Формирование гармонично развитой личности. Практические вопросы развития гармоничной личности

Баланс между внутренним и внешним – мир с самим собой – стремление каждого человека. Именно эти качества соответствуют определению «гармоничная личность», а также понятию «конгруэнтность».

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» не синонимичны. Личность, нашедшая гармонию, баланс, – это не обязательно гармонично развитая личность.

Второе понятие в каждой культуре и эпохе наполнено своим смыслом, но в общем можно сказать, что оно соответствует физической, нравственной, эстетической и интеллектуальной развитости индивида. Очевидно, что не каждый человек, обретший баланс, развит во всем одинаково. Создание условий гармоничного развития – цель воспитания.

История и значение

«Гармоничными» называют процессы или объекты, находящиеся в соответствии, согласии, создающие приятный эффект. Сам термин «гармония», происходящий от древнегреческих корней и имеющий дословный перевод «связь», «согласованность», сначала употреблялся только в музыке, а затем стал использоваться и в переносном значении – упорядоченности, согласованности в отношениях между любыми объектами.

Что такое гармония в жизни, как она проявляется в общении и в людях? В общем смысле, это согласованность внутреннего и внешнего. Гармоничная личность отличается равновесием в действиях и мыслях, их непротиворечивостью.

Обретение внутренней гармонии – процесс, сопряженный с раскрытием себя, с формированием особого взгляда на мир и людей. Следуя за А. Н. Леонтьевым, стоит признать существование противоречий, внутренней борьбы и у личностей, которых можно охарактеризовать как гармоничных, хотя здесь следует ремарка. А. Н. Леонтьев выделил два понятия:

  • Гармоническая личность.
  • Трагическая личность.

У гармонической личности случаются и моменты противоречивости, борьбы, однако они не захватывают её полностью, не перетягивают акцент на себя. Между тем у трагической личности внутренняя борьба становится единственным компонентом, определяющим все поведение человека.

Гармонический склад обычно формируется еще в детстве, когда ребенок не испытывает сильных стрессов. Психологическая травма ведет к дисгармонии и нарушениям в будущем.

Условия и пути

Гармоничное развитие – оптимальный путь не только для обретения гармонии, но и для раскрытия своего потенциала в полной мере. Но в каких условиях происходит формирование гармонично развитой личности, сложно ответить однозначно.

Для гармоничного развития необходимо обогащение разума и чувства, формирование . Воспитание гармонично развитой личности не должно зацикливаться ни на одной способности индивида, а скорее, охватывать весь его внутренний мир.

Во-первых, у человека уже должна быть сформирована способность к самоконтролю. Иначе он просто не сможет соотносить социальные требования со своими желаниями. Эта способность развивается через подкрепляющие действия (похвалу, награды) значимых взрослых. Подчинение внешним требованиям, умение смирить свои сиюминутные желания – необходимое условие развития.

Относительно самоконтроля можно привести результаты исследований Мишела, а именно известные маршмеллоу-тесты, которые в некотором роде позволили продвинуться в нашем понимании успеха и его критериев. Суть эксперимента заключалась в следующем: ребенка оставляли одного в комнате вместе с зефиркой или конфетой, попросив не есть её определенное количество времени за награду – удвоенную порцию сладости.

Исследователи наблюдали за тем, как ребенок справляется со своим желанием и как долго он способен держаться. В результате тестов те дети, что справлялись с ожиданием, вырастая, имели лучшее качество жизни.

Во-вторых, гармонично развитая личность не может сформироваться без обогащенной среды. Стимулирующим фактором для активности мыслей и чувств выступает разнообразие.

В-третьих, важна самостоятельность и осмысленность. Чем больше вызовов решает человек сам, тем быстрее он развивается и с большей увлеченностью устанавливает связи с миром. В этом случае у него формируется убежденность в том, что он сам несет ответственность за свою судьбу.

Мир в уме

Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:

1. Быть самим собой.

Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.

2. Научиться легко относиться к изменениям.

Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.

3. Отпускать плохое.

То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):

«Проблема имеет решение? – Решайте. — Проблема решения не имеет? — Это не проблема, это факт, который можно только принять и жить с ним».

4. Находить в каждом моменте уникальное.

Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.

В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.

5. Смеяться.

Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.

Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:

  • Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
  • Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
  • Рефлексия – анализ собственных мыслей.

Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.

Мыслители прошлого положили начало гуманистической модели, преобладающей теперь во всех развитых странах. Гармоничное развитие личности, включающее обретение внутренней свободы, стремление к самосовершенствованию и самореализации, является тем состоянием, к которому стоит стремиться для наиболее полной и счастливой жизни. Автор: Екатерина Волкова

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.

В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.

Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта — это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности — сложный процесс.

Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.

Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.

Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны — дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.

Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).

Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.

Прочитайте книгу . С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.

Одна из главных задач родителей — объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.

Прежде чем раскрыть содержание понятия "личность" обратимся к понятию "индивид". Согласно А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:

  • - неделимость, или целостность субъекта;
  • - наличие у него особенных - индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

В отечественной психологии выделяют самые общие характеристики индивида:

  • - целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
  • - устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
  • - активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус.
  • - социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления "поведенческих масок", выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия .

В дальнейшем индивид развивается и формируется личность . По мнению А. Н. Леонтьева, личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Также он считает, что личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А. Н. Леонтьеву, "Личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе" . Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения c другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Е. Е. Соколова определяет следующие критерии сформировавшейся личности:

  • - наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);
  • - способность к сознательному руководству собственным поведением;

это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

  • - система регуляции;
  • - система стимуляции;
  • - система стабилизации;
  • - система индикации .

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

В отечественной психологии личность характеризуется:

  • - активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
  • - направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
  • - глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
  • - степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  • - личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности: структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  • - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений

межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

Личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Еще С. Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" . Чем же личность отличается от индивидуальности? Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и тоже - это две стороны человека.

В Словаре изобразительного искусства гармония (греч. harmonia - "соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность"; от harmogo - "прилаживать, сочетать"; harmoge - "соединение, связка, переход"; лат. transitus - сравн. пластика) - эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Гармония, по Плотину, есть свойство идеального мира, непосредственно предшествующее красоте в мире чувственном. Добро заложено самим Творцом в природе гармонического. Это и есть консонанс (согласие). Зло, напротив, есть диссонанс (лат. dissonatia - "нестройно звучащее") самих по себе гармоничных элементов, поскольку зло противоречит Божественной природе. Следовательно, красота и есть гармония, проявляющая свою высшую, духовную природу в мире низменных материальных форм. Проявление гармонии в жизни вызывает два состояния души: симпатию (греч. sympathia - "сочувствие, сопереживание") и антипатию (греч. antipathia - "отталкивание, отторжение"). Искусству античной классики удалось соединить и то и другое в качестве, которое сами эллины называли эвритмией (греч. eurhythmia - "соритмичность, стройность, такт"). В художественной практике слово "гармония" используют в более узком значении. Так, в античной теории живописи греческое слово harmoge ("стык, соединение, связывание") означало прием устранения слишком резкого различия, контраста тонов, плавность, мягкость тональных переходов. В скульптуре - пластичность, связность отдельных частей формы (позднейшее латинское transitus). Аналогично развивалось учение о гармонии в архитектуре .

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

  • - согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие c людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;
  • - наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;
  • - оптимальная сбалансированность личности с окружающими ее средами - психической, телесной, социальной и природной .

Гармоничность личности - характеристика личности, которая определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями ("согласием с самим собой"), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др. .

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности процессом самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого, по возможности, разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед.

Важным элементом работы по гармонизации личностного развития является нравственно-эстетическое воспитание. "Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали" .

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

"Нравственное воспитание личности" - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко . Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание, по мнению Фромм Э. включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек .

Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и сотрудничества между подростками, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие. Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания .

Эстетическое воспитание предстает как целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в ходе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его .

Основные положения определения процесса эстетического воспитания: во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности и, наконец, это - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Таким образом, личность - это человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума; это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. В свою очередь, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности . Исходя из значения понятия гармонизация, по словарю Т. Ф. Ефремовой, это приведение в состояние гармонии внутренних и внешних проявлений в человеке. Соответственно гармонизация личности - это баланс внутреннего и внешнего проявленного состояния в человеке, включающий в себя умственные, физические, нравственные, эстетические и трудовые аспекты .

1

В статье рассматриваются теоретические основания концепции гармоничного развития личности. Понятие «гармония» характеризует предельное состояние отношений: природное – культурное (социальное); объективное – субъективное; социальное – индивидуальное. Проблема гармонизации в плане отношения «природного – социального» состоит в том, что возможны неблагоприятные для социализации сочетания врожденных свойств психодинамики. В отношении «объективное – субъективное» одна из важнейших проблем – теоретическое осмысление творческого потенциала формирующейся личности. В аспекте отношения «социальное – индивидуальное» гармоничное развитие предполагает достижение единства внешней стимуляции и внутренней мотивации. Понятие «гармоничное развитие личности» реализуется в представлениях о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. Существуют три основных варианта понимания ценности гармоничного развития: «успех», «общественная польза», «самореализация». Возможность и условия реализации гармоничного состояния определены характером связей природных и социальных свойств индивида. В статье формулируются методологические принципы гармонизирующей стратегии воспитания. В их числе: самоценность гармоничного развития, опора на психодинамические свойства индивида и его включенность в процесс становления собственной индивидуальности.

индивидуальность

субъектность

самореализация

гармоничное развитие

1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. - 224 с.

2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. / К. Лоренц. - М.: Прогресс,Универс, 1994. - 269 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе Реального и Идеального / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск: СибЮИ, 2001. - 160 с.

6. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке / В. М. Русалов // Биология в познании человека. - М.: Наука, 1990. - С. 109-125.

«Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Идеал гармоничного развития глубоко укоренен в европейской культуре и демонстрирует многообразие форм - от античной калокагатии до российского образа интеллигентного человека. «Гармония» соединяет идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека - способностью эстетического переживания. Объяснение красоты через категорию гармонии в антропологическом измерении отображает суть отношений чувств и разума человека. В самом общем значении гармония может быть представлена двумя основными вариантами состояний - согласованностью частей и их компенсаторностью. Дисгармония фиксирует состояние несоразмерности и декомпенсации.

Переходя с уровня «микрокосм - макрокосм» на бытийный уровень «человек - общество» гармония преобразуется в предельное состояние отношений: природного - культурного (социального); объективного - субъективного; социального - индивидуального. «Предельное состояние» означает, что в данных отношениях чаще реализуется проблемное противоречивое единство, а гармония существует как вектор возможных и желательных изменений.

В пространстве ценностных измерений «гармония» предстает в виде целей воспитания и выборе стратегий личностного развития. В современном мире меняется представление о целях и средствах гармоничного развития. Данные изменения, на наш взгляд, нуждаются в осмыслении.

В статье предпринята попытка рассмотреть проблему гармоничного развития в единстве методологического и аксиологического аспектов. Ставится задача выявить основные смыслы гармоничного развития, определить, в какие педагогические стратегии должно воплотиться знание о возможностях достижения гармонии личности.

Идеал гармоничного развития выражает гуманистическую систему ценностей. В рамках данной культурной матрицы смысл идеи гармоничного развития относительно постоянен в разные исторические периоды и подразумевает внутреннюю и внешнюю устойчивость, ясность, «симметрию»; соразмерность мира человека миру внешнему. Большей семантической определенности на этом уровне абстракции достичь не удается, о чем, в частности, свидетельствует опыт осмысления категории гармонии в теории эстетики. Обычно гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е. развитие всех основных - физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических - способностей личности. Судя по размешенным в интернете материалам и практическим предложениям, данное представление является господствующим в профессиональной среде педагогов-психологов.

