Тайнинское благовещенская церковь. Церковь благовещения в тайнинском. Церковные праздники и традиции

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском - православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии. Храм расположен на высоком берегу реки Яузы в селе Тайнинском, входящем в черту современного города Мытищи.

История

Первые упоминания о деревянной церкви при государевом путевом дворце на дороге к Троице-Сергиеву монастырю относятся к 1628 году.

В 1675 году по указу царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1677 году. Церковь входила в состав дворцового комплекса путевого дворца. Подобные храмы были построены в других путевых резиденциях царя, Котельниках (по дороге в Коломну) и Алексеевском (также на пути в Троице-Сергиев монастырь).

В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел свв. Захарии и Елисаветы

В 1812 году храм был разграблен французскими войсками.

В 1882 году на средства благотворителей был устроен новый придел - в честь св. пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной.

В 1929 году храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.

В сентябре 1989 года храм возвращён церкви и открыт для богослужений.

Архитектура

Храм, сохранивший свое устройство до нашего времени, состоит из трапезной с хорами, четверика и алтарной части. Алтарная часть состоит из трех апсид. Храм имеет пять глав - одну большую и четыре маленькие. Одной из главных достопримечательностей храма является его крыльцо, не имеющее аналогов в древнерусском каменном зодчестве: от его центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», расходятся две симметричные лестницы на верхние площадки перед входами на хоры. Над верхними площадками возвышаются кирпичные шатры. Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные после современной реставрации. Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений еще до революции обратили на себя внимание специалистов и любителей русского искусства.

Село Тайнинское впервые упоминается в духовной грамоте удельного князя Владимира Андреевича Храброго (Донского) в 1401 году. При Иоанне Грозном здесь были выстроены хоромы, которые он посещал по случаю торжеств или в сложные периоды своей жизни. После кончины любимой супруги Анастасии он сделался особенно жестоким и часто с толпою опричников приезжая в Тайнинское, безжалостно карал своих врагов. Наведывался в Тайнинский дворец и Борис Годунов, сумевший взять власть в свои руки вскоре после смерти Иоанна Грозного. Он устраивал здесь обеды для своих приближенных. В январе 1599 года по приказу Годунова в Тайнинском встречали семейство сибирского хана Кучума, чтобы затем препроводить в Москву. После внезапной кончины Бориса Годунова, 18 июня 1605 года в село Тайнинское была доставлена бывшая царица Мария Нагая для свидания с Лжедмитрием I. Она искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком подле ее кареты. Спектакль удался, и это позволило Лжедмитрию I венчаться на царство. Но уже в мае следующего года самозванец был разоблачен и казнен. Новый авантюрист Лжедмитрий II, прозванный в народе вором, некоторое время располагал здесь свой стан. Особенно знаменитым село Тайнинское стало благодаря располагавшемуся в нем второму, после Алексеевского, царскому дворцу, построенному в XVII веке при Алексее Михайловиче Романове.



На месте слияния двух рек Яузы и Сукромки построили плотину, вода широко разлилась, а посредине образовался остров . Именно на нем и располагался царский дворец. Отправляясь на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, государи останавливались здесь на отдых. Особенно оживлялась жизнь в Тайнинском между 22 и 28 сентября (по старому стилю), когда царское семейство отправлялось на празднование дня преставления преподобного Сергия Радонежского, а затем возвращалось в Москву. В окрестностях Тайнинского царь часто устраивал соколиную охоту. После 1677 года жизнь в Тайнинском надолго затихла. Оно по-прежнему оставалось царской вотчиной, но Петр I уже мало интересовался им, облюбовав себе другое место. Однако царь продолжал заботиться о благосостоянии села, связанного с памятью его предков. Позднее Петр I передал Тайнинское своей любимой сестре Наталье Алексеевне, но она родовым имением не интересовалась, и старый дворец продолжал ветшать. После ее смерти село перешло к жене Петра I, а потом к наследнику престола Петру II, который подарил его своей тетке Елизавете Петровне. Так оно оказалось в руках будущей императрицы. Старый дворец сгорел в конце декабря 1727 года. После пожара осталась лишь «мыльня и купальня». Елизавета Петровна посещала село и хотела построить новый дворец, но средств на это не находилось. Лишь летом 1740 года начали строить хоромы. 14 февраля 1749 года последовал указ о постройке в Тайнинском нового дворца.



