Актуальные темы по профилактике заболеваний. Актуальность проблемы сердечнососудистых заболеваний. Факторы риска. Профилактика заболеваний органов кровообращения. Противопоказания к применению фортелизина

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию такого явления в школьной среде, как травля среди подростков. В ней рассмотрен феномен школьного насилия, выделены основные его типы. В статье были выявлены актуальность и особенности проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста.

Ключевые слова: школьное насилие, буллинг, моббинг, харассмент, травля, механизмы противодействия.

Введение. Школьное насилие рассматривается в современном мире как серьезная социальная проблема. Научное описание проблемы насилия в школах над детьми имеет различные трактовки и в связи с неоднозначностью терминологии, затрудняется. Сама категория «школьное насилие» многолика и в более современных подходах включает в это понятие целый спектр поведенческих феноменов. Так, под школьным насилием понимают «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.) или любые формы принуждения в отношении ученика, учителя или группы школьников, а также руководства учебного заведения» . Потребность в практических наработках и конкретных ненасильственных технологиях образовательной сферы возрастает, что свидетельствует о высоком уровне интереса к рассматриваемой проблеме.

Различные аспекты формирования ненасильственной образовательной среды в современных условиях исследовали как зарубежные (А.Гуггенталь, Д.Ольвеус и др.), так и отечественные (Е.Н. Волкова, Н.О. Зиновьева, Т.Н. Мерцалова, В.П. Устинов, М.В. Смагина и др.) ученые. В их трудах рассматриваются такие аспекты проблемы школьного насилия, как разработка её понятийного аппарата, выделение разновидностей и форм школьного насилия, механизмы противодействия ему.

В ходе данной работы были применены такие методы научно-педагогического исследования, как: анализ психолого-педагогических работ по проблеме исследования; метод сопоставительно-сравнительного анализа, моделирование, мысленный эксперимент и диагностические (анкетирование, интерьюирование) методы. Цель исследования – оценка современной ситуации и выявление основных тенденций в состоянии проблемы насилия в отношении детей в школе.

Основная часть . И.С. Кон определил школьную травлю как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе . Агрессивное поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

В 1969 году П.-П. Хейманн впервые ввел в психолого-педагогическую литературу термин «моббинг». Данный термин был заимствован из этологии, где он обозначал групповую агрессию животных. Работы П.-П. Хейманна помогли понять механизм издевательства и выделить «моббинг» лишь как один из подвидов агрессии . В 1973 году норвежский психолог Дэн Ольвеус ввел понятие «буллинг», которое становится значимым в последующих исследовательских работах на тему школьного насилия во всем мире. Д.Ольвеус позже определил «буллинг», как длительные повторные негативные действия одного агрессора, направленные на одного человека, в то время, как моббинг является длительным негативным воздействием группы людей на жертву .

Унижения, вымогательства, оскорбления, угрозы, неприятие одноклассниками происходят за стенами школ по всему миру. Согласно первым крупномасштабным исследованиям, проведенным Д.Ольвеусом, в которых приняли участие около 568000 норвежских учащихся, одна седьмая опрошенных (осень 1983) учеников были подвергнуты травле своих одноклассников или сами становились жертвами детских преследований (Olweus, 1987, 1991, 1993a ). Из них примерно одна девятая были жертвами и одна десятая являлись агрессорами и травили своих одноклассников регулярно .

На территории субъектов РФ также существует локальная и региональная статистика различных психолого-педагогических исследований феномена школьного насилия, проведенных отечественными специалистами. Так, Н.А. Хвыля-Олинтер на основе репрезентативного исследования в школах г. Москва установила, что только три четверти учеников из 1500 детей никогда не унижали и не оскорбляли, но каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом .

Для криминологической диагностики масштабов школьного насилия в Воронежской области проводился анонимный интернет-опрос 200 школьников . Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: половина опрошенных школьников были свидетелями насильственных актов физического характера в учебное время; пять респондентов признались, что иногда отнимали деньги или вещи у других учеников; с угрозами сталкивались треть респондентов; более четверти школьников отмечают факты насмешек и оскорблений по национальному или религиозному признаку; каждый десятый ученик испытывает чувство незащищенности, находясь в школе; наконец, 10 респондентов сталкивались с фактами принуждения к сексуальным отношениям.

В проведенном анонимном опросе А.И. Аверьянов выявил тот факт, что 91% респондентов были осведомлены и сталкивались с явлением насилия в школе постоянно. Половина обучающихся сами участвовали в травле своих одноклассников. Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка половины участников опроса называют внешность, одна седьмая - поведение, одна девятая - национальность, 8% - материальное положение. Он пришел к выводу, что дети чаще проявляют интолерантность к различного рода отличиям. Говоря о формах школьного буллинга, обучающиеся на первое место поставили драку (44%), далее – сплетни (39%), бойкот (31%), оскорбления (13%) и высмеивание (11%) .

Зарубежные исследователи выделяют два типа школьной травли: непосредственный, где физические побои прямо наносятся жертве, и косвенный, куда входит распространение негативных сплетен, кибербуллинг, эмоциональная манипуляция человеком, а также социальная изоляция жертвы, которую иначе называют социальной агрессией .

Для выявления состояния проблемы насилия в отношении детей в школе в марте 2016 года мы провели анкетирование, базой которого послужили школы МБОУ «Лицей-интернат №79», МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ № 4» г. Елабуги РТ. Для достижения цели исследования использовался анкетный опрос школьников 13 лет и старше. Количество опрошенных учеников – 120.

В результате опроса было выявлено, что для современных подростков в большей степени характерно применение психических видов насилия. На первом месте находятся высмеивание и насмешки детей перед классом (78,8%). Так, 63,3% опрошенных детей признались в регулярной частоте насмешек. На оскорбления на почве одежды, вещей и места проживания пожаловалась одна четвертая часть респондентов, а 56% учеников высмеивали своих сверстников из-за ограниченных умственных или физических возможностей. Был выявлен большой процент драк из-за реакции на обидные обзывания (53,3%). Унижения и оскорбления детей составляют (13,3%). Пятеро из всех опрошенных видели, как кто-то из учеников вымогал вещи у другого.

По мнению опрошенных учащихся, для учителей характерно предвзятое отношение к детям и безосновательное занижение отметок (редко − 18,4%, часто и очень часто – 20,7%). Безопасно чувствуют себя в школе 80% обучающихся.

Таким образом, наиболее распространенными формами проявления насилия между школьниками являются как отрицательное психологическое влияние, так и причинение физической боли. Следует учитывать, что официальная статистика не способна полностью охватить все видовое разнообразие школьного насилия, ее регулярность и уровень причиняемого ущерба, так как факты жестокого обращения с детьми обычно скрываются и замалчиваются, а насильственные действия психологического характера практически никогда не фигурируют в российской статистике.

Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и на успеваемость учеников. Вследствие этого процесс профилактики школьного насилия относят к ключевым в организации учебно-воспитательной деятельности.

В разработках зарубежных и отечественных ученых были выявлены последствия перенесенного насилия. Т.Г. Волкова установила, что вне зависимости от видов перенесенного насилия у детей и подростков отмечают различные психосоматические реакции, например, снижение потребности в общении со сверстниками и семьей, снижение уровня самооценки, субъектного самоконтроля. Ею было выявлено закономерное повышение уровня подозрительности и подчиняемости в межличностных отношениях после пережитого насильственного действия и факт посттравматического синдрома отсутствия идентификации со школой .

По мнению Т.В. Кропалевой, наиболее опасным последствием школьного насилия является нарастающая диленквентность и криминализация поведения, в результате которого у подростков развивается тревожность и подозрительность, снижается уровень интеллекта и коммуникативных компетенций . В последствии риск проявления наклонности антисоциального поведения у школьников может многократно возрасти.

Д.Ольвеус считает, что детская травля влечет за собой негативные последствия не только для жертвы, но и для преследователя. Последствия издевательств сказываются на самочувствии незамедлительно и впоследствии, что обусловлено психологическими защитами. Он установил, что взрослые, испытавшие жестокие школьные отношения, были более подвержены депрессиям и имели проблемы с самоутверждением и формированием самооценки . Более того, если жертвы школьного насилия преследовались и во взрослой жизни, они сами начинали проявлять агрессивные черты характера и в дальнейшем. Так, в психиатрии существуют примеры патологической и деструктивной интроекции «идентификация с агрессором» (A.Freud,1936). В результате непосредственных наблюдений в естественных условиях (Bettelheim, 1960), и эмпирических исследований (Milgram, 1963), стало известно, что в ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Понимание данного механизма критически важно для процесса предотвращения и профилактики насилия над детьми в школе, так как этот механизм особенно ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях ребенка к садизму .

Зарубежные исследования регулярно описывают школьные инциденты разной степени жестокости. Схожие случаи школьных преследований были выявлены, засвидетельствованы и изучены в странах по всему миру. Так, в Австралии, 1 ребенок из 6 подвергается запугиваниям или травле со стороны сверстников еженедельно (Rigby, 2002). Согласно анализу результатов эксперимента, проведенного в Соединенных Штатах, каждый опрошенный был травмирован хотя бы раз, за все время его обучения, а уровень агрессии среди подростков доходит до отметки «экстремальный» .

Различные виды агрессии, школьная травля и запугивание одноклассников говорит о не здоровом развитии детей и подростков. Эти процессы являются предшественниками более тяжелого поведения в будущем. Кроме того, была выявлена существенная корреляция между запугиванием и последующими проявлениями детской жестокости у агрессоров, которая пропорционально увеличивается вдали от школ, в местах, неподконтрольных взрослым. Специалисты утверждают, что строгое соблюдение всех мер профилактики школьного насилия среди учащихся постепенно снижает уровень детской агрессии в классах, воспитывает в ребенке чувство эмпатии, укрепляет школьную атмосферу, повышает степень доверия учеников друг к другу .

Заключение. Для проведения успешной профилактики школьного насилия необходимо учитывать различные уровни подвергаемости насилию, не только межличностные (горизонтальные), но и вертикальные, а также семейные и общественные уровни. За прошедшие 30 лет, несмотря на возрастающий интерес международных исследований к теме школьной травли, вопрос об эффективном процессе профилактики учебного насилия остается открытым. Многое остается неизвестным, касающееся оценки, измерения, разработки и осуществления эффективных программ профилактики преследований и гонений среди школьников. Разработка мер профилактики школьного насилия среди учащихся остается одной из наиболее острых проблем, которая касается дальнейшего развития системы образования в России. Школы нуждаются в разработке программ внешкольной воспитательной работы, направленной на полноценное развитие подрастающего поколения.

Список литературы :

  1. Аавик Х. Профилактика девиантного поведения подростка // Мир науки и образования. – 2011. - № 11. – С. 110-113.
  2. Аакер Д. Школьные исследования. - М.: Питер, 2004. - 840 с.
  3. Абаев В. И. Противодействие школьной травле // Первое сентября. – 2006. - № 14.- С. 16-21.
  4. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008. – С.180-182.
  5. Волкова Т.Г. Особенности образа «Я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. – Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2004. – 271 с.
  6. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15-18.
  7. Кропалева Т.Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. – М.: Университет российской академии образования, 2004. – 130 с.
  8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: Класс, 2015. – 592 с.
  9. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник ВГУ. – 2014. – № 4. – С. 220-231.
  10. Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия над детьми в оценках московских школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 143-147.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра поликлинической терапии, профессиональных болезней и военно-полевой терапии

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в деятельности врача общей практики

Курск-2013

УДК: 616.1 - 084 (075.8)

ББК: 54.101 я 73

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в деятельности врача общей практики: учебное пособие /под ред. проф. Н.К. Горшуновой, Курск. КГМУ. 2013. - 40 с.

ассистентом кафедры поликлинической терапии, профессиональных болезней и военно-полевой терапии КГМУ Д.Н. Украинцевой;

Рецензент:

В.И.Вишневский - заведующий кафедрой внутренних болезней медицинского института ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», д.м.н. профессор

В пособии освещены вопросы организации профилактической работы врача амбулаторно-поликлинического учреждения по снижению сердечно-сосудистого риска у пациентов разного возраста.

Пособие предназначено студентам лечебного, медико-профилактического факультетов, ординаторам, врачам амбулаторно-поликлинических учреждений, врачам общей практики.

1. Актуальность проблемы профилактики в повседневной клинической практике

2. Концепция факторов риска развития заболеваний

3. Понятие суммарного сердечно - сосудистого риска, методики его оценки

4. Цели сердечно-сосудистой профилактики в контексте суммарного риска

5. Стратегия коррекции поведенческих факторов риска

6. Суммарный сердечно-сосудистый риск и профилактика нарушений обмена липидов

7. Суммарный сердечно-сосудистый риск и артериальная гипертензия

Будущее принадлежит медицине предохранительной.

Эта наука, идя рука об руку с лечебной,

Принесет несомненную пользу человечеству.

Н.И. Пирогов.

Актуальность проблемы профилактики в повседневной клинической практике.

