Рассказ о путешествии русских купцов в таматарху. Хазары и русь

Начиная с VII века хазары приобретают все большее и большее значение и вскоре становятся властителями обширных земель на юге нынешней территории СССР.

Известно, например, что уже в начале VII века византийский император Гераклий обращался к хазарам, как к могущественному племени, ища у них помощи против персов. К половине VIII века хазары покорили племена славян, живших близко к южным степям.

В своем целом хазарская держава представляла собой объединение феодальных и полуфеодальных образований степей Волги и Дона, а также Северного Кавказа. Сами хазары, как таковые, составляли лишь часть населения Хазарии; это было, скорее всего, городское население, жившее в торговых городах Хазарии. Итиле, Семендере, Саркеле (на Дону) и других. Армянский историк X века Моисей Каланкатваци, описывая осаду хазарами в 626 году Тбилиси, говорит о хазарах, как о людях «широколицых, безресничных», явно указывая на их монголоидный тип.

По своему общественному строю хазарское царство являлось феодальным государством с сильными пережитками родоплеменных отношений.

Владения хазар простирались на многие сотни километров и занимали огромное пространство между Каспийским и Черным морями, ограниченное Волгой и Доном и Кавказским хребтом.

В VII веке владения хазар доходили до Закавказья. Из-за земель Закавказья хазарам пришлось вынести упорную и жестокую борьбу с арабами-мусульманами. Борьба эта продолжалась 80 лет. Несмотря на длительное сопротивление хазар, в половине VIII века арабы вытеснили их из Закавказья, и попытки хазар вновь вернуть там свои владения окончились неудачей. Арабы-мусульмане (халифат) («Халифат» - название, данное в Европе арабскому государству, - от слова «халиф»; халифами назывались арабские мусульманские государи, считавшие себя преемниками пророка Мухаммеда (Магомета) ) прочно утвердились в Закавказье.

Вообще, история хазарского государства обильно насыщена упорной борьбой хазар с другими народами. Так, желая сохранить в числе своих данников славянские племена, хазары вступили в борьбу с русскими князьями. В последней четверти IX века в степях начали усиливаться печенеги, и возникла борьба между ними и хазарами. Границы Хазарии не были постоянными; в зависимости от успехов или неудач в борьбе с неприятелем, границы то расширялись, то сужались.

Наивысшего могущества Хазарское государство достигло в VIII-IX веках, когда и Киев платил им дань.

Насколько широко распространилось влияние хазар и, в частности, насколько тесны были их взаимоотношения со славянами, показывает, например, тот факт, что на территории бывших Воронежской и Тульской губерний даже по сей день есть селения и места, носящие названия: «Казаричи», «Козары», «Козар», «Каган» (название хазарского царя) и т. д.

С самого начала хазарского господства в южнорусских степях установились связи между русскими и хазарами. Еще до того как хазарский каган распространил свою власть на некоторые восточнославянские племена (ограничиваясь, впрочем, лишь сбором дани с покоренных племен), в городах и селениях, Хазарии уже обитала определенная часть и русского населения. Хазарию часто посещали русские купцы. Русские воины-дружинники находились в войсках хазарского кагана. Ибн-Хордадбех (середина IX века) сообщает, что «русы, а они принадлежат к славянам», ездят в Хазарию по Дону и Волге. Масуди (X век) свидетельствует, что «русы и славяне» были в составе стражи кагана. В материальной культуре также прослеживается обоюдное славяно-хазарское влияние. И, вообще, нахождение Хазарии в районе скрещения торговых путей, ведших в Причерноморье, Византию, Хорезм, Иран, Азербайджан, области по течению Дона и Волги и т. д., способствовало проникновению сюда самых различных влияний. Именно поэтому хазарская культура носит столь смешанный характер. Показателен в этом отношении один из хазарских городов на Дону (близ станицы Цымлянской), раскопки которого дают предметы самого различного происхождения - русские, византийские, среднеазиатские, иранские, закавказские и другие.

Для понимания образа жизни населения Хазарии очень важно сообщение о хазарах арабского писателя Ибн-Даста: «Зимою все население живет в городах, с наступлением же весны выходят из них в степь, где и остаются до приближения зимы». Таким образом, большинство населения Хазарии вело полукочевой образ жизни - занималось скотоводством, зимою проживая в городах, а весною выходя со стадами скота на степные пастбища. Известно, впрочем, что в Хазарии также занимались земледелием, разводили виноградники; процветала торговля.

