Проповедь на празднование казанской иконы божией матери. Проповедь в день иконы Божией Матери Казанской (2014 год)

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Один в поле не воин». Так гласит русская пословица. И ей вторит запад, который не нашел ничего более умного, как повторить такими словами эту нашу мудрость народную: один человек — ни один человек. Вот так все просто.

Но мы, живущие в нашей стране, уже давно живем в совершенно другой русской пословице. Звучит она так: «И один в поле воин, если он по-русски скроен». Если я вру, тогда посмотрите на всю жизнь нашей России, как она живет, сколько таких случаев. И вот даже недавний случай, все вы слышали, как воин Александр погиб, вызвав огонь на себя.

Мы не будем говорить об этом, потому что сегодня праздник иконы Казанской Божьей Матери. Мы вспоминаем чудесное спасение матушки нашей Руси.

4-го ноября 1612 года, когда наша святая земля была захвачена польскими захватчиками, благодаря тому, что перед этим в течение более десяти лет наша Россия была подвержена страшным смутам. Мы все прекрасно знаем эту историю.

Почему я начал с этого? Потому что русский человек — не надо обижаться людям других национальностей, это не национальность. Русский человек, когда говорят так в мире, то подразумевают, что это верующий в Святую Троицу человек, живущий в православной России. Поэтому именно это слово «русский» характеризуется именно наличием у него веры.

Да, конечно, мы скажем, что вокруг нас живут люди, которые не живут так. Но не на них ровняется человечество, чтобы вы как раз обратили на это внимание. Да, вокруг нас много предателей, много людей, которые живут ради себя, ради своих удовольствий. Но не ими сильна Русь.

А сильна она именно теми людьми, которые составляют ее ядро, то есть ее сердцевину. Это верующие люди во Святую Троицу, которые живут этой верой и, не стесняясь, говорят об это всему миру. Поэтому нас не то что ненавидит, нас боится весь остальной мир. И думать, что будет когда-то по-другому — это ошибка. Этого не будет никогда, потому что мы все знаем, что в мире правит сатана. Но над кем он правит? Над теми, кто ему служит, и кто его боится.

А кто его не боится, кто во время таинства святого крещения получает имя «новоизбранный воин Христов», и неважно девочка ты или мальчик, то все мы новоизбранные воины Христовы. То есть наша война не с людьми, а с духами поднебесными. И об этом мы, русские, всегда помним. И неважно русские ли мы узбеки, таджики, татары или казахи. Я всех видел таких людей, которые в армии говорят, что даже за границей он говорит не говорит: я узбек, а говорит: я русский узбек. Я удивлялся, почему они так говорят...

Оказывается, все себя хотят причислить к русскому миру, потому что русский мир это Божий мир, потому что настолько наш народ, славяне, приняли эту веру, что она сроднилась им. Да можно сказать, что мы никогда не переставали верить в Бога. Народ наш древний, наши предки, они все были богобоязненные. И поэтому нам очень легко было принять эту веру правильную, истинную, потому что мы уже в душе жили так, как нам пришли и сказали учителя веры. Мы уже жили так, поэтому нам было очень легко.

И вот, таким человеком в далеком 1612-ом году, который объединил вокруг себя русский мир, стал простой новгородский купец, торгующий мясом, Кузьма Минин Сухорук. Чтобы вы знали, на самом деле его фамилия не Минин была. Его фамилия была Сухорук. А за то, что он сделал, он получил награду. То есть его отчество Минин (Минин сын). Он получил награду от первого царя из Романовых, который взошел на престол. Он ему даровал ему новую фамилию — Минин именно за тот подвиг, который он совершил. И он вышел с таким призывом, не дословным: Встанем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы, и всем, что нам дорого, пожертвуем и освободим наше Отечество. И на этот призыв откликнулись не только нижегородцы, но и Коломна, Рязань, Казань и другие русские города.

Второе народное ополчение, которое было собрано Мининым и князем Пожарским, вставшем во главе нашего нового русского ополчения, завоевало победу, память которой мы с вами сегодня празднуем. Войска подошли к Москве 20-го августа, и началась осада Кремля, в котором засели польские захватчики. А возглавлял это ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божьей Матери, обретенной всего лишь 30 лет назад и подаренный Пожарскому казаками. Осада продолжалась два месяца.

