Атомный «Лидер. Ледокол «Лидер» совершит прорыв в российской экономике - гендиректор Балтзавода

Три новых атомных ледокола проекта 10510 "Лидер", самые мощные в мире, будут построены в России, вопрос с финансовым обеспечением строительства решен, заявил вице-премьер Юрий Борисов. Строить их будет приморский судостроительный комплекс "Звезда" в кооперации, в том числе, с петербургским "Балтийским заводом". Суда с мощность на винтах 130 МВт должны обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Проектирует "Лидеры" Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург).


Стоимость ледокола "Лидер" оценивается в 98, 6 млрд руб.

Льда такой толщины не бывает


Главный конструктор проектов атомных ледоколов "Айсберга" Владимир Воробьев:

Появление "Лидеров" было изначально связано с желанием разгрузить БАМ и обеспечить контейнерные перевозки по Северному морскому пути. Перевозка грузов из Европы в Азию от Лондона до Йокогамы по Севморпути займет почти в два раза меньше времени, чем традиционная, через Суэцкий канал. Основная сложность - тяжелые ледовые условия, они не позволяют гарантировать доставку груза точно по расписанию, а за задержку предусмотрены огромные штрафы. "Лидеры" эту сложность устранят: в бассейне на испытаниях они показали максимальную ледопроходимость 4,3 метра (при скорости 2-3 узла), но льда такой толщины на трассах Севморпути просто не бывает. А в обычных для Севморпути двухметровых льдах "Лидер" сможет прокладывать канал для транспортных судов со скоростью 13 узлов, это коммерческая скорость для транспортировки углеводородов.

Ледокол для Востока построят на Дальнем Востоке


Технический проект ледокола выпущен в 2017 году по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники». Финансирование осуществил Минпромторг, тогда же разработаны технические проекты основного оборудования ледокола.

В IV квартале 2018 года начато создание рабочей документации.

Полезные ископаемые из портов Северного ледовитого океана могут обеспечить Севморпути грузооборот в 50-70 млн т в год. Сейчас основной поток грузов идет в Европу, но "Лидеры" дадут возможность транспортировать сырье на быстро растущие и не такие щепетильные к международным запретам рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас проводка в восточном направлении по Севморпути 6-7 месяцев в году невозможна.

"Лидеры" будут востребованы и для проводки судов для нужд Министерства обороны, а также научно-исследовательских экспедиций, в том числе для подтверждение внешних границ континентального шельфа России и исследования лицензионных участков "Роснефт", наконец, для более ритмичных поставок по программе Северного завоза.

Для строительства "Лидера" необходим док выдающихся параметров: длина ледокола - 209 м, ширина - 47,5 м, удельная нагрузка - свыше 400 тонн/м2. Рассматривалось четыре верфи: "Северная верфь", "Залив" (Керчь), "Балтийский завод" и "Звезда". Но "Северная верфь" занята заказами. Ледокол, построенный на "Заливе" в Керчи, может столкнуться с санкциями западных стран. Стапельное место "Балтийского завода" ни по весу, ни по ширине не подходит для строительства "Лидера". Осталась "Звезда", которая еще строится - это суперверфь, ею владеют "Роснефть", "Роснефтегаз" и Газпромбанк.

Большая часть полярных областей принадлежит России. Такой протяженности арктического побережья нет больше ни у одного государства. Именно поэтому строительство атомных ледоколов, судов с выдающейся автономностью, необходимо в первую очередь России. Атомная силовая установка на судне становится эффективной, если необходимы мощности свыше 40 МВт. Атомный ледокол не нуждается в перегрузке ядерного топлива 4-5 лет, а дизельный в тяжелых ледовых условиях вряд ли сможет пройти с караваном судов от Мурманска до Берингова пролива без бункеровки (заправки), а бункероваться по дороге не так просто технически и очень дорого.

Сейчас в России популярна точка зрения Арктического и Антарктического научно-исследовательского института о циклическом характере потеплений и похолоданий. Но руководство России, очевидно, полагает, что в ближайшие 50 лет резкое повышение температур трассе Северного морского пути не грозит, а срок службы ледокола - 50 лет. В Арктике еще долго придется плавать, преодолевая льды. Возможно, из-за небольшого потепления караваны судов будут ходить на один узел быстрее.