Широкий размах торговли способствовал возникновению и развитию хазарских городов. По некоторым данным, число городов Хазарии доходило до ста.

Среди хазар, как пережиток родового общества, еще существовало разделение на отдельные роды, каждому из которых отводилась определенная территория. Однако родовой строй доживал свои последние дни. Из состава отдельных родов выделился влиятельный слой родовой, в последующем - феодальной знати. Во главе хазарского государства стоял наследственный феодальный монарх - каган, или хакан, - окруженный богатыми сановниками, носившими название бегов (беков), или пэхов и тарханов.

Хазарскому царю воздавались божественные почести. Эти почести доходили до того, что никто, за исключением самых важных сановников, не имел права видеть кагана. При встрече с ним все падали ниц. Даже тогда, когда, каган стоял во главе войска, то он находился на колеснице под покрывалом, при чем олицетворял собой не полководца и непосредственного руководителя военными действиями, а божество, приносившее счастье своему народу. Когда каган умирал, место его погребения тщательно скрывали. Гробницу помещали в реке, а строивших ее и производивших погребение людей убивали.

Действительная власть в Хазарии принадлежала, однако, не кагану, а его наместнику - каган-бегу (из числа бегов), который фактически и управлял государством, и к тому же командовал войсками. Местные чиновники-администраторы назначались обычно из числа родственников кагана. Крупными сановниками, после кагана-бега, являлись кендер-хакан в гаушнар (джавишгар).

Известный арабский писатель Ибн-Фадлан, совершивший путешествие к волжским болгарам в начале X века, так рассказывает обо всем этом:

«Что же касается царя хазар, которого называют хакан, то, право же, он не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца, появляясь в (почетном) отдалении. Его называют великий хакан, а замести теля его называют хакан-бех. Это тот, кто предводительствует войсками и управляет ими, руководит делами государства и заботится о нем (государстве), и появляется (перед народом), и ему изъявляют покорность цари, находящиеся с ним по соседству. И он входит каждый день к великому хакану смиренно, проявляя униженность и серьезность (спокойствие), и он не входит к нему иначе как босым, (держа) в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, он зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его скамью с правой стороны. Его замещает муж, называемый кендер-хакан, а этого замещает также муж, называемый джавишгар. И обычай (правило) большего царя тот, что он не дает аудиенции людям и не разговариваем с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули, а управление по администрированию, исполнению наказаний и управлению государством (лежит) на его заместителе хакан-беге. И обычай (правило) (касательно) большего царя тот, что если он умрет, то строится для него большой двор, в котором (имеются) двадцать домов, и вырывается для него (хакана) в каждом из домов его (этого двора) могила, и измельчаются камни настолько, что они делаются похожими на сурьму, и расстилаются в ней (могиле) и бросается негашеная известь поверх этого, а под этим двором и этой могилой есть большая река, которая течет и они помещают (проводят) эту реку над этой могилой и говорят, что это для того, чтобы не добрался до нее ни шайтан, ни человек, ни черви, ни гнус Когда он похоронен, то рубят шеи тем, которые его хоронят, чтобы не было известно, в каком из этих домов {находится) его могила» («Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». Перевод (А. П. Ковалевского) и комментарии под редакцией акад. И. Ю. Крачковского, Изд-во Академии наук СССР, М.-Л., 1939 ).

Местопребыванием хазарского кагана являлась столица Хазарии - город Итиль, расположенный в устьях Волги. Итиль был большим и многолюдным городом. Царский дворец, выстроенный из кирпича, стоял на острове, который соединялся с берегом Волги при помощи пловучего моста. Итиль представлял собой крупнейший центр торговых и меновых операций на юго-востоке Европы. Одним из важнейших доходов царской казны была пошлина с купцов. В Итиль приезжали купцы - русы, арабы, греки, евреи и другие. На рынках Итиля торговали товарами и изделиями, доставленными сюда из Средней Азии, Кавказа, Приволжья и славянских земель. Хазария была особенно тесно и повседневно связана с Востоком. Более культурные тогда народы Востока оказывали большое влияние на хазар (Дон играл видную роль в экономике Хазарии. Из Дона в Волгу переходили волоком (в районе современного Сталинграда). На Дон шли пути из Десны, Сейма и Северного Донца. Был и кружной путь по Днепру в Черное море, а затем на Дон через Керченский пролив и Азовское море. Направление сухопутных дорог на Дон пока точно не установлено ).

