Прославлен в лике святых. Чин прославления подвижника в лике святых. Единство и благодатное преемство Святой Руси

Христос посреди нас!

27 ноября 2017 года Священный Синод Константинопольского патриархата под председательством Вселенского Патриарха Варфоломея причислил к лику святых одного из самых известных и почитаемых старцев последнего времени отца Иакова Цаликиса (1920-1991) из монастыря святого Давида Эвбейского.

(образ геронды Иакова до прославления)

Ранее с инициативой канонизировать преподобного Иакова выступил Священный Синод Элладской Православной Церкви. Запрос и соответствующие документы были направлены Константинопольскому патриарху.

Верующие со всего мира давно почитают старца Иакова святым, поток паломников, стремящихся попросить его молитв и помощи, не иссякает десятилетиями. Как при жизни ехали люди за советом к подвижнику, так и теперь, после его кончины, едут в монастырь святого Давида, чтобы попросить утешения и исцеления. Многие свидетельствуют о чудесах, которые произошли по молитвам преподобного Иакова.


(монастырь прп. Давида Эвбейского, Эвбея, Греция. Могилы старцев: ближняя - архимандрита Кирилла Герандони, игумена (о чудесном его житии можно почитать тут: дальняя - преподобного Иакова Цаликиса, Эвбейского, игумена)



(монастырь прп. Давида Эвбейского, Эвбея, Греция)

Слава Богу за все!

***

В этом году милостью Божьей мы побывали в Греции и в том числе в монастыре прп. Давида Эвбейского и были на могилке прп. Иакова и припадали к нему и просили его святых молитв. Об этом я еще не успел дописать в рассказах о путешествии, но если Бог даст, непременно напишу. А о начале этого путешествия и как оно складывалось, можно почитать тут.

Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

26.02.2016 Трудами братии монастыря 10 729

Сегодня, 26 февраля 2016 года, впервые на Валааме состоялось праздничное богослужение, посвященное новопрославленному в лике святых архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву, 1881-1950).

***
Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя в Москве. О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин), митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков), архимандрит Филипп (Васильцев).

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителя архиепископа Богучарского Серафима.

Архиепископ Серафим – выдающийся деятель Русской Православной Церкви. С 1921 года проживал в Болгарии, был известен как глубокий богослов и ревностный молитвенник. Погребен в крипте русского храма святителя Николая – подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Помолиться у гробницы святителя ежедневно приходят сотни людей.

– Это один из самых радостных дней в моей жизни! – сказал Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. – Впервые я поклонился надгробию святителя Серафима в Софии в далеком 1992 году. Уже тогда был поражен огромным почитанием святителя, чудесам, совершавшимся во множестве у святых мощей его, его трудам и твердости в отстаивании Православия. Но теперь еще одним его чудом считаю малое свое участие в великом деле его прославления в лике святых, совершенном двумя Поместными Церквями – Русской и Болгарской.

Совместная работа двух Поместных Церквей по вопросу канонизации святого является прецедентом в истории Церкви. И это событие, несомненно, Божий промысел и историческое событие, потому что две Церкви – Православная Церковь Болгарии и Русская Православная Церковь – собираются для канонизации святого. Так, один святой, архиепископ Серафим, собрал вокруг себя две Церкви.

Так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно, их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни, для того чтобы через покаяние и сокрушение о своих грехах возвращаться вновь и вновь к подлинно христианской жизни. Радостно было осознавать и малую причастность к тому, что чудный святой, архиепископ Богучарский Серафим, прославлен теперь Русской и Болгарской Церковью, а сегодня в Софии состоялся литургический акт его канонизации во святых.

Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма как живому: «Когда вам станет тяжело, – говорил архиепископ, – вы мне напишите письмо <…> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам». Сейчас его могилка стала местом паломничества многих верующих.

Уместно вспомнить высказывания пастыря по поводу русской идеологии, взятые из одноименного труда владыки:

«По словам великого писателя Ф.М. Достоевского, русский человек есть православный человек. И это понятно для нас. Православная вера, воспринятая от крещения детскою, простою душою русского человека, сделалась его основой, обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях. В этой вере и в таком жизненном ее усвоении и состоит русская идеология. Русский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни. Знаменательно, что для русских людей с давних времен самым любимым чтением наряду со словами вечного живота – со Священным Писанием, были Жития Святых, появившиеся на Руси вместе с христианством; они весьма размножились и дошли до нас в разнообразных письменных памятниках: проповеднических словах, прологах, патериках и в бесподобном изложении Четьи-Миней св. Дмитрия Ростовского. Причем устремление к четьи-минейному чтению наблюдалось во всех сословиях без исключения. Такая любовь наших предков к жизни святых свидетельствует о том, что они стремились православную веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы их вера не была только на словах, но оправдывалась на деле».

Почитание архиепископа Серафима началось почти сразу после его кончины. В августе 1950 года настоятельница Покровского монастыря монахиня Серафима (Ливен) писала Святейшему Патриарху Алексию II, что во всех скорбях сестры обители получают невидимую помощь от архиепископа Серафима. В 1952 году назначенный в Софию протоиерей Сергий Казанский засвидетельствовал, что место упокоения архиепископа Серафима посещается его почитателями, число которых с каждым годом растет. Сразу же началась и запись чудес по молитвам архипастыря, большая часть которых опубликована. В настоящее время зафиксировано более ста случаев посмертной молитвенной помощи архиепископа Серафима. Большинство случаев связано с исцелениями, обращением к вере, дарованием ребенка и т.д.

***
26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.

1 марта архиепископ Серафим был погребен в крипте Никольского храма. «Каждый православный христианин, – говорилось в послании Святейшего Патриарха Болгарского Максима, – который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения. <…> Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью». До сих пор не иссякает обильный источник благодатной помощи, подаваемой Богом по молитвам Своего угодника.

«Бесспорно, это замечательный пастырь нашего времени, рожденный и воспитанный в России, носитель русского благочестия, чье архиерейское служение почти полностью прошло в Болгарии, – пишут болгарские СМИ о канонизации святителя Серафима Богучарского. – Среди его духовных чад были представители болгарского и русского духовенства и рядовые христиане. Еще при жизни он был прочным связующим звеном между Россией и Болгарией. Что может быть более объединяющим: два православных народа будут иметь одного небесного заступника перед Божьим престолом! Какая связь сильнее этой? Мы являемся свидетелями беспрецедентного события: две Поместные Православные Церкви объединяют свои усилия и волю в этом сакральном акте, в прославлении общего святого. А это и впредь даст нам в будущем новые поводы для общей молитвы и сослужения».

«О чудесах владыки говорят уже очень давно. Многие даже не знают его имени, но веруют, что он им обязательно поможет… Архиепископ Серафим значительно более популярен среди болгар, чем среди русских…» - писала газета «Стандарт» (Болгария).

Православные люди Болгарии и России помнят и глубоко чтят подвиги и труды владыки Серафима. В настоящее время и в Болгарии, и в нашей стране уже пишут иконы и составляют службы. Именно словами молитвенного обращения к владыке Серафиму и хотелось бы закончить эту статью: «Девственною чистотою богословие свыше стяжав, столп православия явился еси, паству твою в вере утвердил еси апостольстей, в любви истинствовав, благодать обильную от Бога приял еси: тем же источаеши исцеления и токи чудес, с верою и любовию притекающим к тебе, Серафиме, отче наш возлюбленне» .

Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева)

Будущий архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 г. в Рязани.

Для матери будущего архиерея роды оказались сложными. В какой-то момент врачи приняли решение: ради спасения жизни роженицы провести операцию, которая заключалась в извлечении младенца по частям. Убийства ребенка женщина не допустила. Спустя ночь мучений роженицы, 1 декабря 1881 г. младенец появился на свет без всякой посторонней помощи.

Младенец был назван Николаем, в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Годы учебы

В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, Николай Соболев поступил в Петербургскую духовную академию.

