Общая характеристика стиля рококо. Стиль рококо в интерьере - изысканность отделки и нежность цветовой гаммы

Роскошь, блеск, изысканность, вычурность изгибов, похожих на раковину, — так характеризуют стиль рококо в интерьере. Само название в переводе с французского означает – «раковина», «ракушка», «завиток». Относиться к нему можно по-разному, но с XVIII века и до сих пор он находит своих поклонников.

Его считают продолжением другого направления в искусстве – барокко, который в начале XVIII века переживал кризис, упадок. Оба направления – барокко, рококо — характеризуются парадностью, обилием нарядных деталей, отличие в том, что рококо нежнее по цветовой гамме. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Помимо интерьера, стиль нашел отражение в архитектуре, музыке, поэзии, но в дизайне интерьера продолжает он свое существование до сих пор, пусть и не так активно, как 300 лет назад.

Красивый дизайн комнаты в стиле рококо

Стиль рококо в интерьере

Дерево в интерьере комнаты в стиле рококо

Сравнить рококо и барокко поможет таблица:

Черты стиля Барокко Рококо
Общие — напряженность;

— показная роскошь;

темные оттенки;

— сочетание реалий и иллюзий;

— экспрессивность

— легкость;

— изысканность;

— светлые краски;

— уход от реальности;

— наигранность

Архитектура — размах;

— строгие черты, симметрия;

— кривые линии;

— игра света и тени

— вычурность;

— легкость;

— мягкие формы;

— асимметрия деталей;

— множество фигурных элементов, изогнутых линий

Интерьер — большие комнаты;

— крупные детали (фрески, скульптуры, позолота);

— контрасты цвета;

— массивная мебель;

— дорогие ткани

— небольшие комнаты;

— тонкая резьба, лепнина;

— отсутствие контраста;

— нежные тона;

— изящная, легкая мебель

Мода — пышность;

— множество украшений;

— неестественность;

— зрелость

— изящество, утонченность;

— стройность;

— молодость

Искусство — динамичность;

— яркие характеры;

— яркие сюжеты

— игривость и кокетливость;

— пастушеские мотивы;

— обнаженные тела

Появившись во Франции во времена регентства в первые десятилетия XVIII века, пика развития новый стиль достиг при Людовике XV, был распространен не только во французской столице, но и во всей Европе примерно до 80-х годов XVIII века. Знать принимала гостей в великолепно убранных, с претензией на изысканность, гостиных, парадных залах, но уже к концу XVIII века пышность и игривость, царящие в искусстве и жизни, уступили место строгому классицизму.

На развитие стиля рококо своеобразное влияние оказали традиции восточной культуры – в частности, китайской, так называемый стиль шинуазри. Традиции китайского фарфора, тонкие изящно выписанные сюжеты нашли свое отражение в предметах декора, убранстве, посуде.

Считают, что новую жизнь стилю рококо дало пробудившееся с новой силой увлечение восточными культурами. Вновь китайская тема на пике популярности, что и вызвало к жизни моду на создание стилизованных интерьеров загородных особняков, квартир-студий, холлов общественных зданий.

Дизайн кухни в стиле рококо

Картины в интерьере комнаты в стиле рококо

Особенности стилизации

Современный интерьер в стиле рококо отличается от того, который три века назад господствовал в дворцовых залах и личных будуарах аристократов. Однако основные, главные черты являются знаками отличия стиля до сего дня:

  • нежные пастельные тона, сочетающиеся между собой либо с белоснежным цветом, позолотой;
  • множество лепки, она присутствует на стенах, потолке, оформлении окон, порталов;
  • дорогой текстиль, роскошные рисунки на тканях;
  • оформление всех поверхностей: роспись стен, богатые орнаменты, резьба, позолота на мебели;
  • множество декоративных вещей: изящные часы на камине, подсвечники, канделябры, статуэтки, вазы, расписная фарфоровая посуда.

Для стиля рококо характерны особые узоры – завитки, напоминающие ракушку, ушную раковину (они дали название стилю). Дополняют интерьер изящная мебель на тонких ножках изогнутой формы, пышный текстиль на окнах, украшенный ламбрекенами, кистями.

Главное отличие стиля рококо от других – большая декоративная насыщенность. Узнаваемые элементы, характерные для декора:

  • рокайль (морская раковина – применяется для оформления интерьера, мебели, предметов декора);
  • картуш – его используют для украшения стен, мебели;
  • фигурки, изображения ангелочков;
  • цветочные мотивы, темы любви в рисунках.

Яркий дизайн в стиле рококо

Красивая спальня в стиле рококо

Шикарный дизайн спальни в стиле рококо

Стиль рококо в интерьере

Дизайн не диктует особых требований к помещению, поэтому в стиле рококо оформляют просторные залы загородных особняков, небольшие гостиные, кабинеты, офисы и общественные помещения – рестораны, холлы отелей.

Не обязательны высокие потолки, просторная площадь, особая форма комнаты – любое, даже маленькое помещение можно оформить удачно.

Перед оформлением поверхностей – стен, потолка – нужно продумать общий вид, начиная от отделки, росписи, дополненных лепниной, до мебели и расстановки деталей декора. Их нужно гармонично распределить по всему помещению, чтобы комната не выглядела захламленной, похожей на музей.

Настенную роспись дополняют потолочной, витиеватыми узорами тканей – на шторах, диванах и креслах. Мотивы любви мужчины к женщине, ангелочки, изображение небесного свода – темы, характерные для стиля рококо, присутствуют до сего времени в дизайне. Цветочные изображения максимально реалистичные, точно выписанные либо украшенные золотом силуэты. Роскошные люстры, зеркала в пышных рамах – непременный атрибут интерьера.