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) - основная причина смерти во всем мире, так, в 2008 году от них умерло 17,3 миллиона человек, что составило 30% всех случаев смерти, из которых 7,3 миллиона от ишемической болезни сердца, 6,2 миллиона – от инсульта. Высокая заболеваемость ССЗ регистрируется в странах с низким и средним уровнем дохода, где они становятся причиной более 80% случаев смерти, почти равномерно распределенных между мужчинами и женщинами.. К 2020 году ожидается рост смертности от болезней сердца и сосудов до 25 млн. в год. По прогнозу в 2030 году от ССЗ умрет около 23,6 миллиона человек. В группу ССЗ входят ишемическая болезнь сердца (ИБС), болезнь сосудов головного мозга, болезнь периферических артерий, ревмокардит, врожденные пороки сердца, тромбоз глубоких вен и эмболия сосудов системы легочной артерии .


В РФ ССЗ также ведущая причина смерти населения РФ. Только в 2007 году от них погибли более 1 млн. 185 тысяч человек, в том числе от ИБС – 50 % и цереброваскулярной болезни –34,5 % . Показатели смертности от заболеваний системы кровообращения в России одни из самых высоких в мире, причем около 40 % россиян умирают в активном трудоспособном возрасте .

Еще в 19 веке великий русский ученый Николай Иванович Пирогов, внесший неоценимый вклад в мировую науку, придавал особую значимость «медицине предохранительной», но только в 21 веке активное вмешательство, направленное на охрану здоровья, признано стратегическим направлением развития здравоохранения в РФ, что провозглашено во всех государственных законодательных актах последнего десятилетия и прежде всего в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 12 которого определяет приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и ее цели:

1) разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществление санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий;

3) осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждение социально значимых заболеваний;

4) проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Однако в реалиях практического здравоохранения профилактические рекомендации зачастую носят декларативный характер, превращаясь в трафаретные записи в амбулаторных картах или в немотивирующие фразы: «Бросьте курить», «Вам надо похудеть и правильно питаться», «Больше двигайтесь» и др. Каким же образом в рутинной работе врача первичного звена здравоохранения неголословно применить стратегию профилактики, к каким «инструментами» должен уметь апеллировать врач первого контакта с пациентом, чтобы заставить профилактические рекомендации заработать и оценить их результаты?

Введение

Медицинская профилактика: понятие, цели и задачи.

Уровни медицинской профилактики.

Организация медицинской профилактики на базе лечебно-профилактических учреждений.

Иммунопрофилактика и диспансеризация.

Иммунопрофилактика.

Диспансеризация как элемент медицинской профилактики.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Профилактика (греч. prophylactics — предохранение, предупреждение) — деятельность медицинских работников по выявлению причин заболеваний, их ослаблению или устранению среди обслуживаемого контингента. Польза от внедрения профилактических программ в практику здравоохранения США и Канады в последние 40 лет стала очевидной после снижения смертности на 50 % и более от инсульта, что обусловлено в основном эффективным лечением и профилактикой артериальной гипертонии (АГ). В странах Западной Европы снижение показателей смертности от инсульта за эти годы выражены в меньшей степени, в России они повысились.

Основными причинами высокой смертности и неудовлетворительного здоровья населения России являются подавляющая бедность, социально-экономические потрясения, алкоголизм, курение, наркомания, гиподинамия, избыточное потребление поваренной соли. Это обусловлено недофинансированием системы здравоохранения, неэффективным медико-санитарным просвещением, низкой мотивацией здорового образа жизни (ОЖ). Поэтому определяющим направлением в снижении заболеваемости и смертности населения России является медицинская профилактика, направленная на модификацию факторов риска, раннее выявление болезней и их эффективное лечение.

Цель данной работы - изучить сущность, виды и технологии медицинской профилактики .

Медицинская профилактика: понятие, цели и задачи

Профилактика заболеваний (diseases prevention) — вид деятельности первичного звена здравоохранения, направленный на выявление и снижение факторов риска (ФР) развития заболеваний, снижение отрицательного их воздействия на здоровье, укрепление здоровья населения.

Задачами фельдшера при осуществлении профилактических программ являются:

1) выявление ФР, ранних форм заболеваний, социально значимых болезней;

2) проведение диспансеризации прикрепленного населения;

3) проведение санитарно-гигиенического обучения, консультирование, формирование навыков здорового ОЖ;

4) ведение «Школ здоровья» и «Школ больных»;

5) организация и проведение мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных заболеваний, иммунопрофилактики;

6) организация и проведение санитарно-просветительных мероприятий во время амбулаторного приема, при посещении пациентов на дому;

7) своевременное и правильное ведение учетной и отчетной медицинской документации.

Медицинская профилактика осуществляется по следующим технологиям .

1. Организационные технологии (профилактические осмотры, профилактические медицинские услуги). Профилактические осмотры с целью выявления ФР и заболеваний включают:

Сбор анамнестических данных;

Антропометрические измерения (рост, масса тела);

Измерение артериального давления (АД);

Гинекологический осмотр женщин со взятием мазка для цитологического исследования (с 18 лет), у девушек с 15 лет — пальцевое исследование через прямую кишку (по показаниям);

Определение остроты зрения;

Определение остроты слуха;

Туберкулиновые пробы подросткам (15—17 лет);

Анализ крови (определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ), гемоглобина, лейкоцитов, уровня сахара в крови);

Исследование мочи на белок;

Электрокардиограмма (ЭКГ) (с 15 лет — 1 раз в 3 года, с 40 лет — ежегодно);

Измерение внутриглазного давления (после 40 лет);

Флюорография (рентгенография) органов грудной клетки — ежегодно;

Женщинам — маммография (с 35 лет — 1 раз в 2 года);

Пальцевое исследование прямой кишки — с 30 лет;

Пневмотахометрия;

Осмотр врачом-терапевтом;

Осмотр врачами-специалистами других специальностей по показаниям. Указанный объем обследования является обязательным.

2. Технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекция.

3. Информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами и группами пациентов.

4. Иммунизация.

Уровни медицинской профилактики

На первом уровне профилактические мероприятия направлены на укрепление здоровья у здоровых (health promotion). Это процесс предоставления отдельным людям, группам и коллективам возможности повысить контроль над факторами, определяющими их здоровье.

К видам деятельности, направленным на укрепление здоровья населения, относятся:

Индивидуальное профилактическое консультирование по нозологическим формам Международной статистической квалификации болезней и причин смерти (МКБ-10);

Групповое профилактическое консультирование: гигиеническое обучение и воспитание в «Школах больных» для больных гипертонической болезнью (ГБ), хроническим бронхитом (ХБ), хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), сахарным диабетом (СД) и др. и «Школах здоровья» для лице ФР;

Занятия различными видами физической культуры (гимнастика, бег, стретчинг и др.);

Физиотерапия, посещение сауны, выполнение массажа и др.

