Два ученых исследовали вещества. Химики из мгу создали противоядие от мощнейшего химоружия. Белки в полимерной клетке

Вопрос: Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя фи??ические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода. Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый. В переписке они договорились рассчитать и сравнить массовые доли элементов в своих соединениях. Также второй ученый пообещал установить формулу своего вещества. Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?

Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя фи??ические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода. Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый. В переписке они договорились рассчитать и сравнить массовые доли элементов в своих соединениях. Также второй ученый пообещал установить формулу своего вещества. Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?

Ответы:

Похожие вопросы

  • В корзину Люба положила 2 пучка моркови по 7 штук сколько всего моркови в корзине
  • 6класс, нужен 4и5 номер,заранее спасибо)
  • Альбом для рисования дороже карандаша в 8 раз а вместе они стоят 135 рублей сколько??тоит альбом?
  • Из вершины развёрнутого угла ABC проведены два лучаBD и BK так что угол ABK =128° угол CBD= 164° Вычислите величину угла DBK
  • Что из перечисленного является физическим телом? капля воды моль сталь восход. 2К??кие из физических тел нельзя соединить путем сжатия? 3брутска пластилина куски чугуна осколки стекла капли воды. 3

Школьная олимпиада олимпиада. 8 класс.

Задача 8-1

Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.

Вода и кислород

Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2) , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является...(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород...(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.

Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.

(12 баллов)

Задача 8-3.

Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь вернуть все вещества в отдельные баночки.

Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?

(10 баллов)

Задача 8-3.

Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.

Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.

Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?

(10 баллов)

Задача 8-4.

Мельчайшая капелька росы имеет массу 1∙10 -5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке росы? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке. (6 баллов)

Задача 8-5

По горизонтали:

    Поверхность пространства вокруг атомного ядра, в которой вероятно нахождение электрона.

    Разновидность атома одного и того же химического элемента, имеющего одинаковый заряд атомного ядра, но разное массовое число.

    Модель атома этого ученого поучила образное название «пудинг с изюмом».

    Отрицательно заряженная элементарная частица, расположенная вокруг ядра.

    Русский ученый, открывший периодический закон химических элементов.

По вертикали:

    Строка периодической системы химических элементов, последовательность атомов по возрастанию заряда ядра и заполнению электрона внешней электронной оболочки.

    Элемент в периодической системе Д.И. Менделеева, имеющий порядковый номер 19.

    Положительно заряженная элементарная частица, являющейся основной составляющей атомного ядра.

    Способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами других элементов.

    Электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.

Задача 8-1

Вода - широко распространённое вещество. В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое вещество , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это смесь , так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется молекулой , и состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических элементов - водорода и кислорода, поэтому она является сложным веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода. Других химических элементов в составе кислорода нет, поэтому кислород простое вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это смесь различных газов.

(12 баллов)

Задача 8-2.

    Растворить в воде. Физические свойства. (2 балла)

    Древесные опилки собрать с поверхности раствора. Физические свойства. (2 балла)

    Раствор отфильтровать. На фильтре останется смесь медных и железных опилок, которые можно разделить магнитом. Физические свойства. (3 балла)

    Для получения кристаллов соли фильтрат выпарить. Физические свойства. (2 балла)

    Использовались физические методы разделения смеси: растворение, фильтрование, выпаривание, разделение металлов магнитом. (1 балл)

(10 баллов)

Задача 8-3.

    Нашли формулу вещества - 1 балл.

    Определили молекулярную массу вещества. (1 балл)

    Рассчитали массовые доли элементов. (3 балл)

    Нашли массу кислорода. (1 балл)

    Рассчитали количество вещества каждого атома. (2 балла)

    Установили формулу вещества. (1 балл)

    Ответ на поставленный вопрос (1балл)

(10 баллов)

Задача 8-4

    Найдем n (H 2 O) в капельке росы.

n=m/M ; n (H 2 O)= 1∙10 -5 /18=0,056∙10 -5 моль. (2 балла)

    Найдем число молекул воды в этом количестве по формуле:

N= nN a = 3,34∙10 17 (молекул). (2 балла)

    Число атомов кислорода равно числу молекул, а число атомов водорода – в 2 раза больше (6,68∙10 17). (2 балла)

(6 баллов)


Задача 8-5.

