Католицизм христианская религия. Кто такие католики Происхождение и значение термина католический

Является самым крупным направлением в .

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения "католицизм"

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора ( признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций , подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — .

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioque - и от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский.

Хотя эта взаимная была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне.

Какие религиозные разногласия могли привести к столь печальному событию, как разделение церкви

Католическая церковь, в отличие от , признает догмат о непогрешимости своего верховного пастыря – Папы римского. Католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (что отрицают ). Кроме того, во время Таинства Причастия мирян вместо дрожжевого хлеба – просфоры и красного вина, католические священники используют маленькие плоские лепешечки из пресного теста - «облатки», или «гости». При Таинстве Крещения католики обливают человека освященной водой, а не погружают его с головой в воду как православные.

Католическая церковь признает существование «чистилища» - места между раем и адом, православная же церковь отрицает чистилище. Католики, в отличие от православных, верят в посмертное телесное вознесение Девы Марии. Наконец, католики крестятся «левым крестом», то есть сначала прикладывают пальцы к левому плечу, а потом к правому. Богослужение у католиков происходит на латинском языке. Также в католических храмах допускается наличие скульптур (кроме икон) и сидений.

В каких странах большинство верующих – католики? Очень много католиков в таких европейских странах, как Испания, Италия, Португалия, Польша, Франция, Ирландия, Литва, Чехия, Венгрия. Большинство верующих в государствах Латинской Америки также являются приверженцами католицизма. Из азиатских стран больше всего католиков на Филиппинах.

греч. katholikos – вселенский) – направление в христианстве, возникшее в результате раскола христианской церкви в ХI в. на западное (католицизм) и восточное (православие). Догматические особенности католицизма: признание исхождения святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и др. Центр католицизма – Ватикан, откуда папа римский и римская курия осуществляют правление всеми католиками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАТОЛИЦИЗМ

