Мажоритарная система предполагает. Мажоритарная избирательная система и ее признаки

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) система – одна из разновидностей , применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Виды мажоритарной системы

Существуют три вида мажоритарной системы.

  1. Абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос.
  2. Относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех набранных голосов.
  3. Квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Во многих странах, в том числе и в России, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей, пришедших и проголосовавших .

Достоинства мажоритарной избирательной системы

  1. Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
  2. Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
  3. Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.
  4. Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по .

Недостатки мажоритарной избирательной системы

  1. Представители органа власти, сформированного на основе мажоритарной системы, могут иметь кардинально противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений.
  2. Приоритетом каждого депутата, избранного по одномандатному мажоритарному округу, будут решения собственного округа, что также может затруднить принятие общих решений.
  3. При отсутствии реального выбора избиратели, голосуя за конкретного кандидата, голосуют не за него, а против его конкурента.
  4. Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей и/или манипуляции с образованием избирательных округов, что лишает территорию с ярко выраженной позицией преимущества по голосам. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.
  5. При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали 19% голосов (в сумме 76%), а пятый набрал 20%, против всех проголосовало 4%. Пятый кандидат будет считаться демократически избранным, хотя против него или не за него проголосовало 80% проголосовавших.

    Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге – и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.

    Такая модифицированная система относительного большинства с передаваемым голосом существует в Австралии, Ирландии, на Мальте.

  6. Еще один недостаток мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине XX века. Исследовав результаты многих выборов по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приводит к двухпартийной системе в государстве, так как шансы новых и/или небольших партий попасть в парламент или Думу очень малы. Яркий пример двухпартийной системы – парламент США. Этот эффект получил название «закон Дюверже».

Мажоритарная избирательная система в России

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

Также, можно разделить мажоритарную систему по типу округов.

  1. Мажоритарная система в едином избирательном округе.

    Так избирают высшие должностные лица. Используется абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

  2. Мажоритарная система в одномандатном избирательном округе.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется категорическое голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет один голос, а избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

  3. Мажоритарная система в многомандатных округах.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется одобрительное голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов распределяется в округе. Такую разновидность системы еще называют системой неограниченного вотума. Избранными считаются столько кандидатов, сколько мандатов в округе, и набравшие относительное большинство голосов.

Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, Франция, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, при которой избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и во много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Ранее в нашей стране это наблюдалось на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.1 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

  • 1) абсолютного большинства поданных голосов;
  • 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

Участие в выборах - долг каждого гражданина. Только многие ли из них разбираются, что, собственно, в этот момент происходит? Вот вы сможете толком объяснить своим друзьям, что такое мажоритарный округ? Чем он от иных отличается и почему так мудрено называется? Давайте попробуем разобраться. Многим это пригодится, когда в очередной раз придет пора идти на избирательный участок. Все-таки необходимо понимать, в каком процессе участвуешь, чтобы не пополнить ряды тех, кого используют «втемную».

Избирательная система

Без данного понятия не разобраться. Ведь мажоритарный округ является его частью. представляет собой законодательно закрепленный механизм процесса волеизъявления граждан. В нем все четко обозначено и расписано. Участники, процессы, механизмы закрепляются специальным законом (а иной раз и несколькими).

В том числе в документах определяется и избирательная технология. Она включает систему средств, механизм, методы организации, проведения волеизъявления. Всего таких технологий три: пропорциональная, смешанная и мажоритарная. В нашем случае используется последняя. При этом избирательный округ представляет собой своеобразную территориальную единицу выборной системы. На них делится та территория, на которой, в соответствии с законодательством, проводятся выборы. К примеру, если формируется парламент страны, то округа создают на всей ее территории и так далее.

