Мастер - класс «Производная функции в заданиях ЕГЭ. Производная в заданиях ЕГЭ Задания В9 и В15 Грук Любовь Владимировна учитель математики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Применение производной в формате ЕГЭ .
Выполнили: Плачковская Катерина, Леонова Юлия 11Б класс Научный руководитель: Солуян Надежда Николаева, учитель математики, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img1.jpg)
Введение
Производная-это одна из сложнейших тем в математике, при ее помощи решаются задачи по физике, химии, биологии и даже географии. Многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют их решать. Изучение производной продиктовано еще и тем, что многие задания ЕГЭ содержат применение производной.
Поэтому мы решили изучить эту тему более подробно.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img2.jpg)
Цель работы : сделать классификацию задач на применение производной в материалах ЕГЭ и рассмотреть способы их решения.
Задачи:
- поиск исторических фактов
- сбор информации о задачах на применение производной в материалах ЕГЭ
- анализ взаимосвязи задач со способами их решения
- изучить основные типы задач на применение производной
- решить задачи включенные в материалы ЕГЭ
- провести статистическое исследование.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img3.jpg)
История производной
Задачи на нахождения экстремума, проведение касательных к кривым и вычисление скорости постоянно возникали в практической деятельности.
В древности и в средние века такие задачи решались геометрическими и механическими способами. Позже было обнаружено, что все эти задачи можно решить единым методом, используя бесконечно малые величины. Развитие этого метода в трудах Ньютона и Лейбница привело к созданию математического анализа, появление которого широко раздвинуло границы применения математики.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img4.jpg)
Теоретические сведения
Производной функции y=f(x) называется предел отношения приращения функции к приращённому аргументу, при последнем стремящемся к нулю.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img5.jpg)
Физический смысл производной
Если тело движется прямолинейно по закону y=S’(t) , то мгновенная скорость (U) есть производная пути по времени.
U=S’(t)
Ускорение - есть производная скорости a=U’ (t)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img6.jpg)
Геометрический смысл производной
Тангенс угла наклона касательной (угловой коэффициент касательной), проведенный к графику функции y=f(x) в точке x 0 равен производной функции y=f"(x) в этой точке:
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img9.jpg)
Производная сложной функции
Функция, заданная в виде y=f(g(x)) ,называется сложной, составленной из функций g и f . (функция, аргументом которой служит функция, называется сложной)
элементарная функция сложная функция
аргумент
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img10.jpg)
Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке
1. Найти область определения функции
2. Найти производную f’(x)
3. Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри отрезка (y’=0)
4. Вычислить значения функции y=f(x) в точках, отобранных на втором шаге, и в точках a и b; выбрать среди этих значений наименьшее (это будет y наим)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img11.jpg)
Алгоритм исследования непрерывной функции y=f(x) на монотонность и экстремумы
1. Найти область определения
2. Найти производную f’(x)
3. Найти стационарные (f’(x)=0) и критические (f’(x) не существует) точки функции y=f(x)
4. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках
5. Сделать выводы о монотонности функции и о ее точках экстремума
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img12.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img13.jpg)
Статистическое исследование.
1 этап работы:
Проанализировав результаты опроса 11-ых классов, выявила темы, вызывающие наибольшие затруднения у учеников:
Тригонометрические уравнения - техника дифференцирования - Задачи на физический и геометрический смысл производной -Исследование функций при помощи производной - Текстовые задачи - Решение задач на определение площадей - Иррациональные уравнения и выражения - Рациональные уравнения и выражения.
Вывод: тема «Применение производной» содержится в первых 3-х темах, значит, она вызывает наибольшее затруднения.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img14.jpg)
2 этап работы :
изучение основных видов задач по теме «Применение производной в заданиях единого государственного экзамена»
Применение производной формате в
формате ЕГЭ
Геометрический смысл
Аналитический смысл
Физический смысл
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img15.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img16.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img17.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img18.jpg)
Задачи на применение физического смысла производной
Задача 1.
x(t) = (½)×t² - t – 4 . Определите в какой момент времени t -- скорость V = 6м/с.
Решение.
1) (x(t))‘ = ((½)×t² t - 4)’
2) V(t) = (s(t))’; (s(t))’ = (x(t))’;
V(t) = ((½)×t² – t – 4)’
V(t) = ((½)×t²)’– (t)’– (4)’
3) V(t) = 6м/с (по условию)
Ответ: 7 с.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img19.jpg)
Задача 2.
Материальная точка движется по закону
х(t) = 15 + 16×t – 3×t². Каким будет ускорение через 2 секунды после начала движения?
Решение .