Когда наши войска уже теряли уверенность в своих силах, и надежда на освобождение Москвы становилась все меньше, и казалось, что дух русского воинства сломлен, в этом горестном положении опять случилось чудо. Явилась Божья Матерь и явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия будет спасена. Епископ Арсений, которому явился преподобный Сергий, довел это всем нашим войскам. И эта невероятно радостная весть проникла во все ряды наших ополченцев. Их сердца преисполнились мужеством и отвагой так, что на следующий день с упованием на помощь Заступницы Царицы Небесной русские устремились на поляков, и Китай-город был взят.

А через три дня поляки сами вышли из Кремля, поняв, что им не удержать натиск русского оружия. Так это было зафиксировано в летописи такими словами: Иконою Казанскою Пресвятой Богородицею 22-го октября была первовзята круглая башня Китай-город. То есть не русский народ, а Божья Матерь взяла приступом этот Китай-город с поляками. И через три дня народные дружины торжественно Крестным ходом направились в Кремль, неся икону Казанской Божьей Матери. На Лобное место был совершен Крестный ход с молебном. И встретились они с архиепископом Арсением, который нес из Кремля Владимирскую икону Божьей Матери, бывшую в плену. Было совершено богослужение. Все русские люди с сердечной радостью воздавали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от всех этих бедствий.

Как видим, дорогие братья и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась наша твердая православная вера, и ни что иное.

Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост перед битвой. И молитва их была услышана. Поэтому чтобы не происходило рядом с нами, чтобы ни говорили люди, что все пропало, это неправда. Это может быть где-то в другой стране мира, что все пропало, а у нас, если есть хотя бы один человек, который живет с упованием на милость Божию и на заступничество Божьей Матери, Которая не где-то там далеко-далеко, а Она здесь среди нас. И поэтому все наши молитвы обращены к Ней, потому что мы знаем, что Она среди нас, что Она любит нас. Как говорили все святые: Россия — это дом Пресвятой Богородицы, это Ее удел, потому что мы храним веру православную. Какая еще страна в мире хранит веру православную так, как мы? Где почитают Божью Матерь так, как у нас (это без обид для всех)?

Семьдесят лет безбожия, и кто как не русские женщины наши, не в честь мужикам нашим, которые жили у нас, а именно женщины! Я просто видел, кто стоял в храмах в 60-70-ых годах. Женщины, белые платочки, как говорят. Белые платочки спасли Русь своими молитвами к Пресвятой нашей Богородице. Они обращались, умоляли за своих мужей, которые где-то струсили, где-то переступили через свою совесть. А они, женщины, не предали Божью Матерь. И за их святые молитвы Россия спасена и идет дальше своим великим путем.

А главный наш путь — хранить веру православную. И нам всем надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос и который указывает наша православная Церковь. И вот даже нынешние власти, посмотрите, что они сделали. Именно сегодняшний день они назначили днем народного единства.

Для людей, которые не верят в Бога, это как бы единство всех людей. А для нас это четкий такой показатель, что весь мир это признает, что мы едины с Богом. А народ, который един с Богом, трудно победить. И не то, что трудно, его невозможно победить. И все силы врага нашего направлены на то, чтобы отступить от этого пути, от этого завета со Христом. И враг видит, что мы имеем единую веру в Бога, и нас невозможно победить.

И поэтому сейчас очень много таких разных новостей, и развернуты компании всеми, кому только можно, против русской православной Церкви, против иерархов нашей Церкви, против священоначалия и против вообще христианского образа жизни. Не мне об этом вам говорить. Вы все это прекрасно видите, что творится вокруг вас.

А наша задача — сохранять веру в нашем единстве с Богом, в любви и единении. Как написано в Священном Писании: «Будьте единомысленны». Такую заповедь оставил нам Христос. И вот сохранить единство Церкви — это наша основная задача, ибо как только нарушится это единство, все общество, а не только мы, весь мир погрузится в хаос.

Иеромонах Силуан (Межинский)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником!

Рады поздравить всех с нашим общим праздником, которым красуется наша Русская Православная Церковь. Сегодня сугубый праздник, который почитается как один из самых известных, препрославленных, святых и чудотворных образов. Для нас с вами, чад казанской земли, этот образ является сугубо родным. Казанская икона Божией Матери прославилась на нашей земле, и мы ныне предстоим, осеняемые Её благодатным покровом. Наипаче всем радостным в сегодняшним году переживать память чудотворной иконы Богоматери, и сегодняшний день передаёт чтимым списком, который находится в Казани, где совершается богослужение, церковные молитвы, возглавляемые Патриархом нашей церкви и другими архиереями.