Дизайн спальни в стиле рококо

Красивый

Цветовая палитра рококо

Современный дом в стиле рококо – не такой яркий, как в XVIII веке, в нем меньше театральности, напыщенности. Для большинства помещений используют бело-золотую гамму, для спальни часто применяются песочные, кремовые, светло-зеленые тона.

Пастельная гамма – это основные оттенки, присущие стилю рококо:

  • белоснежный с золотом;
  • голубой, белый;
  • нежный зеленый в сочетании со светлым розовым;
  • светлые тона – голубой, розовый, зеленый;
  • кремовый, золотой.

Такие сочетания характерны как для рококо трехвековой давности, так и нынче они популярны при воссоздании интерьера. Этим рококо отличается от барокко с его насыщенной, глубокой цветовой палитрой.

Стиль рококо в интерьере

Белый цвет в дизайне интерьера спальни в стиле рококо

Дизайн гостиной в стиле рококо

Отделка комнаты

Уже говорилось о необходимости продумать все убранство комнаты вплоть до мельчайших деталей прежде чем начинать отделочные работы. Для отделки стеновых поверхностей всю их площадь делят на секции, каждую из которых заполняют определенным видом декора. Сегменты могут быть отделены друг от друга лепными мотивами.

Вариантов отделки стен много:

  • покраска стен пастельными матовыми красками на водоэмульсионной основе;
  • велюровые обои с рисунком, узорами подходящего дизайна;
  • фотообои, декупаж — помогут создать имитацию расписных стен;
  • современный тренд – аэрография, с помощью которой можно воссоздать уникальные изображения, напоминающие роспись исторического рококо (рисунок покрывается несколькими слоями лака, что делает его долговечным).

Гипсовые розетки, карнизы, лепные элементы можно заменить современными облегченными материалами. Для разделения сегментов, выделения декоративных росписей можно использовать золотистые молдинги.

Часто используют прием горизонтального разделения стены – низ декорируется обоями, в верхнем сегменте размещают картины, гобелены, зеркала в резных рамах.

Черный цвет в дизайне интерьера спальни в стиле рококо

Дизайн дома в стиле рококо

Историческое рококо не только стены, но и потолки оформляло изысканно. Для их оформления можно применять:

  • покраску светлыми пастельными оттенками либо белым;
  • декорирование – по периметру крепят узорные карнизы, галтели, а в центре размещают розетку, на ней помещают богато оформленную хрустальную люстру.
  • разделение на секторы, роспись, аэрография – традиционные мотивы: небо, ангелы.

Высокие потолки оформляют росписью, разнообразной лепниной. Лепных элементов должно быть много – и по центру, и по периметру комнаты. Они делят потолок на секции, скрадывают переход от стен к потолку, украшают центр.

Не забывайте про обязательные элементы – ракушки, картуши, завитки. Уместны позолоченные выпуклые декоративные элементы на стенах, потолках. Лепниной можно оформить дверные и оконные проемы, колонны, арки.

Для пола выбирают паркет, плитку. Важное требование – глянец, блеск. Уместны в гостиных комнатах, больших залах и кабинетах, в спальне на полу — ковры.

Дизайн гостиной в стиле рококо

Темный дизайн комнаты в стиле рококо

Светлые цвета в дизайне интерьера в стиле рококо

Мебель в стиле рококо

Мебель в этом насыщенном декоративными элементами интерьере не должна быть строгой, ее гармонично “вписывают” в интерьер. Характерно для рококо отсутствие громоздкой мебели, огромных диванов, шкафов и уже тем более – платяных шкафов. Вся мебель подбирается небольшая, удобная:

  • маленькие диванчики;
  • кушетки;
  • стулья и кресла с высокими спинками;
  • комоды, туалетные и кофейные столики.

Золотой оттенок в дизайне интерьера в стиле рококо

Гармонично впишутся в интерьер секретер, маленький комодик, картоньерка. В гостиной, спальне, кабинете можно поставить небольшую софу. У мебели изогнутые ножки, изголовья, спинки. Резьба, инкрустация золотом, роспись – элементы, отличающие мебель стиля рококо. Фасад, ящики комода, кофейный столик можно оформить своими руками – в технике декупаж.

Мягкая мебель может иметь шелковую либо атласную обивку с восточным или растительным витиеватым орнаментом. Для мебели лучше выбирать натуральное дерево.

В спальне должна обязательно быть «царская» широкая кровать с богатым изголовьем – растительные узоры, рокайль, завитки – необходимые элементы оформления. Обязательно большое зеркало в витой позолоченной раме, туалетный столик с мягким атласным пуфиком, небольшие канапе, кресла. Кровать может быть оформлена роскошным балдахином, поднята на подиум. Она – центральный предмет в комнате.

Дизайн в стиле рококо

Стиль рококо в дизайне интерьера

Дизайн в стиле рококо

Текстиль и декор

Текстиля в стиле рококо очень много – начиная от применения его для отделки стен, мебельной обивки, заканчивая декоративными подушками, шторами на окнах – роскошными, многослойными с богатыми ламбрекенами. Это – непременный элемент стиля.

Цветовая гамма подбирается в одном тоне, контраста в текстильном оформлении интерьера рококо не предполагается. Тяжелые ткани, хорошо держащие драпировку портьер, – для окон, плотные блестящие – для обивки диванчиков и кресел, подушек и покрывал. Ткани могут быть как с рисунком – растительным, узорчатым, так и однотонные, в полоску.

