошёл путь до Парижа . За участие в битве под Лейпцигом получил орден Св. Анны 2-й степени. В 1814 году через Англию , Швецию и Финляндию вернулся в Петербург.

Выйдя в отставку в1816 году, Батюшков отправился в Москву. Он относительно много писал в это время: за год написал двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Все они были напечатаны в вышедшем в октябре 1817 года собрании его сочинений под названием «Опыты в стихах и прозе».

Батюшков был членом литературного общества «Арзамас », где получил имя «Ахилл».

Весной 1818 года он отправился на юг, в Одессу, поправлять своё здоровье. Позднее получил место при дипломатической миссии в Неаполе.

Италия произвела на Батюшкова сильное впечатление. Однако вскоре появилась тоска по России, к этому добавились еще служебные неприятности. Получив весной 1821 года отпуск для лечения, Батюшков уехал на воды в Германию. Зиму 1821-1822 года он провёл в Дрездене.

В 1822 году болезнь обострилась; на короткое время весной Батюшков появился в Петербурге, затем уехал на Кавказ и в Крым, однако признаки сумасшествия всё усиливались, в Симферополе он неоднократно покушался на самоубийство.

Батюшкова в 1823 году привезли в Петербург, где о нём заботилась Е. Ф. Муравьева, а в следующем 1824 году его отвезли на средства, пожалованные императором Александром I, в частное психиатрическое заведение Зоннштейн в Саксонии. Там он провёл четыре года, но состояние не улучшилось, и тогда было решено вернуть его в Россию. В Москве почти прекратились острые припадки, и безумие его приняло тихое, спокойное течение.

Пять лет Батюшков пробыл в Москве. В 1833 году он был уволен в отставку, и остаток жизни он провел в Вологде в доме его племянника Г. А. Гревенса, а это целых 22 года. Скончался от тифа 7 июля 1855 года. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.

Говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, В. Г. Белинский указывал:

«Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Константин Николаевич Батюшков

Батюшков Константин Николаевич (1787/1855)- русский поэт. В ранний период творчества за Батюшковым закрепилось звание главы анакреонтического направления с характерным для него воспеванием радостей жизни («Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты»). В более поздние годы поэзия Батюшкова приобретает совсем иные - элегические и трагические - мотивы, являющиеся отражением перенесенного духовного кризиса («Надежда», «Мой гений», «Разлука», «Умирающий Тасс»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 29-30.

Батюшков Константин Николаевич (1787 - 1855), поэт.

Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира "Видение на брегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 - 12 активно сотрудничает в журнале "Вестник Европы", сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.

В 1814 - 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "Тень друга", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы - он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом - Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре .

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Вологда. Памятник К.Батюшкову.
Фото А.Н. Савельева
.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787-7.07.1855), русский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к старинному новгородскому дворянству. После ранней смерти матери воспитывался в частных петербургских пансионах и в семье писателя и общественного деятеля М. Н. Муравьева.

С 1802 - на службе в Министерстве Народного Просвещения (в т. ч. письмоводитель по Московскому университету). Сближается с радищевским Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, но быстро от него отходит. Гораздо теснее его творческие связи с кружком А. Н. Оленина (И. А. Крылов, Гнедич, Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале “Цветник” (1809).

Вступает в литературный кружок “Арзамас”, активно противостоящий “Беседе любителей русского слова”, объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире “Видение на берегах Леты” (1809) впервые употребил слово “славянофил” .

В 1810-е Батюшков становится главой т. н. “легкой поэзии”, восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р. Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787- 7.07.1855), поэт. Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел итальянским, позднее латинским языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее - в русской дипломатической миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений - от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина , могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произведения Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 вышли отдельным изданием - «Опыты в стихах и прозе» (в 2-х частях).

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г. Р. Державин и В. В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегия «Разлука», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «К другу», 1815 и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821). К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах Онегина и Печорина. В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.

Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»). Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин - «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817-18) и «Подражаниями древним» (1821) Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»). Все это было оборвано душевной болезнью, навсегда пресекшей литературную деятельность Батюшкова. Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Пушкин, возражая критикам, нападавшим на поэзию Батюшкова, призывал их «уважать в нем несчастия и не созревшие надежды». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Батюшков и Пушкин

Батюшков Константин Николаевич (1787-1853) - поэт, участник Отечественной войны 1812 года. Пушкин познакомился с Батюшковым в детстве, в доме своих родителей. Их общение было особенно частым в 1817-1818 годах, на заседаниях общества «Арзамас». Поэзия Батюшкова, насыщенная мотивами беспечной любви, дружбы, радости общения с природой, оказала сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Неизв. художник. 1810-е гг.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855). Пушкин был еще мальчиком, когда впервые увидел Батюшкова в московском доме своих родителей. Через несколько лет Батюшков - блестящий боевой офицер и знаменитый поэт - приезжал в Царское Село, чтобы навестить подающего надежды лицеиста (1815). К этому времени юный Пушкин уже зачитывался стихами Батюшкова, подражал им, учился на них. До конца своих дней он остался сторонником «школы гармонической точности», основателями которой считает Жуковского и Батюшкова - этого «чудотворца», принесшего в русскую поэзию «звуки италианские».