католическая церковь, - одно из христ. вероисповеданий, наряду с православием и протестантизмом. К. как христ. вероучение и католич. церковь как орг-ция окончательно определились после разделения общехрист. церкви на западную и восточную (1054). И зап., и вост. церкви оставили за собой название католических, т. е. вселенских церквей (рим.-католич. на З. и вост.-кафолическая - на В.; различие лишь в произношении греч. слова katolikos - всеобщий, вселенский). Осн. положения, отличающие К. от православия и католич. церковь от православной, начали складываться задолго до разделения церквей, развиваясь постепенно в течение долгого времени. Они нашли свое выражение в догматах, обрядах, в организации и дисциплинарных правилах духовенства и в канонах. Сущность этих положений стоит в прямой зависимости от особенностей развития католич. церкви и той прежде всего политич. роли, к-рую она играла в ср. века. Судьба церкви на З. и на В. Европы, в связи с различием экономич. и политич. развития зап. и вост. частей Рим. империи (особенно после ее разделения в 395), была различна, и это различие обусловило на З. особую роль К. и папы как главы католич. церкви. Будучи служебным для господств. класса учреждением, церковь - орг-ция духовно управляемых и управляющих - должна была находиться на службе у гос-ва как органа господств. класса. Таково и было положение вост.-рим., позже византийской церкви с ее сильной императорской властью. Иным было положение церкви на З. Используя противоречия между ранними "варварскими" гос-вами, образовавшимися после падения Зап.-рим. империи, рим. епископы присвоили себе такие политич. функции, к-рые скоро превратили их в самостоят. государей и дали им возможность выступить с претензиями на высший авторитет в делах всей христ. церкви и всего христ. мира. Эти претензии и стремление подчинить себе вост. патриархов и были осн. причиной разделения церквей, а те особенности, к-рые сложились в К., являются следствием притязаний папства. Осн. отличия К. от православия сводятся к следующему. Признавая, как и православная церковь, источником религ. истины и свящ. писание (т. е. совокупность религ. соч., признанных христ. церковью "богодуховенными", каноническими), и свящ. предание, К., однако, считает свящ. предание источником "более обильным"; он подводит под понятие свящ. предания не только учение древней церкви, полученное якобы непосредственно от Христа и его апостолов и нашедшее свое окончат. выражение в постановлениях Вселенских соборов (первых 7), но и практику и постановления поместных соборов и папские распоряжения. Так, К. принимает догматич. новшество, принятое зап. местными соборами - учение об "нисхождении святого духа не только от бога-отца, но и от сына" (filioque). С этим дополнением К. признает "символ веры", выработанный на Никейском соборе (325) и переработанный, по церковной традиции, на Константинопольском соборе (381) (с 7-го Вселенского собора (787) объеди- ненный никео-константинопольский или никео-царьградский символ веры), однако предпочитает ему "апостольский" символ, возникший, по-видимому, в 6 в. и положенный в дальнейшем в основу т. н. "рим. катехизиса". В отличие от православия, К. считает каноническими все произв., включенные в состав Библии. По постановлению Тридентского собора 1545-63, всякий несогласный с этим положением К. подвергается анафеме. К. со времени папы Иннокентия III (1198-1216) не признает за мирянами права самостоят. (без помощи священника) чтения Библии, чтобы не возбуждать в простых людях духа критики. К. признает и проповедует совершенно невероятное учение о "сокровищнице преизбыточествующей благодати". По учению К., благочестивый человек должен выполнять заповеди (praecepta), но сверх этого для достижения высшей ступени совершенства он может выполнять и евангельские советы (consilia) о совершенной жизни. Такое поведение К. называет сверхдолжным, и поскольку бог якобы не оставляет его без вознаграждения, то этот излишек добрых дел зачисляется в заслугу другим людям-грешникам. Создается т. о. сокровищница дополнит. добрых дел, осн. вкладом в к-рую являются якобы деяния Христа, апостолов, богоматери и святых. Папа имеет право распоряжаться этим "запасом" добрых дел и "благодати" и за счет него отпускать грехи, даруя грешникам прощение. Это грубо механистич. и противоречащее элементарным требованиям моральной ответственности человека представление о сопоставлении грехов и добрых дел послужило основанием для чрезвычайно выгодной К. торговли (с 12 в.) индульгенциями, к-рая не раз вызывала возмущение верующих и впоследствии послужила последним толчком к реформац. движениям. Отсюда же развилось учение К. о чистилище (промежуточной инстанции между адом и раем), в к-ром якобы находятся души умерших, впредь до окончат. решения их потусторонней судьбы; причем молитвы живых будто бы могут если не помочь умершим попасть в рай, то, во всяком случае, смягчить их участь, а папа и др. священники имеют право сокращать время пребывания в чистилище. Это последнее положение было окончательно признано Тридентским собором и сформулировано в т. н. "рим. катехизисе". Учение о чистилище сделалось важным источником доходов церкви и клира. К. создал настоящий культ богоматери, одно из проявлений к-рого - учение о "непорочном зачатии" (conceptio