Небывалая проходимость


Гендиректор ЦКБ "Айсберг" Александр Рыжков:

Заказчик поставил задачу - ледокол "Лидер" нужен в 2027 году. Срок строительства такого судна оценивается в семь лет, значит, начать нужно в 2020 году. На первый этап рабочего проектирования - трехмерную модель, рабочую документацию основного оборудования, подбор поставщиков - требуется полтора-два года.

ЦКБ "Айсберг" будет создавать не только трехмерную модель самого судна, но и математическую модель его энергетической установки, что позволит сократить время на отладку оборудования.

В корпусе будущего судна - впервые в истории - не будет одинаковых шпангоутов (это поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит небывалую проходимость во льдах - "Лидер" будет прокладывать судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить канал не шире 36 м.

Чисто отечественный ледокол


Алексей Лихачев, гендиректор "Росатома":

"Росатом" станет инфраструктурным оператором Северного морского пути, и при строительстве ледокола "Лидер" нужно выйти на локализацию в 100%. Опыт атомных ледоколов свидетельствует, что доля импортного оборудования в стоимостном выражении составляет 15-20%. Основное оборудование атомной энергетической установки разрабатывалось и изготовлено отечественными предприятиями специально для этого проекта. Реакторные и турбогенераторные установки, система электродвижения и система комплексной автоматизации - уникальные разработки отечественной промышленности.

Вдвое более мощный, чем самый мощный


Первый заместитель директора филиала "ЦНИИ СЭТ" ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Олег Савченк:

На ЛК-120, "Лидере", как и на других ледоколах, работают системы электродвижения (СЭД). Уникальность СЭД "Лидера" - в ее суммарной мощности: 120 МВт на винтах. ЦНИИ СЭТ уже создал сверхмощную СЭД для другого типа суперледокола, ЛК-60 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал"), самого большого в мире, с суммарной мощностью на винтах 60 МВт, вдвое меньшей, чем на "Лидере".

Конечно, мы планируем унификацию модулей СЭД ЛК-60 и ЛК-120, однако если линейно увеличивать мощность системы, и ее размер увеличится вдвое - а один только гребной электродвигатель ЛК-60 весит около 300 тонн! Для "Лидера" мы применим свежие технические решения, чтобы не допустить линейного увеличения веса и размеров. СЭД для ЛК-120 будет строиться вокруг гребных электродвигателей нового типа, мощностью 30 МВт каждый. Для управления ими потребуется иная преобразовательная техника и система управления.

На территории Крыловского центра вскоре будет введен в эксплуатацию уникальный испытательный стенд мощностью 40 МВт. На нем планируется провести цикл испытаний СЭД большой мощности, в том числе ледокола ЛК-120. На предыдущей версии стенда испытывалось электрооборудование ледоколов серии ЛК-60: к гребному электродвигателю совокупной мощностью 20 МВт подключили все элементы СЭД и провели отладку компьютерной программы, управляющей всей судовой электротехникой в режимах, максимально приближенных к эксплуатационным. Новый стенд позволит сократить время пусконаладочных работ на самих ледоколах и ввода их в эксплуатацию.

Слишком быстро


Для повышения ледопроходимости ледокола предусмотрено устройство пневмообмыва корпуса. Это мощный компрессор, который подает воздух под воду в районе скулы ледокола. С применением этого устройства можно дополнительно увеличить скорость во льдах. "Правда, тогда возникнет вопрос не только в ледоколе "Лидер" - говорит Александр Рыжков. - Испытания в Крыловском центре двух судов, ледокола "Лидер" совместно с газовозом типа "Кристоф де Маржери", показали, что в районе 8-10 узлов они в паре идти могут. Но если судно будет слабого ледового класса, у него будет недостаточно мощности, то сможет ли оно двигаться с такой большой скоростью во льду?".

