Образец ведения тетради взаимодействия логопеда и воспитателей. Индивидуальная тетрадь ребенка. Планы совместной деятельности специалистов ДОУ




Основные коррекционные задачи воспитателя Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики Закрепление произношения поставленных логопедом звуков Расширение и активизация словаря по лексической теме Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза Формирование связной речи Закрепление навыков чтение и письма Коррекция эмоционально-личностных особенностей детей


Взаимопосещение занятий Формы взаимодействия Интегрированные занятия, логопедические досуги для детей Консультации, круглые столы, мастер-классы для педагогов Семинары, конференции, конкурсы для педагогов Работа с родителями Развивающая среда Коррекционный уголок Индивидуальная работа по тетради взаимодействия Планирование содержания работы по лексической теме Тематическое планирование Обследование детей


КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________ Дата рождения ___________________ Дата поступления в ДОУ ________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели Рекомендации по заполнению карты: Данная карта ведётся в течение всего срока пребывания ребёнка в ДОУ. Контрольный срез динамики развития проводится не менее 2 раз и не более 3 раз в год. Воспитатель отмечает результаты развития (динамики), все достижения ребёнка по сравнению с самим собой: чему научился, что узнал и освоил нового. Определяется зона ближайшего развития ребёнка (Учитывается при планировании). Направления, подлежащие непосредственной оценке педагога, должны соответствовать рекомендациям программы воспитания и обучения, реализуемой в ДОУ.


СЕНТЯБРЬ Социально-коммуникативное развитие игровая деятельностькоммуникативная деятельность элементарная трудовая деятельность Познавательное развитие познавательно-исследовательская деятельность развитие элементарных математических представлений экологическое воспитание конструирование Физическое развитие двигательная деятельность (инструктор по ФК)КГН Художественно-эстетическое развитие восприятие художественной литературы и фольклора музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) изобразительная деятельность Речевое развитие словарный запасЗКР, фонематический слух грамматический строй речи, словотворчество пересказсоставление рассказа (все виды) разучивание стихотворений и интонационная сторона речи Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________







Познавател ьная часть Активизаци я словаря Грамматиче ский строй речи Развитие связной речи Мелкая моторика Коорд речи с движением Разучивани е стихов Чтение худ литературы - Обобщающе е понятие «Зимующие птицы» - Названия зимующих птиц -Названия частей тела - Формироват ь представлен ия о повадках, внешних признаках и образе жизни - Как помочь птицам пережить холодную зиму Сущ-е: ворона, сорока… туловище, крыло…корм, зерно, семечки, сало; Прил-е: голодные, шустрый, быстрый, юркий,… желтогрудая, красногруды й. Глаголы: чирикает, каркает… подлетел, перелетел, залетел… Наречия: Холодно, голодно… Антонимы: 1.«Один- много» 2.«Сосчита й, сколько» (1-5) 3. «Доскажи словечко »подлете л, перелете л,вылете л. 4. «Какая? Какой?» 5. «Кто как подает голос?» 6. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Образование притяжат ельных прилагате льных. 1 Составление предложени й с предлогами Ответь на вопросы по картине «Кто на ветке?» «Кто под кормушкой? » 2 Составление загадок- описаний по алгоритму: внешние признаки, повадки 3 Составление связного рассказа по серии сюж. картин «Как дети помогали птицам» 1. Мелкая моторика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» 2. «Коорд. речи с движением» «Снегири» 3. Дид. игра «4 лишний» 4. Дид. игра «Кого не стало?» 5. «Что изменилось? » 6. «Кто, что любит?» 1.«Синица» Н. Григорье ва Постучит синица Утром мне в окно….. 2. Скребицк ий «Появились синички» 3. Рассказы о снегире и воробье (Кузнецова, Тихонова «Развитие и Коррекция речи детей 5- 6 лет») 4.Отгадыва ние загадок


Содержание работыВедущая роль Введение в тему. Познавательная часть. Расширение и активизация словаря по лексической теме. Воспитатель Логопед Контроль над четким произношением поставленных звуков, звуконаполняемостью и слоговой структурой слов Логопед Воспитатель Формирование, отработка лексико-грамматических категорий; формирование и отработка фонематического восприятия Логопед Воспитатель Развитие связной речи. Логопед Воспитатель Чтение художественной литературы, заучивание стихов Воспитатель Логопед Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка, аппликация, конструирование Воспитатель Экспериментальная деятельностьВоспитатель Экскурсии, целевые прогулки по лексическим темамЛогопед Воспитатель РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ




Методические материалы для воспитателя Советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме


Практические приложения Общий комплекс артикуляционной гимнастики Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных звуков Экран состояния звукопроизношения. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова Игры, упражнения и задания для развития лексико- грамматических категорий


Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми логопедических групп Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления Моторная сфера. Произносительные компоненты речи Мелкая моторика Артикуляционная моторика Коррекция звукопроизношения Общие речевые навыки. Просодика Речевые психические функции Обогащение лексики Формирование грамматического строя речи Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления Слоговая структура слова Развитие связной речи: Составление предложений Пересказ Рассказ по схеме Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ по сюжетной картине Творческое рассказывание Обучение элементам грамоты Развитие графомоторных навыков. Печатание букв, слов. Слоговое чтение


Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления


Содержание коррекционного уголка Сменный иллюстративный материал и пособия по лексической теме Дидактические игры по лексической теме Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Консультации, круглые столы и мастер-классы педагогов Требования к речи воспитателя коррекционной группы Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и т. д.
Мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями Родительские собрания Досуги, тематические праздники, экскурсии Оформление информационных стендов Ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми



Елизавета Савилова
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы

учитель -логопед Горохова Ирина Николаевна.

Пояснительная записка

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация учебно-воспитательного процесса . Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, привели к необходимости планирования и организации чёткой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Вниманию воспитателей логопедических групп предлагается тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя , которая отражает комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей. Материалы, содержащиеся в данной тетради , помогут организовать понедельную работу воспитателя по заданию учителя -логопеда в течение всего периода обучения (с сентября по май) .

Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие общей, артикуляционной и тонкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте.

Успешность и эффективность работы учителя -логопеда напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем логопедической группы - непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, - насколько тесно они взаимодействуют . Поэтому в задачи учителя -логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний. Логопед также помогает воспитателю организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию связной речи и обучению грамоте.

Немаловажное значение отводится и систематической работе по развитию у детей с общим недоразвитием речи неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса). Упражнения такого плана включаются воспитателем в различные режимные моменты и способствуют устранению речевых недостатков. В тетради взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических и неречевых процессов.

Задания разработаны на год с учетом понедельного планирования логопеда. Индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем . Это даёт возможность логопеду сэкономить время на заполнении документации и позволяет ему работать в едином ритме с воспитателем .

Тетради взаимосвязи помогут учителю -логопеду организовать работу воспитателя и провести эффективную коррекционную работу с детьми логопедической подготовительной к школе группы .

Представляем вашему вниманию несколько занятий для воспитателей .

Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

Логопедические пятиминутки;

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Тема: «Деревья Осенью». Звуки [А]-[У]. Звук [И]

Нужно знать:

  • 8-10 названий деревьев, узнавать на прогулке и по картинкам (а также их листья и плоды)
  • что происходит с листьями деревьев осенью
  • какие деревья остаются зелёными
  • различать раннюю и позднюю осень
  • почему раннюю осень называют золотой

Словарь: листва, листопад, хвоя, осыпаются, облетают, опадают, шуршат, кружатся, разноцветные.

Образуй словечко: лист берёзы – берёзовый, а дуба, клёна, липы, каштана, ивы, ольхи, рябины, тополя, осины, яблони?

Развитие лексико-грамматических процессов

1.Игра «Назови ласково» (дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна).

2.Игра «Где увидим этот лист?» (дубовый — на дубе, кленовый — …)

Упражнения на развитие логического мышления.

«4-ый лишний»

Береза, клен, тополь, колокольчик.

Ель, дуб, осина, тополь (с объяснением)

«Реши задачу»

Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

Словарная работа (с использованием наглядных примеров). Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».

Упражнять «Скажи наоборот » на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели — …
У клена листья большие, а у березы — …
У березы ствол светлый, а у клена — …
У дуба ствол толстый, а у березы — …

Развитие связной речи (предварительная работа)

1.Чтение литературных текстов (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», А.С. Пушкин «Унылая пора»).

1.Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком [А] — хлопнуть, со звуком [У] — топнуть.

2.Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком [А], а вторая со звуком [У]. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

3. Определение места звук [И] в словах: Дина, икра, дети и т.д.

4.Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствует звук [И]. С отобранны­ми словами составить предложения, поделить их на слова и начертить (выложить) схемы.

Тема: «Продукты питания» Звуки [И]- [А].

«Назови ласково».

«Один — много».

Суп – супы – много супа (супов)

Щи – щи – много щей

Котлета – котлеты – много котлет

Молоко – молоко – много молока

Пирог – пироги – много пирогов

Холодец – холодец – много холодца

Сосиска – сосиски – много сосисок

Сок – соки – много соков (сока)

Консервы – консервы – много консервов

Фарш – фарш – много фарша

Каша – каши – много каш.

«Счет продуктов».

Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет

Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов и т.д.

«Какой, какая, какое?».

