Индия. Штат Индии Пенджаб. Punjub

  1. Пенджаб — штат на северо-западе Индии.
  2. Столица - Чандигарх (не входит административно в состав Пенджаба, а образует отдельную союзную территорию), крупнейший город - Лудхияна.
  3. Население 24,989 млн человек (15-е место среди штатов; данные 2001 г.).
  4. Этот индийский штат образует часть более крупного региона под тем же названием, куда также входят пакистанская провинция Пенджаб, а также индийские штаты Харьяна и Химачал-Прадеш.
  5. Дух людей Пенджаба выражается двумя словами: “предприимчивость” и “трудолюбие”. За 50 лет, прошедшие со дня достижения независимости, Пенджаб, благодаря предприимчивости и упорному труду его жителей заслужил прозвище “амбара Индии”.
  6. Средние темпы роста в Пенджабе составляют 10% - одни из самых высоких в стране, что ясно свидетельствует о прогрессивности экономики штата. Уровень грамотности в Пенджабе составляет 58%, а доход на душу населения является самым высоким в Индии. Сегодня Пенджаб превратился в край безграничных возможностей с крайне благоприятными условиями для инвестирования и развития промышленности.
  7. После недавней либерализации индийской экономики Пенджаб начал активно участвовать в международном бизнесе. Ведущие мировые компании создают в Пенджабе совместные сельскохозяйственные предприятия.
  8. Пенджаб, с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.
  9. На сегодняшний день в Пенджабе насчитывается более 197 тысяч мелких и средних и около 653 крупных производств. Этот штат лидирует в производстве станков, инструментов, печатного оборудования, оборудования для производства бумаги, в производстве автозапчастей и электрооборудования. Пенджаб выпускает более 75% велосипедов, швейных машин, трикотажа и спортивных товаров. Пенджабская продукция, отвечающая мировым стандартам качества, прочно заняла свою нишу на мировом рынке.

Исторические факты

В 3-1-ой половине 2-го тысячелетия до нашей эры территория Пенджаба входила в зону распространения одной из древнейших цивилизаций мира (так 3называемая Хараппская, также - индская или протоиндская); начиная со 2-й половины 2-го тыс. до н. э. П. постепенно заселяют продвигавшиеся с запада и северо-запада племена так называемых ариев, в результате контактов которых с местным населением происходит формирование индоарийских народностей и племён (мадра, джартика, кекайя и др.). В конце 6 в. до н. э. значительная часть П. была включена в состав древне-персидской державы Ахеменидов; в 327-325 до н. э. земли до р. Гифасис (Биас) были завоёваны Александром Македонским, после смерти которого П. был включен в состав древнеиндийской империи Маурья. С конца 2 в. до н. э. до середины 6 в. н. э. П. последовательно входил в состав Греко-Индийского царства, Кушанской империи, индийского государства Гупта, державы эфталитов. После распада последней (567) в П. возникло несколько небольших государств, где правили местные правители. С 7 в. П. становится объектом завоеваний наместников Омейядских халифов, утвердившихся в Синде и на территории современного Афганистана, а со 2-й половины 10 в.- мусульманских эмиров Газни. В начале 11 в. П. стал частью державы Газневидов, правители которой перенесли свою столицу в г. Лахор. С конца 12 в. П. входил в состав государства Гуридов, Делийского султаната, державы Великих Моголов. Господство мусульманских правителей привело к широкому распространению в Пенджабе ислама.

Упадок державы Великих Моголов открыл дорогу в Пенджаб иранскому завоевателю Надир-шаху Афшару (1736 – 47), а затем афганским шахам из династии Дуррани, присоединившим П. к своим владениям. Развивавшееся в П. с начала 16 в. движение сикхов привело в 60-х гг. 18 в. к образованию нескольких независимых сикхских княжеств. В начале 19 в. все пенджабские земли к З. от р. Сатледж объединил в едином независимом Пенджабском государстве Ранджит Сингх (правил в 1799-1839). В результате англо-сикхских войн 1845-46 и 1848-49 оно было завоёвано английской Ост-Индской компанией и расчленено на провинцию Пенджаб и 43 небольших княжества. В августе 1947 при образовании доминионов Индийский Союз и Пакистан, Пенджаб был разделён между этими государствами в соответствии с религиозным составом его населения (районы, населённые преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, сикхам и индусам, - к Индии).

