Как научить малыша плавать в ванной. Ныряние грудничков: чем полезно плавание и противопоказания

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Плавание принесет удовольствие и большую пользу для малыша. Кроме того, во время совместных процедур, мама и ребенок еще больше сблизятся и наладят контакт. Начинать занятия в ванной можно уже практически с рождения. Но учтите, что детское плавание в столь раннем плавание происходит не за счет работы мышц, а благодаря врожденным рефлексам.

Если вы хотите, чтобы грудничок в реальности научился плавать, продолжайте занятия уже в бассейне. Оптимальным возрастом для занятий в бассейне считается, когда ребенку исполнится 6 месяцев. Однако сегодня разработаны специальные программы, которые рассчитаны на плавание с грудничком в 2-3 месяца.

Учиться плавать нужно начинать с домашней ванны и затем переходить в бассейн. Делать это в два месяца или уже после полугода, решать родителям. В любом случае при регулярных занятиях уже к годовалому возрасту у малыша появятся осознанные навыки и умения плавания. Плавание – несомненная польза для здоровья и развития грудного ребенка.

Чем полезно плавание для грудничка

Каждый знает, что плавание оказывает благоприятное воздействие на дыхательную и опорно-двигательную систему, на работу сердца и сосудов. Давайте подробнее рассмотрим, в чем заключается польза грудничкового плавания:

  • Укрепление мышц малыша, распрямление рук, ног и пальчиков;
  • Прохладная вода закаляет и укрепляет иммунитет;
  • Улучшение работы органов дыхания новорожденного и выработка “глубокого” дыхания;
  • Повышение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям;
  • Регулярное плавание стимулирует кровоснабжение и стабилизирует артериальное давление, положительно влияет на работу легких;
  • Более плотная по сравнению с воздухом вода оптимизирует давление сосудов, облегчает работу сердца и нормализует сердечный ритм;
  • Ныряние и задержка дыхания активизируют работу мозга и промывает носик младенца от пыли и бактерий. Это предупреждает развитие аллергии, является отличной профилактикой насморка и инфекционных заболеваний;
  • Плавание нормализует сон и помогает малышу быстрее заснуть. После процедур ребенок крепко и спокойно спит;
  • Ребенок привыкает к перепадам температур, что тоже положительно влияет на иммунитет и способствует физическому развитию;
  • Систематические занятия помогут сформировать правильную и красивую осанку, крепкий мышечный корсет для грудничкового позвоночника;
  • Исследования доказали, что малыш в воде расслабляется и избавляется от страхов, становится смелее и увереннее. Кроме того, ребенок, который умеет плавать практически с рождения, не будет бояться открытых водоемов.

Водные процедуры помогут новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Интересно, что упражнения в воде гораздо полезнее и эффективнее массажа. Он укрепляют и в то же время расслабляют мышцы ног и рук, спины и шеи. Это стимулирует и улучшает опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, плавание с грудничком укрепляет взаимосвязь и налаживает контакт с мамой, что положительно влияет на психику и эмоциональное состояние малыша. Новорожденный меньше капризничает, беспокоится и плачет.

Однако существуют и противопоказания для грудничкового плавания. Ребенку нельзя плавать при врожденных заболеваниях сердца и дерматите, при судорогах и серьезных расстройствах нервной системы. Плавание станет опасным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей.

Плавание во время простуды или вирусного заболевания только усугубит положение. Возобновить занятия можно после полного выздоровления. Перед тем, как начать систематические упражнения по плаванию, лучше проконсультироваться с педиатром.

Правила плавания в ванной

Если противопоказаний нет, то смело начинайте тренировки. Важно соблюдать правила безопасности и некоторые рекомендации по плаванию в ванной. Тогда вы избежите проблем и легко научите плавать малыша. Начинать обучение уже можно с трех недель после появления младенца на свет.

Перед процедурами подготовьте ванну. Достаточно помыть сантехнику хозяйственным мылом перед погружением новорожденного. Раз в неделю обрабатывайте ванну содой, после чего тщательно споласкивайте горячей водой. Не используйте марганцовку и травяные отвары. Не забывайте, что ребенок может наглотаться воды, а данные вещества нередко вызывают негативную реакцию.

Большое значение играет и температура воды. Оптимальными показателями для новорожденных станут 37 – 35 градусов выше нуля. Затем температуру постепенно снижают. Но помните, что детям до трех месяцев нельзя купаться при температуре ниже 32 °C!

Первые купания должны длиться не более 15 минут. При этом, когда вода остывает, не нужно подливать горячую воду! Организм малыша привыкает к новым условиям и закаляется, что благоприятно влияет на иммунитет ребенка.

Никогда не оставляйте малыша одного в ванной! Достаточно двух-трех секунд, чтобы новорожденный захлебнулся даже в небольшом количестве воды!

Как выбрать температуру для купания грудничка

Начинать купание нужно с температуры 34-37°C, которую снижайте на 1-2 градуса раз в четыре дня. Но не увлекайтесь закаливанием. Слишком холодная вода принесет лишь вред новорожденному. Минимальная температура для трехмесячных детей составляет 32 градуса, а для малышей до года – 25 градусов.