Любопытно, что представители различного рода религиозных воззрений усиленно конкурировали друг с другом в попытках распространить среди хазар именно свою религию, что способствовало бы усилению политического и экономического влияния той или иной страны на хазар. Борьба шла, в частности, между магометанством, христианством, иудейством и язычеством Внимание к хазарскому государству объяснялось, главным образом, тем, что хазары занимали тогда центральное положение между Азией и Европой.

В целях поддержания хороших отношений с хазарами, усердно стремилась к внедрению христианства в Хазарии и византийская дипломатия. С этим стремлением связан, между прочим, и дошедший до нас любопытный рассказ о том, что на территории Хазарии побывал, якобы, и знаменитый миссионер Кирилл, брат Мефодия.

В истории хорошо известна плодотворная деятельность уроженцев города Солуни, братьев Константина (Кирилла) и Мефодия, основоположников и пионеров славянской письменности, создателей славянской азбуки (Кирилл) и переводчиков первых культовых книг с греческого языка на славянский (IX век). И вот, по некоторым данным оказывается, что перед тем как отправиться в 863 году к славянам Моравии, Кирилл был послан византийским императором в Хазарию, где он был хорошо принят, вел длительные споры с раввинами и, в конце концов, добился от кагана права для греческих священников на свободную проповедь христианства (По поводу миссии Константина Философа (Кирилла) в Хазарию В. В. Мавродин справедливо замечает, что посылка знающего славянский язык греческого дипломата свидетельствует прежде всего о стремлении Византии упрочить свой авторитет в Хазарии путем внедрения христианства среди обитавших там многочисленных славян и русов. Ср. В. В. Мавродин - «Образование древнерусского государства», Изд. Ленингр. Гос. Университета, Л., 1945 ). Однако сам хазарский царь-каган и высшие слои хазарского общества приняли иудейское вероисповедание, проникшее к хазарам из Крыма и из Малой Азии через Кавказ. Среди широких же масс населения Хазарии оставались распространенными не только иудейская вера, но и (в более широких размерах) магометанство, а также христианство и язычество. Арабские писатели Масуди, живший в первой половине X века, и Ибн-Хаукаль сообщают, что «в городе Итиле было 7 судей, двое из них - для мусульман, двое, которые судят по закону Торы (т. е. иудейскому), - для хазар; еще двое, которые судят по закону инджиля (евангелия), - для тамошних христиан, и, наконец, один - для славян, русов и других язычников - он судит по закону язычества или по закон разума».

Это еще раз свидетельствует о том, что население Хазарии было неоднородно по своему составу.

Наряду с исконным населением южнорусских степей, в Хазарии обитали множество пришельцев ив Средней Азии, Кавказа, Ирана, потомки еврейских беженцев - изгнанников из Византии. На территории Хазарии, как сказано, жили и славянские племена. Это подтверждает и арабский писатель Масуди. Он говорит, что берега реки Танаиса (Дона), «Которая приходит с севера, обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами, углубленными в северных краях». На пребывание славян в Хазарии указывает и славянское происхождение названий рек в бассейне Среднего Дона и Донца. Есть сведения, что славяне обитали и в самой столице Хазарии, проживая в одной из двух половин города Итиля.

Влияние Руси на хазар и ее удельный вес в жизни Хазарского государства были большими, нежели это обычно себе представляют. И хотя господствующим народом здесь являлись не русские, а хазары, все же хазарская держава была русской в большей степени, чем это может показаться на первый взгляд.

Покойный академик Н. Я. Марр указывал, что свидетельство армянского историка Моисея Утийца (Каланкатваци) о племени рос «косвенно может давать нам указание на наличие в составе хазарского объединения не библейских, а реальных росов, т. е. уже восточных славян» (Моисей Утийц (X век) называет хазар «росмасохами», что указывает на высокий удельный вес росов в жизни Хазарии ). Он же, приводя слова арабского писателя Ал-Бекри о наличии у хазар славянского языка, писал, что «история хазар есть часть древней истории Руси в состоянии особого с ней сплетения» (Н. Я. Мaрp. - По поводу русского слова «сало» в армянском описании хазарской трапезы. Тексты и разыскания по кавказской филологии, т. I, также - Избранные работы, т. V, М.-Л., 1937 ).