Личное общение Пушкина с Батюшковым было не слишком тесным и продолжительным. Они встречались в литературном обществе «Арзамас», членами которого состояли, виделись на «субботах» у В. А. Жуковского, в салоне у Олениных и в других петербургских домах. Батюшков поступил в дипломатическую службу и получил назначение в Италию. Пушкин был среди тех, кто приезжал его проводить и проститься. Это было 19 ноября 1818 года. С тех пор он видел Батюшкова еще только один раз, через много лет,- посетив душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 года. Впечатление от этой последней встречи отразилось, видимо, в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума...».

Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования. Он и сам понимал это и писал с горечью: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было».

И Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора - мудреца и эпикурейца - все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина».

Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше...» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе» и другие). В разговорах и набросках критических статей 1824-1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова. Наиболее развернутый разбор достоинств и недостатков лирики Батюшкова содержится в пушкинских заметках на полях его книги «Опыты в стихах». Исследователи находят следы влияния Батюшкова и в поздних произведениях Пушкина.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 55-57.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь , Вологодская еп., в окрестностях Вологды.

Сочинения:

Опыты в стихах и прозе, ч. 1-2. СПб., 1817;

Соч., [Вступ. ст. Л. Н. Майкова, примеч. его же и В. И. Саитова], т. 1-3, СПб., 1885-87.

Литература:

Гревениц И. Несколько заметок о К. Н. Батюшкове // ВГВ. 1855. N 42, 43;

Гура В. В. Русские писатели в Вологодской области. Вологда, 1951. С. 18-42;

Лазарчук Р. М. Новые архивные материалы к биографии поэта К. Н. Батюшкова // Русская литература. 1988. N 6. С. 146-164;

Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1896;

Сотников А. Батюшков. Вологда, 1951;

Тузов В. И. Памяти поэта-вологжанина К. Н. Батюшкова. Вологда, 1892.

Основные даты жизни и творчества К. Н. Батюшкова / Сост. И. М. Семенко // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе / АН СССР; Изд. подгот. И. М. Семенко. - М.: Наука, 1977 . - (Лит. памятники). - С. 596-599.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
К. Н. БАТЮШКОВА

1787 18 (29) мая в Вологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены Александры Григорьевны, урожд. Бердяевой, родился Константин Николаевич Батюшков.

1787-1797. Живет в родовом имении Батюшковых, сельце Даниловском Бежецкого уезда Тверской губернии.

1795. Смерть матери.

1797-1800. Пребывание во французском пансионе Жакино в Петербурге.

1801-1802. Пребывание в пансионе итальянца Триполи в Петербурге.

1802. Первое известное стихотворение «Мечта».

1802-1806. Живет в доме своего двоюродного дяди, писателя М. Н. Муравьева; служит в его канцелярии в Министерстве народного просвещения «письмоводителем по Московскому университету». Сближается с поэтом И. П. Пниным, Н. А. Радищевым (сыном А. Н. Радищева) и семьей знатока древности, будущего президента Академии Художеств, А. Н. Оленина.

1805. Первое выступление в печати: в журнале «Новости литературы» опубликовано «Послание к стихам моим». Печатается в «Северном вестнике» и в «Журнале российской словесности». Принят в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

1807. Записывается в ополчение (милицию), участвует в походе в Пруссию. Ранен (в ногу) под Гейльсбергом. Лечится в Риге в доме купца Мюгеля. Увлечение его дочерью. Перевод в гвардию. Жизнь в Петербурге и в доставшемся от матери сельце Хантоново Новгородской губернии.

1808. Участие в войне со Швецией. Во время похода в Финляндию написано послание «К Тассу» и переведен отрывок из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим».

1809. В первой половине года находится в Швеции, затем получает отпуск и живет в Хантонове. Написаны «Видение на берегах Леты», «Воспоминания».

1810. Уходит в отставку в чине подпоручика. В Москве переводит Парни и Петрарку. Знакомится с Н. М. Карамзиным, завязывает дружбу с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным. Вторую половину года живет в Хантонове.

1811. Первая половина года в Москве. Написаны «Мои пенаты».

1812. С начала года - в Петербурге. Служба в Публичной библиотеке помощником хранителя манускриптов. За несколько дней до Бородинской битвы приезжает в Москву и сопровождает вдову писателя Е. Ф. Муравьеву с детьми в Нижний Новгород.

1813. Приезд в Петербург. Увлечение воспитанницей Олениных Анной Фурман. Стихотворения «К Дашкову» и «Певец в беседе любителей русского слова». Снова зачисляется на военную службу. Едет в действующую армию, в Дрезден (Саксония) в качестве адъютанта генерала Н. Н. Раевского. Участвует в сражении под Лейпцигом.

1814. Участвует в боях во Франции и в осаде Парижа. Посещает замок Сире, где жил Вольтер. Живет в Париже, посещает театры, Лувр, присутствует на собрании Академии. Получает отпуск и через Англию и Швецию возвращается в Россию. Написаны очерки «Прогулка в Академию Художеств», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».