Географические особенности

Пенджаб (от персидского: пендж – пять, аб – вода, река), природная и историческая область в Южной Азии, на территории Индии и Пакистана. Занимает северную часть Индо-Гангской равнины, сложенную главным образом речным аллювием. На З.- песчаная пустыня Тхал. Орошается системой рр. Сатледж, Джелам, Чинаб, Рави и Биас, сливающихся в р. Панджнад (левый приток Инда). Преобладающие высоты 150-350 м, уклоны поверхности незначительны (1-2°).

Климат сухой, тёплый, с резкими перепадами температуры (в январе 13-16 °С, в мае около 35 °С). Осадков на З. около 150 мм, на В. до 700 мм в год (максимально во время летнего муссона).

Реки ежегодно разливаются, часто меняют свои русла. Естественная растительность - опустыненные саванны с колючими кустарниками - сохранилась главным образом на водораздельных участках. Культурные ландшафты преобладают на 70-90% территории П. Широкая сеть оросительных каналов. Крупные города - Лахор (Пакистан), Амритсар Индия.

Экономика

  1. Пенджаб, провинция на С.-В. Пакистана, в басейне Инда, его притоков - р. Чинаб и др. Площадь 182 тыс. км2. Население 37,4 млн. чел. (1972). Административный центр - г. Лахор. Экономически Пенджаб - наиболее развитый район страны.
  2. Основа хозяйства - многоотраслевое орошаемое земледелие. Значительно развита промышленность.
  3. На долю Пенджаба приходится 25% территории и 57,6% населения страны, он даёт свыше 77% общенациональных сборов пшеницы, 43% риса, 72% хлопка и сахарного тростника, в Пенджабе сосредоточено 45% промышленной продукции Пакистана.
  4. В сельском хозяйстве используется около 6,5 млн. га, из них орошается около 5 млн. га. Значительная сеть оросительных каналов. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница (37% посевной площади провинции), грэм (13%), баджра (12%), рис (5%), джовар, кукуруза, хлопчатник, сахарный тростник, масличные.
  5. Скотоводство преимущественно в северных и северо-западных районах; в поголовье преобладают овцы (9 млн.) и козы (4 млн.). Добыча угля, сурьмы, каменной соли, нефти.
  6. Получили развитие пищевая, текстильная (в Лайалпуре и Мултане сосредоточена значительная хлопчатобумажная промышленность) и другие отрасли лёгкой промышленности; машиностроение, металлообработка (преимущественно в Лахоре и его пригородах), химическая, цементная промышленность.
  7. Распространено кустарное изготовление металлических и гончарных предметов обихода, художественных резных изделий из слоновой кости.
Губернатор

Каптан Сингх Соланки

Главный-министр

Паркаш Сингх Бадал

Официальный язык

пенджаби

Население ()

27 704 236 (15-е место)

Плотность

География

Площадь территории 50 362 км² (19-е место). Большая часть территории Пенджаба представлена плодородной равниной с множеством рек и системой оросительных каналов. Юго-запад штата - более засушливый, в конечном итоге сливается с пустыней Тар . Горный хребет Сивалик простирается в северо-восточной части Пенджаба, у подножья Гималаев . В зависимости от климата, в штате выделяют 3 различных типа почв.

Для климата штата характерно резкое различие летних и зимних температур, так летом они могут достигать 47 °С, а зимой опускаться до −4 °С. Выделяют 3 сезона: летний (с апреля по июнь), сезон муссонов (с июля по сентябрь) и зимний (с декабря по февраль). Между ними имеются переходные сезоны.

