Вклад выпускников военного финансово-экономического факультета в учебный процесс училища. В московском высшем военном командном училище опробована новая система тренировок и обучения будущих офицеров

Леонид Сергеевич, сейчас очень много говорится о необходимости реформирования системы военного образования. Что вы можете сказать об этом?

Работа по реформированию высшего военного образования была развернута в 1992 году. Главной целью преобразования предполагалось одновременно с реорганизацией армии сформировать адекватную ей систему подготовки офицерских кадров, вывести военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров.

В условиях сокращения Вооруженных сил РФ, дефицита финансовых и иных средств на развитие системы военного образования стала очевидной невозможность сохранения прежнего количества военных вузов. В этой обстановке абсолютно оправдана интеграция военно-учебных заведений в мощные учебно-научные центры (комплексы), объединяющие подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования. При этом предусматривалась также и межвидовая интеграция.

С этой целью осуществлено объединение Военной академии имени М.В. Фрунзе и Военной академии бронетанковых войск в единую Общевойсковую академию с общим учебным центром на базе курсов "Выстрел".

Военные академии, часть из которых была преобразована в университеты, формально не повышая образовательный ценз своих выпускников, стали обеспечивать им второе высшее образование по управленческой специальности. При этом срок обучения офицеров в военных академиях и университетах стал составлять, как правило, два года. В то же время был завершен перевод четырехгодичных командных училищ, которые переименовывались в военные институты, на пятилетний срок обучения.

Подготовка офицерских кадров для Сухопутных войск будет осуществляться по двум специальностям: военно-инженерная, получаемая по окончании военно-инженерных институтов, высших военно-инженерных училищ и военных академий (университетов), ведущих обучение курсантов на базе средней школы; военно-управленческая (или военно-административная), получаемая выпускниками по окончании высших военных командных училищ (институтов) и военных академий (университетов), ведущих обучение на базе высших военных училищ (институтов).

- Не много ли - пять лет обучать человека в военном училище, чтобы он командовал взводом-ротой-батальоном?

Для решения поставленной задачи по подготовке специалистов по двум специальностям - это малый срок. Обучение в военных вузах по гражданским и военным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование командных и организаторских качеств. Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам службы.

Искажается, либо выхолащивается главный принцип подготовки военного человека: учить тому, что требует военная служба, что нужно на войне.

При этом следует исходить из того, что в вузах видов ВС и родов войск для курсантов на оперативно-тактическую подготовку необходимо выделять не менее 300 часов. В вузах, готовящих общевойсковых командиров, на усвоение теории и овладение практикой управления подразделениями в любых условиях обстановки в звене взвод-рота и ознакомление с батальоном, а также на методику проведения занятий с этими подразделениями необходимо выделять не менее 900 часов.

К тому же надо учитывать то, что некоторая часть тем, отражающих специфику действий подразделений (а в академиях - частей), упускается из программ. Например, действия подразделений (частей) в лесу, на севере, зимой, ночью и так далее. Предполагается, что обучаемые их изучат самостоятельно.

При пятилетнем обучении обеспечивается подготовка офицеров с высшим образованием. Однако при этом создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из рядов ВС РФ, в том числе сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.

Таким образом, целесообразно оставить пятилетний срок обучения в военном училище, но при этом требуется коренная переработка учебных программ, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных военных специалистов.

- А два года обучения в общевойсковой академии представляется вам достаточным сроком?

Опять таки все зависит от действующей системы военного образования. При этом она должна обеспечить непрерывный процесс повышения уровня знаний и совершенствования навыков офицеров. Соответственно и перестраиваться эта система должна поэтапно, поскольку в академию придут офицеры, получающие образование по новой системе, лишь спустя 7-10 лет после окончания училища. В связи с этим мы считаем, что в настоящее время переход академии на двухлетнее обучение не совсем обоснован.

В прошлом году состоялся первый выпуск слушателей, обучавшихся по новым программам два года. Результаты, прямо скажем, неважные. Снизилось количество выпускников, удостоенных золотой медали и дипломов с отличием почти в полтора раза (с 28% до 19%). Одновременно возросло число выпускников командного профиля удовлетворительно освоивших программы оперативно-тактической подготовки - с 12% до 35%.

Сокращение продолжительности обучения на один год, проведенное без переработки и уменьшения объема квалификационных требований к выпускникам, привело к дисбалансу между теоретической и практической составляющими процесса обучения. В результате многие не только не получили твердых навыков практического управления в тактическом звене, но и не смогли глубоко освоить теорию общевойскового боя. Государственная аттестационная комиссия, а мы с ней полностью согласны, отметила, что за два года весьма проблематично достаточно качественно подготовить высококлассного специалиста и поспешный переход на двухлетний срок обучения является ошибочным и вредным.

Сейчас много говорят о необходимости увеличения объема общегуманитарной подготовки. Это оправданно? Или это опять ложный путь?

Военные вузы отныне обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.

Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обусловит увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, причем большая часть их относится к общегуманитарным предметам Так, если в настоящее время во всех гражданских и военных вузах страны в течение полного курса обучения изучается по 25-35 учебных дисциплин (общепринятая норма), то после реформирования обучения в военных вузах общее число их достигает 40-55.

С психолого-педагогической точки зрения фундаментальное освоение за пятилетний (двухгодичный) срок столь большого количества научных дисциплин - задача нереальная.

Следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишится свойства фундаментальности. Поэтому в академии общегуманитарные предметы должны уточнять важнейшие современные проблемы, которые напрямую связаны с управленческой деятельностью. Такой подход позволит сократить количество дисциплин общегуманитарной подготовки и увеличить бюджет времени военно-профессиональных дисциплин.

Почему у нас так мало изучается опыт войн и военных конфликтов? Или же обучение ведется без привлечения подлинных документов того времени: решений командиров, оперативных директив, боевых приказов?

В нашей академии обучение ведется исключительно на подлинных документах, причем не только "победных". Главное на занятиях по истории военного искусства - это анализ прошлого (почему так, что это давало, чем этот опыт актуален сейчас?). Мы помним заповедь известного отечественного военного теоретика 20-30-х годов Александра Андреевича Свечина о том, что "в ряду военных наук история военного искусства... представляет тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и осознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела".

Другое дело, что при переходе на двухгодичное обучение было резко сокращено время, отводимое на изучение истории военного искусства, ликвидирована подготовка военных историков в академии. Сейчас выделенное количество учебного времени позволяет изучать лишь фрагменты истории военного искусства. В результате обучаемые не получают необходимой научной системы военно-исторических знаний и слабо усваивают методику исторического анализа.