Многие из верных сегодня присутствуют там, превозносят славное имя тому образу, чей мы чествуем. Данный образ явился судьбоносно в 16-м веке, когда Казань только лишь была произведена под православном Подмосковье. В это время совершилось явление нерукотворного образа. Мы с вами, если чуть-чуть вернёмся школу и чуть-чуть напряжёмся мыслями, то вспомним, какой была Казань для православной Руси – местом крови, слёз, страданий. Казанское ханство, просуществовавшее совсем недолго, в течении около 100 лет только приобретало средства, богатело за счёт грабежа православной, русской земли, наипаче за счёт торговли пленными рабами из России и иных сопредельных областей. Если вспомним историю, то увидим, что только после взятия Казани, Иван IV вывел из Казанского ханства более 100 тысяч, находящихся здесь в рабстве. Это те, кто здесь были, основную массу которых гнали на юг через Крымское ханство - в Крым. Там продавали на галеры туркам, в гаремы по всему Востоку, уродовали наших предков. Один из торговцев того времени был еврей, живший в Крыму, оставил нам записки, где написано «неужели ещё там, то есть в России, остались люди, которые толпами гнали наших предков в рабство погибели, в первую очередь, за Казань». Иван IV положил конец этому насилию. Казань была взята и присоединена к Московскому царству.

Мы с вами помним сказку о том, что есть крещёные татары в нашем крае, которых насильно как будто крестил Иван Грозный. Эта сказка имеет под собой небольшое историческое действительное оправдание. После многократных мятежей в Казани Иван Грозный тех, кого мы сейчас называем экстремистами, террористами, всех заставил крестить. Их «намакали» в Казанке, надели на шеи кресты, и когда войска отошли, эти новокрещённые побросали кресты и толпами ушли в Башкирию, поэтому это сказка, что крещёные татары – это крещённые Иваном Грозным. Насколько были крещены формально, настолько же искренне отпали от Православия. Но православные среди татар есть, которые были и при Иване Грозном и до него, начиная с 4-го века на средней Волге. Это было меньшинство. Да, были православные переселенцы в 16-м веке из глубин России, но их также было немного, а вот от местного селения, которое очень старалось, например, Святитель Гурий, результат был, но не такой большой. Именно тогда совершается чудо, которое перечёркивает все человеческие усилия, и совершается то, что умом представить себе и прогнозировать было невозможно.

В Казане у вдовы была маленькая девочка, некая Матрона. Ей во сне является Богоматерь, которая заставляет взять Её икону из земли, указывая место. Ребёнок говорит об этом матери, та в недоумении. И так первый раз, второй, третий. На третий раз Богоматерь во сне сказала девочке: «Накажу, если не выполните!» Её мать пошла к епископу, к воеводе, но её со смехом выпинули. Эта женщина взялась за ступ и стала капать в указанном девочкой месте. Каково же было их потрясение, когда они наткнулись: в земле, в каком-то засыпанном землёй горелом доме был образ Богоматери, сияющий красотой. Мы сказали, что он неруктворенный по обретению, потому что взят из земли, но, может быть, был когда-то написан. Хранился кем-то из христиан тайно в эпицентре ненависти к христианству – в Казани. Какой-то пожар, может, хозяин погиб, а икона в земле осталась. Но чудо в том, что Матерь Божия через сон указала на этот образ. И когда этот образ был взят из земли, слух пошёл мгновенно. Священник ближайшей церкви, в которую икону принесли, в будущем Патриарх Гермоген, составил описание явления иконы и первых произошедших перед этой иконой исцелений и чудес. Поразительно то, что чудеса были разные, но в особенности люди с больными глазами. Почему? Станет понятно, если сказать, что люди жили не как сейчас – электричества не было в 16-м веке, топили избу по-чёрному, поэтому дым и гарь всегда была в глазах и летом, и зимой, от чего часто болели глаза. Это было особенно ярко среди населения национальных окраин (мордва, удмурцы, марийцы), уровень жизни которых был ниже, чем у казанцев. Узнав о происходящих исцелений, эти инородцы массами стали обращаться к чудотворной иконе и получали исцеления. Как следствие ради явного заступничества Богоматери эти исцеления заставляли инородцев обращаться ко Христу. Началось то, чего так давно ждали и не могли сделать – массовое крещение язычников и мусульман. Поэтому начало оправославливания нашего края положила сама Божия Матерь чудотворной Казанской иконой.