V(t) = 15 + 16×t – 3×t²
(V(t))’ = (15 + 16×t – 3×t²)’
Т.к (V(t))’ = a (t)
a (t) = 16 – 6×t
a(t) = 16 – 6 ×2
a(t) = 4
Ответ: 4 м/с².
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img20.jpg)
Задачи на применение геометрического смысла производной
Задача 1
Прямая y = 5 x − 3 параллельна касательной к графику функции y = x 2 + 2 x − 4. Найдите абсциссу точки касания.
Решение
Прямая параллельная касательной имеет одинаковый с ней угол наклона к оси абсцисс. Т.е., угловой коэффициент касательной (он же тангенс угла наклона) равен 5, как у заданной прямой. С другой стороны, мы знаем, что угловой коэффициент касательной равен производной функции в точке касания. Найдем производную: y "(x ) = (x 2 + 2 x − 4)" = 2 x + 2. Составим уравнение, подставив в выражение для производной неизвестную абсциссу точки касания x 0 . 2 x 0 + 2 = 5 2 x 0 = 5 − 2 = 3 x 0 = 3/2 = 1,5.
Ответ: 1,5
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img21.jpg)
Задача 2. На рисунке 1 изображен график функции y = f (x ), определенной на интервале (-10,5;19). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
Решение
Производная функции положительна
на тех участках, где функция возрастает.
По рисунку видно, что это промежутки
(−10,5;−7,6), (−1;8,2) и (15,7;19). Перечис-
лим целые точки внутри этих интервалов:
"−10","−9", "−8","0", "1","2", "3","4", "5","6",
"7","8", "16","17", "18". Всего 15 точек.
Ответ: 15
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img22.jpg)
Задача 3. На рисунке изображен график функции y = f (x ), определенной на интервале (-11;23). Найдите сумму точек экстремума функции на отрезке . Решение На указанном отрезке мы видим 2 точки экстремума. Максимум функции достигается в точке x 1 = 4, минимум в точке x 2 = 8. x 1 + x 2 = 4 + 8 = 12. Ответ: 12
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img23.jpg)
Аналитический способ решения
Задача 1.
Найдите значение производной функции в точке x0=2
Решение а) Найдем значение производной функции:
б) Найдем значение производной функции в точке x0:
Ответ: 31
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img24.jpg)
Задача 2.
Найти значение производной функции F(x)=(3x+1)2 -3 в точке x=2/3.
Решение.
Найдём производную сложной функции: F’(x)=6(x+1)=6x+6;
Найдём значение производной функции в точке x=2/3:
F’(2/3)=6(2/3)+6=10
Ответ:10
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/8/0/780e64424592ef366a8860150544ccfc9fbe5e49/img25.jpg)
Производной функции $y = f(x)$ в данной точке $х_0$ называют предел отношения приращения функции к соответствующему приращению его аргумента при условии, что последнее стремится к нулю:
$f"(x_0)={lim}↙{△x→0}{△f(x_0)}/{△x}$
Дифференцированием называют операцию нахождения производной.
Таблица производных некоторых элементарных функций
Функция | Производная |
$c$ | $0$ |
$x$ | $1$ |
$x^n$ | $nx^{n-1}$ |
${1}/{x}$ | $-{1}/{x^2}$ |
$√x$ | ${1}/{2√x}$ |
$e^x$ | $e^x$ |
$lnx$ | ${1}/{x}$ |
$sinx$ | $cosx$ |
$cosx$ | $-sinx$ |
$tgx$ | ${1}/{cos^2x}$ |
$ctgx$ | $-{1}/{sin^2x}$ |
Основные правила дифференцирования
1. Производная суммы (разности) равна сумме (разности) производных
$(f(x) ± g(x))"= f"(x)±g"(x)$
Найти производную функции $f(x)=3x^5-cosx+{1}/{x}$
Производная суммы (разности) равна сумме (разности) производных.
$f"(x) = (3x^5)"-(cos x)" + ({1}/{x})" = 15x^4 + sinx - {1}/{x^2}$
2. Производная произведения
$(f(x) · g(x))"= f"(x) · g(x)+ f(x) · g(x)"$
Найти производную $f(x)=4x·cosx$
$f"(x)=(4x)"·cosx+4x·(cosx)"=4·cosx-4x·sinx$
3. Производная частного
$({f(x)}/{g(x)})"={f"(x)·g(x)-f(x)·g(x)"}/{g^2(x)}$
Найти производную $f(x)={5x^5}/{e^x}$
$f"(x)={(5x^5)"·e^x-5x^5·(e^x)"}/{(e^x)^2}={25x^4·e^x-5x^5·e^x}/{(e^x)^2}$
4. Производная сложной функции равна произведению производной внешней функции на производную внутренней функции
$f(g(x))"=f"(g(x))·g"(x)$
$f"(x)=cos"(5x)·(5x)"=-sin(5x)·5= -5sin(5x)$
Физический смысл производной
Если материальная точка движется прямолинейно и ее координата изменяется в зависимости от времени по закону $x(t)$, то мгновенная скорость данной точки равна производной функции.
