Чем подшить фронтонный свес крыши. Чем лучше подшить свесы крыши дома? Какие применяются технологии и на чем концентрировать внимание при подшивке свесов

Подшивка свесов крыши выполняется тогда, когда все кровельные работы подошли к завершению.

Это последний штрих, который придает вашей крыше завершенный вид и защищает все стропильные элементы от внешнего воздействия.

Свес крыши – это нижняя часть крыши, которая выступает за уровень стен.

Они выполняют не только декоративную функцию, но также защищают стены и фундамент от разрушительной силы дождей.

Ширина их может составлять от 40 см до 1 м.

Совсем не обязательно делать подшивку свесов кровли, но подшитые свесы выглядят все-таки эстетичнее, да и пользу приносят немалую.

Делать это нужно после того, как закончены все кровельные работы, а стены дома утеплены и отделаны.

Перед подшивкой свеса кровли своими руками, все концы стропил обрезают по одной линии, параллельно стене дома, к которой примыкает свес.

Концы стропил должны быть отпилены вертикально. После отпиливания стропил, на них набивают доску обрешетки своими руками, по которой потом ориентируют всю подшивку.

Виды свесов

Карнизные располагаются под скатной крышей, а фронтонный находится сбоку ската.

Карнизный находится под нижней частью уклона крыши. Именно через него осуществляется вентиляция чердака.

Если ваш дом имеет не чердачную, а мансардную крышу, то вентиляция внутри происходит через кровельный пирог.

Если свес полностью забить досками, то в таком случае — вентиляция чердака не будет происходить.

Но если их не подбивать, то под крышу дома будут залезать птицы и грызуны, а стропила будут со временем портиться из-за влажного воздуха.

Вентиляцию чердака своими руками можно сделать несколькими способами.

Проще всего сделать зазор между стеной дома и подшивкой свесов кровли. Если вы подшиваете профнастилом, то зазор должен быть от 0,6 до 1,2 см, а для подшивки сайдингом или вагонкой 1 – 1,5 см.

Для вагонки, металлических листов и плит используют обычно специальные вентиляционные решетки.

Если свес обшит досками, то между ними делают зазор 1 – 1,5 см.

Фронтонный находится под боковой частью ската, которая располагается под наклоном.

В месте фронтонных свесов вентиляция не нужна, но важно позаботиться о защите от влаги, ветра и другой непогоды.

Если свес не будет закрыт, то порывистый ветер во время дождя может намочить доски и края утеплителя, после чего в этих местах не будет хорошо сохраняться тепло.

Отделка кромки

И фронтонные, и карнизные варианты свесов имеют с торцов открытые срезы – стропил или обрешетки. Их нужно аккуратно оформить, чтобы они были защищены от непогоды.

Вдоль карниза следует установить водосток. Обработка кромки осуществляется тем же материалом, что и для кровли.

Перед подшивкой карнизных свесов своими руками, все торчащие элементы следует обрезать под одну линию, строго на одном расстоянии от стены.

На видео ниже показано, как выполнить подшивку свесов софитом.

После этого концы стропил объединяют между собой одной обвязочной доской, а на нее уже прибивают лобную доску.

Лобная доска зачастую идет в комплекте с керамической, металлической или битумной черепицей, ее делают из дерева или металла, а потом покрывают специальным защитным составом.

На фронтонных срезах обрезают края досок обрешетки, которые выступают за плоскость стены. На срезы досок и к торцу конькового бруса прибивается торцевая доска.

Торцевую часть доски оббивают материалом кровли.

Основные способы пошивки карнизных срезов

Подшивку карнизных срезов своими руками обычно осуществляют любым удобным способом. Но все возможные варианты обшивки можно объединить в две техники.

Подшивка свесов крыши прямо по стропилам – самый легкий способ. Главное условие – чтобы открытые концы стропил лежали в одной плоскости.

Такой способ будет наиболее уместным для крыш с уклоном не больше 30º и выносом свеса не больше 40 – 50 см.

К стропилам прибивают обрешетку из деревянных деталей и уже к ней — крепят подшивочные планки вдоль или поперек основы.

Горизонтальную подшивку свеса кровли применяется в случае, если у крыши крутой скат. Такой монтаж происходит довольно быстро, да и материала уходит совсем немного.

Нужно сбить коробку из брусьев и прикрепить ее к основанию крыши и к стене. Брус, который прибит к доскам, должен находиться ниже настенного бруса примерно на 1 см.

Это позволит воде беспрепятственно стекать со свеса. По углам от крыши до дома прибивают доски, продольные брусья укрепляют поперечными брусками.

Материалы для подшивки свесов

Сегодня для подшивки карнизных свесов применяют самые разные материалы.

При выборе материала следует обращать внимание на его защитные свойства – он должен утеплять, уберегать от осадков, а также обеспечивать проветривание кровли.

Кроме этого, хорошо, если на протяжении долгих лет материал будет радовать вас своим внешним видом.

До того, как на рынке стройматериалов появился металлический и виниловый сайдинг, свесы обрабатывались в основном доской и вагонкой из дерева.

В отличие от обработки свесов сайдингом, обработка деревянными строительными материалами имеет много недостатков.

Древесина быстро теряет свою красоту, подвержена гниению, поэтому требует постоянного ухода.

Если вы решили обработать свесы сайдингом, то вам не придется постоянно подкрашивать их и вообще следить за ними.

Если вы решили воспользоваться сайдингом, то следует знать, отделка виниловым сайдингом на свесах смотрится не очень красиво.

К тому же под виниловым сайдингом будет собираться конденсат, поскольку этот материал не имеет вентиляционных отверстий.

Если вы хотите обработать свесы металлическим сайдингом, то конденсат со временем разъест саморезы, а весь материал покроется неприглядными рыжими пятнами.

Какие же материалы можно использовать для подшивки свесов своими руками?

Профнастил очень часто используют для таких целей. Это материал из оцинкованной стали, покрытый сверху полимерным покрытием.

Это покрытие не только дополнительно защищает оцинковку от внешнего воздействия, но также позволяет сделать профнастил любого цвета.