Сейчас под вашей эгидой находятся бывшие ВА БТВ и "Выстрел". Позволяет ли штатное расписание поддерживать это хозяйство в должном состоянии?

Основные сложности, возникшие при объединении, заключались в приведении взглядов и систем подготовки военных кадров к единому знаменателю. В настоящее время этот процесс в основном завершен.

- Не разбегается ли гражданский персонал академии из-за небольших окладов?

Разбегается не только гражданский персонал академии, но и военные, не выслужив установленных сроков, уходят из Вооруженных сил. Бедственное материальное положение слушателей и преподавательского состава вынуждает часть из них либо увольняться, либо искать дополнительный заработок за счет работы по ночам и в выходные дни.

Очередным ударом по академии было снижение должностного ранга преподавателей. Это нововведение привело к уходу из академии и Вооруженных сил вообще определенного числа преподавателей, причем в основном молодых и перспективных. А теперь еще и тарифные разряды должностных окладов подверглись существенному снижению.

- Решения каких проблем для начальника академии имеют сейчас приоритетное значение?

Прежде всего хозяйственных.

- Есть ли из академии "утечка мозгов"?

Есть, но, конечно, не за рубеж, а туда, где больше платят.

Главное в обучении командира-единоначальника - практика. Позволяют ли сейчас условия организовывать практические занятия, и с должной эффективностью?

Не стал бы утверждать, что практика - главное. Все главное: и теория, и практика. Обучающимся в академии важно дать фундаментальную подготовку. Совместное обучение по двум различным специальностям потребует существенного увеличения учебного времени. Расчеты и опыт в течение трех лет показывают, что в рамках существующих сроков обучения теоретический курс может быть увеличен только за счет значительного сокращения учебной практики (стажировки) в войсках, а также за счет растворения содержания части военных специальных дисциплин в учебных программах гражданского профиля.

Дефицит практической подготовки в частях приводит к снижению качества подготовки выпускников военных вузов (особенно курсантов), увеличивает сроки становления молодых офицеров на первичных должностях и тем самым отрицательно сказывается на боеготовности ВС РФ.

На практическую составляющую процесса обучения определенный отпечаток оказывает и материальное обеспечение практических занятий, но от них мы не отказывались и изыскиваем возможности для их проведения с должной эффективностью.

- Что вам, как начальнику общевойсковой академии, больше всего мешает в работе?

Одним из основных проблемных вопросов является, безусловно, слабое финансирование академии. Такое положение дел не позволяет нам должным образом совершенствовать свою учебно-материальную базу, привести в соответствие с требованием времени электронно-вычислительную технику и так далее. Несколько лет не выписываются необходимые для развития науки и педагогики газеты и журналы, военно-научная литература.

- Насколько остры в академии квартирные вопросы?

Вопрос обеспечения преподавательского состава жильем не решается, а загоняется в угол. Некоторые офицеры уже более 12 лет стоят на очереди и не видят перспективы получения квартиры. А командование академии не имеет возможности достигнуть существенного прорыва в этом вопросе. Да и как его сделать, если в прошлом году академии выделено всего две квартиры?

- Позволяет ли сложившаяся система должным образом стимулировать научную работу в академии?

Высокий уровень подготовки в нашей академии обеспечивается ее большим научным потенциалом. Сегодня в ней работают более 400 ученых, из которых 42 доктора наук, около 300 имеют ученые звания: профессор, доцент, старший научный сотрудник. Однако о каком стимулировании можно говорить, если кандидату наук за ученую степень доплачивают порядка 100-150 рублей, а доктору наук в два раза больше? В то же время кандидаты и доктора наук в гражданских вузах получают существенно больше. В целях стимулирования научной работы необходимо в первую очередь ликвидировать существующий дисбаланс. Кроме этого требуется пересмотр нормативно-правовых документов по материальному стимулированию научной работы в вузах МО РФ. В настоящее время академия совместно с другими вузами участвует в проведении исследований по этим проблемам и к августу 2001 года подготовит свои предложения.

Как вы относитесь к появившимся за последнее время названиям - "артиллерийский университет", "танковый институт"? Не кажется ли вам, что это определенный перехлест?

На мой взгляд, этот вопрос не имеет принципиального значения, однако лично мне привычнее прежние, исторически сложившиеся названия - "артиллерийская академия", "танковое военное училище".

Отнюдь не будет преувеличением утверждение, что на протяжении почти всей своей истории как высшее военное учебное заведение прирастало за счет научно-педагогических кадров, прошедших школу общеэкономической, финансовой и военно-специальной подготовки на .

Выпускники факультета первых лет, проявившие склонность к педагогической работе, были командированы на преподавательскую работу в Военно-финансовое училище Советской Армии. В их числе были тогдашние капитаны , Н.К. Кашлаков, А.А. Молчанов, В.В. Тиванов, И.В. Ильюшенко.

Сейчас можно поражаться истинной смелости молодых педагогов: училище, по существу, только становилось на ноги, несколько раз с нуля начинало создавать учебно-материальную базу. Существовал лишь неполный комплект руководящих документов, не обеспечивавших потребности учебного процесса, не было наработанных учебно-методических пособий, прежде всего по предметам профессиональной подготовки.

Нехватку учебных пособий начинающим преподавателям приходилось восполнять тщательной подготовкой к каждому занятию. Положение усугублялось тем, что при отсутствии у них опыта преподавания не было источников по педагогике и психологии, дидактических разработок. Им самим приходилось учиться, а основу этой учебы составляло постоянное деловое общение с опытными преподавателями цикла военно-специальных дисциплин и смежных циклов. Эффективному становлению молодых в должностях преподавательского состава активно помогали опытные профессионалы военно-финансовой службы, руководившие учебно-воспитательным процессом, прошедшие трудными дорогами Великой Отечественной войны офицеры М. Т. Тубол, А. Н. Богомолов, А, К. Михальчук, М. Ш. Заславский, А. А. Карачевский, А. С. Пыстин и др.

С высокой самоотдачей трудились педагогические коллективы циклов, непрерывно нарабатывая новые методические подходы по каждой учебной дисциплине, по каждой теме и учебному вопросу. Дружная, продуманная и целенаправленная работа педагогов-специалистов принесла свои плоды: в 1957 г. училище было переведено с двухлетнего учебного плана на трехлетний. Тем самым училище становилось полноправным средним специальным военно-учебным заведением на уровне финансового техникума, с правом выдачи выпускникам, успешно усвоившим курс обучения, диплома общесоюзного образца. В этом событии, немаловажном не только для училища, но и для военно-финансовой службы Вооруженных Сил, большая заслуга принадлежала многочисленному отряду -преподавателей, окончивших Военный факультет при Московском финансовом институте.