immaculate) "девы Марии", возведенное в степень догмата буллой (Innefabilis) папы Пия IX в 1854 (окончательно утверждена на 1-м Ватиканском соборе в 1869-70). Распространению этого культа и учения больше всего способствовали иезуиты, наиболее ловкие и бесцеремонные пропагандисты папской власти. К. придерживается формулированного еще Дунсом Скотом и принятого Тридентским собором учения о действенности таинств из действия самого таинства (ex opere operato), т. е. если совершающий таинство совершает его так, как установлено церковью, и правильно произносит совершительную формулу, а принимающий таинство не оказывает препятствия его действию, то "благодать" якобы сообщается приемлющему таинство, подобно действию лекарства, даже если он и не имеет веры. Одновременно с этим К. считает еретическим существующее со времени донатистов и пелагиан учение о том, что "...действенность таинства зависит от моральной чистоты преподающего таинство". Это учение, требующее нравств. чистоты священнослужителей, неприемлемо для католич. духовенства, ведшего жизнь, далекую не только от евангельского совершенства, но и порицаемую с точки зрения морали вообще. К. знает нек-рые особенности в принятии таинств верующими; так, миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением детей, а в "лета разумные" (не раньше 8 лет) и обязательно епископом. В таинстве причастия мирянам дается только хлеб (опресноки, облатки); под обоими видами (т. е. хлеб и вино) причащаются только священники. Это правило, возникшее в 13 в., утверждено Констанцским собором 1414-18 и окончательно признано только Тридентским. Против него протестовал Ян Гус, видевший в этом возвышение клира над простыми мирянами и лишение народа "благодати". Дети в К. с 12 в. не получают причастия до конфирмации. Брак, по правилам К., нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии. Запрещение священникам вступать в брак существовало в К. издавна, но окончательно признано на поместном (Латеранском) соборе 1059. Духовенство в К., получающее, по учению церкви, в таинстве священства особую "благодать", дающую ему власть отпускать или не отпускать грехи, составляет особую замкнутую группу, резко отделяющуюся в церковном отношении от остальных мирян. Практически участие в церк. жизни принадлежит только иерархии; народ обязан лишь повиноваться, не имея права рассуждать о предметах церк. учения и принимать участие в делах католич. церкви. Через все степени католич. иерархии проходит строгая субординация. К. не допускает выхода из духовного звания; "недостойный" священник может быть лишен права совершать богослужение, но этим он не лишается своей "ординации", т. е. сохраняет "благодать" священства до конца жизни. Особенно важное значение в К. имеет монашество. Монахи в К. - не отшельники, живущие созерцат. жизнью и молитвой; они несут также и церк.-обществ. обязанности. Так как монастыри в католич. церкви изъяты из ведения местных епископов и подчинены непосредственно генералу монаш. ордена, обычно проживающему в Риме, то монахи в К. составляют фактически "духовное воинство" папства, служащее ему во всех сферах обществ. и гос. жизни. Резкое обособление от мирян иерархии К. находит свое наивысшее выражение в исключит. положении главы этой иерархии - папы римского. По учению К., папа - видимый глава церкви, наместник мифич. апостола Петра, имеющий абсолютные права освобождать верующего от грехов (пускать или не пускать душу верующего в рай - т. н. власть ключей). При Иннокентии III (1198-1216) утвердилось учение о папе как наместнике самого Христа и бога (vice deus), развитое схоластич. богословием в ср. века, по к-рому власть папы выше власти Вселенских соборов; папа сосредоточивает в своих руках всю полноту церк. власти и своими декреталиями может не только определять всю внеш. жизнь церкви, но и устанавливать новые догматы. По толкованию нек-рых теологов, папе нужно верить даже тогда, когда он толкует священное писание вопреки его прямому смыслу. Практически подобные теории нашли свое выражение в положении о папской непогрешимости, высказанном впервые Григорием VII (1073-85) и развивавшемся далее, по учению К., как "историч. идея". В 1869-70 на Ватиканском соборе это положение, хотя и с нек-рыми ограничениями, было возведено в догмат; согласно ему, папа непогрешим лишь как верховный первосвященник, в своем личном сознании он может погрешить в вопросах веры, может быть даже неверующим, порочным; но папские определения ex cathedra ("с кафедры", т. е. когда он выступает как выразитель учения К.) вследствие участия в них якобы самого святого духа непогрешимы даже без одобрения епископата. Папу окружает римская курия - гл. церк. учреждение, состоящее из чиновников с разнообразными обязанностями. Высшее центр. управление осуществляет коллегия кардиналов, полное собрание к-рых составляет консисторию. В случае смерти папы экстренное собрание консистории объявляется конклавом, избирающим нового папу. Кардиналы возглавляют конгрегации и др. учреждения и орг-ции в Ватикане. Из среды кардиналов и др. высших сановников церкви (прелатов) выделяются лица с чрезвычайными или постоянными полномочиями от папы, действующие вне Рима, - "апостолические викарии", легаты и нунции. Папа один вправе учреждать новые епархии и назначать епископов, к-рых он единолично посвящает. Только он имеет право судить и наказывать их. Вследствие столь широких прав папства в католич. церкви были фактически упразднены центр. и местные органы церк. управления; должности патриарха, митрополита, архиепископа сохранились лишь как почетные звания. К. не признает нек-рых постановлений Вселенских соборов, созванных до разделения церквей, напр. отрицает полностью постановления Константинопольских соборов, бывших при патриархе Фотии (861, 867), и, наоборот, признает собор 869-70, направл. против Фотия. 