Лютеранская церковь отличия. Во что верят лютеране? Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма

В силу определенных причин христианство как изначальная религия разделилось на несколько ветвей, которых друг от друга отличают догматические и культовые особенности. К ним относят православие, католицизм и протестантизм. Именно о последнем направлении мы и поговорим, а точнее о лютеранстве как о его подвиде. В этой статье вы найдете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” - а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий.

Как возникло лютеранство?

XVI век в Европе - это время религиозной революции, которая положила начало новым ответвлениям от основной Все началось с того, что некоторые верующие начали отрицать учение и проповедовать свои собственные догматы. Они хотели реформировать религию согласно Библии. Так возникло реформаторское движение, которое на тот момент затронуло не только религиозную сферу средневековой Европы, но и политическую, и общественную (ведь в то время церковь не была отделена от других областей жизни человека).

Первым, кто высказался против существующего католического курса веры, был Именно он выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал “95 тезисов”. В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры. Конечно, его осудили, назвали еретиком, но начало было положено. Протестантство стало распространяться, и конечно, начали появляться разные течения.

Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты. Они сохранили те догматы, которые написал еще Мартин. Далее появились кальвинисты, анабаптисты и многие другие. Каждый находил свой правильный способ почитания Бога, молитвы к нему и так далее. Что примечательно: в каждом течении появились и свои ответвления, которые разнились лишь некоторыми догмами и способом понимания Библии. Конечно, каждый считал, что он прав.

Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма

Итак, теперь рассмотрим, насколько велика разница между лютеранством и католицизмом, из которого оно, собственно, и вышло. Тут можно сформулировать несколько тезисов:

  1. Лютеране не признают священников как наместников Бога на Земле. Именно поэтому проповедниками этой веры могут стать даже женщины. Также священнослужители лютеран могут вступать в брак (даже монахи, чего нет в других религиях вообще).
  2. Из таинств католицизма у лютеран осталось лишь Крещение, Причастие и Исповедь.
  3. Библия - это главная книга верующего. В ней находится истина.
  4. Лютеране веруют в (Отца, Сына и Святого Духа).
  5. Верующие этого течения знают, что судьба у каждого человека предопределена с рождения, но ее можно улучшить добрыми делами и сильной верой. Следует заметить, что именно это положение способствует стремлению к личному обогащению верующих, и в этом нет ничего плохого. Помимо этого, сильная вера способствует искуплению грехов, а не дела верующих, как это происходит в католицизме.

Как видим, разница между этими двумя ветками религий довольно велика. Несмотря на то что лютеранство (протестантизм) и вышло из католицизма, но в конечном итоге с течением времени появились определенные догматы, а также различные направления в нем самом. Отличия были незначительны.

Также следует знать, что лютеране и протестанты (разница между которыми довольно тонкая) не одно и то же. Протестантизм - это более глобальное течение, оно включает в себя все, что откололось в свое время от католицизма. Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство - одно из них.

Таким образом, лютеранин - это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества.

Распространение этой религии в мире

Теперь рассмотрим, насколько распространена в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.

Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов - около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.

Обучение церковнослужителей и их отличие

Также следует заметить, что пастор у лютеран - это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода. Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше. Тут они ссылаются на одну из евангельских истин. Также, как было сказано выше, лютеранская церковь не запрещает становиться проповедниками женщинам, а также вступать в брак.

Подвиды лютеранства

Итак, лютеранин - это верующий, живущий глубоко во Христе. Он знает о его жертве и уверен, что она совершена не напрасно. И это единственное, что присутствует во всех подвидах лютеранства, некоторые из которых будут перечислены ниже (а вообще их несколько больше):

  1. Гнесиолютеране.
  2. Конфессиональное лютеранство.
  3. Лютеранская ортодоксия.
  4. Евангелистическо-лютеранская церковь и др.

Заключение

Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” Также вполне понятна суть этого направления религии, а также его возникновение и современное распространение в мире. Несмотря на то что существуют подвиды лютеранства, основная идея сохраняется и в них, остальные отличия существуют только в некоторых деталях. Именно они и позволяют сохраняться этим направлениям.

ЛЮТЕРАНСТВО, одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами.

Лютеранство названо по имени основателя Мартина Лютера (1483-1546). М. Лютер родился в небольшом саксонском городке Эйслебен в бедной семье. Его отец дал сыну хорошее образование. Окончив Эрфуртский университет и получив степень магистра, М. Лютер, однако, отказывается от преподавательской работы в университете, принимает монашеский постриг и затем становится католическим священником. Будучи священником, он получает степень доктора теологии.

Обычно датой основания лютеранства считают 31 октября 1517, когда М. Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения.

Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера.

Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение.

Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (так называемые sola gratia и sola fide). Лютеране считают, что из-за первородного греха человек нуждается в примирении с Богом, а это примирение вместе с прощением грехов являются сущностью оправдания. Христова праведность вменяется верующему, который получает её через Святого Духа. Согласно лютеранству, оправдание человека перед Богом происходит не в результате его заслуг и добрых дел, а по милости Божьей. Лютеране не отрицают того, что верующие должны совершать добрые дела, но утверждают, что сами эти дела являются плодом веры.