Точка движется по координатной прямой согласно закону $x(t)= 1,5t^2-3t + 7$, где $x(t)$ - координата в момент времени $t$. В какой момент времени скорость точки будет равна $12$?
1. Скорость – это производная от $x(t)$, поэтому найдем производную заданной функции
$v(t) = x"(t) = 1,5·2t -3 = 3t -3$
2. Чтобы найти, в какой момент времени $t$ скорость была равна $12$, составим и решим уравнение:
Геометрический смысл производной
Напомним, что уравнение прямой, не параллельной осям координат, можно записать в виде $y = kx + b$, где $k$ – угловой коэффициент прямой. Коэффициент $k$ равен тангенсу угла наклона между прямой и положительным направлением оси $Ох$.
Производная функции $f(x)$ в точке $х_0$ равна угловому коэффициенту $k$ касательной к графику в данной точке:
Следовательно, можем составить общее равенство:
$f"(x_0) = k = tgα$
На рисунке касательная к функции $f(x)$ возрастает, следовательно, коэффициент $k > 0$. Так как $k > 0$, то $f"(x_0) = tgα > 0$. Угол $α$ между касательной и положительным направлением $Ох$ острый.
На рисунке касательная к функции $f(x)$ убывает, следовательно, коэффициент $k < 0$, следовательно, $f"(x_0) = tgα < 0$. Угол $α$ между касательной и положительным направлением оси $Ох$ тупой.
На рисунке касательная к функции $f(x)$ параллельна оси $Ох$, следовательно, коэффициент $k = 0$, следовательно, $f"(x_0) = tg α = 0$. Точка $x_0$, в которой $f "(x_0) = 0$, называется экстремумом .
На рисунке изображён график функции $y=f(x)$ и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой $x_0$. Найдите значение производной функции $f(x)$ в точке $x_0$.
Касательная к графику возрастает, следовательно, $f"(x_0) = tg α > 0$
Для того, чтобы найти $f"(x_0)$, найдем тангенс угла наклона между касательной и положительным направлением оси $Ох$. Для этого достроим касательную до треугольника $АВС$.
Найдем тангенс угла $ВАС$. (Тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к прилежащему катету.)
$tg BAC = {BC}/{AC} = {3}/{12}= {1}/{4}=0,25$
$f"(x_0) = tg ВАС = 0,25$
Ответ: $0,25$
Производная так же применяется для нахождения промежутков возрастания и убывания функции:
Если $f"(x) > 0$ на промежутке, то функция $f(x)$ возрастает на этом промежутке.
Если $f"(x) < 0$ на промежутке, то функция $f(x)$ убывает на этом промежутке.
На рисунке изображен график функции $y = f(x)$. Найдите среди точек $х_1,х_2,х_3…х_7$ те точки, в которых производная функции отрицательна.
В ответ запишите количество данных точек.
ВНЕАУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Преобразование графиков функций.
Цель
Постройте графики функций, используя различные преобразования, ответьте на вопрос задачи.
Выполнение работы
Методические указания
Работа рассчитана на 10 вариантов, номер варианта совпадает с последней цифрой порядкового номере в списке. Например, 1, 11, 21, 31 …выполняют 1 вариант, 2,12, 22 … - 2 вариант, и т.д.
Работа состоит из двух частей: первая часть задания 1 – 5, это задания которые обязательно нужно выполнить, чтобы получить зачет, если эти задания выполнены с ошибкой, необходимо их исправить и снова сдать работу на проверку. Вторая часть, содержит задания, выполнив которые, вы можете заработать дополнительную оценку: основная часть +2 задания – «4», основная часть +3 задания – «5».
Задание 1. Графиком линейной функции является прямая, для ее построения достаточно двух точек. (значения аргумента х берем произвольно, а значение функции у, считаем подставляя в формулу).
Чтобы проверить проходит ли график функции через указанную точку нужно координаты точки подставить вместо х и у, если получили верное равенство, то прямая проходит через указанную точку, в противном случае – не проходит.
Задание 2, 3, 4. Графики указанных функций получаются из графиков функций , используя сдвиг вдоль оси х или у.