Декор расставляется в пространстве гармонично, не перегружая какой-то один угол или сегмент комнаты. Все вещи – напольные, настольные вазы, статуэтки, фарфоровые сервизы, подсвечники и канделябры оформлены позолотой, рокайлями, завиточками – они говорят, но не кричат о роскоши. На комод, камин, туалетный столик можно поставить часы в бронзовом корпусе, изображающие влюбленную пару, девушку, даму или амурчиков. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. В посудном шкафу за застекленными дверцами в гостиной или столовой разместите сервиз из тонкого фарфора с росписью.

Стены можно украсить картинами, гобеленами – в том случае, если на них нет росписи.

Шикарный дизайн интерьера в стиле рококо

Бирюзовый цвет в интерьере комнаты в стиле рококо

В комнатах обязательны хрустальные люстры, свисающие по центру, оформленному ажурной розеткой. Можно отдельно дополнить зоны помещения напольными торшерами, настенными бра. Световые приборы могут быть выполнены из позолоченного металла либо иметь бронзовую основу. Особый колорит придадут светильники с лампами-свечами. А похожие подсвечники поставьте на камин, комод.

Создание дизайна интерьера в стиле рококо – это увлекательно. Стиль, с одной стороны, демонстрирующий роскошь, с другой – пастельные, нежные тона. Обилие росписи, позолоты и – светлая цветовая гамма, немногочисленные предметы мебели. Впитавший в себя исторические нотки и дополненный современными материалами стиль рококо вдохновит вас на уникальный интерьер в загородном доме или городской квартире.

Видео: Стиль рококо в дизайне интерьера

Игривость и легкость пространства, оформленного в стиле рококо, несомненно, придется по вкусу утонченным чувственным натурам, ценящим собственный комфорт и умеющим получать радость и удовольствие от жизни.

Исторические сведения

Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Достигнув своего апогея, данное дизайнерское направление достаточно быстро распространилось в остальных странах Европы. Утонченный, изысканный и прелестный стиль рококо в интерьере знатных домов беспечно царствовал практически до конца XVIII столетия. Его появление было своеобразной ответной реакцией на излишнюю вычурность и парадность популярного тогда стиля барокко. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.

Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный. Он был сразу же ориентирован на создание уютных домашних интерьеров с некоторой долей интимности, кокетства и легкости. Вдохновителем данного стиля считается итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его произведениях впервые были отражены ассиметричные формы, включая необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Поэтому-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».

Модная китайщина

В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). В интерьерах всех богатых домов европейской знати обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы, стилизация и приемы декорирования. Особой популярностью пользовались расписные передвижные ширмы, благодаря присутствию которых можно было с легкостью визуально изменять пространство. Изысканные орхидеи и золотые аквариумные рыбки в минуты приятного отдыха доставляли удовольствие всем присутствующим в комнате. Украшением домов была лакированная изящная мебель, изготовленная искусными китайскими мастерами. Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Модным считалось наличие в доме гобеленов, выполненных в пастельных тонах, на которых изображались китайские императоры, воины, танцовщицы или наложницы, а также сюжеты из китайской жизни, пагоды и цветы.

Особенности оформления комнат

Несомненно, рококо – это роскошный, элитный стиль, и обычная квартира в многоэтажке вряд ли для него подойдет. Зато интерьеру рококо самое место царствовать в просторном загородном коттедже с комнатами, в которых имеются высокие потолки и большие окна.

  1. Основным приемом оформления залы или гостиной в стиле рококо является закругление стен с последующим украшением их тканевыми обоями (в оригинале - шелком), резными панелями, позолоченным орнаментом и многочисленными зеркалами, благодаря которым зримо расширяется пространство.
  2. Полы в комнатах могут быть деревянными, мраморными либо керамическими с изогнутыми по профилю плинтусами любой высоты.
  3. Главным элементом гостиной в стиле рококопо праву является небольшой камин, покрытый плиткой из мрамора, неизменным украшением которого должны быть фарфоровые статуэтки, бронзовые канделябры и часы. Над камином чаще всего вешается зеркало в роскошной золоченной или бронзовой раме.
  4. Что касается основного искусственного освещения комнаты, то для стиля рококо характерно наличие изящной люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками. А на стенах чудесно будут смотреться бра, внешне напоминающие морскую раковину или чашу. Стиль рококо также хорошо подчеркивают расставленные по всем комнатам позолоченные или бронзовые подсвечники и канделябры со свечами.
  5. При оформлении будуаров характерным является создание атмосферы интимности, поэтому комнату делают небольшого размера с невысоким потолком в нежных пастельных тонах. Популярными цветовыми решениями при оформлении интерьера будуара считаются сочетания жемчужного белого цвета с розовым, голубым, кремовым или нежно-зеленым оттенком. Также в ее отделке обязательно должно присутствовать золото. Как правило, в будуарах прослеживается в некоторой степени перенасыщенность различными предметами.

Важной чертой в формах мебели эпохи Людовика XV является полный отказ от прямых линий. В ней как бы отражается устремление к растворению отдельных деталей в едином ансамбле всех имеющихся в комнате предметов.

При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.

Для стиля рококо характерной мебелью считаются комоды и секретеры. Поэтому в кабинете желательно наличие секретера, который по своей сути является комбинацией письменного стола с комодом, в котором имеется множество небольших потайных ящичков.

Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.

Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).

При выборе мебели следует учитывать, чтобы помимо своей изысканности и изящества она была приятной на ощупь и могла усладить человека, доставив удовольствие его телу в минуты расслабления и отдыха.

Создавая интерьер рококо, помните, что он нацелен на обеспечение удобства жизненного уклада хозяев дома, поэтому любые мелочи жизни играют важную роль, практически все вещи и предметы должны создавать ощущение комфорта.

Видео

Обзор стиля рококо вы можете увидеть в следующем видеоролике:

Фото

Исторические стили – неисчерпаемый источник для создания интересных и выразительных интерьеров помещений. Гостиная в стиле рококо – один из примеров яркого и насыщенного оформления пространства комнаты, в которой сочетаются роскошь дворца и изящная утонченность.

Легкий, игривый рококо возник во Франции при Людовике XV и украсил собой весь XVIII век. Рококо – это уход в мир фантазий и грез, интриг и чувственности, хрупкости и манерности.

Эмоциональная заразительность этого стиля позволила ему подчинить себе все виды искусства, проникнуть во внутреннее пространство дома и даже стать выражением определенного образа жизни.

В отличие от предшествующего помпезного и напыщенного стиля барокко рокайльный стиль жизнерадостен и приветлив. Ему присущи:

  • пристрастие к изысканным и причудливым формам;
  • утонченность;

  • грациозность;
  • атмосфера приватности и изощренной чувственности;

  • интимность;
  • затейливость;

  • импровизация;
  • пасторальность;
  • восточные (китайские и японские) мотивы;
  • камерность.

Рококо характеризует настроения, царившие в придворных и аристократических кругах почти всех европейских стран в XVIII веке: капризность, интриги, стремление к удовольствиям и удовлетворению малейших прихотей, всепоглощающее веселье.

XVIII век закончился для французской аристократии довольно печально: многие из них сложили головы (причем в буквальном смысле) у подножия революционной гильотины. Однако рококо выжил и до сих пор радует своим изяществом, легкостью и игривостью.

Интерьеры в стиле рококо отличают:

  • причудливые и изысканные линии;
  • обилие декора: вытянутых и грациозных колонн, затейливого лепного орнамента из раковин, завитков, маскаронов, арабесок, цветочных гирлянд;

  • атмосфера комфорта и уюта;
  • сочетание пастельных светлых тонов с белоснежными и позолоченными деталями;

  • большое количество безделушек и мелких предметов;
  • обилие зеркал в великолепных золотых рамах;

  • наличие богато декорированного камина, где на каминную полку устанавливают канделябры, фарфоровые статуэтки и другие безделушки, а над камином уместно большое зеркало в позолоченной раме;
  • легкая, светлая, изящная мебель с изгибами, закругленными углами и позолотой, туалетные столики с зеркалами и множеством ящичков, секретеры и бюро с потайными отделениями, канапе, шезлонги, глубокие кресла с приставными пуфиками, кушетки, мягкая мебель располагает к неге и приятному отдыху.

Интерьер в стиле рококо демонстрирует роскошь и богатство отделки, однако вместе с тем в нем уютно и комфортно.

Гостиная комната в стиле рококо предназначена для светских бесед в доверительной атмосфере, приятного времяпрепровождения с близкими родственниками и друзьями.

Весь интерьер комнаты должен располагать к откровенности, создавать условия для тесного, приватного общения. Большую роль в этом играет правильно расположенная мебель.

Важно! Мебель в гостиной должна размещаться небольшими группами в разных частях комнаты и создавать своеобразные центры притяжения.

В такие группы входят стол, диван, канапе, кресла или стулья. Все вместе они составляют единую композицию. Таким образом в гостиной можно организовать несколько комфортных мест для тесного общения. Но такая расстановка мебели возможно только в просторном помещении.

Гостиная в стиле рококо должна быть светлой и просторной.

В цветовой палитре нужно отдавать предпочтение пастельным светлым тонам и цветам:

  • белому;
  • розовому;

  • светло-зеленому;
  • голубому;

  • перламутровому;
  • жемчужному;

  • нежно-лиловому;
  • лавандовому;

  • светло-фиолетовому;
  • золотисто-желтому;

  • кремовому;
  • кофейному;

  • фисташковому.

Огромную роль в декоративной выразительности стиля рококо играет позолота. Она присутствует практических во всех элементах украшения.

Совет: нужно помнить, что хотя рококо роскошный и великолепный, следует соблюдать меру и не превращать гостиную в музей.

В отделке стен используется и штукатурка, и бумажные обои. Самый дорогой вариант – обивка стен роскошной тканью, например, шелком. Удачным решением для гостиной будет создание в стенах отдельных ниш. С их помощью пространство комнаты делится, образуются интересные акценты, создается дополнительный объем. Ниши можно оттенить лепниной или обивкой другого цвета.

Очень часто стены украшают резными панелями, рельефным орнаментом, гобеленами, картинами и фресками на мифологические и пасторальные сюжеты.

Для декора потолка используют лепнину, ручную роспись античной или жанровой тематики. Посередине потолка уместна изящная люстра с лампами в виде свечей.

При отделке пола самый лучший вариант – паркет из ценных пород дерева. Возможна и керамическая плитка.

Важно! Помещение гостиной должно быть хорошо освещенным, с большими окнами.

Для этих целей в современном интерьере используются люстры, настольные лампы с большими плафонами, настенные бра, канделябры со свечами.

