Численность населения израиля на год составляет. Население Израиля. Или какие они, типичные израильтяне? Нет, они не такие, какими вы себе их представляете. Израильтяне евреи - это не дядя Изя и тётя Роза из анекдотов

Сообщается также, что население Израиля увеличилось на 168 тысяч человек (2 %) ; темпы прироста населения страны в последнее десятилетие практически не изменились. В 2018 году в Израиле родилось 185 тысяча детей, умерло 45 тысяч человек. 81 % роста населения страны приходится на естественный прирост, ещё 19 % - на репатриацию и иммиграцию .

По религиозным конфессиям население Израиля распределяется следующим образом: иудеи - 6 млн 446 тыс. (в эту категорию автоматически записываются все евреи), 1 млн 524 тыс. - мусульмане, 168 тыс. - христиане и 139 тыс. - друзы .

Среди еврейского населения страны 75 % составляют рождённые в Израиле (цабарим , сабры), из них примерно половина являются первым поколением родившихся в Израиле. Более четверти еврейского населения - репатрианты (олим ). Из проживающих в Израиле евреев 44 % считают себя светскими, 36 % - соблюдают традиции, 20 % - религиозные (в том числе 9 % ультраортодоксов - «харедим »). Помимо постоянного населения в стране проживают около 183 тыс. иностранцев .

С 2000 по 2016 год доля еврейского населения уменьшилась на 3,1 %, а мусульман - увеличилась на 2,2 %. Доля остальных увеличилась на 0,9 % .

Согласно статистическим данным , первая перепись населения в Израиле в ноябре 1948 года зарегистрировала следующие показатели:

Центральное статистическое бюро Израиля выделяет следующие группы населения :

Еврейское население страны не является единым в культурном отношении вследствие того, что более четверти евреев являются репатриантами в первом поколении. В Израиле принято разделять население на уроженцев страны (цабарим , сабры) и репатриантов (олим ), а также выделять среди уроженцев страны выходцев из различных общин. Наиболее крупными являются общины выходцев из СССР, Марокко, Румынии и Польши. На 2016 год среди евреев, проживающих в Израиле, 75 % (4 млн 935 тыс.) родились в Израиле, из них 2 млн 929 тыс. представляли второе или более поколение в Израиле, и 25 % (1 млн 511 тыс.) были репатриантами .

В 2009 году впервые за 2000 лет численность еврейского населения Израиля превысила численность евреев в диаспоре .

Евреи из СССР играли важную роль в сионистском движении и в создании Израиля , а после 1970 года приняли значительное участие в развитии науки и хозяйства Израиля. Сегодня русскоязычные евреи составляют 20 % еврейского населения Израиля и 15 % всего населения страны.

Доля репатриантов из бывшего СССР, поселившихся в Израиле после 1990 года, в некоторых городах (например, Ашкелон , Бат-Ям и Нагария) составляет более 20% населения , а в Сдероте почти половину населения города.

Израильские демографы выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население». В это понятие для других стран входят все члены семей, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения . Для Израиля в «расширенное еврейское население» входит всё еврейское население страны и лица, которые получили гражданство согласно «Закону о возвращении » . По переписи населения 2008 года, «расширенное еврейское население» составляло около 80 % населения страны , включая, кроме собственно евреев, также людей других этнических корней (главным образом, это русские , украинцы и выходцы из других республик бывшего СССР), состоящие в браке с евреями, а также дети и внуки от таких браков, не всегда являющиеся евреями согласно иудейскому каноническому праву Галахе .

Арабы-христиане проживают в основном на севере страны, а также в городах Хайфа , Иерусалим и Яффа . Основные поселения друзов Израиля находятся в Галилее и на хребте Кармель ; на Голанских Высотах проживает около 20 тыс. друзов.

Среди арабского населения иногда выделяют в качестве субэтнической группы бедуинов , большинство из которых проживают в Негеве и некоторое количество в Галилее - 270 тысяч на 2008 год .

К арабскому населению в Израиле причисляют также израильских черкесов и ливанцев. Черкесы проживают в двух деревнях на севере страны (Кфар-Кама и Рехания) - около 3 тысяч человек , они являются потомками мухаджиров после Кавказской войны , и сохраняют в быту один из западных диалектов адыгского языка . Ливанцы - около 2600 человек бывших бойцов Армии Южного Ливана и населения, бежавшего вместе с ними после выхода Израиля из Ливана в 2000 году.

Армяне-христиане, проживающие в армянском квартале Старого города Иерусалима и в старинном городе Яффе , в соседстве с арабами-христианами и арабами-мусульманами.

В 2016 году самостоятельной этнической группой были официально признаны арамеи, общая численность которых оценивается в 133 тыс. человек .

С основания государства Израиль в страну приехало 3,2 млн человек. С 2002 года, после спада волны репатриантов из бывшего СССР, уровень репатриации напоминает уровень 80-х годов - от 9 до 20 тыс. в год.

В 2018 году в Израиль репатриировалось 28 тыс. человек, из которых 31,5 % прибыли из России, 19,6 % из Украины, 8 % из Франции и 7,9 % из США. Наибольшее число новоприбывших поселилось в Иерусалиме. Медианный возраст репатрианта - 32,7 лет, доля людей, учившихся свыше 12 лет, среди тех, кто старше 25 лет - 79 %. [ ]

В 2016 году кроме репатриантов в страну въехало 4200 реэмигрантов .

На конец 2017 года в Израиле по примерным оценкам находились около 166 тысяч иностранных рабочих и около 95 тысяч нелегальные мигрантов (в основном из Эритреи - 71 % и Судана - 20 %, а также Украины, Грузии, Молдавии и др.). [ ]

Прибывшие в 2016 году рабочие иммигранты (53 тысяч человек) распределяются по странам следующим образом: из стран бывшего СССР (Украина , Молдавия , Узбекистан) - 27 %, Таиланд - 16 % , Филиппины - 13 % , Индия - 11 % , Шри-Ланка - 5 %, Китай - 5 %, Турция - 4 %, Непал - 2 %, Румыния - 2 %.

В 2016 году по округам Израиля население распределялось следующим образом :

Около 399 тыс. граждан Израиля проживают в израильских поселениях в Иудее и Самарии , таких как города Ариэль , Бейтар-Илит , Маале-Адумим , Модиин-Илит и более мелкие населённые пункты. Некоторые еврейские поселения, такие как Хеврон и Гуш-Эцион , существовали ещё до образования государства и были заново заселены евреями после Шестидневной войны (1967) . 7800 человек проживали в секторе Газа до их принудительного выселения в 2005 году .

Кроме того, на 2016 год 22 тыс. израильтян жили на Голанских высотах ; 201 тыс. человек жило в Восточном Иерусалиме . Общая численность израильтян, живущих вне признанных границ Израиля превышает 510 тыс. человек [ ] .

По данным на 2016 год, в Израиле имелось 15 городов с населением более 100 000 человек. 2 723 тысяч (31,5 % населения) израильтян жили в восьми крупнейших городах с населением свыше 200 000 человек (Иерусалим , Тель-Авив , Хайфа , в Иудее и Самарии) - 391 чел./км²; плотность населения в 2000 году составляла 288 чел./км².

На 2015 год, самая высокая плотность населения в Тель-Авивском округе (7957 чел./км²). Так же относительно высокая плотность в Иерусалимском округе (1620 чел./км²) и Центральном округе (1600 чел./км²). Самая низкая плотность населения - в пустынном Южном округе - 85 чел./км². Среди городов с населением свыше 100 тыс. человек самая высокая плотность населения в Бней-Браке - 24 870 чел./км². Плотность населения в Тель-Авиве - 8358 чел./км², в Иерусалиме - 6887 чел./км².

На конец 2018 года население Израиля составляло 8 миллионов 972 тысяч жителей .

По прогнозу Центрального статистического бюро Израиля от 2016 года, население страны к 2020 году составит 9,467 миллионов человек, к 2025 - 10,477 миллионов человек и к 2035 году - 12,783 миллионов человек .

На каждых 984 мужчин приходится 1000 женщин. Количество мужчин превышает количество женщин для всех возрастных групп менее 35 лет; в возрастной группе 35-44 приходится 956 мужчин на 1000 женщин, на возраст 75 и выше приходится 704 мужчины на 1000 женщин .

Количество браков и разводов на 1000 человек составляло (на 2012 год): 6,4 и 1,7, соответственно. В 1990 году уровень браков составлял 7 на 1000, а разводов 1,2 на 1000. Количество браков в Израиле снижается с 1990-х для арабов-мусульман и с 1970-х для всех остальных групп населения, количество разводов увеличивается с начала 1970-х. Браки имеют тенденцию откладываться на более поздний возраст, за последние 20 лет возраст первого брака увеличился на 1,2-3,2 лет для разных групп населения; средний возраст первого брака для мужчин - 31,5, для женщин - 28,5. К 45 годам 146 мужчин и 135 женщин из тысячи остаются холостяками (среди евреев) .

Ежегодно около 3000 арабских девочек выходят замуж в возрасте до 18 лет. Из них, более одной тысяче не исполнилось 17 лет. 82 % браков до 17 лет в Израиле приходятся на арабский сектор .

В 2016 году в Израиле родилось 181 405 младенцев и умерло 44 185 человек. Рождаемость составляла 21,2 рождений на 1000 человек, смертность - 5,2 смертей на 1000; соответствующие цифры на 1995-1999 - 21,4 и 6,2.