Сердце "Лидера"


Разработка концептуального проекта реакторной установки РИТМ-400 для ледокола "Лидер" выполнялась в 2014-2015 годах по программе освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы. РИТМ-400 - самая мощная судовая реакторная установка в истории, это эволюционное развитие установки РИТМ-200 с увеличением единичной мощности до 315 МВт.

РИТМ-400 будет построена по традиционной для судовых реакторных установоко двухконтурной схеме, где на турбину подается рабочая среда (пар) второго контура. В основе установки, так же как и в РИТМ 200, лежит интегрированный корпус парогенерирующего блока, что позволило добиться сокращения массо-габаритных характеристик реакторной установки и повышения ее безопасности.

Владимир Тесленко, кандидат химических наук


Антироссийские санкции

Частично затронули строительство трех ледоколов проекта 22220 - "Арктика", "Сибирь" и "Урал" - на Балтийском заводе. Одна американская фирма, выпускающая насосы, отказалась их поставлять. Между тем, испанское и хорватское оборудование получено.

В качестве главного турбогенератора для ледокола "Лидер" выбран агрегат мощностью 36 МВт, примененный на ледоколе проекта 22220.

Технический проект ледокола выпущен в 2017 году по Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники". Финансирование осуществил Минпромторг, тогда же разработаны технические проекты основного оборудования ледокола.

В IV квартале 2018 года начато создание рабочей документации.

Мощные системы электродвижения


Разрабатывает филиал Крыловского научного центра - ЦНИИ СЭТ (Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии).

Вариантов движительно-рулевого комплекса было два:

  • с трехвальной гребной установкой и тремя гребными электродвигателями;
  • с четырехвальной гребной установкой и четырьмя гребными электродвигателями.

Трехвальная гребная установка - классическое решение для ледоколов, но в случае с таким гигантом, как "Лидер", требует существенного увеличения диаметра винтов - около 8 метров.

Четырехвальный вариант также вызывает вопросы: передние винты сильно влияют на задние, и может появиться явление неустойчивого обтекания кормовой оконечности судна, обусловленное изменением направления струй от винтов, из-за чего может уменьшиться тяга винтов. Зато сами винты будут иметь диаметр около 7 м, что существенно улучшит их защищенность от воздействия льда. В четырехвальном варианте, кроме того, - два руля, что улучшает управляемость.

Выбрана была схема с четырехвальной гребной установкой.


Основные технические характеристики проектируемого ледокола по сравнению с действующим атомным ледоколом "50 лет Победы", а также проектом атомного ледокола 22220 "Арктика"

Характеристики пр. 10521 "50 лет
Победы"
пр. 22220 "Арктика" пр. 10510 "Лидер"
Основной район эксплуатации Круглогодично: Западный район Арктики Влетне-осенний период: Восточный район Арктики Круглогодично: все районы Арктики
Длина, м наибольшая / по КВЛ 159,6 / 145,6 173,3 / 160 209 / 200
Ширина, м наибольшая / по КВЛ 30 / 28 34 / 33 47,7 / 46
Высота борта, м 17,2 15,2 18,9
Осадка, м по КВЛ / минимальная 11 / 9,9 10,5 / 8,5 13 / 11,5
Водоизмещение, т при осадке по КВЛ /
при минимальной осадке
25 150 33 530 / 25 540 70 674 / 50 398
Число и мощность ГТГ, кВт 2 x 27 960 2 x 36 000 4x 36 000
Мощность на валах, кВт 49 000 60 000 120 000
Скорость на чистой воде, уз. ок. 19 ок. 22 ок. 23
Ледопроходимость, м 2,8 2,8-2,9 4,3
Отношение мощности на валах к
водоизмещению
1,95 1,79 1,7
Численность экипажа, чел. 138 75 60

Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, займется развитием проекта 10510 «Лидер» - атомных ледоколов нового поколения. Заказчиком услуг выступил ФГУП «Атомфлот», находящийся с 2008 года под управлением корпорации Росатом. ЦСР должен оценить потребность России в «Лидерах» и сформировать финансово-экономическую модель строительства и эксплуатации данных ледоколов.