Регулярно поступавшие в адрес начальника училища отзывы командиров воинских частей о работе выпускников свидетельствовали о хорошем уровне подготовки курсантов в училище. Подавляющее большинство молодых -выпускников, прибыв к месту службы, в короткие сроки проходили процесс становления в первой должности, умело использовали полученные в стенах училища знания, профессионально и надежно осуществляли финансирование всех потребностей боевой подготовки и других сфер деятельности воинских частей. Это способствовало, в свою очередь, эффективному продвижению многих выпускников по служебной лестнице, пополнению за счет лучших финансистов-практиков числа слушателей Военного факультета.

Непрерывное и целеустремленное совершенствование учебно-воспитательного процесса с конца 50-х до начала 70-х годов имело своим результатом перевод училища на качественно новую ступень — в разряд высших военно-учебных заведений с четырехлетними программами обучения. Безусловно, в это событие большой, преобладающий вклад внес многочисленный педагогический коллектив циклов военно-профессиональной подготовки, офицеры-выпускники Военного факульета, которые к тому времени приходили на смену выслужившим установленные сроки службы ветеранам. Обладая хорошей фундаментальной теоретической подготовкой в общеэкономической и военно-финансовой областях, пройдя многие ступени войсковой практической работы по специальности, молодые преподаватели смело вели поиск в области последних достижений военной педагогики, психологии, дидактики по своим дисциплинам. Методический уровень организации и ведения учебных занятий у многих молодых преподавателей- был вполне сравним, к примеру, с уровнем преподавателей гражданских вузов Ярославля.

Перевод училища в разряд высших военных вузов был исключительно ответственным для педагогического коллектива, длительным по времени, не одноразовым актом.

С переходом на обучение по ввузовским программам большая ответственность в реализации новых принципов организации обучения будущих -специалистов легла на плечи выпускников Военного факультета, принявших руководство высшей военно-профессиональной подготовкой курсантов и возглавивших вновь созданные кафедры: организации финансовой службы и контроля (полковник Н. Т. Воробьев), финансового хозяйства воинской части (полковник Н. К. Кашлаков), денежного довольствия военнослужащих (полковник В. А. Евсеев), оплаты труда рабочих и служащих (полковник Г. П. Ткач), бухгалтерского учета и вычислительной техники (ПОЛКОВНИКА. А. Молчанов).

Основную, организующую роль в координации деятельности всех 18 кафедр в ходе учебного процесса в училище последовательно выполняли также выпускники факультета разных лет: заместители начальника училища по учебной работе — начальники учебного отдела i полковники И. В. Ильюшенко и В. М. Зубенко, их заместители — полковники В. Ф. Кругов, В. А. Петренко, Н. В. Уколов.

За время существования училища как высшего военного учебного заведения на кафедрах трудились многие и многие выпускники Военного факультета. Каждый офицер-преподаватель оставил свой след в учебно-воспитательном процессе, в сознании каждого обучаемого. Непохожие друг на друга по своим характерам, подходам к подопечным, преподаватели-специалисты в одном ключе решали проблемы совершенствования технологии обучения и воспитания курсантов, умело реализовывали усвоенные в аудиториях факультета критерии педагогического взаимодействия с младшими товарищами по службе.

Восполняя литературно-методический вакуум в военно-специальной подготовке курсантов, большинство -выпускников Военного факультета, обладающих уверенными навыками работы с документами, активно участвуют в редакцион но -издательской деятельности. Ежегодно училищная типография только по предметам профессионального профиля выпускает в свет более 25—30 учебно-методических пособий, пользующихся большим спросом у курсантов. Выпускники факультета являются наиболее активными авторами вышедших в последнее время печатных трудов:

кандидат экономических наук, доцент полковник Ю. И. Федчи-шин — «Использование опорных конспектов при изучении дисциплины «Организация финансового обеспечения войск»;

кандидат экономических наук, доцент полковник В. П. Островский — «Система финансового обеспечения воинской части»;

кандидат экономических наук, доцент полковник В. А. Петренко — «Получение и хранение денежных средств воинской части»;

полковник В. В. Бондарь — «Воспитательная роль образовательного процесса»;

полковник Е. В. Фролов, подполковник Н. П. Антоненко — «Внебюджетные средства»;

полковник С. А. Мельков — «Исчисление выслуги лет и перерасчет процентной надбавки»;

подполковник В. Н. Руднев — «Денежные аттестаты на семьи и на алименты»;

полковник С. Н. Горбатов — «Теория бухгалтерского учета»;

полковник В. Н. Винник — «Выплаты за счет государственного социального страхования и других социальных фондов»;

подполковник А. Б. Перфильев — «Современные методики анализа финансового состояния предприятий»;

подполковник А. Н. Качалов — «Социально-экономическаястатистика»;

майор А. Е. Кальсин — «Основы налогообложения»;

подполковник А. Б. Иванов — «Ценные бумаги»;

подполковник А. Ю. Сазонов — «Фондовая биржа»;

подполковник М. Е. Кошкин — «Кассовая работа в полевых учреждениях ЦБ РФ»;

подполковник К. П. Холодилов — «Автоматизированное решение задач по финансовому обеспечению воинской части и денежному довольствию военнослужащих».

Большой вклад внесли выпускники факультета в создание и развитие учебно-материальной базы по своим предметам. Благодаря их труду учебные классы и лаборатории, помимо того, что имеют современный дизайн, оборудованы электрифицированными учебнно-наглядными пособиями и тренажерными устройствами, рабочими местами для использования персональных компьютеров и другими техническими средствами обучения и контроля. Ко всему этому приложены усилия многих выпускников факультета, среди которых есть рационализаторы и мастера «золотые руки», а главное — умелые организаторы эффективного производительного труда курсантов. В наше нелегкое время, при постоянной нехватке материалов для ремонта и денег на их закупку, много изобретательности проявили офицеры кафедр специальной подготовки, чтобы привести закрепленные учебные помещения в образцовое состояние, отвечающее дидактическим установкам по предмету. К числу наиболее инициативных, проявляющих деловую сметку в реализации планов развития и совершенствования учебно-материальной базы училища, относятся выпускники Военного финансово-экономического факультета полковники В. Н. Винник, О. А. Каша, С. А. Мельков, А. Н. Пахо-мов, подполковники В. М. Егорычев, А. Н. Качанов, М. Е. Кошкин, А. В. Маргулис, В. П. Небожин, А. И. Нечаев, В. С. Скрипкин и др. Это благодаря их упорству и настойчивости многие учебные лаборатории, специальные классы и лаборатории специальных дисциплин отвечают самым высоким требованиям педагогики.