В 2017 году лишь 5,3% еврейских женщин рожали ребёнка без указания имени отца.

Младенческая смертность по состоянию на 2015 год - 3,1 смертей на 1000 живорожденных (по сравнению с 6,3 в период 1995-1999). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 80,1 лет для мужчин и 84,1 лет для женщины . По продолжительности жизни Израиль занимает 12-е место в мире, по уровню детской смертности - одно из последних. Материнская смертность составляла 5 смертей на 100 000 живорожденных (по состоянию на 2015 год)

Население Израиля

Условно все население страны можно разделить на две части - евреев и арабов. Они переселялись в Эрец-Исраэль в разные времена и эпохи, а еврейская иммиграция (в Израиле говорят: алия , что означает "восхождение") продолжается по сей день и, несомненно, будет продолжаться, поскольку большая часть евреев все еще проживает в странах диаспоры (рассеяния).


Во время экскурсий гиды быстро научат вас отличать еврейские поселения от арабских. Независимо от минаретов, национальной одежды и всего такого, их внешний облик и впрямь невозможно перепутать. Хотя бы потому, что у всех арабских домов - плоские крыши, которые часто кажутся не завершенными (традиционно принято оставлять опцию для надстройки следующего этажа). Причем, среди скромных хижин вы увидите немало роскошных особняков, ничем не уступающих виллам в респектабельных еврейских кварталах.




Еврейское население Израиля, составляющее 75,9 процента (десять лет назад эта цифра была выше – 82%), подразделяется на группы по странам исхода. В Земле Обетованной они обрели не только свое государство, но и возродили древний язык – иврит, объединяющий их в единый народ.


Примерно, половину еврейского населения страны составляют ашкеназы – евреи из Восточной, Центральной и большей части Западной Европы, Северной Америки, Южной Африки и Австралии. Их языком был идиш или язык страны проживания. Ашкеназские евреи начали переезжать в Эрец-Исраэль с XVII века во времена Оттоманской империи и селились в четырех святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. В момент образования Государства Израиль ашкеназы составляли около 85% еврейского населения, но в 50-е годы массовая репатриация евреев из арабских стран значительно снизила этот процент, и только алия 90-х из бывшего СССР привела баланс к сегодняшнему состоянию.


Куда менее многочисленную группу составляют сефарды – евреи из Испании и Португалии (Испания на иврите – Сфарад). Сефарды прибыли в Эрец-Исраэль после изгнания из Испании в XV веке. Язык сефардов – ладино (диалект испанского). К сефардам относят и выходцев из стран Северной Африки: Марокко, Алжира и Туниса, которые говорят на одном из диалектов арабского языка.


Внешний облик темнокожих израильтян часто вызывает недоумение у туристов. Не надо забывать, что полноправными жителями страны могут стать не только евреи по происхождению, но и те, кто исповедует иудаизм. Гиды любят рассказывать о жителях одной русской деревни, давным-давно перебравшихся сюда из средней полосы России и до сих пор сохраняющих свои обычаи и привычный жизненный уклад.


К весьма обширной группе еврейского населения относятся восточные евреи , приехавшие в страну из разных арабских государств. Их предки когда-то были угнаны в вавилонский плен и укоренились в местах своего изгнания. У многих до сих пор сохранился арамейский язык (например, у евреев из Курдистана).


Почти в полном составе в Израиль переехали еврейские общины Йемена и Ирака. Из Ирана, Бухары, горных районов Кавказа и Афганистана приехали персидские евреи. После создания Государства Израиль в страну прибыли почти все курдские евреи, проживавшие в северном Ираке, южных районах Турции и на северо-западе Ирана (территория бывшей Ассирии). Часть евреев переехала из Индии и Эфиопии.




Почти четверть населения Израиля составляют те, кого называют израильскими арабами . На самом деле это ряд общин (и не только арабских), говорящих на арабском языке, с разным образом жизни, традициями и историей. Есть среди них приверженцы христианства, но в подавляющем большинстве они – мусульмане, прибывшие из соседних арабских стран и осевшие здесь в различные исторические эпохи. Мы подробно останавливаемся на этом, чтобы развеять часто бытующие среди туристов представления об израильских арабах, как о неком "местном населении" (вроде американских индейцев), угнетаемом еврейскими поработителями.


Арабы захватили Эрец-Исраэль в первой половине VII века, тогда же начался процесс "исламизации" и "арабизации" местного населения. В средние века за 250 лет правления крестоносцев здесь осело немало европейцев, выходцев из Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии: воины, паломники, торговцы, а то и просто бедный люд, искавший за морем лучшей жизни. После падения власти крестоносцев они приняли ислам и стали частью населения страны.


Переселились в Землю Обетованную и воевавшие с крестоносцами мамлюки – египетские наемные воины, в основном, арабского происхождения, вывезенные из Средней Азии и Кавказа. Позднее, когда Эрец-Исраэль был под властью Оттоманской империи, состав переселенцев стал еще более пестрым: боснийцы, албанцы, болгары, сербы, абхазцы, бедуины, курды…


Интенсивное перемещение арабов в Эрец-Исраэль продолжилось в XIX веке с возникновением первых еврейских поселений. Особый размах оно приобрело в период британского мандата, когда иммиграция арабов в страну ничем не была ограничена и порой превышала еврейскую алию.


Израильские арабы – полноправные граждане современного Израиля. Арабский язык является вторым государственным языком страны, избранные арабским населением депутаты представляют его интересы в Кнессете. В стране функционирует мусульманское духовенство и мусульманский суд, под эгидой Министерства религий строятся новые и реставрируются старые мечети. Исламские праздники официально признаны не рабочими днями для мусульман. Израильское радио и телевидение транслирует передачи на арабском языке. Основы ислама преподаются в государственных арабских школах.


Правда, есть одно ограничение: арабы, на всякий случай, освобождены от воинской повинности.




Примерно, 10% арабского мусульманского населения составляют бедуины – кочевые и полукочевые племена, живущие в пустынях Негев, Арава, в Иудейской пустыне и в Галилее. С ними вам непременно предстоит встретиться во время путешествия: кофепитие в бедуинской палатке и катание на верблюдах – распространенные туристские аттракции. На самом деле, сейчас уже не так много бедуинов, предпочитающих жить в палатках из верблюжей шерсти и бесконечно слоняться по пустыне вдали от цивилизации. Часть уже осела в деревнях, наряду с традиционным скотоводством занимается земледелием и ремеслами. Впрочем, разведение верблюдов тоже весьма прибыльное занятие: каждый стоит тысячи долларов, что дает возможность хозяевам приобрести более современные средства передвижения. Часто можно увидеть у бедуинской палатки вполне современный джип, на котором глава семьи только что приехал из города.


Правда, мы наблюдали и другую картину: пустующие поселки, выстроенные специально для бедуинов, но так толком и не заселенные современными кочевниками. Вековую "охоту к перемене мест" не просто преодолеть.


В поселках Нижней и Верхней Галилеи проживают черкесы – мусульмане-сунниты, пришедшие с Кавказа. Они прибыли в Палестину в конце XIX века во времена правления турок. Черкесы считаются умелыми и храбрыми воинами и, вероятно, поэтому право служить в Армии Обороны Израиля им доверено с первых дней существования государства.


Обособленной группой населения являются друзы . Основная их масса проживает в Ливане и Сирии, но часть обосновалась на севере Израиля, в горах Галилеи, в горном массиве Кармель и на Голанских высотах. Их тайная религия возникла в начале XI века в Египте и привела к отделению друзов от ислама. За это друзы постоянно подвергались гонениям, что и вынудило их селиться в труднодоступных горных районах.


О религии друзов до сих пор известно немного. Они верят в единого бога и считают, что он последовательно воплощается в семи праведниках: Адаме, Ное, Аврааме, Моисее, Иисусе, Мухаммеде и Мухаммад ибн Исмаиле. Последний был фатимидским халифом, жившим в начале XI века. Каждый из семи праведников дополняет учение, которое открыли людям его предшественники. Друзы верят в переселение душ. Полигамия у них запрещена. Браки возможны лишь внутри религиозной группы, членом которой можно только родиться.




В одной из "северных" экскурсий посещение друзской деревни входит в программу. Гиды подробно расскажут вам о нравах и традициях этого необычного народа, пригласят в дом, где гостеприимные хозяева устраивают мини-шоу для туристов, демонстрируют им старинные методы выпечки лепешек и другие любопытные вещи. Говорят друзы по-арабски и на иврите. Надежные воины, они несут обязательную воинскую повинность.


Среди израильтян, исповедающих христианство (а таковых чуть более двух процентов населения), арабы составляют абсолютное большинство. Говорят они по-арабски, а по обычаям и внешнему виду тоже почти не отличаются от арабов-мусульман. При посещении Назарета во время экскурсии по христианской Галилее вы окажетесь в чисто арабском городе (евреи проживают в другой его части, именуемой Нацерет-Иллит) и сами убедитесь в этом.


Христиане Израиля принадлежат к четырем основным церквам: католической, православной, монофиситской и протестантской. Самая большая из них - католическая церковь, к которой относится целый ряд восточных церквей, признающих главенство Папы.


Вторая по величине - православная церковь, внутри которой выделяется греческая, возглавляемая Патриархом. К православной церкви относится также основанная в 1874-м году русская духовная миссия Московской патриархии во главе с Архимандритом.