В X веке (не позже 976 г.) еврейский сановник при дворе испанских халифов Хасдая-Ибн-Шафрута просил хазарского царя Иосифа сообщить ему о действительном существовании в Хазарии еврейского царства - «дабы я знал начало и основание дела, как попал Израиль в эту местность». В своем ответном письме царь Иосиф так описал Хазарское государство:

«Что касается твоего вопроса о протяжении нашей страны и ее длине, то она расположена подле реки, примыкающей к Гурканскому (Каспийскому - Б. Л.) морю на восток на протяжении 4 месяцев пути. Подле (этой) реки расположены весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве, они живут в селах и городах и в укрепленные городах.

Их девять народов которые не поддаются распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Гургана. Все живущие по берегу этого моря на протяжении одного месяца пути платят мне дань.

С южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до Баб-ал-Абваба (Дербента - Б. Л.). Они проживают на горах. Все жители страны Баса и Танат (под басами некоторые ученые понимают осетинское племя басиян, а под Танатом - страну по Нижнему Дону - Б. Л.) до (самого) моря Кустантинии (Черное море - Б. Л.), на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по берегу моря Кустантинии. Оттуда граница поворачивает к северу до большой реки по имени Юз-Г (может быть, р. Днепр, по старинному турецкому обозначению Иоза - Б. Л.)

Они живут (здесь) в открытых местностях, не защищенных стенами и переходят во всей степи, доходя до границы (страны) Хин-Диим (под страной Хин-Диим, а в других редакциях Х-г-риим, некоторые ученые понимают страну угров, т е венгров - Б. Л.) Они многочисленные, как песок, который на берегу моря, и платят мне дань. Страна их простирается на протяжении 4 месяцев пути. Я (сам) живу у входа в реку (т. е. в устье р. Итиль, или Волги) и не пускаю руссов, прибывающих на кораблях, проникать к нам. Точно так же я не пускаю всех врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну. Я веду с ними упорную войну. Если бы я их оставил (в покое), они уничтожили бы всю страну измаильтян (мусульман - Б. Л.) до Багдада…

Страна (наша) не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть (также) в ней у нас много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из рек У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. Я еще сообщу пределы моей страны. В восточную сторону она простирается на 20 фарсахов (Величина фарсаха - примерно 5-6 километров ) пути, до моря Гурганского, в южную сторону на 30 фарсахов пути и в западную сторону на 30 фарсахов пути. Я живу внутри острова. В северную сторону она простирается на 30 фарсахов пути (и имеет здесь) много рек и источников» (Цит. по работе П. К. Коковцева - Еврейско-хазарская переписка в X веке, М. ).

По этому письму хазарского царя мы можем судить, что собой представляли Хазария, ее географическое положение, природные богатства, каковы были-размеры территории этой страны и сколько в ней обитало племен и народов.

"Однажды, остановившись на берегу коричневого от торфа лесного озерка, князь Святослав сказал:

Больше всего я воду люблю. Чтобы было много воды, без конца и без края. В Днепре воды много. В Оке, реке вятичей, тоже. Но та вода бегучая, неласковая. Здесь вода стоячая, спокойная, но темная как ночь. До теплого моря хочу дойти, до синей воды, где плавали ладьи Олега Вещего и отца моего Игоря Старого. Но не гостем мимоезжим хочу побывать на море, а стать на его берегу крепко…".

Слова историка и писателя Вадима Каргалова бьют точно в цель. Не гостем хотел быть Святослав на Черном море, но хозяином его. Черное море было нужно его будущей империи, как затем стало оно нужно России, когда при Екатерине II Россия стала на его берегах твердо.

Первым на пути Святослава был Хазарский каганат!

Вот что пишет по этому поводу Каргалов:

"О том, что пора сбить хазарский замок с волжских ворот торговли с Востоком, говорили уже давно. И не только в свободе торговли было дело. Великие движение киевских князей на дальние окраины славянских земель замедлилось, споткнувшись на вятичском пороге. Вятичи населявшие лесистое междуречье Оки и Волги, продолжали платить дань харазам, и, чтобы поставить их под власть Киева, необходимо было скинуть с них хазарское ярмо. Дорога в вятичскую землю пролегала через хазарскую столицу Итиль….".

Хазария уже не была так сильна как когда-то. Времена её величия канули в прошлое безвозвратно. Это государство было поражено раковой опухолью, что свела его в могилу.

Каргалов четко определил причины этой опухоли.