Нередкими в истории химии были случаи, в которых отравления, травмы или даже смерть наступали не как следствие длительной работы с ядовитыми веществами, а как результат одного неудачного опыта, сопровождавшегося, как правило, взрывом. Ниже перечислен далеко не полный перечень подобных происшествий.

И зучая свойства открытого им вещества, впоследствии названного бертолетовой солью, чуть не погиб французский химик К.Л.Бертолле (1748–1822).
При одной из попыток получить калий путем нагревания смеси гидроксида калия с порошкообразным железом едва не лишились жизни французские ученые Ж.Л.Гей-Люссак (1778–1850) и Л.Ж.Тенар (1777–1857). Чтобы оправиться от ран, Гей-Люссаку пришлось провести в постели почти полтора месяца, у него временно пропало зрение. Тенар еще один раз чуть не погиб в химической лаборатории. В 1825 г. на лекции, желая утолить жажду, он по ошибке выпил жидкость из стакана, в котором находился раствор сулемы (сулема HgCl 2 , как известно, сильный яд). Лишь своевременно принятое противоядие в виде сырых яиц спасло ему жизнь.
Жертвой еще одного несчастного случая стал французский химик и физик Пьер-Луи Дюлонг (1785–1838). В 1811 г. при изучении хлористого азота у него в лаборатории произошел взрыв, которым сильно контузило ученого. Несмотря на это, Дюлонг решил продолжать исследование вещества. В октябре 1812 г. новый взрыв лишил его глаза и изуродовал руку. Пострадал и второй глаз Дюлонга. Ученому было в ту пору всего 27 лет.
Серьезное отравление в результате работы с селенидом водорода получил весной 1818 г. великий шведский химик Й.Я.Берцелиус (1779–1848).
В руках немецкого химика Р.В.Бунзена (1811–1899) 9 ноября 1836 г. взорвался запаянный стеклянный сосуд с соединением мышьяка, что чуть было не привело к гибели ученого. Осколок стекла попал в правый глаз Бунзена, навсегда ослепив его. Кроме того, ученый получил отравление.
Сильный взрыв произошел и у французского химика Ш.А.Вюрца (1817–1884), когда он нагревал в открытой пробирке смесь трихлорида фосфора с натрием. Многочисленные осколки серьезно поранили ученому лицо и руки. Попало стекло и в глаза. Сразу удалить осколки не удалось. Только со временем они стали постепенно выходить, причем хирургам пришлось приложить все свое умение, чтобы сохранить Вюрцу зрение.
Трагически могла закончиться в юности жизнь будущего нобелевского лауреата немецкого химика-органика А.Байера (1835–1917). Работая с метилдихлорарсином СН 3 AsCl 2 , он настолько сильно отравился, что упал на пол лаборатории, потеряв сознание. Только экстренная помощь Ф.А.Кекуле (1829–1896), вытащившего пострадавшего на свежий воздух, позволила избежать беды. Байеру же пришлось несколько дней провести в постели. Кожа на его лице покраснела и сильно воспалилась.
Подобно Кекуле, немецкий химик А.Фишер спас от неминуемой гибели своего сотрудника Ю.Тафеля после того, как последний отравился парами акролеина.
Работая в лаборатории Мейера в Геттингене, в 1885 г. серьезное отравление 2,2"-дихлордиэтилсульфидом ClCH 2 CH 2 –S–CH 2 CH 2 Cl получил известный русский химик Н.Д.Зелинский (1861–1953). От действия этого вещества у него на руках, лице и теле образовались волдыри. Несколько месяцев ученый вынужден был провести в больнице. Вещество же, полученное им, впоследствии было применено немцами в 1917 г. в районе г. Ипр, по имени которого оно получило название «иприт».
Серьезную травму получил в 1884 г. Л.Ю.Мейер (1830–1895), любивший демонстрировать на лекциях взрыв ацетиленовоздушной смеси. Как-то раз во время такой демонстрации произошел взрыв такой силы, что он разрушил всю аппаратуру и поранил самого экспериментатора.
В руках у русского химика С.В.Лебедева (1874–1934) однажды взорвался сосуд с бромом. Осколки стекла и брызги брома попали на руки и лицо ученого, поранив их и сопроводив сильными ожогами. Несмотря на своевременно оказанную помощь, часть осколков осталась в теле Лебедева и была удалена хирургическим путем только через три года.
Говоря о взрывах в лаборатории, невозможно не упомянуть немецкого химика Юстуса Либиха (1803–1873), которого взрывы сопровождали на протяжении почти всего периода занятий химией, начиная с детства, и были причиной многих его жизненных неприятностей.