Оцинкованная сталь, в свою очередь, обеспечивает прочность и жесткость материала, стойкость к механическому и термическому воздействию.

Для проветривания крыши профнастил укладывают с зазором. Панели профнастила часто изготавливают нужной ширины, поэтому укладывание материала довольно экономично.

Часто для подшивки свесов используют вагонку из дерева. Выбирать вагонку следует очень тщательно, покупая только самую качественную.

Вагонка должна быть не очень тонкой. Убедитесь, что древесина полностью просохла. Лучше всего выбрать материал, который хранится как минимум месяц на воздухе.

Обработанная доска также подходит для подшивочных работ.

На видео ниже показано, как можно выполнить подшивку свесов крыши своими руками.

Доску толщиной 1,5 – 2 см следует прибивать с зазором 1 – 1.5 см. преимуществом такого материала можно считать равномерную вентиляцию чердачного помещения.

Очень дешевым материалом для таких целей считается вагонка ПВХ. Для работы выбирайте влагостойкую вагонку, а также не забудьте приобрести пластиковые уголки для удобства монтажа.

Чаще всего свесы сейчас подшивают софитом – пластиковой панелью, которая сделана специально для этих целей.

Это один из самых распространенных материалов для такого вида работ.

Он имеет много общего с сайдингом. Однако софит, по сравнению с сайдингом, имеет более плотный пластик и специальную перфорацию, которая обеспечивает вентиляцию.

Материал, из которого сделан софит, очень устойчив к солнечному свету, поэтому не выгорает. Софит нарезают и крепят перпендикулярно стене.

Свес крыши зачастую планируют отделать потом или вовсе упускают этот этап. Однако такая несложная манипуляция не только придаст крыши эстетический завершенный вид, но и поможет надежнее зафиксировать другие элементы конструкции. Если нет желания слишком заморачиваться, тогда можно прибегнуть к одной из наиболее простых и доступных операций – подшивке свесов крыши.



Очень быстро, без особых усилий и специальных навыков можно самостоятельно закончить отделку всего дома. После чего преобразится как крыша, так и дом в целом. К тому же вся конструкция станет более крепкой, а фасад будет защищен от лишних солнечных лучей и осадков. Ниже подробно рассмотрим: что такое подшивка свесов крыши, как она делается, и какие понадобятся материалы.

Свесы крыши: основное предназначение

Свес или стреха – это нижняя часть крыши, обязательно выступающая за стены дома. Другими словами, дополнительный козырек над домом. Они выполняют защитную функцию. Во-первых, свесы защищают от летних солнечных лучей. При этом зимнее солнце прогревает помещения. Во-вторых, они защищают внешние стены и фундамент от затекания. Да и снег или сосульки не упадут на голову. Как правило, их ширина варьируется 40 см до 1 метра.

Считается, что эта часть дома не нуждается в обязательной подшивке. Но стоит учесть, что в таком случае увеличиться парусность конструкции, сильный порыв ветра может сорвать стреху. И еще это зависит от того, как устанавливались свесы. В некоторых случаях их специально не подшивают, чтобы было видно декоративные опоры, которые служат частью экстерьера. Тогда работа делается максимально аккуратно. А вот грубую работу лучше запрятать под подшивкой, чтобы друзья и соседи каждый раз не тыкали пальцем в сторону крыши. Также подшивка улучшит теплоизоляцию дома.

Разновидности свесов: карнизный и фронтальный

Всего существует два вида стрехи: это могут быть карнизные или фронтальные. Карнизным принято называть вариант конструкции, когда свес формируется нижней частью уклонной крыши. Фронтальный свес формируется боковой частью ската.

Свес крыши карнизный

Данный тип конструкции дополняет нижнюю часть уклонной крыши. Он разработан таким образом, чтобы воздух мог попадать выше под крышу. Как правило, это срабатывает на чердачных вариантах крыши. У мансардных типов крыши воздух просачивается через воздушную прослойку кровельного пирога (система из нескольких слоев кровельного материала), вплоть до конька, вентилируя всю кровлю.

Если не предусмотреть каналы для воздуха, то процесс вентиляции будет вовсе невозможным, что крайне плохо. Подшивка не должна делаться «наглухо». Но сделать ее все же стоит. В противном случае есть риск, что под кровлю проберутся мыши, птицы, насекомые или другая живность. Да и стропила тогда придется тщательно обработать водоотталкивающей краской, иначе со временем влага подпортит их.

Это важно! Подшивка карнизного свеса должна иметь систему вентиляции.

Существует несколько способов вмонтировать вентиляционную систему:

  1. Элементарнее всего оставить мелкий зазор между стенами дома и подшивкой. Для профнастила минимальная толщина щелей составляет 6 мм, максимальная – 12 мм. Зазор под вагонку или сайдинг должен быть 10-15 мм.
  2. Существуют специальные решетки, обеспечивающие попадание воздуха, которые вставляются непосредственно в обшивочный материал. Их можно использовать практически со всеми видами подшивки.
  3. В тех случаях, когда свес обшивается досками, просто оставляет небольшие щели (5-10 мм) между ними.
  4. В софитовой панели можно проделать небольшие отверстия, которые будут служить для проветривания всей крыши.

На заметку мастеру. Совет 1: совокупность отверстий для проветривания должны быть не менее 1/500 от общей продуваемой площади. При работе с кровлей из битума или фальцевого типа, ширина отверстий должна быть больше, чем для глиняной черепичной кровли, так как она имеет способность «дышать».

На заметку мастеру. Совет 2: вентиляционные отверстия нужно обязательно прикрывать решеткой (в случае со щелями – сеткой). Иначе отверстия быстро забьются насекомыми, мелкими животными, пылью или чем-либо еще.

Свес крыши фронтальный

При использовании фронтальной системы, свес формируется боковой частью ската, находящейся под уклоном. Что выключает проблемы с вентиляцией. Зато сильный ветер или влага могут повредить конструкцию. Чаше всего в таких случаях страдает утеплитель. Если он пропитается влагой, то не будет выполнять свою функцию.

Это важно! При работе с фронтальным навесом необходимо все делать герметично.