Монофиситская церковь насчитывает всего несколько тысяч прихожан. Она представлена в Израиле армянской апостольской церковью. К ней относятся также копты, сирийцы-яковиты и эфиопы.


Меньше всего среди израильских христиан приверженцев протестантской церкви, но они тоже присутствуют.


К христианской религии государство относится с не меньшим почтением, чем к исламу. Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управление святыми местами, находящимися в их владении, на школьное образование для христианских детей, на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны не рабочими для христиан Израиля.


Разумеется, в Израиле немало людей, не относящихся ни к одной из религиозных конфессий, что весьма характерно, например, для репатриантов из бывшего Союза, воспитанных в рамках коммунистической идеологии. А из наших соотечественников в Израиле состоит едва ли ни шестая часть населения.


Первые несколько лет новых репатриантов называют олим ходашим . Для них существует различные льготы, которые помогают (правда, с каждым годом все в меньшей степени) выдержать самый сложный период привыкания к новым жизненным обстоятельствам. Но главная задача каждого олима – освоить иврит, без уверенных знаний которого, практически, невозможно построить новую жизнь.


Прожив в стране лет 12-15, граждане Израиля переходят в категорию ватиким . Обычно к этому времени они уже твердо стоят на ногах, получают местное образование, приличную работу, обзаводятся основными элементами житейского благополучия (квартира, машина и пр.). Единственное, что им не доступно по определению – это стать сабром . Так называют лишь уроженцев страны, не знавших других Отечеств.

С прошлого Дня Независимости население Израиля выросло на 162 тысячи человек – на 2%. Родилось 176 тысяч младенцев и умерло 44 тысячи человек. За год в страну репатриировалось 32 тысячи обладающих правом на репатриацию.

Темпы прироста еврейского населения страны по-прежнему отстают от аналогичных показателей среди арабского населения. В минувшем году эти показатели со-ставили соответственно 1,8% и 2,2%.

Мужчин и женщин в стране, примерно, поровну, разница составляет десятые доли процента. Средняя продолжительность жизни за последние годы заметно не изме-нилась. У мужчин она составляет 79,9 лет, у женщин - 83,6 года. За последние 35 лет средняя продолжительность жизни выросла на 8,7 лет, что свидетельствует, в том числе, и о высоком уровне израильского здравоохранения.

В настоящее время около 75% жителей Израиля являются местными уроженцами, в то время как в 1948 году этот показатель составлял 35%.

Около 1.500.000 израильтян говорят по-русски и приехали из стран бывшего СССР.

Если в 1948 году в стране был только один город (Тель-Авив) с населением свыше 100 тысяч человек, то сегодня таких 14, а шесть городов – Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон-ле-Цион, Петах-Тиква, Ашдод – насчитывают более 200 тысяч жителей.

16,5% граждан Израиля проживают в Тель-Авиве и еще 24% - в центральных округах. На севере проживают 16,5% граждан, на юге – 14%. В Иерусалиме и Хайфе (с пригородами) проживают по 12% населения, а в Иудее и Самарии – около 4%.

Население Израиля – относительно молодо: жители до 14 лет составляют 28,2%, а свыше 65 лет – 10,4%. Людей в возрасте свыше 75 лет – 4,8%.

ЦСБ уточняет, что всего 9% населения Израиля считают себя ортодоксами, 10% - религиозными, 23% - соблюдающими традиции и 43% - светскими людьми.

Приобрело свою независимость, количество населения этой страны составляло всего 872 тысячи человек, из них евреев – 716 тысяч, арабов – 156 тысяч человек. Если брать в процентном соотношении, то евреев было – 82 процента, тогда как арабов – 18%. Эти данные приведены согласно статистических данных первой переписи населения, проведенной в 1948 году.

Сегодня в современном Израиле проживает более 7 миллионов человек, и в это количество не входят нелегальные эмигранты и иностранные рабочие. Сегодня процентный состав населения Израиля таков – 76% евреи, 20% – арабы, в том числе бедуины, палестинцы, арабы христиане, и 4% – это представители разных национальностей, проживающих на территории Израиля .

Последние годы численность населения Израиля растет, однако в большей мере это происходит не по причине высокой рождаемости в стране, а благодаря иммиграции.

В Израиле официальными языками считаются иврит и арабский. Именно на этих языках говорит большая часть населения Израиля. Но, в связи с тем, что в стране проживает множество выходцев из других стран, в Израиле популярны и имеют распространение такие языки как французский, русский, немецкий, испанский.

Согласно статистическим данным, опубликованным статистическим управлением Израиля в прошлом году, численность населения на май 2011 год составляет 7,8 миллионов человек, из них – 5,8 миллионов евреев, что составляет 75,3 % всех жителей страны, 1,6 – арабы, в процентном соотношении – 20,5%, и 322 тысячи представителей национальных меньшинств, что в процентах составляет 4,2%.

Городское населения Израиля сегодня составляет 92 %. Еще в 1948 году только Тель-Авив был городом, в котором проживало более 100 тысяч человек. Сегодня в Израиле пять городов, в которых проживает более 200 тысяч человек – это Хайфа, Иерусалим, Тель-Авив, Ришон-ле Цион и Ашдод. 28 % жителей страны проживают именно в этих городах Израиля . Общее количество жителей этих пяти городов составляют около 2 миллионов. 44% проживают в городах с населением свыше 100 тысяч человек.

Что касается сельского населения, то всего лишь 8% проживает в сельских населенных пунктах. Если говорить о количестве, то по статистическим данным за 2005 год, в сельской местности проживало около 600 тысяч человек, из них 2%, а это 120 тысяч в кибуцах, израильских коммунах. Интересный факт, то, что в 1948 году проживающих, и рожденных в кибуцах было 6% всего населения страны.

Евреи в Израиле подразделяются на несколько групп: уроженцы страны, их еще называют – цабарим, и выходцы из разных общин, разных этнических групп. Наиболее крупной общиной является община выходцев из стран бывшего СНГ, а также из Румынии, Марокко, Польши.

Среди еврейского населения Израиля – рожденных в стране – цабарим – 65% , то есть 3,6 миллионов человек, а репатриантов – 35%, название группы репатриантов – олим. Только в 2009 году численность израильского коренного населения превысила количество еврейской диаспоры.

Нужно сказать, что русскоязычное население Израиля – выходцы из бывшего СССР составляют немалую часть населения страны. Сегодня это 1,2 миллиона человек, из них 300 тысяч неканонические евреи, то есть прибыли они в страну по Закону о возвращении, но не считаются евреями по канону иудеев Галахе. Большая часть репатриантов из стран бывшего СНГ, русскоговорящих прибыли в Израиль в 90-х годах прошлого столетия.

Что интересно, в некоторых израильских городах русскоговорящее население составляет почти половину всего населения. К таким городам можно отнести Ашдод, Сдерот, Бэер-Шева, Кармиэль.

Второй группой населения страны являются арабы. Сегодня численность арабского населения Израиля составляет 1,4 миллиона человек. В свою очередь арабы разделены на этнографические группы. В Израиле проживает 150 тысяч бедуинов, поселения которых расположены главным образом на юге страны. В Израиле 120 тысяч арабов-христиан, которые проживают в Хайфе, Иерусалиме и Яффо, а также на севере страны.

Самая большая этническая группа арабов, проживающих в Израиле, является группа арабов-суннитов, их на сегодняшний день около 1 миллиона человек. Арабы-сунниты проживают в городах Лод, Тель-Авив, Иерусалим, Яффо, а также их поселения находятся на севере страны и в центральной части Израиля.

К другим этническим группам населения Израиля относятся – друзы, армяне, черкесы и т.д.

В Израиле около 180 тысяч представителей друзов. Они проживают на севере Израиля, в гористой сельской местности. Есть в Иерусалиме и армянский квартал, где проживают армяне, говорящие на арабском языке. Надо сказать, что арабоязычные армяне по статистике Израиля считаются арабами, но по вероисповеданию – христиане. Представители армянской диаспоры проживают в городе-порту Яффо в дружном соседстве с арабами мусульманами и арабами-христианами.

Проживают в Израиле и черкесы. На самом севере страны расположились две деревни – Рехания и Кфар-Кама, где очень компактно живет более 3 тысяч черкесов. Эта группа населения Израиля образовалась после Кавказской войны в 19 веке. Нынешние жители Израиля – черкесы – потомки мухаджиров. В своем быту они до сих пор сохраняют западный диалект адыгейского языка. Сегодня черкесы исповедуют ислам.

Ашкеназы – это евреи, прибывшие в Израиль из стран Восточной, Центральной и Западной Европы, а также из стран Северной Америки. Языком общения данной группы является идиш. Самую большую часть группы ашкеназы составляют репатрианты из России и стран бывшего Союза, а это более 1,5 миллионов человек. Выходцев из Польши и Румынии в Израиле – 250 тысяч.

Сефарды – это евреи, прибывшие в Израиль из Испании и Португалии. Название группы произошло от названия Испании, которое на иврите звучит как Сфарад. Основным языком общения группы людей сефардов – ладино, это один из диалектов староиспанского языка.
Еще в 1948 году в Израиле только Тель–Авив был городом, в котором проживало более 100 тысяч человек. Сегодня таких городов в Израиле 5 – Иерусалим, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод – в них проживает 28% жителей всей страны.

