Русские бани. Место омовения или разврата? Где мужчины и женщины купаются в сауне вместе

Один день в немецкой бане.

Я коренной москвич. По профессии инженер. Прожив большую часть жизни в сумасшедшей, но бесконечно любимой мной Москве, в последние годы обитаю в крошечном по нашим российским чистеньком и аккуратненьком спокойном немецком городе в самом центре Германии. Предлагаю публике ознакомиться с моим одним днем. Под катом 63 фотки.

Сегодня 25 июня 2015г. у меня выпал свободный день и я по традиции решил посвятить его любимому занятию –бане.
Я пристрастился к этой процедуре еще в далекой уже молодости. Бывал
Частенько в знаменитых московских "Сандунах", "Оружейных" и "Краснопресненских"

Последние годы, живя в основном в Германии, стараюсь раз в неделю посещать здешний аквапарк с солидным комплексом различных бань.

Обычно я хожу на стандартный 4х часовой сеанс, который при стоимости
15€ предоставляет несоизмеримо большие возможности нежели обычная
московская общественная баня за ту же цену - примерно 600р за 2 часа парилки с пластмассовыми шайками.
Маленькое отступление
Надеюсь, дорогой читатель проявит снисхождение к некоторым не очень качественным фоткам т.к. сделаны были они, по понятным причинам, в экстремальных условиях...

Итак, проснувшись,

1.

и сладко зевнув

2.


шлёпаю в ванну для минимально необходимых водных процедур - чё зря морду перед баней тереть-то

3.

.

Теперь быстрый перекус, чем Бог послал

4.

,

Бук и планшет у меня включаются одновременно с открытием глаз..., а иногда и чуть раньше -наощупь...
Любой день я начинаю стандартно с просмотра почты и новостей на паре дежурных сайтов.
Но на днях были весьма любопытные дебаты на "Дожде", о которых трещат СМИ, а я их еще не видел.
Баня-не баня, а пробел надо восполнить.

5.

Время однако! "Цигель-цигель, ай лю-лю!" Запрыгиваю в любимые шорты, слегка прикрываю пузо майкой-"алкоголичкой",
хватаю свой ярко красный банный рюкзак со всеми причиндалами, куда непременно входят: халат, два больших полотенца для сауны, пару поменьше, рукавицы, тапочки, гель для душа и т.д.

Теперь быстро в лифт и ныряю в подземный гараж, где стоят в стойле мои "184 лошади"

6.

Дорога рассчитана поминутно.

7.

И если какая-нибудь тормозная блондинка
или пара влюбленных велосипедистов не устроят пробку, то я, почти не нарушая правил, домчусь до цели за 15 мин.

8.

Еще 5 мин. уйдет на покупку карточки в специальном автомате
и моментальный стриптиз в мужской раздевалке, помимо которой, естественно есть еще и женская, а также "для пар".
По дороге, застегиваю на запястье ключ с чипом

9.

10.

и уже бегом пересекаю живописный дворик с газонами и разными водоёмами
11.

И ровно в 11.59 влетаю в "сауна-арену"! Уф, успел!
Маленькое пояснение 1 . В немецких общественных банях мужчины и женщины принимают процедуры совместно и… абсолютно обнаженными! Для не подготовленных и высокодуховных жуть, правда?
Но в чужой монастырь, как известно, со своим уставом лезть не рекомендуется… дабы не получить по голой жопе… Поэтому духовность приходится раз в неделю на 4 часа засунуть подальше.
Правда, для особо стеснючих дам, дважды в неделю на полдня выделяют несколько парилок, но, как правило эти дамы предпочитают равноправие и не пользуются такой привилегией.
Кстати, подобные поблажки, нам мужикам, почему-то не предоставлены. Непорядок, дискриминация. Будем бароццо.
Маленькое пояснение 2 .
Я мчался сломя голову т.к. знаю на зубок расписание поддачи пара банщиком.
А т.к. каждый раз он использует разные прибамбасы, это важно.

Влетев в большую, человек на 50, напоминающую цирковую арену, парилку, уже заполненную в это время 10-12 голыми "зрителями", я залезаю на самую верхотуру и устраиваюсь поудобнее. По неукоснительным правилам ("Ordnung ist Ordnung") посетитель парилки обязан сидеть на своем полотенце, которое должно подстилаться в т.ч. и под ноги. Гигиена превыше всего.
12.