Окна в гостиной в стиле рококо декорируются причудливо драпированными шторами. Однако занавески не должны быть тяжелыми и массивными, загораживающими свет.

Предметы интерьера и декора

Рококо – изысканный, утонченный и праздничный стиль. При создании интерьеров в этом стиле необходимо учитывать малейшие нюансы и использовать самые изощренные приемы. Гостиная в стиле рококо должна производить впечатление пластического единства всех форм и частей комнаты, где каждый предмет занимает свое место и находится в гармоничной взаимосвязи с другими вещами.

Ключевой элемент гостиной – небольшой камин, отделанный природным камнем. На каминной полке демонстрируются статуэтки, вазы, часы и другие предметы декора.

Еще одна выразительная примета стиля рококо – большое количество разнородных вещей и деталей, составляющих единое целое. Среди предметов интерьера и декора в гостиной в стиле рококо обязательно должны быть:

  • картины;
  • фарфоровые изделия;

  • вазы с цветами;
  • шкатулки и другие предметы, стилизованные под эпоху рококо;
  • большие зеркала в золоченых резных рамах;
  • обилие свечей;

  • роскошный текстиль;
  • причудливые ширмы;
  • предметы в восточном стиле.

Особый акцент в оформлении гостиной в стиле рококо ложится на мебель. Она должна быть светлой, легкой и изящной, с гнутыми тонкими ножками.

На заметку! Аутентичная мебель изготавливалась из ценных пород дерева, отделывалась дорогими тканями – шелком, парчой.

Ее украшали резьбой и позолотой, бронзовыми накладками. Образцом мебели в стиле рококо служит мебель, созданная выдающим мастером Томасом Чиппендейлом. Ее отличает сочетание элементов французского и английского рококо с мотивами, позаимствованными из Китая.

Среди обязательных предметов меблировки гостиной комнаты в рокайльном стиле должны быть небольшие диваны, канапе, кушетки, кресла, маленькие столики.

Для оформления интерьеров в стиле рококо требуются большие усилия и значительные финансовые вложения. Чаще всего в таком стиле создают гостиные в особняках и больших загородных домах.

Мне нравится

Введение


«Стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства» - одна из интереснейших тем на сегодняшний день.

За стилем барокко следует стиль рококо. Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности,. Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Стиль рококо зарождается во Франции и распространяется в Италии, Германии, России, Чехии и других странах Европы. Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами - галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж.М. Натье, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть стиль рококо - распространение, формы и средства воплощения в разных видах искусства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать рококо как стиль в искусстве.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о средствах воплощения рококо в различных видах искусства

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.


Глава 1. Рококо как стиль в искусстве


1.1 Общее представление о стиле рококо


Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.

Рококо - изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Философия рококо - это мир будуара, игры карнавала. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.

Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля.

В интерьерах появляются передвижные ширмы, которые зрительно изменяют пространство, гобелены с изображениями пагод, цветов, людей в китайской одежде, изысканные орхидеи, знаменитый китайский фарфор, аквариумные рыбки, тонкоствольные деревья и изящная лакированная мебель китайских мастеров, словно созданная для рококо.

Основные элементы стиля Рококо:

·эротизм, камерность и уютность помещений, несимметричность композиций, изысканность форм;

·скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты;

·идеал стиля: женщина-подросток;

·материалы: дерево, позолота, текстиль, зеркала, бронза, хрусталь;

·богатая цветовая палитра: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки;

·лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели, зеркала;

·большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

·мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, и рокайля - орнамента в виде ракушек;

·небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, динамичные ассиметричные формы.


2 История стиля рококо


Стиль рококо зародился во времена регентства во Франции (1715-1723) достигнув своего апогея при Людовике XV, перейдя в другие страны Европы и господствуя в них до 1780-х годов. Стиль рококо это продолжение стиля барокко, его видоизменение. Этот стиль не внёс в искусство никаких конструктивных элементов, он пользовался старыми, при этом не стесняя себя при их применении никакими традициями для достижения декоративного эффекта.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Наивысшее своё развитие стиль рококо получил в Баварии.

Стиль рококо зародился во Франции во времена кризиса абсолютизма, отразив тяготение к бегству от действительности в идиллический и иллюзорный мир театральной игры, а также свойственные аристократии гедонистические настроения. Рококо - это порождение исключительно светского двора, культуры, а также французской аристократии. Тем не менее, оно смогло не только оставить свой след в искусстве, но и оказать влияние на дальнейшее её развитие.

Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки.

Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования.

В России влияние рококо, было особенно сильным в середине 18 века, проявляясь главным образом в отделке интерьеров дворцов, лепном декоре зданий, во многих отраслях декоративно-прикладного искусства (художественное фарфор и серебро, резьба по дереву, ювелирное искусство и мебель).

Ветвью стиля рококо стал Шинуазри (от фр. chinois - китайский), использующий мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Мебель изящна и легка. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» - ключевое слово данной эпохи.


Глава 2. Средства воплощения рококо в различных видах искусства


1 Архитектура и живопись


Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).

В архитектуре стиль рококо нашёл самое яркое своё выражение в декоративном украшении интерьеров. Самые сложные асимметричные лепные и резные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали со строгим внешним видом зданий, примером тому может служить Малый Трианон, который выстроен в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.).

Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. За пределами Франции наибольшего расцвета рококо достиг в Австрии и Германии, где он впитал в себя многие традиционные элементы барокко. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.

Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо - способствовал распространению данного стиля в Испании. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

Крупнейшие скульпторы рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием.

Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии - архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.

