Сообщение об ученом ибн сина. Ибн Син (Авиценна) - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Авторитет истины и правитель мудрецов – так называли Ибн Сину (Авиценну) на мусульманском Востоке. А, по мнению выдающегося английского философа 13 века Роджера Бекона, Ибн Сина превзошел всех известных ученых в свое время.

Достижения мыслителя представлены разными областями знаний – философией, медициной, математикой, астрономией, геологией, лингвистикой…

Авиценна: биография

Абу Али Ибн Сина (полное имя: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина) родился 21 августа (знак зодиака 980 года вблизи Бухары – тогда политического центра империи Саманидов.

Его отец был последователем исламизма, религиозно философского учения, которое отрицало некоторые из основных догм ортодоксального ислама.

Слушая разговоры взрослых о «душе и разуме», мальчик сызмальства приобщался к философии. В десять лет он владел арабским языком и знал наизусть Коран. Потом овладел основами логики и геометрии и приступил к самостоятельному изучению физики и метафизики.

С юных лет парень заинтересовался искусством полемики и уже в школьные годы считал себя «лучшим в постановке вопросов». Рассказывая о своем опыте познания, мыслитель, пишет, что не спал полностью ни одной ночи. Днем не занимался ничем другим, кроме науки и математики.

Интересно, что Абу Али ничего не принимал в веру и все доказательства проверял сам.

Также юноша начал осваивать медицину. «Медицина – не из тяжелых наук. За совсем малое время я настолько овладел ею, что даже лучшие мужи медицины не отказывались у меня учиться. Тогда мне было шестнадцать лет. Я стал посещать больных. Через опыт мне открылись способы лечения, которые еще не были описаны», — писал он.

Исцеление правителя

Слава 17-летнего целителя дошла до правителя Бухары. Правитель страдал от болезни, которую не в силах были вылечить придворные врачи. Он вызвал парня к себе. Исцелив правителя, Абу Али получил в качестве вознаграждения доступ к эмирской библиотеке, которая состояла из многих комнат, наполненных сундуками с книгами.

«Я ознакомился со списком книг предшественников и затребовал те, какие были нужны. Я внимательно прочитал эти книги. Усвоил все полезное, что находилось в них, познав степень учености каждого из авторов», - рассказывал Ибн Сина.

Если что и далось юноше трудно – так это «Метафизика» Аристотеля. «Я перечитал ее сорок раз и выучил наизусть, но так и не понял, ни ее содержания, ни цели. В отчаянии я сказал себе – этот труд, к пониманию которого нет пути», - жаловался он.

Случайно на рынке Абу Али натолкнулся на труд великого философа Абу Насра Аль-Фараби, посвященную трактовке Аристотеля. «Вернувшись, домой, я немедленно взялся за чтение. Передо мной сразу раскрылась цель этой книги», – читаем в жизнеописании мыслителя.

Впоследствии Ибн Сина назвал Аль-Фараби своим вторым учителем после Аристотеля.

Ибн Сина в должности визиря

Когда мыслителю исполнилось 21, он покинул Бухару – начались годы странствий. В то время ему пришлось познать и громкую славу, и гонение. Много раз он, оказываясь при дворах правителей в качестве врача и советника, становился жертвой придворных интриг.

Излечив правителя Хамадана, Ибн Сина получил в вознаграждение должность визиря (министра).

Оказавшись в новой роли, написал для эмира рекомендации относительно совершенствования системы госуправления, которые очень сильно не понравились окружению. Придворные арестовали Авиценну, разграбили его дом и потребовали от правителя казни ученого.

Однако эмир дал своему целителю возможность убежать, а когда произошел новый приступ болезни, вернул философа и предложил снова занять министерскую должность, а также написать книгу с комментариями к трудам Аристотеля.

На что Ибн Сина ответил: «Если тебя устроит, чтобы я написал книгу, где изложил то, что считаю истинным, не входя в дискуссии с теми, кто придерживается отличающейся от моей точки зрения, и, не обременяя себя их опровержениями, я это сделаю.»

Заручившись согласием правителя, мыслитель приступил к написанию своего главного 18-томного философского труда, который назвал «Книгой исцеления». А затем снова – немилость правителя, заключение, побег…

«Канон врачебной науки»

Последние двенадцать лет своей жизни Авиценна провел в Исфахане – городе, который дал убежище многим философам, литераторам, знатокам права, врачам (там находилась широко известная в Иране больница).