В годы обучения в Петербурге Николай Соболев несколько раз посещал святого праведного Иоанна Кронштадтского. Особенно знаменательной оказалась последняя встреча весной 1907 года на богослужении о. Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. Будущий архиерей присутствовал там со своим товарищем по академии Виктором Раевым.

В своих воспоминаниях об этом посещении иерарх рассказывал: «Прощаясь с нами, отец Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направился уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: “Да почиет над Вами благословение Божие”. Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят».

Монашеский постриг и хиротония

26 января 1908 г. епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, а 18 марта 1908 г. рукоположен во иеромонаха. В 1911 году определен на должность инспектора Костромской семинарии.

С 1912 по 1919 годы иеромонах Серафим служил ректором Воронежской духовной семинарии, его возвели в сан архимандрита. За эти годы Воронежская семинария стала одной из лучших духовных школ Российской империи.

1 октября 1920 г. в Симферополе митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) возглавил хиротонию иеромонаха Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

Жизнь и служение в эмиграции

14 ноября 1920 г., во время «Русского исхода» на комендантском теплоходе «Херсонес», епископ Серафим вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь.

В 1921 году он переехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского.

В 1934 году председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

Служение в Болгарии

В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы XX века архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви, которая с 1872 года из-за раскола с Константинопольским патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира.


Для изменения ситуации Владыка обращался к священноначалию Поместных православных церквей с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями.

Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с Болгарской Церкви была снята.

Взаимоотношения с РПЦЗ

Имени архиепископа Серафима не было в числе восьми иерархов РПЦЗ, подвергнутых указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нем Патриаршего Священного синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 г. №50 церковным прещениям.

По имеющимся сегодня сведениям, связь архиепископа Серафима (Соболева) с Карловацкой юрисдикцией носила характер внешней необходимости. Об этом говорит, в частности, один из документов 1929 года, в котором митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) сообщает, что имеется «исчерпывающий труд, посвященный исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим (Соболев)».

Это свидетельствует о твердых канонических убеждениях владыки Серафима и о том, что он рассматривал свое пребывание в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви лишь как временное и вынужденное исключительными политическими обстоятельствами.

В 1930-е годы иерарх поддерживал отношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата.

В 1935 году архиепископ Серафим дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.

В августе 1938 года на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах он представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нем Православной Церкви.

В 1943 году архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епископата, отказавшись участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21-26 октября 1943 г., которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископа Серафима Болгарская Православная Церковь отвергла Венский собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего Патриарха Сергия.

Служение в годы Великой Отечественной войны

Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг позицию Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского) и его Синода, призывавших русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига.

Управляющий русскими православными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии, он не служил молебнов о победе Германии.

Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое дело – издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской Церкви.

Переход в Московский патриархат

В апреле 1945 года архиепископ Серафим лично обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), заявив о своем желании принять юрисдикцию Московского патриархата. Иерарх просил Предстоятеля оставить его патриаршим представителем в Болгарии, так как он «сроднился со своею паствою, со своими духовными детьми, не только русскими, но и болгарами».

30 октября 1945 г. вместе с семью русскими приходами в Болгарии архиепископ Серафим был принят в юрисдикцию Московского патриархата.

В 1946 году принял советское гражданство.

В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, иерарх сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей – Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец, было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви, всепрощению, предупреждал об опасности отхода от истинной веры и губительности раскола.

В конце декабря 1946 года правительство СССР передало в ведение архиепископа Серафима бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

В июле-августе 1948 года архиепископ Серафим находился в Москве, куда был приглашен для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

Скончался архиепископ Серафим (Соболев) 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Иерарх был погребен в крипте под алтарем Никольского храма.

Сегодня к усыпальнице архиепископа Серафима верующие приносят записки с просьбами об устроении жизни. Совет «писать ему письма» после кончины иерарх дал в утешение своим ученикам еще при жизни.

***
Архиепископ Серафим завещал нам следующую святоотеческую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того чтобы достичь православной истины, необходимо вести целомудренную, святую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордости, приводящей очень часто к духовной прелести.

Архиепископ Серафим, этот смиренный, святой жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать Православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений ХХ веке. Он бескомпромиссно восставал против всякой неправильной еретической мысли даже в трудах богословов, претендовавших быть православными. Владыка Серафим не боялся вступить в спор с самыми большими, согласно общественному мнению, авторитетами богословия, если дело касалось защиты спасительной божественной истины. Не проявляя никакой личной неприязни к согрешающим против Православия, он никогда не жертвовал истиной ради неправильно понимаемой «любви» к ближним, помня слова апостола Павла: «Аще бо бых еще человeком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1:10). Он часто напоминал, что надо всегда «истинствовать в любви» (ср.: Еф. 4:15).

Молитва

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

18 сентября, в день празднования Собора Саратовских святых, на стенах храмов Саратовской епархии, связанных со служением тех, кто был прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской, появятся мемориальные доски — с именами, датами и указанием на то, как именно тот или иной святой связан с храмом. Это касается как местночтимых новомучеников и исповедников, так и тех, кто был прославлен в лике святых для общецерковного почитания. В предлагаемом вашему вниманию материале перечислены храмы, на которых будут установлены мемориальные доски, и дано краткое описание подвига исповедания веры новомучеников.

Девять лет епископ Гермоген возглавлял Саратовскую епархию, а затем из-за разногласий с императорской семьей (Владыка был активным противником Григория Распутина) был отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь, расположенный на территории современной Беларуси. После революции 1917 года последовало назначение его правящим архиереем на Тобольскую кафедру. Тобольск стал последним местом служения владыки Гермогена. Не страшась властей, он постоянно призывал верующих к защите Церкви и церковных святынь, к духовному сопротивлению безбожию и насилию. Епископ Гермоген организовал многотысячный крестный ход, который прошел вблизи места заключения отрекшегося от престола Николая Александровича Романова. Владыка издалека преподал узнику свое благословение — это было примирение и прощание. 28 апреля 1918 года святой Гермоген был арестован, а через два месяца принял мученическую кончину: был сброшен в реку Туру с камнем на шее. Несколько дней спустя река вынесла на берег и его тело, и камень.Имя священномученика Гермогена (Долганёва) — епископа Саратовского и Царицынского, убитого воинствующими безбожниками 16/29 июня 1918 года и прославленного в лике святых в 2000 году,— появится на мемориальной доске, которая будет размещена на храме святого великомученика Димитрия Солунского в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова , настоятелем которого священномученик был с 1902 по 1911 год.

Имя святого Гермогена также будет высечено на памятных досках, установленных на Свято-Серафимовском храме, на храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова — эти храмы были освящены владыкой за время его архипастырского служения. Кроме того, памятные доски, напоминающие о подвиге новомученика, появятся на Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова и Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вольска , в которых епископ Гермоген служил с 1901 по 1911 год.

Настоятелем храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц в г. Саратове с 1907 по 1913 год был законоучитель этого учебного заведения протоиерей Сергий Ильменский, впоследствии — священномученик Феофан, епископ Соликамский , убитый воинствующими безбожниками 11/24 декабря 1918 года и прославленный в лике святых в 2000 году. Отец Сергий был рукоположен в сан священника в 1894 году, а в 1914 году, овдовев, принял монашеский постриг с именем Феофан. В 1917 году отец Феофан был хиротонисан в епископа Соликамского, викария Пермской епархии, и через год принял управление Пермской епархией, но вскоре был арестован. Большевики подвергли владыку изощренным мучениям. 24 декабря 1918 года, в тридцатиградусный мороз, святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пять мирян.

Икона священномученика Михаила Платонова , расстрелянного 27 сентября/10 октября 1919 года, является одной из главных святынь Свято-Серафимовского храма г. Саратова . Отец Михаил был его настоятелем с 1913 по 1919 год. Здесь он сказал свою последнюю проповедь о незаконном убиении царя, которую закончил возглашением вечной памяти о бывшем царе Николае Александровиче. Этого оказалось достаточным для ареста. За заключенного под стражу священника вступился епископ Вольский Герман (Косолапов) , который благословил верующих собирать подписи за освобождение настоятеля, за что был также вскоре арестован вместе с членами епархиального совета.