Цель индивидуального консультирования на первом уровне — дать знания, обучить здоровых людей необходимым навыкам и умениям вести здоровый ОЖ, создать и поддержать желание пациента вести здоровый ОЖ.

Задача индивидуального консультирования — формирование у пациентов мотивации к оздоровлению и приверженности выполнения врачебных назначений.

Эффективность профилактического консультирования зависит от профессиональных знаний фельдшера и его умения применять на практике:

Активные формы обучения;

Основы коммуникации;

Формирование у пациентов постоянной мотивации к здоровому ОЖ. Чтобы довести информацию до пациентов, следует соблюдать определенные

Правила консультирования. Нужно исключить специальную терминологию, так как пациентам медицинские термины не всегда понятны. Следует давать простое и понятное объяснение излагаемого материала, чередовать его с обсуждением, дискуссиями, примерами. Необходимо соблюдать принцип обратной связи, что предполагает обсуждение со слушателями тематики вопросов.

Второй уровень включает проведение комплекса мероприятий медицинского и немедицинского характера, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего обслуживаемого населения, отдельных групп и индивидуумов. Это первичная профилактика заболеваний (primary prevention). Все мероприятия на втором уровне направлены на устранение непосредственных ФР заболеваний.

Компонентами второго уровня профилактики являются:

Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья ФР, с применением мер медицинского и немедицинского характера;

Ориентация проведения профилактических мероприятий не на отдельные ФР, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью ФР;

Выявление вредных для здоровья ФР, в том числе поведенческого характера, разработка и проведение мероприятий по их устранению;

Меры по предупреждению заболеваний, травм, инвалидности и смертности от внешних причин;

Формирование приверженности здоровому ОЖ через санитарно-гигиеническое воспитание, создание постоянно действующей информационной системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии ФР на здоровье и уменьшение их воздействия;

Меры по уменьшению влияния ФР на здоровье: очистка и предупреждение загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом и промышленным производством; очистка питьевой воды; улучшение структуры и качества питания; улучшение быта и отдыха и др.;

Проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.

Первостепенное значение для первичной профилактики приобретает концепция здорового ОЖ, которая определяет пути предупреждения заболеваний, генез которых во многом связан с негигиеническим поведением (курение, гиподинамия, употребление алкоголя, нерациональное питание, неправильные поведенческие реакции) и другими отрицательными аспектами ОЖ.

При организации первичной профилактики большое значение имеет совместная работа фельдшера с участковым врачом, с врачами узких специальностей, а также с общественными организациями, администрацией и руководством предприятия. В большинстве случаев это связано с необходимостью проведения комплексных мероприятий, которые включают решение социально-экономических, экологических и медицинских вопросов по выявлению и устранению ФР, способствующих возникновению заболеваний у здоровых, развитию болезней у практически здоровых и интеркуррентных заболеваний у больных хроническими болезнями.

На третьем уровне проводятся ранняя диагностика и излечение острых болезней, достижение полной ремиссии хронических заболеваний. Это вторичная профилактика (secondary prevention). Основу профилактики третьего уровня составляет комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений хронических заболеваний, а также мер по снижению инвалидности и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

Участие в проведении профилактических медицинских осмотров (предварительных, периодических, целевых) для выявления заболеваний и ФР, способствующих их возникновению;

Разработку и проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных ФР развития заболеваний;

Целевое санитарно-гигиеническое воспитание пациентов по предупреждению конкретного заболевания;

Планирование и проведение оздоровительных и лечебных мероприятий среди выявленных больных;

Осуществление динамического наблюдения за прикрепленными континентами.

Четвертый уровень — это медицинские, психологические, педагогические, социальные мероприятия, направленные на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций органа или системы органов с целью возможно более раннего восстановления социального и профессионального статуса пациента. Это третичная профилактика, т. е. реабилитация (rehabilitation). Сюда входит уменьшение или устранение последствий длительных заболеваний и нетрудоспособности, обеспечение пациенту режима немедикаментозного образа жизни.

Организация медицинской профилактики на базе лечебно-профилактических учреждений

Положение об организации деятельности центра, отделения (кабинета) медицинской профилактики представлено в приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

Республиканский, краевой, областной, окружной, городской центр медицинской профилактики являются самостоятельными специализированными учреждениями здравоохранения особого типа.

Функциями центра медицинской профилактики являются:

Координация организации и проведения научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;

Организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

Проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их ФР;

Обеспечение организационно-методического руководства и координации (в том числе межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья;

Информационное обеспечение ЛПУ и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения;

Организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка (по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления) ЛПУ;

Организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

Участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

Взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования;

Организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с ЛПУ;

Участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

Организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;

Оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи;

Анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации;

Ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке. Функциями отделения (кабинета) профилактики являются:

Участие в организации и проведении диспансеризации;

Участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров;

Раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих ФР развития заболеваний;

Контроль и учет ежегодной диспансеризации населения;

Подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

Санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового ОЖ (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и др.).

Структура отделения (кабинета) профилактики включает:

Кабинет доврачебного приема. Обеспечивает сбор анамнеза, анкетирование лиц на выявление факторов риска развития заболеваний и рекомендации по их коррекции;

Кабинет функциональных (инструментальных) исследований. Проводятся антропометрия, измерение АД, определение остроты зрения, слуха, запись ЭКГ;

Смотровой кабинет. Профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления гинекологических заболеваний и опухоли молочных желез. Пальцевое исследование прямой кишки;

Кабинет пропаганды здорового ОЖ. Проводятся санитарно-гигиеническое просвещение, формирование навыков здорового ОЖ, организация и проведение занятий в «Школах здоровья».

Задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики являются:

Организация, коррекция и оценка эффективности деятельности по оказанию профилактической помощи населению;

Организация и проведение мероприятий по гигиеническому образованию и воспитанию населения;

Организация, проведение и анализ медико-социальных опросов прикрепленного населения для определения уровня информированности о здоровом ОЖ, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;

Участие в разработке и реализации целевых профилактических программ;

Участие в информационном обеспечении врачей и населения при проведении мероприятий по профилактике заболеваний и укрепления здоровья;

Раннее выявление заболеваний улиц с ФР;

Санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового ОЖ;

Оказание организационно-методической помощи врачам при подготовке лекций, выступлений в средствах массовой информации по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья;

Организация деятельности «Школ больных» и «Школ здоровья». Показателями качества деятельности «Школ больных» являются динамика числа плановых и экстренных госпитализаций, динамика показателей временной и стойкой утраты трудоспособности, динамика обращаемости за скорой медицинской помощью по обучаемому заболеванию. Показателями качества деятельности «Школ здоровья» являются нивелирование и отсутствие ФР у обучаемых лиц.

Организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников Л ПУ методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

Анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению;

Ведение журнала учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (ф. № 038/у-02).

В кабинете профилактики проводят:

Обучение пациентов методам немедикаментозной профилактики (рациональное питание, двигательная активность, устранение вредных привычек);

Обучение пациентов самоконтролю и выполнению доврачебной помощи при возникновении неотложных состояний;

Формирование у пациентов приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

Повышение информированности пациента о заболевании, ФР и их коррекции.

Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач или фельдшер, имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения. Он подчиняется непосредственно руководителю ЛПУ или его заместителю.

Иммунопрофилактика и диспансеризация

Иммунопрофилактика

По способу изготовления прививочные материалы подразделяются на «живых» возбудителей, способных к размножению (корь, свинка, туберкулез, тиф, холера), и «убитых», не способных к размножению микробов или их токсинов (весенне-летний клещевой энцефалит, бешенство, коклюш). От вида прививочного материала зависят его специфические свойства и особенности возможных сочетаний для соблюдения временных интервалов между прививками.

После проведения прививки у пациента развивается приобретенный иммунитет — невосприимчивость к инфекционным заболеваниям, против которого он получил прививку. Иммунитет бывает специфическим и неспецифическим (фагоцитоз, неспецифическая резистентность), естественным и искусственным. Последние типы подразделяются на активный и пассивный.

Под активной иммунизацией понимается введение в организм антигенов (прививочного материала), которые вызывают его собственное специфическое производство антител системы иммунной защиты (табл. 1.).

Таблица I. Система иммунной защиты организма


Продолжительность достигнутой защиты колеблется в различных временных интервалах и зависит от вида прививки и индивидуальных особенностей организма пациента. Иммунитет сохраняется от нескольких месяцев до конца жизни. Зашита будет состоятельной только в том случае, если будет достигнут достаточно высокий титр антител в крови привитого пациента.

В Российской Федерации проводят календарные прививки, прививки по показаниям против гриппа, гепатита А, В. дифтерии, полиомиелита и особые прививки против холеры, тифа, желтой лихорадки отъезжающим лицам в особо опасные районы мира.

От весенне-летнего энцефалита защитят три прививки. Возможны пассивная иммунизация и одновременная прививка. Прививке подлежат лица, которые будут длительное время находиться в регионах эндемии с инфицированными клещами. К ним относятся охотники, рыболовы, работники лесного хозяйства, туристы.

Вакцинация — единственный способ эффективной профилактики и защиты против вирусного гепатита А и В. Против вирусного гепатита С, D, Е и G вакцины до настоящего времени не разработаны. Это связано с быстрой мутацией вирусов. Против гепатита В необходимы три прививки (табл. 2).

Таблица.2. Вакцинация против гепатита В

Наименование вакцины Способ применения/доза
Вакцина против гепатита В (рекомбинантная) в/м, однократно по 1 мл
Эбербионак НВ (вакцина против гепатита В ДНК рекомбинантная) в/м, однократно по 1 мл
Энджерикс В в/м, однократно по 1 мл
Эувакс В (очищенный HbsAg) в/м. однократно по 20 мкг
Н-B-BackII(рекомбинантный поверхностный Ar-вируса гепатита В) в/м, однократно по 10 мкг

1. Обычная иммунизации. Проводят по схеме 0, 1, 6 месяцев. Вторую инъекцию делают через один месяц после первой. При этом иммунная защита формируется в более поздние сроки. Ревакцинацию осуществляют через 5 лет.

2. Ускоренная иммунизация. Проводят по схеме 0, 1, 2 месяца, т. е. три инъекции с месячным интервалом. Иммунная защита формируется быстрее, но титр антител у части привитых может находиться на более низком уровне. В связи с этим необходимо проведение ревакцинации через 12 месяцев после введения первой дозы. Следующую ревакцинацию проводят через 5 лет. Возможны пассивная иммунизация и одновременная прививка.

Уровень антител в крови после прививки определяют с помощью титра австралийского антигена (HbsAg). При титре, равном 10 и менее, необходимо сделать повторную прививку с контролем через 4 недели. При более высоком титре иммунная защита может сохраниться до 10 лет.

ВВЕДЕНИЕ в организм чужих антител называется пассивной иммунизацией. Это заимствованный, временный иммунитет. Он быстро ослабевает и исчезает совсем. Защита организма от инфекции при внутривенном введении иммуноглобулинов начинается сразу, при внутримышечном — лишь через несколько часов. Продолжительность пассивного иммунитета зависит от вида и количества введенных антител, скорости их уничтожения в организме привитого пациента. Пассивная иммунизация целесообразна только в том случае, если требуется пре- или постэкспозиционная временная зашита, а в распоряжении нет времени для активной иммунизации или активную иммунизацию провести было нельзя в силу определенных причин, например, из-за временного противопоказания. Медицинским работникам после контакта с кровью или выделениями носителя проводят вакцинацию против гепатита В по схеме: 0, 1, 2, 6 месяцев.

Для пассивной иммунизации используют человеческие стандартные иммуноглобулины (гомологические), полученные из донорской крови. Типичным примером пассивной иммунизации посредством внутримышечного введения стандартных иммуноглобулинов является прививка против гепатита А. Иммуноглобулины человеческие получают от специально подготовленных доноров. Они содержат гарантированно высокий титр антител, и их вводят внутримышечно (или внутривенно). Гетерологические (животные) иммуноглобулины получают от иммунизированных животных. Это антисыворотки от дифтерии, газовой гангрены, ботулизма, змеиного укуса и др., и их применение оправдано только в том случае, если отсутствуют человеческие (гомологические) препараты.

В некоторых случаях целесообразно проведение одновременно активной и пассивной иммунизации против одного возбудителя или его токсина. Это может быть столбняк или бешенство. Мгновенная зашита за счет введения антител позволяет выиграть время для производства собственных антител в достаточном титре у пострадавшего. Чтобы избежать взаимоуничтожения эффектов такой прививки, надо вводить препараты в противоположные участки тела с необходимым временным интервалом.

Диспансеризация как элемент медицинской профилактики

Диспансеризация (фр. dispenser — избавлять, освобождать) — проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья у здоровых, активного динамического медицинского наблюдения за определенными лицами, устранение ФР заболеваний. Это важнейший элемент системы управления эффективностью и качеством терапевтической помощи в системе ПМСП.

Цель диспансеризации: предупреждение возникновения и прогрессирования заболеваний.

Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное наблюдение здоровых, больных и лиц с ФР;

Раннее выявление заболеваний, оценка состояния здоровья каждого пациента;

Составление индивидуальных протоколов проведения профилактики согласно стандартам и их выполнение;

Выявление ФР распространенных заболеваний и их коррекция путем проведения социальных, социально-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, внедрение новых форм организации, технического обеспечения, создания автоматизированных систем управления;

Повышения мотивации, приверженности населения здоровому ОЖ. Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья здоровых, лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации.