В настоящее время завершаются конструкторские работы над проектом 10510, и государству необходимо определить количество атомоходов, план их закладки и ввода в строй. Важно оценить финансовые возможности инвесторов и производственные ресурсы предприятий, которые способны строить корабли подобного класса. По сути, речь идет о сугубо экономических расчетах, что в принципе входит в компетентность кудринского центра.

Наравне с авианосцем

Проект 10510 направлен на прорыв в долгосрочном развитии ледокольного флота России. «Лидер» - это разработка петербургского ЦКБ «Айсберг», который начал трудиться над проектом в 2016 году. Согласно анонсированным ранее планам, конструкторское бюро должно представить «Лидер» в декабре 2017 года.

Помимо ЦКБ «Айсберг», участниками проекта являются ОКБМ им. И. И. Африкантова (Нижний Новгород) и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Санкт-Петербург). В частности, нижегородское конструкторское бюро разрабатывает ядерную энергетическую установку. Силовой агрегат состоит из двух реакторных установок РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 МВт каждая.

«Лидер» будет гигантским по размерам кораблем. Длина атомохода составит 209 метров, ширина - до 47,7 метров, высота борта - 20,3 метра, осадка - 13 метров. По водоизмещению корабль сравним с авианосцем (71 380 тонн).

Атомная установка позволит обеспечить практически восьмимесячную автономность при небывалой мощи (120 МВт на валах). Скорость хода «Лидера» по чистой воде будет достигать 24 узла (около 45 км/ч). Экипаж корабля будет состоять из 127 человек.

Атом, дизель и финансы

Проект с таким говорящим названием призван обеспечить России безусловное лидерство в сфере перевозок по Северному морскому пути (СМП) на несколько десятилетий. Но проект 10510 потребует огромных материальных затрат и может растянуться по срокам реализации. Стоимость одного атомохода превышает миллиард долларов (примерно столько же стоит современная атомная подлодка).

Первоначально строительство одного «Лидера» вошло в Программу социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. 14 апреля 2017 года Минэкономразвития предложило исключить из программы 80 млрд рублей, заложенных на строительство этого атомохода нового поколения.

Предполагалось, что первый ледокол будет построен к 2023 году. Сейчас в СМИ присутствует противоречивая информация. Вероятнее всего, ввод в строй первого ледокола произойдет не раньше 2030 года. Передача финансово-экономического плана ЦСР вселяет некий оптимизм в готовность государства финансировать столь перспективный проект. Тем не менее, в задачи кудринского центра входит поиск источников финансирования проекта. В частности, рассматривается вариант частно-государственного партнерства.

«Лидер» будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Как и другие ледоколы, корабль будет ломать ледовые толщи Арктики, обеспечивая проход грузового крупнотоннажного транспорта. Атомоходы считаются наиболее эффективными ледоколами из-за большей мощности и автономности плавания.

В этом отношении атомоходы значительно превосходят дизельных «собратьев», которым требует регулярная дозаправка. В условиях Арктики - это трудновыполнимая задача, хотя строительство и эксплуатация дизельных ледоколов обходиться в меньшую сумму.

Очевидно, что для России с достаточно слабой береговой инфраструктурой на перспективу выгоднее эксплуатировать атомоходы, которые в конечном итоге окупят вложенные в их строительство затраты. Но Россия находится в сложной экономической ситуации, и, судя по всему, государство не готово брать расходы на себя и вкладывать деньги в обновление именно атомных ледоколов.

Возвращение утраченного

На сегодняшний день российские предприятия строят, как атомные, так и дизельные ледоколы. Недавно были спущены на воду самый большой и самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» и два неатомных корабля «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин».

В 2015-2016 годы Россия получила три дизель-электрических ледокола проекта 201900 М: «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Осенью 2017 года российский флот пополнит дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180.

В общей сложности Россия обладает 40 ледоколами различной мощности и назначения, значительно опережая западные государства. Из открытых данных следует, что у Швеции - 7 ледоколов, у Финляндии - 6, у Канады, США и Дании - по 4.

Однако задачи отечественного ледокольного флота намного масштабнее. Россия стремится стать ведущим перевозчиком продукции из Азии в Европу. Москва рассматривает Северный морской путь как альтернативу основному на текущий момент маршруту транспортировки китайских товаров в западные страны, который проходит через Суэцкий канал. Путь через Арктику может быть короче как минимум на несколько дней.