Из уст в уста передавалось среди верующих саратовцев предание о мученической кончине епископа Германа и его сострадальцев: «Ночью их привезли на кладбище, заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались и только попросили время помолиться. Поскольку это было последнее желание смертников, им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце "Ныне отпущаеши…" Владыку Германа осиял свет, и он поднялся над землей. Устрашенные палачи стали поговаривать, что это не обычные люди, но тем не менее мученики были убиты». 26 декабря 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Мемориальная доска с именем священномученика Германа (Косолапова) появится также на храмах г. Вольска — на Троицком соборе и храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , в которых владыка служил в 1918 году.

Диаконом храма в честь Рождества Христова г. Саратова в 1920-х годах был священномученик Василий Горбачёв , расстрелянный 13/26 февраля 1938 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Отец Василий был арестован в 1938 году в Подмосковье, куда семья священника перебралась из Саратова, спасаясь от голода. Когда за ним пришли, супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму. После короткого допроса 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Василий Горбачёв погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мемориальная доска с его именем также появится на храме Страстей Господних г. Саратова , в котором новомученик в 1905 году нес клиросное послушание.

Памятная доска с именем преподобномученика Софрония (Несмеянова) станет напоминанием о его подвиге для прихожан храма святого великомученика Димитрия Солунского в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова . Насельником этого монастыря отец Софроний был с 1914 по 1917 год. После закрытия обители он служил в разных храмах епархии. Иеромонаху было 67 лет, когда по ложному доносу его арестовали. Следователь вызвал бригаду из трех мучителей, но им не удалось заставить священника свидетельствовать против себя. Помня, как вел Себя Спаситель на допросе у Пилата, верный служитель Христов лишь молился. 1 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Софрония к расстрелу. 3 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Прославление его в лике святых состоялось в 2000 году.

Памятная доска с именем этого новомученика также будет размещена на храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Белогорное Вольского района , настоятелем которого преподобномученик был в 1925 году.

В Свято-Троицком кафед-ральном соборе г. Саратова с 1927 по 1928 год служил священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Саратовский и Петровский , прославленный в лике святых в 1997 году.

Владыка Фаддей был арестован 20 декабря 1937 года. Тюремное начальство поместило его в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить. И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала ему: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец. Заглянув под нары, они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения. С этого дня все насмешки прекратились, и уголовники даже начали заботиться о владыке.

Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года. Через три дня тюремщики положили тело архиепископа без гроба в мерзлую землю. Весной после Пасхи 1938 года несколько женщин, не побоявшихся возможных последствий, приняли на себя заботу о погребении священномученика. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо — малое приношение Церкви земной тому, кто уже участвовал в Пасхе Господней.

Памятная доска с именем священномученика Фаддея (Успенского) также будет размещена на храме в честь святителя Митрофана Воронежского г. Саратова , где он служил с 1927 по 1928 год.

Клириком Духосошественского храма г. Саратова в 1936 году был священномученик Петр Покровский, расстрелянный богоборцами 17/30 декабря 1937 года.

Будучи потомственным священником, отец Петр Покровский неоднократно подвергался арестам, за которыми следовали ссылки. Ссылка в поселок Успенка Лозовского района Восточно-Казахстанской области стала для него последней. Несмотря на то что новомученик не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области ему был вынесен расстрельный приговор. Место погребения осталось неизвестным. В 2000 году иерей Петр Покровский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

С Духосошественским храмом связано имя еще одного саратовского новомученика — священномученика Петра Зиновьева , который с 1914 по 1916 год был в этом храме псаломщиком. Он был расстрелян 16/29 декабря 1937 года. Прославлен в лике святых в 2000 году.

Организатором церковноприходской школы в с. Багай-Барановка Вольского района был уроженец села священномученик Константин Голубев , убитый воинствующими безбожниками 19 сентября/2 октября 1918 года и прославленный в лике святых для общецерковного почитания в 2000 году.

Протоиерей Константин Голубев был выдающимся миссионером. По окончании Саратовской духовной семинарии он на протяжении двадцати лет (в 1876-1895 годах) вел просветительскую деятельность среди раскольников и иноверцев в Вольском районе. Его стараниями в православную веру обращено более пятисот человек, открыты церковные школы, училища, библиотеки. В 1895 году он был рукоположен в сан священника и назначен служить в Богоявленский храм города Богородска (Ногинска) Московской области. Арестован в 1918 году, смертный приговор вынесен без суда и следствия. Убийцы нанесли ему рану, еще живого бросили в яму и засыпали землей на глазах его дочери. Вместе со священником были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

Деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе Барановка не сохранилась. В советские годы храм был разрушен, а на его фундаменте построено здание администрации. В 2011 году администрация села выделила помещение в этом здании для размещения в нем храма во имя священномученика Константина Богородского.

В храме в честь Богоявления Господня с. Терса Вольского района служил в сане диакона с 1906 по 1910 год священномученик Иоанн Днепровский , расстрелянный 2/15 декабря 1937 года и прославленный в лике святых в 2002 году.

После рукоположения в сан иерея — с 1911 по 1929 год — священномученик Иоанн Днепровский служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка нынешнего Татищевского района. Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что якобы хранил под престолом в храме две ручные бомбы. Видимо, даже сами чекисты понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении восемнадцать суток, был отпущен без последствий. Однако 8 декабря 1937 года он снова был арестован. Причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. 15 декабря 1937 года отец Иоанн был расстрелян в Саратове, место захоронения осталось неизвестным.

Строителем храма во имя святой равноапостольной царицы Елены поселка Северный Хвалынского района был мученик Александр Медем , скончавшийся в заключении 19 марта/1 апреля 1931 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Тяжелым крестом и неутешным горем для графа Медема и его жены было здоровье средней дочери Елены — девочка не могла говорить, не владела своим телом. Тяжелые личные обстоятельства повлияли на Александра Оттоновича: будучи лютеранином, он начал строительство в своем имении — Александрии — православного храма во имя святой Елены — небесной покровительницы дочери — и вскоре принял Православие. Вера помогла ему с честью пройти многочисленные и тяжелые испытания, которые выпали на его жизненном пути. «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренне верующий, — писал Александр Оттонович в одном из писем сыну. — Зависимость от Господа Бога — единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает».

Александра Оттоновича арестовывали пять раз: в 1918, 1919, 1923, 1928, 1930 годах. С небольшими перерывами он провел в тюрьмах тринадцать лет. Скончался он в тюремной больнице от туберкулеза.

Настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Хвалынска в 1937 году был священномученик Сергий Кудрявцев, расстрелянный 2/15 декабря 1937 года в Вольске и прославленный в лике святых в 2007 году.

Протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован 27 ноября 1937 года и вскоре приговорен к расстрелу.

Настоятелем храма Всех святых с. Таволожка Петровского района с 1914 по 1929 год был священномученик Иоанн Миротворцев , скончавшийся в заключении 5/18 марта 1938 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Впервые отца Иоанна арестовали в 1928 году, по решению тройки ОГПУ он был отправлен в концлагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Вернувшись из лагеря, стал служить в храме села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области, но прослужить ему здесь пришлось недолго. Священник Иоанн Миротворцев был арестован 6 августа 1937 года и заключен в ярославскую тюрьму. 16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27 сентября дело было рассмотрено тройкой НКВД, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Миротворцев скончался в Ухтпечлаге 18 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Настоятелем храма в честь Рождества Христова с. Рыбушка Саратовского района с 1928 по 1935 год был священномученик Косма Петриченко, расстрелянный 3/16 ноября 1937 года.

Косма Петриченко родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии в 1869 году, в крестьянской семье. Будучи глубоко верующим человеком, Косма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции он, несмотря на гонения на Церковь со стороны новой власти, подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году и уже в качестве священника продолжил служение в своем родном храме. В 1935 году церковь в слободе была закрыта. Однако отец Косма не прекратил своей пастырской деятельности. Он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев у себя на дому. 31 октября 1937 года священника арестовали. 14 ноября на основе свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение. В тот же день заседание судебной тройки при УНКВД по Саратовской области постановило: «Петриченко К. Н. — расстрелять». Приговор был приведен в исполнение в Саратове, место погребения мученика осталось неизвестным.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В 2006 году в Рыбушке завершилось строительство нового храма в честь Рождества Христова. 10 мая 2007 года нижний престол нового храма был освящен во имя священномученика Космы Саратовского.