Мажоритарная система

Преимущества и недостатки

Нужно заметить, что когда формируется избирательный округ, учитываются многие факторы. Таковыми, как правило, являются географическое положение населенных пунктов, численность населения, количество мандатов и некоторые другие. Считается, что избирательный мажоритарный округ - это именно тот элемент, который соответствует демократическим принципам. Каждый гражданин имеет возможность не только принять участие в волеизъявлении, но и «быть услышанным». Его голос обязательно повлияет на результат процесса. Кроме того, законодатель специальным актом прописывает специальные условия. Таковыми могут стать: порог явки либо система подсчета. Эти нюансы кажутся незначительными непосвященным. Однако они существенно влияют на результаты волеизъявления граждан, объединенных в избирательный мажоритарный округ. Из недостатков указывают снижение уровня участия людей при повторном голосовании. Рассмотрим подробнее.

Повторное голосование

Результат при мажоритарной системе далеко не всегда оказывается окончательным после первого тура. Закон, по которому проводится волеизъявление, определяет критерии объявления победителей. Если выясняется после подсчёта голосов, что ни один из кандидатов им не удовлетворяет, то проводятся повторные выборы. Мажоритарные округа при этом остаются теми же. Могут быть внесены изменения в список кандидатов. Возьмем тот же пример выборов сельских голов на Украине. Если ни один из кандидатов не собрал половины голосов, то те, кто вышел в «двойку» лидеров, соревнуются между собой. При этом проводится еще одно голосование.

Австралийская система

Мажоритарные выборы могут проводиться своеобразными способами. В Австралии, к примеру, законодатель нашел способ уйти от проведения повторного голосования. Там подсчет проводят по принципу абсолютного большинства. Но избирателю предоставлено право указывать дополнительные преимущества для иных кандидатов. Это удобно. В том случае, когда абсолютное большинство никто не получает с первого раза, то из списка выкидывают самого последнего, затем проводят повторный подсчет. Так действуют до тех пор, пока не определят кандидата, полностью удовлетворяющего прописанным законодательно требованиям. Получается, что даже в сложной ситуации нет необходимости привлекать для ее разрешения избирателя повторно. Каждый, так сказать, заранее высказывает все свои пожелания по поводу победителя (распределяет приоритеты). Согласитесь, эта система демократичнее той, где подсчитывают простое абсолютное большинство.

Список кандидатов по мажоритарным округам

Избирателя, естественно, интересует не сама система подсчета, а то, за кого отдавать голос. Но в данном случае необходимо все-таки иметь понятие о том законодательстве, которое определяет суть волеизъявления. В простой системе свой голос нужно отдать за одного кандидата (поставить галочку). В более сложных - еще дополнительные приоритеты указывать. Кроме того, существуют и многомандатные округа.

В них список составлен не из персонифицированных кандидатов, а из коллегиальных. Они представлены партийными списками. Все эти нюансы необходимо узнавать загодя, перед походом на участок. А в самом общем варианте кандидатов регистрирует соответствующая комиссия. Она же формирует бюллетени, в которых указаны все, кто прошел отбор, предоставил документы и так далее. Процесс не простой. Но избиратель на руки получает список-бюллетень, имея уверенность в его полном соответствии действующему законодательству.

Некоторые нюансы подсчета

Надо отметить, что законодательство постоянно совершенствуется с целью повышения уровня демократичности. Голос каждого гражданина должен быть учтен. Поэтому определяются всевозможные нюансы. К примеру, при подсчете может учитываться как количество проголосовавших, так и общее число избирателей. Еще устанавливаются пороги явки. Такое правило присутствует во многих странах в законодательных актах, регулирующих выборы президента страны. Так, плебисцит признается состоявшимся, когда в нем приняло участие более пятидесяти процентов зарегистрированных избирателей (50% плюс один голос).

Мажоритарная избирательная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом. Выделяются две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства (действует в Великобритании, хотя в настоящее время не на всех выборах, а также в США, Канаде, Индии и других странах) избранным признается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но не обязательно больше половины. В этих условиях если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. В истории такие примеры были, хотя и тогда, в конце XVIII - первой трети XIX в., кандидаты от так называемых гнилых местечек старались, как правило, заручиться поддержкой одного-двух или даже большего числа избирателей. Как известно, в Англии города, пришедшие в упадок из-за перемещения экономических центров страны в результате промышленной революции и индустриализации, продолжали пользоваться старыми привилегиями, посылая депутатов в Палату общин Парламента. Эти города получили прозвище «гнилые местечки». Количество избирателей, принимая во внимание высокий имущественный ценз, необходимый для обладания активным и пассивным избирательным правом, в «гнилых местечках» сокращалось до крайне малого числа. Фактически депутаты назначались крупными землевладельцами, сохранявшими с феодальных времен права на населенные пункты, ставшие «гнилыми местечками». К 1832 г. из 203 городов, от которых направлялись депутаты в Парламент, 115 могли быть отнесены к «гнилым местечкам». В результате парламентской реформы права городов, ставших «гнилыми местечками», по избранию депутатов были законодательно упразднены. Однако эта цель реформы 1832 г. не была достигнута в полной мере, поскольку некоторые «гнилые местечки» сохранились вплоть до следующей парламентской реформы 1867 г.