В лютеранстве, как и в кальвинизме, принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Лютеране, как и большинство других протестантов, признают единственным источником, правилом и нормой веры Священное Писание. Символы веры и другие принятые традицией положения имеют, согласно лютеранству, лишь подчинённый характер. В лютеранстве отвергаются признаваемое в католицизме чистилище (промежуточное звено между адом и раем), молитвы за умерших, возможность заступничества святых перед Богом.

Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями.

Двумя общепризнанными таинствами в лютеранстве являются крещение и причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Оно обычно совершается у лютеран окроплением, но может совершаться и в другой форме. Вечеря Господня, считают лютеране, была учреждена Христом для укрепления веры, для выражения союза верующего с Богом. Веря в истинное присутствие в элементах причастия - хлебе и вине - тела и крови Христа, лютеране тем не менее отказались от католической и православной доктрины пресуществления (изменения субстанции) хлеба и вина. Вечеря Господня празднуется в одних лютеранских церквах только раз в году - в Великую Пятницу, в других - значительно чаще. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая - с государством. Закон осуждает, а Евангелие оправдывает. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же - как Божья милость.

Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. Во время богослужения в лютеранских церквах возжигаются свечи, в некоторых из них используется ладан. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. В церквах имеется алтарь, крест является официальным церковным символом. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Прежде облачения были чёрного цвета, теперь же пасторы носят альбу (белое литургическое одеяние), поверх которого надевается ещё одно облачение, различающееся в разных национальных церквах.

Центральное место в церковных службах занимает проповедь. Кроме неё поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания. Богослужения совершаются на национальных языках. В XX в. некоторые лютеранские церкви несколько упростили свою обрядность.

Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Рукоположение (ординация) рассматривается в лютеранстве как обычай, имеющий корни ещё в древней церкви, но не считается обязательным. В связи с этим большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения. В последние десятилетия XX в. во многих лютеранских церквах была введена в практику ординация женщин. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны (в некоторых странах, например, в США , существует по нескольку лютеранских церквей).

Вообще лютеранские церкви склонны рассматривать и обрядность, и церковное устройство как сферы адиафоры, то есть того, что безразлично с точки зрения веры, так как оно не подтверждается, но и не опровергается Священным Писанием. Поэтому некоторые обряды можно совершать, но можно и не совершать. Церковное устройство также может быть различным.

В 1947 в Лунде (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация, штаб-квартирой которой стала Женева. Однако эта организация не является каким-то управленческим центром, а лишь призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся, содействовать миссионерской работе.

Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). Сторонники лютеранства образуют большинство населения в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; данные церковной статистики показывают гораздо более высокую цифру, однако значительная часть лиц, формально числящихся лютеранами, на самом деле отошла от религии), Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), на Фарерских островах (38 тыс., или 79%). Из других европейских стран значительные группы приверженцев лютеранства имеются в

Лютеранство - протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации - религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы.

В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции. Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года. Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства.

Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам. В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий, прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России - лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских.

Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: "Послание к христианскому дворянству германской нации", "О свободе христианина" и "О вавилонском пленении церкви". В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств. Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания. Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом - для учителей и пасторов (1528) и малом - для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием "Книга согласия" в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера.

Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще. В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием. Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму.

С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: "Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми".

Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела. Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды. Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать.

Брак по лютеранскому учению - установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря. лютеранство протестантский конфессия конфирмация

Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего. Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом.

Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация - публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование. Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование. Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике - агенде.

В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже, обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры. Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства. Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью, прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения - консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов. Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской. По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен. Основой Евангелическо-лютеранской церкви являются общины. Собрание общин созывается не реже одного раза в год. Эти собрания образуют все полноправные члены общин.

Руководство общинами осуществляют их церковные советы. Развитие лютеранства на территории собственно России (в Московском и Петербургском консисториальных округах) было тесным образом связано с Прибалтикой. Так, первая лютеранская община в Москве была создана лифляндскими лютеранами. Церковный устав, введенный в 1832 году, являлся результатом усилий балтийских церковных служителей. Наконец, большая часть лютеранских пасторов в России закончила богословский факультет университета в Дерпте (нынешнем Тарту). Эмигранты из Прибалтики создали в России эстонские и латышские лютеранские общины. Образовавшиеся в Латвии и Эстонии самостоятельные лютеранские церкви ныне покровительствуют своим братьям по вере - эстонцам и латышам, живущим в России. В возрождении в России лютеранских общин активнейшее участие принял латышский епископ Калнынь. Ныне существующая Евангелическо-лютеранская церковь сохраняет традиции лютеран России с XVI века и церкви, которая впервые конституировалась в 1832 году, была преобразована в 1924 году и вновь организована в 1989 г. после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений. Базируясь на общих догматических основах лютеранского вероучения, существующие в России лютеранские общины в силу исторических условий своего появления являются носителями, прежде всего скандинавской и немецкой традиций с определенной спецификой для латышских, эстонских, финских, шведских и немецких общин. Некоторые различия наблюдаются и в одеянии лютеранских священников. В облачении пасторов Церкви Ингрии, официально возрожденной в России в 1992 году, чувствуется влияние финнов, поскольку принято одеяние (альба) белого цвета. В общинах же немецкой и латышской традиции священники надевают черный талари маленький белый галстук с двумя короткими концами равной длины. Естественны и различия в языке богослужений; в зависимости от этнической принадлежности прихожан они совершаются на латышском, эстонском, шведском и немецком языках (для эмигрантов, утративших родной язык, или русских лютеран либо осуществляется параллельный перевод, либо проводится дополнительное богослужение). Различия наблюдаются в праздниках и памятных днях. К примеру, в немецкой по традиции Евангелическо-лютеранской церкви России отмечается день памяти жертв репрессий, Церковь Ингрии празднует в ноябре день всех святых, особый день поминовения усопших имеется летом у латышей, финны и эстонцы почитают день св. Иоанна.