Свес крыши: обработка кромки

Оба вида свесов имеют открытые элементы со стороны торцов. У фронтального свеса незащищенными являются торцы обрешетки, а у карнизного это торцовые части стропил. Чтобы надолго пролить жизнь всей конструкции эти части следует обработать. Карнизные свесы еще нуждаются в установке дополнительных дорожек водостока вдоль них. В предоставленном случае защита торцевой области и будет отделкой кромки. Защитный слой изготовляется в зависимости от используемого материала кровли. Обычно производители помещают в упаковку специальный набор для защиты кромки.

Перед установкой подшивки необходимо провести еще одно действие: все выпирающие стропила и кобылки следует вертикально обрезать (строго по одному контуру). При этом дистанция от стены должна быть одинаковой, это важно. После торцы стопил нужно соединить обвязочной деревянной панелью, на которой после прибивается лобовая доска. Чаще всего применяют металлическую доску. Металлическая, керамическая или битумная черепица, включают в комплект лобную доску. Если такой нет под руками, тогда можно изготовить ее самостоятельно из дерева. Только доску придется тщательно обработать водоотталкивающим составом, поскольку на нее будут устанавливать водосточные дорожки.

Процедура обработки фронтального свеса происходит следующим образом:

  • Вначале все торчащие доски обрешетки нужно обрезать. Важно, чтобы контур обреза был поперечным стене.
  • Следующим этапом будет монтаж торцевой панели. Доску из дерева или металла прибиваем к торцу бруса конька и выровненным кромкам обрешеточной конструкции.
  • В конце торцовую область доски следует накрыть материей для кровли. Длина листа кровли должна соответствовать длине карниза.

Самые популярные варианты подшивки стрехи

Свес крыши можно подшить по-разному. Для этого придумали очень много способов: параллельно или перпендикулярно стрехе, с использованием цельных листов или отельных планок, применить те или иные материалы, крепежные системы. Но это все вариации двух основных методов подшивки.

Свес крыши: подшивка непосредственно по стропилам

Этот способ является самым легким. Только есть один нюанс: нижние концы стропил должны иметь одну общую плоскость. Как правило, этим методом подшивают конструкции для крыш с небольшим уклоном (до 30 градусов) и вынос должен быть 40-50 см. Крепим к стропильным стойкам обрешетку. Для ее изготовления подойдут любые деревянные дощечки или брусья. Подшивочные панели можно прикрутить поперечно стене, по торцовой части стропил, либо перпендикулярно поверхности стропил. Смотреть нужно по ситуации.

Пошивка горизонтальным способом

Этот способ идеально подходит для крыш с крутым уклоном. Процесс установки занимает значительно меньше времени и материал экономней используется. Для этого понадобится несколько кусков брусьев, из которых нужно скрутить небольшую конструкцию, именуемую коробкой. Далее, она крепится к стропилам и стене (вверху и внизу). Для того чтобы брызги воды, попавшие на свес легки стекали. Брус, который на стене должен быть на 1 см выше от бруса на стропилах. После чего между углами крыши и дома прибиваются доски. Здесь есть важный нюанс: если свес более 45 см, тогда в середине нужно будет установить дополнительный продольный брус. Другие продольные брусья нужно усилить брусками, закрепив их гвоздями перпендикулярно поверхности стены.

Фронтовой свес подшивается исключительно по обрешетке

Свес крыши может отделываться любым способом. Дощечки или брусья крепятся непосредственно на обрешетку. После этого к ним крепятся обшивочные планки.

Выбираем материал для подшивки

Материал можно выбрать под свое усмотрение. Единственное, что нужно выбирать его под стиль дома. Потому что белый пластик никак не будет сочетаться с деревянным домом.

Какая доска лучше подойдет?

Предпочтение лучше отдать строганной доске хвойной породы, а если такой нет, то можно использовать и обрезную любой породы. Ширина доски должна быть в пределах 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Не помешает обработать доски краской или лаком. В идеале перед монтажом доски должны полежать 25-30 дней под навесом на улице. Тогда они будут иметь оптимальную степень влажности.

Во время обшивки важно не забыть оставить зазоры (10-15 мм) между досками, чтобы воздух мог циркулировать. При перпендикулярном монтаже доски крепятся с двух сторон. Когда свес больше обычного, можно добавить по центру третий шуруп. Если монтаж параллельный, тогда доски фиксируются через 1 метр.

Доска – материал относительно недорогой. Кубометр будет стоить от 6000 руб.м3.

Вагонка деревянная

Вагонка имеет одно большое преимущество перед доской – она обработана антисептиком. Существует влагостойкая разновидность вагонки. Учитывая, что она будет использоваться на улице, лучше выбрать именно такую. Перед монтажом вагонка тоже должна пробыть 25-30 дней под навесом на улице. В остальном установка вагонки проходит так же, как доски. Только воздушные зазоры оставлять не придется. При работе с вагонкой можно использовать специальные вентиляционные решетки. Ставятся они с промежутком в 1,5 м.

Вагонка стоит от 300 рублей за м.кв.

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Сайдинг обязательно должен быть влагостойким. Делать подшивку, используя сайдинг очень удобно. Поскольку к нему можно приобрести различные крепежные системы, уголки, воздушные решетки и все что может понадобиться.

Свес крыши отделывается планками, установленными перпендикулярно стенам. В зависимости от ширины стреха, крепятся они в нескольких местах (2-3-4). Монтировать планки вдоль стены не желательно, так как материал этот не такой грубый, как дерево, поэтому они могут прогибаться, либо понадобиться значительное количество креплений.

Квадратный метр ПВХ планок – от 250 рублей.

Профнастил (профлист)

Главным преимуществом этого материала есть то, что процесс монтажа занимает немного времени, поскольку он кладется большими листами, а крепится по тому же принципу что и доска. Высота профиля профнастила может разниться от 8 мм до 20 мм. Во время подшивки следует оставлять зазор 6-12 мм. Для вентиляционной системы существует специальная решетка.

Квадратный метр обойдется в 500 рублей.

