Социология. Предмет и объект социологии

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.

Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.

Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.

Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.

Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.

  1. Позитивизм и натурализм.
  2. Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.

Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.

В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:

  • Политическая социология,
  • Меры социального порядка, семьи и общества,
  • Изучение людских ресурсов,
  • Образование,
  • Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
  • Государственная политика,
  • Демографический анализ.

Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.

В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек» выступает в качестве философской категории, так как оно имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.



В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

Способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

Объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

Способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;



Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;

Убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

Экстраверсия – интроверсия,

Абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

Эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homosociologicus:

Homofaber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

Homoconsumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

Homouniversalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

Homosoveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

Фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

Гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

Идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

Базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.

Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).

Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.

Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.

В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.

Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).

Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.

Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).

Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.

в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.

Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.

Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.

В социальной среде происходят:

Внутренне личные процессы (например, самообразование);

Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).

Процесс внутри группы (например процессы организации);

Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);

Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);

Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).

Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.

Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).

Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:

Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);

Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);

Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);

Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);

По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);

Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).

Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.

По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).

Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).

Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.

На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.

Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:

- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);

Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);

- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);

- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).

Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.

Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.

Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.

В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):

Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;

Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);

Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.

Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации

М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).

Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).

Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:

во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;

во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Человек выступает объектом и субъектом социализации.

Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.

Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.

Принципиально иную теорию развилКарл Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Положив в основание своей теории принцип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под "материальным фактором" развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собственности.

Материальные силы, господствующие в обществе, определяют "духовную" надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные об­щественные институ­ты. Между тем динамическая картина общественного развития детер­мини­руется не только научно-техническим, экономическим и социаль­но-политическим прогрессом общества, но и специфическим "располо­жением" общественных классов, то есть больших групп людей, имею­щих свое особое отношение к средствам производства, собственности и политиче­ским институтам.

Общественное развитие, складывающееся как результирующая экономического про­гресса и соответствующего ему развития классо­вых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тоталитарный кризис, охватывающий все инсти­туты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представляет со­бой двигатель истории. При этом один из об­щественных классов ускоряет при­ход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс вводит понятие формаций

Общественно-экономическая формация , (или строй) - это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства социума, для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.



По Марксу, человечество прошло несколько общественно-экономических формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а последняя - коммунистическая - должна наступить в будущем и является окончательной.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.



Маркс рассматривал человеческую историю как историю борь­бы между собой больших общественных групп

Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в ис­тории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и асе производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Полити­ческая власть, в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращается в господствующий класс и в ка­честве господствующего класса силой упраздняет старые производ­ственные отношения, то вместе с этими производственными отно­шениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще А тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями при­ходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является главной целью.

7. Субъективный метод и психологическое направление
в социологии России конца XIX в.

Субъективистская парадигма фокусирует исследования на том, что и как делают люди. Здесь общество рассматривается с точки зрения взаимодействия социальных групп, каждая из которых обладает особыми ценностями, установками, привычками и статусами.

Она опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее:

1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;

2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;

3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.

Субъективная социология сформировалась в юнце 60-х - начале 70-х гг. XIX века и изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, их вэгпяды разделял С.Н. Южаков, не будучи народником.

Субъективная социология принципиально разграни­чивала естественнонаучные и социологические знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно субъективной социологии, личность, а не группа, класс, есть основная ""единица" общественной структуры, равно как и исторического развития. Субъективные помыслы и цели личности оп­ределяют ее социальную деятельность. Изучение лич­ности осуществляется социологом по принципу "сопе­реживания", "когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Кроме того, субъективная социология включала в себя этический аспект - оцен­ку исследователем социальных фактов с точки зрения своего общественного идеала, нравственных позиций.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию та­кие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъек­тивная точка зрения". "В социологии и исто­рии, - писал Лавров, ­есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объ­ек­тивны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до опреде­ленного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по при­чине субъ­ективной негодности общества понять вопрос и дать на не­го ответ"

Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять учас­тие в общественной жизни, у историков не было необ­ходимости осмы­слить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хо­тя в летопи­сях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.

Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лав­ров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в ис­тории продукты обще­ственного творчества лич­ности ввиду их блага, и поэтому личность все­гда имеет право и обя­занность стремиться изменить существующие формы сообразно сво­им нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основ­ным требованиям этики свои представления о про­грессе), вырабаты­вая обще­ственную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе".

Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес явля­ется самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тог­да, когда интересы большинства совпадают в своих общественных иде­алах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опира­ясь на это теоретиче­ское положение, Лавров обосновывает органичес­кую связь социологии с социализмом. Социа­лизм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет ин­тересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разгра­ничения государств, нацио­нальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат совре­менного процесса экономической жизни.

Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизглади­мая разница между отно­шениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Ми­хайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяго­теющими к из­вестной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и суще­ственно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общес­твенные явления оценивать иначе как субъективно... высший конт­роль должен принадлежать тут субъективному методу". Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - ка­ковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михай­лов­ский от­верг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимо­сти спасения индивида от разрушительного воздейст­вия социального контроля. По его мнению, между индивидом и общес­твом происходит непрекращающаяся война, свидетель­ством тому яв­ляет­ся история России. Обратив внимание на то, какое влияние на соци­альное по­ведение ока­зывают подражание, внушение, престиж, Михай­ловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.


Структурно-функциональный метод - это подход в описании и объяснении систем, при которому исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках единого целого; отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержке и изменении социальной системы.

В основе структурно-функционально го анализа лежит идея социального порядка, вкотором над конфликтом до­минирует согласие (консенсус). Для структурно-функцио­нальной теории характерно сознательное стремление по­строить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фак­тов реальной действительности.

Каждый элемент этой структуры выполняет определенные функции, которые удовлетворяют нужды системы. Сущность метода состоит в разделении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и в определении присущих им специфических функций (ролей), направленных на удовлетворение соответствующих нужд системы управления персоналом с учетом целостности последней и ее взаимодействия с внешней средой.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается «действие», а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на «общепринятые» образа поведения. Нормы объединены в институты, которые имеют структуру и владеют функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа составляется в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям.

Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов системы, единства институтов власти, соответствия их действия (функционирование) потребностям субъектов, выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к среде, которая меняется.

Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.


Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.

Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.

Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.

Азы социологии

Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.


Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.

Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.

Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.

Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.

Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...