"Хазария не создавала богатство, а лишь присваивала чужое, не ею сделанное. Хазары кормились и одевались за счет других народов, изнуряя их данями и разбойничьими набегами. В городе Итиле пресекались торговые пути, но самим хазарам было нечего предложить иноземным купцам, кроме рабов да белужьего клея. На рынках Итиля продавались булгарские соболя, русские бобры и лисицы, мордовский мед, хорезмские ткани, персидская посуда и оружие. Из рук в руки переходили серебряные монеты с непонятными хазарам надписями. Чужое, все чужое…".

А вот Киевской Руси было, что предложить на рынках Востока, но для этого им нужно было обеспечить себе на этих рынках господствующее положение! Корпорации вооруженных купцов мечом пробивали пути своим торговым караванам! Ибо Русь распухла от товаров и ей нужны были рынки сбыта. Вот именно за них и велась та вой на!

"Что же касается до русских купцов, а они - вид славян, то они вывозят бобровый мех и мех чернобурой лисицы и мечи из самых отдаленных частей страны Славян к Румскому [Черному называвшемуся тогда и Русским] морю….." ("Книга путей и государств" арабского путешественника Ибн-Хордадбега).

"До столицы Хазарии могли добираться и купцы из отдельных племенных союзов, выгодно расположенных на путях, ведших к Нижней Волге. Славяне (вятичи и другие) были полноправными контрагентами хазар в самой их столице. О руссах же, то есть о представителях Киевской державы, говориться, что они уходили на юг, далеко за пределы Хазарии, преодолевая Каспийское море длиною в 500 фарсангов". (Цит. по книге Б.А. Рыбакова "Рождение Руси". М.: 2004. - С.22.).

Но это путешествие русских купцов самый центр мусульманского мира - Багдад!

Одной из причин похода Святослава на Хазарию явилось стремление ликвидировать обременительное хазарское посредничество в восточной торговле русов, существенно снижавшее доходы купцов и тесно связанной с ними феодальной верхушки Киевской Руси.

Хазария давно утратила свое единство. Ибо в "городе Итиле жили мусульмане, иудеи, христиане, язычники, неизвестно какой веры и какого племени пришельцы из дальних стран, привлеченные обманчивым блеском богатства…".

В своей победе над Хазарией Святослав не сомневался. Из Киева он выступил с войском на Оку. Первым делом он освободил вятичей от власти хазар. А затем приступил к большим завоеваниям.

Но, все вышесказанное о Харарии, совсем не означает, что если каганат переживал в тот момент свои далеко не лучшие дни, то разгромить его было таким уж легким и простым делом. Ничего подобного.

В военном отношении каганат в то время - это сильная армия и мощные крепости, построенные им византийцами! И армию стоило разбить, а крепости взять! И потому Святослав временно привлек для союза против хазар племена печенегов. На этот раз князь киевский пользовался правилом - разделяй, чтобы властвовать! Также Святослав привлек в союзники против каганата племена гузов.

Завоевательные походы Святослава начались в 964 году, когда пришел князь с дружиной на Оку и на Волгу и спросил вятичей:

"Кому дань даете?".

Они ответили: "Дань даем хазарам".

А Святослав сказал: "Нет более дани хазарской на вас! Теперь дань станете давать мне. А от дани хазарской поганой я вас освобожу!"

В летописи сказано, что в 965 году "Иде Святослав на козары, а козары выступили противу с князем своим Каганом и собрались биться….".

Хотя каган это титул верховного правителя каганата, равный практическим императорскому. И в то время каган был только номинальным правителем каганата, его божественным покровителем. Но реальная власть была сосредоточена в руках царя, что был главой светской администрации.

Царь возглавлял армию каганата в походе, а самого кагана выводили в бой только в случае большой опасности как символ того, что боги с воинами каганата. Это внушало войскам дополнительную храбрость.

С.А. Чарный в своем исследовании "Восточный поход князя Святослава" (http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm) говорит:

"Наиболее вероятный маршрут похода 965 года таков: выйдя из Киева, Святослав прибил в "землю вятичей". Построив здесь ладьи, русы спустились по Дону, подчинив себе ассов (или заключили с ними военный союз). У Саркела они разгромили хазарскую армию во главе с каганом, после чего выйдя в Азовское море, подчинили себе Тьмутаракань, зихов и Восточную Таврику. Таким образом, под контроль киевского князя перешел важный отрезок пути "из славян в хазары"…В это же время с востока на каганат обрушились гузы…. Нет ничего невероятного в том, что гузы, грабившие Хазарию еще в 4-е годы X века, воспользовались разгромом хазарской армии под Саркелом и попытались разграбить богатые хазарские земли Поволжья. Однако, они были отогнаны хорезмийцами, призванными на помощь хазарами".

