Категория материи и ее фундаментальное значение для философии. Материя как философская категория для обозначения объективной реальности

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования - человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона так можно перечислять бесконечно. Демокрит был удачнее всех.

И так, что такое материя?

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.

Философское понимание материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

Объективность и независимость от сознания человека;

Их абсолютность как атрибутов материи;

Неразрывная связь друг с другом и движением;

Единство прерывного и непрерывного в их структуре;


Зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

Количественная и качественная бесконечность

Универсальными свойствами материи являются:

Несотворимость и неуничтожимость материи - означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве - означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) - это тоже движение.

Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

История понятия

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита . Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро .

Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение , пространство и время , которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная;
  • механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

Формы движения материи

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Литература

  • Друянов Л. А. Что такое материя . - М .: Учпедгиз, 1961.

Примечания

См. также

  • Формы материи
  • Формы бытия материи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Материя (философия)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Материя. Материя (от лат. māteria «вещество») объективная реальность, содержимое пространства, одна из основных категорий науки и философии, объект изучения физики. Физика описывает… … Википедия

    - (от лат. māteria «вещество»): В Викисловаре есть статья «материя» Материя (физика) фундаментальное физическое понятие. Материя (философия) философская категория для обозначения объективной реальности. то же, что … Википедия

    Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

    Материя, материальное начало, материальная причина (ulh, materiа,causa material) то, из чего состоит и из чего происходит данныйпредмет. Когда вопрос: из чего? ставится в общем и безусловном виде, вприменении ко всему существующему, возникает… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ

Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются , место в пространстве, вес, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то этих свойств; внешняя чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях »; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего состоит; то, из чего возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Понятие М. – одно из ключевых в философии. Существует несколько подходов к понятию «материя».

1) Материалистический . По определению В.И.Ленина, материя – философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя, согласно марксистской философии, – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция (то есть основа всех вещей и явлений в мире), субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, человек, общество – порождение материи.

2) Объективно-идеалистический . Материя объективно существует как порождение первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего.

3) Субъективно-идеалистический . Материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

4) Позитивистский . Понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структуры материи являются: 1) неживая природа всех уровней (от субмикроэлементарного – меньше атома – до уровня Вселенной, мира в целом); 2) живая природа всех уровней (от доклеточного до уровня биосферы в целом); 3) социум (общество) от уровня отдельного индивида до человечества в целом.

Характерные черты материи: 1) наличие движения; 2) самоорганизация; 3) размещенность во времени и пространстве; 4) способность к отражению.

Движение – есть неотъемлемое свойство материи. Возникает из самой материи (из заложенного в ней единства и борьбы противоположностей). Оно всеобъемлюще, то есть движется все. Оно постоянно, то есть существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм. Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Типы движения: 1) качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Бывает динамическим – изменение содержание в рамках старой формы и популяционным – кардинальное изменение структуры объекта; 2) количественное – перенос материи и энергии в пространстве.

Самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Проявляется в виде флуктации – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения, в рез-те которых образуется диссипативная структура – новое неустойчивое состояние материи. Диссип. структура может развиваться двумя путями: а) укрепление и превращение в новый вид материи, при условии притока энергии из внешней среды (энтропии), с дальнейшем развитием по динамическому типу; б) распадение и гибель, в рез-те слабости, непрочности новых связей, из-за отсутствия энтропии. Существует учение о самоорганизации материи – синергетика – разработчик Илья Пригожин (бельгиец русского происхождения).

Расположенность материи во времени и пространстве.Существует два основных подхода к этой проблеме. 1) Субстанциональный (Демокрит, Эпикур) – его сторонники считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией наряду с материей, а, соответственно, отношения между ними как межсубстанциональные. 2) Реляционный (от relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – сторонники считали время и пространство – отношениями, образуемыми взаимодействием материальных субъектов. Основные положения этого подхода: время –форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе развития; пространство –форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой; время и пространствотесно переплетены между собой; то, что совершается в пространстве, происходит и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Второй подход подтверждает теория относительности А.Эйнштейна, согласно которой пространство и время относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел – понимание времени и пространства как отношений внутри материи.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения являются следы (одного материального объекта на другом): человека на грунте, грунта на обуви, отражение в зеркале, на поверхности водоема. Виды отражения: физическое, химическое, механическое, биологическое. Стадии биологического отражения: раздраженность, чувствительность, психическое отражение. Сознание – высший уровень (вид) отражения. Согласно материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Согласно материалистическому подходу - универсальное свойство материи – детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел или их состояний и отражению. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы – абстрактного мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.