Диспансеризацию фельдшер осуществляет согласно Приказу Минздрава России от 21.12.2012 г. № !344н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения» путем планового диспансерного наблюдения пациентов, который предусматривает:

1) оценку состояния здоровья пациента (жалобы, анамнез, физикальное обследование);

2) назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований;

3) установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

4) проведение краткого профилактического консультирования;

5) назначение профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление гражданина в медицинскую организацию, оказывающую специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и (или) группового профилактического консультирования;

6) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии или необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

Диспансерному наблюдению подлежат:

Здоровые граждане (женщины до 55 лет, мужчины — до 60 лет);

Здоровые граждане, имеющие ФР заболеваний;

Граждане, находящиеся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний, состояний, в том числе травм и отравлений;

Граждане, страдающие хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями.

Диспансерное наблюдение осуществляют:

1) врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач);

2) врачи-специалисты (по профилю заболевания гражданина);

3) врач отделения (кабинета) медицинской профилактики:

4) врач отделения (кабинета) центра здоровья;

5) фельдшер ФАП, здравпункта, отделения (кабинета) медицинской профилактики, отделения (кабинета) центра здоровья. Диспансерное наблюдение предусматривает:

1) учет граждан, находящихся под диспансерным наблюдением;

2) информирование гражданина о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения;

3) организацию и осуществление проведения диспансерных приемов (осмотров, консультаций), обследования, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

4) в случае невозможности посещения гражданином, подлежащим диспансерному наблюдению, медицинской организации в связи с тяжестью состояния или нарушением двигательных функций, проведение диспансерного наблюдения на дому.

В настоящее время все мероприятия по диспансеризации населения участковым врач/фельдшер выполняет в три этапа. На первом этапе осуществляют:

1) полицевой учет всех проживающих на участке обслуживания по форме 030/у-тер. «Паспорт врачебного участка»;

2) распределение пациентов по контингентам (инвалиды, участники войны и лица, приравненные к ним; работающие на предприятиях и имеющие контакт с профессиональными вредностями независимо от форм собственности; учащиеся ПТУ, средних и высших специальных учебных заведений; другие специальные группы населения) и целевым группам (АГ, ишемическая болезнь сердца (ИБС), язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, СД и др.);

3) составление графиков профилактических осмотров, программ исследований и консультаций узкими специалистами.

Программа обязательного исследования диспансеризуемых должны включать:

Осмотр врачом-терапевтом, хирургом, невропатологом, эндокринологом, офтальмологом, урологом, женщин — акушером-гинекологом;

Лабораторные исследования — клинический анализ крови, мочи, содержание холестерина, сахара в крови;

Инструментальное обследование — флюорография. ЭКГ, маммография или УЗИ молочной железы женщин в возрасте 40—55 лет.

Другие необходимые дополнительные исследования должны обеспечивать эффективный контроль состояния здоровья обслуживаемых пациентов.

Данные осмотра и заключение о состоянии здоровья пациента, независимо от того, где его проводили, но не позднее шести месяцев, должны учитываться и не дублироваться. Длительность дополнительного обследования не должна превышать 7 дней.

Второй этап предусматривает проведение мероприятий по оценке состояния здоровья контингентов (амбулаторный прием, профилактические осмотры). Участковый врач-терапевт/фельдшер по результатам заключения врачей-специалистов, данных лабораторного и инструментального обследования определяет наличие заболевания у пациента, по которому он будет взят на диспансерный учет. Лица с ФР и заболеваниями, выявленными на профосмотрах, эпидемиологических исследованиях и при обращении в амбулаторию (ФАП, здравпункт) за медицинской помощью, с целью планирования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий распределяются на три группы.

В первую группу входят здоровые — лица, не предъявляющие никаких жалоб, у которых в анамнезе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных органов и систем; лица с ФР, нуждающиеся в наблюдении (Д-1).

Вторую группу составляют практически здоровые — лица, имеющие в анамнезе острое или хроническое заболевание, но не имеющие обострений в течение последних 5 лет (Д-П):

Третья группа включает больных, нуждающихся влечении, которые подразделяются на три подгруппы:

1-я подгруппа — лица с компенсированным течением заболевания, редкими обострениями, непродолжительными потерями трудоспособности;

2-я подгруппа — лица с субкомпенсированным течением заболевания, частыми и продолжительными обострениями и потерями трудоспособности;

3-я подгруппа — больные с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности (Д-III).

С учетом группы диспансерного учета на каждого диспансеризуемого заполняют «Карту учета диспансеризации» (ф. № 131/у); контрольную карту диспансерного наблюдения (ф. № 30/у-04); пишут «Вводный эпикриз взятия на диспансерный учет»; составляют индивидуальную оздоровительную программу в объеме первичной, вторичной или третичной профилактики.

Для пациентов первой и второй групп диспансерного учета оздоровительные программы содержат мероприятия по первичной и вторичной профилактике заболеваний:

Формирование здорового ОЖ;

Профилактическое лечение, направленное на устранение управляемых ФР;

Восстановительное лечение лиц после перенесенных острых заболеваний.

Пациентам третьей группы наблюдения планируют профилактические мероприятия по вторичной и третичной профилактике, которые регламентированы Федеральными стандартами и направлены на предупреждение обострения и прогрессирования болезни.

Третий этап включает выполнение оздоровительных программ, оценку эффективности и качества диспансеризации.

При каждом очередном осмотре пациента фельдшер проверяет диагноз, уточняет его, вносит необходимые дополнения и изменения в план проведения лечебно-профилактических мероприятий. В контрольную карту диспансерного наблюдения он вносит сведения о проведенных лечебно-профилактических мероприятиях (обследование, консультации, госпитализации, санаторно-курортное лечение, рациональное трудоустройство), дату предстоящей явки на прием.

Хранят ф. 030/у-04 в том лечебном учреждении, где пациент постоянно наблюдается, в папке месяца предстоящей явки на прием.

В конце календарного года на каждого диспансеризуемого в амбулаторной карте пишут этапный эпикриз, содержащий:

1. Исходное состояние пациента.

2. Динамику состояния здоровья за прошедший год (жалобы, данные объективного обследования, результаты лабораторного и инструментального исследований).

3. Проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

4. Число случаев и дней временной нетрудоспособности, число обострений заболевания, первичный выход на инвалидность, изменение группы инвалидности, госпитализации, санаторно-курортное лечение, трудоустройство.