Насельником Хвалынского Свято-Троицкого монастыря в начале XX века был преподобномученик Нифонт (Выблов) , скончавшийся в заключении 17/30 августа 1931 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Иеромонах Нифонт родился в 1882 году в городе Ейске в семье небогатого крестьянина. Он поступил в мужской монастырь в Хвалынске, где был пострижен в монашество с именем Нифонт и хиротонисан в сан иеромонаха. В 1925 году получил назначение в храм села Березовый Хутор, где прослужил (с небольшим перерывом)до дня своего ареста. Иеромонах Нифонт скончался в Сызранской тюрьме.

В Саратовской православной духовной семинарии обучались 14 священнослужителей, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых. Мемориальная доска с их именами будет размещена на здании СПДС.

Имена некоторых подвижников, входящих в Собор Саратовских святых, на мемориальных досках не значатся. Это объясняется тем, что церкви, в которых они служили, не сохранились — храмы разделили судьбу пастырей-мучеников.

Подробнее о жизни и подвиге упомянутых в данном материале новомучеников можно прочитать на нашем сайте.

Происхождение и семья

Приснопамятный старец Иаков родился 5 ноября 1920 года от благочестивых и праведной жизни родителей: Ставроса Цаликиса и Феодоры, дочери Георгия и Деспины Креммидасов, в благословенной и обагренной кровью давшей миру множество святых малоазийской земле в макрийском Ливисионе, небольшом городке, из прибрежных городков ионийской земли на той же примерно высоте, что и Кастеллоризо. У родителей старца родилось девять детей, но Господь попустил жить только трем.

Семья старца была одной из наиболее зажиточных в округе, однако их самым большим богатством было их благочестие и непорочная христианская вера, имевшая глубокие корни. Семья могла похвалиться тем, что в ее генеалогическое древе было семь поколений иеромонахов, один епископ и один святой. Однако скорбные события Малоазийской катастрофы, зверства и преступления дикарей младотурок и кемалистов в отношении тысяч греков Малой Азии и Понта, которые начались уже с 1915 и 1917 гг., и продолжаясь до 1920 года, затронули и семью старца Иакова. Его дедушка и крестный, Георгий Креммидас, поистине человек Божий, его дядя, доктор Хаджидулис, а также многие из домашних были схвачены турками и в продолжение губительного перехода в составе рабочих отрядов в глубины Турции умерли от издевательств диких и кровожадных турецких охранников и солдат недалеко от Нигди. Его отец, Ставрос Цаликис, был захвачен вместе с прочими представителями мужского населения Ливисиона в начале 1922 года. После страшных злоключений, бесконечных болезненных переходов и принудительных работ на рудниках, в каменоломнях и других места, его отвели в район Трапезунда и заставили строить больницу.

Изгнание

Отец Иаков, тогда двухлетний ребенок, вместе со своими бабушкой, матерью, братом, четырехлетним Георгием, и сестрой, Анастасией, которой только исполнилось сорок дней, были изгнаны со своей родины, Ливисиона, вместе с прочими женщинами, детьми и стариками, ограбленные до нитки и страшно измученные турками, которые отныне стали для греков лишь головорезами, грабителями и насильниками. «Скорбь, и плач и рыдание многое…». Корабли, перевозившие измученных голодом, жаждой и вшами греческих беженцев бросали якорь в Пирее. «Когда мы сошли в порту Пирея, – рассказывал сам старец, – несмотря на свой младенческий возраст, я помню, как мы впервые в жизни услышали, как некоторые из греков хулили Бога. Тогда моя бабушка заметила: «Куда мы приплыли? Лучше вернуться назад, чтобы нас убили турки, чем слышать такие слова. В Малой Азии мы и не знали о таком грехе». Эти слова, сказанные бабушкой старца Иакова, показывают, насколько жители Малой Азии жили Богом.

Из Пирея корабль, перевозивший и семью старца, отплыл на Итею, где они сошли на берег вместе с остальными беженцами и далее пешком прибыли в деревню Агиос Георгиос в Амфиссе, где вместе с другими семьями в трудных условиях прожили два года в тесном и длинном амбаре.

Через два года промысел Божий привел в тот район, где они жили, в поисках работы отца старца, который убежал от турок, несмотря на то, что они стерегли его, как зеницу ока, потому что он был у них за бригадира. Так удивительным образом он снова соединился с семьей.

Тяга к Богу

Пятилетним ребенком старец Иаков играл таким образом, что брал черепичку, клал на нее уголек с треножника, на котором готовили пищу, и с пением «алуйя-алуйя» (аллилуйя) кадил свою семью и все семьи беженцев, которые жили в амбаре, отгородившись друг от друга одеялами. Они жили в амбаре, потому что им обещали, что скоро их переселят в другое место, дадут земли и построят дома…

Маленький Иаков совсем не выходил играть на улицу, он не выносил, когда деревенские детки, а вместе с ними дети беженцев произносили плохие слова, хотя и не понимал их смысла. Он предпочитал каждый вечер вместе с бабушкой и матерью зажигать лампадки и просил бабушку рассказывать ему жития святых и об иеромонахах из их рода.

На жительство в Северную Эвбею

В конце 1925 семью старца Иакова вместе с другими беженцами переселили в деревню Фаракла в Северной Эвбее. Сначала они жили в каких-то палатках, а потом через два года переехали в небольшие дома, при этом занимались обработкой земли.

Отец старца был отличным мастером, и народ предпочитал пользоваться его услугами, поэтому его часто не было дома. Таким образом определяющую роль в жизни старца Иакова сыграла личность его матери, Феодоры. Будучи украшенной добродетелями веры, благочестия, милосердия, воздержания (поста-целомудрия), трудолюбия и хозяйственности, она с любовью и терпением передавала их нежной душе своего ребенка – Иакова. Она же научила его молиться и полагать многочисленные поклоны. С шести лет, не зная еще грамоты, маленький Иаков знал на память Божественную литургию и один тихонько пел ее почти без ошибок. Он так полюбил поклоны, что даже по воскресеньям, когда засветло приходил в церковь помогать сначала в алтаре, а потом на клиросе, до тех пор, пока не собирался народ, он постоянно клал земные поклоны.

Так старец Иаков рассказывал: «Как-то раз воскресным утром священник увидел, что я делаю поклоны в алтаре и сказал: «Дитя мое, Иаков, сегодня воскресенье, Господь воскрес, сегодня не полагается класть поклоны». А я ответил ему: «Отче я делаю поклоны, потому что так меня научила мать».

Также говорил старец: «Когда служил деревенский священник, в тот момент, когда певчие пели “Иже херувимы тайно образующе…”, я слышал взмахи крыльев вокруг святого Престола. «Я думал», рассказывал старец, – что у священника нет тела. Он ангел. Я говорил себе, что у него две кости на плечах наподобие вешалки и на них висит ряса».

Так видела священство детскими глазами его чистая душа. Он видел в священнике земного ангела, служащего вместе с Херувимами и Серафимами. Да таково на самом деле и есть все, что связано с Богом.

Любовь к церковной жизни

Любовь маленького Иакова к проскинитариям и сельским часовням побуждала его постоянно посещать и часовню святой Параскевы, находившуюся недалеко от деревни на холме, где в первые годы также функционировала и школа, куда он ходил. Зажигая лампадки и ухаживая за ее храмом, этот восьми-девятилетний ребенок имел благословение неоднократно вживую видеть святую. Следуя совету матери, в одно из явлений он попросил святую «рассказать ему о его судьбе». И святая Параскева отвечала: «Послушай меня, Иаков. Ты увидишь большую славу, много народа будет приходить, чтобы встретиться с тобой, много денег пройдет через твои руки, но у тебя не останется». И все это на самом деле подтвердилось.

