Минниханова ждет долгая отставка. Пятиконечная власть татарстана Сми отставка президента рт минниханова

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

Президенты Рустам Минниханов и Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: aa.com.tr

За год до истечения второго срока полномочий президента Татарстана Рустама Минниханова вопрос о том, в каком амплуа продолжится его карьера, превращается в одну из главных проблем для региональной политики федерального центра. В следующем году президенту Татарстана исполнится всего 63 года - это далеко не тот возраст, в котором политические тяжеловесы становятся политическими пенсионерами, но у каждого из возможных вариантов политического будущего Минниханова есть существенные минусы. Из всех возможных альтернатив особенно настораживает перспектива назначения Минниханова на высокий международный пост, например, формального или неформального куратора отношений России с Турцией.

Сценарий 1: оставить все как есть

Формально основным препятствием для третьего срока Минниханова во главе Татарстана является п. 5 ст. 91 Конституции Республики Татарстан: «Одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд». Но всенародным голосованием Рустам Минниханов был избран на этот пост всего один раз - в 2015 году, а на первый срок (в 2010 году) утверждался парламентом Татарстана по представлению президента России. Во всяком случае, перспективы продления полномочий Минниханова политологи до недавнего времени оценивали довольно высоко.

В исследовании компании Minchenko Consulting «Госсовет 2.0» (сентябрь 2018 года), посвященном политической устойчивости глав российских регионов, президент Татарстана получил достаточно высокий рейтинг и оказался на достаточном расстоянии от «красной» зоны потенциальных кандидатов на досрочную отставку. В разделе «Бонусы» авторы исследования предсказуемо поставили Минниханову высший балл в графе «Большие проекты», о которых тот всегда с удовольствием рассказывает (последний раз это было на минувшей неделе, когда в Татарстане в присутствии Владимира Путина открывали производство бензина на нефтеперерабатывающем комплексе «Татнефти»). В разделе же «Штрафы» были отмечены как конфликты на федеральном и региональном уровнях, так и различные уголовные дела против чиновников, но степень их критичности эксперты Minchenko Consulting оценили как сравнительно невысокую. Если же обратиться к другим исследованиям деятельности губернаторов, то в них Рустам Минниханов, как правило, занимает самые высокие позиции. Например, Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» поставил его по итогам 2018 года на четвертое место - даже выше, чем главу Чечни Рамзана Кадырова .

Представляется, что главный аргумент против третьего срока Минниханова, с точки зрения федерального центра, лежит в русле общей установки на появление во главе регионов (в особенности национальных автономий) людей, не интегрированных в местные элиты, причем достаточно молодых. Здесь, безусловно, есть свои исключения, наподобие недавнего перемещения в кресло губернатора Красноярского края спикера парламента этого региона 64-летнего Александра Усса , но в целом обозначенный тренд усиливается. На этом фоне Минниханов, фактически унаследовавший Татарстан от своего предшественника Минтимера Шаймиева , принадлежит совершенно иной реальности.

Опыт Татарстана по передаче власти внутри одной клановой или даже этноклановой группы мало кому удавался, но сегодня нет решительно никаких оснований для того, чтобы Татарстан и дальше оставался вне процессов более глубокой кадровой ротации. В конечном итоге есть наглядный пример Дагестана, где на протяжении многих лет ситуация, в которой во главе этой республики окажется не дагестанец, выглядела сугубо умозрительной. Однако лишь с появлением во главе Дагестана вице-спикера Госдумы Владимира Васильева (тоже, кстати, занимающего высокие места в губернаторских рейтингах) в этом регионе наконец началась реальная борьба с коррупцией, которая теперь распространяется и на другие республики Северного Кавказа. Похожее соображение - исключительных регионов больше нет - может стать главенствующим и при подборе кандидатуры нового руководителя Татарстана.