5. Оценку эффективности диспансеризации по установленным критериям для каждой нозологической формы: БА — по тесту контроля над астмой; ХОБЛ — по динамике одышки шкалы Британского медицинского совета (MRS); ИБС и ГБ — по риску смерти в ближайшие 10 лет шкалы SCORE; язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки — по результатам эрадикационной терапии и т. д.

6. Перевод в другую группу диспансерного наблюдения.

7. План лечебно-профилактических мероприятий на следующий год:

Число явок на прием в течение года;

Консультации узких специалистов;

Необходимые лабораторные и инструментальные исследования;

План реабилитации;

Санаторно-курортное лечение.

При проведении диспансерного наблюдения учитывают рекомендации врача-специалиста по профилю заболевания гражданина, содержащиеся в его медицинской документации, в том числе вынесенные по результатам лечения в стационаре.

В случае если пациент определен в группу диспансерного наблюдения врачом-специалистом по профилю заболевания и такой врач-специалист в медицинской организации отсутствует, фельдшер направляет его для проведения диспансерного наблюдения к врачу-специалисту другой медицинской организации, в том числе специализированного вида, оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания.

Критериями эффективности диспансерного наблюдения являются:

1) уменьшение числа случаев и количества дней временной нетрудоспособности граждан, находящихся под диспансерным наблюдением;

2) уменьшение числа госпитализаций граждан, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе по экстренным медицинским показаниям, по поводу обострений и осложнений заболеваний;

3) отсутствие увеличения или сокращение числа случаев инвалидности граждан, находящихся под диспансерным наблюдением;

4) снижение показателей смертности, в том числе смертности вне медицинских организаций, граждан, находящихся под диспансерным наблюдением;

5) уменьшение частоты обострений хронических заболеваний у граждан, находящихся под диспансерным наблюдением;

6) снижение числа вызовов скорой медицинской помощи и госпитализаций по экстренным медицинским показаниям среди взрослого населения, находящегося под диспансерным наблюдением.

Основаниями для прекращения диспансерного наблюдения являются:

Выздоровление или достижение стойкой компенсации физиологических функций после перенесенного острого заболевания (состояния, в том числе травмы, отравления);

Достижение стойкой компенсации физиологических функций или стойкой ремиссии хронического заболевания;

Устранение (коррекция) факторов риска и снижение степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний и их осложнений до умеренного или низкого уровня.

1.Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи: Монография / М.И. Гадаборшев, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

2.Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012.

3.Основы социальной медицины: Учеб. пособие / В.С. Ткаченко; Северо-Кавказский государственный технический университет. - М.: ИНФРА-М, 2015

4.Природные факторы оздоровления: Учебное пособие / М.Г. Ясовеев, Ю.М. Досин. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014.

5.Теория и методология практики медико-социальной работы: Монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

Данный раздел сайта подготовлен для медицинского персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь : врачей, медсестер, студентов, проходящих практику, ассистентов врачей, всех иных лиц, имеющих отношение к медицинскому обслуживанию граждан. В книге приводятся рекомендации, основанные на клинической практике по 169 вариантам превентивных мер: скрининговые тесты, подключение консультантов, вакцинация, профилактика с помощью медикаментозных средств - для осуществления превентивных мер по 60 наиболее типичным состояниям. В группу пациентов, для которых рекомендованы эти меры, вошли асимптоматичные больные всех возрастов и категорий риска. Таким образом, можно утверждать, что в книге рассмотрены все основные виды медицинской помощи: частная практика, терапевтическая помощь, педиатрия, акушерство и гинекология. Рекомендации по каждой главе основаны на стандартизованном обзоре современного состояния научных исследований по данному вопросу и включают резюме опубликованных клинических исследований, позволяющих судить об эффективности данного профилактического подхода, причем для каждого из них приводится перечень основных профессиональных организаций и служб здравоохранения. Надо сказать, что клиницисты всегда интуитивно понимали значимость профилактических мер. Когда повседневно встречаешься со сложной, а подчас и безнадежной задачей лечения болезни, которая зашла слишком далеко, невольно думаешь, насколько была бы облегчена эта задача, если бы можно было начать лечение на ранних стадиях, а то и вовсе пресечь болезнь в самом зародыше.

Преимущества использования профилактических подходов стали особенно очевидными за последние 2-3 десятилетия, когда за счет эффективных клинических превентивных мер стали реже встречаться случаи массовых заболеваний. Благодаря вакцинации детей, в Соединенных Штатах практически стали единичными случаями такие инфекционные заболевания, как полиомиелит, который накатывался раньше регулярными эпидемическими волнами (более 18 300 случаев в 1954 году). В 1987 году в Соединенных Штатах насчитывалось всего 5 случаев паралитического полиомиелита. До того, как начали делать прививки, эпидемия краснухи повторялась в США каждые 6-9 лет; пандемия 1964 года дала более 12 миллионов инфицированных детей, более 11 тысяч погибло на стадии развития плода и около 20 тысяч детей умерло от врожденного синдрома краснухи. С 1969 года, когда начали делать прививки, количество заболеваний снизилось на 99%. То же самое можно сказать о дифтерии, коклюше и других некогда столь распространенных детских заболеваниях. Профилактические меры по раннему обнаружению заболеваний привели к резкому снижению показатепей заболеваемости и смертности. С 1972 года смертность от инсульта у пожилых людей снизилась более чем на 50%, что во многом связано в первую очередь с ранним распознаванием и лечением гипертонии. Смертность от рака шейки матки снизилась с 1950 года на 73%8, в частности, благодаря использованию теста Папаниколау, позволяющего выявить цервикальную дисплазию. Благодаря рутинному обследованию новорожденных и вовремя начатому лечению, если таковое необходимо, удается вылечить детей с такими поражениями, как фенилкетонурия и врожденный гипотиреоз, которые прежде неизбежно приводили к отставанию в их умственном развитии. Хотя вакцинация и скрининг остаются в числе важнейших профилактических мер, наибольшие надежды связываются с изменением отношения самих больных к своему здоровью. Они должны принимать меры задолго до активного развития заболевания.

Важность такого подхода была показана на основе статистики , обнаруживающей все более очевидную связь между отношением больных к своему здоровью и некоторыми заболеваниями, которые состоят в числе ведущих в списке причин смертности населения: сердечно-сосудистые заболевания, рак, поражения сосудов мозга, травмы, хроническая обструкция дыхательных путей.