Великий дар веры и смирения маленького Иакова, а также молитвы его преподобной матери, были причиной тому, что старец Иаков с детства имел живую и поистине удивительную связь с Божией матерью и святыми. Так, вполне просто, вполне естественно он видел, как его благословляет и исцеляет от серьезной болезни святой Харлампий, маленькая чудотворная серебряная иконка которого из Малой Азии имелась в их доме – передававшаяся по наследству святыня возрастом около шестиста лет. Также просто и естественно позднее он прибегал к благодати Божией Матери и со слезами просил Ее, говорил с ней, как ребенок разговаривает со своей матерью, перед Ее чудотворной иконой, называемой Гостеприимная, которую принесли для поклонения в соседнюю деревню. Он видел как Божия Матерь почти сразу же исцелили его больные ступни, из которых вытекала жидкость, и которыми он, мучаясь, прошел два часа, чтобы приложиться к иконе.

Святая жизнь маленького Иакова была причиной того, что односельчане, а также жители соседних деревень, куда он ходил либо помогать отцу, либо петь своим мелодичным и величественным голосом на праздниках, уважали его и считали чадом Церкви, чадом Божиим. И он стал их прибежищем. С девятилетнего возраста он был для всех врачом. Сам же старец, шутя, рассказывал позднее: «Я не знал ничего. У меня был молитвослов, и какая молитва мне попадалась в тот момент, ту я и читал, крестил их, кропил святой водой, и они выздоравливали». Итак, с малых лет он служил Богу и, более того, был наделен даром исцелений и прозорливости, поскольку своим чистым сердцем и умом, которые стяжал подвигом и молитвой, он провидел приближение страшных бед из-за Греко-итальянской и Второй мировой войны.

В сельской начальной школе, которую посещал, во всех классах он занимался на отлично. Мальчик производил такое впечатление, в том числе и своим поведением, что маленького Иакова уважал и учитель, которым вместе с инспектором настаивали на том, чтобы родители послали его продолжать обучение в гимназию в Халкиду, чтобы напрасно не пропадал такой ум. Но его отец не разрешил, поскольку боялся, как бы его чадо не попало в разнообразные ловушки, которыми грозило пребывание в обществе.

Так юный Иаков остался в деревне и работал как на своих полях, так и за плату на чужих. Затем отец взял его с собой помощником на стройку.

Первые шаги в подвижничестве

Вход в аскитирий в монастыре преподобного Давида Эвбейского

Иаков, подросток 13-14 лет, постепенно становился маленьким подвижником. Весь день он проводил на работе за кусок хлеба или, помогая односельчанам, которым всем весьма сострадал и не отказывал в случае, когда у него просили руку помощи, а вечером, приходя домой, молился и клал поклоны. Поклоны, которые он клал ночью, в возрасте 15-16 лет доходили до двух и более тысяч. Да и в отношении поста он весьма себя понуждал. Длительные периоды времени, с воскресенья вечера до субботы, когда ходил на литургию, он ничего не вкушал. Он причащался, вкушал антидор и затем принимал какую-то легкую пищу. В воскресенье он ел как обычно. Но во время немецкой оккупации от подвигов невольно два или три раза его здоровью грозила опасность, потому что случилось ему после недельного полного воздержания встретить один раз голодных детей, а другой раз стариков, которым он отдал свое трех-четырехдневное пропитание, сам оставшись ни с чем.

Не обходилось, разумеется, и без иронии и насмешек со стороны некоторых односельчан. Но юный Иаков не отвечал и не воздавал тем же. Фраза «спасибо дядя-Йоргос», вошла в притчу в деревне Фаракла и окрестных селениях. Это был ответ юного тогда Иакова на каждый грубое ругательство его односельчанина дяди Йоргоса, который мало того занимал его очередь на поливку полей, так и когда юный Иаков защищал свое место в очереди, ругал его грязными словами. В черные дни 1942 года двадцати двух летним юношей старец Иаков пережил сильную и боль и глубокую печаль из-за кончины своей матери Феодоры, с которой у них была крепкая природная и духовная связь, и которая сподобилась преподобнической кончины, узнав о ней от ангела, известившего ее за три дня до этого.

Но и после смерти, явившись ему во сне, а также своими поучениями она укрепила и утешила его душу. Он продолжил также подвизаться до двадцати семи лет, когда был призван в армию, с задержкой, конечно, поскольку из-за объявления войны сложились ненормальные условия: оккупация, партизанская война, и его не призывали.

Служба в армии

Его призыв, 1947 год, пришелся на время гражданской и братоубийственной войны на нашей родине. Благодаря вере в Бога, молитве и молениям, никогда не расставаясь с чудотворной иконочкой святого Харлампия, уважению и подчинению старшим по званию, трудолюбию и скромности, ему удалось справиться с многочисленными трудностями и испытаниями, с которыми столкнулся на протяжении трехгодичной службы сначала в Волосе, а затем в Пирее. Он никогда «не подстраивался» под неуместные и непристойные желания некоторых из своих сослуживцев и поэтому, по крайней мере, вначале, ему пришлось бороться с их насмешками и издевательствами. Но своей праведной жизнью он научил многих, и в конце все его полюбили, потому что в их трудностях и болезнях он был всегда рядом с ними.

Старец Иаков и в армии продолжал нести свой подвиг. Никогда на протяжении всей службы он не вкушал по средам и пятницам пишу с маслом, а также во время Рождественского и Великого постов. Но это давалось, конечно, с великими жертвами…

Неописуемым было его удовольствие заходить во все крупные храмы и церквушки, попадавшиеся на пути от Пирея до Афин. Это был почти ежедневный пеший переход, оставивший, естественно, свои следы, которые проявились позднее.

Молитвы, которые его настойчиво просили почитать в доме члена апелляционного суда в Афинах, и молитвы, которыми он молился на службе, избавили эту семью от беса, которого супруга страждущего видела выходящего из их дома в виде страшного черного пса со словами: «Меня прогнал тот костлявый». Подобные благодеяние были оказаны и другим.

Демобилизовавшись в возрасте тридцати слишком лет и, по заповеди матери, выдав замуж свою сестру, «евангельски» пожив в мире, он избрал монашескую жизнь, которую желал всей душой с малых лет.

Первоначальным желанием отца Иакова было поехать в Святую Землю и там, как подвижник, жить в пустыне. Однако он посчитал, что хорошо бы до отъезда в Святую Землю, посетить монастырь преподобного Давида, чтобы попросить помощи и предстательства у преподобного.

Но когда ему по приходе туда вживую явился сам преподобный Давид, встречавший его, и небесное воинство подвижников, которые предстали ему в видении, вместо бывшего на самом деле старого и разрушенного монастыря, он пообещал святому, что останется в обители, что и сделал. В то время в монастыре жило три старчика, которые следовали идиоритмическому строю. Игуменом был приснопамятный архимандрит Никодим Фомас, праведной жизни человек, нравственный и весьма милостивый, с великой ревностью трудившийся над восстановлением обители.

Монашеская жизнь старца Иакова

Начав монашескую жизнь, отец Иаков положил себе за нерушимый принцип послушание, и ничего не делал без благословения игумена, для чего зачастую нужно было проделать утомительный путь в четыре-пять часов, поскольку его старец по причине исполнения обязанностей также и приходского священника часто находился в поселке Лимни.

Это безропотное послушание отца Иакова и его пламенная ревность, с которой он трудился в обители, как духовно, так и телесно, вызвали зависть ненавистника добра диавола, который восстановил против него прежних отцов, следовавших идиоритмии. Скорби, горечь и многие испытания попустил ему Бог по причине поведения этих отцов. Но он не сдался и продолжил свой подвиг.

Испытания и искушения

С другой стороны, ему пришлось столкнуться с таким испытанием, как невероятная нищета обители того времени, а также разрушенная и холодная келья с поврежденными ставнями, когда в суровые зимы в щели между ними ветром надувало снег, а также дырявые полы. Помимо этого, полное отсутствие необходимых удобств и даже зимней одежды и обуви приводило к тому, что из-за дождей, холодов и обильных снегопадов он дрожал всем телом и часто заболевал. Все эти страдания удручали его тело, но ни одно из них душу, и ни одно из них не затронуло его духа.