В исфаханский период ученый написал, наверно, самый известный в истории медицины труд – «Канон врачебной науки», который к XVII веку оставался основным руководством для врачей Европы и Востока.

Среди наработок Авиценны в сфере медицины – роль сетчатки глаза в зрительном процессе, влияние метеоусловий на здоровье человека, роль головного мозга как нервного центра, труд о невидимых переносчиках болезней.

Латинская копия «Канона врачебной науки»

В частности, он писал, что: «Основное в искусстве сохранение здоровья – это гармония следующих факторов:

  1. Уравновешенность натуры;
  2. Очистка от избытков;
  3. Выбор еды;
  4. Сохранение телосложения;
  5. Физическое и ;
  6. Улучшение носового дыхания.»

Кроме того, мыслитель много времени уделял астрономии. Изобрел невиданные до того астрономические инструменты, инициировал строительство обсерватории. Занимался проблемами логики, математики, физики, музыки. Писал стихотворные произведения.

Ибн Сина Авиценна: биография (аудио):

По свидетельству учеников, Ибн Сина демонстрировал невероятную работоспособность и поразительную память. Он мог писать и диктовать целые трактаты, не обращаясь за справками к книгам.

Где похоронен Ибн Сина?

Сопровождая эмира в походе в Хамадан, ученый почувствовал приближение конца. «Вылечи себя, учитель», – умоляли его ученики, которые находились рядом. «Теперь лечить напрасно – всё», – ответил мыслитель.

Со слов учеников, умирая, учитель сказал: «Мы отходим в полном сознании и с собой забираем лишь одно: осознание того, что мы так ничего и не узнали.» Авиценна скончался 24 июня 1037, в возрасте 56 лет. Похоронен в Хамадане (Иран).

Авиценна — царь ученых

Авиценне приписывается более 400 произведений, написанных на арабском языке, и более 20 – на фарси. В своих философских трудах Ибн Сина, в частности, выкладывает учение о материи и форме, движении, конечности и бесконечности. Вот некоторые моменты его философии.

Творение и бытие

По Авиценне, Бог осуществляет только акт творения – дальше мир развивается сам, без всякого божественного участия – как система, замкнутая во времени и пространстве.

Бог порождает первичный разум, от которого по нисходящей выходит разум низшего порядка. В результате образуются низшие уровни бытия. Но, в отличие от неоплатоников, он представляет материю не как конечный результат восхождения Абсолюта (Бога) и не как тень идеального божественного мира, а как нужный элемент всякого возможного бытия.

Душа

Мыслитель писал о бессмертии человеческой души. Вместе с тем он доказывал невозможность физического воскрешенья из мертвых. Опровергал учение о переселении душ.

Душа хранит свое бытие независимо от тела, а высший ее смысл заключается в процессе непрестанного познания. Рай для философов мудрец видел в познании истины, ад – в невежестве.

Аналогом «потусторонней» жизни души он считал сон. Во сне разум получает самостоятельную жизнь, независящую от внешних чувств. По своей сущности мистическое прозрение или познание «сокровенного мира» – это те же сновидения, но наяву.

Движение

Он сформулировал идею закона инерции, которую позже обосновал Галилей. Авиценна: «Телу свойственно притяжение, которое двигает им и с помощью которого оно чувствует препятствия.

Тело никогда не может быть остановлено в своем движении препятствием, если только притяжение в нем не ослабнет. Чем сильнее естественное притяжение, тем тяжелее телу воспринять притяжение принудительное.»

Еще одной принципиально новой идеей, сформулированной Ибн Синой, было доказательство зависимости скорости движения от сопротивления других тел и удельного веса самого тела.

Время

Авиценна развил аристотельское понимание времени, как количества движения. «Если нет движения, – то не может быть и времени», — говорил он. Аналогичную идею в XVII веке обосновал

Ибн Сина Авиценна: биография в фильме «Авиценна»

Друзья, была ли полезна для вас информация «Ибн Сина Авиценна: биография великого мудреца»? Подписывайтесь на новые статьи. 😉 Будет интересно!

Великий Ибн Сина – король медицины

О мудрости твердят: она бесценна,

Но за неё гроша не платит мир.

Абу Али ибн Сина (Авиценна)

Великий Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина! Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Его биография, составленная им самим, охватывает первые 30 лет жизни, затем была продолжена его учеником ал-Джузджани.

Родился Ибн Сина в сентябре 960-го года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам Ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.