Листовой металл

Состав металлических листов может отличаться. Среди них встречаются листы из оцинкованной или полимерной стали, медные и алюминиевые. Длина таких листов до 6 метров. Вентиляцию сделать можно с помощью специальной решетки либо перфорированных кусочков металла. Стальные листы необходимо обработать антикоррозийным покрытием в местах разрезов. Алюминий и меди в этом не нуждаются. Недостатком металлических листов является то, что их достаточно трудно резать. Понадобиться специальный инструмент.

Цена одного квадратного метра от 300 рублей.

Фанера и ОСП

Выбирая листы фанеры для свесов, используют марки с водостойкими свойствами. Материал это достаточно жесткий, поэтому позволяет использовать для монтажа большие плиты. Однако придется собрать деревянную коробку из брусков, к которой через каждые 1-1,5 м будут прикручиваться листы фанеры. Для вентиляции в листы вшиваются готовые решетки. Фанера выглядит не слишком привлекательно, поэтому готовый свес желательно покрасить.

Фанера обойдется в 350 рублей за квадратный метр, ОСП от 600 рублей.

Подшивка свесов софитом – самый быстрый и долговечный способ

Софитами принято называть планки, изготавливаемые под подшивку свесов, поэтому работа с ними самая удобная. Их производят из различных материалов: металлические (медь, алюминий, сталь), ПВХ. Которые имеют широкую цветовую палитру и богатую фактуру, позволяя тем самым подбирать софиты под любое оформление дома.

Комплект софитов состоит из таких элементов:

  • Панели софитные.
  • Планки лобные (фаски).
  • Профили с пазами J-образной формы.
  • Конечные планки.

Многие производители занимаются выпуском софитов и их комплектующих, поэтому они могут отличаться по внешнему виду.

По характеристикам софитные панели бывают с одной прослойкой, двойной, тройной, перфорированные (карнизные) и сплошные (для фронтовых работ). Установить софиты сможет любой человек, имеющий минимальный опыт работы с деревом, крепежом и строительными инструментами. Нужно нарезать панели и установить их перпендикулярно стене дома.

Планки из ПВХ продаются по цене 600-700 рублей за метр квадратный. Остальные в несколько раз дешевле.

Таблица стоимости панелей для подшивки свесов

Подшивка софитов своими руками: подробная инструкция

Строго стандарта комплектации софитов не существует, поэтому процесс установки может немного отличаться. Перед монтажом обязательно следует ознакомиться с инструкцией. Ниже будет рассмотрен процесс установки на примере виниловых софитов.

Как правило, софиты устанавливаются горизонтально, однако в некоторых случаях используется продольное крепление по стропилам. Горизонтальный крепеж предполагает сооружение специального обрешеточного каркаса. Инструкция по ее изготовлению есть выше в тексте. После на обрешетку крепятся все остальные элементы для монтажа.


Видео Как сделать свес крыши софитами

Роль качественной крыши в создании комфортной атмосферы в доме трудно переоценить. Хорошая, правильно собранная крыша защищает жилые помещения от любых погодных явлений и снижает теплопотери всего здания. При монтаже крыши нужно уделять внимание не только основным ее элементам, но и небольшим деталям – например, карнизам, которые продлевают срок службы кровли и увеличивают ее надежность. О том, как сделать карниз крыши своими руками, и пойдет речь в этой статье.

Устройство и назначение карниза крыши

Карниз кровли – это продолжение скатов в нижней их части. Карнизы формируются на этапе монтажа стропильной системы одним из двух способов: первый предполагает увеличение длины стропильных ног и их вынесение за пределы кровли, другой требует установки специальных кобылок. Верхняя часть карниза закрывается кровельным покрытием, а нижняя обшивается различными материалами. Именно устройство карнизного свеса крыши мы и рассмотрим в этой статье.


Собранный своими руками карниз крыши дома выполняет следующие функции:

  • Защита стен здания от влаги . Карнизы свешиваются над верней частью коробки здания, закрывая стены от стекающей с крыши воды и грязи. Это позволяет продлить срок службы конструкции и сохранить ее визуальные качества.
  • Защита фундамента здания от подмывания . Карнизные свесы выходят за пределы кровли и периметра фундамента, поэтому вода и снег, устремляясь вниз с крыши, падают на некотором удалении от здания. В результате отмостка и фундамент здания получают неплохую защиту от размытия.
  • Повышение визуальных характеристик здания . Свесы карнизов придают всей кровле законченный вид. Правильно подобрав материалы и немного подумав над дизайном карнизов, можно добиться весьма гармоничной архитектурной картины.


Монтаж карниза крыши требуется в обязательном порядке при монтаже любого типа кровли. Конечно, визуальными характеристиками иногда можно пренебречь, но практические функции карнизов слишком важны, и игнорировать их нельзя.

Виды карнизов кровли

Перед тем, как выполнить монтаж карниза крыши своими руками, нужно изучить все их виды, особенности и технологию монтажа. Когда теоретические аспекты будут изучены, останется лишь воплотить спроектированную задумку в жизнь – а это достаточно просто, учитывая незамысловатость конструкции карнизов.


Все карнизы делятся на две основных категории:

  1. Фронтонные . Как понятно из названия, данный вид карнизных свесов монтируется на сторонах с фронтонами. Необходимо понимать, как сделать карниз на фронтоне правильно. Длина фронтонных карнизов обычно невелика, а их формирование происходит за счет элементов обрешетки и лобовой доски, обеспечивающей карнизу необходимую форму.
  2. Карнизные . Такие карнизы располагаются под скатами крыши. Карнизными свесами принято считать участки крыши, которые выходят за пределы периметра стен. Длина карнизных свесов достаточно велика – эти элементы необходимы для защиты стен от воздействия стекающей с крыши воды.


Перед тем, как сделать карниз дома своими руками, нужно рассчитать приходящуюся на него нагрузку. Свесы располагаются в нижней части ската, поэтому снеговая нагрузка на них минимальна, но есть дополнительные элементы (например, водосточная система или снегозадержатели), которые меняют распределение нагрузок.