Сценарий 2: бросить на хозяйственный фронт

Особое место в списке регалий Рустама Минниханова занимает пост председателя совета директоров «Татнефти», который он занял еще в июне 1999 года, в бытность свою премьер-министром Татарстана. Для практики крупнейших российских компаний столь долгое пребывание во главе совета директоров уникально и отражает специфику сращивания власти и крупного бизнеса в Татарстане. Поэтому важнейшей составляющей политического торга вокруг предполагаемого ухода Минниханова с поста президента Татарстана должен стать вопрос о контроле над «Татнефтью». Сохранение Миннихановым своего поста в этой компании вполне может оказаться одним из условий его замены на другого человека во главе республики.

Вопрос о судьбе «Татнефти» активно обсуждался в 2016-2017 годах в контексте перехода «Башнефти» под контроль НК «Роснефть», которому предшествовала затяжная история приватизации «Башнефти» с участием клана экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова и возвращения ее в федеральную собственность. Тогда много говорилось о том, что следующий наиболее очевидный кандидат на поглощение «Роснефтью» - это именно «Татнефть». Затем эти разговоры понемногу стихли, хотя в конце прошлого года появился очередной повод для гипотез о будущем компании, когда она заявила о курсе на долгосрочную реструктуризацию и избавление от непрофильных активов.

Ряд наблюдателей истолковали это как заблаговременное начало подготовки к «проблеме-2020». «Цель программы - затруднить возможную покупку „Татнефти“ через приобретение на рынке пакетов акций предприятия. Теперь если кто-то выкупит акции у частных инвесторов, то он получит только добычу, а переработка и обслуживание останутся в руках менеджмента и республики», - отмечал, в частности, телеграм-канал «Неудаща».

Сценарий 3: перевести на федеральный уровень

На первый взгляд, наиболее очевидным вариантом почетной отставки для Рустама Минниханова является его перемещение в Совет Федерации, где он пополнит и без того немалый список бывших региональных глав, которые стали сенаторами . Но в Совете Федерации Минниханову еще нужно подыскать позицию, соответствующую его влиятельности, - роль обычного сенатора ему явно не подойдет (тут можно вспомнить, как несколько лет назад в сенат собирался экс-глава РЖД Владимир Якунин , но передумал, когда для него там не нашлось никакого высокого кресла). В рейтинге самых влиятельных россиян, который в прошлом году составил журнал Forbes, президент Татарстана занял 51 место - выше спикера Совфеда Валентины Матвиенко . И хотя любой подобный рейтинг заведомо содержит немалую долю условности, можно с уверенностью предположить, что сам Минниханов вряд ли рассматривает Совет Федерации как подходящее место для продолжения политической карьеры.

Вторым вариантом перемещения Минниханова на федеральный уровень выглядит его появление во главе какого-нибудь из министерств. Примеров аналогичных перемещений за последние несколько лет достаточно. Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в 2015-2018 годах возглавлял Минсельхоз РФ, а действующими руководителями Минприроды и Минстроя РФ являются, соответственно, бывшие главы Ямала Дмитрий Кобылкин и Тюменской области Владимир Якушев . Подобные назначения, как правило, предполагают признание заслуг на предыдущем месте работы, и если федеральный центр воспринимает Минниханова как человека, который готов активно работать как минимум до 2024 года, то назначить его министром было бы логичным решением.

Другое дело, что министр, даже федеральный, - это в большей степени чиновник, чем политик, тогда как президент Татарстана позиционирует себя в первую очередь как политическую фигуру (что, собственно, нашло выражение даже в упорном стремлении сохранить само название должности президента, причем вопреки федеральному закону). В связи с этим напрашивается еще одна параллель с событиями недавнего прошлого. В 2016 году достаточно активно обсуждался вариант сложения полномочий в Чечне Рамзаном Кадыровым с последующим переходом на одну из федеральных должностей - согласно одной из версий, этот сценарий не был реализован лишь потому, что Кадырову не смогли подыскать такой пост, где его политический вес не затмевал бы должностного функционала. Кроме того, подобные перемещения содержат в себе риск быстрого формирования новых столичных кланов с региональной базой, как это, к примеру, случилось в Минсельхозе, куда Александр Ткачев привел многих бывших сослуживцев.