Ровно в 12.00 на арену с видом тореадора торжественно входит, одетый в шорты и футболку банщик (или банщица) с кадкой, наполненной водой с различными ароматизаторами. После обязательного инструктажа и пояснений, начинает аккуратно поддавать из ковшика на камни огромной круглой, установленной в центре арены, печи.

13.

После этого, банщик дважды проходит по кругу, обмахивая парильщиков полотенцем. Далее процедура повторяется еще раз, после чего порекомендовав, посетителям понаслаждаться еще пару минут, банщик уходит.
Вытерпеть эти "пару минут" по силам далеко не всем. Даже я со своей многолетней закалкой, дважды как-то терял сознание после такой процедуры.
Вылетев из парилки, я споласкиваюсь под душем и бухаюсь в искусственный пруд. Сегодня температура воды +22. Прелесть!

14.

Немного поплескавшись, я быстро перемещаюсь в 120-градусную финскую сауну стилизованную в некое подобие землянки

15.

С дровяным камином в котором за стеклом потрескивают
сухие поленья.

16.

Здесь я провожу еще минут 15.

17.

После чего прыгаю в круглую ледяную купель.

18.

Теперь пора отдышаться… что я и делаю, переместившись в бассейн с гидромассажем и морской водой подогретой до 36°С.

19.

Но особо рассиживаться некогда - банщик ждать не будет. Ровно в 11.30 он зайдет в относительно небольшую парилку, примерно человек на 15 и на сей раз угостит посетителей ментоловыми кристаллами, благодаря которым, пар тут-же продезинфицирует дыхательные пути. Особенно благотворна эта процедура в сопливое время года.

20.

Ну все… Половина персональной программы выполнена. Обычно я делаю не менее 6 заходов, за которые
посетить все 10 разнообразных парилок все-равно, естественно, не возможно.
Теперь минут 15 можно вздемнуть в шезлонге на солнышке, а ровно в 11.59… Подъем!!! Фанфары зовут на арену!

21.

Следующий заход в отличие от первого прерывается банщиком раздачей щепотки соли, которую мы втираем в тело. Зимой соль чередуется с медом.

После этого, я, чуть отдышавшись на лужайке в шезлонге

22.

Бреду в следующую парную. Это круглая пластмассовая кабина
в которую подается влажный пар из-за которого посетители сидят как бы в густом тумане.

23.

Вытерпев в этой коробке 10 мин., я окатываюсь из деревянной кадки ледяной водой

24.

и направляюсь под огромные пальмы в зону релаксации,

25.

где помимо удобных, расслабляющих кресел, установлена кровать с водяным матрацем

26.

.

К этому сооружению я в последнее время отношусь с некоторой настороженностью. Однажды, едва плюхнувшись а него, я моментально отрубился, а когда проснулся увидел обескураженно-осуждающие взгляды отдыхающих… Дело в том, что моя жена уверенна, что турбины реактивного Боинга, это просто щебетание птиц, по сравнению с моим храпом. Врет наверное - ведь я свой храп ни разу не слышал.

Следующей у меня будет сауна в которую на специальные испарители подаются капли воды. В ее потолок вмонтированы разноцветные светильники меняющие освещенность парилки.

27.

Добросовестно отбыв в ней законные 15 мин, я ныряю в очередную купель

28.

Ну вот, теперь, когда обязательная программа выполнена, пора произвести контрольное взвешивание

29.

Ну что ж неплохо -2.90 кг за 2,5 часа!
Итак у меня в запасе еще 1,5 часа... на отдых от отдыха...
Не тут то было! Время бежать на релаксацию-медитацию. Действо происходит здесь

30.

Тут совсем не жарко. Откуда-то из динамиков льется приятная расслабляющая музыка, а банщик в это время вкрадчивым голосом с немецкой безаппеляционностью лапочет какие-то заклинания...
Гм...здесь я тоже как-то размедитировался не на шутку и своим храпом
немного подкорректировал окружающим программу релаксации...
У нас бы меня, наверно, сразу бы в шею вытолкали, а здесь процветает толерантность.
Нда-с... делу однако время, а потехи час - пора и подкрепиться...

31.

Думаю, здоровая "диетическая" пища из хорошо прожаренной на гриле сосиски с картофелем фри мне сейчас не повредит... Ну и, разумеется, кружечка холодненького пивка у камина...
После обеда не лишним будет расслабон в джакузи

32.

Теперь можно прогуляться по комплексу

33.