Использованный источник

1. http://www.skatarina.ru/library/lutvros/lutvros/lr01.htm

А. А. Пастор,
Президент Генерального Синода ЕЛЦ

Сведения об основах вероучения
Евангелическо-лютеранской Церкви

Евангелическо-Лютеранская Церковь относится к западной ветви христианства. Ее вероисповедание и структуры сформировались в 16 в. (после 1520 г.) как результат Реформации, провозгласившей необходимость обновления христианской жизни на основании св. Писания и, в особенности, Евангелия, являющегося фундаментом для всех христианских Церквей. Название отражает принцип следования идеям Реформации, заложенным Мартином Лютером. Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В настоящее время Лютеранская Церковь является государственной Церковью в Швеции (92% населения), Норвегии (93% населения), Дании (95% населения). Лютеранство исповедуется абсолютным большинством верующих Финляндии (90,6%), Эстонии, Латвии (80%). В ФРГ лютеранство исповедует примерно 50% верующих христиан, в особенности в северных землях. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место. Всего в мире около 75 млн. лютеран.
Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI в. Первая по старшинству церковь была построена в Москве в 1576 г., вторая - в Нижнем Новгороде в 1593 г. На протяжении XVI-XVII вв. численность прихожан стабильно возрастала. Резкий рост лютеран в России произошел в результате присоединения к Империи балтийских территорий при Петре I, а также приглашения Екатериной II переселенцев-колонистов в Южную Россию и Поволжье. С тех пор Евангелическо-Лютеранская Церковь является неотъемлемой частью жизни России - лица лютеранского вероисповедания занимали ответственные государственные посты (вплоть до должности государственного канцлера). Первый Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи был принят в 1832 г. и утвержден императором Николаем I. Реорганизация церковных структур после Октябрьской революции завершилась принятием в 1924 г. нового Устава, на базе которого и был создан нынешний Устав.
Основой вероучения (так же, как для православного, католического и иных христианских вероисповеданий) является Священное Писание Ветхого и Нового Завета - единственный источник и твердая безошибочная норма Церковного Учения и деятельности, а также Никейский и Апостольский Символы Веры. Практическое вероисповедание зафиксировано в «Книге Согласия», включающей неизмененное Аугсбургское Исповедание 1530 г., Краткий и Большой Катехизисы д-ра Лютера, Шмалькальденские Артикулы и прочие символические книги.
Основой структуры ЕЛЦ является община. Руководство общиной осуществляется Советом общины. Духовное руководство общиной осуществляется проповедником или пастором. Общины крупного региона образуют Региональную Церковь (епархию). Высшим законодательным органом Региональной Церкви является Синод Региональной Церкви, который определяет также вопросы духовного руководства Региональной Церковью. Синод Региональной Церкви имеет право создавать пробства. Пробства объединяют общины, расположенные в пределах небольших регионов. Высшим руководящим органом пробства является Синод пробства, который избирает Совет пробства. Синод пробства имеет право создавать приходы, объединяющие малые соседствующие общины. Решения общецерковного значения Евангелическо-Лютеранской Церкви принимает регулярно созываемый Генеральный Синод, являющийся высшим законодательным органом ЕЛЦ и состоящий из представителей всех Региональных Церквей и пробств. Генеральный Синод избирает Президиум Генерального Синода во главе с Президентом, а также Архиепископа, осуществляющего духовное руководство Церковью. Евангелическо-Лютеранскую Церковь на территории России образуют Региональная Церковь Европейской России и Региональная Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви входят Региональные Евангелическо-Лютеранские Церкви Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также евангелическо-лютеранские общины Грузии, Беларуси, Азербайджана и Таджикистана. Руководящие и исполнительные органы ЕЛЦ во главе с Архиепископом находятся в Санкт-Петербурге.
Обучение проповедников и пасторов производится Теологической семинарией и специальными курсами.
Основой духовной жизни общин являются регулярные богослужения. Литургическое чинопоследование включает в себя молитвы, чтение св. Писания, проповедь и совершение св. Таинств. В практическую жизнь общин, и всей Церкви в целом, входит диаконическая работа, т.е. оказание помощи людям, находящимся в затруднительных обстоятельствах.
Брак и семья в ЕЛЦ - уважаемый институт. «...брачная жизнь верующих свята, потому что она освящена Словом Божьим... Ибо Христос называет брак Божественным Союзом...» (Апология Аугсбургского Исповедания, артикул 23) «...Бог почитает и превозносит это состояние (брачную жизнь), ввиду того, что Своей заповедью Он санкционирует и защищает ее... Таким образом, Он хочет, чтобы мы тоже почитали это, поддерживали и осуществляли это в жизни, как божественное и благословенное состояние. Потому что, во-первых, Он учредил это прежде всего остального и, таким образом, создал мужчину и женщину, как отдельные личности не для развратной жизни, но для того, чтобы они законно жили вместе, плодились, имели детей, растили и обучали их во славу Божию» (Большой Катехизис). Разводы допускаются, но не одобряются.
ЕЛЦ рассматривает медицину и ее услуги, как дар Божий и не знает никаких ограничений в пользовании лечебными учреждениями.
Члены и служители ЕЛЦ осознают себя гражданами своей страны и относятся с уважением к ее законам. « Об отношении к светским делам наши церкви учат, что законные государственные указы являются благими делами Божиими, и что христиане могут по праву исполнять государственную службу, быть судьями, служить солдатами, заключать законные сделки, владеть собственностью... Они осуждают также тех, кто связывает Евангельское совершенствование не со страхом Божиим и не с верой, но с отказом от мирских дел...» (Аугсбургское Исповедание, артикул 16) «...следует сказать также о повиновении светской власти... потому, что Бог дает и сберегает нам через них, как через наших родителей, пропитание, дом, и двор, защиту и безопасность. Посему... мы тоже должны чтить их и высоко ставить... Кто в сем послушен, усерден и услужлив и охотно делает все, что к оказанию чести относится, тот знает, что он угождает Богу...» (Большой Катехизис, толкование 4-й заповеди) История России показывает, что лютеране всегда являлись надежной опорой государства.