Мажоритарная система абсолютного большинства (действует во Франции и некоторых других странах, до 1993 г. применялась в России) предусматривает, что победитель на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум). Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования. В ряде стран в этом случае проводятся повторные выборы. Например, в соответствии с Законом СССР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет СССР» (ст. 59) и Законом РСФСР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет РСФСР» (ст. 56) предусматривались именно повторные выборы (а не второй тур голосования) со всей процедурой выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и т. п. в случае, «если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран». Аналогичные правила устанавливались и другими законодательными актами о выборах в

Советы всех уровней. Данная система срабатывала в нашей стране вплоть до конца 1980-х гг., пока в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат и его избрание было, фактически, предрешено. Единственным уровнем, где еще до второй половины 1980-х гг. не все кандидаты получали необходимое количество голосов, чтобы стать депутатами, был уровень сельских Советов, да и там это явление не носило массового характера. Несомненно, для выборов на альтернативной основе, в которых принимает участие довольно большое число кандидатов с самыми разнообразными программами, такая система не подходит, поскольку во многих (если не во всех) округах придется организовывать выборы неограниченное количество раз. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР показали, что в условиях свободной предвыборной агитации и большого числа кандидатов добиться получения абсолютного большинства голосов одним из них и при голосовании во второй, третий, четвертый раз можно далеко не во всех избирательных округах.

В ряде стран с этой проблемой знакомы уже давно. Поэтому с целью не допустить повторных выборов, следовательно, и дополнительных расходов во многих государствах предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов. В некоторых странах второй тур может проводиться в виде повторных выборов. Но это именно второй тур голосования, а не повторные выборы, так как никакого выдвижения и регистрации кандидатов заново не производится, конкурируют только те кандидаты (и то обычно не все), которые уже баллотировались в первом туре. Такая процедура может иметь несколько разновидностей. В частности, к перебаллотировке допускаются только такие кандидаты, которые в первом туре набрали более некоего установленного минимального уровня голосов. Например, во Франции ко второму туру допускаются лишь кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов в первом туре. В этом случае избранным признается кандидат, получивший относительное большинство голосов.

Наиболее оптимальным является использование мажоритарной системы абсолютного большинства при выборах президента или иного единоличного государственного органа, органа местного самоуправления. На практике указанная система в ряде стран действительно применяется для определения результатов президентских выборов. Как бы то ни было, мажоритарная система абсолютного большинства при выборах депутатов парламента или иного коллегиального органа представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, требующую достаточно крупных финансовых затрат. В этом плане мажоритарная система относительного большинства обходится дешевле; при ее использовании проще определить победителя. Однако в тех странах, где выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, на выборах могут победить и часто побеждают кандидаты, которых поддерживает не большинство, а гораздо менее половины избирателей. Получается, что верх одерживает воля меньшинства, а воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Впрочем, даже использование мажоритарной системы абсолютного большинства не может гарантировать того, что не «пропадает» значительная часть голосов избирателей, поскольку кандидаты, за которых меньшинство подало свои голоса, не считаются избранными. При этом меньшинство в целом по стране может исчисляться сотнями тысяч, миллионами и десятками миллионов. Например, партия А, партия Б и партия В конкурируют на выборах в трех избирательных округах по 20 тыс.