Способы формирования карнизов - как можно сделать

Для обустройства карнизных свесов можно воспользоваться одним из следующих способов:

  1. Удлинение стропил . Этот способ отличается предельной простотой. Карнизы в данном случае формируются за счет длинных стропильных ног, края которых выступают за пределы скатов. Чтобы увеличить длину свеса, достаточно подобрать для стропил брусы большей длины. Основная проблема такой конструкции заключается в увеличении веса стропильной системы, которая сильнее воздействует на фундамент.
  2. Удлинение стропил кобылками . Такой способ формирования карнизных свесов несколько сложнее предыдущего, но тоже очень прост. В данном случае края стропил удлиняются при помощи кобылок – наращиваемых элементов, которые обычно делаются из более тонких досок. Использование кобылок позволяет уменьшить общий вес конструкции.


Выбор способа формирования карниза зависит от параметров кровельной конструкции и длины скатов. Если планируемая длина скатов составляет менее 6 м, то вполне можно использовать метод удлинения стропил – стандартных 6-метровых досок будет вполне достаточно, а их суммарный вес не перегрузит крышу. Во всех остальных случаях будут вполне целесообразными кобылки.

Выбор размера карниза дома

Чтобы карниз крыши из металла мог эффективно выполнять свои функции, необходимо правильно рассчитать его размер. Слишком узкий карниз обязательно станет причиной сокращения срока службы основного элемента здания – фундамента.


Подбирая длину карниза, нужно отталкиваться от следующего ряда факторов:

  • Климатические условия . Количество осадков нужно учитывать в первую очередь. Зависимость размеров карниза от уровня осадков прямая – для более снежных регионов нужен свес большей длины. Минимальный вынос карниза за пределы скатов составляет около 50 см. Максимальная длина свеса не ограничивается, но делать ее больше 1 метра бессмысленно – таких размеров хватит для самых снежных регионов.
  • Угол наклона скатов . Для крутых скатов требуются более широкие карнизы – вода и снег в таком случае падают на небольшом расстоянии от стен, поэтому их нужно защищать. Если же скаты расположены под небольшим углом, то карниз может быть и поменьше.
  • Пропорции здания . Большая ширина карниза крыши дома в сочетании с пологой кровлей визуально делают дом более низким. Карнизы небольшой ширины, установленные на крутой кровле, дают обратный эффект – здание в итоге кажется более высоким.

Как обшить карниз своими руками

Готовые карнизные свесы необходимо подшить – это позволит всей конструкции полноценно выполнять свои функции и хорошо выглядеть. Перед тем, как обшить карниз крыши, нужно определиться с технологией этого процесса и выбрать подходящий материал.


Подшивка карниза крыши своими руками может выполняться по двум технологиям:

  1. Прямая подшивка . Такой метод подшивки подразумевает создание короба, который расположен под прямым углом относительного стены здания. Именно к этому коробу и крепится материал обшивки. Данный способ довольно прост, но требует дополнительных затрат на стройматериалы.
  2. Диагональная подшивка . Карнизы подшиваются так, чтобы материал обшивки располагался параллельно скатам крыши. Такой способ отлично подходит для подшивки крутых крыш с небольшой длиной ската. Усилий для диагонального метода требуется больше, чем для прямой подшивки, но в большинстве случаев они будут оправданы.


Основа для карнизных свесов закладывается в самом конце работ по монтажу стропильной системы. Когда обрешетка готова, стропила выравниваются по одному уровню, после чего к ним можно крепить ветровую доску.

Материалы для монтажа карниза

Подшивка карниза кровли может выполняться при помощи следующих материалов:

  1. Доски . Для подшивки карнизных свесов очень часто используются обычные обрезные доски. Достоинства этого материала очевидны – небольшая стоимость, малый вес и простота монтажа. Впрочем, есть и недостаток, причем существенный – деревянные элементы подвергаются воздействию влаги и активно гниют. Чтобы подшивка прослужила хотя бы какое-то время, ее нужно регулярно покрывать защитным слоем краски, и даже в этом случае дерево будет разрушаться, поэтому через несколько лет придется подшивать карнизы заново.
  2. Сайдинг . Подшивка карниза сайдингом – решение очень хорошее. В арсенал достоинств данного материала входит простота монтажа, способность выдерживать любые погодные факторы, длительный срок службы и хорошие визуальные показатели. Основной проблемой, возникающей при использовании сайдинга, является нарушение вентиляции кровли, из-за чего стропильная система начинает разрушаться.
  3. Софиты . Софиты – это материал, разработанный специально для подшивки карнизов. Отличительная особенность софитов – перфорированная поверхность, которая пропускает воздух, но препятствует прохождению влаги. Учитывая важность вентиляции для сохранения кровли в рабочем состоянии, такому материалу стоит отдать предпочтение. К тому же, большая ширина софитов существенно упрощает монтаж.

Заключение

Сделать карниз дома своими руками несложно – достаточно лишь разобраться в их видах, подобрать оптимальный материал и изучить технологию монтажа. Грамотно созданные карнизные свесы с хорошей вентиляцией будут надежно защищать кровлю от преждевременного разрушения.

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

  2. стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивост ью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

  4. отличаются легкостью и эластичностью, в случае необходимости их можно легко отремонтировать. Кроме того, краска, которая наносится на алюминиевую поверхность, очень стойкая, из-за чего цвет не блекнет даже при длительном воздействии солнечных лучей. Единственным минусом софитов из алюминия является неразнообразная палитра, состоящая лишь из коричневого или белого цветов .

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом

Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.

Что это такое?

Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью

Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

  • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
  • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.

Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.

Виды конструкции

Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.

Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.

Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.

Прямо по стропилам

Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

Технология заключается в следующем:

  • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
  • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.

При желании и наличии определенного опыта можно расположить обрешетку перпендикулярно стропилам, а не вдоль них. Однако здесь важно следить за выполнением условия параллельности стене. Обшивку можно чуть направить от стены, чтобы больше обезопасить стены, однако именно параллельное расположение является эталонным.

Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости : если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

Горизонтальная

Горизонтальную подшивку выбирают в случаях, когда крыша имеет крутые скаты. Именно в этих ситуациях подшив смотрится гармонично и эффектно. По большому счету, горизонтальная подшивка представляет собой коробку, которая прибивается по карнизу. В дальнейшем ее специальным образом окаймляют досками. Это делается во избежание попадания влаги внутрь короба.