[Церковь Ингрии], одна из действующих на территории России лютеран. церквей. История Е.-л. ц. И. связана прежде всего с ингерманландскими финнами. Ингрия, или Ингерманландия,- историческая область на месте существовавшей в 1618-1703 гг. провинции Шведского королевства с тем же названием.

В наст. время на этой территории находятся: С.-Петербург с пригородными районами (но без Зеленогорска и поселков Ушково, Комарово, Репино и Солнечное), полностью Всеволожский, Ломоносовский и Волосовский р-ны Ленинградской обл., частично Гатчинский, Тосненский, Кировский, Кингисеппский и Лужский р-ны, а также г. Нарва (Эстония). Эта территория приблизительно совпадает с древней Ижорской землей, входившей в состав Киевской Руси, Вел. Новгорода, а с 1478 г.- Великого княжества Московского. Фин. народ ижора (ижорцы), с к-рым связано название этой территории, придерживался Православия и в наст. время почти полностью ассимилировался с русскими, а не с финнами. В ходе Ливонской войны (1558-1583) и после нее (1589-1595) швед. войска неоднократно вторгались в пределы Ижорской земли. Завоевав Копорье, шведы создали там 1-й лютеран. приход (1585), к-рый прекратил существование после изгнания шведов (1590). В 1609 г. Василий Шуйский заключил союз со Швецией, к-рый предусматривал предоставление Швецией России войска наемников в обмен на крепость Корелу с уездом и отказ России от Ливонии. Весной 1610 г. рус. и швед. войска потерпели поражение от польск. кор. Сигизмунда при с. Клушине. В 1611 г. шведы заняли Новгород, а затем новгородские земли и Карельский перешеек. После Смуты 1604-1613 гг., серьезно ослабившей Россию, правительство царя Михаила Романова вынуждено было заключить 27 февр. 1617 г. Столбовский мирный договор со швед. кор. Густавом II Адольфом. Под власть шведов перешли Ижорская земля с городами Орешек (Нотебург, ныне Шлиссельбург), Ям, Копорье, Ивангород. Король учредил пров. Ингерманландия, столицей к-рой первоначально была Нарва. К тому времени эта территория обезлюдела из-за многолетней войны, швед. власти насильственно обращали оставшихся русских в лютеранство, фактически вынуждая их бежать в Россию. Швед. феодалы, получившие земли в лен, организовали переселение на них финнов из Вост. Финляндии (племя эвремёйсет) и с Карельского перешейка, из-под Выборга (племя савакот); численность этих финнов к 1640 г. составила 7 тыс., к 1655 г.- 11 тыс. В городах-крепостях возникали, как правило, швед. капелльные приходы, где время от времени служили литургию приезжавшие пасторы: сохранилось свидетельство о таком пасторском визите в Нотебург в 1618 г. В местах же поселения финнов возникали сельские приходы, где пасторы служили постоянно. Старейшим был приход Лемболово (Лемпаала), уже существовавший в 1611 г. (эта дата указана на печати как дата основания Е.-л. ц. И.). В 1625 г. впервые упоминается приход Корписелькя (вероятно, в совр. дер. Корабсельки), позже переместившийся в Токсово; в 1628 г.- Колтуши (Кельтто). В 1630 г. приходов было уже 8, прибавились Скворицы (Скуоритса), Котлы (Каттила), Клопицы (Клопитса) и Сойкино (Сойккола). Приход Ижора (Инкере) охватывал территорию современных городов Колпино и Отрадное, поселков Усть-Ижора и Ульяновка. Церковное здание находилось между Войскорово и Ям-Ижорой. В 1632 г. в Молосковицах была построена приходская церковь из белого известняка; это единственная в Ингерманландии церковная постройка XVII в., руины к-рой сохранились до наст. времени. В церковно-адм. отношении эти приходы первоначально относились к Выборгской епархии, однако в 1641 г. ингерманландские приходы были выделены в церковную провинцию во главе с суперинтендантом, резиденция к-рого находилась в Нарве. Первым суперинтендантом был Хенрик Стахелл. Известны также имена некоторых его преемников - Абрахама Таувониуса и Йоханнеса Гезелиуса-мл., к-рый после служения в качестве интенданта (1681-1689) был епископом Або. Пока длилась Тридцатилетняя война (1618-1648) Россия и Швеция были союзниками. Однако в 1656 г. Россия попыталась вернуть себе территории, захваченные Швецией, и добиться выхода к Балтийскому м. Война закончилась в 1658 г. подтверждением границ, определенных Столбовским договором, после чего последовала 2-я волна переселения финнов, в основном из-под Выборга (племя савакот). В 1686 г. в Шведском королевстве был введен Устав лютеранской церкви, зафиксировавший весьма жесткое подчинение церкви гос-ву. В 1703 г. в ходе Северной войны в состав Российской империи вошла Ингерманландия, где было 28 приходов, в т. ч. и финско-шведский приход св. Марии в только что основанном С.