После того как Юстуса выгнали из школы за взрыв, происшедший прямо на уроке, отец устроил Либиха учеником аптекаря. Но и здесь он долго не задержался. После сильного взрыва, снесшего крышу над мансардой, в которой 15-летний юноша проводил опыты с гремучей ртутью (фульминат ртути) , Юстус был изгнан и из аптеки.
В более старшем возрасте Либих захотел как-то разложить гремучее серебро сернистым аммонием. Однако, лишь только первая капля раствора упала в чашку с гремучим серебром, раздался оглушительный взрыв. Либиха опрокинуло на спину, на две недели он потерял слух и чуть не ослеп. Будучи уже зрелым ученым, Юстус как-то раз на лекции демонстрировал горение паров сероуглерода в оксиде азота(II). Неожиданно произошел сильнейший взрыв, осколки колбы, где проходила реакция, осыпали всех присутствующих. Либиху снова повезло: наиболее крупный осколок ударился в табакерку, лежавшую в кармане ученого.
К сожалению, не всем химикам так везло, как Либиху. В результате отравления мышьяком, попавшим в легкие и пищевод при взрыве реторты, погиб известный минералог и химик, академик Петербургской академии наук И.Г.Леман (1719–1767). Умер от отравления фосфором и мышьяком при изучении свойств соединений этих элементов другой русский академик – Н.П.Соколов (1748–1795). Еще один русский химик, бывший крепостной, С.П.Власов (1789–1821) умер в результате отравления, полученного при химических исследованиях.
Во время взрыва, происшедшего при перегонке каменноугольной смолы, получил сильные ожоги, от которых скончался через несколько дней, английский ученый Ч.Мансфилд (1819–1855).
В 1891 г. на Главном артиллерийском полигоне под Петербургом при испытаниях пикриновой кислоты (2,4,6-тринитрофенол-1)

от взрыва погиб действительный член Русского физико-химического общества, приватный преподаватель химии в Пажеском корпусе и Павловском военном училище штабс-капитан гвардейской артиллерии С.В.Панпушко – автор первого в России «Сборника задач по химии с объяснением их решения» и фундаментального труда «Анализ пороха».

Трагически оборвалась жизнь талантливого русского ученого В.Е.Богдановской (1867–1896) – автора «Начального учебника химии», а также ряда повестей и рассказов. Во время попытки получить фосфорный аналог синильной кислоты произошел взрыв ампулы, стекла которой поранили Богдановской руку. В результате отравления токсичными веществами через четыре часа после взрыва она скончалась.
Выше уже говорилось о том, сколько неприятностей принесло ученым изучение и работа с такими веществами, как ртуть или хлор. Однако среди простых веществ больше всего бед доставил исследователям фтор. Этот элемент оказался воистину роковым для целого ряда химиков из разных стран. Об отравлении фтороводородом Г.Дэви (1778–1829) уже писалось. Пытаясь выделить фтор, серьезно подорвали свое здоровье французы Ж.Гей-Люссак, Л.Тенар, Э.Фреми и англичанин Г.Гор, поплатился жизнью бельгийский химик П.Лайет, мученическую смерть принял французский ученый Д.Никлес. Трагически закончились попытки получить фтор выделением его из фторидов серебра и свинца, предпринятые английскими химиками братьями Нокс: Георг стал инвалидом, а Томас погиб. В той или иной степени пострадали и другие ученые, пытавшиеся выделить этот элемент в свободном виде.