Сценарий 4: отправить на дипломатическую работу

Возможно, именно этот вариант продолжения карьеры рассматривает как наиболее подходящий сам Рустам Минниханов, уже давно являющийся важной фигурой в российско-турецких отношениях. Хорошие отношения президента Татарстана с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом , который не раз называл Минниханова своим братом, давно не новость, а размах связей Казани с Анкарой, видимо, не имеет аналогов в других регионах. В Турции Татарстан давно воспринимается как ключевой сегмент «тюркского мира» на территории России, где турецким инициативам априори включен «зеленый счет» - от начинаний инвесторов до время от времени возникающей темы создания параллельной графики татарского языка на базе турецкого алфавита. «Я называю второй родиной Татарстан», - сообщил во время визита в Казань в 2016 году министр экономики Турции Нихат Зейбекджи , добавив, что Рустам Минниханов является и его президентом.

Не осталась в стороне турецкая тема и в ходе недавнего визита в Казань Владимира Путина, когда Рустам Минниханов попросил президента России передать приглашение Реджепу Эрдогану посетить Казань. Поводом для этого стало завершение реконструкции Шамовской больницы - памятника архитектуры, в котором теперь размещается роскошный спа-отель. Занималась этим проектом стоимостью $ 50 млн турецкая компания «Полимекс».

Доселе Эрдоган был в Казани всего один раз - в 2011 году, что во многом отражает специфику отношений Турции и Татарстана, который выступает в них очевидным младшим партнером. «С большим удовольствием вспоминаю ваш исторический приезд в Татарстан пять лет назад», - обратился к турецкому лидеру президент Татарстана в ходе их встречи в Анкаре в конце 2016 года.

Теперь же поводом для визита Эрдогана может стать мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который в августе состоится в столице Татарстана. Ожидается, что это событие соберет 1,5 тысячи участников из 67 стран и более 250 тысяч посетителей. Кроме того, в Татарстане должен пройти ряд мероприятий в рамках перекрестного года России и Турции в культуре и туризме, который будет торжественно открыт в апреле.

Практика перевода бывших региональных глав на ответственные внешнеполитические посты в России также имеет место. Последний такой пример - назначение экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова сначала спецпредставителем президента по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона, а затем - постоянным представителем России при Организации исламского сотрудничества.

Представить Рустама Минниханова в должности посла России в Турции несложно (тот же Абдулатипов без сколько-нибудь значимого формального дипломатического опыта несколько лет был послом в Таджикистане), а еще более реально - на каком-нибудь новом, специально созданном под него посту, связанном с российско-турецкими отношениями. Появление такого поста будет косвенным свидетельством того, что существующих дипломатических каналов взаимодействия с Турцией явно недостаточно, учитывая слишком многообразный характер этих отношений. Но занимать этот пост явно должен не столь активный лоббист турецких интересов в России, как президент Татарстана.

Олег Поляков

«Вчера вечером соответствующее заключение президента Татарстана было направлено в Госдуму, оно отрицательное и основано на тех аргументах, которые ранее уже были озвучены научным сообществом. Мы исходим из того, что памятными датами в России должны быть исключительно такие даты и события, которые, без сомнения, являются общеобъединяющими для всего многонационального народа», - сказала Галимова.

Она отметила, что в истории Российского государства много великих событий. «К примеру, поход Суворова в Швейцарию - почему бы эту дату не сделать памятной в российской истории. (…) Это событие признано как одно из ключевых событий, продемонстрировавших блестящую победу русского оружия. Такая дата, на наш взгляд, действительно достойна быть памятной в России. Тем более, что в сентябре походу через Альпы исполняется 220 лет», - напомнила Галимова.

Инициатором законопроекта является депутат Госдумы РФ от Калужской области Геннадий Скляр. В самой Калужской области День окончания стояния на Угре по инициативе губернатора Анатолия Артамонова отмечают с 2017 года как региональную памятную дату. В конце ноября 2017 года Законодательное собрание Калужской области обратилось к премьеру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить подготовку законопроекта об учреждении аналогичной памятной даты на федеральном уровне и внесение его в Госдуму. Как сообщалось, депутаты Госсовета Татарстана тогда высказались против появления этого праздника.