Хлеб из ржи — ржаной Каша из манки — манная
Бульон из курицы — куриный Котлеты из моркови — морковные
Бульон из рыбы — рыбный Котлеты из свеклы — свекольные
Бульон из мяса — мясной Котлеты из капусты — капустные
Молоко у коровы — коровье Оладьи из картофеля — картофельные
Молоко у козы — козье
Каша из гречки — гречневая С названиями фруктов и овощей:
Каша из риса — рисовая «Назови сок, варенье»
Каша из пшена — пшенная Сок из груш — грушевый
Каша из геркулеса — геркулесовая Варенье из груш – грушевое и т.д.

«Назови по образцу».

Жарить картофель – значит, он какой? – жареный

Варить свеклу – значит, она какая? — вареная

Парить репу – значит, она какая? – пареная

Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая

Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные

Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные

Солить капусту – значит, она какая? – соленая.

Тема: Овощи. Звук [П], [Пь], [К], [Кь]

«Назови ласково». Огурец- огурчик — огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

«Один-много». Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

«Счет овощей». Одна тыква — две тыквы — пять тыкв и т.д.

«Подбери признак ».

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

«Какой, какая, какое?». Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д. Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

«Он (она) — они».

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

«Подбери слова-действия». Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.

«Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Кабачок большой, а огурец – маленький.

Картофель крупный, а редис – мелкий.

Перец внутри пустой, а морковь – полная.

Помидор мягкий, а огурец – твердый.

Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на ощупь?

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Развитие фонетико-фонематических процессов

Подобрать слова с заданным звуком[П, Пь], [К, Кь]

Поделить на слоги слова: капуста, пень, кино, ковер, топор, кот, и т.д.

Составить предложения со словами предыдущего задания, выложить (начертить) схему.

Автоматизация звука С в словах: Лева, Матвей, Егор, Максим.

Автоматизация звука [Ш] изолированно: Саша, Ильдар, в слогах: Славик, Илья, Артем, Лева.

Автоматизация звука [Р],[Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур.

В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика.

Тема: «Фрукты». Звуки [Т], [Ть], [К] — [Т]

1.«Назови ласково». Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один — много». Персик – персики – много персиков т.д.

3. «Счет фруктов». Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.

4. «Подбери признак ». Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

5. «Назови сок и варенье». Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.

6. «Он (она) — они». Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». .

Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).

8. «Назови, какое дерево?».

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня. Дерево с грушами – груша – грушевое.

Дерево со сливами – сливовое – слива. Дерево с персиками – персиковое – персик.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.

9.«Четвертый лишний».

Персик, хурма, репа , банан; лимон, малина , абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко .

10. «Скажи наоборот».

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:

Это овощ или фрукт?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какой на вкус? Что из него можно приготовить?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Назвать первые звуки в словах и т.д.

2.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д.

3.Подобрать слова на звуки: [К], [Т], [Ть].

4.Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком [Т] — хлопаем, а со звуком [Т]ь — топаем.

5.Звуковой анализ слов кот, тина.

6.Игра «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предмет­ные картинки, называют их и определяют место звуков [К], [Т], [Ть] в словах.

Автоматизация та же.

Тема: «Насекомые. Звуки [П], [Т], [К], [О].

1. «Один — много». Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

2. «Назови ласково».

Пчела – пчелка и т.д.

3. «Счет».

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.

4. «Подбери признак ».

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.

5. «Закончи предложение».

Муравей сидел около … .

Божья коровка ползла по … .

Жук спрятался под … .

Муха села на … .

Гусеница сидела на … .

Муха ползла по … .

6. «Бывает – не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.

Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?

б) А для растений?

в) Как появляется на свет майский жук?

8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:

Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?

Где живет?

Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Звуковой анализ слов типа мак, кит, ток.

2.Определение места звуков [П], [Т], [К] в словах и обозначение их на схеме.

3.Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.

Автоматизация звука [Р] изолированно — Тимур, Матвей. В словах: Максим, Оля, Арсений, Вика.

Тема: «Перелетные птицы». [Х] — [Хь]. [ К ] [ Х ] .

1. «Назови ласково».

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

2. «Один — много». Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.

3. «Счет птиц». Один грач – два грача – пять грачей и т.д.

4. «Назови детеныша».

Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата.

Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята.

5. «Скажи, какая стая?».

Клин лебедей – лебединый .

Караван журавлей – журавлиный .

Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Журавль, цапля, утка, голубь ; скворец , ворона, воробей, голубь.

7. «Улетели птицы». Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д. Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д

8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует. Журавль – курлычет. Жаворонок – звенит.

10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану: Кто это? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом? Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва). Как поет? Чем питается? Как называют ее детенышей?

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков [ К],[X] или [Хь].

2.Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: мак, хна.

3.Игра «Скажи наоборот». Заменить звук [X] на звук [Х]: ха-ха-ха-ха, хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы~хы. Заменить звук К на звук X: ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку.