Да и сатана не прекращал воевать на него со всем своим искусством и, пользуясь всеми своими ухищрениями. Он не довольствовался духовной, невидимой бранью, направленной на то, чтобы сокрушить послушание, молитву, кротость и смирение старца, но воевал и чувственным образом. Как-то раз восемнадцать бесов в разных обличьях: людей, обезьян и пр., бросились на него в тот момент, когда он работал, так что от их ударов и мучений он остался еле жив, когда смог наконец освободить руку и перекреститься. То же самое случилось и в другой раз, но уже с участием меньшего числа бесов.

В другой раз, пытаясь устрашить его, бесы явились в виде бесчисленных полчищ скорпионов в пещере пустыньки преподобного Давида, куда старец, подражая преподобному Давиду, часто ходил ночью помолиться, а помогала ему в ночном переходе яркая звезда, освещавшая ему путь. Это был ни кто иной, как ангел Господень, посланный ради этого служения, как ответ Бога на соответствующую просьбу, выраженную в молитве.

Отец Иаков не устрашился. Едва поняв, что это бесовское действие, он положил предел скорпионам тем, что нарисовал круг, за который связанные его повелением они не смогли переступить. Это был знак того, что Бог даровал своему верному рабу власть использовать Его божественную силу и энергии.

Всем этим испытаниям и искушениям, да и многим другим отец Иаков противопоставлял веру в Бога и свою божественную любовь к преподобному Давиду, поистине Иово терпение и несгибаемую выдержку и кротость, абсолютное послушание и смирение, непрестанную молитву и бесконечную любовь ко всем.

Старец полностью воплотил в своей жизни слова Священного Писания: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Насилие, которому он себя подвергал во всем, был главной его чертой. С большим трудом он оказывал себе снисхождение. Да и прямота его была чем-то уникальным, он был человек слова: «да, да» и «нет,нет». И пост его также превышал человеческие силы.

Священство

Бог сподобил отца Иакова великого дара священства. Так сам приснопамятный старец говорил: «Я в своей жизни никогда не искал ни чинов, ни званий, даже представить себе не мог, что сподоблюсь такой чести. Я согласился на это лишь из-за послушания к своему старцу и уважения к тому святому епископу Халкидскому приснопамятному Григорию».

Его диаконская хиротония совершилась 18 декабря 1952 года в небольшой церкви святой Варвары в Халкиде, а священническая – на следующий день 19 декабря в домовой церкви епископии. После рукоположения митрополит изрек отцу Иакову пророческое слово: «И ты, дитя мое, станешь святым, продолжай трудиться силой Божией, и Церковь прославит тебя во святых».

Слева направо: отец Кирилл, нынешний игумен монастыря прп. Давида Эвбейского; отец Христодул, игумен монастыря Кутлумуш; митрополит Халкидский Николаос Селендис; отец Яков Цаликис; отец Серафим, привратник монастыря прп. Давида Эвбейского

Духовные явления

Во время совершения в храме Божественной литургии отец Иаков пережил множество духовных явлений. Он становился земным ангелом, сослужившим, как сам он говорил об этом некоторым лицам, с херувимами, серафимами и святыми. Во время святой проскомидии он видел и лично осязал самую пречистую Кровь Господню в тот момент, когда собирался покрывать Честные Дары. В другой раз, там же он видел ангелов Господних, которые брали частицы поминавшихся, относили их и полагали их в виде молитв на престол Владыки Христа. Однажды он видел «неким духовным образом», как сам о том говорил, усопших, являвшихся ему каким-то образом с раскрытой ладонью и просивших вынуть за них частицу об упокоении их душ. Выполнив их просьбу, он видел, как они отходили в свое место упокоенные. Некогда над головой благочестивого священника, который посетил монастырь и совершал литургию, он видел некую светоносную звезду в тот час, когда тот полагал звездицу на Агнца во время покрытия Честных Даров. Подобных духовных явлений было много, и все они были великими дарами Бога избранному своему рабу Иакову.

Он был выдающимся духовником. Никто не уходил из-под его епитрахили неуспокоенным и недовольным. Имея великую любовь, он жертвовал собою ради всех, и, хотя последние годы сам страдал от множества болезней, никому не сказал, что «не могу с тобой встретиться и выслушать твою проблему». «Народ, – говорил он братии, – ни еды ищет и ни питья, но нашей любви. Если мы сможем это сделать, то тогда мы будем успешны на нашем монашеском поприще».

С 1975 года, когда в результате богопросвещенного решения Преосвященного митрополита Халкидского Хризостома он стал игуменом, и «светильник был поставлен на свещницу», по необходимости открылись его многочисленные дарования, которые он до этого тщательно старался скрывать. Слава о монастыре по причине чудес преподообного Давида, его святого игумена отца Иакова, самоотверженных трудов и Авраамова гостеприимства постепенно распространилась повсюду, и множество верующих из Греции и из-за рубежа приезжали в монастырь, который таким образом стал, как писалось «ульем духовной жизни и маяком Православия, всегреческой святыней и всеправославным местом притяжения нашего века».

Начиная с возраста пятидесяти пяти лет и далее попущением Божиим помимо прочих испытаний, отец Иаков претерпел и множество серьезных болезней. Так приснопамятный старец говорил: «получил Денница разрешение поражать мое тело». Это открыл и бес через одну из одержимых, поведав и о болезнях, от которых страдал старец, и о которых знал только он один. И старец продолжал говорить: «Меня ни один человек не видел обнаженным, кроме моей матери, когда я был ребенком, но попущением Божиим меня осматривали врачи и медбратья, и неоднократно оперировали меня. Я сделался зрелищем для ангелов и человеков».

Нередко, конечно, было так, что по его молитвам приходили святые, как то преподобный Давид, святой Иоанн Русский, святые Бессребренники, святая Параскева и помогали ему в болезнях, даруя здравие и исцеление.

Последнее испытание, которому подверглось его здоровье и приведшее в конце концов старца в иную жизнь, была болезнь сердца, вызванная пережитым им искушением.

Духовные дарования старца

Приснопамятный старец Иаков преподобнически прожил в монастыре святого Давида приблизительно сорок лет, а тридцать два года до того «евангельски» жил в миру. Он работал Господу, от юности и до старости сохранив то же неослабное желание подвига. Он подражал преподобному Давиду и шел по его следам. Его аскетические подвиги не уступали подвигам многих древних преподобных, о которых говорится в Отечниках, а духовные и чувственные нападения сатаны на него, разнообразные искушения, испытания и злострадания, были такими же, с которыми сталкивались многие богоносные отцы.

Но по мере возрастания его испытаний, болезней и страданий Бог давал ему редкие духовные дарования, такие, как прозорливость и предсказание будущего, рассуждения и утешения, и тем больше было божественных видений и знамений, которые совершались по его молитве, и тем больше был исходивший от него свет.

Встретиться с ним в обитель приходили сотни простых людей из народа, равно, как и Патриархи, архиереи, священнослужители всех степеней и монахи, начальники и высшие судебные работники, профессора университетов и ученые. У всех уходивших из монастыря после встречи со старцем Иаковом было ощущение, что они уходили как бы из Рая.

Каждый находил для себя у старца помощь в нужде. Страждущие обретали в его словах утешения успокоение и облегчение, бесноватые по его молитвам освобождались от бесов и исцелялись, больные обретали исцеление и здравие, благодаря его дерзновенной молитве, измученные различными житейскими проблемами по благословению его находили успокоение и обретали душевное равновесие, силы и разрешение своих проблем. Неимущие обретали избавление от скорбной бедности и освобождение от тяжелых долгов, благодаря подаваемой им постоянно и безропотно милостыни. Многие бездетные пары по его молитве и благословению рожали хорошеньких деток. Но и для тех, кто имел соответствующие очи видеть, одно лишь присутствие старца, его вид – были благословением Божиим, явлением божественных действий, явлением Бога на земле.