, сначала строим график функции
или
, затем сдвигаем его на «а» единиц вправо или влево (+а – влево, - а вправо), затем сдвигаем на «в» единиц вверх или вниз (+в – вверх, -в – вниз)
Аналогично с другими функциями:
Задание 5 Чтобы построить график функции: , нужно: 1) построить график функции , 2) часть графика которая находится выше оси х оставить без изменения, 3) часть графика, которая находится ниже оси х зеркально отобразить.
Задачи для самостоятельного решения.
Обязательная часть
Задание 1. Постройте график линейной функции, определите, проходит ли график функции через указанную точку:
![](https://i1.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_m74c41b28.gif)
Задание 2. Постройте график квадратичной функции, укажите множество значений данной функции.
![](https://i1.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_35904a5d.gif)
Задание 3. Постройте график функции, определите, возрастает или убывает указанная функция.
![](https://i1.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_m1fe2d186.gif)
Задание 4. Постройте график функции, ответьте на вопрос задачи.
![](https://i0.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_m4e47fbe9.gif)
Задание 5. Постройте график функции, содержащей знак модуля.
![](https://i1.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_7c2447c0.gif)
Задачи на дополнительную оценку.
Задание 6. Постройте график функции, заданной кусочно, определите, есть ли точка разрыва у данной функции:
![](https://i1.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_m783bc911.gif)
![](https://i0.wp.com/ds01.infourok.ru/uploads/ex/0761/0000a3a0-53fb2ce0/hello_html_m7fc90a08.gif)
Задание 7. Определите, сколько решений имеет система уравнений, отвеет обоснуйте. Сделайте выводы, ответив на вопросы.
Графики каких функций вы строили в данной работе?
Как называется график линейной функции?
Как называется график квадратичной функции?
Какие преобразования графиков вы знаете?
Как в системе координат располагается график четной функции? График нечетной функции?
Показывающая связь знака производной с характером монотонности функции.
Пожалуйста, будьте предельно внимательны в следующем. Смотрите, график ЧЕГО вам дан! Функции или ее производной
Если дан график производной , то интересовать нас будут только знаки функции и нули. Никакие «холмики» и «впадины» не интересуют нас в принципе!
Задача 1.
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.
Решение:
На рисунке выделены цветом области убывания функции :
В эти области убывания функции попадает 4 целые значения .
Задача 2.
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой или совпадает с ней.
Решение:
Раз касательная к графику функции параллельна (или совпадает) прямой (или, что тоже самое, ), имеющей угловой коэффициент , равный нулю, то и касательная имеет угловой коэффициент .
Это в свою очередь означает, что касательная параллельна оси , так как угловой коэффициент есть тангенс угла наклона касательной к оси .
Поэтому мы находим на графике точки экстремума (точки максимума и минимума), – именно в них касательные к графику функции будут параллельны оси .
Таких точек – 4.
Задача 3.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой или совпадает с ней.
Решение:
Раз касательная к графику функции параллельна (или совпадает) прямой , имеющей угловой коэффициент , то и касательная имеет угловой коэффициент .
Это в свою очередь означает, что в точках касания.
Поэтому смотрим, сколько точек на графике имеют ординату , равную .
Как видим, таких точек – четыре.
Задача 4.
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Найдите количество точек, в которых производная функции равна 0.
Решение:
Производная равна нулю в точках экстремума. У нас их 4:
Задача 5.
На рисунке изображён график функции и одиннадцать точек на оси абсцисс:. В скольких из этих точек производная функции отрицательна?
Решение:
На промежутках убывания функции её производная принимает отрицательные значения. А убывает функция в точках. Таких точек 4.
Задача 6.
На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Найдите сумму точек экстремума функции .
Решение:
Точки экстремума – это точки максимума (-3, -1, 1) и точки минимума (-2, 0, 3).
Сумма точек экстремума: -3-1+1-2+0+3=-2.
Задача 7.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки возрастания функции . В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
Решение:
На рисунке выделены промежутки, на которых производная функции неотрицательная.
На малом промежутке возрастания целых точек нет, на промежутке возрастания четыре целых значения : , , и .
Их сумма:
Задача 8.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . Найдите промежутки возрастания функции . В ответе укажите длину наибольшего из них.
Решение:
На рисунке выделены цветом все промежутки, на которых производная положительна, а значит сама функция возрастает на этих промежутках.
Длина наибольшего из них – 6.
Задача 9.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . В какой точке отрезка принимает наибольшее значение.
Решение:
Смотрим как ведет себя график на отрезке , а именно нас интересует только знак производной .
Знак производной на – минус, так как график на этом отрезке ниже оси .