Когда температура не подходит для малыша, он плачет при погружении в течение нескольких минут. Если малыш сопротивляется и капризничает, возвращайтесь к прежним показателям. Соблюдайте меру и не заставляйте купаться насильно. Когда грудничок пассивен и не хочет двигаться, вода слишком теплая. А вот если ребенок сначала хныкает, но потом успокаивается и активно плещется, вы подобрали идеальную температуру.

Для измерения градусов можно использовать специальный градусник или применять старый “бабушкин” метод при помощи опускания локтя в воду. Кожа в этом месте более мягкая, нежная и восприимчивая.

Кроме того, важно следить и за температурой воздуха. Не слишком нагревайте помещение для купания. Большая разница температур не понравится малышу и может привести к заболеваниям.

Восемь упражнений для плавания с грудничком

Оптимальным временем для купания считается 40-60 минут после кормления. Грудное молоко уже усвоилось, но при этом малыш еще не голоден. Малыш не должен быть уставшим, так как он будет плакать и капризничать во время грудничкового плавания. Но если ребенок спокоен и охотно выполняет упражнения, можно проводить занятия и перед сном.

  • Поддержка под затылок

Ребенок лежит на спине, а мама держит головку под затылок. Иногда самых маленьких малышей приходится поддерживать другой рукой и под попой. Очень скоро при регулярном выполнении поддержки грудничок будет держаться на воде сам.

  • Поддержка под подбородок

В данном случае ребенок находится животиков вниз практически в вертикальном положении. Мама поддерживает голову так, чтобы подбородок лежал на ладони.

  • Толчки и повороты

Ножки малыша приближают к стенке ванны. Он чувствует опору, отталкивается от бортика и пытается плыть.

  • Плескание

Мама кладет малыша на животик так, чтобы он полностью погрузился в воду, и слегка поддерживает подбородок. Покажите малышу, как интересно плескаться. Водите руку вместе с ребенком по воде назад и вперед. Скоро кроха самостоятельно будет плескаться, передвигать ножками и ручками.

  • Плывем за игрушкой или догонялки

Мама кладет малыша также, как и при плескании животиком вниз, поддерживает рукой подбородок. Перед младенцем кладут игрушку для купания, которую нужно догнать. С каждым занятием постепенно увеличивайте скорость и дистанцию.

  • Восьмерка

Когда младенец научится передвигаться по прямой, начинают плавать, повторяя начертания цифры 8. Упражнение выполняют и на спине, и на животе. Постепенно увеличивайте скорость передвижения и размеры цифры.

  • Качели

Малыш лежит на животике. Мама поддерживает подбородок и затылок, чтобы голова оставалась над водой. Ребенка плавными движениями погружают и поднимают, передвигают вперед-назад.

  • Ныряние

Дети с рождения умеют задерживать дыхание, поэтому не стоит бояться полного погружения в воду. Начинайте ныряние после того, как малыш привык к воде и немного “поплавал”. Сначала скажите “Ныряем” и подуйте в лицо. Тогда малыш закроет глаза и задержит дыхание, а вы окунайте его с головой на пару секунд. Повторяйте занятие 10 дней. Затем снова к ключевой фразе и ветерку прибавляются брызги. Перед тем, как окунуть ребенка, произносим заветное слово, дуем и слегка брызгаем водой в лицо. Когда младенец привыкнет к процедуре, постепенно увеличьте время погружения до 6 секунд.

Если вы беспокоитесь о безопасности малыша, в первое время используйте специальные надувные круги для новорожденных или шапочку с пенопластом для поддержания головы. Тогда ребенок легко сможет находиться на воде без маминой поддержки. Но такие приспособления не позволят выполнить ныряние.

Правила плавания в бассейне

Плавать в бассейне можно начинать уже с двух месяцев. Главное, чтобы пупочная ранка полностью затянулась. Лучше, если вы будете заниматься вместе с инструктором по программе, специально разработанной для мам и грудничков. Однако можно делать упражнения и самостоятельно.

В бассейн обязательно возьмите три полотенца, одно из которых будет для родителя, другое – для малыша, а третье используйте в качестве подстилки для пеленального столика. Рекомендуется брать любимую игрушку малыша, пустышки и погремушки. При необходимости они помогут успокоить малыша.

Оптимальная температура, как и в ванной, должна составлять 32-37 градусов. Начинайте занятия с 10 минут и постепенно увеличивайте время. Максимальное время грудничкового плавания составляет полчаса. Перед тем, как делать упражнения, дайте малышу привыкнуть к воде. Можно побрызгать малыша, но следите, чтобы вода не попала в глаза!

Если ребенок замерз, вынимайте его из воды и согревайте полотенцем. Нельзя оставлять грудничка в бассейне одного! Во время плавания разговаривайте и поддерживайте ребенка, чтобы он чувствовал контакт с мамой. Это придаст уверенности малышу.