С того времени он поражает всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищаются и за знание арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Лет четырнадцати он увлёкся медициной, прочитал все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причём самых трудных. Предполагают, что увлёк его занятиями медициной известный в то время врач Абу Сахл Масихи , автор книги «Эмия, или Книга ста глав », которая для многих врачей была тогда учебником медицины.

Масихи – последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена – оказал большое влияние на формирование взглядов Абу Али ибн Сины. Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего юношу. Лечение, предложенное им, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Ибн Сина получает должность личного врача бухарского эмира и возможность пользования его личной библиотекой.

В 1002 году вскоре после смерти отца Авиценна переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–24 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

В Исфахане Абу Али основал обсерваторию и одним из первых доказал подвижность апогея Солнца. А для уточнения измерений применил оригинальный метод, который впоследствии стал известен как «принцип Нониуса» – по имени португальского учёного, заново открывшего этот метод только в XVI веке.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю.

Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. К числу дошедших до нас философских трудов учёного относится «Книга исцеления », «Книга спасения », «Указания и наставления » и «Книга знания ».

Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Его справедливо можно назвать королём медицины. Он один из величайших учёных-медиков в истории человечества. Согласно одной из версий, само слово «медицина» произошло от двух слов: «мадад » и «сина », т. е. медицина – это метод Сина (излечение по способу Сины). По данным разных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них до нас дошло всего лишь 30. Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки ». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается всё, что относится к профилактике и лечению болезней. Этот труд оказывал огромное влияние на учёных Востока и Европы в течение нескольких столетий. «Канон» также оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. Он многократно переводился на многие европейские языки.

В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.

Например, с его именем связывают первое применение ртути; он предположил, что инфекционные заболевания вызываются мельчайшими живыми организмами, создал науку о пульсе, началах психодиагностики, цветотерапии.

О нём ходили легенды. Одна из них гласит: у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имён тех, кто жил на определённой улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу учёный узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюблённых, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Во всех старейших университетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось исключительно на труде Ибн Сины, и хотя позднее и появляются труды других авторов, тем не менее вплоть до 17 века он всё ещё остаётся главным учебником по медицине. Показательно и то, что после изобретения в Европе печатного станка «Канон» был напечатан второй книгой (первой печатной книгой стала Библия).

Ещё при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны).

Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые – Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем Ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

Ибн Сина краткая биография и интересные факты из жизни средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложены в этой статье.

Авиценна краткая биография

Ибн Сина, латинизированное имя которого Авиценна, родился в 980 году в селе Афтана. Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

После того как пали Сасниды в его родной стране, Ибн Сина путешествовал по дворам персидских князей, служа придворным лекарем. Он пользовался авторитетом среди европейских коллег-врачевателей. Итогом его врачебной деятельности стала фундаментальная работа, энциклопедия по медицине в 5 томах — «Канон медицины». Она вмиг стала популярной и переводилась на иностранные языки, на латыни он переиздавалась целых 30 раз.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии». Умер великий ученый в 1037 году.

Авиценна интересные факты

Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишья. Он говорил, что писал их для себя, для души.

Уже в возрасте 10 лет он понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой. Он обучался в гуманитарном классе. И это мальчик еще не начал изучать математику и медицину. А когда он приступил к их изучению, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

В 10 лет мальчик знал священную книгу Коран наизусть.

Ибн Сина является создателем кружка, который назвал Академией Мамуна.

Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел.

Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина.

Он родился в селении Авшана, поблизости от Бухары. Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.

Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья переехала в столицу.

Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет слава гениального врача и знаменитого философа, судьба скитальца по караванным путям... Но и в детстве Авиценна поражал всех своими способностями к наукам.

"...Когда мне исполнилось десять лет, - рассказывал он сам, - я уже покончил с изучением Корана (Коран - "священная книга" мусульман) и многих словесных наук, так что мне удивлялись".

В это время в Бухару прибыл ученый старец, который стал домашним учителем Авиценны. Под его руководством мальчик должен был изучить законоведение и математику, философию и астрономию. Очень скоро, "о каком бы вопросе он мне ни говорил, - рассказывал Авиценна, - я представлял себе этот вопрос лучше, чем он сам". Ученому старику пришлось искать заработок в другом месте, а не по годам образованный мальчик принялся изучать науки самостоятельно.