Вот, что пишет в своем письме от 14.2.1994 в монастырь преподобного Давида Вселенский Патриарх Варфоломей: «К приснопамятному старцу, его светлому образу, можно отнести слова, написанные святителем Иоанном Златоустом в отношении святителя Мелетия Антиохийского: “Он не только учением, не только словом, но и одним лишь видом был способен вложить всякое добродетельное учение в душу видящих его ”».

Преподобническая кончина

Достойной его дивной жизни была и преподобническая кончина старца, которую он предвидел, а потому попросил афонского иеродиакона, которого исповедовал в тот последний день своей земной жизни, утром 21 ноября 1991 года, задержаться в обители до вечера, чтобы «облачить» его.

И действительно в 16:17 как птичка он предал свой дух. Приснопамятный старец оставил этот тленный мир боли и перешел в вечный покой к Богу.

Останки его излучали свет, были мягкими и теплыми, и гул тысяч человеческих голосов «святой, святой…ты святой» являл собой единогласное свидетельство совести верующих о приноспамятном уже старце Иакове.

Но святой старец и после своей преподобнической кончины продолжает по свидетельству сотен верующих благотворить им благодаря своему дерзновению у Бога. В обители преподобного Давида имеется, по меньшей мере, триста свидетельств верующих, которым помог старец Иаков. Эти свидетельства, которые содержатся в письмах самих облагодетельствованных либо записаны с их слов, имеют отношение к исцелениям, благотворным вмешательствам и посмертным явлениям старца.

Предстательство отца Иакова пред Богом. Современные свидетельства

1. Священник Иоанн Вернезос, клирик храма святого Иоанна Русского в селение Прокопион Эвбеи, сообщил следующее: у меня была опухоль на правой руке. Помимо тех опасностей, которые за этим скрывались, это было неэстетично. Потому, когда верующие целовали мне руку, я скрывал ее под рясой. В день погребения старца Иакова (22.11.1991) я попросил его помочь мне. Лобызая его священные останки, я положил на них руку. С той минуты опухоль стала рассасываться, пока не исчезла совсем. Велика благодать преподобного старца. Благословение его да пребудет с нами!».

2. Андромахи Пасхали, жительница Лимни Эвбеи, в своем письме в монастырь пишет следующее:

«18 ноября 1993 года на кончике языка у меня появился маленький роговой узелок. Через несколько дней он увеличился и стал свисать с языка, мешая мне говорить, есть и пить воду. Прошло два месяца с тех пор, как я его впервые обнаружила, узелок был все еще на месте, а душевное мое состояние было отвратительное. Будучи в состоянии сильного душевного напряжения и думая о том, чтобы в понедельник поехать в Афины к врачу, я начала высказывать свою проблему дедушке Иакову, смотря на его маленькую фотографию, которая находилась напротив меня на столе. Я попросила его помочь мне, чтобы не начинать бесчисленные осмотры у врачей, которые требуются в таких случаях, и приблизительно в два часа пополуночи поднялась спать в свою комнату. Утром я встала, и когда пила кофе, обнаружила, что мне на языке больше ничего не мешает. Сгорая от нетерпения, я подошла к зеркалу и увидела, что узелок исчез без следа.

Вот так просто я попросила святого Иакова помочь мне, и вот так просто он мне помог».

3. Преосвященный митрополит Морфосский Неофит в одно из своих посещений монастыря, тогда еще архимандрит, рассказа среди прочих чудес, совершенных старцем Иаковом на Кипре в отношении наших кипрских братий, которых так любил, о следующем удивительном событии:

Я привез на Кипр масло из лампадки над могилой старца. В 1993 мне позвонил клирик храма святого Иоанна Богослова в Ларнаке отец Панайотис Зарос и сказал: «Отец Неофит, я плохо себя чувствую. У меня застарелая болезнь, но я об этом не говорю».

У меня трещины в кишке и сильное кровотечение. А в эти дни я испытываю сильнейшую боль, и обильно идет кровь. Прошу тебя, помолись святому Георгию, в монастыре которого ты живешь, и отцу Иакову, чтобы мне дали терпения, потому что, когда мне больно, я очень страдаю и кричу так, что сбегаются дети с матушкой».

Я очень опечалился и сказал ему, что отслужу молебен и дам ему маслица из лампадки отца Иакова, чтобы он помазался крестообразно. Сказав это, я повесил трубку. Через десять минут отец Панайотис сам приехал в монастырь и сказал мне: «Я сам приехал за маслицем старца, потому что очень верю этому человеку, что Господь дал ему многие дарования, и он мне поможет». Я дал ему масло, он помазал крестообразно лоб и ушел.

Вечером он позвонил мне снова и с радостью и со слезами поведал о том, что кровотечение остановилось. С той поры он совершенно исцелился. Отец Панайотис страдал от этой болезни с подросткового возраста, а сейчас ему примерно сорок лет. Когда он выздоровел, то пообещал, что будет служить Божественную литургию и панихиду по старцу Иакову каждый год в день своего исцеления. Однако по прошествии года отец Панайотис забыл о своем обещании. Он вспомнил о нем в тот день, когда у него выступило немного крови. Он исполнил свой обет, и поток крови иссяк. С тех пор каждый год он совершает Божественную литургию и поминает старца наряду с прочими святыми.

4. Йоргос Иоаннидис, врач-терапевт из Волоса (тогда личный врач тогдашнего митрополита Димитриадского, а ныне Архиепископа Афинского Христодула) рассказал среди прочего и следующее:

«Уезжая из монастыря преподобного Давида, куда приехал в паломническую поездку с семьей в сентябре 1997 года, и, находясь у выхода, я ощутил сильное желание снова поклониться могиле старца Иакова. У меня было такое ощущение, какое бывает у того, кто оставил нечто драгоценное и хочет вернуться, чтобы забрать его. И в самом деле, я вернулся вместе со своим сыном и в метре от могилы старца вижу, лежат на земле четки. Я беру их в руки, поднимаю и держу их напоказ, чтобы, если кто-то из паломников потерял их, смог бы увидеть их и забрать. Как раз в тот момент я слышу позади себя голос, который говорит мне: «Чего ты ищешь? Это для тебя четки». Я оборачиваюсь и на расстоянии одного метра вижу живого старца Иакова, который мне улыбается. Я ясно видел его. Я видел его влажные глаза, прожилки на лице и бороду, точно такую, какая была у него. Я ощутил что-то невероятное и был потрясен. Это живое явление мне старца Иакова сыграло определяющую роль и утвердила во мне уверенность в божественном присутствии».

5. В те дни, когда писался этот текст, а именно: 10 октября 2001 года, в обитель пришел г-н Яннулис, моряк с Андроса, и со слезами на глазах, будучи не в силах толком говорить от волнения и слез, рассказал следующее:

«Как то уже давно я был в плавании и находился в Индии. В один из дней у меня возникла серьезная проблема с сердцем. В больнице, куда меня отвезли, врачи сказали моим сослуживцам, что я умираю. Я же, несмотря на то, что находился в коматозном состоянии, ощутил помощь некой невидимой божественной силы. Позднее открыв глаза в какой-то момент, первое, что я увидел, был старец Иаков, книгу о котором я столько раз читал. Он сказал мне: «Не бойся, господин Яннулис, я помогу тебе, ты полностью выздоровеешь и вернешься на родину». С того часа я действительно полностью выздоровел».

Из существующих устных и письменных свидетельств можно заключить, что старец Иаков обрел великое дерзновение у Бога, и потому мы молимся, да предстательствует он о всех нас. Аминь.

19.10.1981 (1.11). - Прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церковью за границей

Прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Русском Зарубежье

Обсуждение: 11 комментариев

    А признает ли РПЦЗ Государя Великомучеником и искупителем вины народа русского (клятвопреступления - нарушения присяги, и участия в братоубийственной войне)?

    Я не богослов. Могу только повторить, что в зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду». И это всё.