14 поместных соборов (сверх 7 соборов общехрист. церкви) К. признает вселенскими. Постановления первых 7 соборов христ. церкви излагаются в К. часто не в том виде, как в православной церкви. В К. много обычаев и второстепенных обрядов, отличающихся от обычаев и обрядов православия. Храмы строятся алтарем на З., а не на В., алтарь в храмах не отделен от остального помещения, храмы украшены скульптурными изображениями и картинами. Кроме пения, применяется инструментальная музыка (орган). Много праздников в К. установлено после разделения церквей (напр., праздники "Тела господня", "Сердца Иисуса"); нек-рые из них посвящены святым, не признаваемым на В. (Игнатию Лойоле, Франциску, Доминику и даже Торквемаде, гнуснейшему представителю исп. инквизиции). Однако наиболее существ. особенностью К. является то, что с самого начала глава рим. церкви в силу ист. условий превратился в светского государя, к-рый, используя свой авторитет, а также зем. владения и др. материальные ресурсы, выступил с претензией на верховную власть во всей христ. церкви и в христ. гос-вах. Не располагая, однако, достаточными средствами для осуществления таких целей и владея в течение всего своего существования лишь одним из мелких гос-в Европы, папство усвоило все пороки местных тиранов, вынужденных вести политику мелких интриг, вероломства, клятвопреступлений, подавления инакомыслящих и уничтожения еретиков. Собственно папское гос-во создалось стараниями франкских королей, освободивших пап от зависимости их от лангобардов и передавших им в дар терр. Равенского экзархата, Рим и Пентаполис с 12 городами (756), чем было положено начало светскому гос-ву пап. Роль католич. церкви была особенно сильна в период феод. раздробленности, когда церковь выступала своеобразным носителем единства. "Это теологическое единство было не только идейным. Оно действительно существовало и не только в лице папы, монархического средоточия этого единства, но прежде всего в лице церкви, организованной на феодальных и иерархических началах. Владея в каждой стране приблизительно третьей частью всех земель, церковь обладала внутри феодальной организации огромным могуществом. Церковь с ее феодальным землевладением являлась реальной связью между различными странами; своей феодальной организацией церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах. Духовенство было к тому же единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). К. как вероучение стал при феодализме идеологией господств. класса и чрезвычайно действенным средством идеологич. воздействия на крестьянство - осн. производит. класс феод. общества. Господств. класс чрезвычайно высоко ценил идеологич. функцию К. и, укрепляя материальные основы существования католич. церкви, увеличивал ее зем. владения. Церковь в феод. обществе сделалась крупнейшим землевладельцем, а клирики составляли часть господствующего класса; высшие духовные лица (прелаты) рекрутировались обычно из высших слоев феодалов, а все духовенство в целом составило привилегированное (1-е) сословие в создававшихся в 12-15 вв. сословно- представительных монархиях. Клюнийское движение 10-11 вв., цистерцианское - 12 в., основание монастырей, зависимых, как правило, непосредственно от папы, были направлены к утверждению церк. авторитета папства, к-рое стремилось овладеть миром не только в духовном смысле, но и в политич. отношении. Крупнейшими представителями теократич. течения были Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216). Еще на Латеранском соборе (1059) клюнийский монах Гильдебранд, будущий папа Григорий VII, добился принятия правил о запрещении брака клириков (целибат) не столько для того, чтобы освободить их от забот о семье, сколько для того, чтобы предупредить возможность оскудения церкви от передачи церк. имущества наследникам. Он же добился от собора установления нового порядка избрания пап коллегией кардиналов без вмешательства светской власти, тем самым утверждая верховенство духовной власти над светской. Иннокентий III считал, что императоры и короли - вассалы папы и получают от него свою власть. Папы властно вмешивались в политику. Вассальную зависимость от папы признали короли Арагона и Португалии, царь Болгарии, англ. король Иоанн Безземельный. Однако в то время, когда, казалось, католич. церковь была на вершине своего могущества, появились первые признаки ее ослабления, приведшие в дальнейшем к реформац. движению. С развитием городов и торговли, с усложнением социальных противоречий в городе и деревне обострялась клас. борьба, множились ереси, ибо при засилье церкви, являвшейся наивысшим обобщением и санкцией феод. строя, всякий протест против феодализма приобретал характер неправильного (еретического), с т. зр. церкви, учения (см. Ереси). Увлеченная