Если свес в ширину больше, чем 45 см, то его необходимо дополнительно укреплять. Для этого используются дополнительные балки, укладывающиеся посередине короба. Так нижняя часть подшивки прибивается и к этому бруску тоже, поэтому нагрузка на сами свесы и специально сооруженную обрешетку значительно снижается. Есть здесь и второй момент: такое крепление необходимо, если дом располагается в ветреном районе. Слишком широкий подбой может просто снести ветром.

Одним из промежуточных этапов работ является установка перпендикулярных брусьев. Их набивают перпендикулярно стене. Это делается для большего укрепления свеса, снижения нагрузки, чтобы снеговое и ветровое воздействие не сказывалось негативным образом на форме карнизных краев, а вся нагрузка перераспределялась на поперечные балки.

Приведенные способы подшивки свесов подходят для карнизов. Что касается фронтонов, то для них допустимо использовать только один из методов, особенности которого описаны ниже. Это связано и с необычной формой фронтонных свесов, и с особенностями нагрузки, которая на них ложится. Если карнизы при боковом ветре практически не подвергаются воздействию, то фронтоны в зависимости от угла их наклона могут значительно страдать от этого.

С учетом всех особенностей и был разработан способ подшивки по обрешетке для фронтонов.

По обрешетке

Интересной особенностью обшивки фронтонного свеса по обрешетке является то, что способ остается неизменным вне зависимости от того, как именно подшивали карнизные свесы. Брус непосредственно крепится к обрешетке, составляя каркас для последующей обшивки. В дальнейшем обшивочные доски прикрепляются непосредственно к этим идущим вдоль всего фронтона брусьям.

Большое влияние на технологию подшивки оказывает то, какая именно конструкция у фронтона. Он может располагаться практически вровень со стеной (когда свесов практически не предусмотрено) или может сильно выдаваться. В первом случае подшивку делают еще и для того, чтобы вода не попадала под нее, ведь вероятность такого исхода здесь намного выше. Во втором случае вся подшивка делается снизу, там же закрепляется водоотводящий желоб.

Стоит иметь в виду, что в некоторых случаях все же стоит оставить карниз или фронтон не подшитым. Безусловно, это не касается случаев, когда свес практически отсутствует или укороченный.

В редких случаях подшивают карниз и оставляют без подшива фронтон и наоборот, но это скорее исключение, поскольку подобное сочетание не только часто выглядит непрезентабельно, но и не самое удобное в эксплуатации. Чаще всего можно встретить случаи, когда подшивка и карниза, и фронтона выполнена одинаковым способом или они оба оставлены без нее.

Таким образом, каждый из способов подшивки можно использовать при подшивании свесов своими руками. Это не вызовет затруднений, в особенности если у человека, затевающего строительство, есть соответствующий опыт.

Чем подшивать?

Большее влияние на общий вид здания оказывает не только то, как именно выполнена подшивка свесов крыши, но и материал, выбранный для этого. Для подшивов можно использовать различное сырье, начиная от всем известного дерева и заканчивая специально разработанными для этих целей софитами.

Есть несколько критериев, на которые нужно опираться при выборе:

  • Важное влияние оказывает эстетическая составляющая. Материал должен согласоваться с общим видом здания и окружающим ландшафтом. Например, подшивать свесы односкатной кровли дома в стиле хай-тек резными деревянными панелями по меньшей мере странно.
  • Еще один решающий фактор – срок службы материала. Помните, что на свесы и на обшивку в частности оказывается куда большее негативное влияние, чем на кровлю в целом, поэтому материал должен быть прочным и долговечным. Идеальным считается выбор такого варианта, который имеет эксплуатационный срок приблизительно равный сроку службы самой крыши.
  • Простота монтажа тоже много значит. Многие решаются подшивать свесы в одиночку, так что материал не должен быть слишком тяжелым, хрупким или еще каким-либо образом осложнять дальнейшие работы.

Среди всего многообразия материалов, используемых для подшивки свесов, лишь некоторые обладают всеми вышеперечисленными качествами. Некоторые из них более традиционные и известны еще с советских времен, другие же появились совсем недавно.

Тем не менее, каждый из таких вариантов заслуживает внимания, так как именно их профессиональные строители рекомендуют взять на заметку.

Доска

Натуральная древесина и по сей день остается лидером среди материалов, выбираемых для подшивки. Это связано с общеизвестной технологией работы с деревом, относительной дешевизной и отсутствием необходимости приобретать дополнительные инструменты. Распилить доску, придав ей нужные вид и форму, можно обыкновенной ножовкой, а для закрепления использовать саморезы.

Еще одним достоинством является то, что дерево «дышит», создавая наиболее благоприятный микроклимат под крышей. Правильно обустроенные вентиляционные отверстия вкупе с этой особенностью дают превосходный результат: подкровельное пространство не отсыревает, не преет, излишняя влага там не накапливается. В результате все слои кровельного «пирога» служат долго и оптимально справляются со своими функциями.

При монтаже доски стоит учитывать несколько факторов.

Однако не только доска является «представителем» древесины. Сюда же можно отнести еще две разновидности, широко использующиеся в подшивочных работах: вагонку и фанеру.

Вагонка

Во многом по своим качествам вагонка схожа с доской, однако есть одно немаловажное отличие. Планки вагонки отличаются тем, что они очень хорошо обработаны. Также, как правило, это узкие доски, в то время как струганная доска может быть какой угодно ширины.

При покупке вагонки есть некоторые нюансы, на которые профессионалы особенно обращают внимание. Так, для подшивки свесов подойдет далеко не любое сырье. Вагонка не должна быть слишком толстой, но и чрезвычайно тонкая – плохое решение. Оптимально, если толщина составляет 2-5 мм. Играет роль и влажность. Чрезвычайно сухие, пересушенные доски быстро растрескаются, а слишком влажные – разбухнут.

Для подшивки принято выбирать специально предназначенную для этих целей влагостойкую вагонку, которая обработана составом, препятствующим задерживанию на ней влаги.