Но долгое время считалась, что основная битва между хазарами и руссами состоялась под стенами Итиля. Чарный же толкует про большую битву под Саркелом! Но хазары шли в бой, имея в армии, не только царя, но и самого кагана, как и отмечено во многих источниках.

Но Чарный отвечает и на этот вопрос:

"А.В. Гадло считает, что решительная битва состоялась у Итиля, поскольку армию возглавлял каган, что происходило только в случае крайней опасности, когда враг подходил к столице. Но Ибн Хаукал, на которого ссылается А.Б. Гвидо, говорит лишь о том, что когда хазары воюют с "язычниками", они выводят кагана, и язычники поклоняются ему и не воюют с ними, то есть данный обряд не был привязан к определенному месту. Следовательно, хазары могли встретить противника во главе с каганом в любом месте, подальше от столицы, чтобы не подвергать разорению земли собственно Хазарии".

Может Чарный и прав, но я бы хотел пока остановиться на старой версии, что основная битва была у стен именно Итиля.

Царь Хазарии Иосиф двинулся на встречу врагу И большая битва произошла под стенами Итиля. Царь Иосиф был иудеем, но, как и многие другие люди в то время на Востоке лучшими воинами считал арабов. Свою армию именно по арабскому образцу. Такие сведения сообщает Каргалов.

Первая линия - "утро псового лая". В эту линию царь Иосиф поставил легкоконных лучников кара-хазар (черных хазар) - быстрых наездников, пастухов и табунщиков. Кара-хазары не носили доспехов, чтобы не стеснять движений, и были вооружены луками и дротиками.

Вторая линия - "день помощи". Здесь у царя Иосифа стояли белые хазары - рослые, плечистые, гордые прошлыми боевыми заслугами и почетным правом служить Кагану в отборной панцирной (тяжелой) коннице.

Но если и "день помощи" не сокрушал врага, то вся конница расходилась в стороны и пропускала вперед третью линию - "Вечер потрясения" состоял из пеших ратников что были прикрыты большими щитами и длинными копьями.

Позади всех этих линий ждала своего часа последняя боевая линия, которую арабы называли "знамя пророка", а хазары - "солнце кагана". Здесь собиралась наемная гвардия мусульман-арсиев. Арсиев берегли. Они вступали в бой только при крайней необходимости. Арсии безжалостно вырубали дамасскими мечами и бегущих врагов, и своих же воинов, если те, дрогнув, начинали отступать.

Чтобы победить в такой битве, необходимо было обладать громадными военными талантами, и Святослав ими обладал!

Святослав практически возродил боевую тактику фиванского полководца Эпаминонда и Филиппа II Македонского. Он создал русскую боевую фалангу!

Ставка делалась, как уже было сказано, не на конницу, а на пешие полки! Русские пешие полки вытягивались клином на острие которого были закованные в прочные кольчуги богатырского роста воины с боевыми секирами. Живот, бедра и даже голени воинов были обтянуты мелкой кольчужной сеткой, непроницаемой для стрел. Руки в железных рукавицах, сжимавшие страшные топоры, также не боялись прицельных выстрелов метких конных лучников. А вправо и влево от дружины богатырей-секироносцев шли сплошные линии длинных красных щитов, которые прикрывали пеших руссов почти целиком. Над щитами поблескивали копья.

Фланги пешей фаланги надежно прикрывались кавалерией. Так сделали римляне в знаменитой битве при Каннах. Фланги при таком построении были весьма и весьма уязвимы и потому прикрывались. То есть кавалерия в этом случае исполняла роль второстепенных войск - своеобразной группы поддержки.

Боевой строй Святослава легко, словно нож масло разрезал знаменитое построение арабов и быстро свершил разгром врага при минимальных потерях со своей стороны.


В 965 киевский князь Святослав Игоревич разгромив основные силы царя Иосифа в большом генеральном сражении, и нанес сокрушительный удар каганату. Далее он захватил и разорил главные его города: Итиль, Семендер, Самкерц (Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа. В результате все торговые связи каганата были нарушены и он утратил какое-либо политическое и экономическое значение.

Многие историки, считают, что это было не успехом, а главным стратегическим просчетом Святослава! Дело в том, что уничтожение ослабевшей Хазарии привело в будущем к тому, что на пустое место разрушенного каганата хлынули орды новых кочевников из Азии. То есть Святослав сам разрушил имевшийся естественный щит Руси с Востока! В конце 960-х - 970-х оставшиеся хазарские владения беспрепятственно опустошали гузы. В конце 970-х - начале 980-х хазарам пришлось признать зависимость от Хорезма и принять мусульманство.