Лишь французскому ученому А.Муассану (1852–1907) в 1886 г. удалось совершить то, что другим оказалось не под силу. Однако отметим, что и для него решение этой задачи не прошло бесследно. Когда Муассан докладывал в Парижской академии наук о своем открытии, один глаз ученого был закрыт черной повязкой.
Несчастные случаи, перечисленные выше, случились со знаменитыми химиками. А сколько взрывов и отравлений произошло у менее известных исследователей и начинающих экспериментаторов! Сколько травм, ожогов и увечий было получено!
М ного бед принесло ученым и изучение явления радиоактивности. Радиация по самой своей природе опасна для жизни. При больших дозах она вызывает серьезнейшие поражения тканей, приводящие к быстрой гибели организма, а при малых – может привести к раку или к генетическим изменениям.
Одним из первых с воздействием радиоактивного излучения на ткани живого организма столкнулся первооткрыватель явления радиоактивности французский ученый А.А.Беккерель (1852–1908). Проносив некоторое время в кармане жилета пробирку с солью радия, в апреле 1901 г. он получил ожог кожи. Рассказывая об этом супругам Кюри, Беккерель воскликнул: «Я люблю радий, но я на него в обиде!»
Значительно сократила жизнь английского ученого У.Рамзая (1852–1916) его работа с радием, радоном и другими радиоактивными веществами. В 1915 г. ученый заболел раком легких и умер через год после тяжелой операции.

Сильно сказалась работа с радиоактивными веществами и на здоровье Марии Склодовской-Кюри (1867–1934). Сначала она перенесла тяжелую операцию на почках, затем у нее резко ухудшилось зрение, появились проблемы со слухом. В 1920 г. в письме к сестре она писала: «Мое зрение очень ослабло, и этому, вероятно, мало чем поможешь. Что касается слуха, то меня преследует постоянный шум в ушах, иногда очень сильный». В период с 1923 по 1930 г. Марии было сделано четыре операции на глазах, которые в итоге восстановили ей зрение.
Скончалась Склодовская-Кюри 4 июля 1934 г. от острой злокачественной анемии, вызванной перерождением костного мозга. В медицинском заключении профессор Рего написал: «Мадам Кюри может считаться одной из жертв длительного обращения с радиоактивными веществами, которые открыли ее муж и она сама».

Хоронили Склодовскую-Кюри с особыми предосторожностями. Деревянный гроб поместили в свинцовый, а тот в свою очередь в еще один деревянный. Когда в 1995 г. останки выдающейся ученой переносили в Пантеон, замеры уровня радиации внутреннего гроба показали, что он в 30 раз превышает фоновые показатели.
О писанные выше примеры, хотя и сопровождались весьма серьезными последствиями, все же касались в основном лишь самих исследователей, проводивших опыты. К сожалению, известны случаи, когда во время проведения химических опытов число пострадавших было значительно больше. «Черным днем» в истории химии стало 27 мая 1920 г. В этот день во время демонстрации опытов при высокой температуре в университете города Мюнстера (Германия) произошел сильнейший взрыв, в результате которого десять студентов погибли и свыше двадцати были ранены.
А сколько человек погибло в результате взрывов на химических производствах! Одной из первых таких аварий был взрыв на пороховом заводе в Эссоне в 1788 г., во время которого погибло несколько человек, и французские химики Бертолле и Лавуазье, приехавшие на завод, уцелели лишь потому, что решили осмотреть в это время соседнее помещение. Причиной взрыва была попытка заменить в составе пороха калийную селитру на хлорат калия.
В 1848 г. в Ле Бурже во Франции взлетел на воздух первый завод по производству пироксилина – тринитрата целлюлозы [С 6 Н 7 О 2 (ОNO 2) 3 ] n .
3 сентября 1864 г. в полдень ужасающей силы взрыв снес с лица земли фабрику нитроглицерина С 3 Н 5 (ОNO 2) 3 , располагавшуюся под Стокгольмом и принадлежавшую изобретателю динамита, шведскому инженеру Альфреду Нобелю. В результате взрыва погиб младший брат Альфреда Оскар, а также самый близкий друг изобретателя – химик Хетцман.
В 1887 г. в Англии, близ Манчестера, произошел сильный взрыв на красильной фабрике, использовавшей в качестве желтой краски соединения пикриновой кислоты.
Однако все перечисленные случаи ни в какое сравнение не идут со взрывами, которые произошли 6 декабря 1917 г. на химическом заводе в Галифаксе (Канада), 21 сентября 1921 г. на заводе по производству удобрений в г. Оппау (Германия) и 2 декабря 1984 г. на заводе, производящем пестициды, в индийском городе Бхопал.
В первом случае взрыв, происшедший в результате саморазложения аммиачной селитры, стоил жизни 3000 человек, во втором погибло 560 человек и более 7500 осталось без крова. Взрыв в Оппау был такой силы, что он не только полностью разрушил все дома в самом городе, но и повредил некоторые здания в 6 км от места взрыва. Более того, взрывной волной выбило стекла в домах, расположенных на расстоянии 70 км от завода.
Взрыв, происшедший на заводе по производству пестицидов в Бхопале, привел к тому, что в окружающую среду попало большое количество метилизоцианата СН 3 –N=C=O – ядовитого вещества с резким запахом и высокой реакционной способностью. В результате аварии 2352 человека погибло, 90 000 человек получило отравление, около 150 000 человек в панике покинуло город.
Упомянем также трагедию, разыгравшуюся в июле 1976 г. в Италии. Вследствие аварии, случившейся на химическом предприятии в поселке Севезо, под Миланом, в атмосферу попал диоксин