-Петербурге (возможно, он переместился из Ниеншанца, т. е. с правого берега Невы на левый). Лютеране получили в Российской империи свободу вероисповедания, ограниченную только запретом обращения православных в лютеранство. Управление лютеран. приходами осуществлял Святейший Синод; в 1734 г. была учреждена подчиненная ему Консистория евангелических церквей (к-рая ведала также реформатскими церквами). Для лютеран. приходов продолжал действовать швед. Устав 1686 г., причем в некоторые приходы пасторов назначал монарх, и они получали субсидии из российской казны. В 1745 г. прежде единый шведско-фин. приход С.-Петербурга разделился на фин. приход св. Марии и швед. св. Екатерины (располагавшиеся соответственно на Б. и М. Конюшенных улицах). Возникли приходы в Кронштадте (1750) и Гатчине (1793). В результате присоединения сначала Выборга и небольшой части Финляндии (1743), а затем и всего Великого княжества Финляндского (1809) изменилось соотношение между немецкоязычным и финноязычным лютеранством в пределах Российской империи в пользу финнов. Но и на литургии, и в проповеди чаще использовали швед. язык. В XVIII - нач. XIX в. финноязычных лютеран С.-Петербургской губ. называли «маймисты» (фин. maamies - крестьянин); племенное деление на эвремёйсет и савакот этнографы фиксировали до нач. ХХ в. В 1819 г. имп. Александр I учредил Евангелическую генеральную консисторию для управления всеми евангелическими (т. е. лютеран. и реформатскими, а также смешанными - принявшими Прусскую унию 1817) приходами Российской империи. Захарий Сигнеус, еп. Борго (ныне Порвоо), был поставлен во главе этого учреждения. Он не владел нем. языком, к этому времени в результате присоединения к России прибалтийских провинций (Лифляндии, Курляндии, Эстляндии) и иммиграции немцев в Поволжье при Екатерине II большинство лютеран в России стали германоязычными. Поэтому, начав работу над новым уставом, он, чтобы ослабить недовольство верующих, старался учитывать прибалтийско-нем. традиции. Уже после смерти Сигнеуса 28 дек. 1832 г. имп. Николай I утвердил Устав Российской евангелическо-лютеранской церкви (действовавший до 1917). Все лютеран. приходы распределялись между 8 округами, подчиненными консисториям. Ингерманландия вошла в округ С.-Петербургской консистории, ее сельские приходы были объединены в 3 пробства: Северное, Восточное и Западное (городскими приходами управляли Консистории). Церковью в целом руководила Национальная консистория, возглавлявшаяся президентом (лицом светским) и вице-президентом (пастором), в нее входили 8 генеральных суперинтендантов (иногда нек-рые из них именовались епископами, но это был не сан, а должность) и 4 заседателя: 2 пастора и 2 светских лица. В подавляющем большинстве это были немцы. Однако благодаря давлению лютеран Финляндии с 1836 г. фин. приходы получили право служить литургию по-фински. В 1879-1888 гг. президентом консистории был финн Теодор Бруун, благодаря его стараниям с 1886 г. 1 из 2 пасторов-заседателей избирался от фин. приходов. 4 сент. 1863 г. в М. Колпано (ныне М. Колпаны Гатчинского р-на) была открыта семинария для подготовки учителей воскресных школ в фин. приходах. Лютеран. высших учебных заведений в Ингерманландии не было, пасторы обучались, как правило, в Гельсингфорсском (ныне Хельсинкском) или Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. С 1871 г. ингерманландские проповедники приступили к изданию духовной лит-ры (ранее ее привозили из Финляндии), и тогда же начал служение в Африке (в пределах совр. Намибии) самый известный ингерманландский миссионер Мартти Раутанен (1845-1926), обративший в христианство ок. 16 тыс. чел. В XIX в. было открыто неск. новых приходов, но из старых выделялись капелльные, и поэтому численность их росла; на месте деревянных церквей возводились каменные (св. Марии в С.-Петербурге в 1803-1805, св. Николая в Гатчине в 1828, св. Иоанна в Мартышкине (Тюрё, ныне микрорайон г. Ломоносова) в 1831, в Токсове в 1887). Это новое строительство нередко финансировалось членами имп. фамилии. В знак признательности церкви назывались именами их св. покровителей (в лютеранстве допустимо, но встречается редко). После указа имп. Николая II от 17 апр. 1905 г., когда были сняты ограничения на лютеран. миссионерство и отменена уголовная ответственность за отпадение от Православия, лютеранство в русскоязычной среде по-прежнему не имело успеха. Начало первой мировой войны привело к росту германофобских заявлений, к-рые нередко затрагивали и лютеран; запрет публичного употребления нем. языка привел к изданию 1-го сборника лютеран. гимнов на рус. языке (1915).