История

В этом штате в начале 16-го века возник сикхизм .

В 1930 году индийский национальный конгресс объявил независимость от Лахора. Лахорская резолюция 1940 года о работе мусульманской лиги для Пакистана повлекла за собой последующие жестокие и кровавые события. 1946 год был отмечен жестокими столкновениями между религиозными группами. Мусульманская лига атаковала правительство мусульман, желающих объединения территории, сикхов и конгресса. Сикхи и индусское население пошли в контратаку, что продолжило жестокую бойню. Тем не менее, конгресс и мусульманская лига поддерживали разделение штата по религиозным соображениям на 2 части.

С объявлением независимости в 1947 году, британская провинция Пенджаб была разделена на 2 части по религиозному признаку: мусульманская западная часть (ставшая частью образовавшегося государства Пакистан) и индуистско-сикхская восточная часть (оставшаяся в составе Индии). Данные события повлекли многочисленные массовые беспорядки. Ситуация осложнялось тем, что на западе жило довольно много индуистов и сикхов, тогда как на востоке - довольно много мусульман. Раздел провинции и последующие беспорядки привели к массовой вынужденной миграции населения с обеих сторон. Около 7 млн человек мигрировали в Пакистан и около 6 млн из Пакистана в индийский Пенджаб.

Восточная часть бывшей британской провинции Пенджаб была реорганизована в штат Восточный Пенджаб , в то время как не входившие в состав британской провинции туземные княжества объединились в другой штат - Патиала и союз государств восточного Пенджаба . В 1956 году эти два штата были объединены в единый штат Пенджаб.

Столица бывшей провинции, город Лахор, остался после разделения на Пакистанской стороне. Новая столица штата была перемещена в Чандигарх. В 1966 году штат претерпевает новое разделение, теперь уже по языковому признаку. Так, 1 ноября 1966 года хиндиязычная юго-восточная часть штата была отделена и образовала новый штат Харьяна . Чандигарх , оказавшийся на границе Пенджаба и Харьяны был объявлен союзной территорией.

Население

В Пенджабе проживает более 24 миллионов человек (2001). Сикхи составляют 59,91 % населения, индусы - 36,94 %, мусульмане - 1,57 %, христиане - 1,2 %, буддисты - 0,17 %. В последние годы заметна иммиграция в Пенджаб из других штатов Индии, что приводит к быстрому уменьшению доли сикхов в общем населении. Важнейшая святыня сикхов - Хармандир-Сахиб (Золотой храм), расположен в городе Амритсар . Пенджабский язык имеет в штате официальный статус. Кроме того, он широко распространён по другую сторону границы, в Пакистане, а также по всему миру, где велика пенджабская диаспора: главным образом в Англии. Другие языки, используемые в штате, включают английский, хинди , урду , бихари . Общая доля мигрантов достигает 15-20 % от населения Пенджаба. Уровень грамотности составляет 75 % (80,23 % мужчин и 68,36 % женщин). Городское население составляет около 34 %, сельское - 66 %. В Пенджабе очень сильное различие между численностью женщин и численностью мужчин, так на 1000 мужчин здесь приходится всего 876 женщин. Носители пенджаби составляют 91,7 %; хинди - 7,6 %; урду - 0,1 %.

Динамика численности населения:

  • 1951 - 9 161 000 чел.
  • 1961 - 11 135 000 чел.
  • 1971 - 13 551 000 чел.
  • 1981 - 16 788 915 чел.
  • 1991 - 20 281 969 чел.
  • 2001 - 24 289 296 чел.

Административно-территориальное деление

Штат включает в себя 22 округа:


Политика

Ведущие политические партии штата - Индийский национальный конгресс (ИНК) и региональная Широмани Акали Дал (ШАД); последняя, как правило, на региональных и федеральных выборах выступает в блоке с Бхаратия Джаната Парти (БДП). По итогам последних региональных выборов, проходивших в феврале 2007 г., альянс ШАД-БДП сформировал правительство штата во главе с основателем ШАД П. С. Бадалом.