борьбой за власть, церковь превращалась в светское учреждение, "обмирщалась", переставая отличаться от господств. класса и т. о. теряя важнейшее условие действенности своего влияния на массы - быть "царством не. от мира сего". Величайший в истории скрытый обман трудовых масс превращался в открытое лицемерие, против к-рого не только вспыхивало негодование революционно настроенного класса порабощенных, но и возникал протест наиболее искренних людей среди духовенства и самого господств. класса. Церковь отвечала на это созданием "нищенствующих" монаш. орденов (францисканцы, доминиканцы, и др.), свирепым преследованием еретиков, их сожжением по приговорам инквизиции (созд. в 13 в.). Церковь начала систематически преследовать наряду с еретиками и, часто нарочито соединяя с ними, знахарей, колдунов и "ведьм". Едва ли можно сомневаться, что осн. причиной преследований всего этого "темного люда" был страх ср.-век. поповщины потерять свое влияние на массы. "Нищенствующие" инквизиторы, осн. задачей к-рых было проникновение в нар. массы, отождествляли еретиков и знахарей, обвиняли еретиков в сношениях с нечистой силой, а колдунов и "ведьм" в том, что, отрекшись от Христа, они стали еретиками. "Ученые" мракобесы писали целые исследования по ведовству (напр., "Молот ведьм" Шпренгера и Инститориса); несчастных людей, особенно женщин, под пытками заставляли сознаваться в "преступлениях", к-рых они никогда не совершали. Эта мрачная изуверская практика присуща церковникам всех вероисповеданий и вер; но в таком масштабе, в каком она осуществлялась католич. поповщиной 13-15 вв., она была неизвестна ни до этого времени, ни после. С возникновением централизов. гос-ва (с его усовершенствованными методами принуждения) католич. церковь как орудие порабощения эксплуатируемых масс становилась менее нужной господств. классу. Ее "монархич. центр"- папство - находился вне воздействия укреплявшейся нац. королев. власти. В интересах господств. класса церковь должна была быть введена в известные границы и строго ограничиться свойственной ей функцией: молиться за грешный мир и убеждать трудящихся повиноваться своим господам. Началась борьба светской власти с церковью, борьба за размежевание сил и средств. В этой борьбе господств. класс стремился, с одной стороны, лишить католич. церковь ее материальной силы и в конечном счете завладеть полностью или частично огромными зем. богатствами церкви, с другой стороны, подорвать моральный авторитет духовенства и его главы - рим. папы. Идеологич. средствами этой борьбы были шедшие от бюргерства и поддерживаемые иногда самой феод. аристократией учения о бедной церкви (Уиклиф, Лолларды, Арнольд Брешианский), к-рая, будучи основана "сыном плотника" (Иисусом Христом) и распространяема простыми рыбаками (апостолами), не имела и не должна иметь имущества и богатства. "Обмирщение" церкви, праздная и развратная жизнь клириков, погрязших во всех пороках "мирской" жизни, вызывали критику, требование реформы католич. церкви, испорченной "во главе и в членах", т. е. начиная с папы и кончая простым клириком. Стремление ослабить авторитет папства нашло свое выражение в учениях о том, что папа не имеет права вмешиваться в сферу распоряжений светской власти и его власть ограничивается только вероучением (франц. легисты, Дюбуа, Жан де Жанден, Марсилий Падуанский, Оккам), что не папа, а собор является главой церкви (соборное движение 15 в.). Это были учения, оппозиционные церкви, и исходили они гл. обр. со стороны господств. класса. Оппозиция к папской власти затронула также и ряды самого духовенства. По мере того как создавались централиз. феод. гос-ва, поддерживавшие в интересах феодалов местное духовенство, последнее стало отстаивать интересы этих гос-в и свои местные интересы против ненасытных материальных требований папства. Так возникло движение за особые привилегии духовенства отд. гос-в (галликанство, англиканская церковь и раннереформац. церкви). Критика К. и оппозиция к нему приняли особенно резкий характер с зарождением нового класса, знаменовавшего своей деятельностью переход от феодализма к капитализму. Усиление бюргерства, постепенно перераставшего в буржуазию, сопровождалось в идеологич. сфере развитием науч. мировоззрения, к-рое не могло мириться с принципиальной неразумностью осн. догматов христианства. Со стороны нарождавшейся буржуазии усиливалась и критика феод. церкви за ее богатства и "расточительство"; идея "бедной церкви" фактически превращалась в идею "дешевой" церкви, каковой она и должна быть по мнению буржуазии, стремящейся превратить всякое богатство в капитал. Крайний консерватизм и реакционность К., не желавшего считаться с требованиями времени, привели к отпадению от католической церкви значит. части европ. общества, требовавшего приспособления вероучения и организации церкви к новым условиям (см. Реформация). Зарождавшийся новый обществ. класс и новая система эксплуатации нуждались в освящении нового порядка церковью и в религ. санкции этого порядка, но для этого старая церковь оказалась непригодной и были созданы новые формы идеологич. воздействия на трудовые массы и новые церк. организации (протестантизм). На первых порах К. пытался возвратить утрач. роль мерами насилия. Была усилена деятельность инквизиции. В целях цензуры над умами, для того