Одно только курение является причиной смерти каждого шестого жителя Соединенных Штатов, в том числе 130 тысяч смертей от рака, 115 тысяч - от поражения коронарных артерий, 27 500 - от поражения сосудов мозга, 60 тысяч - от хронического поражения легких. Важнейшими причинами аварий на дорогах являются нежелание пристегиваться ремнями безопасности и вождение автомобилей в нетрезвом виде - более 47 тысяч смертей в 1987 году. Малоподвижность и несоблюдение правил здорового питания приводят к атеросклерозу, раку, диабету, остеопорозу и ряду других распространенных заболеваний. Некоторые сексуальные извращения увеличивают риск непредвиденной беременности, передачи заболеваний половым путем, СПИДа. Несмотря на наличие совершенно очевидных клинических критериев, убеждающих в необходимости профилактики, врачи часто не следуют рекомендациями. Причина заключается в целом ряде обстоятельств, в том числе и в том, что врачи не получают компенсацию за осуществление профилактических мероприятий, а также потому, что они слишком заняты, чтобы уделять внимание еще и профилактическим процедурам. Однако даже и с учетом этого, врачей следует упрекнуть в недостаточном внимании к профилактике вообще. Одна из важнейших причин, объясняющих эту ситуацию, заключается в том, что клиницисты не вполне хорошо представляют, какие же профилактические меры действительно необходимы.

Одна из причин заключается в том, что рекомендации поступают из различных источников, которые к тому же разнятся друг от друга. Достаточно упомянуть такие источники информации, как государственные службы здравоохранения, специальные медицинские организации, профессиональные и научные организации, добровольные ассоциации, индивидуальные эксперты. И все же главная причина заключается в том, что врачи весьма сомневаются в клинической эффективности профилактических мер. Часто врач не уверен, что выполнение тех или иных профилактических мер сможет заметно сказаться на снижении смертности либо заболеваемости по тем болезням, которые он старается вылечить. К тому же неясно, как сравнивать относительную эффективность различных профилактических мер. Не располагающий свободным временем врач затрудняется, что из профилактических мер следует посоветовать больному в ходе его непродолжительного посещения. К тому же не исключено, что некоторые манипуляции могут принести больше вреда, чем пользы. Хотя соображение такого рода можно отнести к любой врачебной процедуре, оно особенно актуально относительно профилактических мер, имея в виду, что все-таки пациент, относительно которого применяют профилактическую меру, более или менее здоров. Некоторые осложнения или редкие побочные эффекты, с которыми можно примириться при лечении тяжелого заболевания, приобретают большое значение, если возникают в асимптоматических условиях, и здесь приходится особенно тщательно взвешивать преимущества лечебных мер по сравнению с возможным риском.

К тому же такие «широкозахватные» меры, как рутинное массовое обследование населения , неизбежно влекут за собой еще и значительные расходы. Подобные соображения все чаще ставят под сомнение целесообразность рутинных обследований асимптоматичных больных, когда в стандартную проверку входит традиционный набор тестов и обследований. Ежегодная проверка здоровой части населения была впервые предложена Американской медицинской ассоциацией в 1922 году. В течение многих последующих лет работники здравоохранения рекомендовали проводить рутинные врачебные обследования и подробные лабораторные тесты как эффективное профилактическое средство. В настоящее время, не отрицая важности регулярных обследований домашним врачом, следует признать, что применение стандартного скринингового набора обследований всех здоровых людей, осуществляемого один раз в год, не может считаться эффективной мерой для предотвращения заболеваний. Более того, и частота обследований и содержание периодических осмотров должны быть соотнесены с каждым конкретным человеком, и нужно иметь уверенность, что данная процедура будет клинически эффективной. Такой подход к регулярным обследованиям был выдвинут Американской медицинской ассоциацией в 1983 году, заявившей, что она больше не выступает за регулярные ежегодные медицинские осмотры здоровой части населения.

Статья учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ирины Николаевны

«Актуальность профилактики речевых нарушений»

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

В настоящее время ухудшение здоровья детей – это констатация факта, т.е. подкрепленная серьезными научными изысканиями аксиома.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Профилактика – (от греч.prophylaktikos – предохранительный) – речевых нарушений это система мер по их предупреждению. Она является одной из важнейших задач медицинских и образовательных учреждений и одним из важных направлений логопедической работы.

Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода. Кстати сказать, дефекты звукопроизношения в их изолированном виде теперь почти не встречаются. Чаще всего они представляют собой лишь один из симптомов имеющихся у ребёнка более сложных речевых расстройств. А это значит, что и профилактику нарушений звукопроизношения нужно рассматривать более широко, то есть ориентируясь на предупреждение любой речевой патологии.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно–психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

Так же ещё из мер профилактики считается диспансеризация беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.

На первом году жизни, даже если анамнез ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом. Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами страдающими речевой патологией. Также одной из мер профилактик И. Лангмейр, З.Матейчик говорят о достаточном эмоциональном общении, его недостаток в раннем возрасте опосредованно может привести к речевым расстройствам.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.

В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детским учреждениям, если ребенок поступает в него в 1,5 - 2 года. Наименее болезненно в возрасте 3 лет и более.

Поэтому, направление ребенка в детское учреждение необходимо осуществить в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям, что является профилактикой нервно-психического нарушения речи. В процессе подготовки дошкольника к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучение грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформировать лексико-грамматическую сторону речи) развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова. Одной из мер предупреждения речевого нарушения это разговор с ребенком на одном языке до того времени пока он не усвоит его нормы и правила.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства). Глубокие расстройства речи (алалии, афазии) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления.

При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.

Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи

В целом вторичная профилактика направлена на предотвращение вторичных расстройств.

Любая логопедическая профилактика может быть действенна лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и так далее) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сензитивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду сензитивности, коррекционное обучение является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности развития психофизиологических характеристик, психологии речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.. В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат.

Трудно переоценить важность и необходимость ранней профилактики нарушения речи у детей. В нашей стране создано много механизмов, которые помогают это сделать на любом уровне психического здоровья ребенка и в любом возрасте. Главное не дать закрепиться дефекту речи, не сделать его в понимании ребенка и родителей нормой.

Основная опасность кроется в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него “все нормально”. Если же иногда и появляется смутная догадка, что “что-то не так”, очень многие успокаивают себя: “С возрастом все пройдет!” К сожалению, не пройдет это с возрастом, а только ешё больше укоренится и к тому же “обрастет” массой других нарушений, о чем уже говорилось выше.

Проследить цепочку процесса речевого нарушения у ребенка может логопед. И как правило, если родители не утаивают информацию о ходе беременности, проблемных родов, ранних заболеваниях ребенка, состояния речи у родственников и т.д., то точность определения точки возникновения речевых проблем высока.

Литература:

1. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - 2010. -№ 5.

2. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Елисеева Ю.Ю. - М., 2007.

3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1996.

4. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 2002.

5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

6. Методы обследования речи детей. /Под ред. Чиркиной Г.В. - М., 2003.




Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...