Может быть, нужно было конечно разбить хазарское войско в большом генеральном сражении, но ломать все государство не стоило? Наоборот! Опытный политик бы сохранил каганат, как вассальное, буферное государство, и даже помог ему войсками! Тогда новые кочевники половцы (кипчаки) надолго бы увязли в войне с Хазарским каганатом, и Русь еще лет 100–150 могла бы жить спокойно.

Все это так. Все логично, но есть одно большое НО! Святослав не собирался уступать эти земли никому. Они были первым приобретением его империи! И совсем не его вина, что эти планы никогда не осуществились.

Хазарский поход князя Святослава ничем не напоминал прежние дерзкие рейды за добычей и пленниками. Святослав подбирался к границам Хазарии исподволь, закрепляя каждый пройденный шаг, собирая союзников. Грозное имя русского князя звучало осенью 965 года на многих языках, его произносили с тревогой и ненавистью, с восхищением и надеждой.

"Князь Святослав казался живым воплощением могучей силы,

которая разнесла вдребезги обветшавшее здание Хазарского каганата.

Вожди кочевых племен и наместники земледельческих областей, стратиги

византийских фем и императорские сановники, мусульманские визири и

прославленные полководцы арабского халифата ловили слухи о князе Святославе, подсылали соглядатаев, составляли про запас хитроумные посольские речи, готовили караваны с богатыми дарами на случай мира и войско на случай войны. Но больше всего их интересовал сам русский князь, неожиданно вознесшийся на вершину воинской славы".

Итак, подведем итоги. Князь Святослав сокрушил каганат и занял его города. Итиль - это ключ к Каспийскому морю и великий Волжский торговый путь! Самкерц - это контроль Босфора Киммерийского, это выход из Черного в Азовское море!

Кстати, долгое время в Самкерце существовал затем русский город и княжество Тмутаракань. Вот что о нем говорит писатель Ладинский в романе "Анна Ярославна - королева Франции":

"Тмутаракань, таинственный город, лежала в далеком краю русской земли, у подножия кавказских гор. Удобное сообщение по морю связывало его с Херсонесом и Константинополем и весьма благоприятствовало торговле. В этом разноплеменном поселении обитали русские и греки, восточные купцы и хазары; сюда стекались беспокойные люди и беглые рабы; здесь рекой лилось доступное всякому вино, потому что на холмах, со всех сторон, обступивших город, росли тучные виноградные лозы; на улицах часто слышалась греческая речь, и на базарах продавались странные для северян южные плоды - дыни, финики и рожки" (Цит. по книге Ант. Ладинского "Когда пал Херсонес. Анна Ярославна - королева Франции". Киев. Молодь. 1987. - С.245.).

Это ли не подтверждение того, какое важное значение имел этот город для будущей империи?

Также, как уже было упомянуто выше, Святослав захватил хазарские города Семендер и Саркел, в котором он основал русскую Белую Вежу. Вот как про это сообщает Лев Гумилев:

"Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и его окрестностях было четыре тысячи виноградников. Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. Уже по дороге он взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цымлянской. Саркел был построен византийцами в период дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли". (Цит. по книге Льва Гумилева "От Руси к России". М.: АСТ. 2002. - С.53.).

Нет. Стратег Херсонеса ему помешать бы не смог. Но атака на Херсонес это фактически объявление войны Византии. И императоры сильно дорожили этим городом, ибо давал он им громадные выгоды.

Но флот императоров подошел бы к городу не скоро, а лишь после того как он попал в руки князя киевского! Но Святослав сразу на Херсонес не ударил! Он отложил войну с Византией на время. И связано сие было с приездом в Киев посланца византийского императора известного дипломата патрикия Калокира.

Империя начала формироваться и первые шаги были сделаны. Вадим Каргалов в своем романе "Святослав" подчеркнул, что Святослав не простой стяжатель военной добычи, но предводитель войска державы великой!

"Бросок на Хазарию был лишь началом единого сабельного взмаха, который прочертит на карте Восточной Европы широкий полукруг от Каспия до Дуная. Князь Святослав мыслил иными масштабами, чем предводитель хвалынского похода Свенельд или его отец Игорь Старый, мечты которого не простирались дальше военной добычи, даров византийского императора и выгодного торгового договора. Не о сиюминутной выгоде думал Святослав, остановивший войско на полдороге беззащитной Таврики, но о будущих великих походах. Время воевать с византийским императором еще не пришло. Недавние завоевания требовали закрепления".

