Изменяется ли окончание у слова. Что такое нулевое окончание в русском языке

    Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

    К примеру:

    страх (нулевое окончание) - страха(окончание -а-), волк - волком, степь - степью,

    боль- боли

    брат - брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

    Примеры нулевых окончаний :

    • секретарь;
    • помощь;
    • калькулятор;
    • журнал;
    • жизнь;
    • конюх;
    • батарей;
    • лентяй;
    • занавес;
    • прадед;
    • пришел;
    • светлячок;
    • осуществил;
    • вольт;
    • композитор;
    • водопровод;
    • соловей;
    • чертополох;
    • муравей.
  • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

    Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

    сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

    Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

    сирень - нулевое окончание,

    сирени - окончание И;

    компот - нулевое окончание,

    компотом - окончание ОМ.

    Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

    зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

    Примеры - лисий, задач, ходил, печь.

    Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

    Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

    Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

    Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

    Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

    Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

    Нулевые флексии есть:

    У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    числа единственного:

    • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
    • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
    • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
    • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

    числа множественного:

    • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
    • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

    У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

    • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
    • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

    У МЕСТОИМЕНИЙ

    • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
    • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
    • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

    У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

    • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
    • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
    • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

    У ГЛАГОЛОВ:

    • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
    • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
    • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

    У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

    Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

    Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется - Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

    Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

    Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание - дому, дома, доме и т.д.

    Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей-. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-[я], гениj-[ю] — участков-[ый], участков-[ого], участков-[ому]

армиj-[я], армиj-[ей] — столов-[ая], столов-[ой] и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число И. п. син-[ий] лисий-

Р. п. син-[его] лисьj-[его]

Д. п. син-[ему] лисьj-[ему]

В. п. = и. п. / в. п.

Т. п. син-[им] лисьj-[им]

П. п. син-[ем] лисьj-[ем].

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама — мам-ин-, лиса — лис-ий-. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-[а], дела-л-[и];

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-, пиш-и-[те];

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-.

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.

Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

Элен, отвечаю здесь
//----------------------

Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

Элен, отвечаю здесь
//----------------------

Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...