Почти все большие живописцы 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область чистого искусства. Преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо - станковые картины, панно, росписи - отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью.

В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре оформление интерьеров в стиле рококо сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. С 1760х годов на смену рококо, как ведущему стилистическому направлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейся аристократической культуры идеями просветительства.


2. Музыка и поэзия


Ярчайший представитель музыкального рококо - Франсуа Куперен (1668-1733) родился на 13 лет и умер на 23 года раньше Иоганна Себастьяна Баха - ярчайшего представителя музыкального барокко.

Рококо во всех своих проявлениях - в архитектуре, живописи, музыке - ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо (1683-1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле барокко.

О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем? Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Протест - это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Скорее это каприз - неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати, и в других видах искусства тоже).

Это будет особенно очевидно, если для примера взять такую музыкальную форму, как фуга.

Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер - жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере.

Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.

На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха - произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения - около 20 минут).

В орнаментике искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.

Главным требованием, предъявлявшимся музыке рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая»... Музыка должна была служить для развлечения.

Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки - яркая отличительная особенность именно французской музыки рококо - в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т.п.

Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.

Музыка, литература, театр достигли в эту эпоху своей художественной зрелости, которая пришла в XVI-XVП вв. к живописи, в качестве примера достаточно назвать романы Филдинга, Прево, Смоллета, Гете, Вольтера, музыку Гайдна, Баха, Моцарта.

Излюбленные формы лирики в стиле рококо - это игривые послания, застольные песни, галантные сонеты, мадригалы, рондо, эпиграммы, романсы, стихотворения на случай, которые легкими штрихами фиксируют пёстрое движение великосветской жизни.

Высокопарная классицистическая ода не нашла приверженцев среди поэтов стиля рококо. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Поэты не мыслят о вечности вовсе, о мраморе и бронзе, из которых поэты-классики высекли свои поэтические монументы. Их поэзия - это «поэзия мимолетностей» (poésie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Здесь всё возвращается, ускользает, исчезает и ничто не прочно.

Стихотворения в стиле рококо обретают крайнюю легкость и гибкость. Тяжелоступный александрийский стих вытеснен более короткими и более подвижными размерами. Стихи в восемь, шесть и даже пять слогов занимают господствующее положение. При этом укорачиваются и сами стихотворения. Таким образом, многословие предыдущего века преобразуется в особую изящную сжатость речи, где много недоговоренности, на многое сделан только намек.

Большим успехом пользовались нескромные «сказочки» («Contes et nouvelles en vers») Лафонтена, в которых выдерживался длинный ряд изданий. Большим вниманием также была окружена галантно-пасторальная традиция европейской поэзии.

Иллюзорность - была характерной чертой искусства рококо. И это было вполне закономерным, в связи с тем, что социальное бытие самой феодальной аристократии, которая порождала искусство рококо, все больше становилось в XVIII в. иллюзорным. Власть ещё находилась в её руках, но почва быстро уходила из-под её ног и громы великой буржуазной революции становились всё ближе и ближе.

В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки, из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fées) в повествовательной литературе. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».

Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды; но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта.

Рококо смакует фантастику и экзотику, как пряную приправу к обыденности, наскучившей им, любуется ими, как пышной декорацией, которая соткана из причудливых арабесков. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. В этом же кроются корни постоянного в литературе рококо приема переодеваний, который превращает жизнь в живописное лицедейство, участниками которого наряду с людьми выступают и сами боги. Иллюзия торжествует. Остров Цитера обретает космические очертания.

Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В Германии поэзия рококо нашла своих мастеров в лице, Гёца и Якоби, который создал в своей галантно-фантастической поэме «Оберон» шедевр литературы европейского рококо. При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции.

В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. На рубеже XVIII-XIX вв. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.


Для живописи, скульптуры и графики рококо, как уже было упомянуто выше, характерными являются пасторальные и эротико-мифологические сюжеты, камерные по духу галантные сцены, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали статуи и рельефы, которые предназначались для убранства интерьера, небольшие группы, статуэтки, бюсты, в том числе из терракоты, неглазурованного или расписного.

Богатая тонкими переливами и блёклая по колориту живопись в стиле также имела преимущественно декоративный характер. Прихотливое изящество отделки, которые нередко сочетались с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственного произведениям декоративно-прикладного искусства рококо. Мастера стиля рококо умели тонко выявлять выразительные возможности материала.

Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое, идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни; словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Триумфы рококо в процессе одновременной деградации классицизма ясно свидетельствуют о том, что духи былого героизма и величия отлетали от дворянского искусства XVIII в.; оно постепенно превращается в средство развлечения или грациозную безделушку.

Стиль - это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальна и, без сомнения, уникальна. Например, классицизм основан на конструктивной системе ордера, для рококо характерны декоративные орнаментальные элементы, декоративные колонны и т. д. Важно отметить, что стиль, помимо современных ему формальных пристрастий, отражает общественные и социальные вкусы. Смена общественных идей всегда сопровождается сменой стилей.

Таким образом, стиль рококо наиболее ярко проявился в декоративно-прикладном искусстве и преимущественно связан с убранством дворцовых интерьеров.

Отличительными чертами стиля рококо являлись обильный декор, асимметрия, светлая цветовая палитра. Среди излюбленных орнаментальных мотивов рококо были растительные завитки, стилизованные раковины, псевдокитайские орнаменты, головки амуров и т. п. Рококо отдавл предпочтение дробным, мелким формам. Образцом игривого и изящного стиля рококо является дворец Сан-Суси в Потсдаме.

