Что такое гончарное дело: обучение для начинающих. Как сделать гончарный круг своими руками — практическое руководство

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.


При работе на гончарном круге начинающим гончарам рекомендуется использовать мягкую глину. Позднее, когда вы освоите основные приемы, выполнение большей части которых сможете довести до автоматизма, можно будет перейти к более твердым сортам керамических масс.
Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, небольшие тарелки.

Отрежьте проволокой от куска глины небольшое количество глины, разомните его и вылепите плоский диск небольшой высоты размером, соответствующим дну будущего изделия.
В центре гончарного круга разместите подкладку из влажной (но не мокрой!) ткани, для того чтобы после окончания работы тарелку можно было легко поднять, не деформируя.
Выложите на ткань заготовку, при помощи губки слегка смочите глину водой и аккуратно положите ладони на глину. После этого слегка придавите ее к поверхности. Затем поверните несколько раз круг и проверьте, чтобы кусок глины не сместился и не изогнулся относительно внешних краев диска. Отследить изменения можно не только зрительно, но и при помощи пальцев.
Этот момент - точное размещение первого куска глины в центре круга - очень важен. При малейших отклонениях глины от центра аккуратно ее поправьте. Только после этого можно переходить к следующим этапам формовки изделия.
Выполнив «центровку» глиняной заготовки, сильно ее сдавите, плотно прижимая к поверхности подкладки. Эта процедура необходима для надежного укрепления днища будущей тарелки.
Постепенно вращая круг, аккуратно приподнимите глину пальцами от внешнего края таким образом, чтобы у вас получился толстый ободок. Далее начинайте его разглаживать, слегка оттягивая в стороны.
Главным при работе на гончарном круге является приобретение навыков плавной, размеренной и ритмичной работы с глиной. Резкие движения здесь неуместны, так как могут привести к деформации деталей изделия.

Следующим этапом является отделка тарелки. Возьмите овальное ребро и обработайте им днище. Стенки можно разгладить пальцами. В дальнейшем, при желании, дно тарелки можно украсить орнаментом. Когда изделие высохнет, его поверхность можно натереть до блеска при помощи мела или древесного угля.
Когда тарелка слегка подсохнет и затвердеет, ее необходимо срезать при помощи проволоки.
Снимая изделие с поверхности гончарного круга, следует соблюдать определенные правила.
Перед тем как отделять предмет от гончарного круга, подготовьте чистое место, на котором он будет сохнуть.
Срезать готовое изделие необходимо только при помощи длинной проволоки или струны. Движения при этом должны быть быстрыми, но не резкими.
Небольшие предметы можно снимать сразу после формовки. Крупные изделия лучше оставить сохнуть на подкладке гончарного круга в течение I- 2 дней и только после этого срезать.
Отрезав сосуд от гончарного круга, вымойте руки от глины и тщательно высушите их полотенцем.
Чтобы избежать деформации вещей, только что снятых с круга, переносить вещи необходимо аккуратно и быстро, обхватив обеими руками. Крупные сосуды при переноске на место просушки лучше всего поддерживать под днище.

Рисунок 41. Изготовление тарелки на гончарном круге

Освоив производство на гончарном круге несложных и небольших изделий, можно переходить к изготовлению более крупных вещей, например цилиндрических ваз.
Начинать работу следует способом, описанным выше. Поместите необходимое количество глины в центр гончарного круга, не забыв при этом о подкладке. Проверьте, чтобы глиняная масса находилась строго по центру.
Затем придавите ее середину таким образом, чтобы дно будущего изделия возвышалось над подкладкой примерно на 0,8-1,0 см. В результате у вас должно получиться чашевидное углубление.
Ладонь левой руки положите на край и, придерживая стенку большим пальцем, медленно направляйте глину в его сторону другими пальцами (кроме мизинца).
Пальцы ритмично передвигайте взад и вперед по дну глиняной формы, стараясь как можно сильнее уплотнить глину на дне изделия. В дальнейшем это предотвратит отслоение дна от стенок во время сушки и обжига.
Старайтесь при движении не сдвигать изделие с центра круга.
Когда между внешней стороной стенки и дном образуется прямой угол, обхватите заготовку обеими ладонями и легкими плавными движениями надавите на ее стенки.
Все действия при этом, включая, в том числе, и вращение гончарного круга, должны быть медленными. Слишком быстрое расширение или сужение стенок может привести к непоправимой порче изделия.
Для того чтобы поднять стенки будущей вазы- цилиндра, положите средний палец правой руки на
его внешнюю сторону и, слегка придавив, сделайте желобок. В результате глина с внешней стороны переместится внутрь формы. Для того чтобы стенки получились ровными, с внутренней стороны стенки, где появилась выпуклость от желобка, поддержите глину указательным пальцем левой руки. Затем постепенно вытягивайте и утоньшайте стенки будущего изделия. В процессе работы не забывайте периодически смачивать водой поверхность изделия.
Подойдя к верхнему краю изделия, сведите скорость вращения гончарного круга к минимуму.
Помните, что добавлять в заготовку новые куски глины нельзя, поскольку впоследствии это может привести к непоправимым деформациям при сушке и обжиге изделия.
Когда формовка предмета будет закончена, аккуратно уберите руки, стараясь не повредить его края.
Затем обработайте поверхность при помощи гончарного ребра и кусочка меха. Перед тем как срезать цилиндрическую вазу с подставки, подрежьте под углом (величина угла определяется вашим желанием) внешний край основания формы. Сделать это можно при помощи любого металлического инструмента с заостренным концом. Такая операция необходима как с эстетической, так и с технологической точки зрения.