Избирателей каждый. Предположим, кандидат от партии А на выборах в первом избирательном округе получил 18 тыс. голосов, в то время как кандидат от партии Б получил на выборах 200 голосов, а кандидат от партии В - 1,8 тыс. голосов. В другом избирательном округе кандидат от партии А получил 1,8 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 10,2 тыс. голосов, кандидат от партии В - 4 тыс. голосов. В третьем избирательном округе за кандидата партии А было отдано 4 тыс. голосов, за кандидата партии Б - 10,2 тыс. голосов, за кандидата партии В - 5,8 тыс. голосов. В нашем примере партия А, собравшая 23,8 тыс. голосов, получит только одно место в представительном органе, партия Б, за кандидата которой проголосовало 20,6 тыс. избирателей, получит 4 депутатских мандата, а партия В, за кандидата которой было отдано 11,6 тыс. голосов, вообще не будет представлена в выборном органе.

В условиях мажоритарной системы относительного большинства воля избирателей может быть искажена в еще большей степени. Так, предположим, в тех же избирательных округах конкурируют три партии. В первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 100 голосов, кандидат от партии В - 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат партии А - 3,3 тыс. голосов, партии Б - 3,4 тыс. голосов, партии В - 3,3 тыс. голосов. В третьем избирательном округе кандидат партии А получил 3,4 тыс. голосов, кандидат партии Б - 3,5 тыс. голосов, кандидат партии В - 3,1 тыс. голосов. В результате этого партия А, набравшая 16,2 тыс. голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовало 7 тыс. избирателей, получит два места в представительном органе, а партия В, за кандидата которой подано 6,8 тыс. голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.

Стоит отметить, что представленные в этих примерах ситуации существуют в реальной жизни. Примеров тому немало. Во Франции (мажоритарная система абсолютного большинства) в результате выборов 1993 г. в Национальное собрание правоцентристская партийная коалиция набрала в целом по стране 39% голосов, но получила в указанной палате парламента 80% депутатских мест. В том же 1993 г. в Канаде (мажоритарная система относительного большинства) проводились общенациональные выборы в Палату Общин, в ходе которых за кандидатов Либеральной партии было подано 41,6% голосов, но она получила свыше 60% депутатских мандатов (178 из 295); кандидаты Прогрессивноконсервативной партии собрали 16% голосов, однако им досталось лишь 0,7% мест в указанной палате (два депутатских мандата), тогда как кандидаты Реформистской партии, добившись поддержки у 18% избирателей, заняли 16% депутатских мест (46 мандатов). Из вышесказанного следует, что при такой системе очень важное значение приобретает нарезка избирательных округов.

В странах с мажоритарной системой в основном создаются одномандатные (униноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат. Иногда могут образовываться и многомандатные (плюриноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. В частности, в Советском Союзе на выборах народных депутатов СССР в 1989 г. наряду с одномандатными были сформированы и многомандатные избирательные округа. Во Вьетнаме на выборах в Национальное Собрание с 1992 г. создавались многомандатные избирательные округа при сохранении мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Есть примеры образования многомандатных избирательных округов в условиях мажоритарной избирательной системы для избрания членов представительных органов местного самоуправления в некоторых российских регионах. Так, г. Переславль-Залесский Ярославской области был объявлен одним многомандатным округом, в котором избиратели должны голосовать «за число кандидатов, равное количеству депутатских мест» в городском органе местного самоуправления, а результаты выборов определялись по мажоритарной системе относительного большинства. В Москве на выборах советников районных собраний в 1997 г. также были образованы многомандатные избирательные округа, совпадающие по своим границам с границами районов, для голосования по мажоритарной избирательной системе. После принятия Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» могут измениться и правила, регулирующие выборы депутатов районных собраний. Многомандатные избирательные округа создаются и на парламентских выборах в ряде штатов США. Например, в штате Иллинойс до 1980 г. образование многомандатных избирательных округов фактически связывалось с предоставлением нескольких голосов (по количеству мандатов в каждом округе) каждому избирателю, имевшему право их аккумулировать по своему усмотрению. Так, до указанного срока избиратель в штате Иллинойс в трехмандатном избирательном округе мог действовать по своему усмотрению: он мог отдать каждый из своих трех голосов трем различным кандидатам, а мог одному кандидату отдать один голос, второму - два или все три голоса отдать одному кандидату.