Экономика

Согласно журналу India Today , общее состояние штата является лучшим в Индии на 2003 г. Все последующие года Пенджаб удерживает эту позицию . По данным India State Hunger Index на 2008 год, общий определитель голода в Пенджабе - самый низкий в стране . Также, в штате самый высокий уровень жизни и самая развитая в Индии инфраструктура . Все деревни Пенджаба были электрофицированы и подключены к государственной энергосети ещё с 1974 года. В штате применяются наиболее развитые методы сельского хозяйства. Пенджаб зачастую называют «житницей Индии». Здесь производит 14 % всего хлопка страны, 20 % индийской пшеницы и 9 % индийского риса. В мировых масштабах это даёт 2 % всего хлопка и пшеницы в мире и 1 % мирового риса. Кроме сельского хозяйства, основными видами промышленности штата являются: производство электронных товаров, станков и оборудования, текстиля, швейных машин, велосипедов, удобрений и др.

Транспорт

В Пенджабе находится 6 аэропортов, лишь один из которых принимает международные рейсы, находится в 11 км к северо-западу от Амритсара. Большинство городов штата соединены железными дорогами. Амритсар связан с Дели Shatabdi Express . Общественный транспорт представлен также автобусами и авторикшами.

Напишите отзыв о статье "Пенджаб (Индия)"

Примечания

Ссылки

  • punjabgovt.nic.in/
  • www.mapsofindia.com/maps/punjab/
  • www.ajitjalandhar.com/
  • www.jagran.com/
  • www.amarujala.com/
  • www.onlypunjab.com/
  • www.whereincity.com/india/punjab

Отрывок, характеризующий Пенджаб (Индия)

– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.

(76,3 миллиона человек, 2011 год, пе-ре-пись; со-став-ля-ют свыше 70% в провинции Пенд-жаб и городе Ис-ла-ма-бад) и се-ве-ро-за-па-де Ин-дии (29,1 миллиона человек, из них в шта-те Пенд-жаб 22,3 миллиона человек, Харь-я-не 2,2 миллиона человек, Рад-жаст-ха-не 1,1 миллиона человек - 2001 год, пе-ре-пись). Проживают так-же в США (в основном в шта-те Ка-ли-фор-ния), Ве-ли-ко-бри-та-нии (свыше 1,5 миллиона человек - 2009 год, оцен-ка), ОАЭ, Са-уд. Ара-вии, Сян-га-не, Ма-лай-зии и другие. Об-щая чис-лен-ность около 120 миллиона человек (2013 год). Го-во-рят на языке панд-жа-би, рас-про-стра-не-ны так-же язы-ки ур-ду. Ве-рую-щие в Па-ки-ста-не главным образом му-суль-ма-не -сун-ни-ты, в Ин-дии - сик-хи и ин-дуи-сты , есть хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты).