Это один из самых сильнодействующих ядов, действие которого превышает по своей силе синильную кислоту, стрихнин и яд кураре. Сотни людей получили отравление и попали в больницы. Их кожа покрылась экземой, язвами и ожогами, их мучили рвота, желудочные колики и расстройства. Вся растительность в окрестностях Севезо, включая посевы, оказалась сожженной, как при пожаре, а сама земля стала опасной для людей и скота на целые десятилетия.
В подавляющем большинстве перечисленных выше несчастных случаев, происшедших в лабораториях или на химических производствах, трагедии являлись неожиданностью для исследователя или технолога. Однако зачастую, не имея под рукой других организмов, кроме собственного, и горя желанием побыстрее изучить свойства нового вещества, ученый ставил эксперимент на себе, жертвуя ради постижения истины здоровьем, а иногда и самой жизнью. Оправдывая свои действия, такие химики заявляли, что наука требует жертв, и продолжали опасные эксперименты до тех пор, пока могли работать в лаборатории.
Вспомним снова К.Шееле, Т.Ловица, К.Клауса, определявших на вкус химические вещества. Вспомним Г.Дэви, Д.Вудхауза, У.Круйкшанка, изучавших действие газов на собственном организме. Вспомним сотни других известных и безвестных химиков, занимавшихся подобными исследованиями. Вот еще некоторые примеры из этой области.
Однажды французского естествоиспытателя ХVIII в. Жана Франсуа Пилатра де Розье заинтересовал вопрос: что будет, если вдохнуть водород? Не ощутив первоначально никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие. Для этого он еще раз вдохнул газ, а затем выдохнул его на огонь свечи. Раздался оглушительный взрыв. «Я думал, что у меня вылетят все зубы вместе с корнями», – писал впоследствии ученый про опыт, который едва не стоил ему жизни.
Стремясь доказать безопасность активированного угля для организма, Ловиц провел следующий эксперимент. Он сжег 100 г опия, являющегося сильным наркотиком, а затем в течение дня съел весь образовавшийся уголь. Сомневающимся Ловиц предлагал проделать подобный опыт с любым другим растительным ядом.
В отличие от Беккереля, случайно получившего ожог в результате воздействия на кожу радия, П.Кюри (1859–1906) добровольно подверг свою руку действию этого вещества. После облучения в течение 10 ч его кожа сначала покраснела, а затем образовалась рана, на лечение которой ушло более четырех месяцев, а белый шрам сохранялся несколько лет.