Можно сделать подобное покрытие и самостоятельно, используя обыкновенный лак для дерева. Выносить на открытый воздух планки можно только после того, как они полностью просушены, иначе велик риск, что лак высохнет неравномерно и в результате вспучится. Перед монтажом необходимо около месяца подержать вагонку под открытым небом, чтобы материал адаптировался к окружающим условиям и не покоробился со временем.

Вагонка – лучший выбор, если нет желания возиться с обработкой, как в случае с досками. Стоит иметь в виду, что вагонка несколько дороже, чем струганная или обрезная доска. Ее цена составляет около 6 долларов за квадратный метр против 2,5 долларов (цена квадратного метра доски).

Фанера

Как и в случае с предыдущими двумя вариантами, при выборе фанеры необходимо уделять особое внимание влагостойкости. К сожалению, самостоятельно наделить фанерные листы этим качеством не получится. Нужно изначально покупать фанеру с влагоотталкивающими свойствами.

Сами по себе плиты влагостойкой фанеры жесткие и практически не поддаются деформациям, поэтому производить их монтаж можно цельным полотном. Плиты крепятся к специально построенному каркасу из брусьев.

Вентиляция должна быть предусмотрена заранее, так как сделать из фанеры ее не выйдет. Обязательно нужно приобретать специальные вентиляционные решетки.

Для многих большие вопросы вызывает внешний вид такой подшивки. Без окрашивания или иной обработки фанерные плиты выглядят не очень привлекательно, поэтому не каждый решиться делать такие подшивы. Однако все искупает долговечность и крепость сооружения. В тому же фанера легкая относительно вагонки и досок, что тоже говорит в ее пользу.

Таким образом, среди деревянных изделий есть из чего выбирать. Многих подкупает их экологичность, других – внешний вид, третьих – доступная стоимость. Ряд качеств присущи только дереву, другие можно встретить и у альтернативных материалов, таких как пластик или металл. В любом случае, не стоит зацикливаться на чем-то одном. Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, рекомендуется подробно ознакомиться со всеми имеющимися материалами. Только после этого можно принимать решение, которое будет обоснованным и взвешенным.

ПВХ-сайдинг

Сайдинг из поливинлхлорида изначально не был предназначен для подшивки свесов, однако некоторые предприимчивые мастера приспособили его для этого. Для того чтобы сделать подшивы из сайдинга, потребуется целый комплект деталей:

  • П-образные полосы для отделки краев;
  • «уголки» для отделки стыков;
  • вентиляционные решетки.

Предварительно стоит учесть, что профессионалы не рекомендуют использовать сайдинг при отделке фронтонных свесов, так как его жесткости не будет достаточно, чтобы выдержать все воздействия. Так, ПВХ-сайдинг подходит преимущественно для отделки карнизов.

Большую роль играет количество креплений, приходящихся на каждую планку. Минимально их может быть два, но часто количество доходит и до четырех. Это обусловлено шириной свеса: чем она больше, тем чаще устанавливаются крепления.

Многие отдают предпочтение ПВХ-сайдингу из-за большого выбора расцветок, а также демократичной цены, которая в среднем составляет 4 доллара за квадратный метр.

Серьезным недостатком является неустойчивость к ультрафиолету: уже спустя три года после начала эксплуатации сайдинг теряет значительную долю насыщенности. Выгорает он неравномерно. В первую очередь страдают те части, которые находятся непосредственно на открытых участках, детали же, расположенные в тени, могут полностью сохранить свой первоначальный цвет. Из-за этого со временем подшивка может стать пятнистой и малопривлекательной. Однако на самом сроке службы такие метаморфозы не сказываются.

Профлист

Обшивка профнастилом выполняется легко. В основном это связано с тем, что материал легко режется и из него можно без труда можно «выкроить» какой угодно «лоскут» для подшивки.

Профлист – стальной рефленый лист, обработанный специальным образом, чтобы на нем не появлялась коррозия. Материал отличается высокой надежностью, стойкостью, прочностью, а также имеет и некоторые другие достоинства , в числе которых – огромный выбор цветовых решений. Можно подобрать профнастил практически любого цвета. Наибольшей популярностью пользуются темно-коричневый, белый, темно-зеленый. Такой выбор расцветок позволяет сделать подшивку, идеально совпадающую с кровлей или стенами.

При работе с профнастилом не нужны какие-то специальные инструменты.

Достаточно будет тех, которые имеются у каждого дома или их можно без труда одолжить у друга или соседа. Распиливать профлист нужно циркулярной пилой по металлу, а закреплять – обыкновенными саморезами, предварительно просверлив дрелью отверстия.

Интересной находкой стали «уголки» из профлиста, позволяющие наилучшим образом закрыть ненужные щели и зазоры. При этом необходимое пространство все же остается из-за рельефности материала.

Профнастил считается лучшим материалом, когда работы по подшивке свесов предстоит проводить новичку. Именно он менее всего трудоемок в монтаже и вызывает меньше всего затруднений. К тому же цена данного материала тоже демократичная, что не может не радовать всех желающих сэкономить.

Софиты

Софиты более всего напоминают сайдинг, однако есть одно существенное отличие. Если ПВХ сайдинг был разработан для обшивки стен, то софиты – материал, специально предназначенный для подшивки свесов. Софиты имеют множество доработок, предназначенных сделать этот материал идеально подходящим для подшивов:

  • Наличие специальных вентиляционных отверстий. Некоторые планки софитов перфорированы, поэтому трудностей с доступом воздуха под кровлю не возникает.
  • Дополнительное защитное покрытие. Оно не дает ультрафиолетовому излучению воздействовать на софиты, поэтому они не выгорают даже в течение длительного нахождения под открытыми солнечными лучами.
  • Большое разнообразие материалов. Софиты делают как из металлов (медь, алюминий, сталь), так и из винила. Пластиковый вариант распространен более всего. Главным образом это обусловлено его стоимостью.
  • Легкость монтажа. Поставляются софиты комплектами, в которых есть крепежные детали, сплошные и перфорированные планки, соединители. Таким образом, процесс подшивки упрощен донельзя, а в результате получается красивый и аккуратный свес. Специализированное оборудование тоже не нужно. Сгодятся все имеющиеся в доме инструменты.