1815. Возвращается из отпуска в Каменец-Подольский, где находится его воинская часть. Заочно принят в карамзинистское общество «Арзамас». Написаны элегии: «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Надежда», «К другу», «Пробуждение», «Последняя весна» и ряд прозаических произведений.

1816. Приезжает в Москву. Переведен в гвардию, но решает выйти в отставку. Принят в «Московское общество любителей словесности». «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Готовит первый том «Опытов» (прозу) к печати. Написаны «Вечер у Кантемира» и стихотворения «Песнь Гаральда Смелого», «Гезиод и Омир, соперники». В конце года переезжает в Хантоново.

1817. Живет в Хантонове. Готовит второй том «Опытов» (стихи). Летом переезжает в Петербург. Участвует в заседаниях «Арзамаса». Написаны «Переход через Рейн», «Умирающий Тасс», «Беседка муз», часть стихотворений цикла «Из греческой антологии»; выходят два тома «Опытов», благожелательно оцененных критикой. Задуман ряд неосуществленных произведений (сказка «Бальядера», поэмы «Русалка» и «Рурик», курс по истории русской литературы).

1818. В начале года приезжает в Петербург и хлопочет о поступлении на дипломатическую службу. Выезжает лечиться в Крым, где увлекается археологией. После проводов в Петербурге и прощания с «арзамасцами» отбывает 19 ноября в Италию. В 1817-1818 создает цикл переводов из греческой антологии.

1819-1820. В начале года живет в Риме, затем в Неаполе, где поселяет у себя художника С. Щедрина и покровительствует колонии русских художников. Увлекается Байроном, которого читает в итальянских переводах. Переводит отрывок из «Чайльд-Гарольда», пишет стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы».

1820. Продолжает дипломатическую службу в Италии.

1821. Получает по состоянию здоровья бессрочный отпуск. Лечится на водах в Теплице. Пишет «Подражания древним». Задумывает новое издание своих стихотворений. Недоразумение с публикацией в СО элегии П. А. Плетнева «Б.... , в из Рима», которую расценивает как враждебный выпад. В сентябре переезжает в Дрезден. Пишет <«Изречение Мельхиседека»> и сжигает все, что написал в Италии.

1822. Возвращается в Петербург, затем лечится на кавказских минеральных водах. Живет в Симферополе. Усиливающееся душевное расстройство.

1823. Сжигает свою библиотеку. Трижды покушается на самоубийство.

1824. Сестра увозит его в психиатрическую лечебницу в Зонненштейн (Саксония).

1824-1827. Безрезультатное лечение в Зонненштейне.

1828-1832. Живет у родственников в Москве.

1833-1855. Увольняется в отставку с назначением, по ходатайству В. А. Жуковского, пенсии. Живет у родственников в Вологде.