чтобы воспрепятствовать развитию науч. мировоззрения, был введен перечень книг, не дозволенных к чтению верующими (индекс запрещенных книг), усилено преследование представителей науки (Коперник, Галилей, Дж. Бруно). В лице ордена иезуитов католич. церковь получила орг-цию, готовую идти для торжества К. и ликвидации протестантизма на все меры, как дозволенные с т. зр. общепринятой морали, так и не дозволенные. Церковь допустила даже частичную конфискацию своих земельных богатств в нек-рых гос-вах, оставшихся верными К., и, наконец, на Тридентском соборе как будто добилась с помощью иезуитов торжества своих принципиальных положений как в сфере вероучения, так и организации, в т. ч. и примата власти папы над собором (см. Контрреформация). Но это была пиррова победа. Часть стран Европы, приняв реформацию, окончательно отошла от Рима, в самих католич. странах, в связи с усилением королев. власти и переходом большинства этих стран к абсолютизму, росли ограничения католич. церкви в пользу королев. власти, среди католич. духовенства появлялась склонность к принятию таких положений, к-рые приближали нац. церкви к политич. положениям протестантизма (янсенизм, иозефинизм и т. д.), так что в конце концов само папство должно было пойти на уступки (закрытие ордена иезуитов (1773), ликвидация инквизиции в большинстве стран Зап. Европы в 18 в.). Буржуазия, ставившая по мере своего усиления вопрос о захвате политич. власти, решительно выступала против К. как феод. идеологии и усваивала либо крайние течения в протестантизме (пуритане в англ. революции 17 в.), наиболее приспособленные к оправданию капиталистич. накопления, либо деизм, отрицавший непосредств. вмешательство бога в земные дела (раннее Просвещение 17 в.), либо вовсе склонялась к атеизму (франц. Просвещение 18 в.). Протестантизм в его разнообразных формах был и остается "буржуазным" вариантом христианства. Однако это не означает, что католич. церковь утратила всякое значение в бурж. обществе. Напротив, она превратилась в грандиозную капиталистич. организацию, принимающую самое деятельное участие в финанс. и пром. предприятиях капитализма и утверждающую свою служебную для капитализма роль освящением частной собственности и частного предпринимательства. Церковь старается рядом мероприятий вернуть себе расшатанную реформац. движениями власть над душами всех христиан и политич. влияние в католич. гос-вах. С того времени, как буржуазия после 1848 в страхе перед растущей мощью пролетариата стала реакц. силой, она начала поддерживать К., видя в нем более эффективное орудие обработки масс, чем "излишне рационалистический" и менее воздействующий на чувства протестантизм. Этим объясняется и т. н. "Католическое возрождение", о к-ром много говорят католики, и распространение К. в таких протестантских странах, как Канада и США, где организации католич. церкви, католич. школы вплоть до ун-тов поддерживаются в значит. мере вкладами и пожертвованиями со стороны протестантской буржуазии. Католич. церковь стремится упрочить свое положение в обществе (гл. обр. в среде мелкой буржуазии, а также в отсталой части рабочего класса) путем пропаганды К. при помощи светских католич. орг-ций, построенных по принципу монашеских "третьих" орденов (т. е. орг-ций верующих, примыкающих к монашеским орденам, особенно к иезуитам), но не оставляющих семьи и своей профессиональной деятельности ("Католическое действие", Шенштаттское движение). Благодаря таким орг-циям (крупнейшие: Всемирный союз женских католич. орг-ций, Всемирная федерация женской католич. молодежи и др.) католич. церковь проникает во все экономич., адм., гос. и политич. органы и старается оказывать на них влияние (см. Клерикализм). К числу таких средств относится также и "социальная политика" папства, направл. на защиту частной собственности, клас. деления общества и клас. неравенства, на смягчение, а в идеале и на прекращение клас. борьбы пролетариата против капиталистов. Неофициально эта политика проводилась всегда, начиная со времени утверждения капитализма; официально она провозглашена во 2-й пои. 19 в., когда на пороге империализма клас. борьба стала приобретать формы и размеры, особенно грозные для буржуазии. Начало ей положил папа Лев XIII в энциклике "Rerum novarum" в 1891, в к-рой он писал, что если рабочие выражают недовольство своей участью, то этим они грешат против воли божьей, потому что сам "бог создал мир так, чтобы одни были рабочими, а другие фабрикантами и капиталистами". Ватикан всячески старается воздействовать на рабочих, расколоть рабочее движение и примирить рабочих и работодателей. При Льве XIII возникло т. н. христианско-демократич. движение, к-рое оформилось в клерикальные партии (см. Католические партии), ставшие серьезным орудием борьбы против рабочих партий. В кон. 19 в. схоластич. философия Фомы Аквинского (13 в.) была объявлена философской основой К. (неотомизм) и служила орудием идейной борьбы против марксизма и коммунизма. Курс, взятый Львом XIII на союз с империалистич. буржуазией, продолжали и его преемники. Католич. церковь предоставляла свои капиталы для ведения империалистич. войн, грабежа колоний; католич. миссии (наряду с протестантскими) в странах Азии и Африки своей религ., благотворит. и культурной деятельностью активно помогали колонизаторам (см. Миссионерство). Католич. церковь враждебно встретила Окт. революцию и Сов. власть в России, а в годы гражд. войны сотрудничала с интервентами и белогвардейцами. Папство призывало не признавать Сов. России (обращение Пия XI в 1922 к Генуэзской конференции), в 1930 оно провозгласило крестовый поход против СССР, вылившийся в междунар. антисов. кампанию. Ватикан и католич. иерархи сделались союзниками фашизма. В 1922 они помогли Муссолини захватить власть. Ватикан был первым гос-вом, заключившим соглашение с пр-вом Гитлера. Он принимал непосредств. участие в заговоре фашистов против Исп. республики (1936-39). В годы 2-й мировой войны папство и католич. иерархи активно сотрудничали с Гитлером. Связь с капиталистич. миром и вражда к коммунизму и социализму определили послевоен. курс католич. церкви, ее ориентацию на реакц. круги США и Зап. Германии. Этот курс особенно настойчиво проводил Пий XII. Непосредств. влияние на политич. жизнь во многих гос-вах Европы и Лат. Америки Ватикан и католич. иерархи начали оказывать через католич. партии, ставшие после войны в нек-рых гос-вах Европы правящими. Папство, вопреки желаниям народов, не поддержало борьбы СССР и др. миролюбивых стран за мирное сосуществование гос-в с различными социальными системами, за полное и всеобщее разоружение, за уничтожение атомного оружия. Тесная связь с миром эксплуатации, с откровенно проимпериалистич. политикой, вражда к социализму и коммунизму вызывают протест не только в среде людей, не связанных с церковью, но и в массах верующих, ведут к отходу трудящихся от религии, к потере влияния церкви в массах. Оппозицию среди верующих и духовенства вызывает и упорное стремление папства сохранить все положения Тридентского собора и новые догматы, провозглашенные на 1-м Ватиканском соборе. Еще в кон. 19 в., после 1-го Ватиканского собора, в К. образовалось движение старокатоличества, к-рое не признает верховной власти папы, догмата о его непогрешимости, о "непорочном зачатии" "девы Марии", не считает обязательным безбрачие духовенства, отрицает почитание икон и реликвий и ведет богослужение на местном, а не на лат. языке. В кон. 19 в. зародилось и движение "модернизма", к-рое требует более гибкой политики папства в вопросах догматики и организации, в отношении к христианам-некатоликам, приспособления этой политики к науч. достижениям. В последнее время сторонники модернизма выступили с призывом объединить всех христиан в "единой апостольской церкви", призыв, свидетельствующий о том, что буржуазия в страхе перед растущими победами социализма готова отложить всякие внутр. споры и объединить свои усилия в борьбе с безбожным коммунизмом. В настоящее время в самой церкви все громче раздаются голоса, призывающие ради "спасения" церкви к изменению политики папства. Выразителем этих новых веяний выступил папа Иоанн XXIII, призвавший в своей энциклике "Pacem in terris" (10 апр. 1963) к миру на земле и высказавшийся за политику мирного сосуществования гос-в с различными социальными системами. Для укрепления пошатнувшихся позиций католич. церкви, для совершенствования методов ее влияния на массы был созван 2-й Ватиканский собор (1-я сессия 11 окт. - 8 дек. 1962, 2-я - 29 сент. - 4 дек. 1963, 3-я - 14 сент. - 21 ноября 1964). Собором поставлена важная задача - приспособление католич. церкви к совр. эпохе как в вопросах культа, вероучения и организации, так и в вопросах междунар. политики церкви (пересмотр откровенно проимпериалистич. политики, к-рая может привести к отходу от К. верующих) и ее отношения с некатолич. и нехрист. церквами. На 1-й сессии собора имели место трезвые высказывания за предотвращение воен. конфликтов, запрещение термоядерного оружия, за разумные переговоры. Сменивший Иоанна XXIII Павел VI поддержал Московский договор о частичном запрещении испытаний термоядерного оружия. Новые веяния в Ватикане встречают, однако, резкое сопротивление правого крыла (Оттавиани, Руффини), к-рое пытается повернуть церковь на старый путь. О глубоких расхождениях свидетельствует то, что собору, по существу, удалось прийти пока к решению лишь нек-рых менее существ. вопросов (об изменении в порядке богослужения - разрешение вести службу на местных языках, отказ от ср.-век. латыни, применение средств массовой обществ. связи (радио, телевидение, кино и др.), к-рые собор призвал шире использовать для религ. целей). Лит.: Рамм Б. Я., Совр. Ватикан, М., 1956; Лаврецкий И. Р., Ватикан, М., 1957; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. M., Папство, М., 1959; его же, Папство в период от первого до второго Ватиканского собора (1870-1962), ВИРА, т. 11, М., 1963; его же, Современный клерикализм, М., 1964; Tyrrell G., Christianity at the Cross Roads, L., 1909; Harnack A., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 4 Aufl., n. 1-3, T?bingen, 1909-10; Mirbt C., Quellen zur Geschichte des Papsttums und des r?mischen Katholizismus, 3 Aufl., T?bingen, 1911; McCabe Jos., Crisis in the history of the papacy, N. Y., 1916; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, T?bingen, 1919; H?gel Fr., Essays and addresses on the philosophy of religion, N. Y., 1921; Heiler Fr., Der Katholizismus, M?nch., 1923; Winter E., Der Josefinismus, В., 1962; Mohr H., Das katholische Apostolat, В., 1962. С. Д. Сказкин. Москва.