Автоматизация:

Автоматизация звука [Ш] изолированно: Ринат, в слогах, словах: Славик, Илья, Артем, Лева, Саша

Автоматизация Ж в словах: Саша, Артем, Славик,

Автоматизация звука Л в слогах: Оля, Славик, Ксюша. Автоматизация звука [Р], [Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур, Матвей. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика, Илья.

Тема: «Грибы. Ягоды. Поздняя осень». Звук [С]. [С] — [Сь]

1. «Один — много».

Гриб – грибы — грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

«Назови ласково». Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный. Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

«Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода. Клубника – это садовая ягода и т.д.

3. «Счет». Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?».

Суп из грибов – грибной . Блюдо из грибов – грибное .

«Назови сок и варенье». Сок из смородины (какой?) – смородиновый Варенье из смородины (какое?) — смородиновое и т.д. «Подбери признак ». Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д. Клюква (какая?) — … .

6. «Скажи наоборот».

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный. У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие. Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы , сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика , подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек? Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

«Исправь ошибку». Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

9. Составить описательный рассказ про грибы и про ягоды (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (форма, величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб? Что из него можно приготовить?

Звукопроизношение:

Подобрать слова, в которых звук [С] находится в начале слова, в конце слова.

Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [С] — хлопаем, со звуком [Сь] — топаем.

Звуковой анализ слов сани, Сима с выкладыванием схемы из цветных фишек.

Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы…

Краткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

Таблица 1

Дата Компоненты занятия

№ картотеки, название пособия

№ карточки, стр. Результат
  • Моторика

Артикуляционная

— общая
— мелкая
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж (массаж)
  • Фонематические процессы

Фонематический слух

- звуковой анализ
  • Произношение

Постановка звуков

-автоматизация и дифференциация звуков
  • Слоговая структура
  • Лексико-грамматические категории
  • Связная речь
  • Развитие неречевых психических процессов

(память, внимание, мышление)

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями . (см. Таблицу 2)

Таблица 2

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний .

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В огород пойдём,Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем, Таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты, Срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко Рвут
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У Лариски
Две редиски.
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки
Две морковки
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Сжимают пальцы в кулак, по очереди разжимают их, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счёт до 5
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка»
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счёт до 10)«Иголочка»

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.
Дать характеристику звуку А/О: гласный, обозначаем красным цветом. Что происходи с ртом при произнесении звуков А/О? Закрепить понятия звук и буква. Закрепить понятие гласный звук: воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка, поётся.
Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А/О
Определить место звука А/О в словах Аня, мак, река, акула, рак, рыба, аист, арбуз, пчела, трава и т.д./ Оля, сок, ведро, дом, нож, роза, крот, осы, окна, мост, гнездо, облако, ложка, доктор, метро и т.д. Закрепить ответы: Звук А/О находится в начале/ середине/ конце слова, нарисовать графические схемы
В названиях каких овощей слышится звук А/О
Выложи столько красных кружков, сколько слышишь звуков А/О в слове на материале лексической темы «Овощи»

5. Развитие лексико-грамматических процессов

«Назови ласково» на материале лексической темы «Овощи»
«Один - много» на материале лексической темы «Овощи»
«Назови, какой, какая?» на материале лексической темы «Овощи»
«Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец - маленький, картофель крупный, а редис - … (мелкий), перец внутри пустой, а морковь - … (полная), помидор мягкий, а огурец - … (твердый).
«Беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.) Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

«Убираем урожай» Воспитатель показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.Морковь, свеклу, репу, редис - … (дергают). Огурцы, помидоры, горох - … (срывают).

Капусту - … (срезают).

Картофель - … (выкапывают).

«Какие слова обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель); ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Игра «Повар» Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.Я положу в борщ …. Я положу в щи… .Я положу в суп…

6. Развитие связной речи

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
Рассматривание овощей и картины «Натюрморт».
Чтение: р.н.с. «Вершки и корешки»; заучивание Ю.Тувим «Овощи»

7. Продуктивная деятельность

Аппликация «Корзинка с овощами».
Лепка овощей из пластилина.
Рисование «Натюрморт из овощей

Таблица 4

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Ф.И. ребёнка

примечания логопеда

примечания воспитателя

Понедельник

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Дата Фамилия, имя ребенка Содержание работы Взаимосвязь с родителями Результаты
Фонематические процессы Звуко-нроизношение Словарный запас Грамматические категории Предложение Связная речь Развитие психологической базы речи
20.10 Иванов Саша (ФФН) Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*) Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2
20.10 Петров Андрей (ОНР) Комплекс артикуляционных упражнений на звук }

Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...

© Школа строителя. Строим, чиним, ремонтируем IKCN.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.