Дворец представлял собой прямоугольник, по краям высились две башенки, а в центре – более массивная башня-восьмерик. имел два больших крыльца и одно малое, был обит тесом и выкрашен в желтый цвет с белыми наличниками окон и черной крышей. В здании имелось два зала и шестнадцать комнат. На первом этаже находилось двенадцать комнат, каждая из которых была оклеена бумажными обоями определенного цвета и имела изразцовую печь. В соответствии с цветом обоев подбирался тон занавесок, скатертей, половых ковров и обивка мебели. На стенах комнат крепились медные подсвечники, зеркала в золоченных и черных рамах, образа. Из прихожей первого этажа винтовая лестница вела на второй этаж, где находились четыре комнаты и зал, стены и потолки которых были обиты выбеленным холстом. Из дворца крытый переход вел в «мыльню». Немного поодаль располагались здания для кухонь и погреб с чуланами. На территории дворца имелись беседки, круглые и маховые качели. Екатерина II, пришедшая к власти после смерти Елизаветы Петровны, также посещала Тайнинское, где любила отмечать свой день рождения. Она решила расширить дворцовый ансамбль, сделав его более удобным для отдыха. В 1763 году последовал указ о новых постройках при дворце. К концу лета следующего года рядом с Елизаветинским дворцом вырос двухэтажный кавалерский корпус, предназначенный для размещения царской свиты. Стены его были выкрашены в яркий цвет охры, а крыша в красный цвет. От него к дворцу вел деревянный переход. Весь дворцовый ансамбль был обнесен решетчатой изгородью с двумя воротами и выкрашен в зеленый, желтый и белый цвета.



Последнее посещение села Тайнинского Екатериной II было в 1767 году, после чего уже никто из членов императорской фамилии не навещал старинную родовую вотчину. В это время в селе Большие Мытищи началось строительство Московского водопровода, и комиссия по его устройству разместилась в предварительно отремонтированном дворце. После окончания строительства водопровода в 1787 году надобность в тайнинских постройках отпала, и они постепенно пришли в запустение. При этом Тайнинское получает двойное управление – его центральная часть и территория бывшего конюшенного двора остались в Дворцовом ведомстве, а управительский, житный и скотные дворы и село были переданы в Экономическое ведомство, и через несколько лет дворец из места увеселения и отдыха царей был превращен в канцелярию. В 1796 году Тайнинское вместе со своими землями императорской фамилии передали в Департамент уделов. В 1818 году дворец пришел в такую ветхость, что было предложено его разобрать, однако в 1824 году он неожиданно сгорел. Единственным памятником дворцового царского комплекса села Тайнинского, дошедшего до наших дней, является каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это жемчужина православной архитектуры не только мытищинской земли, но и всей России. В 1627 году в селе появился деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1675 году по указу Алексея Михайловича был заложен ныне существующий каменный.



Его освятили 9 сентября 1677 года, уже при царе Федоре Алексеевиче. Несколько старинных икон перешло в новый храм из стоящего здесь раньше деревянного. Благодаря стараниям вкладчиков и прихожан иконостас стал шестиярусным, с богатыми окладами. Главный образ Благовещения был в серебряной ризе, украшенной жемчугом. Исследователи отмечали, что красивый и обширный каменный храм похож более на соборный городской, чем на сельский приходской. Главным украшением храма является прекрасное, не имеющее себе равных крыльцо . Вплоть до конца XVIII века кресты храма были деревянными. Пол – дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел святых праведных Захарии и Елизаветы. В 1812 году храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и вновь освятили. В начале 20-х годов XIX века храм из царского становится приходским. В храме были поставлены деревянные съемные утепленные ставни, отгораживающие зимнюю часть храма от летней. В 1882 году на средства благотворителей был устроен новый придел – в честь святого пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Службы проводились поочередно в двух приделах – праведных Захарии и Елизаветы и пророка Илии. К началу XX века насчитывал уже семь ярусов. В 1929 году храм был закрыт. Подо что только не использовалось монолитное сооружение конца XVII века!



Сначала здесь размещался клуб, что было традиционно в первые годы существования Советского государства. Затем место клуба занял хлебный магазин. В 1935 году здание приспособили под общежитие рабочих Мытищинского машиностроительного завода. В тот «достославный» период кладбище при церкви было срыто, а на его месте устроили футбольное поле. Началась война. В 1941 году общежитие ликвидировали. При этом были выломаны все перекрытия, двери, оконные переплеты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено. Использование храма Благовещения для бытовых и государственных целей не прекращалось. В нем размещался мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские и другие предприятия. Лишь в 1989 году храм наконец был возвращен верующим и начал восстанавливаться. На примыкающей территории сохранились остатки старого кладбища, четыре современные хозяйственные постройки и сторожка. Первоначальная ограда утрачена. В восстановлении храма принимали участие люди разного возраста: от детского до преклонного, а вот настроение у всех было одинаково праздничное. Это был первый храм, открытый и переданный православной общине в городе Мытищи. В день Рождества Богородицы – 21 сентября 1990 года, после 60-летнего поругания и разорения, в храме была отслужена первая Божественная Литургия.