В прошлом году по Ледовитому океану Россия перевезла 7,26 миллиона тонн грузов. В 2020 году грузопоток по СМП может увеличиться вдвое, до 15 миллионов тонн. Данный показатель может быть достигнут и развит только с вводом в строй новых ледоколов. Нынешних 40 кораблей для полноценного развития СМП недостаточно.

Мощный ледокольный флот достался России в наследство от СССР. В советский период Заполярье активно осваивалось в военном и хозяйственном отношениях. Россия не уделяла Арктике должного внимания на протяжении 20 лет. Сейчас наша страна, по сути, возвращает утраченное могущество. Ресурс советских ледоколов, который составляет 30-40 лет, подходит к концу.

Подпишитесь на нас

АРХАНГЕЛЬСК, 30 марта. /ТАСС/. Ледокол "Лидер" мощностью 120 МВт будет стоить около 70 млрд рублей, сообщил журналистам в кулуарах Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" замглавы Минэкономразвития РФ Александр Цыбульский.

"Заложенная стоимость этого ледокола "Лидера" - порядка 70 млрд рублей", - сказал он.

Цыбульский добавил, что "если мы говорим о серьезном развитии Северного морского пути, то нам нужен ледокол, который позволит сделать Северный морской путь круглогодичным..., и ледокол "Лидер" нужен для его полноценного функционирования". Он отметил, что такой ледокол делает более широкую полосу проводки каравана судов, что дает возможность большему количеству судов иного класса проходить по Северному морскому пути.

Дискуссия вокруг необходимости строительства такого ледокола, по его словам, заключается в том, когда его строить. "Нужен ли нам ледокол-лидер сейчас или можно сейчас построить два обычных ледокола, (мощностью) 60 МВт? Вокруг этого коллеги из Минпромторга и ведут сейчас дискуссию", - заметил он.

Сейчас самым большим ледоколом в мире является 60-мегаваттный ледокол, который строит Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Его стоимость составляет порядка 47 млрд рублей.

Глава ОСК Алексей Рахманов накануне заявил, что строительство атомного ледокола ЛК-120 "Лидер" может занять около трех с половиной лет. По его словам, строительство может проходить либо на Балтзаводе (в случае его модернизации), либо на "Северной верфи" с достройкой на Балтзаводе.

По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, существуют оценки, что строящиеся сейчас три ледокола лишь частично смогут компенсировать потребности региона. ЦКБ "Айсберг" разработало концептуальный проект ледокола "Лидер" и с осени 2016 года выполняет разработку технического проекта атомного ледокола "Лидер" ЛК-120. Срок окончания технического проектирования - декабрь 2017 года.

По данным Минпромторга, к 2025 году ожидаемый грузопоток в Арктике в связи с вводом в эксплуатацию новых месторождений на полуострове Ямал составляет около 40 млн тонн, при этом коммерческий эффект от использования Северного морского пути при вывозе углеводородов и транзите грузов будет достигнут только при условии проводки транспортных судов со скоростью не менее 10-11 узлов. Планируется, что преодолеваемая ледоколом "Лидер" непрерывным ходом предельная толщина сплошного льда составит 4,3 метра, в коммерчески эффективной скоростью 11-12 узлов - 2 метра.

Три новых атомохода

У трех действующих российских атомоходов к 2020 годам закончатся сроки эксплуатации. Им на смену должны прийти три атомохода: головное судно "Арктика", а также два серийных судна "Сибирь" и "Урал". Все суда строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Росатомфлота (входит в госкорпорацию "Росатом"). Стоимость этого проекта оценивается в 122 млрд рублей. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе в ноябре 2013 года. По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, головной универсальный атомный ледокол планируется передать заказчику в мае 2019 года, первый серийный - в ноябре 2020 года и второй серийный - в ноябре 2021 года.

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на материалы Минпромторга РФ к заседанию госкомиссии по Арктике, Росатом может заказать у ОСК еще два универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220. Минпромторг предлагает включить в проект протокольного решения госкомиссии вопрос о продолжении строительства серии УАЛ и размещения заказов на четвертый и пятый ледоколы.