Мы с вами знаем историю, как вскоре после того, как началось смутное время на Руси между царствами, а священник, первый взявший образ из рук матери и девочки, который только что достали из земли, Патриарх Гермоген, в период жестокой смуты призвал православных встать на защиту Родины и веры, вместо воеводы и живого знамени взять этот чудотворный образ Казанской. Мы с вами знаем, как под водительством взбранной Воеводы победительной Матери Божией, как щитом, ограждённые этим чудотворным образом, наши предки выстояли испытания, отстояли Родину, веру и наш сегодняшний день! Это было настолько сильно, что полу безбожный, полу лютеранный Пётр I, когда потерпел ряд поражений в северной войне со шведами, в критический момент полтавской битвы приказал принести к полкам образ Богоматери Казанской, и сам (редкий случай из его жизни) искренне молился пред данным образом. После этого написал воззвания к войскам, непохожий на предыдущий, где звучали слова: «Не подумайте, что за Петра или за царство его вы идёте на смерть», - обращался он к своим братьям во Христе. Но писал вот как: «Но ради России Петру Богом вручённый», и поручал Богоматери свою армию. Мы помним великую победу под Платовой, можем говорить дальше и многие потрясающие факты именовать. Так, например, когда Александр I после отступления российских войск перед Наполеоном предложил великому ученику Суворова Кутузову возглавить войска. Этот престарелый уже, больной человек согласился только при одном единственном условии: «Если Казанскую чудотворную отдадите в полки». Он сам молился перед нею, и мы знаем, что эта чудотворная икона вместе с Тихвинской и Смоленской стояла на редутах во время Бородинского сражения, которое великой славой покрыло нашу Родину, наше войско и нашу веру.

Через данный образ за молитвы Пресвятой Богородицы милостивый Господь многократно спасал не только отдельных людей, что очень важно, но и Родину нашу – целый народ. То, что мы сейчас есть и то, что мы существуем, и то, что у нас есть радость переживать духовные радости – это есть милость Пресвятой Богородицы, а памятники Её – это милость Её чудотворной иконы. Самый известный памятник на Руси – это чудотворная икона Казанской Богоматери. Матерь Божия являет милость над целым народом, церковью и страной. Но отталкивает ли она и бывает ли глуха, когда к Ней обращается кто-то один с очень личной и своей просьбой или, скажем, два-три человека? Она, которая спасает страну, есть ли Ей дело до одного в его невеликих проблемах, которые не сравнятся с проблемами целой страны?

Я бы хотел позволить себе привезти пример, который совершается сегодня. Вы все знаете меня и мою порочную жизнь, знаете, что на мне уже негде ставить клейма – в грехах прожёг всю свою жизнь. Но милостью всевышний Господь дал видеть своих взрослых детей. Совсем недавно младшая доченька на последних днях беременности готовиться к деторождению. Вдруг узнаем, с кем договорились, кого просили, в какой клинике её положат, что всё закрывают, от стафилококков моют, данные врачи роды принять не могут. Обращались к другим, а те говорят, что очень сложно – только кесарево. Что делает моя дочь и её мама у себя дома? Они начинают молиться Божией Матери. Ей рожать в указанный срок – на Казанскую. Почему? Божия Матери потому что! Потому что сложно защитить и сохранить, и так спокойнее. На Руси есть поговорка: «Родить - некого водить», а они просят. Две ходят по дому, кто вслух про себя, кто шепчет: «Непроходимые врата тайно запечатанные» - молитву Божией Матери. Запечатает Господь и не даст родить, когда говорили врачи. Матерь Божия явила свою силу, и её повезли в больницу, когда её открыли, вышли врачи. Звонит нам и говорит: «Домолились, будем рожать естественным путём». Сейчас шли в церковь. Перед церковью дочка рано утром звонит маме и говорит: «Теперь молимся «милосердие двери отверзи нам» - пора дверям открыться, и начали так молиться. Сейчас во время богослужения она рождает девочку.