Рамзай испытывал на себе действие инъекций радиоактивного радона. Несмотря на то, что, по мнению Рамзая, такие инъекции являются эффективным средством против раковых заболеваний, по-видимому, именно они и стали причиной ранней смерти ученого.
Исследовал на себе действие тяжелой воды и первооткрыватель дейтерия американский физико-химик Г.Юри (1893–1981). Однажды он даже выпил полный стакан тяжелой воды. К счастью, этот рискованный эксперимент прошел для него без последствий.
Как видим из всего вышеизложенного, опасность во время проведения опытов и потеря здоровья, как следствие химических экспериментов, в прошлом считались чуть ли не обязательными атрибутами работы химика и были как бы заранее запланированы. В концентрированном виде эта мысль выражена в словах великого немецкого химика Либиха, который однажды, давая наставления молодому Кекуле, сказал: «Если Вы хотите стать настоящим химиком, Вы должны пожертвовать своим здоровьем. В наше время тот, кто при изучении химии не разрушает свое здоровье, ничего в этой науке не достигнет». Отсюда следует, что Либих не только сам не заботился о сохранении своего здоровья, но и не думал о сохранении здоровья окружающих его людей. Особенно показателен в этом плане следующий пример.
Получив безводную муравьиную кислоту и убедившись на собственной коже, что кислота вызывает ожоги, Либих стал ходить по лаборатории и для того, чтобы наглядно продемонстрировать свое открытие, начал прижигать руки студентам. У самого Либиха от брызг кислоты на щеке вскочил большой пузырь, но он не обращал на это никакого внимания. Коллега Либиха, известный немецкий физиолог и биохимик К.Фогт (1817–1895), получил самую большую порцию кислоты, которую Либих без тени смущения нанес ему на руку. Следствием этого необдуманного эксперимента стал белый шрам, которой остался у Фогта на всю жизнь.
С того времени утекло немало воды. В наше время взгляд на проблемы сохранения здоровья во время занятий химией по сравнению с ХVIII и XIX вв. кардинально изменился. Мало кому сейчас придет в голову идея пробовать на вкус неизвестные вещества или прижигать себе руки кислотами. Ни у кого нет желания разрушать свое здоровье. Наоборот, химики стараются создать в современной лаборатории условия, максимально обеспечивающие им безопасность.
Но опыт химиков прошлого не прошел бесследно. Жертвуя собой ради истины, они на своем опыте предупреждали будущие поколения ученых об опасности работы с тем или иным веществом. На этой основе совершенствовались меры защиты от токсичных, взрывоопасных и радиоактивных веществ, развивалось лабораторное оборудование, разрабатывались более безопасные методы синтеза и анализа.
В настоящие время, несмотря на высокую токсичность и опасность многих веществ, химики доказали, что работа с ними может быть абсолютно безвредна. В этом им помогают продуманные меры предосторожности: мощные тяги, защитные материалы (очки, перчатки, фартуки, противогазы, экраны), использование манипуляторов и другие средства защиты. Все это в комплексе позволяет избежать вредного влияния токсичных веществ на организмы химиков и тем самым создает им условия для долгой и плодотворной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица

Несчастные случаи, происшедшие с химиками-исследователями
Фамилия ученого Годы жизни Страна Причина поражения (отравление или взрыв)

Отравления

Т.Парацельс 1493–1541 Германия Ртуть и ее соединения
И.Глаубер 1604–1670 Германия Соляная кислота, соединения ртути, сурьмы
Р.Бойль 1627–1691 Англия Фосфор и его соединения
И.Ньютон 1643–1727 Англия Ртуть и ее соединения
K.Шееле 1742–1786 Швеция Синильная кислота, хлор,
соединения мышьяка и ртути
У.Kруйкшанк 1745–1810 Англия Угарный газ, фосген, хлор
K.Бертолле 1748–1822 Франция Хлор, аммиак, сероводород, циановодород
Н.Соколов 1748–1795 Россия Фосфор, мышьяк
Т.Ловиц 1757–1804 Россия Ртуть, хлор, соединения стронция
Д.Вудхауз 1770–1809 Англия Угарный газ
Л.Тенар 1777–1857 Франция Сулема, фтороводород
Ж.Гей-Люссак 1778–1850 Франция Фтороводород
Г.Дэви 1778–1829 Англия Угарный газ, метан, фтороводород
Й.Берцелиус 1779–1848 Швеция Селеноводород
K.Kлаус 1796–1864 Россия Соединения осмия, рутения
Р.Бунзен 1811–1899 Германия Соединения мышьяка
Э.Фреми 1814–1894 Франция Фтороводород
А.Байер 1835–1917 Германия Метилдихлорарсин
Н.Зелинский 1861–1953 Россия 2,2"-Дихлордиэтилсульфид
Э.Фишер 1852–1919 Германия Фенилгидразин
У.Рамзай 1852–1916 Англия Радий, радон
Ю.Тафель 1862–1918 Германия Акролеин
М.Склодовская-Kюри 1867–1934 Франция Радий, полоний