В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов - золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п.). В изобразительных искусствах - живописи, скульптуре, графике - стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.

Рококо противоположно предшествующей эпохе уже в том, что почти все предыдущие стили поначалу складывались преимущественно в архитектуре, и только затем распространялись на отделку интерьеров, одежду, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру и т.д. Стиль рококо практически не нашёл отражения в архитектурном экстерьере, но зато почти сразу возник как интимный камерный стиль дворцовых и аристократических интерьеров гостиных и будуаров.

Центром формирования нового стиля становится не парадный дворцовый интерьер, а салоны частных домов, где их хозяйки создают новый аристократический образ и стиль жизни со своими правилами поведения и своим искусством. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Женщина, её образ, её капризы, её требования - вот что лежит в основе нового стиля. Поэтому главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.

В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный, игривый и пикантный. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность, игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Возникает эстетика всего неуловимого, изменчивого, мимолетного и капризного, что нашло своё отражение в жанре «каприз», который отличается от барочного «каприччи» большей лёгкостью, грациозностью и ироничностью.

Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. cartel - карта, свиток бумаги). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Но теперь её форма резко изменилась. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэтому слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного, извивающегося. Отсюда родилось название нового стиля - рококо.

Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Используются резьба, золоченая бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т.д. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве, и в стукко, и в декоративных тканях.

Новый элемент интерьера в рококо - плавный переход от стены к потолку, т.н. падуга, заменяющая карниз и делающая незаметной линию стыка между вертикальной и горизонтальной плоскостями стены и потолка. Углы стен закруглены. Помимо картин, главным видом изобразительного искусства рококо становятся, как и в предыдущую эпоху, панно, плафоны и декоративные композиции, которыми украшались плоскости стен над оконными и дверными проёмами, т.н. десюде-порты (от фр. dessus de porte - над дверью).

В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной - шинуазери (от фр. chinoiserie - китайщина). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.

Ведущим декоратором того времени был Ж.-О. Мейссонье. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо - использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Фантастические формы рокайля у него причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями, изображениями животных, рыб, потоками воды. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).

В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др.

Выдающимися мастерами-бронзовщиками эпохи рококо были Ж. Каффиери и его сын Филипп, который после смерти отца в 1755 г. продолжил его дело. Это были яркие представители известной с XVII в. династии скульпторов и резчиков. Помимо украшений для мебели Ж. Каффиери делал высокохудожественные бронзовые канделябры, люстры, часы и др. предметы.

В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. Своеобразный центр рококо, который в это время сложился в придворных кругах Пруссии под сильным влиянием французского рококо, получил название фридерианского рококо - своеобразного историко-регионального стиля. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.

Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. - рококо в его французском варианте, т.е. стиль Людовика XV. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах, и др. В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г.

Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора, и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т.п. По заказу императрицы французский ювелир Ф.-Т. Жермен в 1756-1759 гг. выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебра в стиле рококо. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете, и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику

В декоре все чаще присутствуют женские головки, как бы вырастающие из цветка, трактованные в изящном повороте изображения нимф и фавнов. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др. Стиль рококо, отрицая симметрию и прямую линию, характерен, тем не менее, композиционной целостностью своих орнаментов, своеобразным равновесием их элементов и сложным, но ясно прочитываемым ритмом. некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. пустяк, безделушка). Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище. Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства - вычурное, игривое и насмешливое.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Заключение


Рококо - это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом, и логическим результатом его развития. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность; само его название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, вполне подходит почти для всех помещений. Естественно, более органично он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Что из них вы превратите в будуар - решать вам. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль, а какое помещение откажется от таких эпитетов.

Интерьер в стиле рококо - это праздник вечной молодости и беззаботной жизни, где личный комфорт выходит на первое место.

Стиль рококо идеален для утонченных и нежных натур, тяготеющих к сложным вычурным деталям. Ведь именно рококо сочетает в себе легкость, изящество и декоративность.


Список использованной литературы

рококо искусство стиль

Белецкий И.В. Рококо в России. - СПб.: 1975 г.

1.Большой Энциклопедический словарь / ред. Прохоров. - М.: 1998 г.

2.Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры // ХУШ век: литература в контексте культуры. - М.: 1999 г.

Джорджи Р. Эль Греко / пер. с итал. Соколовой. - М.: 2002 г.

Козлов С.Л. Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. - М.: 1985 г.

Михайлов А.Д. Рококо. Заблуждения сердца и ума. - М.: 1974 г.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система рококо. - Днепропетровск: 1996 г.

Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова. - СПБ.: 1988 г.

Ренессанс. Барокко. Рококо. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. - Ответственный редактор Виллер. - М.: 1966 г.

Самин Д.К. Рококо. - М.: 1999 г.

Эскина Н.П. Рококо.- Музыкальная жизнь. - М.: 1991г.

Laufer R. Style rococo, style des Lumieres. - P. - 1963 g.

12.Hatzfeld H. The rococo. - N.Y.: 1972 g.

13.Brady P. The rococo style versus Enleihtenment novel. - Geneve.: 1984 g.