* Значение рассчитывается методом линейной интерполяции с учетом двух наиболее близко стоящими друг к другу значений(Дата-> численность населения) (неофициально).
** Миграционный прирост включен в расчет роста рождаемости: Рождаемость = Население + Смертность.
*** Мы не имеем данных о чиленности населения в период до 1950. Приведенные данные основаны на приблизительном расчете, используя функцию: население в 1900 году= 70% населения в 1950 году.
Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения (2015). Мировые демографические перспективы: к 2015 пересмотра. Данные оценки и прогнозы произведены по варианту среднесрочной рождаемости. Использовано с разрешения Организации Объединенных Наций. Скачано: 2015-11-15 (un.org)
Карта плотности города создана из источника population.city с использованием данных, предоставленных нам сайтом 1km.net. Каждый круг означает город с населением более 5000. Link
Карта плотности населения создана по инструкции daysleeperrr на reddig. Link1 . Источник данных: Gridded Population of the World (GPW), 3-ая онлайн версия в Socioeconomic Data и Applications (SEDAC) в Колумбийском университете.

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ. НАСЕЛЕНИЕ

Более общим делением, не всегда совпадающим с этнолингвистическим, является деление на выходцев из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, принятое в израильской статистике. Основанием для такого деления служит различие типов общества - индустриального и традиционно-патриархального, - наложившего отпечаток на образ жизни, характер и уровень образования, характер экономической деятельности и структуру семьи местных еврейских общин и во многом определившего социально-экономическое положение выходцев из этих общин после их репатриации (см. Государство Израиль. Абсорбция).

Как во многих других обществах со сложной этнической структурой, среди еврейского населения Израиля действуют две параллельные тенденции - к интеграции и созданию унифицированных типов и к поддержанию и развитию общинного плюрализма. Общий язык, общая религиозная традиция, сионистская идеология, социальная интеграция в рамках смешанных городских кварталов, школы и армии, а также целенаправленная государственная политика, способствующая интеграции выходцев из восточных общин в социально-экономической структуре израильского общества, западного по своему типу, привели к быстрому развитию процесса культурной и социальной консолидации еврейского населения и к постепенной унификации поведенческих норм, семейной структуры и т. п. (см. ниже Демографический очерк). Тем не менее, несмотря на устойчивую тенденцию к сглаживанию социально-экономического неравенства между выходцами из стран Европы и Америки и стран Азии и Африки, разрыв еще не преодолен и остается одной из наиболее актуальных проблем израильского общества.

Тенденция к общинному плюрализму проявляется главным образом в сфере культурной деятельности и в поддержании (а зачастую - уже в воссоздании) бытовых и фольклорных традиций. С середины 1970-х гг. возрос научный интерес к этнографическим и культурным особенностям и истории еврейских общин, в первую очередь - восточных. Литературные произведения, созданные в диаспоре , включаются в обязательные программы школьного обучения. Элементы культур различных общин становятся частью общеизраильской культуры (например, музыкальный и танцевальный фольклор евреев Йемена, праздник марокканских евреев Мимуна и т. п.; см. Государство Израиль. Культура).

Караимы . В Израиле насчитывается около 15 тыс. караимов, представителей секты, отделившейся от иудаизма в 8 в. Наиболее значительные караимские общины - в Рамле и Ашдоде ; караимы живут также в Беер-Шеве , Офаким , Бат-Яме , Акко , Кирьят-Мал’ахи, Явне , Иерусалиме и мошавах Раннен и Мацлиах . Караимы начали селиться в Эрец-Исраэль с 9 в.; после образования Государства Израиль в страну прибыли караимы из Египта (две тысячи), а также из Ирана и Турции.

Всеизраильский религиозный совет и религиозный суд караимов находятся в Рамле. В Министерстве религий существует специальный отдел по делам караимов, поддерживающий тесные связи с руководством общины. Государство финансирует религиозные занятия детей караимов в государственных школах. Члены общины несут обязательную воинскую повинность.

Самаритяне . В Израиле живет около 640 самаритян , потомков некогда многочисленного населения Самарии , происшедшего из смешения евреев, оставшихся в Эрец-Исраэль во время пленения вавилонского , с переселенными сюда жителями из других районов Вавилонии. Около половины самаритян живет в отдельном квартале в Холоне , где в 1983 г. был открыт общинный центр имени И. Бен-Цви ; другая половина живет в Шхеме (близлежащая гора Гризим служит самаритянским культовым центром). Министерство религий участвует в расходах на жалование кох ену общины Холона, на содержание молельного дома и т. п. Израильское правительство финансировало также ремонтно-строительные работы, проводимые общиной Шхема на горе Гризим. Самаритяне, граждане Израиля, несут обязательную воинскую повинность.

Национальные меньшинства

В начале 2004 г. в Израиле проживали 1 млн 311 тыс. арабов, в том числе бедуины (см. ниже) - около десяти процентов мусульманского населения Израиля, около 111 тыс. друзов и около 3,5 тыс. черкесов (потомков выселенных сюда после завоевания Кавказа Россией), армян и греков. Деление по этническому принципу дополняется делением по вероисповеданию. Большинство арабов (около 1 млн 82 тыс.) - мусульмане; около 117 тыс. арабов, а также армяне и греки принадлежат к различным христианским церквям. Религия друзов - особая форма монотеизма. В Израиле проживают также около 1,5 тыс. алавитов (см. ниже) и несколько сотен приверженцев бехаизма - иностранных подданных, являющихся священнослужителями в мировом центре бехаистской религии в Хайфе , где находятся усыпальница Мирзы Али Мухаммада (построена в 1953 г.), основоположника и проповедника бехаистской веры, Центральный архив бехаизма (создан в 1957 г.) и Дом всемирной справедливости (построен в 1984 г.); в Акко находится могила создателя бехаистской общины - Мирзы Хусейна Али, в личности которого, как считают приверженцы бехаизма, воплотилось пророчество Али Мухаммада.

Арабы-мусульмане составляют 15,9% населения Израиля и 67,6% его нееврейского населения. Подавляющее большинство израильских мусульман - сунниты. В селении Кабабир (в городской черте Хайфы) проживает около тысячи приверженцев секты Ахмадие. В Акко находится духовный центр основанного в 1849 г. пиетистского суфийского ордена ал-Шазилие с мечетью, где захоронены основатель ордена и его преемники.

С образованием Государства Израиль арабы-мусульмане превратились из доминирующей религиозно-этнической группы в национальное меньшинство, а сложившаяся в период британского мандата общинная организация распалась. Ее высший официальный орган, Верховный мусульманский совет, возглавлявшийся иерусалимским муфтием Хаджем Амином ал-Хусейни , перестал функционировать уже в 1937 г., с бегством муфтия за границу, и поныне не восстановлен. В ходе Войны за Независимость большинство религиозных и общественных лидеров общины покинули страну. Государство Израиль в лице Министерства религий приняло меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства, органов шариатского судопроизводства, управления святыми местами и использования вакфа - средств, отказанных на религиозные и благотворительные нужды (образовательных, медицинских и филантропических заведений, содержание мечетей, кладбищ и т. п.). Наряду со строительством новых мечетей (самая большая - мечеть Мира в Назарете , 1965 г.), реставрированы мечеть ад-Джаззар в Акко, Большая мечеть в Рамле и мечеть Хасан-Бек в Яффе . Распределением средств, в том числе субсидий Министерства религий, ведает комиссия, в состав которой, наряду с чиновниками соответствующих правительственных ведомств, входят представители мусульманской общины.

Кадры мусульманского духовенства, в основном имамы, формируются из местных жителей: лица, прошедшие экзамен у кади (судьи), по его рекомендации назначаются на соответствующий пост Министерством религий, которое берет на себя выплату жалования. Пятница (день молитвы) и другие праздники ислама официально признаны в Израиле нерабочими днями для мусульман (Закон о рабочем времени и отдыхе от 1951 г.). Каждое утро израильское радиовещание на арабском языке передает стихи из Корана, а по пятницам и праздничным дням - молитвы и проповеди. Совместными усилиями представительных органов мусульманской общины и израильских дипломатов в 1977 г. мусульмане Израиля добились согласия соседних арабских стран на хадж (паломничество в Мекку).

Основы ислама преподаются в государственных общеобразовательных арабских школах. После неудачной попытки возобновить преподавание ислама на высшем уровне в колледже Ахмадия в Акко, был открыт религиозный исламский колледж в Хевроне (см. Государство Израиль. Иудея, Самария и полоса Газы). Высшее руководство мусульманской общины отказывается от официальных контактов с израильскими властями, однако поддерживает и развивает неофициальные связи. Арабы-мусульмане освобождены от воинской повинности.

Бедуины (на арабском языке баду , множественное число бадауи ; от бадия - пустыня), арабы-кочевники. В Израиле бедуины живут в Негеве , в Иудейской пустыне и в Галилее. Традиционный кочевой образ жизни они ведут в Негеве и в Иудейской пустыне, в то время как в Галилее осели и живут в деревнях.

Во время Войны за Независимость главные бедуинские кланы воевали против Израиля, а после поражения арабских армий многие бедуины эмигрировали. Так, в 1931 г., при переписи населения, в Негеве насчитывалось примерно 75–100 тыс. бедуинов, в 1953 г. их было зарегистрировано около 11 тыс. После образования Государства Израиль в Галилее бедуинские племена окончательно перешли к оседлому образу жизни, а в Негеве им была отведена территория между Беер-Шевой и Димоной .