Мировой практике известна также мажоритарная система квалифицированного большинства. Данная система предусматривает, что для победы на выборах кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов избирателей, превышающее абсолютное. Надо отметить, что эта система применяется довольно редко. Например, в настоящее время в Чили при выборах в Палату Депутатов Национального Конгресса кандидату для победы требуется получить поддержку 2/3 избирателей. Ранее такая избирательная система использовалась при формировании Сената Республики, когда победителем считался кандидат, за которого отдали голоса 65% избирателей. Законодатель обычно предусматривает процедуру, позволяющую все же закончить формирование коллегиального органа в случае, если не все места будут заняты. Ведь даже абсолютное большинство голосов избирателей порой бывает получить довольно трудно, о чем уже говорилось выше. Так, в Италии (в прежние годы) голоса избирателей, отданные за кандидатов в сенаторы в округах, где победитель не определился, пересчитывались, и мандаты распределялись по правилам пропорциональной системы. Однако это было возможно лишь постольку, поскольку каждый кандидат выдвигался политической партией. ....

Мажоритарная избирательная система - это один из вариантов устройства при котором выбранными кандидатами считаются получившие большинство голосов по округу, в котором они баллотировались (выдвигались). При этом большинство может быть квалифицированным, абсолютным или относительным. В соответствии с этим мажоритарная избирательная система в своих рамках выделяет три разновидности. Таким образом, квалифицированный, абсолютный или относительный тип устанавливается в зависимости от того, что требуется: получение кандидатом (или несколькими) или больше, чем другой (или несколько) кандидат, или хотя бы на один голос больше половины проголосовавших, или определенного процента голосов (как правило, более или менее существенно превышающего половину избирателей).

Несомненно, мажоритарная избирательная система обладает рядом преимуществ. Как правило, ее поддерживают относительно крупные политические образования, серьезные блоки партий, прочие объединения (политические), которые смогли договориться о совместном выдвижении единых списков.

Следует отметить, что мажоритарные выборы имеют немаловажное достоинство. В процессе избиратель знает непосредственно, за кого он отдает голос.

Как показывает практика, мажоритарная избирательная система способна обеспечить наиболее успешное образование парламентов, в котором присутствует устойчивое большинство (однопартийное, как правило) и меньшинство, состоящее из различных политических фракций. Такая структура в большей степени способствует формированию устойчивого, стабильного правительства.

Мажоритарная избирательная система достаточно широко распространена в мире. Она присутствует в России, США, Австралии, Франции, Великобритании и нескольких десятках других государств.

Несмотря на достаточно явные преимущества, указанная выборная система значительно сужает возможности политического меньшинства на парламентском уровне. Это касается не только мелких, но и средних партий. Как показывает практика, часть из них очень часто остается без представительства в парламенте, однако, вместе с этим, в совокупности они могли бы повести за собой весьма значительную часть населения страны.

Для осуществления мажоритарной выборной системы территория страны разбивается на единицы. От каждой выбирается, как правило, один (бывает и два и больше) депутат. Кандидаты выдвигаются в личном качестве, однако, допускается обозначение партии или движения, к которому они примыкают.

Депутаты после победы на одних выборах должны сохранять взаимодействие с избирателями. Таким образом, они могут обеспечить себя их поддержкой в следующих

К недостаткам мажоритарной системы следует отнести также тот факт, что голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.

Выборы в Госдуму РФ с 1993 года проходят по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.

Установлено, что половина (225) из всех депутатов Думы выдвигаются по одномандатным округам (один мандат на один округ). Для победы при этом следует набрать большее, чем у других кандидатов, количество голосов. Таким образом, применяется система мажоритарных выборов относительного большинства.

В 1993 году депутаты в Совет Федераций выдвигались по два от каждого субъекта. В этом случае также применялась мажоритарная система, но уже с двухмандатным округом.

В депутатам была дана возможность выдвигаться по смешанному типу. Во всех субъектах РФ выборы осуществляются по округам, причем в некоторых субъектах их было образовано два: по численности избирателей (обычные) и административно-территориальные (город или район).



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...