Нажмите,
чтобы включить звук

В июне 2019 года депутат Скляр внес в Госдуму законопроект об установлении 11 ноября Днем окончания стояния на реке Угре как памятной даты окончательного освобождения Руси от ордынского ига и обретения независимости российским государством со столицей в Москве. Установление этого памятного дня будет способствовать укреплению патриотизма и популяризации отечественной истории, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В записке сообщается, что законопроект поддержали Российская академия наук, Минобороны и Минкультуры РФ. Законопроект Скляра также поддержало правительство России. Вместе с тем, в своем заключении на законопроект кабинет министров отмечает, что принятие решения должно сопровождаться широким публичным обсуждением с учетом мнения специалистов в области истории и культуры.

В Татарстане законопроект Скляра подвергся резкой критике со стороны депутатов и научного сообщества. 26 августа на совместном заседании профильных комитетов Госсовета Татарстана депутаты всех представленных в республиканском парламенте политических сил - фракций «Единой России» , КПРФ и депутатской группы «Татарстан - Новый век» - заявили, что учреждение этой памятной даты приведет к расколу в многонациональном обществе России.

Глава комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, член группы «Татарстан - Новый век» (позиционируют себя как единомышленников «Единой России» - ИФ) Разиль Валеев предложил провести экспертизу законопроекта на экстремизм.

«Законопроект имеет элементы экстремизма. Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», - заявил Валеев.

Приглашенные на заседание сотрудники профильных институтов Академии наук Татарстана также оценили законопроект негативно. По мнению татарстанских академиков, стояние на Угре в 1480 году вообще не является эпохальным историческим событием. Подобных «стояний» в истории российского государства было немало, напоминают они. В заключении Института истории имени Марджани Академии наук Татарстана по этому вопросу отмечается, что борьба за независимость Московского государства продолжалась вплоть до эпохи Ивана Грозного.

«Празднование даты окончания “стояния” несет в себе яркую негативную политическую окраску в связи с тем, что история Золотой Орды и татарских ханств является наследием современных татар», - говорится в заключении.

Татарстан остался единственным регионом России, где высшее должностное лицо вопреки закону до сих пор именуется президентом. Из республики в Москву снова поступило обращение с требованием остановить попрание закона местными властями.

Президента Татарстана Рустама Минниханова нужно как минимум привлечь к ответственности, а как максимум прекратить его полномочия в связи с нарушением закона о наименовании руководителя региона. В этом уверен бывший депутат городской думы Набережных Челнов Сергей Яковлев, который направил соответствующее обращение на имя Владимира Путина и в Генпрокуратуру РФ. Он требует заставить власти региона привести Конституцию республики в соответствие с законом.

Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Москвой перестал действовать 11 августа прошлого года, однако тему президентства в республике никто не поднимает и добровольно, видимо, не поднимет. Между тем, теперь даже формальных причин оставлять наименование «президент» в республике нет, и фактически закон предписывает внести поправки в региональную конституцию, установив другое наименование. Но этого не происходит. Как отмечает экс-депутат, он посылал в Москву аналогичное обращение в конце прошлого года, но тогда остался не услышанным. Зато его услышали местные власти, и тот поимел много проблем.

«Меня по формальному признаку с грубым нарушением установленной законом процедуры исключили из депутатского корпуса (ходатайствовал письменно лично Минниханов), деятельность моего предприятия фактически заблокирована, предприятие моей жены пытаются незаконно лишить арендуемой площадки и обанкротить, через суд пытаясь навязать вымышленный долг. Прошу Вас довести начатое дело до конца, остановив публичное нарушение, надругательство над законом. Либо третье: досрочно прекратить полномочия президента Татарстана Минниханова Р.Н., основания переданы в центральный аппарат ФСБ России», - отмечается в обращении Яковлева на имя Путина.

А вот Генпрокуратуру бывший депутат просит привлечь Минниханова к ответственности все на том же основании - неисполнении федерального закона. Вместе с ним ответ должен держать, считает Яковлев, также спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, который до сих пор не инициировал рассмотрение соответствующих изменений в Конституцию Татарстана.