В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах - коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию - это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.

Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии - тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Индульгенции

В католичестве индульгенция - это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа не поддержал проведения такой реформы.

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган - Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия - один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники - люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.

1) Католицизм - - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

2) Католицизм - (греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

3) Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

4) Католицизм - - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

5) Католицизм - еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

6) Католицизм - (от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Католицизм

Одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, латиноамериканских государствах. Окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. В отличие от протестантов, католики считают источником вероучения не только священное писание, Библию, но и священное предание, которое в католицизме, а отличие от православия, включает а себя и постановления Вселенских соборов и суждения пап. Особенностью К. является также экзальтированное почитание Богоматери, признание догматов о непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве - догмат о чистилище. К. присуще театрализованный культ, почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. осуществлялось только на латинском языке, лишь II Ватиканский собор 1962- 1965 гг. разрешил службу на национальных языках. Официальной философской доктриной К. является учение Фомы Аквинского, приспособленного к современным условиям. По церковной статистике в мире к началу 90-х гг, XX в. насчитывается до одного миллиарда католиков.

(греч. katholikos - всеобщий, вселенский) - одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в.

одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

Одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия. На Западе происходило усиление феодальной раздробленности, образование национальных государств, ускоренное развитие политических, экономических, социальных процессов феодального общества. Чтобы сохранить свое господствующее влияние в обществе Христианская церковь за Западе проявила гибкость, приспособляемость к новым, быстро меняющимся условиям. Претерпела изменения догматическая, культовая и организационная сторона христианства, которые и привела к церковному расколу 1054 г. Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - папа римский) и о непогрешимости папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции. Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. Современный католицизм располагает огромной армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными и прочими организациями. Для своих целей католицизм широко использует прессу, кино, радио, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д.

еретическое направление в христианстве, исказившее православное вероучение. Отпав от истинного христианства (Православия) в 1054, католики заняли в отношении него крайне враждебную позицию. Ложность учения католицизма выражается в его следующих отличиях от Православия: Догматическое отличие: во-первых, вопреки постановлениям II Вселенского Собора (Константинопольского, 381) и III Вселенского Собора (Ефесского, 431, Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына ("филиокве"); во-вторых, в XIX в. к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною ("дэ иммакулата концепционэ"); в-третьих, в 1870 был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения ("экс катэдра"); в-четвертых, в 1950 был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия. Церковноорганизационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа - и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась вселенским и поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия. Обрядовые отличия суть следующие: Православие не признает богослужения на латинском языке и григорианский календарь, согласно которому католики нередко празднуют Пасху вместе с иудеями; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян "причащение" одними "освященными облатками"; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое "приседание"; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия. Миссионерские отличия суть следующие: Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции: истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи ("благотворительность"); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия. Политические отличия таковы: Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русскоправославное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа Митрополита и Патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка - были явлениями нездоровыми. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и личносуггестивной). Нравственное отличие таково: Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм - к слепопокорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о "предписанном", "запрещенном", "позволенном", "простительном" и "непростительном". Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания. И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда. И.А. Ильин

(от греческого katholikos -всеобщий, вселенский), одно из основных наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. К. оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054. Признает основные христианские догматы и обряды. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности К. (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа "и от Сына" - т. н. филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марин н ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат (безбрачие духовенства всех ступеней). Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. Во 2-й половине 9 в. К. проник в славянские земли. На Руси католические миссионеры появились при князе Владимире I Святославиче. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. В 14-17 вв. в Русском государстве католиков практически не было, за исключением иностранцев. Заселенные католиками земли вошли в состав России в 1721-95: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша. В 1847 был заключен конкордат с Ватиканом, по условиям которого папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел, папские послания и распоряжения не имели силы без разрешения императора). Папская нунциатура существовала в России вплоть до 1917. Дипломатические отношения с Ватиканом восстановлены в 1990. Руководящие структуры Римско-католической церкви России возрождены в 1991.

Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea ...

Код нашей кнопки.



Последние материалы раздела:

Программа для учета спецодежды и планирования потребности
Программа для учета спецодежды и планирования потребности

Ежегодно Министерство труда и социальной защиты РФ проводит около 136 тысяч проверок на предмет соблюдения работодателями правил техники...

Кто такие католики Происхождение и значение термина католический
Кто такие католики Происхождение и значение термина католический

Является самым крупным направлением в . Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия,...

Фараон Рамзес III погиб от кинжала жены и сына, выяснили ученые Заговоры против Рамсеса III
Фараон Рамзес III погиб от кинжала жены и сына, выяснили ученые Заговоры против Рамсеса III

Грандиозные триумфальные рельефы храма Мединет-Абу упоминают три важные даты, связанные с военными кампаниями Рамсеса III: 5-й, 8-й и 11-й годы...