Основным занятием бедуинов по-прежнему остается сельское хозяйство. Бесконтрольный выпас скота бедуинами иногда приводит к ущербу для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных угодий киббуцов и мошавов , потому сегодня четко определяется территория пастбищ (ее размеры меняются в зависимости от времени года). Наблюдается тенденция к расширению круга профессий у бедуинов, несмотря на это, проблема безработицы в бедуинском секторе стоит весьма остро.

Продолжаются попытки государственных органов способствовать переходу бедуинов Негева к оседлому образу жизни. Так, был построен Рах ат , созданы поселки Тель-Шева , Ксейфа, Хура и другие, однако большинство бедуинов по-прежнему предпочитают жить в палатках.

Бедуины являются мусульманами-суннитами. Большинство были неграмотными и, соответственно, не могли читать Коран . Очевидно, по этой причине в религии бедуинов имелось немало отличий от традиционного ислама, некоторые из них сохраняются и до сих пор. В последние годы наблюдается тенденция к приближению бедуинов Израиля к традиционному исламу. В бедуинских городах и поселках городского типа строятся мечети, с распространением грамотности улучшается знание законов ислама.

В целом бедуины являются лояльными гражданами Израиля. Хоть военная служба для них не обязательна, многие вступают в Армию обороны Израиля добровольно. Наряду с этим, время от времени возникают конфликты между государством и бедуинским населением, связанные с незаконным использованием земли и строительством.

Черкесы - название историко-этнографической группы, объединяющей адыгские народы Северного Кавказа и Абхазии с незначительным включением чеченцев, относящихся к вайнахской группе. Сложились во второй половине 19 в. после выселения с Кавказа в Османскую империю. Черкесы исповедуют ислам суннитского толка.

В Израиле по данным 2002 г. около 3,5 тыс. черкесов (самоназвание адыгэ ). Они живут в галилейских деревнях Кафр-Кама (2800 жителей) и Рихания (800 черкесов и 200 арабов). Черкесы прибыли в Эрец-Исраэль в 1870-е гг. Рихания была основана на землях, конфискованных турецкими властями у арабской деревни Алма, что вызвало недовольство местного населения.

Кафр-Кама была основана на развалинах поселения византийского периода. И в данном случае земли были предоставлены властями Османской империи. Черкесы из Кафр-Камы охраняли еврейские поселения периода первой и второй алии , в частности Иланию, Явниэль, Кфар-Тавор и другие. В деревенских школах занятия проходят на иврите, изучаются также арабский и английский языки, а с шестого класса - адыгейский, на котором говорят черкесы. В 1956 г. представители черкесов заключили с израильским правительством договор об обязательной военной службе для юношей. С тех пор все больше черкесов, отслужив положенный срок, становятся кадровыми военными.

Христиане составляют 2,1% населения Израиля и 9,1% его нееврейского населения. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: православной, католической, монофиситской и протестантской.

Среди православных церквей в Израиле наиболее крупная греческая православная церковь; во главе ее стоит патриарх, занимающий ведущее положение среди христианского духовенства страны. В Израиле действуют основанная в 1874 г. русская духовная миссия Московской патриархии во главе с архимандритом (масштабы ее деятельности несоизмеримы с существовавшими до 1917 г.), миссия американской православной церкви (выделившаяся из состава русской церкви в 1970 г.) и миссия румынской православной церкви.

Католическая церковь в Израиле насчитывает около двадцати пяти тысяч прихожан, однако вместе с шестью униатскими церквями (восточные церкви, сохраняющие свою структуру и обряды, но признающие главенство папы: греко-католическая - около 46 тыс. прихожан, маронитская - около шести тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская - несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Самой римско-католической церкви принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Греко-католическая церковь действует главным образом на севере страны (Хайфа, Назарет, Акко, Шфар‘ам и села Галилеи).

Монофиситская церковь представлена в Израиле армянской апостольской (григорианской) - около 1,5 тыс. прихожан, из которых приблизительно половина живет в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской - около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) - около тысячи прихожан, и эфиопской - около 100 прихожан.

Протестантизм насчитывает в Израиле около 20 различных направлений (всего - около трех тысяч приверженцев). Наиболее крупные протестантские церкви в Израиле - арабская лютеранская (около тысячи прихожан) и отпочковавшаяся от англиканской - арабская евангелическая епископальная (две тысячи прихожан).

Внутренняя автономия христианских общин, признанная турецкими и подтвержденная британскими мандатными властями, а затем Израилем, распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство (см. Государство Израиль. Судебная система). В силу так называемых «капитуляционных» соглашений, заключенных турецкими властями с европейскими державами и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу (см. Государство Израиль. Образование).

В 1960–1990-х гг. было сооружено и реставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Киннерет и в других местах). По традиции представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнесета , торжества по случаю Дня независимости Израиля и т. п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т. п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны. Арабы-христиане в Израиле освобождены от воинской повинности.

Друзы представляют религиозно-этническую группу, возникшую в начале 11 в. в результате раскола в исмаилизме (течении шиитского ислама). Религия друзов является эзотерическим учением, совмещающим монотеизм с учением о последовательном воплощении Бога в семи праведниках (Адам , Ной , Авраам , Моисей , Иисус , Мухаммад и Мухаммад ибн Исма‘ил, последний халиф из династии Фатимидов, 996–1021 гг.), каждый из которых дополняет знание, открытое людям его предшественником. Израильские друзы, составляющие около 3,3% от общей численности общины (около трех миллионов), в своем большинстве находящейся в Ливане и Сирии, живут в деревнях Галилеи, на горе Кармел и на Голанских высотах (см. Голан). В 1957 г. друзы Израиля были официально признаны в качестве самостоятельной религиозной общины с официальным органом - религиозным советом. В 1963 г. была учреждена система друзского судопроизводства, частью которой был признан местный религиозный суд друзской общины на Голане после его аннексии в 1981 г. Друзы (за исключением тех друзов, живущих на Голане, которые отказались от принятия израильского гражданства) подлежат обязательной воинской повинности.

Алавиты - религиозная секта, последователи которой, известные также под названием нусайриты, проживают в основном в Сирии и Южной Турции. В Израиле около 1,5 тыс. алавитов живут в деревне Раджар на ливанской границе.

Религиозная доктрина алавитов возникла в 9–10 вв. Их вероучение хотя и близко к исмаилитам (одно из основных направлений шиизма), однако включает также элементы древневосточных астральных культов и христианства. Они признают основные догмы ислама, но толкуют их аллегорически. Алавиты, подобно друзам, соблюдают принцип «сокрытия» - секретности своей веры. В своих деревнях они строят мечети, но почти не посещают их. Отмечают мусульманские праздники, такие как Ид ал-Фитр и шиитский траур Ашура (по лунному мусульманскому календарю), а также Навруз (Новый год - 21 марта, день весеннего равноденствия, доисламский праздник, заимствованный арабами у персов; отмечается в ряде мусульманских общин мира, на Ближнем Востоке - у шиитов) и Рождество по солнечному календарю; используют вино в своих религиозных обрядах. Отношение к алавитам со стороны мусульман неоднозначное. Большинство суннитов не считает их мусульманами, а ливанский шиитский лидер, имам Муса ал-Садр, издал в 1974 г. религиозное постановление, гласящее, что алавиты являются мусульманами-шиитами.

Деревня Раджар находилась на территории Ливана, была передана Сирии незадолго до Шестидневной войны и занята израильскими войсками в 1967 г. как часть сирийской территории. С 1982 г. жители деревни имеют израильское гражданство, но не служат в армии. В 2000 г., после выхода израильских войск из Ливана, возник территориальный конфликт, когда выяснилось, что часть деревни фактически находится на ливанской территории. В начале 2002 г. деревня подверглась обстрелам Хизбаллы, в результате которых были раненые среди ее жителей.

Демографический очерк

По данным на апрель 2004 г., население Израиля составляет 6 млн 780 тыс. человек. В момент создания государства в нем было лишь 806 тыс. жителей. Хотя население страны продолжает увеличиваться, темпы его роста сокращаются: в 2001 г. он составил 2,1%, в 2002 г. - 1,9%, в 2003 г. - 1,8%. Ввиду более высокой рождаемости в арабском секторе и непрерывно снижающейся доле евреев в составе репатриантов из стран СНГ удельный вес евреев в населении Израиля сократился с 81,8% в декабре 1990 г. до 77,8% в декабре 2000 г. и до 76,5% - в декабре 2003 г.