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, "Ямал СПГ", Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 - руд и угля). Транзит в ближайшей и среднесрочной перспективе будет дополнительным бонусом, и его роль в грузопотоке Севморпути будет незначительной. В акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") остальные - дизель-электрические ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын"). Основные проекты развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна связаны с освоением нефтегазовых месторождений Ямала - это проекты по строительству морского порта Сабетта и терминала по перевалке нефти с Новопортовского месторождения, а также комплексным развитием Мурманского транспортного узла. Эти проекты уже сейчас являются точками роста для арктических регионов. В 2016 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн тонн.

Как стало известно “Ъ”, Балтийский завод, который Владимир Путин в июне называл флагманом судостроения, упомянув среди его заказов новый сверхмощный атомный ледокол «Лидер», может лишиться этого перспективного проекта. Строить ледокол - в том числе в связи с техническими ограничениями - планируется на «Северной верфи». Территорию же Балтзавода на Васильевском острове в центре Петербурга могут, по крайней мере частично, отдать под жилую застройку. Между тем борьба за «Лидер» дополнительно обостряется, в ней готов принять участие подконтрольный группе «Ак Барс» керченский «Залив». Но пока построить этот ледокол в России не способен никто, верфям-претендентам для этого потребуется серьезная модернизация.


Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует передать строительство нового атомного ледокола «Лидер» «Северной верфи», сообщили “Ъ” в корпорации. Исходно предполагалось, что судно построит другой актив ОСК - Балтийский завод. В июне в ходе прямой линии Владимира Путина о перспективах загрузки этой верфи президента спросил главный специалист отдела строительства судов Юрий Рыжов. Он пояснил, что портфель заказов есть только до 2021 года, а что дальше - не ясно. Президент в ответ назвал Балтзавод одним из флагманов судостроения, заверив, что на нем будет построен, в частности, сверхмощный (120 МВт по сравнению с 60 МВт строящихся сейчас ЛК-60) «Лидер». В ОСК вчера уточнили, что «Балтийский завод - Судостроение» (БЗС) будет участвовать в программе «компетенциями в части машиностроения и атомного судостроения».

Хотя и «Северная верфь», и Балтзавод входят в ОСК, крупные самостоятельные предприятия корпорации де-факто конкурируют за заказы, а «Лидер» - проект, который может стать основой перспективной загрузки одной или другой верфи. Между тем прямо сейчас к строительству ледокола, видимо, не готов ни один из судостроительных заводов в России. На конференции на ледоколе «50 лет Победы» 20 августа гендиректор БЗС Алексей Кадилов публично признавал, что сегодня «Россия сделать “Лидер” не может», в частности из-за отсутствия на верфях доков подходящих параметров (длина ледокола 209 м, ширина - 47,5 м) и достаточной глубины акваторий, но аргументы выдвигал в основном против строительства на «Северной верфи». По его словам, там нужны серьезные вложения в дноуглубление, около $20 за кубометр. Кроме того, по его словам, у верфи «нет компетенций по строительству подобных судов», корпус ледокола в любом случае будут строить по секциям при помощи БЗС. Источник “Ъ” на одном из предприятий подтвердил, что «у “Северной верфи” глубина гавани 10 м, стапели короткие и узкие», но и у Балтзавода стапель А достаточной длины, но «узковат».

Одним из возможных вариантов для «Лидера» Алексей Кадилов назвал также керченский «Залив» (подконтролен структуре группы «Ак Барс»), где строился атомный лихтеровоз «Севморпуть» (осадка 12 м, у «Лидера» минимальная будет, по предварительным данным, 11,5 м), но там также потребуется дноуглубление. В «Заливе» “Ъ” заверили, что проект «представляет огромный интерес» и у предприятия есть «все необходимые мощности». Более того, верфь уже готовится к возможности получения «Лидера». Там пояснили, что строительство может вестись в сухом доке длиной 360 м и шириной 60 м. «Залив» уже возродил отдел ядерной безопасности, планирует создать участок агрегатирования.