Батюшков, Константин Николаевич, известный поэт. Родился 18 мая 1787 года в Вологде, происходил из старинного, но незнатного и не особенно богатого дворянского рода. Двоюродный дед его был душевнобольной, отец был человек неуравновешенный, мнительный и тяжелый, а мать (урожденная Бердяева) вскоре после рождения будущего поэта сошла с ума и была разлучена с семьей; таким образом, Б. в крови носил предрасположение к психозу. Детство Б. провел в родовом селе Даниловском, Бежецкого уезда, Новгородской губернии. Десяти лет был определен в петербургский французский пансион Жакино, где провел четыре года, а потом два года учился в пансионе Триполи. Здесь он получил самые элементарные общенаучные сведения да практическое знание французского, немецкого и итальянского языка; гораздо лучшей школой для него была семья его двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьева, писателя и государственного деятеля, который направил его литературный интерес в сторону классической художественной литературы. Натура пассивная, аполитическая, Б. к жизни и к литературе относился эстетически. Кружок молодежи, с которым он сошелся, вступив в службу (по управлению министерства народного просвещения, 1802 года) и в светскую жизнь, был также чужд политических интересов, и первые произведения Б. дышат беззаветным эпикуреизмом. Особенно подружился Б. с Гнедичем, посещал интеллигентный и гостеприимный дом А. Н. Оленина, игравший тогда роль литературного салона, Н.М. Карамзина, сблизился с Жуковским. Под влиянием этого круга Б. принял участие в литературной войне между шишковистами и "Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств", к которому принадлежали друзья Б. Общее патриотическое движение, возникшее после аустерлицкого боя, где Россия потерпела жестокое поражение, увлекло Б., и в 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном, он вступил в военную службу, участвовал в прусском походе и 29 мая 1807 года был ранен под Гейльсбергом. К этому времени относится его первое любовное увлечение (к рижской немочке Мюгель, дочери хозяина дома, где поместили раненого поэта). В этом увлечении (оно отразилось в стихотворениях "Выздоровление" и "Воспоминание"", 1807 года) поэт проявил больше чувствительности, чем чувства; тогда же умер его руководитель Муравьев; оба события оставили болезненный след в его душе. Он заболел. Прохворав несколько месяцев, Б. вернулся в военную службу, участвовал в шведской войне, был в финляндском походе; в 1810 году поселился в Москве и сблизился с князем П. А. Вяземским, И. М. Муравьевым-Апостолом, В. Л. Пушкиным. "Здесь, - говорит Л. Майков, - окрепли его литературные мнения, и установился взгляд его на отношения тогдашних литературных партий к основным задачам и потребностям русского просвещения; здесь и дарование Б. встретило сочувственную оценку". Среди талантливых друзей и подчас "прелестниц записных" поэт провел здесь лучшие два года своей жизни. Возвратившись в начале 1812 года в Петербург, Б. поступил в Публичную Библиотеку, где тогда служили Крылов, Уваров, Гнедич, но в следующем году снова вступил в военную службу, побывал в Германии, Франции, Англии и Швеции. Из грандиозного политического урока, который получила тогда молодая Россия и в лице множества даровитых своих представителей завязавшая близкое знакомство с Европой и ее учреждениями, на долю Б., по условиям его психического склада, не досталось ничего; он питал свою душу почти исключительно эстетическими восприятиями. Вернувшись в Петербург, он узнал новое сердечное увлечение - он полюбил жившую у Оленина А. Ф. Фурман. Но, по вине его собственной нерешительности и пассивности, роман внезапно и жалко оборвался, оставив в душе его горький осадок; к этой неудаче прибавился неуспех по службе, и Б., которого уже несколько лет назад преследовали галлюцинации, окончательно погрузился в тяжелую и унылую апатию, усиленную пребыванием в глухой провинции - в Каменец-Подольске, куда ему пришлось отправиться со своим полком. В это время (1815 - 1817) с особенной яркостью вспыхнул его талант, в последний раз перед тем, как ослабеть и, наконец, угаснуть, что он всегда предчувствовал. В январе 1816 года он вышел в отставку и поселился в Москве, изредка наезжая в Петербург, где был принят в литературное общество "Арзамас" (под прозвищем "Ахилл"), или в деревню; летом 1818 года он ездил в Одессу. Нуждаясь в теплом климате и мечтая об Италии, куда его тянуло с детства, к "зрелищу чудесной природы", к "чудесам искусств", Б. выхлопотал себе назначение на дипломатическую службу в Неаполь (1818 год), но служил плохо, быстро пережил первые восторженные впечатления, не нашел друзей, участие которых было необходимо этой нежной душе, и стал тосковать. В 1821 году он решил бросить и службу и литературу и переехал в Германию. Здесь он набросал свои последние поэтические строки, полные горького смысла ("Завещание Мельхиседека"), слабый, но отчаянный вопль духа, погибающего в объятиях безумия. В 1822 году он вернулся в Россию. На вопрос одного из друзей, что написал он нового, Б. ответил: "что писать мне и что говорить о стихах моих? Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди, узнай теперь, что в нем было!" Пробовали лечить Б., несколько раз покушавшегося на самоубийство, и в Крыму, и на Кавказе, и за границей, но болезнь усиливалась. Умственно Б. ранее всех своих сверстников выбыл из строя, но физически пережил почти всех их; он умер в родной Вологде 7 июля 1855 года. В русской литературе, при незначительном абсолютном значении, Б. имеет крупное значение предтечи самобытного, национального творчества. Он стоит на рубеже между Державиным, Карамзиным, Озеровым, с одной стороны, и Пушкиным, с другой. Пушкин называл Б. своим учителем, и в его творчестве, в особенности юношеского периода, есть много следов влияния Б. Свою поэтическую деятельность, завершившуюся таким скорбным аккордом, он начал анакреонтическими мотивами: "О, пока бесценна младость не умчалася стрелой, пей из чаши полной радость"... "друзья, оставьте призрак славы, любите в юности забавы и сейте розы на пути"... "скорей за счастьем в путь жизни полетим, упьемся сладострастьем и смерть опередим, сорвем цветы украдкой под лезвием косы и ленью жизни краткой продлим, продлим часы!" Но эти чувства не все и не главное в Б. Сущность его творчества полнее раскрывается в элегиях. "Навстречу внутреннему недовольству его, - говорил его биограф, - шли с запада новые литературные веяния; тип человека, разочарованного жизнью, овладевал тогда умами молодого поколения... Б., быть может, один из первых русских людей вкусил от горечи разочарования; мягкая, избалованная, самолюбивая натура нашего поэта, человека, жившего исключительно отвлеченными интересами, представляла собой очень восприимчивую почву для разъедающего влияния разочарованности... Этой живой впечатлительностью и нежной, почти болезненной чувствительностью воспиталось высокое дарование лирика, и он нашел в себе силу выражать самые глубокие движения души". В ней отражения мировой скорби смешиваются с следами личных тяжелых переживаний. "Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? где постоянно жизни счастье?" - спрашивает Б. ("К другу", 1816): "минутны странники, мы ходим по гробам, все дни утратами считаем... все здесь суетно в обители сует, приязнь и дружество непрочно...". Его терзали воспоминания о неудачной любви: "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной"... ("Мой гений"), "ничто души не веселит, души, встревоженной мечтами, и гордый ум не победит любви - холодными словами" ("Пробуждение"): "напрасно покидал страну моих отцов, друзей души, блестящие искусства и в шуме грозных битв, под тению шатров, старался усыпить встревоженные чувства! Ах, небо чуждое не лечит сердца ран! Напрасно я скитался из края в край, и грозный океан за мной роптал и волновался" ("Разлука"). В эти минуты его посещало сомнение в себе: "Я чувствую, мой дар в поэзии погас, и муза пламенник небесный потушила" ("Воспоминания"). К элегиям принадлежит и лучшее из всех стихотворение Б., "Умирающий Тасс". Его всегда пленяла личность автора "Освобожденного Иерусалима", и в своей собственной судьбе он находил нечто общее с судьбою итальянского поэта, в уста которого он вложил грустное и гордое признание: "Так! я свершил назначенное Фебом. От первой юности его усердный жрец, под молнией, под разъяренным небом я пел величие и славу прежних дней, и в узах я душой не изменился. Муз сладостный восторг не гас в душе моей, и гений мой в страданьях укрепился... Земное гибнет все - и слава, и венец, искусств и муз творенья величавы... Но там все вечное, как вечен сам Творец, податель нам венца небренной славы, там все великое, чем дух питался мой"... Русский классицизм в поэзии Б. пережил благодетельный поворот от внешнего, ложного направления к здоровому античному источнику; в древности для Б. была не сухая археология, не арсенал готовых образов и выражений, а живая и близкая сердцу область нетленной красоты; в древности он любил не историческое, не прошедшее, а над-историческое и вечное - антологию, Тибулла, Горация; он переводил Тибулла и греческую антологию. Он ближе всех своих современников, даже ближе Жуковского, разнообразием лирических мотивов и, особенно, внешними достоинствами стиха, подошел к Пушкину; из всех предвестий этого величайшего явления русской литературы Б. самое непосредственное и по внутренней близости, и по времени. "Это еще не пушкинские стихи, - сказал Белинский об одной из его пьес, - но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских. Пушкин называл его счастливым сподвижником Ломоносова, сделавшим для русского языка то же самое, что сделал Петрарка для итальянского". До сих пор остается в силе его лучшая оценка, данная Белинским. "Страстность составляет душу поэзии Б., а страстное упоение любви - ее пафос... Чувство, одушевляющее Б., всегда органически жизненно... Грация - неотступный спутник музы Б., что бы она ни пела"... В прозе, беллетристической и критической, Б. выказал себя, как назвал его Белинский, "превосходнейшим стилистом". Его особенно занимали вопросы языка и стиля. Литературной борьбе посвящены его сатирические произведения - "Певец в беседе славянороссов", "Видение на берегах Леты", большая часть эпиграмм. Б. печатался в разных журналах и сборниках, а в 1817 году Гнедич издал собрание его сочинений, "Опыты в стихах и прозе". Затем сочинения Б. вышли в 1834 году ("Сочинения в прозе и стихах", издание И.И. Глазунова), в 1850 году (издание А.Ф. Смирдина). В 1887 году вышло монументальное классическое издание Л.Н. Майкова, в трех томах, с примечаниями Майкова и В.И. Саитова; одновременно Л.Н. Майков выпустил однотомное, общедоступное по цене издание, а в 1890 году дешевое издание стихотворений Б. с небольшой вступительной статьей (издание редакции "Пантеона Литературы"). Л.Н. Майкову принадлежит обширная биография Б. (в 1 т., изд. 1887 года). - Ср. А. Н. Пыпин "История русской литературы", т. IV; С.А. Венгеров "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых", т. II; Ю. Айхенвальд "Силуэты русских писателей", выпуск I. Библиография указана у Венгерова - "Источники словаря русских писателей", т. I.

Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 г. в Вологде в небогатой дворянской семье. Отроческие годы он проводит у своего двоюродного дяди, поэта и просветителя М.Н. Муравьева. Автор философских сочинений о нравственности, высшей целью жизни он считал «посвящение себя отечеству». Его воспитание сослужит добрую службу будущему поэту.

В Петербурге Батюшков заканчивает два частных пансиона и поступает на службу в министерство народного просвещения. Юношеская поэзия Батюшкова исполнена мечтательности, романтизма, но уже в первых стихотворениях чувствуется гармония в каждой строке.

Распространенной темой стихотворений в поэзии «Золотого века» были дружеские послания. «Письма к друзьям… мой настоящий род» - признавался Батюшков своему близкому другу юности Н.И. Гнедичу. Позднее этот род поэзии был продолжен Пушкиным, который считал Батюшкова одним из своих учителей. «Философ резвый и пиит, парнасский счастливый ленивец»,- называл его Александр Сергеевич.

В 1807 г. К.Н. Батюшков участвует в войне с Наполеоном в Восточной Пруссии, позже - в войне со Швецией, совершает поход в Финляндию. Тяжелые военные картины отразились в творчестве Батюшкова сквозь призму мечтательной любви к жизни.

О, Гейльсбергски поля!

В то время я не знал,

Что трупы ратников

Устелют ваши нивы,

Что медной челюстью гром грянет с сих

Что я мечтатель ваш счастливый,

На смерть летя против врагов,

Рукой зажав тяжелу рану,

Едва ли на заре сей жизни не увяну.

Я вянул, исчезал, и жизни молодой,

Казалось солнце закатилось.

Но ты приблизилась,

О жизнь души моей...

«Воспоминания 1807 года»

Стихи Батюшкова отличаются своим благозвучием, музыкальным звучанием. Необычайна аллитерация: повторение согласного «с»: Какое счастие с весной воскреснуть ясной! // В глазах любви еще прелестнее весна!

В начале XIX в. Н. М. Карамзин проводит свою стилистическую реформу, целью которой было сблизить книжный язык с разговорным. Поддерживая его, Батюшков в 1809 г. пишет сатиру «Видение на холмах Леты». В ней автор выступает против А.С. Шишкова и С.Н. Глинки, борется с употреблением старославянских слов в поэзии. Будучи любителем античной культуры, европейской, и в особенности, итальянской поэзии, Батюшков не был сторонником убеждения славянофилов в том, что все русское превосходит над иностранным.

В 1812 г. поэт стал очевидцем пожара Москвы. «Гибель друзей, святыня, мирное убежище наук, все осквернено шайкою варваров!..», - пишет Константин Николаевич в письме другу.

В 1813 г. Батюшков участвует в битве под Лейпцигом. Памяти погибшего там друга И. А. Петина посвящено его стихотворение «Тень друга» (1814). В нем разлив морских волн автору напоминает погибшего товарища, заставляет нас задуматься о скоротечности жизни перед лицом вольной стихии и вечности. После пережитых военных событий в поэзии Батюшкова начинают звучать ноты разочарования и тревоги, возможно, это были предчувствия близящейся душевной болезни. «И чашу горести до капли впил он; // Казалось, небеса карать его устали», - говорит поэт в «Судьбе Одиссея». Не о своей ли судьбе продолжает он в «Элегии»: Я чувствую, мой дар в поэзии погас, И муза пламенник небесный потушила; Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз. Творчество Батюшкова буквально пронизано греческой мифологией, она делает его возвышенным, соединяя тонкой нитью с античностью. Большое место в творчестве занимают переложения греческих поэтов, а самым выдающимся из переводов стала элегия «Умирающий Тасс». «Вверяйся челноку! плыви!» - звучит мысль поэта, созвучная его другому произведению «Надежда»: «Мой дух! доверенность к Творцу!». Об элегии «Таврида», написанной в 1815 г., А.С. Пушкин отозвался: «По чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши небрежности воображения - лучшая элегия Батюшкова». В 1815 г. «философ резвый и пиит» был заочно принят в литературное общество «Арзамас», участниками которого были Жуковский, Вяземский, Василий Львович и Александр Сергеевич Пушкины. Более года (1816-1817) Батюшков работает в своем имении Хантонове над «Опытами в стихах и прозе». Этот сборник стал прижизненным изданием стихотворений и статей о русской поэзии, очерков о Ломоносове, Кантемире; статей о почитаемых Батюшковым поэтах «Ариост и Тасс», «Петрарка»; рассуждений на философские и общечеловеческие темы («О лучших свойствах сердца»). «…Живи, как пишешь, и пиши, как живешь», - звучат обращенные к нам слова Константина Николаевича Батюшкова. Надежды и последнюю радость в жизнь поэта приносит долгожданная поездка в Италию, на родину любимых им поэтов. Более двадцати лет жизни с неизлечимым душевным заболеванием Батюшков проводит в Вологде. Скончался он в 1855 году. «О, память сердца, ты сильней // Рассудка памяти печальной…», - звучат самые милые сердцу строки.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич , русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.

«Русский Парни»

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-1812, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.

Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение». В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас» (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

«Опыты в стихах и прозе». Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш. Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф. Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

Происходил из древнего дворянского рода, отец - Николай Львович Батюшков (1753-1817). Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

В 1797 его отдали в Петербургский пансион Жакино, откуда в 1801 он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, Н. И. Гнедичем. В 1805 в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моем» - первое выступление Батюшкова в печати. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности».

В 1805 в журнале «Новости литературы» публикуется его стихотворение «Послание к стихам моем» - первое выступление Батюшкова в печати.

В 1807 Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. В следующем 1808 году Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантоново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Годы 1810 и 1811 прошли для Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже.

Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала приближаться к Москве. Батюшков снова поступил на военную службу и в качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход 1813-1814, окончившийся взятием Парижа.

Пребывание за границей имело большое влияние на Батюшкова, который там впервые познакомился с немецкой литературой и полюбил её. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не прошли бесследно для его впечатлительной натуры; но скоро он почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Англию и Швецию, вернулся в Петербург. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву, затем в Петербург, где он вошёл в Арзамас и принял активное участие в деятельности этого общества.

В 1816-1817 Батюшков готовит к печати свою книгу «Опыты в стихах и прозе», которую затем издаёт Гнедич. Книга благожелательно была встречена критикой и читателями.

