Кто такой иоанн называемый марком. Полезный для служения. Иоанн Марк. Смотреть что такое "Марк-Иоанн" в других словарях

В списке св. 70 Апостолов (у Дорофея, Адона, св. Димитрия и др.), упоминается три Марка: первый евангелист - Марк, поставленный 2-м в списке 70; второй Марк спутник св. ап. Павла и Варнавы, под 61 числом и третий - племянник Варнавы под 66 числом. В Синаксаре, полных месяцесловах, Святцах и пр. в течение года совершается память трем апостолам именем Марка. Так 27 сентября память св. Марка именуемого также Иоанном, который быть спутником Варнавы и Павла; 30 октября Марк-племянник, св. Варнавы и 25 апреля память св. апостола и Евангелиста Марка. В прологах, Четьи Минеях и сказаниях (житиях) - упоминается также три апостола из 70 с именем Марка.

1. Марк, св. евангелист, о котором пишет св. ап. Петр, называя его возлюбленным сыном (I посл. V, 13), был епископом в Александрии, где, скончался мучеником за Христа.

2. Марк, называвшийся Иоанном, о котором св. евангелист Лука пишет в Деяниях (XV, 37) был спутником св. Варнавы и Павла, в последствии был епископом в Аполлониаде, и котором ап. Павел упоминает в Послании к Колоссянам (IV, 10). Но из сличения сказаний о жизни и длительности св. Марка - спутника ап. Павла, Варнавы и Марка - племянника Варнавина, видно, что это одно и тоже лицо. Племянник Варнавы носил двойное имя Марка - Иоанна (Деян. XII, 12) и был спутником ап. Павла и Варнавы (Деян. XV, 37); св. Марк - Иоанн, племянник Варнавы, был именно спутник ап. Павла и Варнавы (Деян. XIII, 5, 13; XV, 37).