На днях получил письмо, оно мне показалось весьма интересным, как бесценный опыт для новичков в гончарном деле. И, с согласия автора, я его публикую.

Если у вас появятся вопросы, предложения – пишите, ваш практический опыт очень полезен новичкам!

С этой проблемой я столкнулась сразу же, как села за гончарный круг и чуть было не потеряла интерес к гончарному ремеслу. Виноваты у меня были все: начиная от глины (не того цвета, размера и консистенции) и заканчивая гончарным кругом (не так крутится планшайба). В итоге оказалось, что причина всему – мои кривые ручки и незнание основ правильной центровки глины. После долгих и усердных практических занятий, я вывела следующие основные моменты, которые нужно обязательно учитывать и никак не пренебрегать ими при центровке глины:

1. Глина должна быть не твердой и не очень мягкой . Если она будет твердой – то будет тяжело прикрепить глину к планшайбе (она плохо с ней сцепляется в суховатом виде) и отцентровать ее, а если очень мягкой (липнет к рукам островками) – то глина будет сваливаться с планшайбы и не держать форму. Глина максимально мягкая (но не липнущая к рукам) – основа для успешной работы на гончарном круге!

2. Глину нужно очень и очень тщательно отбить и промять перед центровкой, особенно если она не вакууммированная. Я делала очень просто: брала комочек глины по размеру ладони и сильно ударяла его об пол (предварительно положив на пол кусок слегка влажной ткани). Можно отбивать глину на обычной дощечке, это как вам будет удобнее и сподручнее. Затем разрезала комок глины пополам струной с ручками и смотрела нет ли там дырочек, т.е. воздушных пузырей. Если их не было а глина была однородной, значит глина промята хорошо. В противном случае, процесс нужно повторить.

3. Только после тщательной отбивки глины ее можно прилепить к планшайбе и заняться собственно центровкой . А вот тут начинается самое интересное, то, что тяжело описать словами, и лучше один раз увидеть вживую. Но могу сказать однозначно, на что надо обратить внимание, а именно:

4. Посадка за гончарным кругом (напольным, круг ПРОФИ-МАХ) . Очень важно выбрать правильную посадку.
- Высота стула или табурета, на котором вы будете сидеть, должна быть примерно на одной высоте с плоскостью планшайбы или чуть выше ее.
- Ваши локти должны плотно прижиматься к туловищу и опираться на бедра (колени)! Если локти не будут иметь опору, то руки будут ходить ходуном за глиной и вы никогда не отцентруете даже малюсенький комок глины! Запомните, это очень важно. Это главная болезнь новичков. Они пытаются удержать комок глины на планшайбе своими руками с помощью силы мышц, а это неверный подход. Правильно – это выбрать удачное положение и точку опоры и тогда сил потребуется совсем немного.

5. На забывайте смачивать руки водой, иначе кусок глины будет прилипать к ним и может сорваться с планшайбы . Руки должны скользить по глине. Но и не стоит и очень сильно смачивать руки и глину водой, - тогда глина быстро размягчится, и вылепить изделие из нее будет невозможно, оно не будет сохранять форму.

6. Очень важно довести до автоматизма каждое действие . Нельзя браться за сложные вещи пока вы не освоили простые. Например, будет неразумно начинать вытягивать стенки сосуда, если вы до сих пор не научились быстро и качественно центровать глину, формовать донышко. А на эту, на первый взгляд, простую операцию порой уходит пара месяцев. Да, да, именно на осваивание центровки я потратила два месяца, занимаясь практически каждый день по 2..3 часа.

Этим правилом я долго пренебрегала, мне очень хотелось быстрее получить результат. А в итоге, каждый раз приходилось возвращаться к азам, т.е. к центровке глины и начинать все сначала. Сейчас я понимаю, что все надо делать поэтапно, не спешить и только тогда будет отличный результат! Чего и Вам всем желаю.