Кардинальная перестройка и совершенствование системы подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые в 90-е годы, потребовала проведения радикальных мер в училище, приведения образовательных программ и учебно-воспитательного процесса в соответствие с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это, в свою очередь, потребовало переработки учебных планов на пятилетний срок обучения курсантов, включение в них ряда совершенно новых учебных дисциплин, в частности таких, как экономическая теория, деньги, кредит, банки, аудит, основы налогообложения в России, основы экономической информатики, социология, политология и др.

Перестройка образовательного процесса коснулась всех кафедр училища, но больше всего кафедр, осуществляющих финансово-экономическую подготовку курсантов. В этом процессе основную роль сыграл преподавательский состав кафедр общепрофессиональных и специальных дисциплин, в том числе молодые офицеры, окончившие факультет в последние годы.

Целенаправленную координацию ответственной и сложной работы по разработке новых учебных планов осуществляли офицеры — выпускники факультета В. П. Завойстый, В. В. Бондарь, Е. В. Фролов. При многочисленных консультациях и согласованиях с соответствующими должностными лицами и структурами Военного финансово-экономического факультета ими была проявлена высокая степень ответственности и стремление общими усилиями добиться оптимальных вариантов учебных планов и других документов по организации образовательного процесса в училище.

Уже второй набор курсантов проходит обучение по новым, пятилетним программам, созданным общими усилиями факультета и училища. Состояние и ход образовательного процесса в училище, по оценкам Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, свидетельствуют, что организация обучения курсантов отвечает современным требованиям подготовки офицерского состава для финансово-экономических структур армии и флота.

Руководство профессиональной подготовкой будущих специалистов-практиков для финансово-экономической службы в училище доверено молодому поколению выпускников Военного финансово-экономического факультета. Наиболее опытные профессионалы и педагоги, проявившие себя также и в научно-исследовательской работе, возглавляют кафедры военно-специального обучения. Среди них полковники Ю. И. Федчишин, Е. А. Чистяков, В. А. Петренко, О. А. Каша, В. Н. Беляев, С. А. Мельков, С. М. Халявин, В. Н. Винник, А. Н. Пахомов, И. М. Винницкий, В. Г. Сырыгин, Ю. В. Коречков. Благодаря их творческому целенаправленному труду в училище растет число ученых и методистов высокой квалификации, что в итоге способствует непрерывному повышению качества учебно-воспитательного процесса по подготовке молодой смены офицерского корпуса военных финансистов-экономистов.

Полковник В.П. Завойстый,

заместитель начальника Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А. В. Хрулева

по учебной части и научной работе

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.4.3. Виды учебных занятий

3.4.3. Виды учебных занятий

Важнейшая часть образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой реализуются дидактические принципы и методы обучения, – учебные занятия. На них осуществляется теоретическое обучение и привитие обучающимся практических навыков и умений по специальности.

Руководящими документами по организации оперативной, боевой подготовки в Вооруженных Силах России, образовательного процесса в вузах Минобороны России предусмотрены следующие основные виды учебных занятий:

лекции;

семинары;

лабораторные работы;

практические занятия;

групповые упражнения и занятия;

тактические (тактико-специальные) занятия и учения;

командно-штабные учения;

военные (военно-специальные) игры;

теоретические (научно-практические) конференции;

контрольные работы (занятия);

самостоятельная работа обучающихся;

консультации;

войсковая (флотская) стажировка и практика;

выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

В высшем военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Они в значительной мере определяют содержание других видов занятий, последовательность их проведения, развитие творческих навыков и самостоятельную работу обучающихся над учебной дисциплиной.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала (лекционный метод), сопровождающееся демонстрацией презентаций, видео– и кинофильмов с использованием электронно-вычислительной техники, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов.

Как вид учебных занятий лекция организует мыслительную деятельность обучающихся над конкретной проблемой в одной аудитории, под руководством одного преподавателя и при использовании общих для всех обучающихся учебных и наглядных средств. Это требует от лектора – руководителя занятий – хороших организаторских способностей, знания психологии восприятия лекции, умения управлять вниманием, учебной работой большой массы людей, использовать средства активизации творческого мышления обучающихся и т. д.

В соответствии с руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военного вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики имеют право читать руководящие должностные лица видов и родов войск Вооруженных Сил, управлений Министерства обороны и руководящий состав военного вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных отраслей промышленности.

Каждая учебная дисциплина начинается, как правило, с чтения вводной лекции. В ней дается определение изучаемой учебной дисциплины, сообщается краткая историческая справка о развитии соответствующей отрасли науки, освещается роль отечественных ученых в ее развитии. Лектор четко формулирует цели и задачи своей учебной дисциплины, указывает ее место в общей системе обучения в военном вузе и взаимосвязь с другими дисциплинами. Обучающиеся ориентируются лектором на основной метод ее изучения, на распределение времени по видам обучения и по семестрам, на виды контроля. Им сообщается основная и дополнительная литература и даются методические указания по самостоятельной работе над освоением материала, рекомендуются конкретные формы участия в научной работе.

В последующих лекциях раскрываются основные закономерности изучаемой дисциплины, в научной и логической последовательности излагаются ее основные вопросы, показывается связь теоретических положений науки с практикой.

В заключительной лекции подводятся итоги изучения учебной дисциплины, особое внимание обращается на проблемы, требующие разрешения, и перспективы развития соответствующей отрасли науки и техники.

Каждая лекция должна представлять собою, как правило, логически завершенное целое. Она должна основываться на современном состоянии науки и техники и читаться на высоком научном уровне. Лектор обязан разъяснять сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, широко иллюстрируя изложение практическими примерами и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у обучающихся необходимость самостоятельной работы и направлять ее.

В структуру лекции входят: вводная, основная часть, краткие выводы по каждому из учебных вопросов, заключение, список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи раскрываемой военной проблемы. Работа начинается с составления плана лекции, который включает не более 1–2 вопросов. Затем обосновывается вводная часть занятия.

В ней офицер кратко характеризует место и роль данной темы в обучении воинов; обстановку, в которой решалась и исследовалась военно-теоретическая проблема; называет учебные вопросы и отмечает их значение; руководитель занятия дает обзор важнейших источников и литературы.