Таким образом вместо 3-х Марков в числе 70 Апостолов оказывается два: Евангелист Марк ученик и спутник ап. Петра, епископ в Вавилоне (Египте в Александрии), и племянник Варнавы, епископ Вивлоса (или Аполлониады); но многие из древних отцов и учителей церкви: Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, блаж. Иероним, Евсевий Kecaрийский и др. считают Евангелиста Марка за одно лицо с Иоанном Марком, племянником Варнавы, но если внимательно проследить сообщаемое о Марках у Папия, Климента, Оригена, свидетельство которых приводится в Церковной Истории Евсевия, то едва ли можно признать Марка - Иоанна, племянника св. Варнавы за одно лицо с Евангелистом Марком. Так древнейший из вышеупомянутых церк. писателей Папий ссылается на Аристиона и пресвитера Иоанна, ученика самого Господа (о таковых учениках Иисуса Христа нет никаких сведений в книгах Нового Завета), что по их рассказам Марк истолкователь Петра, написал Евангелие, но у Папия нет намека на то, чтобы Евангелист Марк был племянник Варнавы и спутник ап. Павла (Евсевий. Церк. История 3 кн. 39, 166 стр.); к тому же Папий считается таким писателем, который передает и такое из неизвестных притчей и наставлений Спасителя, что близко к баснословию (Церк. История Евсевия, кн. 3. гл. 39, стр. 165). Ориген и др. пишут, что второе Евангелие Марка написано по сказаниям Петра и писателя оного называет своим сыном: «целует вы яже в Вавилоне соизбранная и Марко, сын мой» (I Петр. V, 15). Климент в 6-й книге Постановлений (гл. II) говорить, ссылаясь на Папия, что Марк, упоминаемый ап. Петром (1 Посл. V, 15), написал Евангелие (Церк. История Евсевия кн. 2, гл. 15 и 16. 78 - 79), но не говорит, чтобы Евангелист Марк был племянник св. Варнавы и спутник ап. Павла. Сам Евсевий, приводя свидетельство Папия, Климента, Оригена, и др., не говорить, что писатель 2-го Евангелия - св. Марк, ученик ап. Петра, был племянник св. Варнавы. Последующие писатели (св. Ириней и др.), без достаточных оснований стали считатать Евангелиста Марка, и Иоанна - Марка за одно лицо. Третий же Марк, сродник Варнавы, епископ Аполлониады, оказывается сомнительным, но Синаксарь вместо 3-го Марка (сродника св. Варнавы) выдает некоего Марина за сродника его (Вар? навы) и считает епископом Аполлониады, того города, в коем по Четьи Минейным сказаниям должен быть третий Марк (л. 156). Попытка соединения в одном лице евангелиста Марка с Марком - Иоанном сделана в Синаксаре в таком виде: «Святый Евангелист Марк той же, иже нарицается Иоанн и племянник святаго Варнавы, бе по рождению еврей и един от 70 апостолов (Колос. IV, 10, 11, Епифаний). В доме матери его Марии собирахуся верни на молитву. Сюда прииде изведенный из темницы ап. Петр, в лето 44-е (Деян. XII 1-19 ; XII. 25). Св. Павел и Варнава взяша его в Антиохию для помощи в проповедании Евангелия, он бе с ними в Селевкии, Кипре, и из Берии возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 5; 13. Евсевий, папа Климент и Ориген. Отселе со святым Петром бе в Риме. Здесь вернии просиша св. Марка, да оставит им в письмени повествование о Спасителе, и Апостол Петр одобри написанное св. Марком Евангелие. Се бысть в лето 46-е. Из Рима св. Петр посла Марка в Аквилею оттуда в 49-е лето прииде в Александрию, и тамо множество мужей и жен увероваша во Христа по его слову (Евсевий 50 год, в 52-55 годах). После Иерусалимского Собора, св. Марк путешествовал с Павлом и Варнавою и потом с дядею бе в Кипре, до 62 года подвизался в Египте (Деян. XVI, 36-40: здесь нет и речи об Египте: где св. Петр, писа свое послание, именует Марка сыном своим. Апостол поставил Марка епископом Александрии, да поставит пресвитеры (I Петр. V, 13, Евсевий, Хронограф восточный). Св. Марк путешествова с проповедью Евангелия в Ливию и Пентаполь (Колос. IV, 10; Филипп. IV, 23; Колос. IV, 10.). В конце 62 лета, Марк бе вкупе с Павлом в Риме, и учитель язычников посылаше его в Фригийский град Колоссы обличити еретики. По сем до 66 лет Марк проповеда в Малой Азии, яко именоватися ему епископом Аполлониады. В 67 лето, во время вторичных уз своих Павел писал к Тимофею (IV, II) в Ефес: Марка поем приведи с собою, есть бо ми благопотребен на службу. По кончине ап. Петра и Павла, Марк паки прииде в Александрию. Подвиги его скончашася зде мученичеством». (Сентябрь. Киев 1874. с. 256-257 ; 25 апреля). Здесь, кроме необычного путешествия по отдаленным странам Италии, Египта, Малой Азии и др. и частый переход (без указаний причины) от одного первоверховного Апостола (Петра) к другому (Павлу), много и исторических несообразностей, которые показывают невозможность считать Евангелиста Марка с Иоанном - Марком за одно и то же лицо. О евангелисте Марке было уже сказано выше. Здесь же представляются краткие сведения о св. Иоанне, нарицаемом Марком, племяннике св. Варнавы и спутники ап. Павла в первое его путешествие. Св. Иоанн - Марк сын Марии. Но имя ее мужа в св. Писании не открыто. Некоторые считают Аристовула, одного из 70, тестя ап. Петра, а другие, по словам блаж. Феофилакта, самого ап. Петра, который будто бы, по освобождении из темничного заключения при царе Ироде. (Деян. XII гл.) возвратился в свой дом, - дом Марии но как то, так и другое мнение не подтверждается историческими свидетельствами. Марк был родом иудей, - жил при своей матери Марии (вероятно, она в это время лишилась супруга). Дом ее, как видно, был местом собраний для Апостолов и Иерусалимской церкви для молитвы (Деян. XII, 12). В первый раз имя Иоанна - Марка помянуто в Апостольских Деяниях (XII). Царь Ирод поднял руки на представителей церкви Христовой в Иерусалиме и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем (Деян. ХП, 1-2), а затем видя, что это приятно иудеям, взял и Петра и посадил его в темницу, из которой он чудесно был изведен Ангелом (Деян. XII, 3-10). Когда Ангел стал невидим, тогда Петр, осмотревшись, пришел к дому Mapии, матери Иакова, называемого Марком, где многие