7. Если у вас есть денежки, чтобы пройти обучение у мастера – очень рекомендую. Я сама брала несколько уроков и очень этому рада. НО важно помнить одно: не мастер должен крутить ВАШИМИ руками изделие, а вы сами СВОИМИ руками это делаете под его руководством, и его пристальным вниманием. Иначе получиться, что не вы сами сделали изделие, а мастер, но вашими руками, используя их в качестве стека! Не забывайте об этом и не удивляйтесь, почему при мастере у вас все получалось, а без него - нет.

Советую поступить следующим образом (как сделала я): мастер показывает вам упражнение, вы это упражнение несколько раз повторяете под его присмотром, с учетом всех замечаний. Затем идете домой и отрабатываете эту операцию до автоматизма уже на своем круге (если он есть, конечно). Затем опять встречаетесь с мастером, показываете ему свои успехи и переходите к следующим упражнениям и так до тех пор, пока не освоите все азы гончарного ремесла. Это идеальный вариант обучения, ведь вы сэкономите свои деньги, не просиживая часами вместе с мастером, и наработаете самостоятельное мастерство. Но для этого обязательно нужно иметь свой гончарный круг, если вы, конечно, хотите добиться высоких результатов и планируете приобрести мастерство в этом нелегком, но заманчивом ремесле.

Сейчас начинаю тянуть стенки, учусь формировать узкие горлышки сосудов. Что из этого будет получаться – отпишу вам дополнительно!

как отбить глину

как отцентровать глину

как сделать цилиндр

Всего доброго,
Ольга.»

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

"Керамика очень похожа на жизнь - вам всегда интересно, чем дело обернется.
Это может быть не так, как вы себе представляли, но это все равно будет красиво…"

Эти слова на прошлой неделе произнес директор одной из американских школ в маленьком городке Карфаген на церемонии запуска новой печи для обжига гончарных изделий. Ее установили на средства гранта регионального фонда общественного образования. Теперь карфагенские школьники смогут полноценно попробовать себя в одном из древнейших занятий человечества - создании настоящей керамики.

В томских школах печи для керамики пока не ставят, но обучиться этому ремеслу, при желании, все-таки можно - время от времени в городе проходят различные мастер-классы , преподают его основы и в художественных школах. Ну а для тех, кто пока не готов вживую познакомиться с процессом создания гончарного изделия, - рассказ о нем от томского керамиста Андрея Салтана.

ГЛИНЯНОЕ ТЕСТО

Первый этап в деле изготовления любого керамического изделия — добыча сырья, в данном случае — глины.

Глину я беру местную, томскую; это так называемая красная глина. Активно сотрудничаю с Политехническим университетом — там знают все карьеры, где ее можно добыть, - рассказывает Андрей Салтан.

Фактически глина, только что добытая из карьера — это просто, «куча грязи», а потому перед началом работы ее необходимо как следует подготовить.

Традиционных вариантов переработки материала не так много. К примеру, в древности глину замачивали водой, тщательно перебирали, выбирая мусор. Уже очищенную глину погружали в бочку с водой, где она отстаивалась какое-то время. В ходе такой процедуры часть грязи всплывала на поверхность, часть — оседала на дно, а посередине оставался пласт, который можно было использовать для работы. В бочке, в тех местах, где и находилась нужная масса, проделывали отверстие, глину собирали и высушивали на солнце, чтобы избавиться от лишней влаги. Подсохший материал переминали, после чего он становился окончательно годным для работы.

Мы тоже сначала пользовались таким способом: месили глину руками, ногами, но это очень тяжело, - рассказывает Андрей. - Со временем приобрели оборудование, которое готовит глину — в итоге она получается в виде вот таких «колбас»:

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

Перед началом работы с глиной необходимо как следует намочить руки, да и во время работы вода всегда должна быть под рукой. Главное — не переусердствовать. Если изделия из глины получатся слишком влажными, то легко могут дать трещину при сушке. Поэтому в процессе работы мастера держат под рукой губку, которой удобно собирать лишнюю влагу.

Также перед началом работы с глиной необходимо «пообщаться»: почувствовать ее, поработать руками. Если есть желание придать изделию особую форму, достаточно посильнее нажать на глину с обеих сторон, и она легко поддастся.

По словам Андрея Салтана, идея будущего сосуда зачастую рождается во время работы, в импровизации. Но если есть задумка - что в конечном итоге должно получиться - то тогда эскиз следует продумать заранее.

Изготовление незамысловатого гончарного изделия за 5 минут - вполне реальное дело, - говорит мастер. - Когда делаешь несколько одинаковых форм подряд, руки привыкают и работают намного быстрее. Например, если я делал партию стаканчиков, то на первый уходит минут 15, а последний я делаю уже за 5 минут.

Когда форма готова, можно дать волю фантазии и декорировать горшок или кувшин как хочется. На еще не засохшей глине можно порисовать: для этого используются самые разные деревянные палочки, которыми как на бумаге можно выводить узоры — цветы, животных, орнаменты. Хотя, по словам бывалых мастеров, бывает, что форма настолько интересна, что никакой декор и не требуется.