В основной части занятия офицер должен уделять внимание полному изложению учебных вопросов. Здесь особое значение имеет установление и поддержание учебного контакта с аудиторией, возбуждение интереса у воинов к теме лекции. Для этого используются яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивающий практическую значимость лекции. Поддержание внимания воинов, их интереса достигается также и логикой изложения учебного материала, глубиной и новизной его содержания, четкой формулировкой теоретических положений, применением на занятиях ТСО (технических средств обучения), включением в материал лекции данных о жизни части (корабля) и опыте работы с различными категориями личного состава.

В заключительной части лекции обобщаются наиболее важные и существенные положения, делаются выводы по учебным вопросам и изучаемой проблеме в целом, ставятся задачи для самостоятельной работы. В конце лекции всегда необходимо оставлять время для ответа на вопросы аудитории.

В процессе обучения воинов последующие лекции взаимосвязаны и образуют цикл, который должен обеспечить систематизированное и последовательное усвоение военнослужащими содержания учебной дисциплины, отражающего квалифицированные требования к военному специалисту.

Современные лекции бывают следующих видов: лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-консультация и др.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы для того, чтобы углубленно изучить учебную дисциплину, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, сформировать и развить у них научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Это один из основных видов учебно-практических занятий в военных вузах, заключающийся в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар – важное звено в общей системе теоретического обучения.

Его главная цель – углубить и закрепить теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, научить защищать развиваемые ими научные положения и выводы. Кроме того, семинары служат средством контроля самостоятельной работы обучающихся.

Они проводятся, как правило, не ранее чем через 5–6 дней после лекции по рассматриваемой теме. Продолжительность составляет не менее 4 часов.

Офицер должен разработать план семинара, который включает список изучаемой литературы, 2–3 учебных вопроса для 4-часового занятия, расчет времени, тезисы своего вступительного слова, порядок работы на семинаре, дополнительные проблемные ситуации и вопросы, заключительное слово.

Проведение семинара обычно начинается со вступительного слова офицера, который формулирует цели и задачи семинара, обращает внимание военнослужащих на основные проблемные вопросы и активное участие в их обсуждении. Семинары следуют, как правило, за лекциями через 6–7 дней, за это время воины должны ознакомиться с планом семинара, изучить литературу и учебные вопросы. При этом они выполняют следующие виды учебной деятельности: консультируются у руководителя или у его помощника; подбирают рекомендованную литературу; изучают и конспектируют литературные источники; усваивают содержание ответа на поставленные офицером учебные вопросы (целесообразно составлять план ответа на каждый семинарский вопрос); формируют у себя психологическую готовность к выступлению на занятии.

После вступительного слова офицера обычно следует доклад одного из военнослужащих продолжительностью 15–20 минут. Обсуждение услышанного происходит в ходе рассмотрения учебных вопросов. Их лучше всего рассматривать в соответствии с планом семинара и по порядку. В ходе семинара офицеру педагогически разумнее первому давать слово тому воину, кто слабее подготовлен, реже выступает. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции занятия и способствует более тщательной подготовке слушателей к последующим занятиям. Выступления на семинаре не должны превышать 10 минут, военнослужащим нужно учиться излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно. На семинаре иногда практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам жизнедеятельности части (корабля).

В заключение занятия офицер должен сделать анализ хода семинара, оценить вклад в работу каждого его участника. При оценке выступлений руководитель занятия обращает внимание на активность воинов, на их подготовленность к решению профессиональных проблем. Заключительное слово офицера завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе личного состава.

В настоящее время в войсковой (флотской) практике применяются следующие виды семинаров: семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-взаимообучение и др.

Практические занятия – это вид учебных занятий. В его основе лежит практическая работа каждого из обучающихся. Она нацелена на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практическое овладение иностранными языками; отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники (объектов), овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта.

Практическое занятие – форма обучения, отличающаяся от семинаров практической направленностью в формировании у воинов навыков и умений (военно-профессиональная игра, профессиональный тренинг и др.). В результате у военнослужащих формируются умения применять в своей деятельности полученные знания, а также навыки выполнения конкретной работы, например настройка рации, подготовка оружия к стрельбе, подгонка снаряжения и др. Практические занятия могут проводиться в виде тренингов, игр.

Так, игра «Анализ военно-профессиональной ситуации» включает несколько этапов.

1. Введение воинов в изучаемую профессиональную ситуацию . Здесь обычно офицер показывает воинам кинофильм или телефильм, читает статью из газеты, демонстрирует работу на боевой технике. Затем обосновывает актуальность темы, ее сложность, степень разработанности в теории и практике, выслушивает мнение участников игры.

2. Постановка задачи . Учебная группа делится на 2–3 подгруппы, офицер определяет каждой круг специфических задач: изучить предлагаемую ситуацию; сформулировать и обосновать свои ответы и решения; подготовиться к публичной защите коллективного мнения и др. Здесь же определяются границы анализа и поиска решения группой, устанавливается время и режим самостоятельной работы участников игры.

3. Работа творческих групп над ситуацией . Офицер наблюдает за ними, консультирует руководителей и отдельных членов группы.

4. Организация групповой дискуссии . Представители групп поочередно выступают с сообщениями о результатах своей деятельности: излагают общее мнение группы о ситуации; отвечают на поставленные вопросы; обосновывают свой вариант решения проблемы. После выступления представителей групп начинается дискуссия, в ходе которой обсуждаются общие точки зрения на проблему, формируется единый подход к пониманию подобных проблем, определяются оптимальные пути разрешения военно-профессиональных ситуаций.

6. Заключительная беседа . Офицер показывает военнослужащим положительный результат работы групп, обращает внимание на их позиции при анализе проблемы, выделяет правильные и ошибочные решения, обосновывает подход к решению подобных ситуаций, определяет пути дальнейшей работы личного состава по формированию воинского мастерства.

Практические занятия обеспечиваются комплексами и образцами боевой техники и вооружения, их макетами, структурными, функциональными и принципиальными схемами, отображающими структуру образцов и комплексов, их устройство, принцип построения и функциональные связи при боевой работе, учебными командными пунктами, стендами, специализированными тренажерами и другими техническими средствами.

Занятия могут проводиться с группами обучающихся, на которые делится учебное отделение (взвод) в зависимости от степени обеспеченности образцами боевой техники и вооружения.

Перед практическими занятиями обучающимся дается задание на повторение и отработку лекционного материала, самостоятельное изучение специальной литературы (технических описаний, наставлений, инструкций и т. д.).

Преподаватель проводит опрос и организует изучение наиболее сложных технических решений, реализованных в образце вооружения, и особенностей работы лиц боевого расчета.