Мои дорогие, это, казалось бы, не проблема. Какая разница в какой день и в какой больнице родиться, ведь Матери Божией должно быть виднее, она могла бы сказать молча, сильнее слов, откинуть эту просьбу, ведь мелочь, но и на это преклоняет свою милость и являет исполнение просимого. Теперь для нашей семьи, например, этот день, 21 июля, память Казанской иконы Божией Матери тоже будет днём памятником заступничества Богоматери. Сейчас с хора говорят – родила!!!

От всей души искренне переживаем этот день, как день личного и общего праздника. Дай, Бог, чтобы молитва Пресвятой Богородицы над нами была всегда. Они всегда над нами, лишь бы нам милосердия двери открыть. С праздником всех!

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Филиппийцам, гл. 2, ст. 5-11
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евреям, гл. 9, ст. 1-7
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
...
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В житии преподобного Антония Великого рассказывается о том, как по окончании духовной брани с нападающими бесами, брани, во время которой святой буквально изнемогал от искушений и соблазнов, – он, в тоске и ужасе, воззвал ко Господу со словами: ”Господи, где же Ты был, когда я так страдал и мучился!” И Бог ответил ему: “Я был рядом, и видел, как ты мужествуешь”.

Это повествование, братия, показывает нам, что Бог никогда не оставляет нас. Бог всегда рядом. Он не всегда нам сразу помогает, но у этого замедления безусловно есть какая-то цель. Может быть, Он делает это для того, чтобы укрепить нашу решимость. Может быть, для того, чтобы в борьбе с искушениями окрепла наша вера.

Я вспомнил сегодня об истории святого Антония потому, что 382 года тому назад, день в день, в нашей стране произошло удивительное событие. То было время, которое современники и потомки назвали Смутным, потому что в России тогда царствовали смута, безвластие, безначалие. Этим воспользовались иноземные завоеватели. Они вошли в нашу страну, разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Им даже удалось занять Москву, престольный град государства Российского, и разрушить привычные устои православного бытия нашего народа.

И что же люди? Что же народ русский православный? Большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят потому, что каждый из нас грешит. И осознав это, народ понял: причина несчастья страны, бед государства – в грехе каждого. Виноват каждый христианин!

И что же тогда сделали христиане, народ Божий? Они наложили на себя пост. Весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством двух славных мужей российских, князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, подобно библейским ниневитянам, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа. И вот после молебна пред чудотворным образом Казанской Божией Матери, специально присланным к войску из Казани, и поста, которым постился весь народ, осознавая, что это его грехи привели в погубление страну, после всего этого одному из епископов, Арсению, было открыто, что Бог преложил Суд Свой на милость, и теперь Он будет с войском Российским, и теперь враги и супостаты будут повержены, и на земле русской воцарится мир, любовь, вера и благодать.

Сейчас многие миряне и даже священники говорят о том, что мы живём в смутное время. Я не дерзаю так сказать. Я не знаю, можно ли назвать “смутным” время, в которое восстанавливаются старые и строятся новые храмы. Но то, что время наше опасно, то, что оно трудно для нас, это так. Давайте же научимся у наших предков правильно оценивать причины возникновения трудностей, давайте поймём, что никто в них не виноват, кроме нас самих.

Слава Богу, за десятилетия обезбоженности, за десятилетия лжи и предательства, когда мы все вольно или невольно предавали нашего Спасителя, оставались ещё люди, которые верили Богу, которые молились за нас, грешников, за предателей. Молились, и поэтому Бог помиловал нас. Бог преложил Свой Суд на милость и говорит нам: “Потерпите же, Я рядом, как тогда, с Антонием Великим. Я вижу, как вы мужествуете, как вы терпите, как вы молитесь, как вы ждёте чуда Божия и своего возрождения, и своего покаяния, и возрождения и покаяния своей страны.”

Сегодняшний праздник иконы Божией Матери Казанской учит нас, как нам жить дальше. Каяться, жалеть друг друга и молиться Господу и Его Пречистой Матери о том, чтобы Он не оставил нас. И тогда, я верю, всё будет хорошо у нас, всё будет хорошо в нашей жизни. Достаточно нам только помнить о том, что “претерпевший до конца спасётся”. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...