Weisgerber J. Les masques fragiles. Esthetique et formes de la litterature rococo. - Lausanne, 1991 g.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Также для рококо характерны следующие особенности:

  • Создание единого пространства с помощью падуг, объединяющих поверхность стены и потолка, придающих помещению округлость. Форма овала и круга очень актуальна для данного стилистического решения.
  • Использование элемента «ракушка» для декора интерьера. Собственно, именно от него («рокайль») и получил свое название стиль.
  • Обязательное наличие камина.
  • Многочисленные аксессуары – статуэтки, часы, картины и т. д.
  • Активное использование позолоты и лепнины.
  • Включение в интерьер китайских мотивов.
  • Множество плавных изогнутых линий – в предметах мебели, оформлении стен и др.


Преимущество рококо перед дворцовым барокко и имперским ампиром заключается в том, что он может быть воплощен даже в рядовой квартире. Для стилизации не так принципиальны высокие потолки и огромные площади, как в упомянутых направлениях дизайна интерьеров. Рококо – это стиль декора и аксессуаров. Несколько подходящих предметов мебели и сдержанное упоминание основных мотивов уже превращают помещение в роскошный будуар.

Характерные цвета для стиля

Помпезный барокко с его богатыми темными цветами вряд ли подойдет небольшим помещениям. А вот светлая пастельная палитра глянцевых оттенков, которая преимущественно используется для утонченно-роскошного интерьера в стиле рококо, любую комнату сделает уютной и визуально более просторной. С холодным серебром и теплой позолотой сочетаются молочный и светлый беж, жемчужный, лиловый, розовый, голубой и светло-зеленый цвета. Обязательно присутствие блеска.




Стиль в интерьере мебели

Мебель в стиле рококо – это не массовое производство. Все изящество и утонченность этого стиля могут передать предметы исключительно ручной работы. Дорого, но это того стоит.

Изогнутые линии, сложные переплетения, плавные формы и позолота, характерные стилю барокко, присущи также и рококо. Никакой резкости и прямых линий! В данном случае отсутствует нарочитая помпезность и массивность, контуры мебели рококо будто текут, один деталь плавно переходит в другую. Переходы оформлены золочеными накладками из бронзы (в огромном количестве), узорами и гравировкой в виде вьющихся растений, гирляндами из цветов и имитации кружева. Особенно характерно для данной эпохи использование в оформлении интерьера мотива виноградной лозы.



Стулья, кушетки и кресла рококо имеют тонкие узорчатые ножки из ореха или липы. Сиденья обиты респектабельным бархатом, лоснящейся парчой и позаимствованным из китайской культуры жаккардом.

При взгляде на изящные диваны и кресла, аккуратные тумбы и туалетные столики, роскошные комоды и кровати с балдахинами становится понятно, почему стиль интерьера рококо называют женским. Изделия отличаются небольшими размерами и неожиданным удобством.


Характерные предметы мебели:

  • секретеры и комоды;
  • декоративные туалетные столики;
  • бержер – глубокое кресло на изогнутых ножках;
  • канапе – невысокий диванчик вытянутой формы с высоким изголовьем.

Декор

Неотъемлемой частью стиля рококо является обилие текстильных элементов декора. Отдельного внимания заслуживает многослойная драпировка окон – тюль, бархатные тяжелые шторы с бахромой и шелковые ламбрекены. Мягкую мебель дополняют различной формы подушки с гобеленами, все той же бахромой и кисточками.

Влияние Востока ощутимо в присутствующих в большом количестве фарфоровых фигурках. Роскошная позолоченная посуда выполняет разве что декоративную функцию, а вот светильники и подсвечники из драгоценных металлов являются действующими источниками освещения. Не обошлось и без картин, обрамленных в позолоченные или серебряные багеты со сложными узорами, зеркал.

Особенности стиля при ремонте квартиры

Поверхности стен, потолка и пола в стиле рококо выглядят не менее роскошно, чем предметы мебели. Каждая из них – это произведение искусства.

  • Стены. Для них идеальны текстильные обои, имитирующие бархат, гобелен или деликатный шелк. Актуально сочетание отделки с орнаментом (на нижней части стены) и однотонной (на верхней, соответственно). На стенах присутствует лепнина, узоры которой переходят на потолок, объединяя плоскости помещения в единое целое. Она также используется для обрамления оконных и дверных проемов.


  • Потолок. Чаще всего он светлый однотонный, но дорогой из-за сложной лепнины, позолоты и потолочных молдингов. Фрески, украшавшие дворцовые интерьеры, сегодня успешно заменяются стилизованной фотопечатью. Особенно привлекательно выглядят куполообразные потолки, однако их устройство возможно лишь при строительстве дома, но никак не в квартире.

  • Пол. Паркетный или мраморный. Паркетную доску, впоследствии щедро покрываемую прозрачным лаком, предпочтительнее выбирать из светлых пород деревьев. Пол может иметь сложный узор рисунка, но резких цветовых контрастов лучше избегать. Ярким пятном на полу станет небольшой коврик.

Особенности рококо в архитектуре домов

Рококо является сложным стилем для использования его в архитектуре жилого загородного дома. Многочисленные рельефные переплетения, лепнина, натуральные материалы строительства - прямо скажем, это дорогое удовольствие. В таких случаях дизайнеры советуют заимствовать лишь скромную часть фасадного декора и общую идею стиля.

Вам необходимо обратить внимание на:

  • большую площадь строения;
  • светлую цветовую гамму – белый, молочный и т. д.;
  • многочисленные эркеры в конструкции дома;
  • большие закругленные в верхней части окна;
  • украшение входа колоннами, а фасада лепниной.

Такой дом по праву может называться особняком или дворцом.

Посмотрите масштабные примеры стиля рококо в архитектуре. Возможно, вы захотите возвести что-то подобное в миниатюре.






Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...