Несмотря на обилие достоинств, у материала есть один существенный недостаток. Софиты нельзя использовать для подшивания фронтонных свесов крыши. Они пригодны только для карнизов. Именно эта маленькая особенность и заставляет многих отказываться от них в пользу других, более традиционных вариантов.

Габариты по стандартам

Размеры свесов довольно четко оговорены в ГОСТ. Согласно этим нормам, а также СНиП, оптимальный размер свеса составляет 40-60 см, но практика показывает, что иногда этими правилами приходится пренебрегать.

Речь идет в первую очередь о строениях, принадлежащих определенным архитектурным стилям. Например, для альпийского шале уместно вынести свес на расстояние от полутора до трех метров, а для современного дома в стиле хай-тек – вообще отказаться от какого бы то ни было свеса.

Что касается материалов, то тут обязательных требований нет, однако есть рекомендованные размеры, удобство работы с которыми подтверждено на практике . Выбирая струганную доску, обратите внимание на образцы толщиной по меньшей мере 20 мм. Именно такие лучше всего подходят для подшивки, так как не прогибаются, не страдают от ветра, не коробятся.

Длина может быть любой, но лучше всего, если она будет равна длине самого свеса (или его ширине при поперечном закреплении). Это позволит избежать множества стыков, и подшивка получится соответственно прочнее.

Нет стандартных размеров даже для софитов, хотя они специально выпускаются для подшивки свесов. Однако каждый из крупных производителей считает своим долгом предложить иные размеры, нежели предлагается его конкурентом, поэтому у покупателей есть возможность подобрать именно то, что нужно им. Так, ширина панелей колеблется от 30 до 80 см, длина – от 3 до 4 м. Наиболее востребованными считаются софиты с показателями 3,6х0,3 м. Что касается алюминиевых софитов, то их толщина может быть от 0,3 до 0,6 мм. Толщина виниловых – от 1 до 1,2 мм.

Как сделать?

Существует несколько вариантов подшивки. В зависимости от того, какой из вариантов выбран, технология исполнения будет различаться:

  • Параллельно кровле. В этом случае обшивка производится сразу под стропильными ногами. Грубо говоря, материал просто набивается на стропила. Такой способ отделки подойдет, когда крыша имеет небольшой уклон (до 30 градусов).
  • С обустройством подвесных кобылок. К стропильной ноге прибиваются бруски: некоторые вплотную к стене, другие – параллельно земле. Получается, что под свесами образуются треугольники. В дальнейшем их облицовывают выбранным материалом. Такая технология наиболее распространенная.
  • К стене. Здесь брусок прибивается к стене на уровне нижнего края свеса. В дальнейшем между стропильной ногой, образующей свес, и прибитым бруском просто набивается облицовочный материал. Такой способ наиболее прост, однако не подходит для деревянных строений из-за их склонности к короблению.

Первоочередным этапом обшивки является именно сооружение такого короба, который в дальнейшем будет отделываться материалами для подшивки. Обратите внимание, насколько прочно установлены бруски. Если работа проведена недостаточно качественно, то велик риск того, что подшивка может покоробиться, а то и вовсе разрушиться в дальнейшем. Также здесь важно учесть поправку на вентиляцию, оставив специальные компенсационные зазоры.

Отделка

Как было сказано выше, отделка коробов осуществляется с помощью материалов, традиционно для этого используемых. Поскольку можно интуитивно догадаться, как именно стоит набивать доски, вагонку или профлист, имеет смысл рассмотреть отделку при помощи нового материала – софитов:

  • Приготовьте все необходимые материалы. Их комплект не зависит от того, какое сырье использовалось для изготовления самих софитов. Так, вам необходимо иметь J-профиль, J-фаску, финишный профиль и сами софиты. Для крепления потребуются саморезы с широкими шляпками.
  • Отмерьте J-профиль , отпилите лишнее. То же само проделайте с софитами. Легче всего производить резку болгаркой, но за неимением таковой можно воспользоваться обыкновенной ножовкой.
  • В профилях имеются отверстия для их крепления. Воспользуйтесь саморезами, чтобы закрепить профили на своих местах. Необходимо оставить между профилем и шляпками саморезов компенсационный зазор в 1 мм.
  • Подрежьте планки софитов так, чтобы они были на 6 мм уже, чем расстояние между пазами профилей. При монтаже в зимнее время необходимо сделать их уже на 10 мм.
  • Вставьте софиты в пазы J-профилей и зафиксируйте их. Зазоры должны быть сохранены (и между шляпкой самореза и софитом, и в 6 или 10 мм).

На этом все работы окончены. Остается лишь закрепить «уголок» по нижнему наружному краю из эстетических соображений, но этот шаг необязательный.

Профессиональные строители дают некоторые рекомендации относительно того, как произвести подшивку свесов максимально быстро, легко и с хорошим результатом:

  • Обязательно согласуйте материал, которым обшиваете свесы, с окружающей обстановкой. Обращайте внимание не только на цену сырья и простоту работы с ним, но и на его уместность.
  • Если вы не уверены в том, что проведете монтаж правильно, обратитесь к более опытному в этих делах знакомому или в специализированную фирму. Конечно, ничего сильно страшного не случится, если вы подошьете свесы крыши неправильно, однако вы потеряете время и деньги.
  • Проводите работы лучше в теплый период – с апреля по октябрь. Тогда материалы не сожмутся так сильно и вам не придется делать поправки еще и на сжатие. То же касается сильной жары: в этот период лучше воздержаться от строительных работ.
  • Обязательно заранее решите, где именно будут находиться водостоки. Не делайте вентиляцию поблизости от этого места, иначе влага может проникнуть в вентиляционные зазоры и привести к порче кровельных слоев. Оптимальным решением будет обустройство внутреннего водоотвода. Хотя он сложнее в воплощении, в процессе эксплуатации такой водоотвод намного проще.

Подшивка свесов – шаг не необходимый, но желательный. Помните о технике безопасности, приступая к работам.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...