В 1818 Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определён на службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимой мечтой Батюшкова, но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 ипохондрия приняла такие размеры, что он должен был оставить службу и Италию.

В 1822 расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти вёрстах от Вологды. Ещё в 1815 Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу»; не предвидел бедный поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.

Батюшков Константин Николаевич (1787 - 1855), поэт.

Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира "Видение на брегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 - 12 активно сотрудничает в журнале "Вестник Европы", сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.

В 1814 - 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "Тень друга", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы - он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом - Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787-7.07.1855), русский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к старинному новгородскому дворянству. После ранней смерти матери воспитывался в частных петербургских пансионах и в семье писателя и общественного деятеля М. Н. Муравьева.

С 1802 - на службе в Министерстве Народного Просвещения (в т. ч. письмоводитель по Московскому университету). Сближается с радищевским Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, но быстро от него отходит. Гораздо теснее его творческие связи с кружком А. Н. Оленина (И. А. Крылов, Гнедич, Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале "Цветник" (1809).

Вступает в литературный кружок "Арзамас", активно противостоящий "Беседе любителей русского слова", объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире "Видение на берегах Леты" (1809) впервые употребил слово "славянофил".

В 1810-е Батюшков становится главой т. н. "легкой поэзии", восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р. Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы "камерной лирики". Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность.

Всем известен вологодский поэт Константин Николаевич Батюшков. Биография его ярка и трагична. Поэт, творческие находки которого довел до совершенства Александр Сергеевич Пушкин, был пионером в становлении певучести русского языка. Он первым заметил в нем, «несколько суровом и упрямом», замечательную «силу и выразительность». Творческие наработки Батюшкова признаны классическими еще при его жизни всем современным ему русским поэтическим миром, а в первую очередь Карамзиным и Жуковским.

Детство

Даты жизни поэта - 18.05.1787 - 07.07.1855 г. Он принадлежал к старинному дворянскому роду Батюшковых, в котором были генералы, общественные деятели, ученые.

Что может рассказать о детстве поэта биография Батюшкова? Интересные факты будут позже, а пока стоит отметить, что ребенок страдал от смерти горячо любимой матери. Александра Григорьевна Батюшкова (в девичестве Бердяева) умерла спустя восемь лет после рождения Кости. Были ли годы, проведенные в родовом имении в селе Даниловском (современной Вологодской области) счастливыми? Вряд ли. Отец Константина, Николай Львович Батюшков, мужчина желчный и нервный, детям не уделял должного внимания. Он имел блестящее образование и мучился от того, что оказался невостребованным по службе из-за опального родственника, участвующего в дворцовом заговоре.

Учеба, самообразование

Впрочем, по воле отца обучался в дорогих, но неспециализированных петербургских пансионах Константин Батюшков. Биография его юности знаменуется поступком волевым и дальновидным. Он, невзирая на протесты отца, бросил школярство в пансионах и рьяно приступил к самообразованию.

Этот период (с 16 до 19 лет) знаменуется превращением юноши в человека гуманитарно компетентного. Благодетелем и светочем Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического.

Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805 г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами - Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.

Первое ранение и выздоровление

В 1807 году умирает благодетель и первый советчик Константина - дядюшка. Пожалуй, будь он жив, лишь он один уговорил бы племянника не подвергать свою непрочную нервную систему тяготам и невзгодам воинской службы. Но в марте 1807 года идет добровольцем в Прусский поход Константин Батюшков. Он получает ранение в кровопролитной битве под Гейльсбергом. Его отправляют на лечение сперва в Ригу, а затем отпускают в родовое имение. Пребывая в Риге, влюбляется в купеческую дочь Эмилию молодой Батюшков. Эта страсть вдохновила поэта на стихи «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война со Швецией. Психическая травма

Оправившись, Константин Батюшков в 1808 году опять отправляется в составе егерского гвардейского полка на войну со Швецией. Он был мужественным офицером. Смерть, кровь, потеря друзей - все это тяжело переносил Константин Николаевич. Не огрубела его душа на войне. После войны офицер приехал на отдых в имение к сестрам Александре и Варваре. Те с тревогой заметили, что война наложила тяжелый отпечаток на неустойчивую психику брата. Он стал чрезмерно впечатлителен. У него периодически наблюдались галлюцинации. В письмах к Гнедичу, своему другу по службе в министерстве, поэт пишет прямо, что опасается лет через десять окончательно сойти с ума.

Впрочем, друзья пытались отвлечь поэта от тягостных дум. И это им отчасти удается. В 1809 году окунается в петербуржскую салонную и литературную жизнь Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография не опишет всех событий, случившихся в жизни поэта. Это время знаменуется личными знакомствами с Карамзиным, Жуковским, Вяземским. Свела двоюродного племянника с ними Екатерина Федоровна Муравьева (вдова сенатора, который в свое время оказал Батюшкову помощь).

В 1810 году Батюшков уходит в отставку с военной службы. В 1812 году при помощи друзей Гнедича и Оленина он устраивается помощником хранителя рукописей в петербуржской Публичной библиотеке.