34.

35.

36.

37.

И сходить к небольшой древней плотине на небольшой речке.

38.

Однако обеденные граммы изрядно подпортили результат и пиво пора выпарить. Для этого подойдет небольшая сауна с ароматизаторами, подающимися в специальную ёмкость, установленную над тенами, где за 15 мин. я полностью устраняю последствие своего возлияния

39.

Ну что ж, теперь все замечательно. Остаётся еще время напоследок позагорать в шезлонге

40.

Зимой позагорать можно и в этой страшной штуковине

41.

напоминающей блинопечку. Правда, "блины" эта штука печет уже за отдельную плату.
Для завершения, я сам не знаю зачем, залезаю в инфракрасную сауну с ионизатором.

42.

Нафиг оно надо, я до сих пор не разобрался, но раз стоит, надо попробовать.
Ну вот теперь, вроде все, пора в душ и выметаться.
Автомат на выходе педантично подсчитал время 4:05,

43.

ворчливо покряхтел, типа, ну что с них взять - с иностранцев, и распахнул передо мной турникет на выход - так и быть, вали отсюда.
Если бы я еще припозднился, то он потребовал бы с меня еще 2€. Т.е. за 17€ я мог бы торчать тут весь день с 10 до 22 часов. Иногда я так и зависаю. При этом билет в сауну включает в себя и другие части аквапарка: различные бассейны, искусственную реку, горки, лягушатники и т.д.
Кроме того, в комплексе саун периодически устраиваются ночные праздники: зажигают костры, грилят сосиски и стейки, пиво льётся рекой до глубокой ночи. В общем народ гуляет чисто по-немецки.

Теперь я снова гружусь в машину

44.

По дороге домой надо заскочить ненадолго в старую часть города
45.

Здесь всегда проблема с парковками. Я знаю только одно место, где бесплатно можно оставить машину на полчаса, но там только три парковки и сегодня они все заняты. Поэтому бросаю машину в паркинге.

46.

а дальше ножками...

47.

48.

49.

Ну вот теперь пора и выдвигаться к дому.
Вечереет,

50.

Поэтому выбираю объездную дорогу иначе можно тащиться минут 25.
Справа один из городских "бордЭлей".

51.

А это автомобильная свалка, куда отнюдь не бесплатно можно выбросить старую машину... или ненужный истребитель

52.

Ну вот промзона закончилась. Это тоже город

53.

Еще минута и въезжаю в свой район

54.

Ну вот и дом

55.

Недавно узнал, что наш дом немногим моложе московских "хрущевок".

56.

Просто за ним следят.

57.

58.

Между прочим, обслуживает этот трёхподъездный дом с гаражом и газонами один человек.
А это знаменитая немецкая помойка с разноцветными контейнерами

59.

Любой немецкий младенец, едва прокричавший "мама", без запинки ответит, что синий для бумаги и картона, зеленый для биоотходов, жёлтый мешок для упаковки, а чёрный для всего остального.
Стыдливо отворачиваясь прохожу мимо своего велосипеда, которому уже с полгода обещаю уделить внимание, но почему то каждый раз прошмыгиваю в гараж

60.

Ну вот и дома

61.

Все-же с погодой этим летом пока везет

62.

Впрочем, хорош отвлекаться на окрестные пейзажи, меня ждет ЖЖ (кстати, добавляйтесь в друзья), FB и другие пожиратели времени.
Кроме того, надо продумать куда рвануть в субботу или воскресенье. В последнее время я вздумал объехать окрестные замки.
О! Браво! Инет благополучно дожрал остаток дня.
Пора баиньки

63.

Надеюсь, не очень утомил.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом - после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

Этот факт очень удивлял иностранцев, которые даже приезжали, чтобы увидеть такое зрелище. По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Недавно прочитал книгу, в одной из глав которой затрагивался вопрос о нравственности. Автор утверждал, что раньше на Руси мужчины и женщины мылись в бане вместе. И это способствовало тому, что больше ценилась друг в друге не красота телесная, материальная, а красота душевная. И так же мужчины и женщины привыкали с малых лет спокойно воспринимать обнаженное тело противоположного пола.

В наше же время процветает культ «секса», и одни ему поклоняются, другие же нещадно эксплуатируют. «Вау, какая у неё грудь… или задница!» Физическая красота тоже важна, но её не надо ставить во главу угла, как это делается сейчас.