В 1917 г. в Ингерманландии существовал 21 сельский финноязычный приход; Консистория в С.-Петербурге управляла также 4 городскими приходами (св. Марии в С.-Петербурге, а также в Нарве, Гатчине и Кронштадте) и 2 приходами за пределами Ингрии - в Олонце (Аунусе) и Мурманске. Самыми большими приходами были: в городе - приход св. Марии (15 тыс. верующих), в сельской местности - приход Славянка (Венйоки, церковь располагалась в дер. Пязелево, южнее Павловска; здание сохр.; 13 тыс. чел.); следующим по численности был приход Токсово (11 тыс.). Общая же численность ингерманландцев-лютеран составляла тогда 144-147 тыс. Падение монархии, упразднение Святейшего Синода, а после октябрьского переворота декрет «Об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви» (1918) привели к полной дезорганизации управления лютеран. приходами. В янв.-февр. 1919 г. представители фин. приходов собрались в Петрограде и сформировали Финское отд-ние Петроградской евангелическо-лютеранской консистории, или Комитет финско-ингерманландских евангелическо-лютеранских общин, к-рый в конце сентября даже принял документ об объявлении Финской церкви Ингерманландии независимой, поскольку нем. Консистории более не существовало. Но в это время на Петроград наступал со стороны Эстонии ген. Н. Н. Юденич, ингерманландцы, особенно воцерковленные, активно помогали ему в борьбе с Красной Армией: численность белых ингерманландских формирований достигала 500 чел., командовал ими Георг Эльвенгрен. Когда в окт. Юденич был разгромлен, многие вынуждены были бежать в Эстонию или Финляндию, а на оставшихся обрушились репрессии. 24 нояб. исчез М. Путро, талантливый композитор, автор литургии, к-рую и в наст. время служат в подавляющем большинстве приходов Е.-л. ц. И. 19 пасторов бежали в Финляндию, один умер в Эстонии, в Ингерманландии осталось 4 пастора (в их числе - Юха Сааринен, настоятель ц. св. Марии, отец знаменитого фин. архитектора). 14 окт. 1920 г. РСФСР заключила в Тарту мирный договор с Финляндией.

По одной из статей этого договора РСФСР должна была гарантировать культурную (не обязательно территориальную) автономию ингерманландцев. Советское правительство видело тогда главного врага в РПЦ и в «великорусском шовинизме», что обусловило сравнительно терпимое положение религ. и национальных меньшинств, в т. ч. и финноязычных лютеран, до кон. 20-х гг. Церковь Финляндии получила возможность помогать своим единоверцам по др. сторону границы. В кон. 1920 г. усилиями гл. обр. нем. и латыш. лютеран в Москве был сформирован Верховный церковный совет федерации 3 национальных церквей: Немецкой, Финской и Латышской. 3 марта 1921 г. Российский евангелическо-лютеранский епископский совет официально информировал приходы Ингрии, что отныне они образуют самостоятельный синодальный округ с Консисторией. Формально это означало автономию, фактически - независимость. Представители приходов Ингрии сформировали синод и консисторию, а пробстом избрали Феликса Реландера, гражданина Финляндии, к-рый по уже сложившейся традиции стал именоваться епископом. Однако в февр. 1923 г. Реландер вслед. нервного напряжения заболел и вернулся на родину, где вскоре (в 1925) умер. Его обязанности перешли к консистории из 3 пасторов и 4 мирян. Один из этих пасторов - Селим Ялмари Лаурикалла (1882-1957, настоятель прихода Рябово; церковь находилась на Румболовской горе, ныне сев. окраина Всеволожска) - с 1924 г. стал председателем Консистории (но епископом не именовался). После смерти в 1926 г. настоятеля Гатчинского прихода Оскара Густавовича Пальзы в Ингрии осталось 2 пастора. Однако приходская жизнь продолжалась, проповеди читали миряне, в период репрессий это были женщины. В 1927 г. в приходе В. Никулясы (Мийккулайнен, дер. в Куйвозовском р-не Ленинградского окр., на р. Авлоге, ныне не существует) даже была освящена новая церковь.