Война с наполеоновской Францией

В начале Отечественной войны с Францией стремился попасть в действующую армию отставной офицер Батюшков Константин Николаевич. Он совершает благородный поступок: поэт сопровождает в Нижний Новгород вдову своего благодетеля Муравьеву Е. Ф. Только с 29 марта 1813 года он служит в Рыльском пехотном полку адьютантом. За мужество в битве под Лейпцигом офицера награждают 2-й степени. Под впечатлением от этого сражения Батюшков пишет стихотворение «Тень друга» в честь погибшего товарища И. А. Петина.

Его творчество отражает эволюцию личности поэта, от романтизма под стать эпохе Просвещения к величию духа христианского мыслителя. Его поэзия о войне (стихотворения «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «Переход через Рейн») близка по духу простому русскому солдату, она реалистична. Искренне, без приукрашивания реальности пишет Батюшков. Биография и творчество поэта, описываемые в статье, становятся все интереснее. К. Батюшков начинает много писать.

Невзаимная любовь

В 1814 году после военной кампании Батюшков возвращается в Петербург. Здесь его ждет разочарование: на его чувства не отвечает взаимностью воспитанница дома Олениных красавица Анна Фурман. Вернее, она говорит «да» лишь по желанию своих опекунов. Но щепетильный Константин Николаевич не может принять такую эрзац-любовь и, оскорбленный, отказывается от такого брака.

Он ожидает перевода в гвардию, но бюрократические проволочки бесконечны. Не дождавшись ответа, в 1816 году Батюшков уходит в отставку. Впрочем, 1816-1817 годы оказываются для поэта исключительно плодотворными в плане творчества. Он активно участвует в жизни литературного общества «Арзамас».

Период откровения в творчестве

В 1817 г. публикуется его собрание сочинений «Опыты в стихах и прозе».

Свои рифмы бесконечно правил, добиваясь ограненности слов Батюшков. Биография творчества этого человека началась с профессионального изучения им античных языков. И ему удалось отыскать в русской поэтике отголоски рифм латинского языка и древнегреческого!

Батюшков стал изобретателем того поэтического русского языка, которым восторгался Александр Сергеевич: «слог... трепещет», «гармония очаровательна». Батюшков - поэт, который нашел клад, но не смог им воспользоваться. Жизнь его четко разделена в тридцатилетнем возрасте на «до и после» черной полосой параноидальной шизофрении, проявляющейся в мании преследования. Болезнь сия была наследственной в его роду по линии матери. Ею же страдала старшая из его четырех сестер - Александра.

Прогрессирующая параноидальная шизофрения

В 1817 году погружается в душевную тоску Константин Батюшков. Биография говорит о том, что имели место непростые отношения с отцом (Николаем Львовичем), которые завершились полным раздором. И в 1817 году родитель умирает. Это послужило толчком для обращения поэта в глубокую религиозность. Его морально в этот период поддерживает Жуковский. Другой друг, А. И. Тургенев, выхлопотал для поэта дипломатическую должность в Италии, где Батюшков пребывает с 1819 по 1921 год.

Сильный психологический срыв поэта произошел в 1821 году. Вызвал его хамский выпад (пасквильные стихи «Б..ов из Рима») против него в журнале «Сын Отечества». Именно после этого в его здоровье стали проявляться устойчивые признаки параноидальной шизофрении.

Зиму 1821-1822 годов провел в Дрездене, периодически впадая в безумие, Батюшков Константин Николаевич. Биография его творчества здесь прервется. Лебединой песней Батюшкова становится стихотворение «Завещание Мельхиседека».

Скудная жизнь больного человека

Дальнейшую жизнь поэта можно назвать разрушением личности, прогрессирующим безумием. сначала его пыталась опекать вдова Муравьева. Однако вскоре это стало невозможным: приступы мании преследования все усиливались. В следующем году император Александр I ассигновал его лечение в саксонском психиатрическом заведении. Впрочем, четырехлетнее лечение эффекта не дало. По приезду в Москву Константин которого нами рассматривается, чувствует себя лучше. Однажды его посетил Александр Пушкин. Потрясенный жалким видом Константина Николаевича, последователь его мелодичных рифм пишет стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума».

Последние 22 года существования психически больного человека прошли при доме его опекуна - племянника Гревенса Г. А. Здесь Батюшков умер во время эпидемии тифа. Похоронен поэт при вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

Заключение

Творчество Батюшкова в русской литературе занимает значимое место между и Жуковского и эпохой Пушкина. Позже Александр Сергеевич назовет К. Батюшкова своим учителем.

Батюшков развивал жанры "легкой поэзии". По его мнению, ее гибкость и плавность способны украсить русскую речь. Среди лучших элегий поэта следует назвать "Мой гений" и "Таврида".

Кстати, Батюшков оставил после себя также несколько статей, самые известные - "Вечер у Кантемира", "Прогулка в Академию художеств".

Главным же уроком от Константина Николаевича, который перенял автор «Евгения Онегина», стала творческая потребность сперва «пережить душой» сюжет будущего произведения, прежде чем браться за перо.

Такую жизнь прожил Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография, к сожалению, не может охватить всех подробностей его нелегкой судьбы.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...