Фотографии храма за 1980 год



Сейчас при храме Благовещения Пресвятой Богородицы живет и действует православная община. Регулярно проводятся богослужения. По благословению бывшего настоятеля протоиерея Владимира Агрикова в храме возрождена древняя традиция народного церковного пения, что очень помогает прихожанам быть не гостями в храме, а активно участвовать в богослужении. В нижнем храме, освященном в честь Новомучеников и исповедников Российских совершается Таинство Крещения. Уже несколько лет при храме работает детская воскресная школа. Под руководством опытных преподавателей ребята осваивают азы православия, изучают основы церковного пения, рисуют, готовятся к праздникам, устраивают чаепития и экскурсии. После воскресной Божественной Литургии на хорах храма проводят беседы для взрослых. Готовят беседы сами прихожане. В это же время работает библиотека, где можно найти православные книги, аудио и видео диски. Неподалеку от храма стоит святому царю-мученику Николаю II, повторно созданный в 2000 году скульптором Вячеславом Клыковым. К сожалению, этот памятник облюбовали раскольники, приверженцы епископа Диомида (изверженного из сана в 2008 году), которые устраивают возле него так называемый «чин всенародного покаяния». Перед алтарем храма находится архимандрита Тихона Агрикова, в схиме Пантелеимона. Отец Тихон, преподаватель Московской Духовной академии и насельник Троице-Сергиевой Лавры, православный подвижник, прошедший всю войну и многие годы находившийся в затворе, известен как автор книг «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Лавры, «Матерь Света» и других...


Официальный сайт




Священнослужители храма

Протоиерей Владимир Агриков

Игумен Сергий Агриков

Священник Вячеслав Румянцев


Видео

Знакомство с протоиереем Владимиром Агриковым

Похороны архимандрита Тихона Агрикова

Благовещенский храм в Тайнинском



Протоиерей Владимир Агриков родился 19 октября 1938 года в поселке Трудфронт Искрянинского района Астраханской области в благочестивой семье рабочего Александра Петровича Агрикова. Впоследствии Александр Петрович был рукоположен во священника, служил в Белгородской области, а после смерти супруги принял монашество с именем Алексий и скончался в сане игумена. Мать будущего пастыря, Антонина Елеазаровна, постаралась дать сыну религиозное воспитание. Скончалась она сравнительно рано, в возрасте 43 лет. В детстве у Владимира были краткие, но на всю жизнь запомнившиеся встречи с правящим архиереем Астраханской епархии архиепископом Филиппом Ставицким (+1952), который предсказал мальчику, что тот будет священником. В 1954 году Владимир закончил 8 классов средней школы в поселке Трудфронт и отправился работать на Николо-Комаровский завод (Астраханская область). В 1957 году, исполняя благословение матери и Владыки Филиппа, он поступил в Московскую Духовную семинарию, а затем и в Академию, которую окончил в 1965 году со степенью кандидата богословия. Большое влияние на духовное возрастание молодого студента в те годы оказал его родной дядя – насельник, а впоследствии духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон Агриков (+2000). Жажда знаний побудила отца Владимира продолжить обучение в аспирантуре при Московской Духовной Академии. Годы учебы в Духовных школах, как говорит сам отец Владимир, прошли «на одном дыхании» и, несмотря на многие трудности, оставили в памяти самые лучшие и светлые воспоминания. В 1964 году Владимир архиепископом Тульским и Белевским Алексием Коноплевым (+1988) был рукоположен в сан диакона, а 14 января 1965 года епископом Саратовским и Волгоградским Пименом Хмелевским (+1993) был посвящен в пресвитерский сан. После окончания трехгодичной аспирантуры отец Владимир был направлен Учебным комитетом в Ярославскую епархию и определен на сельский приход в селе Вашка. В течение четверти века он ревностно нес нелегкое бремя священнического служения в Никольском храме села Вашка. В 1976 году отец Владимир был возведен в сан протоиерея. В 1993 году протоиерей Владимир перешел в Московскую епархию и назначен в штат Владимирского храма города Мытищи. 10 сентября 1997 года он был назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района. 1 октября 2009 года, по состоянию здоровья, отец Владимир был освобожден от послушания духовника Московской епархии, которое нес много лет. Является членом Богослужебной комиссии Московской епархии. Женат, имеет сына (игумен Сергий Агриков) и двух дочерей. Митрополит Александр Агриков – младший брат отца Владимира.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — , в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия . Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”» . Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного , а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Есть в Псково-Печерском монастыре . Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется ). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть ?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это . Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! говорил: «С ума сходят только умные люди».

Сегодня расскажем немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте города Мытищи.

Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.
С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой. Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.
Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.
Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.

Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

Сергей Воробьев.

В ДРЕВНЕЕ СЕЛО ТАЙНИНСКОЕ И ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского , находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи .

Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского , героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове:



На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный , а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III . С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.

С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II , а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского .

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой.

Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.

Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.


Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами. Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

Реставрационные работы начались в 1989 году.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...