собрались и молились (Деян. XII, 12). Это было в 44 году. В след. 45 г. представители христианской церкви, собранную во время голода при императоре Клавдии милостыню (пособие) отослали чрез Варнаву и Савла живущим в иудее, частное иерусалимской церкви (Деян. XII, 30). По исполнении поручения, Варнава и Савл возвратились из Иерусалима в Антиохию, взявши с собою Иоанна, прозванного Марком (Деян. XII, 25). Когда в Антиохии, пророки мучители (Варнава, Симеон, нарицаемый Нигер, Луций Киреянин и Манаил и Савл и вместе с ними Иоанн Марк) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь. Они, Савл и Варнава с Иоанном Марком, из Антиохии; пришли в Селевкию, откуда отплыли в Кипр (родину св. Варнавы, Деян. XIII, 1-4). Бывши в Саламине, они проповедовали слово Божие в синагогах иудейских; имели же при себе Иоанна (Марка) для служения (Деян. XIII, 5). На основании выражения «для служения» (διακονια) некоторые предполагают, что Иоанн Марк был посвящен в сан диакона. Отплывши из г. Пафа (главный город о. Кипра) Павел и Варнава и бывшее при них прибыли в Пергию, в Памфилию, и здесь Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим (Деян. XIII, 13)). Причины, по которой Иоанн Марк оставил апостолов, св. Лука не указывает. Вероятно, для молодого человека (еще может быть юноши), каковым тогда был племянник св. Варнавы, утомительно было путешествие, сопровождавшееся неприятностями и оскорблениями для проповедника св. веры: может быть, сожаление об оставленной матери, вдовы, которая в нем лишилась поддержки и утешения. Фаррар предполагает, что Иоанн Марк был недоволен возраставшим превосходством св. Павла пред его дядею Варнавою, который по обращении проконсула Серия Павла (Деян. XIII. 6-12), пользовался большим почетом, сравнительно с его дядею, - которому бывший гонитель христиан Савл обязан введением в иерусалимскую церковь (Фаррар, Жизнь св. ап. Павла. 1877. 246 стр.). После апостольского собора, бывшего в Иерусалиме (Деян. XV), Павел и Варнава проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел с собой взять Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии (Пергии) и не шедшего с ними на дело, на которое они били посланы. Отсюда произошла распря (огорчение), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. XIII, 38, 39), а Павел, избрав себе Силу, отправился, и проходил Сирию и Киликию (Деян. XIII, 40-41). Распря бысть, говорит (св. Лука), но не вражда, не раздор. «Распря сделала то, что они разделились, и, св. Иоанн Златоуст замечает, хорошо (сделали). Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели - пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею. Ибо, если бы они это делали для собственной чести, то конечно он (Иоанн Марк) мог соблазниться; но так как они делали это для его спасения и единственно для того, чтобы показазать, как премудры советы (Бога), удостоившего его такой чести, то что здесь предосудительного» (Св. Иоанн Златоуст, Толкование на ап. Деяния Спб. 1853, стр. 96-97). Хотя ап. Павел и отказал Иоанну Марку в его дальнейшем сотрудничестве (Деян. XV, 38), но не только не гневался, но, как видно, питал к нему особенное благорасположение. В послании к Колоссянам (63 г.) он заботился о возможно лучшем приеме им Марка. «Приветствует вас - Колоссян - Аристарх, заключенный вместе со мною и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили приказание: Если он придет к вам, то примите его» (Колос. IV, 10). «Хвалит и сего, т. е. Марка, замечает св. Иоанн Златоуст за его (Марка) родство, так как Варнава был великий муж» (Толкование на Послание к Колоссянам, стр. 176). «Что же, далее спрашивает св. Иоанн Златоуст, неужели без особого распоряжения Павла (IV, 10) Колоссяне не приняли бы Марка? Конечно, приняли бы; но Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж» (Там же. 176 стр.). Какие были сделаны распоряжения (заповеди) ап. Павлом Колоссянам относительно приема ими Марка - трудно сказать, но вероятно, этими распоряжениями имелось в виду, чтобы Колоссяне радушно приняли его, а может быть распоряжения апостола касались вместе с тем и сбора пожертвований для иерусалимской церкви, произвести каковой ап. Павел поручает Марку, как находившемуся в близких отношениях (чрез Варнаву и ап. Петра) к палестинским христианам. Доброго расположения ап. Павел не лишает св. Марка-Иоанна до своей кончины, что видно из предсмертного его послания (второго) к св. Тимофею (2 посл. IV, II ст.): «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». Упоминается св. Марк (Иоанн) в послании к Филимону. Ап. Павел между другими своими сотрудниками называет и Марка. «Приветствует тебя (Филимона) Епафрас, узник вместе со мною ради Христа, Марк, Аристарх,… сотрудники мои» (Филим. 23). Неизвестно, где св. Иоанн Марк с Варнавою, по разлучении с ап. Павлом, проповедовал и дальнейшая деятельность его мало известна. В Деяниях святых (Acta sanctorum, jun. II. 42) находятся апокрифические сказания из Периодов, или путешествий св. Варнавы, который будто бы составлены Иоанном Марком. Там же помещены акты, страдания и похвала св. Варнаве, будто бы написанные им же (Марком). По преданию, св. Иоанн Марк был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем. В Четьи Минее св. Димитрия (4 янв.) сказано, что Иоанн Марк был епископ в Вивлосе, иже и в Финикии, его же сению (т. е. св. Марка) недузи прогоняемы бываху. В тех же Минеях св. Димитрия, переведенных на русский язык, сказано: «св. апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных» (Сент. 610 стр.). Неизвестен год кончины св. Марка; некоторые полагают, что он погребен в Ефесе. В православной церкви память св. Иоанна Марка совершается 27 сентября, вместе с ап. Зиною, а также 30 октября с ап. Стахием и др. (если считать св. Марка Иоанна за одно лицо с тем Марком, который епископствовал в Аполлониаде), а также 4 января в Соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его 27 сентября.