Как сообщалось ранее, в начале июня городской совет Набережных Челнов лишил мандата опального депутата Яковлева, которого также в 2016 году выгнали из «Единой России». Поводом для такого решения якобы стали нарушения, которые нашли в его декларации о доходах. Тогда Минниханов лично направил в адрес совета заявление о досрочном прекращении полномочий Яковлева. Большинство предложение поддержали, и фактически изгнали депутата из своих рядов. При этом он ранее неоднократно заявлял, что коррупционных нарушений в его декларации нет, есть только неточности, допущение которых никак нельзя отнести к серьезному проступку.

Возможно, свежее обращение - в какой-то степени месть за отобранный мандат и бизнес, который сейчас пытаются задушить. Хотя в целом не исключено, что произошедшее с ним является следствием его позиции по отношению к властям региона. В Татарстане о руководстве как о мертвых - либо хорошо, либо никак. Этого принципа придерживается большинство местных СМИ, даже формально частных и «независимых».

Глава Татарстана Рустам Минниханов и Шафгат Тахаутдинов знакомы не первый десяток лет. Тахаутдинов стал миллиардером, а Татарстан подсчитывает убытки?

Компания "Инвестсодружество" бывшего главы "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова приобрело 30% пермской нефтяной компании "Сиаль", - сообщает The Moscow Post .

Несмотря на то, что Шафагат Тахаутдинов покинул пост главы Татнефти еще в 2013 году, его продолжают связывать с главой Татарстана . В свое время Минниханов даже заявил, что имя Тахаутдинова будет золотыми буквами внесено в историю нефтедобычи Татарстана.

Насколько это заявление соответствует реальности и не следует ли внести имя Тахаутдинова в протоколы надзорных и силовых ведомств буквами попроще?

Уже никто никуда не уходит?

Тахаутдинов и Минниханов заняли 2 главные руководящие должности в "Татнефти" в июне 1999 года. Минниханов, на тот момент премьер-министр Республики Татарстан, стал председателем Совета Директоров, а Тахаутдинов занял пост гендиректора АО "Татнефть".

Прошло 20 лет. Минниханов, как глава Татарстана, по-прежнему является и главой Совета Директоров ПАО "Татнефть", а Тахаутдинов - членом Совета Директоров. Тахаутдинов по-прежнему является еще и миноритарием "Татнефти".

Официально ему принадлежит 0,11% акций компании. Злые языки намекают на то, что через офшоры ему принадлежит больше, но на то они и злые языки. Про Минниханова такое тоже поговаривают.

Но, в любом случае, было бы неразумным предполагать, что Минниханов и Тахаутдинов не оказывают влияния на политику компании.

Особенно если учесть, что Тахаутдинов, к тому же является помощником Минниханова по вопросам нефтяной промышленности. Так почему же Тахаутдинов ушел с поста главы Татнефти в 2013 году? Ведь официальная формулировка "на заслуженный отдых" слабо сочетается с бурной деятельностью Тахаутдинова после отставки.

Вероятнее всего, Тахаутдинов покинул пост гендиректора в связи с обвинениями в выводе активов из "Татнефти". Были ли эти обвинения беспочвенными?

Впрочем, на данный момент Тахаутдинов не находится на госслужбе, он советует Минниханову исключительно на общественных началах. Что ни говори, Минниханов может быть доволен.

Особенности парного хождения

Иметь советника-предпринимателя, способного зарегистрировать офшор, к которому не имеют доступа российские надзорные структуры, наверняка, хотели бы многие чиновники.

Перспективы выглядят весьма привлекательно: Тахаутдинов и Минниханов вместе работают уже не первое десятилетие, с чего бы им прекращать сотрудничать? Ах да, российское законодательство мешает.

Вот если бы Рустаму Минниханову какой-нибудь небольшой нефтяной бизнес, но не публичный и желательно не в Татарстане... Например, в Пермском крае. Например, "Сиаль".

В последнее время к Рустаму Минниханову как к главе Татарстана накопилось довольно много вопросов, все чаще раздаются голоса, требующие его отставки. Уж не для старого ли товарища Тахаутдинов приобрел актив в Пермском крае?





Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...