В том же году ВКП(б) взяла курс на сворачивание нэпа и коллективизацию. Ингерманландские финны пострадали в этот период не из-за национальной принадлежности, а потому что многие из них были крепкими хозяевами и теперь считались т. н. кулаками. В нояб. 1927 г. Лаурикалла был выслан в Финляндию, и, хотя в 1929 г. он смог вернуться, синод с 1928 г. фактически не работал, а Консистория до осени 1937 г. только фиксировала репрессивные действия властей: аресты, высылки верующих, конфискации церковных денег и зданий. Постановлением Президиума ВЦИК от 8 апр. 1929 г. были запрещены обучение в приходах, работа с молодежью и все виды социального служения. 17 дек. 1929 г. начались массовые аресты и депортации ингерманландцев; до кон. 1931 г. ок. 18 тыс. чел. было выслано в Хибины и в Ср. Азию. В их числе был Аатами Куортти (1903-1997) - проповедник прихода Лемболово, сумевший бежать в Финляндию. В ходе новой волны репрессий в 1935 г., после убийства С. М. Кирова, ок. 7 тыс. ингерманландцев было депортировано в Казахстан, Ср. Азию и Приуралье. В 1936 г. ок. 27 тыс. чел. было выселено из 100-километровой зоны вдоль фин. границы. 27 апр. 1937 г. Лаурикалла был выслан в Финляндию. К кон. 1938 г. в СССР не осталось ни одного легально существовавшего лютеран. прихода, ни одного служащего на свободе пастора. Верующие, невзирая на немалый риск, собирались в частных квартирах или на кладбищах, некоторые проповедницы находили возможность посещать и соседние общины. Из них наиболее известны Катри Кукконен и Мария Каява, к-рых прозвали духовными матерями.

В 1941 г. в Ленинграде все еще оставалось ок. 30 тыс. ингерманландцев. 26 авг. 1941 г., а затем повторно 20 марта 1942 г. было издано постановление «Об обязательной эвакуации финского и немецкого населения из пригородных районов области и города Ленинграда». 26-28 марта 1942 г. было вывезено 88 764 финна и 6699 немцев на поселение в Сибирь. В 1941-1944 гг. на оккупированной гитлеровцами территории начался процесс восстановления лютеранских приходов, однако нем. власти сначала поощряли добровольный переезд ингерманландцев через Эстонию в Финляндию (март-окт. 1943), затем осуществили их принудительную депортацию (на июнь 1944 г. ок. 63 200 чел.). 19 сент. 1944 г. между СССР и Финляндией было заключено перемирие, 10-я ст. к-рого предусматривала возвращение ингерманландцев в СССР. Вернулись ок. 55 тыс., однако селиться в Ленинграде и в области им было запрещено. В окт. 1948 г. им разрешили обосноваться в Карелии, гл. обр. в Петрозаводске и Чалне. После смерти Сталина началось возвращение ингерманландцев из Сибири, и 2 пастора - Пааво Хайми и Юхани Вассели - полулегально крестили детей и совершали литургии на дому. Хотя ограничения на поселение ингерманландцев в Ленинграде и в области были формально отменены постановлением МВД СССР от 13 авг. 1954 г., фактически возвращение было сопряжено с труднопреодолимыми препятствиями. Чаще всего из мест спецпоселения ингерманландцев отправляли в Карелию и в прибалтийские республики. Репрессии привели к массовой гибели ингерманландцев, разрушили традиц. сельский уклад и нанесли невосполнимый ущерб культуре этого народа.