Взрывы

И.Леман 1719–1767 Россия Мышьяк
K.Бертолле 1748–1822 Франция Бертолетова соль
Г.Дэви 1778–1829 Англия Щелочные металлы
Л.Тенар 1777–1857 Франция KOH и Fe
Ж.Гей-Люссак 1778–1850 Франция KOH и Fe
П.Дюлонг 1785–1838 Франция Хлорид азота(III)
Ю.Либих 1803–1873 Германия Гремучая ртуть, гремучее серебро
Р.Бунзен 1811–1899 Германия Соединения мышьяка
Ш.Вюрц 1817–1884 Франция PCl 3 и Na
Ч.Мансфилд 1819–1855 Англия Летучая фракция каменноугольной смолы
Л.Мейер 1830–1895 Германия Ацетилено-воздушная смесь
В.Богдановская 1867–1896 Россия Фосфин
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Манолов К. Великие химики. Т. 1–2. М.: Мир, 1985;
Волков Д.Н., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю . Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994;
Ключевич А.С. Карл Карлович Клаус. Казань: Изд-во Казанского университета, 1972;
Фигуровский Н.А., Ушакова Н.Н . Товий Егорович Ловиц. М.: Наука, 1988;
Могилевский Б.Л. Живи в опасности! Повесть о великом химике Гемфри Дэви. М.: Детская литература, 1970;
Кюри Е. Мария Кюри. М.: Атомиздат, 1973;
Красногоров В. Юстус Либих. М.: Знание, 1980;
Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. М.: Просвещение, 1980; Соловейчик С. Неосторожность, стоившая жизни. Химия и жизнь, 1966, № 6, с. 29;
Демидов В.И. «Горький мед» – мелинит. Химия и жизнь, 1974, № 8, с. 61;
Кольчинский А.Г. Уроки ТБ. Химия и жизнь, 1990, № 2, с. 79;
Зяблов В. Две легенды о Товии Ловице. Химия и жизнь, 1977, № 4, с. 79.

МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Химики из Московского университета имени М.В.Ломоносова создали наночастицы, способные нейтрализовать мощнейшие виды химического оружия, такие как газ VX, и похожие на него пестициды, говорится в статье, опубликованной в Journal of Controlled Release.

"Очень важным является простота нашего подхода: наши препараты можно получить путем простого смешивания водных растворов высокоочищенного фермента и безопасного биосовместимого полимера. Он самособирается за счет электростатических взаимодействий между белком и полимером", — рассказывает Александр Кабанов из МГУ, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Зеленая смерть

Самые токсичные виды химического оружия, способные убить человека за считанные минуты в минимальных концентрациях, относятся к классу так называемых фосфорорганических химических соединений. Эти вещества были впервые синтезированы в нацистской Германии еще в конце 1930-х годов, однако нашли широкое распространение в военной промышленности лишь в середине прошлого века, когда были созданы самые опасные виды этих веществ - британский нервно-паралитический газ VX и его советский аналог VR.

Красные водоросли используют "химоружие" при недостатке пищи Красные водоросли в Мексиканском заливе, вызывающие так называемые "красные приливы", обладают уникальным методом самосохранения во время недостатка пищи - они выпускают токсины в воду, которые убивают их конкурентов и поедающий водоросли зоопланктон.

Все запасы VX, VR, зарина и прочих боевых газов во всех странах мира подлежат уничтожению в соответствии с Конвенцией о запрете химического оружия 1997 года. Только Россия и США признали наличие таких веществ на своей территории, однако эксперты по международной безопасности подозревают, что запасы этих газов могут существовать и в ряде государств Ближнего Востока и Южной Азии. Кроме того, менее опасные версии других фосфорорганических веществ продолжают использоваться в качестве пестицидов.

Поэтому, как рассказывают ученые, проблема нейтрализации этих ядов и пестицидов по-прежнему является важной проблемой для ученых. Российские химики предлагают использовать наночастицы, так называемые нанозимы, созданные при участии группы Кабанова в 90-х годах в США.

Они представляют собой полые наночастицы из жировых молекул или других органических соединений, заполненные лекарством, которое доставляется в нужную область организма. К примеру, сегодня таким образом при химиотерапии медикаменты доставляются прямо в раковые опухоли. Оболочки наночастиц постепенно растворяются, высвобождая заточенные в них молекулы именно там, где они должны оказаться, не затрагивая при этом здоровые ткани тела.

Белки в полимерной клетке

Научная команда профессора Кабанова приспособила эти наночастицы для "упаковки" и доставки несколько иной начинки - молекул особого фермента, разработанного в МГУ для нейтрализации зарина и прочих фосфорганических соединений.

Это соединение, органофосфатогидролаза, активно разрушает молекулы нервно-паралитических ядов, но при этом она обладает одним большим недостатком - ее "производителем" являются бактерии, из-за чего молекулы данного фермента быстро разрушаются иммунной системой при введении в организм человека. Кроме того, данное "противоядие" нестабильно по своей химической природе и его запасы почти полностью распадаются сами по себе всего за месяц даже при хранении при почти нулевых температурах.