Сегодня в интернете попался отрывок из другой книги (см. ниже) в продолжении темы, мне особенно понравилось последнее письмо Шарля Массона: «… В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...»


Глава из книги А. Дачника "Баня. Очерки этнографии и медицины".


Совместные общественные (торговые) русские бани для мужчин и женщин испокон веков были одной из немногих отрад в тяжелой и недолгой жизни простых русских людей. Западные путешественники и дипломаты оставили немало письменных свидетельств о совместном мытье мужчин и женщин в общественных русских банях. В самой Европе к XVII -XVIII векам пуританская христианская мораль уже давно одержала верх, благодаря грандиозным пандемиям чумы и эпидемиям сифилиса, которые быстро отучили европейцев от совместного посещения бань мужчинами и женщинами. К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный поддекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чем более серьезном. Совместное посещение бань мужчинами и женщинами характерно и для финнов, которые совместно парились как в общественных банях, так и в домовых финских саунах.
Пока мы поговорим о том, как женщины и мужчины совместно посещали бани в России, и при этом умудрялись сохранять свою невинность. Итак, предоставим слово тем, кто своими глазами видел, как мужчины и женщины совместно моются в общественных банях. Барон Августин Майерберг, посол августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, писал в 1661 году:
«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнёю. Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие» [Майерберг А.,1874]. Будущий революционер и первый президент (диктатор) Венесуэльской республики Франсиско де Миранда также имел честь лицезреть русских женщин в банях во время своего визита в Россию в 1786 – 1787 годах: «…Потом осмотрел мужскую баню, битком набитую голыми, в чем мать родила, людьми, и заглянул на женскую половину, где увидел ту же картину: женщины мылись, расхаживали нагишом и т. д.; две или три из них отличались прекрасными формами…
5 июня. Я пошел в баню, где лицезрел множество обнаженных людей обоего пола, которые находились тут почти вперемешку, и никто из мужчин не удосужился прикрыться в присутствии стольких Ев... Поразительнейшее явление. Видел там также нескольких одетых женщин - притом молодых! - которые подходили к мужчинам и разговаривали с ними о каких-то делах, не испытывая ни малейшего смущения, как ни в чем не бывало» [Де Миранда Ф., 2001].

Церковные и светские власти в России неоднократно пытались наложить запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Но когда властные запреты на Руси кем-либо соблюдались? Запрет на совместное посещение бань мужчинами и женщинами как «в Пскове граде» содержится в «Стоглаве» – сборнике решений из 100 глав Собора 1551 года. Попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами предпринималось не раз (указ 1646 г. «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», указ Правительствующего Сената от 21 декабря 1741 года «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе» ), но никто в России не спешил менять заведенный веками уклад банной жизни. В 1782 году императрица Екатерина II ввела Устав благочиния, в котором совместное посещение бани мужчинами и женщинами в торговых банях было запрещено, а детей другого пола разрешалось брать с собой в бани лишь в возрасте до 7 лет. [Цит. по: Титов Ю.П. (ред.), 1998]. Входить на женскую половину бань дозволялось лишь служителям, врачам, художникам и их ученикам. Последующая попытка разделить мужчин и женщин в общественных банях была предпринята императрицей Екатериной II в 1782 году. Но и эта атака на исконные банные традиции, судя по приведенным ниже иллюстрациям, также не имела особенного успеха. Обычай совместного посещения бань сошел «на нет» лишь во время царствования императора Александра I (1801 – 1825 гг.). Свидетельство французского военного на русской службе Шарля Массона де Бламона о Петербургских общественных банях конца XVIII века показывает, что характер общественных русских бань не изменился и к этому времени, даже в новой российской столице - Санкт Петербурге:
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников, и, которому я не очень доверял...
Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились. С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно, и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий.

Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом, и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков. Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у не дикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового...
И надо сказать правду, насколько непристойно держатся женщины, настолько же девушки сдержанны и скромны. В них от природы заложены задатки глубоких и нежных чувств. Только с трудом развращаются они под влиянием окружающей испорченности. Почти все девушки обладают природным умом и прелестью; их глаза, ноги и руки не оставляют желать лучшего; в них есть та непринужденность, тот вкус к нарядам и приятность в разговорах, которые встречаются только у француженок. Присущая женщинам стыдливость притупляется как благодаря привычке к такому обращению с мужчинами, так и благодаря совместному посещению бань с детства»
[Массон Ш., 1996].



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...