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Южной Азии. Основное за-ня-тие - па-шен-ное зем-ле-де-лие (пше-ни-ца, про-со, бо-бо-вые, ку-ку-ру-за; Восточный Пенд-жаб - один из главных хлоп-ко-водческих рай-онов Ин-дии); раз-ви-то ис-кусственное оро-ше-ние. Основное сельско-хозяйственное ору-дие - лёг-кий де-ревянный плуг, за-пря-жён-ный в уп-ряж-ку бы-ков. Раз-ви-ты тка-че-ст-во (у ин-ду-сов - тра-диционное за-ня-тие кас-ты джу-ла-ха), в том числе про-изводство ков-ров (в основном вы-ход-цами из Каш-ми-ра) и шёл-ко-вых тка-ней, из-го-тов-ле-ние ме-тал-лической по-су-ды, юве-лир-ное де-ло, резь-ба по де-ре-ву, кам-ню, сло-но-вой кос-ти (главным образом в Ам-рит-са-ре). По-се-ле-ния улич-ной пла-ни-ров-ки, на-счи-ты-ва-ют до не-сколь-ких со-тен дво-ров. Жи-ли-ще сыр-цо-вое или гли-но-бит-ное, в го-рах - де-ре-вян-ное двух-этаж-ное, с кла-до-вы-ми и хле-вом в ниж-нем эта-же и жи-лы-ми по-ме-ще-ния-ми - в верх-нем. Муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ру-ба-ха, шер-стя-ная без-ру-кав-ка, тюр-бан или ша-поч-ка; жен-ская - ру-ба-ха до ко-лен (ка-миз), ши-ро-кие шта-ны (саль-вар, сутх-ни), шёл-ко-вый шарф (чун-ни, ду-пат-та). Пи-ща - пре-сные ле-пёш-ки из пше-нич-ной (па-ра-тха) и ку-ку-руз-ной (мак-ки ди ро-ти) му-ки, ка-ши из бо-бов (ле-том), про-са и ку-ку-ру-зы (зи-мой). Ха-рак-тер-ны упот-реб-ле-ние то-п-лё-но-го мас-ла (гхи) и пря-но-стей (ма-са-ла), хо-лод-ный ки-сло-моч-ный на-пи-ток с пря-но-стя-ми (лас-си) и другие. Кас-ты рас-про-стра-не-ны как сре-ди ин-ду-сов, так и сре-ди му-суль-ман. В Па-ки-ста-не боль-шое зна-че-ние име-ют пат-ри-ли-ней-ные родственные груп-пы (би-ра-да-ри).

Музыкальная куль-ту-ра от-ли-ча-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем форм и жан-ров - клас-сических, народных, ре-ли-ги-оз-ных (главным образом в рам-ках су-фий-ской прак-ти-ки). У гроб-ни-цы про-по-вед-ни-ка и по-эта Ба-ба Фа-ри-да (1173 год или 1175-1265 годы) ис-пол-ня-ют-ся су-фий-ские пес-но-пе-ния кау-а-ли в со-про-во-ж-де-нии ре-лигиозного тан-ца дха-мал. Сре-ди музыкально-по-этических тра-ди-ций сик-хов вы-де-ля-ет-ся твор-че-ст-во дха-ди - ис-пол-ни-те-лей бал-лад ге-ро-ического, ре-лигиозного, лю-бов-но-го со-дер-жа-ния: обыч-но они по-ют груп-па-ми (всту-пая по-оче-рёд-но или вме-сте) под ак-ком-па-не-мент ма-лень-ких ба-ра-ба-нов в фор-ме пе-соч-ных ча-сов (дхадд) и смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та (са-ран-ги). Оди-ноч-ное или груп-по-вое ис-пол-не-ние фольк-лор-ных сель-ских бал-лад со-про-во-ж-да-ет-ся од-но-струн-ным щип-ко-вым лют-не-вид-ным ин-ст-ру-мен-том (тум-би) и пар-ной флей-той (ал-го-за). Клас-сическая му-зы-ка раз-ви-ва-лась главным образом в Па-ти-аль-ской гха-ра-не (то есть в од-ной из индийских школ кхай-я-ля), наи-боль-шую из-вест-ность в XX веке по-лу-чи-ли индийско-па-кистанский пе-вец Ба-де Гу-лам Али Хан, его сын Му-на-вар Али Хан и внук Раза Али Хан. Муж-ские и жен-ские пе-сен-но-тан-це-валь-ные жан-ры при-уро-че-ны к различным празд-ни-кам, в том числе ре-ли-ги-оз-ным; сре-ди жен-ских - кру-го-вые сам-ми (об ис-то-рии люб-ви и раз-лу-ки прин-цес-сы Сам-ми) и гид-да (со-про-во-ж-да-ет-ся хлоп-ка-ми в ла-до-ни и иг-рой на ба-ра-ба-не дхол-ки); сре-ди муж-ских - джу-мар (экс-та-ти-че-ский, ис-пол-ня-ет-ся обыч-но на свадь-бах; име-ет ре-гио-наль-ные раз-но-вид-но-сти). Ши-ро-ко рас-про-стра-нён кол-лек-тив-ный та-нец бхангра, вос-хо-дя-щий к празд-ни-ку сбо-ра уро-жая Вай-сак-хи; ис-пол-ня-ет-ся как жен-щи-на-ми, так и муж-чи-на-ми, от-ли-ча-ет-ся жи-вым ха-рак-те-ром. На его ос-но-ве сло-жил-ся стиль современной му-зы-ки Пенджабцев; по-пу-ляр-ный индийско-британский пе-вец Рад-жин-дер Сингх Раи (псевдоним Panjabi MC) объ-е-ди-нил тра-дицивальный стиль бхан-гра с современными на-прав-ле-ния-ми поп-му-зы-ки.