Лабораторные занятия (работы) – один из видов самостоятельной работы обучающихся, проводимой под руководством преподавателей в специально оборудованных лабораториях, на лабораторных установках и образцах материальной части вооружения и боевой техники.

На каждое такое занятие обычно выносится одна лабораторная работа, посвященная исследованию какого-либо физического явления, устройства, системы. Поэтому эти занятия часто называют лабораторными работами.

Они нацелены на практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины; овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализ полученных результатов; привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. Лабораторные занятия способствуют развитию у обучающихся наблюдательности, активности, чувства ответственности, настойчивости, интереса к изучаемому вопросу, укрепляют уверенность в своих силах. Они развивают теоретическое и практическое мышление, учат видеть в материале предметную сущность изучаемых явлений и процессов, принципов функционирования боевой техники и т. п.

Цели лабораторных занятий на разных кафедрах различны. Так, на общенаучных они позволяют уяснить физический смысл основных явлений, понятий и законов природы, а также способствуют изучению сущности физических явлений, происходящих в изучаемых на кафедрах устройствах. В лабораториях военно-технических кафедр проводится экспериментальное исследование физических процессов, происходящих в типовых схемах и устройствах, которые применяются в образцах боевой техники, состоящей на вооружении, или в перспективных образцах. Основное назначение лабораторных занятий на военно-специальных кафедрах состоит в том, чтобы экспериментально исследовать функционирование основных устройств и систем типовых образцов современного вооружения и выявить их действие при изменении параметров этих устройств и систем, а также изменении внешних условий.

После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения слушателей по данной учебной дисциплине.

Групповые упражнения проводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью накопления обучающимися практического опыта в планировании, организации боевых действий; обеспечения их управления войсками (силами).

На групповом упражнении все обучающиеся действуют, как правило, в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.

Это форма практического обучения главным образом по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке. Занятия проводятся также для закрепления обучающимися теоретических знаний и привития им навыков в организации боевых действий и управления войсками.

Особенность организации групповых упражнений состоит в том, что они проводятся на фоне решения комплексной задачи, связанной единым смыслом и оперативно-тактической обстановкой. При этом каждое последующее занятие выступает логическим продолжением и развитием предыдущих. Занятия организуются одной или несколькими оперативно-тактическими и смежными с ними кафедрами. В групповом упражнении обычно отрабатывается несколько учебных вопросов. Все слушатели исполняют обязанности одного или нескольких должностных лиц и индивидуально или коллективно решают поставленную тактическую задачу.

Групповые занятия предлагаются для того, чтобы изучить вооружения и военную технику (объектов), и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Они проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.

Это средство, позволяющее углубить и закрепить знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, детально изучить отдельные теоретические вопросы, военную технику и вооружения, а также совершенствовать практические навыки в решении задач, производстве инженерных расчетов и т. д. на материальной части вооружения. Служат они рассмотрению и других вопросов, вынесение которых на лекции нецелесообразно по методическим соображениям.

В зависимости от характера учебной дисциплины и изучаемых аспектов целями групповых занятий могут быть:

систематизация, закрепление и углубление теоретического материала;

обучение применению теории к решению практических задач;

обучение методике и приемам решения задач и выполнения расчетов, специфических для данной учебной дисциплины;

обучение тому, как оценивать порядок физических величин, встречающихся в теоретической и расчетной частях дисциплины;

обучение применению знаний, полученных при освоении смежных учебных дисциплин, для решения конкретных инженерных задач;

изучение некоторых новых теоретических и практических вопросов.

Групповые занятия, на которых излагаются новые вопросы, проводятся методом объяснений, как правило, в специализированных классах, лабораториях, аудиториях с широким привлечением наглядных пособий. Допускается проведение групповых занятий комбинированным способом. Часть вопросов при этом излагает преподаватель, другую часть обучающиеся отрабатывают самостоятельно.

Тактико-строевые занятия – это один из видов тактико-специальных занятий. Они проводятся в целях обучения военнослужащих способам действий в составе подразделения и привития начальных практических навыков в выполнении обязанностей командиров при организации и ведении боя. Также могут проводиться перед тактическими учениями в целях слаживания боевых подразделений, сформированных для учений. На этих занятиях обучающиеся (курсанты, слушатели) действуют в составе боевых расчетов или в роли командиров подразделений.

Учебные вопросы на таких занятиях отрабатываются вначале по элементам, а затем в целом, пока курсанты не научатся выполнять их правильно, слаженно и быстро. Занятия обычно проводятся на оборудованной в инженерном отношении местности (как с материальной частью, так и без нее).

Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на подготовку обучающихся в вопросах организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. Это основной вид занятий в высших военных училищах по практическому обучению курсантов на местности и на полигоне. Они проводятся, как правило, с материальной частью после теоретических, тактико-строевых занятий и групповых упражнений на местности (картах). На этих занятиях курсанты действуют в качестве номеров боевых расчетов или в роли командиров подразделений, совершенствуя ранее приобретенные или приобретая новые навыки и умения по выполнению обязанностей солдат и командиров в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно, в соответствии с замыслом и созданной тактической обстановкой, во время и в темпе, определяемом характером изучаемого вида боевых действий.

Тактические (тактико-специальные) учения – высшая форма тактической подготовки слушателей и курсантов. Они направлены на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных по тактическим, тактико-специальным и другим учебным дисциплинам в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке, а также на предоставление практического опыта командования частью (подразделением) в бою.

Такие учения проводятся на местности (в учебных центрах, на полигонах) или в специально оборудованных классах, лабораториях, оснащенных боевой техникой и тренажной аппаратурой, с привлечением необходимого количества вооружения. Продолжительность учений – 2–3 суток. Они могут быть как двухсторонними, так и односторонними, с обозначенным противником. Могут также проводиться учения с боевой стрельбой.

Для тактических (тактико-специальных) учений разрабатывается замысел и составляется план. По окончании учений проводится их разбор.

Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры отличаются комплексным характером и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью обеспечения формирования у обучающихся практических навыков в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.

Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр выступают, как правило, начальник военного вуза, его заместители, начальники факультетов и кафедр.

В процессе учений посредники помогают руководителю в достижении поставленных целей; учат слушателей выполнять функциональные обязанности по соответствующим должностям.

Командно-штабные учения заканчиваются частными разборами в учебных отделениях и игровых коллективах, сформированных на период учений, и общим разбором для всех участников.

Теоретические (научно-практические) конференции обычно организуются на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний и с тем, чтобы выработать у обучающихся навыки сбора, анализа и обобщения информации, умение подготовки докладов и сообщений, снабдить опытом публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается обучающимся не менее чем за месяц до ее проведения.