Хотя три ведущих верфи активно борются за «Лидер», перспективы проекта до сих пор не ясны.

Владимир Путин в июне признавал: «По финансированию не все понятно, но я уверен, что мы и это сделаем». В Минэкономики “Ъ” уточнили, что оно внесло в правительство проект госпрограммы развития арктической зоны с пунктом «Развитие судостроительной промышленности» для строительства «Лидера». Объемы финансирования и сроки будут определены, когда Минпромторг предоставит «необходимые обосновывающие документы и материалы». В Минпромторге говорят, что решение о строительстве ледокола «находится в окончательной стадии принятия и соответствующего нормативного оформления», определяются источники финансирования. Источник “Ъ” в отрасли ожидает прояснения ситуации в сентябре-октябре.

Но уже сейчас очевидно, что любому из претендентов на «Лидер» потребуется серьезное обновление мощностей. Модернизацию «Северной верфи» стоимостью около 20 млрд руб. ОСК уже начала (см. «Ъ-СПб» от 2 июня и 9 августа). Реконструкция Балтзавода с учетом строительства сухого дока, по словам Алексея Кадилова, потребует 12,5 млрд руб. Но при этом, по его словам, на одном из совещаний у главы Минпромторга Дениса Мантурова обсуждалась идея продать часть территорий завода под жилую застройку и на эти деньги модернизировать «Северную верфь» и другие предприятия. Но эта земля стоит 500 млн руб., а перенести мощности, в том числе уникальные,- 2,5 млрд руб., подчеркивал господин Кадилов.

Это не первая попытка отдать землю Балтзавода под жилую застройку: более пяти лет назад бизнесмен Сергей Пугачев, контролировавший Балтзавод и «Северную верфь», собирался продать территорию на Васильевском острове, сконцентрировав судостроение на «Северной верфи». Но в 2011 году из-за проблем с банковским бизнесом - «Межпромбанком» - господин Пугачев покинул РФ, и Балтзавод вошел в состав ОСК. Теперь, утверждают источники “Ъ” в судостроении Петербурга, на уровне Минпромторга перспективу продажи земли представили как вариант «оптимизации производства». «Но это 4,9 га земли,- уточняет один из собеседников “Ъ”.- Переносить производство, в том числе гребных винтов, валопроводов и судовых котлов, обойдется дороже стоимости земли под ним».

Впрочем, добавляет другой источник “Ъ” в отрасли, в машиностроении ОСК сейчас делает ставку на Пролетарский завод, винты может сделать северодвинская «Звездочка» в Центре пропульсивных технологий. На предприятии подтвердили, что могут делать винты для ледоколов Балтзавода. «Звездочка» уже выполняла обработку лопастей для нового ледокола «Арктика» (головной ЛК-60). Продукцию литейного участка БЗС может восполнить «ОМЗ-Спецсталь», входящее в ПАО «Объединенные машиностроительные заводы».

Директор департамента инвестиционных услуг Colliers International в Петербурге Анна Сигалова отмечает, что обсуждаемая сегодня территория БЗС может стоить около 1,5–2 млрд руб. На этой земле застройщик может возвести около 90 тыс. кв. м жилья комфорт-класса. На старте продаж цена квадратного метра может составить 100 тыс. руб.

В ОСК не скрывают, что «оптимизация» активов Балтзавода действительно рассматривается. Там пояснили, что «в соответствии с решениями правительства и методическими рекомендациями Росимущества» корпорация провела «всю необходимую работу по определению непрофильных активов», в частности утвержден соответствующий реестр для Балтзавода. «Исходя из необходимости сокращения постоянных затрат и издержек, а также проведения оптимизации площадки БЗС есть вероятность того, что некоторые активы и участки могут быть предложены инвесторам»,- добавили в ОСК. Впрочем, там утверждают, что «речи о закрытии какой-либо части производства не идет и никогда не велось». В Минпромторге “Ъ” сообщили, что министерство не располагает информацией о продаже части Балтзавода, «такая инициатива не обсуждается».

Анастасия Веденеева, Владимир Дзагуто; Герман Костринский, Санкт-Петербург; Вадим Никифоров, Симферополь



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...