Развитие понятия материи в философии. В древней философии (Индия, Китай, Греция) – в основе определения М. – понятие материала (первоматерии), из которой вылеплены все вещи.

Четыре этапа развития понятия «материя»:

1) Наглядно-чувственное представление . В античной философии отождествление со стихиями (Фалес – вода; Анаксимен – воздух, Гераклит - огонь). У Гераклита первовещество – огонь – и материал, и источник непрерывного изменения. Все существующее – модификация этих стихий.

2) Вещественно-субстанциональное представление . Материя отождествляется с веществом, атомами, с комплексом их свойств. У Демокрита – два вида материи – атомы и пустота. Атомы – материал, пустота – пространство для движения. У Аристотеля – материя – всеобщая возможность предметного многообразия. Декарт отождествляет М. С единственным ее свойством – протяженностью. У Бруно и Спинозы – новое определение М. Как субстанция М. – это мир в целом, то есть материя=природе. Спиноза вообще избегает термина «материя», применяя субстанцию. Гольбах и Дидро – материя – это то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения. Для Дидро, как затем для Фейербаха становится понятным, что понятие материи – абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности их развития.

3) Философско-гносеологическое представление . Материализм, марксистское мировоззрение.

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление . Истоки у Б.Спинозы. Распространилось с сер. XX в.

Материя - философская категория, которая в материалистической философии обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим.

Историко-философский анализ генезиса и развития понятия «материя» сводится к анализу трех основных этапов ее эволюции:

  1. как вещи
  2. как свойства
  3. как отношения.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такой способ постижения мира использовали античные философы (воду, апейрон и воздух). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм, развивавшийся через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлениям Левкиппа и Демокрита, а затем Эпикура и Лукреция Кара об атомах как единой материальной основе мира.

Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, основанной, в частности, на опыте как принципе постижения бытия. Наука этого периода, не изменив качественно представления о материи как первооснове, углубила его, используя такую количественную характеристику, как «масса» . Подобное отождествление материи с массой характерно для работ Г. Галилея, И. Ньютона, М. Ломоносова и Лавуазье, сформулировавших закон сохранения материи, как закон сохранения массы, или веса тел.

Для второго этапа характерно:

  1. определение материи в границах механистического подхода как первоосновы вещей;
  2. рассмотрение ее «самой по себе» вне отношения к сознанию;
  3. включение в понятие материи только природного мира, оставляющее за пределами данной категории социальную сферу.

Однако уже в новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания, когда в определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, а впоследствии марксизмом – уже как философская абстракция, что и определило ее статус в рамках основного вопроса философии. В условиях научной революции XIX - начала XX века, радикально изменившей представление человека о мироздании и его устройстве, развивается представление о материи как о том, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения (Г. Плеханов), или согласно позиции В.И. Ленина, является философской категорией для обозначения единственного всеобщего свойства вещей и явлений - быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Иными словами, материя толкуется здесь в рамках системы субъектно-объектных отношений.

В современной философии проблема материи либо уходит на второй план (нетрадиционные направления), либо последняя трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами (всеобщими формами бытия), как движение, пространство и время.

Движение - это понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий. Качественная трансформация движущегося объекта может иметь двоякую направленность: повышение уровня сложности системной организации и ее связей со средой - прогресс (переход от низшего к высшему к более совершенным формам, их более высокой организации и эволюционным возможностям) и упрощение внутренней и внешней структуры объекта - регресс (возврат объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам).

Каждому структурному образованию материи соответствует присущая ему форма движения, которые на основе важнейших этапов развития материи делят на три основные группы. Для неживой природы характерны механическая (перемещение в пространстве и времени), физическая (движение атомов, молекул, световые явления) и химическая (химические реакции) формы движения. Для живой природы - биологическая (обмен веществ внутри живого организма), а для общества -социальная (материальные и духовные изменения, происходящие в обществе) формы движения.

Всеобщими формами движения материи являются пространство и время.

Пространство - свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях).

Время - понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Оно однонаправленно и необратимо, что особенно ярко проявляется в индивидуальной жизни организмов. В глубинах микромира можно обнаружить иные характеристики времени и пространства, а в других мирах вне нашей Метагалактики могут быть иные материальные структуры, а, следовательно, и неизвестные нам формы пространства- времени.

В рамках же известных нам материальных образований время подразделяется на три основных типа:

  1. природное - время различных природных явлений и процессов, с которыми в современной науке связаны понятия физического, космологического и геологического времени;
  2. биологическое - различные биологические формы движения в рамках самоорганизации живой природы;
  3. социальное - охватывающее различные виды времени связанные с конкретными формами человеческой деятельности, жизни общества и отдельного индивида.


Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...