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 547-555 .

Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.

Дни памяти:

Жития

Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников - епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.

Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Святой Тертий был вторым епископом (после святого апостола Сосипатра) в Иконии, где обратил ко Христу многих язычников, здесь же окончил жизнь мученически. О нем упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (16, 22). Святой Марк, он же Иоанн (Деян. 12, 12), племянник апостола Варнавы, был епископом Аполлониадским (Кол. 4, 10). В доме его матери Марии (память 29 июня) часто находили убежище гонимые ученики Господа после Его Вознесения. Святой Иуст, называемый Варсавою, сын Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы, был избран на место Иуды, вместе с Матфием; епископствовал и мученически скончался в Елевферополе. Святой Артема был епископом в ликаонском городе Листре; скончался мирно.

Святой апостол от 70-ти Марк, называвшийся также Иоанном, упоминается святым апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний (Лк. 12, 25; 15, 37 — 39), а также святым апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам (4, 10) и к Филимону (1, 23). Святой апостол Марк проповедовал Слово Божие вместе с апостолами Павлом и Варнавой и был поставлен ими епископом в Финикийском городе Библе. Святой апостол Марк достиг великого дерзновения пред Богом, так что и самая тень его исцеляла больных (память также 25 апреля).

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 — 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 — 12).

Евангелист Марк. XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Грачаница.

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 — 63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина — пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом — в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Тропарь апостола Марка

глас 3 Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2 С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Ин тропарь апостола и евангелиста Марка

глас 3 У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Андрей Рублёв. Символ евангелиста Марка — Лев. (1360-е — 1430)

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от Марка описан юноша, следовавший за Господом и ведшими Его воинами. Древнее церковное предание почитает под этим, не названным в Евангелии юношей самого автора - евангелиста Марка. Св. Марк был сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы, последнему приходился племянником. Вместе с ними он прошел, проповедуя слово Истины, Селевкию (в Сирии), о. Кипр, Малую Азию и достиг Рима. Из Рима, по слову ап. Петра, св. Марк отправился в Египет, где основал христианскую Церковь. Затем, посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там ап. Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет. Из Рима ап. Марк снова удалился в Египет. В Александрии - египетской столице - он основал христианское училище, спустя века вырастившее знаменитых отцов Церкви. Совершив еще несколько благовестнических путешествий, апостол вернулся в Александрию, где принял мученическую кончину. Во время богослужения он был схвачен язычниками, заключен в темницу, а затем избит до смерти. Тело ап. Марка было погребено в Александрии. Позже св. мощи евангелиста были перенесены в Венецию, которая почитает св. апостола своим первым просветителем. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в «Откровении» св. Иоанна Богослова.
Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12 ноября.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - 1) слово "Е." происходит от греч. эуангелидзоменос, "благовествующий" - так в Септуагинте передано соотв. евр. слово, к-рое обозначает посланника, приносящего весть о воен. победе...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - пастор-проповедник в СПб. при Александре I...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик, родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен...

    Русская энциклопедия

  • - один из четырех евангелистов, по происхождению иудей, но еще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующих в Него...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  описатель, сказатель евангелия; их имена: Матфей, Марк, Лука и Иоанн...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ; мн. евангели/сты, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЕВАНГЕЛИ́СТ, -а, муж. 1. мн. Протестантская секта, близкая к баптистам. 2. Составитель евангелия. Апостолы-евангелисты. 3. Член секты евангелистов. | жен. евангелистка, -и. | прил. евангелистский, -ая, -ое...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЕВАНГЕЛИ́СТ, евангелиста, муж. . 1. Автор евангелия. 2. Член евангелической общины...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - евангели́ст I м. Каждый из четырёх - Матфей, Марк, Лука, Иоанн - авторов Евангелий, входящих в Новый Завет...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - евангел"...

    Русский орфографический словарь

  • - евангели́ст др.-русск., ст.-слав. еванелистъ. Через цслав. из греч. εὑαγγελιστής...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - а, м., одуш....