Контрольные работы (занятия) реализуются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, контрольных заданий или проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

Самостоятельная работа обучающихся – составная часть учебных обязанностей. Она имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательный компонент самостоятельной работы – внеаудиторный практикум по иностранному языку.

Самостоятельная работа воинов как форма обучения предназначена для осмысления, углубления и закрепления усвоенных военнослужащими на различных занятиях знаний и умений работать в качестве военного специалиста.

Она организуется командирами подразделений обучающихся, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3–4 часов ежедневно. Учебный отдел военного вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.

Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий , и в объеме не более 5% от бюджета учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении обучающихся методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Консультации – одна из форм руководства самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и в основном индивидуально. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут назначаться групповые консультации.

Войсковая (флотская) стажировка организуется в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению на командных, штабных, инженерно-технических и других должностях в войсках в течение установленного срока.

Учебно-методическое руководство стажировкой осуществляют соответствующие кафедры вузов. Для этого они выделяют опытных преподавателей.

Срок стажировки, ее содержание и индивидуальные задания определяются учебными планами и программами войсковой стажировки. Программы разрабатывают соответствующие кафедры и утверждают начальники военных вузов.

Командиры частей организуют стажировку слушателей, утверждают и высылают в вузы письменные отзывы об их работе. По окончании стажировки слушатели составляют отчеты, которые рассматриваются и визируются руководителями стажировки, назначаемыми от вуза и войсковой части. Защита отчетов производится на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство стажировкой.

Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и др.) – организационная форма практического обучения слушателей (курсантов). Ее проводят по отдельным дисциплинам или их группам в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практику проходят в военном вузе и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти.

Ее основные задачи – закрепление теоретических знаний, полученных слушателями (курсантами) в процессе обучения в военном вузе; изучение технологии и получение практических навыков в проведении экспериментальных исследований, при ремонте и восстановлении боевой техники; ознакомление с технологией производства и военной приемкой боевой техники на предприятиях промышленности.

Прохождение практики организуется:

в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил – по указаниям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских частях и организациях военных округов – по распоряжениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

в воинских частях и организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил, – по указаниям заместителей министра обороны Российской Федерации, командующих родом войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны (по подчиненности);

в организациях других федеральных органов исполнительной власти – в соответствии с порядком, устанавливаемым Минобразования Российской Федерации.

Вид, сроки и содержание практик определяются учебными планами и программами. Программы разрабатываются кафедрами и утверждаются начальником вуза.

По окончании практики слушатели составляют отчеты и защищают их на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство практикой.

Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух.

Для каждого курсового проекта (работы, задачи) кафедра разрабатывает задание, в котором определяются наименование темы, основные исходные данные, необходимые для выполнения задания, перечень рекомендуемой литературы и вопросы, подлежащие разработке. Из числа профессорско-преподавательского состава назначается руководитель курсового проекта (работы, задачи). Курсовой проект (работа, задача) содержит пояснительную записку и необходимое количество схем, чертежей, карт, выполненных от руки в одном экземпляре.

Выполнение выпускной квалификационной работы позволяет систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или дипломной задачи.

Дипломная работа – это теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по какой-либо специальности. Оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

Дипломный проект – решение конкретной инженерной задачи по специальности. Он разрабатывается обучающимися инженерных, командно-инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы.

Дипломная задача предусматривает разработку организационно-методических документов на подготовку и ведение операций (боевых действий), на проведение командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Выполняется слушателями командных, командно-инженерных и отдельных инженерных специальностей военных академий и военных университетов по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.

По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой участвуют два и более слушателя (курсанта). Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенные и снабженные письменным отзывом руководителя, они представляются начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждаются (проходят предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, отдается на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в государственную аттестационную комиссию высшего военно-учебного заведения для защиты.

Тренировки проводятся с целью изучения и практического освоения вооружения и боевой техники, приобретения навыков по проведению работ и обслуживанию вооружения и техники (проведение регламентных работ, отыскание и устранение отказов), ее боевому использованию, приобретения навыков работы в средствах защиты от оружия массового поражения или по разработке боевой документации, в решении задач, а также с целью практического освоения изучаемых иностранных языков и совершенствования навыков спортивного мастерства. Тренировки проводятся под руководством преподавателей.

Как видно, цели тренировок и практических занятий совпадают. Естественно, сходна и методика их проведения. Отличие же их состоит в том, что тренировки обычно проводятся в часы самостоятельной работы. И для наибольшей индивидуализации учебное отделение может разбиваться на несколько групп в зависимости от материального обеспечения.

Зачеты – важная форма обучения воинов. Она служит закреплению и систематизации военнослужащими полученных профессиональных знаний и умений; контролю уровня их обученности конкретной воинской специальности; коррекции процесса обучения личного состава части (корабля) с целью устранения выявленных в подготовке воинов недостатков. Подготовка к зачетам порождает у воинов чувство ответственности, активизирует их на повторение и закрепление изучаемого материала. Правильная организация зачетов – хорошая школа в самоутверждении военнослужащего, проявлении себя как личности: наличия выдержки, умения мобилизовать свои интеллектуальные и физические способности, умения управлять своими поступками.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Гумелёв Василий Юрьевич 1 , Пархоменко Александр Викторович 2 , Юшин Виктор Сергеевич 3
1 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, заведующий методическим кабинетом


Аннотация
В статье рассмотрены особенности обучения курсантов в военном высшем учебном заведении, в том числе связанные с обучением по индивидуальным планам.

SOME FEATURES OF TRAINING IN A MILITARY SCHOOL

Gumelev Vasiliy Yuryevich 1 , Parhomenko Alexander Viktorovich 2 , Yushin Victor Sergeevich 3
1 Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2 Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3 Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, head of the methodical Cabinet


Abstract
The article considers the features of training of cadets in military higher educational institution, including related training according to the individual plans.

В современном мире по-прежнему, как и за всю предыдущую историю человечества, только сила – военная сила – желательно подкрепленная развитой экономикой, способна решить те или иные противоречия, которые регулярно возникают в отношениях между различными государствами. Причем, зачастую, нет необходимости вступать в вооруженный конфликт или войну. Для отстаивания своих жизненно важных интересов стране достаточно иметь хорошо вооруженную и подготовленную армию, продемонстрировать ее боевые возможности и расчетливую решительность, основанную на ответственности государственного руководства перед народом.