Лет четырнадцати он увлекся медициной, прочитал все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем самых трудных. Предполагают, что увлек его занятиями медициной известный в то время врач Абу Сахл Масихи, автор книги "Эмия, или Книга ста глав", которая для многих врачей была тогда учебником медицины. Масихи - последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние на формирование взглядов Авиценны.

Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего Авиценну. Лечение, предложенное юношей, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Авиценна же был назначен личным врачом эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. "Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался", - говорил он.

У юного Авиценны появляются ученики, нередко это седобородые старцы, они стараются записывать каждое слово своего учителя. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни.

Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела...

В это время умер отец Авиценны. Авиценна с торговым караваном отправился в далекий Хорезм.

Местный правитель - хорезмшах покровительствовал ученым, в его дворце они часто собирались для диспутов. Вслед за Авиценной в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой. Они ставили физические и химические опыты, наблюдали за падением метеоритов. Вместе с Масихи Авиценна тайно продолжал изучать строение тела человека. Это можно было делать только на трупах, а вскрытие трупов здесь, как и во многих странах, каралось тогда смертью.

Через несколько лет жестокий и вероломный правитель огромного соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал ученых к себе в столицу, дабы они "обрели почесть присутствия" на собрании у султана. На самом деле многим самостоятельно мыслящим ученым и поэтам каждый день при дворе султана грозил смертью.

Авиценна и старый врач Масихи отказались ехать к султану и той же ночью бежали через пески Кара-кум. На третий день пути на них налетел ураган. Они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи умер в пустыне. Авиценна похоронил его и сам спасся чудом.

Султан Махмуд Газневи разослал по всем городам описание внешности Авиценны. Любой, кто указал бы местонахождение гениального врача, получил бы награду. Поэтому несколько лет Авиценна скитался, переходил из города в город, кормился лишь врачеванием на постоялых дворах. Ему приходилось называться чужим именем. Скитаясь, Авиценна продолжал напряженно работать и написал более десятка книг.

Иногда он останавливался на год-два у какого-либо мелкого правителя, лечил его семью от всевозможных болезней. Но всюду Авиценну настигала зловещая тень султана, и ему приходилось снова скрываться.

Наконец, в 1016 г. он остановился в городе Хамадане. Этот город назывался когда-то Экбатаной и был столицей древнего процветающего государства Мидии. Ко времени Авиценны город захирел и превратился в столицу захолустного маленького государства, которым правили полуграмотные эмиры. Авиценна скоро становится главным врачом правителя, а затем и главным министром - везиром.

Как и прежде, все шесть лет жизни в Хамадане рабочий день его начинался рано утром и заканчивался, когда все уже давно спали. Здесь он кончил первый том своего главного труда - "Канон врачебной науки" , который состоит из пяти томов. Все медицинские знания, которые накопили к тому времени люди, вмещают эти книги.

Первый том-теория медицинской науки; анатомия, диагностика, физиология, хирургия. В этой книге описываются острые и хронические болезни и способы их лечения. Во втором томе рассказано о простых лекарствах. Их почти восемьсот. Корни и кора многих деревьев могут помочь человеку бороться с болезнью. Третий и четвертый тома описывают болезни человеческих органов, рассказывают о способах лечения. Как лечить переломы черепа, носа, челюсти, ключицы, ребер - об этом тоже говорит Авиценна. В пятом томе рассматриваются сложные лекарства. В состав некоторых из них входит до 37 частей. Многие лекарства даны со ссылкой на древнейших врачей, европейских и азиатских. Другие - впервые приготовлены и опробованы Авиценной.

Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, встречались в "Каноне" на каждой странице.

Лишь более чем через 800 лет французский ученый Пастер подтвердил гипотезу Авиценны о вирусах как невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных) болезней. Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. "Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой", - говорится в "Каноне".

Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, и многих других. Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

В "Каноне" Авиценна пишет о необходимости всестороннего воспитания ребенка с тем, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.

Очень скоро "Канон" становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка "Канон" печатают сразу вслед за Библией. В Европе и в странах Азии многие века учили по нему врачей.

Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают имя ученого "Ависен", дают его рецепты.

Последний том "Канона" был написан уже в другом городе - Исфагане. Между первым и последним томом - около десяти лет напряженной работы.

И они не были для Авиценны годами покоя. Во время его везирства восстали военачальники, и Авиценна едва не был убит, его прятали друзья.

После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме он продолжал много работать. За четыре месяца он написал три книги, одна из которых - философская повесть "Живой, сын Бодрствующего" - оказала влияние на многих средневековых писателей.

Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные книги он писал как поэмы, звучными образными стихами.

Вот начало поэмы о медицине "Урджуза": "Поэты - принцы Вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю в стихах все мои знания этой науки".

Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат неразобранными, и, возможно, человечество их откроет.

О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.

Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя.

В 1954 г., по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Авицена (Ибн Сина)

Ибн Сина -интересные факты биографии

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи
Авиценна

Его имя Ибн Сина, но в Европе зовут его Авиценна. Не злодей, не герой. Можно сказать: интеллектуальное чудо. А его жизнь – будто просматриваешь страницы «1001 ночи». Родился он в 980 г., умер – в 1037-м. Много ездил, жил в различных местах. Скончался где-то в Иране, там его и похоронили. Чем прославился этот человек в истории?

Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются такие как Авиценна.

Микеланджело говорил, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорей морального свойства, из уст великого гуманиста дорогого стоит. У специалистов ведется спор о количестве трудов Авиценны, при этом называются цифры и 90, и 456.

Вероятно, ему приписываются подделки, подражания – талантам всегда подражают. Самая гениальная из его книг – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI столетии! Писал Авиценна как правило на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

И все-же по сей день спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII столетия о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 50-е годы XX века отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые и сейчас пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.


Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечный странник. Нигде не задерживаясь долго, он шел по земле, пытаясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее будто под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X столетии могло появиться такое чудо, как Авиценна.

Напомним, что X столетие – это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, – Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX–X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским.

И приблизительно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары.

Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий . Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 000 браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Любопытно, что лишь Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV столетии до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность.

С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, – прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века стала формироваться Восточная Римская империя – Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались различные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. Как результат именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.

Авиценна был не один. Персидский Восток – родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. В действительности в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много.

Авиценна (его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) появляется на свет в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщик податей. Не самая уважаемая профессия, так сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны своей смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») родом из небольшого селения близ Бухары Афшана. В этом селении и родился Авиценна. Так звезда родила звезду.

Его родным языком был фарси-дари – язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья – газели, как их называли на Востоке, – по его выражению, для «отдохновения души».

Городок, где он родился, был оживленный, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Там были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, вероятно, лет с пяти, потому как к его 10-ти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки – фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам выучил наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Позднее он скажет: «Медицина – очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».

Конечно, в его словах возможно усомниться – мало ли что говорит о себе человек? Но 17-ти летнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезной болезни. И Авиценна ему на самом деле помог. Необыкновенный был мальчик.

В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты – представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, в последствии их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.

Итак, к 10-ти годам в школе ему делать было особо нечего. И вот – счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый тех времен Патолли, тут же поехал к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый будет заниматься с мальчиком. Патолли дал свое согласие, и занятия начались.

Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно верить, занятия с Патолли это подтверждают. Очень скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить уже не мог. А в скором времени Патолли сам начал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.

В 15–16 лет юноша начал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которую там, в далекой Средней Азии, перевели на несколько языков и неоднократно прокомментировали. Авиценна рассказывал, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти смог выучить ее наизусть. Судя по его рассказам, а после по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были основными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых временами порождает человечество.

Об аристотелевском сочинении молодой человек узнал абсолютно случайно. Как-то раз на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Посмотришь, какое это сокровище».

Юноша схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно желал найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.

И 16-ти летний парень стал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно – да. Может быть, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, до такой степени важной, что привела его к делу всей жизни.

Когда Авиценна смог вылечить эмира Бухары, тот позволил ему пользоваться своей библиотекой. Надо заметить, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не было. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом – по какому-то одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе поговаривали, что он попросту с ума сошел от счастья.

В своих воспоминаниях Авиценна писал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? В скорости библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, что бы никто больше не прочел эти книги и не мог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!

С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.

Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было нельзя.

И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.

В пустыне его друг умирает от жажды – не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье!

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?

Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло.

Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!

Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким?

Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того что он сделал вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси:

«Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь».

Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог – творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как считал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, принимает участие в их жизни, – это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?

Может быть, уже тогда он задумывался о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.

После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель упорно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-то особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуд так и не смог вернуть Авиценну (Ибн Сина).

Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 г. послал свое войско к Исфахану, где был Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Возможно, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, как видно, уже никогда не узнаем.

Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Умер Авиценна (Ибн Сина) в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками:

«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали»

И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...