    То есть подвиг Царя, как можно видеть, считается христоподражательным, но особое понятие Искупитель не использовалось. Мне кажется, что с такими понятиями надо быть сдержаннее. Как и со словом Великомученик, поскольку они допускают разное толкование, и это дает повод критикам для утрирования (см.: ).
    Википедия: «В современном русском православном сознании, отражаемом многими современными источниками, понятие «великомученик» связывается скорее с особо тяжкими и продолжительными (по сравнению с «просто» мучениками) страданиями, претерпеваемыми за веру, нежели с высоким происхждением или должностью (саном)». Православная энциклопедия: http://www.pravenc.ru/text/150139.html

    О какой "братоубийственной войне" Вы спрашиваете? Такой войны не было. После революции было завоевание России богоборческим Интернационалом вкупе с присоединившимися к ним изменниками - и было сопротивление этому русских людей. В результате измены изменники переставали быть нам братьями. Каяться в своей вине нужно им и их потомкам, но не защитникам России.

    Небольшое уточнение, вероятно, уважаемый МВН не заметил последнего предложения в Википедии:
    В современном русском православном сознании, отражаемом многими современными источниками, понятие «великомученик» связывается скорее с особо тяжкими и продолжительными (по сравнению с «просто» мучениками) страданиями, претерпеваемыми за веру, нежели с высоким происхждением или должностью (саном). При этом существует и традиция называть великомучениками именно лиц знатного происхождения, пострадавших за Христа.

    «Принято считать, что великомученик - это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик - это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане - как священномученики, монахи - преподобномученики, а великомученик, в свою очередь - человек знатного происхождения».
    - Епископ Иона (Черепанов).

    Великомученик - величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения.
    - Великий // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка

    "Господи! Что они с Ним сделали! Какие немыслимые мучения он претерпел от извергов! Страшно видеть! Не сказать! Их сожгли и пепел выпили…
    Изверги не просто умучили Царя, а принесли в ритуальную жертву образ и подобие Христа Господа. А это – сугубый, тяжкий грех, вопиющий к небесам. Помните, с Царем они заклали Русь. Сатанинская злоба у них.
    Как их мучили! Не забывайте: Царственный Мученик своими страданиями спас нас. Если бы не муки Царя, России бы не было!" - старец Николай Гурьянов.

    И так, кто же с кем воевал? Воевали граждане одного государства, одной страны. Полно и глубоко показана трагедия братоубийственной войны в книге Шолохова "Тихий Дон".

    Основные противоборствующие стороны – «белые» и «красные». «Белые» - русские офицеры и интеллигенция, казаки; было среди сторонников белой идеи немало рабочих и крестьян. «Красные» - коммунисты, большевики, мечтающие построить утопическое общество, не признавали никакого инакомыслия и гуманности, особенно по отношению к «классовым врагам». Отметим, что на самом деле противоборствующих сторон было больше. Просто, большинство недовольных красными, вливались в ряды белого движения. Недовольные белыми – шли к красным. Воевали еще и зеленые, это которые против и тех и тех. Были вооруженные формирования и у национальных окраин бывшей Российской Империи, которые тоже участвовали в усобице.
    В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года в России, погибло больше народу, чем во всех Наполеоновских войнах: не менее 5,5 миллионов человек, а по более смелым оценкам и все 9 миллионов. И хотя эти потери составили менее полупроцента населения мира, для нашей страны война между красными и белыми имела самые тяжелые последствия. Недаром Антон Иванович Деникин отменил в своей армии все награды – какие награды в братоубийственной войне?
    https://scientificrussia.ru/articles/10-bloodiest-wars
    А Каин и Авель - разве не братья?

    Уважаемая София, Вы спросили о том, как в РПЦЗ определили величать св. Государя при его прославлении - я, насколько мог, постарался ответить и пояснить, почему сам я придерживаюсь этих определений. То есть Ваших формул величания в РПЦЗ нет. А как Вы их объясняете и доказываете - это Ваш личный выбор.
    Я верю, что св. Царь просил Господа своей жертвой простить народ. Но полагаю, что для этого и народу надо хотеть того же и принять эту жертву своим ответным покаянием, без этого искупление вины невозможно. Врт Христос искупил вообще весь род человеческий, но как мало в нем тех, кто ответно принял это Искупление...
    А выражение "братоубийственная война" маскирует ее оккупационную богоборческую и антирусскую суть. Так сегодня чаще говорят те, кто ставит на одну доску белых и красных, оправдывая последних, якобы у каждой из сторон была "своя правда". Вы привели хороший пример братьев Каина и Авеля - но разве у каждого из них была "своя правда"? В чем нужно каяться Авелю? По этой логике белым воинам грех было браться за оружие, защищая Россию от красных озверевших бывших "братьев"?

    "М.В. Назаров:
    О какой "братоубийственной войне" Вы спрашиваете? Такой войны не было. После революции было завоевание России богоборческим Интернационалом вкупе с присоединившимися к ним изменниками - и было сопротивление этому русских людей. В результате измены изменники переставали быть нам братьями. Каяться в своей вине нужно им и их потомкам, но не защитникам России."

    Именно так! Превосходно сказано! Жаль, только, что многие до сих пор продолжают упорно держаться за лживый тезис о том, что якобы была некая "братоубийственная война", тем самым вновь и вновь ставя на одну доску патриотов и иуд, пошедших в услужение большевицким бесам, и объективно подыгрывая нынешнему режиму с его иезуитской демагогией на тему "они все любили Россию".

    Белым воинам, как и их предводителям и основателям белого движения (генералу Алексееву с компанией) прежде чем браться за оружие, надо было покаяться в предательстве, измене, трусости и обмане своему Государю, Помазаннику Божию, у котрого вырвали "отречение". Однако вместо покаяния было упорное отрицание своей вины нарушения присяги, и монархическая идея в среде белых не приветствовалась.

    Уважаемая София, может быть хватит Вам уже тут назидать с высоты истории? Всё давно сказано в других материалах, в т.ч. и про Алексеева, и про монархическую идею в Белой армии. Эта статья на другую тему.

    Простите, уважаемый МВН, если высказывание моего личного мнения в комментариях выходят как "назидания". Может, это потому, что 15 лет проработала педагогом в школе. Как известно, профессия накладывает отпечаток. Если в этом виновата, прошу снисхождения к невольным немощам.
    Однако тема братоубийственной войны непосредственно вытекает из темы ритуального убийства Помазанника Божия жидами-сатанистами при равнодушном попустительстве (или тайном одобрении) белых республиканцев-демократов. Белое воинство неоднозначно в своем составе. Авелем можно назвать монархистов, которые через покаяние пришли к Земскому Собору. А Каиновы дети, как два рога у бафомета - и красные, и белые республиканцы. Именно они и тогда, и сейчас у власти как церковной, так и державной. Почему и нет до сих пор истинного прославления ритуально убиенного Государя как Великомученика и искупителя.

    "ЗОФIЯ:
    Белым воинам, как и их предводителям и основателям белого движения (генералу Алексееву с компанией) прежде чем браться за оружие, надо было покаяться"

    Они и покаялись, причём именно покаялись действием в виде организации и активного участия в сопротивлении большевицкой оккупации. Покаяние действием - самое верное (но при этом ему, разумеется, предшествует покаяние мысленное - осознание собственного греха). Так что ваши постоянные заявления об отсутствии такого покаяния выглядят лживо и нелепо.
    _________________________
    "и монархическая идея в среде белых не приветствовалась"

    Снова лжёте. Подавляющее большинство Белых воинов были именно явными и безусловными монархистами. В руководстве Белого движения монархические идеи так же доминировали. Другое дело, что то же руководство Белого движения вынуждено было "ретушировать" подобные взгляды, поскольку они наталкивались на резкое неприятие "союзничков" из Антанты, на помощь которых Вожди Белого движения очень долго искренне надеялись.
    Интересно, данный факт, неоднократно и обстоятельно подтверждённый (материалы на эту тему есть и в трудах хозяина данного сайта), вам действительно неизвестен или вы сознательно его игнорируете с одной вам известной целью?



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...