Страна Индия Административный центр Чандигарх Крупнейший город Лудхияна Др. крупные города Амритсар Губернатор Каптан Сингх Соланки Главный-министр Паркаш Сингх Бадал Официальный язык пенджаби Население 27 704 236 чел. (2011 )(15-е место ) Плотность 550,1 чел./км²(13-е место) Площадь 50 362 км² (19-е место ) Часовой пояс UTC+5:30 Аббревиатура IN-PB Код ISO 3166-2 IN-PB Официальный сайт Аудио, фото и видео на Викискладе

География

Площадь территории 50 362 км² (19-е место). Большая часть территории Пенджаба представлена плодородной равниной с множеством рек и системой оросительных каналов. Юго-запад штата - более засушливый, в конечном итоге сливается с пустыней Тар . Горный хребет Сивалик простирается в северо-восточной части Пенджаба, у подножья Гималаев . В зависимости от климата, в штате выделяют 3 различных типа почв.

Для климата штата характерно резкое различие летних и зимних температур, так летом они могут достигать 47 °С, а зимой опускаться до −4 °С. Выделяют 3 сезона: летний (с апреля по июнь), сезон муссонов (с июля по сентябрь) и зимний (с декабря по февраль). Между ними имеются переходные сезоны.

Округа штата и их центры

Видео по теме

История

Пенджаб при британцах, до 1947 года

В этом штате в начале 16-го века возник сикхизм .

В 1930 году индийский национальный конгресс объявил независимость от Лахора. Лахорская резолюция 1940 года о работе мусульманской лиги для Пакистана повлекла за собой последующие жестокие и кровавые события. 1946 год был отмечен жестокими столкновениями между религиозными группами. Мусульманская лига атаковала правительство мусульман, желающих объединения территории, сикхов и конгресса. Сикхи и индусское население пошли в контратаку, что продолжило жестокую бойню. Тем не менее, конгресс и мусульманская лига поддерживали разделение штата по религиозным соображениям на 2 части.

С объявлением независимости в 1947 году, британская провинция Пенджаб была разделена на 2 части по религиозному признаку: мусульманская западная часть (ставшая частью образовавшегося государства Пакистан) и индуистско-сикхская восточная часть (оставшаяся в составе Индии). Данные события повлекли многочисленные массовые беспорядки. Ситуация осложнялось тем, что на западе жило довольно много индуистов и сикхов, тогда как на востоке - довольно много мусульман. Раздел провинции и последующие беспорядки привели к массовой вынужденной миграции населения с обеих сторон. Около 7 млн человек мигрировали в Пакистан и около 6 млн из Пакистана в индийский Пенджаб.

Восточная часть бывшей британской провинции Пенджаб была реорганизована в штат Восточный Пенджаб , в то время как не входившие в состав британской провинции туземные княжества объединились в другой штат - Патиала и союз государств восточного Пенджаба . В 1956 году эти два штата были объединены в единый штат Пенджаб.