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - апостол, матвей, иоанн богослов, марк,...

    Словарь синонимов

"МАРК {(Иоанн) }ЕВАНГЕЛИСТ" в книгах

Евангелист Марк

автора

Евангелист Марк Морозов предполагает, что евангелистом Марком был святой Марк Афинский, для времени смерти которого «Жития» дают почему–то две даты 400 г. и 725 г. Можно думать, что это расхождение возникло из–за того, что одна из дат дана не в эре «от Р.Х.». Это очень

Евангелист Иоанн

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Евангелист Иоанн Как мы уже знаем, евангелие Иоанна стоит особняком от других, синоптических, евангелий по художественности своей отделки. Оно во многих главах скорее является поэмой, чем биографией. Это евангелие акцентирует внимание на «духовной» стороне жизни Иисуса,

Святой евангелист Иоанн

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Святой евангелист Иоанн «Тогда последний (из Евангелистов) Иоанн, – говорит Климент Александрийский, – видя, что телесные черты освещены в Евангелиях, понуждаемый учениками и божественно вдохновляемый, написал духовное Евангелие». Написанное последним, четвертое

7. Евангелист Марк

Из книги Как было на самом деле. Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

7. Евангелист Марк

Из книги автора

7. Евангелист Марк Огромный собор Св. Марка в Венеции является украшением города и одним из популярнейших сооружений Италии. Его история чрезвычайно интересна в свете новой хронологии.Оказывается, первый евангелист Марк жил в XII веке, умер во второй его половине и был в

Святой апостол и евангелист Марк

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой апостол и евангелист Марк Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (см.: Деян. 12, 12). Принятое Православной Церковью предание почитает Марка одним из числа

Евангелист Марк как переводчик апостола Петра

Из книги Иисус глазами очевидцев Первые дни христианства: живые голоса свидетелей автора Бокэм Ричард

Евангелист Марк как переводчик апостола Петра Точный смысл сообщения Папия о происхождении Евангелия от Марка обсуждался в нескольких различных аспектах. Первый вопрос, требующий прояснения, - что значит, что Марк был «переводчиком Петра»? Греческое существительное

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается

Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил? При описании событий, сопровождавших казнь Иисуса, наибольшую наблюдательность проявляет евангелист Матфей, который повествует: «От шестого же часа тьма была по всей земле

Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117)

автора Мудрова Анна Юрьевна

Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117) 21 мая (8 мая по ст. ст.)Преставление – 9 октября (26 сентября)Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа

Апостол и евангелист Марк (63)

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Апостол и евангелист Марк (63) 8 мая (25 апреля по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I) – 10 октября (27 сентября по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I) – 12 ноября (30 октября по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30

Евангелист Марк. Радостная Весть

автора Завет Новый

Евангелист Марк. Радостная Весть 1 1 Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. 2 Как написано у пророка Исайи:«Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,который приготовит Тебе путь.3 Голос глашатая в пустыне:„Проложите путь Господу,прямыми сделайте тропы

Евангелист Иоанн. Откровение

Из книги Радостная Весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого автора Завет Новый

Евангелист Иоанн. Откровение 1 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал Его слугам то, чему надлежит вскоре свершиться, и послал Своего ангела сообщить это Своему служителю Иоанну. 2 Иоанн и засвидетельствовал Слово Божье и свидетельство Иисуса

Кем был евангелист Марк?

Из книги Сказания евангелистов автора Косидовский Зенон

Кем был евангелист Марк? Если следовать традициям, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных

Евангелист Марк (I век)

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Евангелист Марк (I век) При глухоте и проблемах со слухом можно читать Евангелие от Марка: 7 главу стихи

(Деян. } и Деян. ). Он был жителем Иерусалима , сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иоанна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:

Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).

Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .

См. также

Напишите отзыв о статье "Марк-Иоанн"

Примечания

Литература

  • Архиепископ Димитрий (Самбикин) . . - СПб. : Православный собеседник, 1906. - С. 3 т., 547-555.

Отрывок, характеризующий Марк-Иоанн

«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.

(память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().

Святой Марк был ближайшим сподвижником (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, (5 октября), (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари ( ; ).

Иконописный подлинник

Византия.

Ап. Марк. Миниатюра. Византия.

Византия. 950.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. 950 г. Иверский монастырь. Афон.

Византия. X.

Миниатюра из Евангелия cod. 204. Византия. Конец X - начало XI века. Монастырь св. Екатерины. Синай.

Византия. XI.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. XI в. Афины.

Византия. 1133.

Ап. Марк. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...