В пределах Ингерманландии продолжали действовать молитвенные группы, собиравшиеся на кладбищах и в частных квартирах. Поскольку лютеран. приходов было немного, таинство Крещения мн. ингерманландцы принимали в правосл. храмах, однако православными себя не считали. По лютеран. представлениям, человека делает христианином таинство Крещения, правильно совершенное - обычно в младенчестве - в любом христ. храме, а лютеранином - обряд лютеран. конфирмации в сознательном возрасте. До сих пор значительную часть прихожан Е.-л. ц. И. составляют крещенные в РПЦ. С 1961 г. фин. литургию начали служить в Нарве и ингерманландцы прилегающей территории Ленинградской обл. могли посещать. Пастор Нарвского прихода Эльмар периодически служил в Петрозаводске, и после долгих проволочек власти зарегистрировали Петрозаводский приход в каноническом подчинении Эстонской церкви: 1-я легальная литургия была отслужена 2 февр. 1970 г. В авг. 1975 г. представители СССР подписали Заключительный документ Хельсинкского совещания, и правовые нормы, касавшиеся свободы совести, стали для СССР международно-правовыми и не поддающимися такому произвольному толкованию, как прежде. 11 дек. 1977 г. была освящена лютеран. церковь в г. Пушкин, хотя до революции она была немецкой, теперь ингерманландцы впервые после войны получили ограниченную возможность воссоздать приход в пределах собственно Ингерманландии. Молодежную группу при этом приходе посещали Арво Сурво и Арри Кугаппи, ставшие впосл. инициаторами воссоздания Е.-л. ц. И. Арво Сурво был направлен на обучение в Таллин, и в дек. 1987 г. архиеп. Эстонии Куно Паюла рукоположил его в пастора. В февр. 1988 г. по его инициативе началось возрождение Губаницкого прихода. 14 мая 1989 г. представители 5 приходов Ингерманландии подписали в Губаницах декларацию о воссоздании Финской евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, «полностью самостоятельной во внутренней жизни», хотя и «признающей авторитет» Эстонского архиеп. Паюла, и образовали Правление во главе с А. Куортти и А. Сурво. 19 июля 1989 г. был зарегистрирован Колтушский приход, 22 февр. 1990 г. получили регистрацию приходы в Нарвуси (Кузёмкино), в Токсове и в Скворицах, в авг.- Гатчинский приход. В 1990 г. Эстонская церковь выделила эти приходы в Ингерманландское пробство, к-рое возглавил пастор Лейно Хассинен, приглашенный из Финляндии. 19 мая 1991 г. в Губаницах архиеп. Паюла рукоположил еще 4 пасторов. 5 нояб. того же года был зарегистрирован приход в Саранске - 1-й миссионерский приход в российской провинции. Поскольку в авг. 1991 г. была провозглашена независимость Эстонии, 1 янв. 1992 г. с согласия Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Ингерманландское пробство было преобразовано в независимую Е.-л. ц. И., зарегистрированную властями РФ 14 сент. 1992 г. На 1-м синоде (19-20 марта 1993) был избран глава церкви Хассинен, к-рый 23 мая того же года был ординирован как епископ в Колтушах. 21 окт. 1995 г. новым епископом был избран, а 20 янв. 1996 г. ординирован Кугаппи, впервые церковь возглавил уроженец и гражданин России. В последующие годы численность Е.-л. ц. И. росла: ее приходы были созданы в Москве (1992), Йошкар-Оле, Олонце (1993), Приморске (Койвисто) (1994), Твери, Мурманске, Сыктывкаре, Питкяранте (1997), образуются приходы и в др. городах, в т. ч. в сибирских. В сент. 1995 г. в Колтушах был открыт Учебно-диаконический центр им. С. Я. Лаурикалла (позже преобразованный в Теологический ин-т Е.-л. ц. И.), обеспечивающий церковным работникам подготовку на уровне бакалавров. епитрахили , казула (аналог фелони) и орнат. Стола, казула и орнат должны быть литургического цвета. Облачение епископа - капа (аналог ризы) и митра . Некоторые пасторы используют также черный таллар (аналог сутаны), к-рый более распространен среди нем. лютеран.

Высший орган управления - синод (из представителей как клира, так и мирян), созываемый ежегодно в окт. в С.-Петербурге в кафедральном соборе св. Марии. Епископ, избираемый пожизненно, осуществляет управление Е.-л. ц. И. по согласованию с Синодальным советом. Е.-л. ц. И.- централизованная религ. орг-ция. Хотя все приходы юридически и финансово самостоятельны, в крупных приходах при наличии 2 кандидатов на должность проводятся выборы - все настоятели приходов, пасторы и диаконы утверждаются в своих должностях Синодальным советом. Епископ осуществляет надзор за соответствием проповедей лютеран. вероучению, а деятельности приходов - канонам Е.-л. ц. И. Нормы лютеран. вероисповедания, сформулированные в Книге согласия (1580), рассматриваются как высшие по отношению к любым каноническим постановлениям Е.-л. ц. И. и не подлежат пересмотру. Св. Причастие понимается как приобщение к Истинному Телу и Крови Господней, и никакие уступки кальвинизму или учению Цвингли в этом вопросе не допускаются. Запрещено жен. священство, есть диакониссы, но это не сан, а название должности в социальном служении. Е.-л. ц. И. безоговорочно осуждает однополые браки и защищает традиц. христ. представление о семье. Наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии и Лютеранской церковью Миссурийский синод (США). C 1991 г. издается ж. «Церковь Ингрии» (обычно 4 номера в год). Е.-л. ц. И. является членом Всемирной лютеранской федерации .

Лит.: Inkerin suomalaisten historia / Ed. S. Halt-Stonen. Jyväskylä, 1969; Pirinen K., Laasonen P., Murtorinne E. Suomen kirkon historia. Porvoo, 1991-1995. 4 t.; Щипков А. В. Во что верит Россия: Религ. процессы в постперестроечной России. СПб., 1998; Junker J., Arkkila R. Nacht und neuer Morgen: Die Evangelisch-Lutherische Kirche von Ingrien in Russland. Gross Oesingen, 2001; Курило О. В. Лютеране в России: (XVI-XX вв.). Минск, 2002; Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в рос. истории: (XVI-XX вв.). М., 2003; Мусаев В. И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX-XX в. СПб., 2004; Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-лютеранской Церкви на северо-западе России, 1917-1945. СПб., 2004.

С. А. Исаев



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...