Таблица 1. Динамика роста населения Израиля
Год Еврейское население
(тыс. чел.)
Нееврейское население
(тыс. чел.)
Всего Доля евреев
в общей численности
населения (%)
1948 716,7 156,0 872,7 82,1
1950 1203,0 167,1 1370,1 87,8
1955 1590,5 198,6 1789,1 88,9
1960 1911,3 239,1 2150,4 88,9
1965 2299,1 299,3 2598,4 88,5
1970 2582,0 440,1 3022,1 85,4
1975 2959,4 533,8 3493,2 84,7
1980 3282,7 639,0 3921,7 83,7
1985 3517,2 709,0 4226,2 83,2
1990 3946,7 875,9 4821,7 81,8
1995 4522,3 1090,0 5612,3 80,6
2000 4955,4 1413,9 6369,3 77,8
2001 5025,0 1483,8 6508,8 77,8
2002 5094,2 1536,9 6631,1 76,8
2003 5143,0 1573,0 6716,0 76,5

Источниками прироста населения могут являться как разница между среднегодовыми показателями рождаемости и смертности, так и положительный миграционный баланс. В декабре 2002 г. население Израиля насчитывало 6 млн 631 тыс. человек. Естественный прирост населения в том же году составил 100,8 тыс. человек. При этом еще 21 тыс. человек добавилась за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, население Израиля в 2002 г. увеличилось на 122 тыс. человек (1,9%). Для сравнения можно привести следующие данные. С 1996 г. по 2000 г. население Израиля увеличилось на 757 тыс. человек: на 460 тыс. благодаря естественному приросту и, кроме того, еще на 296 тыс. за счет положительного миграционного баланса. Таким образом, годовой процент прироста населения в этот период достиг 2,6%. С точки зрения миграционного баланса, наиболее плодотворным явился период с 1990 г. по 1995 г., когда население Израиля увеличилось за счет притока репатриантов (593 тыс.) в большей степени, чем благодаря естественному приросту (465 тыс.). В общей сложности за этот период годовой процент прироста населения составил 3,5%. В 2002 г. еврейское население увеличилось на 69 тыс. человек, из которых 61 тыс. добавилась за счет естественного прироста и 9,3 тыс. - за счет миграционного баланса. При этом наиболее высокий годовой прирост населения наблюдался среди еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы (5,6%), тогда как в Тель-Авивском округе он носил отрицательный характер (–0,3%). В 1961–71 гг. среднегодовой процент прироста еврейского населения составлял 3%. Затем он снизился до 2,2% в 1972–82 гг. и до 1,5% в 1983–89 гг. Впоследствии наблюдался резкий подъем - 3,4% в 1990–95 гг. (главным фактором, повлиявшим на этот рост, была массовая алия из СССР/СНГ), а после этого - почти столь же резкое снижение (в 1996–99 гг. среднегодовой процент прироста населения составил 1,8%, в 2000 г. - 1,7%, в 2001 г. и 2002 г. - 1,4%).

Демографическая ситуация в мусульманском секторе носит иной характер: в 2002 г. мусульманское население страны увеличилось на 33,7 тыс. человек, почти целиком благодаря естественному приросту, тогда как общее число населения составило один миллион четыре тысячи человек. Таким образом, годовой процент прироста составил 3,4%. Для сравнения: в период с 1996 г. по 2001 г. мусульманское население страны увеличилось на 158 тыс. человек, что составило 3,6% годового прироста. В целом рост мусульманского населения постепенно замедляется. Более низкий годовой прирост населения, чем в 2002 г., наблюдался в мусульманском секторе лишь в промежутке между 1983 г. и 1989 г. - 3,2%. Однако в последующий период, с 1990 г. до 1995 г., годовой прирост мусульманского населения возрос до 3,7% и вновь начал постепенно снижаться. И тем не менее, существующий на сегодняшний день годовой прирост мусульманского населения Израиля является одним из самых высоких в мире (для сравнения: 2,8% в Сирии и Иордании и 2,1% в Египте). При этом среди арабов–жителей Иудеи, Самарии и сектора Газы - население увеличивается еще более быстрыми темпами - 4,8% в год.

Среди христианского населения страны годовой прирост в 2002 г. составил лишь 1,3%, тогда как в 2001 г. и 2000 г. он достигал 2,5%. При этом если в еврейском и мусульманском секторе годовой прирост населения последовательно снижается от года к году, то в составе христианского населения подобной последовательности не наблюдается. В 1961–71 гг. его годовой прирост составлял 2,9%, в 1972–82 гг. - 1,8%, а в 1996–2000 гг. он возрос до 2,3%. Объясняется это тем, что миграционный баланс играет в ежегодном увеличении христианского населения гораздо более значимую роль, нежели в других секторах. Например, в 2001 г. положительный миграционный баланс составил 50,2% от общего прироста, в 2000 г. - 59,8%, а в 1990–95 гг. - 78,9% (в результате общий прирост христианского населения в этот период достиг 7,2%).

Сегодня в Израиле живут 5 млн 181 тыс. евреев - 76,4% от всего населения, 1 млн 311 тыс. арабов - 19,3%; 288 тыс. человек принадлежат к иным национальностям и вероисповеданиям. Среди последних имеется 27 тыс. христиан из числа прямых родственников репатриантов из бывшего СССР и 261 тыс. неевреев, прибывших в страну на основании Закона о возвращении и не определивших своей религиозной принадлежности. Конфессиональная структура арабского населения: 1 млн 82 тыс. мусульман, 117 тыс. христиан и 111 тыс. друзов.

За 2003 г. общая численность населения Израиля выросла на 117 тыс. человек (на 1,8%). Это самый низкий показатель после 1989 г. Во многом это объясняется сокращением алии, составившей 23 тыс. человек (в 2001 г. она составляла 44 тыс., в 2002 г. - 34,5 тыс.). Более половины репатриантов, прибывших в Израиль в 2003 г. (13 тыс. человек), приехали из стран СНГ и Балтии, 13% (три тысячи человек) - из Эфиопии, 8% (1800 человек) - из Франции, 7% (1700 человек) - из США, 3% (700 человек) - из Канады. Число репатриантов из Северной Америки увеличилось по сравнению с 2002 г. на 20%. Между тем, четверть репатриантов, прибывших в Израиль из Северной Америки после 1989 г., покинули страну. Доля покинувших Израиль репатриантов из США составляет 22,5% от количества прибывших, из Канады - 25,8%, из ЮАР - 19,8%, из Великобритании - 19,3%, из Франции - 16%.

Таблица 2. Еврейское население Израиля в общей численности мирового еврейства
Год Число евреев
в Израиле
(тыс. человек)
Число евреев
во всем мире
(тыс. человек)
Доля еврейского населения
Израиля в общей численности
евреев в мире (в процентах)
1882 24 7 800 0,3
1900 50 10 600 0,4
1914 85 13 500 0,6
1922 84 14 400 0,6
1925 136 14 800 0,9
1931 175 15 700 1,10
1939 449 16 600 2,70
1948 650 11 500 5,60
1955 1 590 11 800 13,40
1970 2 582 12 630 20,40
1975 2 959 12 740 23,20
1980 3 283 12 840 25,50
1985 3 517 12 870 27,30
1990 3 947 12 870 30,60
1995 4 522 12 892 35,00
2000 4 955 12 914 38,30
2001 5 025 12 936 38,80
2002 5 094 12 948 39,30

С 1990 г. по 2002 г. в Израиль репатриировались 987,5 тыс. человек, из них около 850 тыс. - из бывшего Советского Союза и 80 тыс. из Эфиопии (с 1990 г. по сентябрь 2001 г.). Эти цифры включают детей, родившихся уже в Израиле, и не включают людей, скончавшихся после репатриации. Без учета этих поправок количество репатриантов из Эфиопии составило 43,3 тыс., а из бывшего Советского Союза - 885,5 тыс.

Самая молодая этническая группа евреев - репатрианты из стран Северной Америки и Океании: среди них дети до 15 лет составляют 23%, а пенсионеры - 7,7%. Затем следуют репатрианты из Эфиопии, среди которых дети составляют 19%, а пенсионеры - лишь 5%, а также из Франции (пенсионеры - 9%, дети - 17%). Прямо противоположная ситуация наблюдается среди репатриантов из Польши, среди которых количество стариков (старше 65 лет) составляет 74,5% от общей численности. Среди репатриантов из бывшего Советского Союза - 19% пенсионеров и 8% детей (не учитывая родившихся уже в Израиле). В общей сложности среди репатриантов - выходцев из Европы, Америки и Океании - возрастные показатели (согласно данным 2002 г.) таковы: пенсионеры составляют 26%, а дети - 7,7%. Среди уроженцев двух других континентов наблюдается гораздо более заметное преобладание пожилого населения. Среди выходцев из Азии пенсионеры составляют 39%, тогда как дети - 0,09%. Население выходцев из Африки (если не учитывать репатриантов из Эфиопии) демонстрирует еще больший разрыв между двумя возрастными полюсами: пенсионеры - 28%, дети - 0,05%. Это вызвано тем, что уже несколько десятилетий Израиль не принимал волн алии из азиатских и африканских стран (уроженцы азиатских республик бывшего СССР включены в отдельную статистику репатриантов из СССР/СНГ).

Количество уроженцев Израиля во втором поколении (отец - также уроженец Израиля) в 2002 г. составляло 1 млн 566 тыс. человек. Общее число уроженцев Израиля (как в первом поколении, так и во всех предыдущих) насчитывало 3 млн 341 тыс. человек, то есть примерно 62% от численности всего еврейского населения.

Наибольший процент уроженцев Израиля наблюдается среди жителей еврейских поселений Иудеи, Самарии и Газы - 78,8%, тогда как наибольшее (в процентном отношении) количество репатриантов, приехавших Израиль из разных стран, сосредоточено в Южном округе - 372,9 тыс. человек (46%). При этом Беер-Шева является единственным, помимо Ашдода, крупным городом (свыше 100 тыс. жителей), в котором уроженцы Израиля составляют меньше половины населения. Кроме того, в Южном округе сосредоточено наибольшее количество репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., как в процентном (28,3%), так и в абсолютном исчислении - 229,7 тыс. человек. За ним, с незначительным отрывом, следует Хайфский округ, в котором количество людей, родившихся за рубежом, составляло в 2002 г. 45% от общей численности, а репатриантов, прибывших в страну после 1990 г., насчитывалось 160,2 тыс. человек (24,6%). Наибольший процент уроженцев страны (не считая состава населения Иудеи, Самарии и Газы) приходится на Иерусалимский округ - 71,3% (399,2 тыс. человек); в Центральном округе он составляет 65,4% (339,2 тыс.); в Тель-Авивском округе - 63,8% (731,4 тыс.); в Северном округе - 61,4% (333 тыс.).