Первые девять месяцев своей внутриутробной жизни ребёнок проводит в водной среде, адаптируясь и приспосабливаясь к ней. В связи с этим многими специалистами поддерживается точка зрения, согласно которой приучать детей плавать нужно практически с момента их появления на свет. На житейском же уровне встречаются разные мнения на этот счёт. Так, одни убеждены, что плавание для грудничков способствует комплексному и всестороннему развитию; другие подобного оптимизма не разделяют, считая популярные занятия лишь новомодным трендом. Попробуем разобраться действительно ли полезно плавание для новорождённых.

Полезно ли новорождённым плавать

Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.

Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей , которые перечислены ниже.

  1. Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
  2. Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
  3. Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
  4. Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
  5. Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
  6. Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
  7. Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
  8. Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
  9. На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
  10. Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.

А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.

Что нужно знать родителям

Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.

  1. Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
  2. Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).

Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.

  1. Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.

А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:

  • Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
  • Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
  • Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.

Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.

Азы плавания в ванне

Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.

Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:

  1. Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
  2. Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
  3. Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.

Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.

Упражнения в ванной для плавания грудничка:

  1. Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
  2. Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
  3. Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
  4. Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
  5. Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.

Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.

  1. Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
  2. Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
  3. Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.

Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.

Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.

Бассейн для новорождённых

Плавание новорождённого в бассейне - не просто процесс его обучения элементарным водным движениям; это способ всестороннего развития. Занятия здесь, как правило, начинаются с 2-месячного возраста, при условии, что ранее ребёнком уже были освоены базовые плавательные упражнения в домашней ванне.

Ведущие педиатры советуют посещать бассейн не более 3 раз в неделю. Продолжительность занятия для двухмесячного малыша составляет десять минут, по мере взросления она увеличивается на полминуты с каждым месяцем.

Советы по посещению общественного бассейна:

  • Всегда надевайте на новорождённого детскую резиновую шапочку, которая защитит нежную кожу голову и волосы от жёсткой хлорированной воды.
  • Оптимальное для детского организма время посещения – с 10 до 12 часов, старайтесь уложиться в этот временной интервал.

В бассейне вы можете тренировать с ребёнком те же упражнения, что вы осваивали в пространстве ванны, постепенно увеличивая их интенсивность. При желании можно записаться в соответствующую группу или нанять инструктора, специализирующегося на обучении новорождённых. Однако это не обязательно – правила, как научить грудничка плавать в бассейне, идентичны правилам для ванны.

Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте

В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные . Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.

Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её , делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.

Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.

Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

Как все начиналось

В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

В чем смысл грудничкового плавания

Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

Как плавание действует на отдельные органы и системы

Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка .

  1. Сердечнососудистая система.

Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

  1. Система органов дыхания.

Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

  1. Центральная нервная система.

Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

  1. Костно-мышечный аппарат.

Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

  1. Мочевыделительная система.

Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

  1. Кожные покровы.

Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

Обратите внимание : как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

Какие существуют показания к грудничковому плаванию

Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

  • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
  • мышечной вялости (гипотонуса);
  • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
  • детей, рожденных после кесарева сечения;
  • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
  • врожденных костно-мышечных дефектов;
  • кривошеи;
  • детского церебрального паралича.

В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

  • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
  • кожные заболевания с выделениями;
  • раны;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания с судорожными припадками;
  • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
  • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
  • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

Важно : для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

Обратите внимание : Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

Есть ли вред от грудничкового плавания

Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

Чумаченко Ольга, педиатр

Инструкция

Новорожденный малыш умеет превосходно и задерживать дыхание на рефлекторном уровне. Но спустя два- этот навык утрачивается. Поэтому его необходимо восстанавливать и развивать. А чтобы малыш не испугался, старайтесь сделать водные процедуры интересными.

Учить плавать и нырять малыша следует только после окончательного заживления пупка. Как правило, этот период занимает две-три недели.

Перед подготовкой малыша к водным процедурам разогрейте его, сделав массаж и выполнив с ним небольшую гимнастику. Детям до трех достаточно легких поглаживаний, малышам постарше можно добавить . Массаж выполняется по всему телу. Для этого слегка погладьте и разотрите ребенку грудку, животик, межреберные мышцы. Область сосков и сердца не затрагивайте!

Движения во время массажа должны быть безотрывными. Погладьте по часовой стрелке животик: такие упражнения благоприятно сказываются на работе кишечника. Слегка помассируйте ручки и ножки. Через пять-семь минут можете переходить к водным занятиям.

Перед нырянием необходимо научить малыша задерживать дыхание. До трех месяцев, пока еще рефлекс не утратился, это несложно. Слегка подуйте ребенку на личико. Как правило, при этом малыши сами задерживают дыхание. Ребенок должен понять смысл слова «ныряем». Поэтому после выполнения нескольких «восьмерок» (это одно из первых уже имеющихся умений ) во в ванне произнесите: «Ныряем!» и дуньте на малыша. Повторите такое упражнение два-три раза.

Когда малыш усвоит, что после слова «ныряем» нужно задерживать дыхание, начните слегка сбрызгивать и умывать малыша водой. Если вы видите, что ребенку подобные процедуры не нравятся, не настаивайте, отложите их на время. А позже повторите.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...