Столица бывшей провинции, город Лахор, остался после разделения на Пакистанской стороне. Новая столица штата была перемещена в Чандигарх. В 1966 году штат претерпевает новое разделение, теперь уже по языковому признаку. Так, 1 ноября 1966 года хиндиязычная юго-восточная часть штата была отделена и образовала новый штат Харьяна . Чандигарх , оказавшийся на границе Пенджаба и Харьяны, был объявлен союзной территорией.

Население

В Пенджабе проживает более 24 миллионов человек (2001). Сикхи составляют 59,91 % населения, индусы - 36,94 %, мусульмане - 1,57 %, христиане - 1,2 %, буддисты - 0,17 %. В последние годы заметна иммиграция в Пенджаб из других штатов Индии, что приводит к быстрому уменьшению доли сикхов в общем населении. Важнейшая святыня сикхов - Хармандир-Сахиб (Золотой храм), расположен в городе Амритсар . Пенджабский язык имеет в штате официальный статус. Кроме того, он широко распространён по другую сторону границы, в Пакистане, а также по всему миру, где велика пенджабская диаспора: главным образом в Англии. Другие языки, используемые в штате, включают английский, хинди , урду , бихари . Общая доля мигрантов достигает 15-20 % от населения Пенджаба. Уровень грамотности составляет 75 % (80,23 % мужчин и 68,36 % женщин). Городское население составляет около 34 %, сельское - 66 %. В Пенджабе очень сильное различие между численностью женщин и численностью мужчин, так на 1000 мужчин здесь приходится всего 876 женщин. Носители пенджаби составляют 91,7 %; хинди - 7,6 %; урду - 0,1 %.

Динамика численности населения:

  • 1951 - 9 161 000 чел.
  • 1961 - 11 135 000 чел.
  • 1971 - 13 551 000 чел.
  • 1981 - 16 788 915 чел.
  • 1991 - 20 281 969 чел.
  • 2001 - 24 289 296 чел.

Пенджаб (Punjab) буквально переводится как Пятиречье. При разделении бывшей британской колонии Индии на два доминиона (в 1947 году), Пенджабу повезло меньше всего - его поделили на две половины, одна из которых (мусульманская) отошла Пакистану, а другая (сикхская) - стала штатом Индии. Некогда бесплодные равнины Пенджаба, после применения сложных систем орошения, стали одними из самых плодородных в Азии, а сам штат - одним из самых процветающих. Местных жителей обычно описывают как предприимчивых и трудолюбивых, а уровень комфорта для путешественников как весьма высокий для Индии.

Сюда едут погружаться в атмосферу древней цивилизации, обозревать многочисленные памятники истории и многонациональной культуры.

Столица штата - Чандигарх, одновременно является столицей штата Харьяна и находится за пределами Пенджаба. Точнее, она с ним граничит: западная часть города считается столицей Пенджаба, восточная - Харьяны.

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Пенджабу)

Транспорт

Перемещаться и осматривать достопримечательности Пенджаба удобнее всего на такси, или арендованной машине. Как и везде в Индии, в Пенджабе популярны авторикши (или в просторечии темпо). Хорошо развита система междугородного автобусного сообщения.

Погода в Пенджабе

Климат Пенджаба резко континентальный: зимой столбик термометра может опускаться до -4 °C, а летом подниматься до 48 °C. Различаются три основных сезона: лето, сезон муссонов, и зима. Лучшее время для посещения Пенджаба с октября по ноябрь и с февраля по март.

Кухня

Удивительно, но факт - то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле - кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури - визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси - это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Популярные отели Пенджаба

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня - Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено - неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу - священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.

Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду - просад.

Чандигарх - город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце - городской центр, легкие - многочисленные парки, кровеносная система - дорожная сеть.

События

В Пенджабе происходит довольно много празднеств и фестивалей, как связанных с какими-то легендами и историческими событиями, так и имеющими религиозное значение.

В Кила-Раипуре каждый февраль проходит трехдневный фестиваль, включающий в свою программу гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит не только красочными выступлениями певцов и танцоров, но массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же - Праздник урожая).



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...