Насчет Святослава Каргалов совершенно прав. Именно так он и мыслил. Сразу два больших куска Хазарию и Византию он бы проглотить не смог. Не согласен я с ним по поводу князя Игоря. Мечты его протирались гораздо дальше, военной добычи и выгодных торговых договоров! Но Игорь был реалистом и также понимал, что время для сокрушения империи еще не пришло!


Этапы формирования Империи Русь: Первый

Поход Святослава 964–965 года привел к сокрушению Хазарского каганата. И торговый путь из "славян в хазары" перешел под контроль великого князя Киевского.

Контролируя Волжский торговый путь Святослав ставил под свой контроль и Волжскую Булгарию, что при таком политическом раскладе могла превратиться в вассальное от Киевской Руси государство. Тогда именно так все и произошло. Ибо Святославу ничего не стоило отправить свое войско к стенам Булгара и захватить его!

Взятие крепостей Саркел (Белая Вежа) и Самкерц (Тмутаракань) давали возможность установления контроля над путями в Азовское и Черное моря. Да и печенегов Русь стала охватывать кольцом.

Первый этап больших завоеваний был успешно пройден. Империя Русь стала формироваться.

Расцвет и падение Хазарского каганата

1. По мнению многих историков, главным источником могущества Хазарского каганата была посредническая торговля. Согласны ли вы с таким утверждением? Ответ обоснуйте.

Я согласна с этим выражением, потому что Хазария находилась на перекрёстке торговых путей.

2. Завершите предложения.

Хазарам подчинялись племена аланы, гунны и болгары, славянские племена.

В каганате шёл массовый переход от кочевого скотоводства к земледельческому - осёдлому.

Титул "каган" был равнозначен титулу Князь

К числу крупнейших городов Хазарии относились Итиль, Самандар, Атиль, Саркел.

3. Составьте план рассказа о путешествии русских купцов в Таматарху.

1) Путь в Таматарху
2) Зарубежный товар
3) Торговля
4) Удачный день
5) Отъезд

4. Какие религии исповедовались в Хазарском каганате?

Правящей верхушкой - Иудаизм
Большинством оседлого населения - Ислам и христианство
Подвластными каганату кочевникам - языческая вера.

5. Отметьте верные утверждения знаком +

Племена, входившие в состав Хазарского каганата, полностью утратили самостоятельность
- Степные "империи" были непрочными образованиями и быстро распадались после первых крупных поражений.
+ Хазары держали в подчинении "союзные" племена с помощью наёмной армии, которая содержалась на средства, полученные от контроля над торговыми путями.

6. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Государство, созданное хазарами. Ответ: Каганат
5. Славяне называли их обрами. Ответ: Авары
8. Племена, разгромившие Боспорское царство. Ответ: Гунны
9. "Бич божий". Ответ: Аттила
11. Повозка, служившая жильём. Ответ: Кибитка
12. Восточная Римская империя. Ответ: Византия

По вертикали:

1. Один из народов Северного Кавказа. Ответ: Аланы
2. Народ, считавший своей столицей город Итиль. Ответ: Хазары
3. Название Гермонассы в IX в. Ответ: Таматарха
6. Государство на Северо-Западном Кавказе, существовавшее в V - X вв. Ответ: Булгария.
7. Государственная религия Хазарии. Ответ: Иудаизм
10. Сражение. Ответ: Битва

7. Вставьте пропущенные слова.

Кочевые племена периодически вторгались в пределы Хазарии . Сначала из-под контроля хазар вышли степи Северного Причерноморья . Сокрушительный удар по Хазарскому каганату был нанесен киевским князем Святославом Игоревичем . Еще больший урон нанесли каганату печенеги . К концу X века каганат перестал существовать.

8. Решите кроссворд "наоборот", то есть составьте задания к уже заполненному кроссворду.

1. Античный город в Северном Причерноморье.
2. Отрасль хозяйства
3. Племена, которые подчинялись хазарам.
4. Единица монгольского войска.
5. Название восточнославянского племенного объединения.
6. Одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в VII в. Основан на вере в единого бога - Аллаха.
7. Денежный сбор
8. Лёгкая постройка накрытая тканью.
9. Племена которые кочевали.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...