Таблица 3. Еврейское население Израиля по месту рождения (2002 г.) (включая членов семей евреев, принадлежащих к другим национальностям, прибывших в страну на основании Закона о возвращении /тыс. человек/)
Место
рождения
Сев. Америка и
Океания
Южная
Америка
СССР/СНГ Европа Африка Азия Израиль
Жители Израиля, родившиеся в странах исхода 73 60 950 354 319 228 3 341
Уроженцы Израиля
(по месту
рождения отца)
48 35 207 464 540 481 1 565

Преобладающий тип населения - городской: в 2002 г. жители городов составляли 91,6% всего населения Израиля. Число городов с населением свыше 100 тыс. жителей увеличилось с десяти в 1983 г. до 13 в 2002 г., а их доля в общей численности населения составила 43,9%.

Средняя плотность населения увеличилась со 188 человек на 1 кв. км в 1984 г. до 299 человек на 1 кв. км к концу 2002 г. Наиболее высокая плотность населения наблюдается в Тель-Авивском округе - 6 тыс. 790 человек на 1 кв. км. В Иерусалимском округе средняя плотность населения составляет 1,2 тыс. человек на 1 кв. км, а в Хайфском - 972 человека. Наименьшая плотность населения в Негеве - 40 человек на 1 кв. км, а также на плато Голан - 31 человек.

К концу 2002 г. в еврейских населенных пунктах проживало 5 млн 367 тыс. человек. Наиболее многочисленное еврейское население сосредоточено в центре страны (Рамат х а-Шарон , Рамла , Реховот , Петах-Тиква - 1 млн 418 тыс. человек), на втором месте - Тель-Авивский округ (1 млн 145 тыс. человек). В Южном округе еврейское население составляло 816 тыс. человек. В Иерусалимском округе к концу 2002 г. проживало 564 тыс. евреев, в Северном округе - 546 тыс. Арабское население распределялось по округам следующим образом: наиболее высокая концентрация - в Северном округе; так, в Акко и его окрестностях проживало 313 тыс. арабов, в Изреельской долине - 210 тыс. Затем по численности арабского населения следует Иерусалимский округ (229 тыс.), а во всех остальных округах арабское население не превышало 200 тыс. человек.

Таблица 4. Еврейское население Израиля по возрастным группам (тыс. человек)
Год 0–4 5–14 15–19 20–24 25–34 35–44 45–54 55–64 65–74 75+ Всего
1950 163,4 196,9 100,6 103,0 197,0 202,5 128,6 66,1 33,4 11,6 1203,0
1955 216,9 322,7 117,7 120,5 236,0 210,0 184,2 107,9 53,3 21,2 1590,5
1960 220,3 444,4 141,6 133,6 257,6 233,7 235,9 148,1 67,9 28,2 1911,3
1970 276,8 499,2 269,7 258,1 309,3 276,2 260,6 245,3 134,8 52,0 2582,0
1980 359,6 639,7 263,4 275,9 555,3 314,8 294,0 261,8 217,5 100,5 3282,7
1990 381,8 750,2 350,4 304,6 558,1 564,7 326,6 295,0 240,0 173,3 3946,6
2000 447,2 831,0 417,0 406,0 700,2 596,8 617,4 364,3 315,5 259,9 4955,4
2001 453,2 833,9 421,4 403,2 724,6 594,9 622,4 383,9 317,7 269,6 5025,0
2002 460,3 840,6 421,8 405,2 746,3 593,3 619,3 407,3 323,6 276,6 5094,2

Медианный возраст (возраст, ниже которого находится половина населения) в 2002 г. составлял 27,9 лет. Наименьший медианный возраст (20,6 лет) наблюдается в поселенческой среде. Это объясняется крайне незначительным числом пенсионеров (3,3 тыс. человек в возрасте от 65 до 74 лет и две тысячи свыше 75 лет) относительно общего количества поселенцев (214 тыс., в то время как число детей в возрасте до 15 лет - 85,5 тыс.). Аналогичная тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в Иерусалимском округе, в котором медианный возраст составляет 23,7 года (за счет преобладания количества детей сравнительно с количеством пожилых людей), и, до некоторой степени, на севере и на юге страны. Для центра страны и Хайфского округа характерна противоположная тенденция - медианный возраст в Тель-Авивском округе в 2002 г. составлял 33 года. По количеству детей Тель-Авивский округ в процентном отношении заметно уступает Иерусалимскому. Однако в возрастных группах от 20 лет и старше наблюдается противоположное соотношение между двумя округами. Число людей в возрасте от 25 до 29 лет составляет 9,13% населения Тель-Авива и окрестностей (в Иерусалимском округе - 7,6%). Число жителей в возрасте от 75 лет и старше в Тель-Авивском округе составляет 7,23% численности всего населения, в Иерусалимском округе - 3,4%. В 2002 г. в Хайфском округе проживало значительно большее количество людей в возрасте 75 лет и старше (47 тыс.), чем в Южном округе (33,7 тыс.). По этой причине в Хайфском округе медианный возраст составил 30,6 лет.

Общий коэффициент фертильности (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) в Израиле на протяжении всей его истории неуклонно снижался. В 2002 г. общий коэффициент фертильности составлял 2,89, аналогичным он был и в 2001 г. Таким образом, в сравнении с 2000 г. (2,95) в два следующих года наблюдалось снижение общего коэффициента фертильности. В 1980–84 гг. коэффициент фертильности в Израиле достигал 3,13, а в 1960–64 гг. - 3,85. Эта тенденция характерна как для еврейского, так и для мусульманского населения страны. Несмотря на то, что в 2002 г. коэффициент фертильности в еврейском секторе (2,64) был существенно ниже, чем среди мусульманского населения (4,58), в обоих случаях наблюдается снижение (в 1980–84 гг. соотношение между еврейским и мусульманским населением было 2,8 к 5,54). Примечательно, что за последующее пятилетие произошло резкое снижение коэффициента фертильности среди мусульманского населения (с 5,54 до 4,7 в 1985–89 гг.), тогда как среди еврейского населения он остался практически без изменений (2,79 в 1985–89 гг.). Общее количество детей, родившихся в Израиле в 2002 г., составило 139535, из них 71318 мальчиков и 68217 девочек. Среднестатистический возраст еврейской матери - 29,4 года, мусульманской - 27,3 года.

В 2002 г. средняя продолжительность жизни еврейского мужского населения в Израиле составляла 77,9 года, а женского - 81,6 года, то есть больше, чем во все предыдущие годы со времени основания государства. Например, в 1995 г. средняя продолжительность жизни мужского еврейского населения составляла 75,9, а женского - 79,8; в 1980 г. - соответственно 72,1 и 76,2. Таким образом, за период с 1980 г. до 2002 г. средняя продолжительность жизни как мужского, так и женского еврейского населения увеличилась более чем на пять лет. Арабское население на протяжении всей истории Государства Израиль характеризовалось несколько более низкими показателями: в 2002 г. средняя продолжительность жизни среди мужчин составляла 74,5, а среди женщин - 77,8. Тем не менее, средняя продолжительность жизни среди арабского населения со времени основания государства увеличилась на 27 лет.

По данным на 2002 г., в Израиле в общей сложности проживали 3 млн 241 тыс. мужчин и 3 млн 328 тыс. женщин. Однако в разных возрастных группах количественное соотношение между полами распределяется неравномерно. Вплоть до 39 лет количество мужчин превышает количество женщин, хотя разница все время сокращается. В 2002 г. в стране родилось 70,4 тыс. мальчиков и 67 тыс. девочек (из них в еврейском секторе 47,9 тыс. мальчиков и 45,6 тыс. девочек). В возрастной группе детей до четырех лет в Израиле насчитывалось 346 тыс. мальчиков и 328 тыс. девочек; в возрастной группе 15–19 лет преобладание мужского населения еще сохраняется (289 тыс. к 274 тыс.). Однако в возрасте от 30 до 34 лет количество мужчин и женщин становится примерно равным (228 тыс. мужчин и 227 тыс. женщин), тогда как в возрастных группах старше 35 лет появляется противоположная тенденция. Наиболее заметное преобладание женского населения наблюдается в старших возрастных группах - в возрасте от 65 лет до 69 лет (86 тыс. мужчин к 105 тыс. женщин), от 70 лет до 74 лет (71,7 тыс. мужчин к 93,6 тыс. женщин) и так далее. При этом соотношение мужского и женского населения разных возрастных групп в еврейском и мусульманском секторе несколько различаются. Среди еврейского населения преобладание мужчин сохраняется лишь до 30 лет (в 32 года соотношение становится равным: 33,9 тыс. как мужчин, так и женщин). А затем количественное соотношение начинает постепенно меняться в пользу женщин. Если в возрасте от 15 до 19 лет еврейских мужчин в Израиле насчитывалось 216 тыс., а женщин - лишь 205 тыс., то в возрасте от 45 до 49 лет соотношение изменилось: 150,3 тыс. мужчин и 161,4 тыс. женщин. Тогда как у мусульман преобладание мужчин сохраняется вплоть до 64 лет, и лишь затем начинает проявляться обратная тенденция. В общей сложности, согласно переписи 2002 г., в Израиле жили 520,6 тыс. мужчин и 500,8 тыс. женщин, принадлежащих к мусульманской общине. В отличие от мусульманской общины, у арабов-христиан, так же как и у евреев, наблюдается преобладание женского населения - 68,2 тыс. мужчин и 71,3 тыс. женщин, - а тенденция к постепенному увеличению численности женского населения относительно мужского начинает проявляться примерно с 40 лет.