Население Земли с каждым годом неуклонно растет. Поэтому в ближайшем будущем крайне вероятен простой и незатейливый дележ всех достаточно ограниченных ресурсов нашей планеты. При этом все так называемые общечеловеческие ценности и священные принципы демократии будут являться камуфляжем для наглой агрессии. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть полностью готовы к отстаиванию жизненных интересов многонационального великого российского народа.

Традиционно на протяжении многих столетий хребтом русской армии являлся и является им в наше время ее офицерский корпус. Великий русский ученый-кораблестроитель генерал-лейтенант по флоту Российской империи, начальник Морской академии (1919 – 1920 года) при Советской власти, лауреат Сталинской премии академик Алексей Николаевич Крылов (1863 – 1945 года) в своей работе так определил фундамент качества учебной работы в военном училище:

«Постановка преподавания во всяком училище находится в самой тесной связи с условиями приема в это училище, ибо ими определяется степень подготовки и развития поступающих».

Проведенное недавно руководством страны повышение денежного довольствия военнослужащих серьезно способствует повышению престижа воинской службы. Высокое качество преподавательского состава училища также не вызывает никаких сомнений . Но современные геополитические реалии постоянно требуют повышения качества обучения курсантов, будущих офицеров Российской армии.

Подготовка в военном училище высококвалифицированных профессионалов – офицеров ВДВ – процесс гораздо более сложный, чем подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства в гражданских вузах. Кроме того, выпускник училища за пять лет обучения получает подготовку не только по специальности, определенной федеральными государственными образовательными стандартами, но и по военной специальности из перечня, определенного Министром обороны РФ.

Основные факторы, в ходе организации и осуществления образовательной деятельности военного вуза, формирующие из абитуриента, ставшего курсантом, офицера, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные факторы, формирующие в ходе организации и осуществления образовательной деятельности из обучаемого (курсанта) офицера ВДВ

Следует отметить, что после принятия воинской присяги курсант становится военнослужащим и в связи с этим выполняет ряд специфических обязанностей и задач воинской службы. Вся служебная деятельность курсанта в течение суток жестко регламентирована требованиями воинских уставов. Также курсанты военного вуза могут привлекаться и привлекаются к ликвидации последствий стихийных бедствий, регулярно участвуют в различных мероприятиях государственного значения (например, курсанты РВВДКУ (ВИ) – в парадах войск Московского гарнизона на Красной площади).

Процесс воспитания в военном вузе должен отражать интересы военно-профессиональной подготовки. Воспитание курсанта проводится в ходе непрерывной воспитательной работы в вузе, как во время процесса обучения, так и при исполнении обязанностей воинской службы. Воспитательная работа осуществляется также в ходе ряда специальных мероприятий. Цель воспитательной работы проста и очевидна – за время обучения курсант должен стать не только военным специалистом, но и настоящим патриотом своей Родины. Даже для реализации этой благородной цели также требуется время.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что процесс обучения в военном вузе носит чрезвычайно интенсивный характер, так как имеет очень жестко ограниченный лимит времени. В стенах военного вуза обучение производится согласно основной образовательной программе в соответствии с утвержденным учебным планом. Учебный план должен быть стабильным и действовать по времени не меньше, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности. Но жизнь не стоит на месте и требования к выпускникам военных вузов постоянно повышаются. Поэтому, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для войск на основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения курсантов. Эти индивидуальные планы должны быть рассмотрены на ученом совете и утверждены начальником училища.

Но при организации обучения отдельных курсантов согласно индивидуальному плану возникают серьезные противоречия. Суть этих противоречий в следующем: процесс обучения курсанта происходит в жестких условиях воинской службы. При этом все вопросы, связанные с основной образовательной программой, должны быть, безусловно, отработаны. Поэтому даже у самых подготовленных обучаемых может просто физически не хватать времени для углубленного получения знаний согласно индивидуальному плану обучения.

На кафедре эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) все-таки нашли возможности ввести элементы индивидуального обучения наиболее подготовленных курсантов, имеющих четко выраженную личную мотивацию. Резерв времени для индивидуального обучения был найден при выполнении выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Так, например, курсанты (в настоящее время лейтенанты) Русецкий В.В. и Палутов Р.В., у которых руководителем выпускных квалификационных работ был преподаватель кафедры эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) Гумелёв В.Ю., в ходе выполнения своих выпускных работ углубленно изучили вопросы, связанные с эксплуатацией и устройством не только объекта военной техники, определенного основной образовательной программой. Они в своих работах также глубоко раскрыли ряд важных вопросов, связанные с эксплуатацией и устройством бронетранспортера БТР-80.

Русецкий В.В. над темой дипломной работы трудился с третьего курса обучения. Им было подано шестнадцать рационализаторских предложений, а также опубликовано порядка десятка статей в различных научных сборниках, в том числе в научно-практическом журнале «Современная техника и технологии» (в номерах журнала за февраль и март 2013 года). Русецкий В.В. заслуженно получил при защите выпускной квалификационной работы отличную оценку, а по итогам обучения в РВВДКУ (ВИ) ему был вручен диплом с отличием. Успехи и достижения Палутова Р.В. были несколько скромнее, но он также подал шесть рационализаторских предложений и опубликовал статьи в различных научных изданиях, в том числе работы .

В настоящее время работа по индивидуализации обучения курсантов на кафедре эксплуатации вооружения и военной техники продолжается. Для выполнения выпускной квалификационной работы в 2014 году отобраны подготовленные курсанты, имеющие жесткую личную мотивацию для углубленного изучения особенностей эксплуатации бронетранспортера БТР-80. Планируется, что результаты их дипломной работы будут включены в учебное пособие, в котором рассматриваются особенности эксплуатации БТР-80 в войсковых частях и подразделениях ВДВ и морской пехоты.

Краткие выводы

В военном вузе в настоящее время по ряду причин производить обучение курсантов согласно индивидуальному плану весьма проблематично. Но этот вопрос в современное быстро изменяющееся время, особенно при освоении новых образцов техники, может стать крайне актуальным. Кафедра эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) делает определенные наработки в направлении индивидуализации обучения. Если современные реалии сделают необходимым интенсифицировать процесс обучения курсантов согласно индивидуальных планов, то эта задача будет, безусловно, решена. Дорогу осилит только идущий.

Http://technology.snauka.ru/2013/02/1632

  • Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР-80 при неисправностях системы электростартерного пуска. // Современная техника и технологии. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1683
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Последние материалы раздела:

    Теплый салат со свининой по-корейски
    Теплый салат со свининой по-корейски

    Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

    Салат с морковкой по корейски и свининой
    Салат с морковкой по корейски и свининой

    Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

    Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...