Однажды ко мне пришли из Чайного клуба. Сказали, что у них намечается фестиваль и нужен приз — чайник. Но не обычный, а настоящий сибирский - в шапке-ушанке. Мне эта затея очень понравилась, и я с удовольствием его сделал, - говорит Андрей Салтан.

Срезка сосуда

СУШКА И УКРЕПЛЕНИЕ

Следующий немаловажный этап в работе над глиняной посудой - укрепление и сушка.

При сушке любое керамическое изделие становится гораздо меньше в размерах - хорошая гончарная форма дает усадку не менее 10%. Чтобы сосуд был крепким, его обжигают в специальной печи, при температуре около 1 250 градусов. Хотя некоторые новички обходятся и вовсе без обжига - сушат горшки на солнце.

После печи посуда приобретает совершенно другой цвет.

До печи глина может иметь совершенно потрясающие цвета: и зеленый, и голубой, и черный. А после обжига становится белой, желтой или красно-коричневой, - поясняет Андрей Салтан. - Обожженное изделие из томской глины имеет красно-коричневый цвет.

Но обжиг — это еще не все. Изделие из глины не должно пропускать влагу, а потому нуждается в специальной обработке. Технологии существуют разные, одна из них — обработка глазурью, в результате которой горшочки и кувшины приобретают стекловидное покрытие.

Правда, сейчас от наиболее распространенных видов глазурования начинают отказываться из-за присутствия в составе поливы (смеси кварца, полевого шпата, оксидов металлов и некоторых других компонентов) свинца. Его наличие может негативно сказываться как на мастерах, производящих работы по глазурованию, так и на тех, кто потом будет использовать посуду.

Сейчас все стремятся к более естественному, природному, экологичному — отмечает мастер. - Поэтому для обработки я использую молочение. Этот способ намного древнее глазури, к тому же не нанесет никакого вреда здоровью.

Молочение — обработка молочным жиром — было очень распространено в древности. Уже обожженный сосуд помещали в молоко, давая стенкам возможность как следует пропитаться. После этого сосуд высушивали и снова ставили в печь для обжига. При этом температура в печи достигала 350 градусов, чтобы молоко начало «гореть»: в процессе горения оно закрывает поры, через которые может вытечь вода.

После такого обжига горшок сильно темнеет, поэтому его необходимо отчистить. Когда-то это делали с помощью песка или рогожи, сейчас же, как правило, используют простую наждачную бумагу. Уже после чистки сосуд обрабатывается горячим воском - на этом этапе работу можно считать завершенной.

СПРАВКА ОБЗОРА:

Керамист Андрей Салтан. Изготовлением гончарных изделий занимается три года. Начинал с моделей из глины, продолжил работой с гончарным кругом.

В настоящее время создает собственную студию, сотрудничает с Томскими краеведческим и историческим музеями, салонами красоты. Считает, что в гончарном искусстве случайных людей нет - слишком уж грязный и трудоемкий процесс работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтобы попробовать себя в гончарном деле необходимо обзавестись гончарным кругом, печью для обжига, глиной и инструментами для декора изделий.

Гончарный круг. Собрать простой гончарный круг можно при желании самостоятельно , но можно сделать и на заказ . Или приобрести в специализированном интернет-магазине гончарный круг с электроприводом. Стоимость такого круга колеблется в пределах от 23 до 60 тыс. рублей.

Печь для обжига. Самая простая печь для обжига обойдется в 50-60 тысяч рублей. Но в целом их стоимость может достигать 200 тыс. рублей и более.

Набор инструментов . Леска или тонкая проволока, что бы по окончании лепки срезать гончарное изделие с круга. Губка, чтобы убирать лишнюю влагу с изделия (можно привязать к небольшой палочке, чтобы можно было "попасть" внутрь горшка). Инструменты каждый выбирает для себя сам, стандартного набора тут нет: различные палочки, лопатки, резаки, чтобы создавать узоры еще на влажной глине, кисти - если захочется в дальнейшем расписать свой горшочек.

Материалы. Традиционную красную глину можно приобрести непосредственно в Томске, в мастерской Андрея Салтана (30 рублей за кг). Также красную глину и глину других цветов (черную, белую, зеленую, голубую) также можно заказать в интернет-магазинах. К примеру, 2,5 кг зеленой глины пластичностью до 1100 градусов обойдется примерно в 300 рублей. Такой же объем более пластичной черной глины (свыше 1100 градусов) будет стоить порядка 200 рублей. А акриловые краски продаются в любом художественном магазине: набор из 6 цветов стоит, как правило, около 200 рублей.

Текст: Анна Жидкая, Анна Афанасьева



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...