Репатриация в Израиль повлекла за собой отход от традиционного уклада семьи (многодетность, пребывание взрослых холостых детей под родительским кровом, раннее замужество и ранние первые роды, занятость женщины преимущественно в домашнем хозяйстве) у тех общин, где этот уклад еще сохранялся (выходцы из стран Азии и Африки и в некоторой степени - из Восточной и Центральной Европы). Среди выходцев из Европы и Америки патриархальный уклад семьи сохраняется только в ортодоксально-религиозных группах. Так, число семей, в составе которых семь и более человек, по отношению к общему числу еврейских домашних хозяйств (с учетом домашних хозяйств одиночек) на протяжении всей истории Государства Израиль неуклонно понижалось: в 1970 г. - 11,4%, в 1985 г. - 8,2%, в 1998 г. - 6,3%, а в 2001 г. достигло рекордно низкой отметки - 5,9% от общей численности. При этом, если рассматривать только еврейское население, процент больших семей (семь и более человек) оказывается значительно более низким - 3,6% в 2002 г., тогда как число домашних хозяйств одиночек среди еврейского населения более чем втрое выше по сравнению со всем остальным населением Израиля (19,7% и 6% соответственно). Среди арабского населения доля домашних хозяйств одиночек насчитывала в 2002 г. 4,7%, тогда как количество семей в семь человек и больше составляло 22,2% от общей численности (среди всего нееврейского населения насчитывалось 18,6% подобных семей). В 2002 г. из 1565,6 тыс. еврейских семей 283,6 тыс. составляли бездетные семьи, то есть 18,1% от общей численности. Среди арабского населения этот показатель существенно ниже - 16,6 тыс. из 236,8 тыс. семей (7%).

В 2002 г. в Израиле насчитывалось 136,5 тыс. неполных семей, из них 115,6 тыс. - в еврейском секторе. Из общего числа еврейских родителей-одиночек 50,1 тыс. являлись уроженцами Израиля, 22,8 тыс. - уроженцами Азии или Африки и 42,6 тыс. - уроженцами Европы или Америки. При этом следует отметить, что почти четверть семей репатриантов - неполные. Общее число матерей-одиночек в 2002 г. составляло 121,2 тыс., тогда как отцов - 15,3 тыс. Количество неполных семей с детьми в возрасте до 17 лет насчитывало 98,3 тыс., из которых 42 тыс. - семьи, в составе которых четыре и более человек.

Таблица 5. Семейный статус мужского населения старше 15 лет
Общее
число
Мужчины,
никогда не
состоявшие
в браке
Мужчины, состоящие или ранее состоявшие в браке
Общее
число
Женатые Разве-
денные
Вдовцы
Все население 2180,2 738,6 1441,6 1306,1 84,8 50,7
Евреи 1758,4 583,4 1175,0 1049,7 77,9 47,4
Мусульмане 275,8 105,6 170,3 166,1 2,4 1,7
Христиане 46,7 17,2 29,5 28,2 0,7 0,6
Друзы 33,5 12,9 20,6 20,1 0,2 0,3
Таблица 6. Семейный статус женского населения старше 15 лет
(согласно данным 2000 г.; тыс. человек)
Общее
число
Женщины,
никогда не
состоявшие
в браке
Женщины, состоящие или ранее состоявшие в браке
Общее
число
Замужние Разве-
денные
Вдовы
Все население 2310,9 605,0 1705,9 1303,9 158,1 243,9
Евреи 1883,3 483,6 1399,7 1038,6 143,5 217,6
Мусульмане 267,8 81,2 186,6 165,9 5,8 14,9
Христиане 50 14,4 35,6 29,6 1,1 4,9
Друзы 32,2 10,0 22,1 19,9 0,5 1,8

Следует отметить, что хотя общий процент неженатых мужчин меньше, чем процент незамужних женщин (см. таблицу), это соотношение сложилось исключительно за счет большего количества вдов и разведенных женщин. Если же принимать в расчет лишь тех, кто никогда не состоял в браке, то наблюдается обратная тенденция. В этом случае процент незамужних женщин составил бы 26,2%, тогда как процент неженатых мужчин - 33,9%.

Из общего количества мужчин в арабском секторе (275,8 тыс.) в 2000 г. 105 тыс. были неженатыми и 170 тыс. состояли в браке. При этом число неженатых мужчин среди арабского населения почти совпадало с количеством мужчин, никогда не состоявших в браке (39,8% и 38,3%), что свидетельствует о крайне незначительном (относительно общей численности) количестве разведенных и вдовцов. Среди арабских женщин в этом отношении наблюдаются более существенные различия, хотя меньшие, чем в еврейском секторе: 38% незамужних женщин и 30% никогда не выходивших замуж.

В 2001 г. в Израиле было заключено 38 924 брака и зарегистрировано 11 164 развода. Коэффициент браков остается высоким, несмотря на некоторое снижение, объясняемое как изменением в возрастном составе еврейского населения (его общее постарение), так и более поздним вступлением в брак. Так, в 2001 г. коэффициент браков среди еврейского населения составил 5,9 (в расчете на тысячу человек), тогда как в 1996–99 гг. он составлял 6,2. Кроме того, наблюдается увеличение коэффициента разводов: в 1982 г. - 1,3, в 1996–99 гг. - 1,8, в 2001 г. - 2,0. Среди мусульманского населения коэффициент разводов в 2002 г. был значительно более низким (1,1), в то время как коэффициент браков - гораздо выше, чем у евреев (8,1). Следует отметить, что среди христианского населения в 2001 г. наблюдались весьма низкие коэффициенты как браков, так и разводов (4,4 и 0,3 соответственно), хотя общая тенденция та же, что и в других секторах (в 1996–99 гг. коэффициент разводов составлял 0,2, а коэффициент браков - 5,9). Среднестатистический возраст еврейской невесты составил в 2001 г. 25,9 года, а еврейского жениха - 28, 8 года. Для сравнения: в 1980 г. средний возраст невест и женихов среди еврейского населения страны составлял 22,8 и 27,3 соответственно. Таким образом, средний возраст вступления в брак увеличился как для женщин, так и для мужчин, что связано с повышением социального и экономического статуса женщины в израильском обществе и с общей в западных странах тенденцией к более позднему созданию семьи. Та же тенденция, хотя и менее ярко выраженная, наблюдается в мусульманской и христианской общинах.

Для еврейского населения Израиля характерно последовательное увеличение количества людей, получивших высшее образование. Так, в 1960 г. количество людей, обучавшихся в высших учебных заведениях (в сумме со средним образованием 13 лет обучения и больше), составляло лишь 9,9% от общей численности населения старше 15 лет. В 1980 г. таких людей насчитывалось уже 24,4%, а в 2001 г. - 42,2% от общей численности. Медианное число лет обучения возросло с 8,4 в 1960 г. до 11,1 в 1980 г. и до 12,6 в 2001 г. Наряду с этим существенно снизилось число людей, имеющих в своем активе менее девяти лет обучения (в 1960 г. - 55,5%, в 1980 г. - 31,6%, в 2001 г. - 11,2%). Следует отметить, что в области высшего образования наблюдается тенденция к нивелировке различий между мужчинами и женщинами. Процент людей, получивших первую академическую степень (после трех-четырех лет обучения в высшем учебном заведении), в 2001 г. среди мужчин был несколько ниже, чем среди женщин - 22,1% и 23,6% соответственно. Однако среди обладателей второй и третьей академических степеней соотношение меняется, хотя и незначительно, в пользу мужчин: среди женщин их количество в 2001 г. составляло 18,3%, а среди мужчин - 19,5%. Подобная тенденция обозначилась лишь в последнее десятилетие, так как среди женщин в возрасте от 25 до 34 лет обладательницы второй и третьей степеней составляют (согласно данным 2001 г.) 29,2% по сравнению с 26,1% среди мужчин. Во всех возрастных группах старше 35 лет количество людей, обучавшихся в общей сложности 16 и более лет, в процентном отношении среди мужчин большее, чем среди женщин.

Таблица 7. Уровень образования по числу лет обучения еврейского населения с 15 лет и старше (в процентах) КЕЭ, том: 3. Головные уборы различных групп населения, проживающих в Израиле. Фото Я. Са‘ара. Государственное бюро печати. Израиль.

Евреи – выходцы из Эфиопии принимают участие в церемонии посадки деревьев возле киббуца Рамат-Рахель, проводящейся в память об их соплеменниках, погибших по пути в Израиль (1985). Фото Нати Гарник. Государственное бюро печати. Израиль.

Возраст Число лет обучения Медианное число
лет обучения
Число учащихся
(тыс. человек)
0–4 5–8 9–10 11–12 13–15 16+
15–17 - 2,4 44,6 52,2 0,3 - 11,1 259,8
18–24 0,2 1,2 3,3 63,5 27,7 4,1 12,4 587,1
25–34 0,9 1,7 4,4 34,5 30,8 27,7


Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...