Вставив молекулы этого вещества в наночастицы, Кабанов и его коллеги резко замедлили процесс ее разрушения в организме человека и животных, что позволило повысить концентрацию фермента в теле и сделать его пригодным для защиты от боевых отравляющих веществ и пестицидов. В таком виде противоядие можно хранить на протяжении более трех лет, что выгодно его отличает от чистого фермента.

Работу этих наночастиц ученые проверили на крысах, в организм которых они вводили смертельные дозы двух веществ - пестицида параоксона и яда VX. Введение наночастиц перед этим экспериментом и сразу после введение яда спасло всех крыс от пестицида, и 80% животных - от нервно-паралитического яда, тогда как все особи из контрольной группы погибли.

По словам ученого, простота и технологичность подхода в сочетании с полученными результатами на животных дают надежду на то, что этот препарат может быть успешным и в клиническом применении. К примеру, наличие подобного лекарства у врачей во время терактов в Дамаске в 2013 году, когда боевики-исламисты применили зарин против мирного населения, могло спасти жизни сотням сирийцев. Таким же образом можно спасать сотни тысяч других людей, которые каждый год умирают от отравления пестицидами, заключают ученые.

Задача 8-1.

Внимательно прочитайте текст и подумайте, каким словом, из предложенного списка терминов, можно заменить пробелы в тексте, обозначенные номерами. Слова при этом можно изменять, ставить в нужном падеже и числе (например: вещество, веществам, веществ и т.п.). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Составьте на черновике список, каким словом вы будете заменять каждый номер. После этого перепишите текст в чистовик, вставляя нужные слова.

Вода и кислород

Вода - широко распространённое …(1). В лабораториях применяется дистиллированная вода, это чистое …(2) , так как из нее удалены все примеси. В отличие от дистиллированной воды, водопроводная вода, речная или морская вода это …(3), так как они содержат в себе другие вещества.

Мельчайшая частичка воды называется …(4), и состоит из двух …(5) водорода и одного …(6) кислорода. Таким образом, вода состоит из двух химических …(7) - водорода и кислорода, поэтому она является...(8) веществом. Этим она отличается от вещества, необходимого для дыхания, кислорода. Молекула кислорода состоит из двух …(9) кислорода. Других химических …(10) в составе кислорода нет, поэтому кислород...(11) вещество. Кислород входит в состав воздуха, воздух это …(12) различных газов.

Список терминов: вещество, тело, смесь, соединение, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, простое, грязное.

(12 баллов)

Задача 8-2.

Такие виды рыб, как форель и хариус очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 м 3 речной воды содержится всего 0,003 моль серной кислоты H 2 SO 4 , которая может попасть в воду из "кислотных дождей", то мальки этих рыб погибают. Вычислите ту массу серной кислоты в 1 м 3 воды, которая является смертельной дозой для мальков этих рыб. Сколько молекул серной кислоты будет в одном стакане такой воды (200 см 3)? Больше или меньше это число числа сантиметров, отделяющих Тюмень от Москвы (2200 км)?

(8 баллов)

Задача 8-3.

Учительница приготовила для урока химии образцы разных веществ. Но до них добрался шаловливый котенок, в результате все оказалось смешано в одной куче: кристаллы соли, медные, железные и древесные опилки. Опишите последовательность действий, с помощью которых можно разделить эту смесь и вернуть все вещества в отдельные баночки.

Какие процессы, физические или химические, использовались в предложенном вами методе разделения смеси? Какие свойства веществ, физические или химические при этом использовались?

(10 баллов)

Задача 8-4.

Два ученых исследовали вещества, полученные в их лабораториях. Один, используя физические методы, установил, что молекула его вещества А содержит 2 атома углерода, шесть атомов водорода и один атом кислорода.

Другой, используя химические методы определил, что в 5 граммах его вещества Б содержится 2,61 г углерода, 0,652 г водорода и также есть кислород. Определяя молекулярную массу вещества, он получил то же значение, что и первый ученый.

Постарайтесь выполнить те расчеты, которые должны были провести эти ученые. Достаточно ли полученных данных, чтобы утверждать, что они исследовали одно и то же вещество?



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...