В разных культурных контекстах идеалу гармоничного развития придавались своеобразные оттенки смысла в зависимости от ценностных оснований стремления к гармонии. Отчего, в свою очередь, зависит выбор конкретных целей и средств формирования гармоничной личности.

Логически возможны и фактически реализуются три основных варианта ценности гармоничного развития. Назовем эти ценности «успех», «общественная польза», «самореализация».

Первый вариант по сути своей прагматичен, т.к. гармоничное развитие представляется важной составляющей жизненного успеха. С позиции такого понимания актуальность проблемы гармоничного развития обусловлена ростом общественной потребности в конкурентоспособных личностях, поскольку динамичный и сложный мир предъявляет высокие требования к социальной адаптации индивида. Конкретные развивающие стратегии в этом случае строятся в зависимости от представлений субъектов воспитательного процесса о характере социального «заказа» и от амбиций «заказчиков», коими являются родители и воспитатели. Существует опасность, что данная идеология может породить завышенные притязания и обернуться перенапряжением физических и психических сил воспитуемого, что важно понимать, поскольку в современном российском обществе вариант «успех» пользуется особой популярностью.

Второй вариант: гармоничное развитие подчинено цели более «высокой», чем индивидуальное благополучие. Этой целью выступает общественное благо. В данном случае существует опасность невнимания к индивидуальным различиям при определении конкретных целей и методов воспитания. Данная концепция гармоничного развития исторически и логически связана с парадигмой социологизма. Последняя предполагает, что единая система воспитательных воздействий должна давать одинаковые результаты. И наоборот, общая конечная цель воспитания реализуема через единую педагогическую систему.

Третий вариант представляет собой воплощение идеи самореализации личности. В этом случае гармоничность понимается как максимально возможная реализация индивидуальных задатков. Данное представление смыкается с понятием о самоактуализации А. Маслоу . Оно реализуется в определении и осуществлении индивидуализирующего подхода к формированию личности.

Данная версия гармоничного развития в идеале является предпочтительной, однако и она имеет внутренние ограничения. Рассмотрим одно из них. Концепция самоактуализации, как известно, имеет практическое воплощение в субъектцентрированной педагогике и психотерапии. Ее важнейшим принципом является создание условий для формирования поведения, свободного от гнета внешних требований, ограничивающих творческие устремления личности. Данная ценностная установка, на наш взгляд, исходит из предположения, что в природе человека заложено естественное стремление к самореализации, которое не требует развития навыков подчинения своим собственным волениям. Другими словами, самореализация не требует развития способности к самоконтролю. Однако это предположение вряд ли обоснованно.

Гармония внутренних устремлений и внешних социальных требований не является предустановленной, но она есть необходимое условие для самореализации личности в социальной среде. В индивиде изначально нет мотивации на самоконтроль, на сдерживание своих телесных импульсов, биологических мотиваций, эмоций. К. Лоренц обосновал данный вывод в отношении агрессивного поведения человека . Самоограничение первоначально возникает в результате подкрепления мотивации одобрения со стороны старших - первый уровень развития морального суждения по Кольбергу. Прежде чем научиться самодисциплине и самоконтролю, индивид должен постичь науку подчинения внешним требованиям. Если нет этого умения, то и способность к самоконтролю оказывается несформированной.

Рассмотренные подходы к гармонизации личности могут вполне продуктивно сосуществовать. Но при условии, что отношения между разными педагогическими стратегиями будут осознаны. Если же процесс протекает стихийно, без должной рефлексии, то это может привести к непоследовательности и к тому, что из разных стратегий будут взяты не сильные, а их слабые стороны.

Положительным свойством варианта «самореализация» является установка на самоценность гармоничного развития, его субъектную значимость. Что отличает его от прагматичного подхода, в соответствии с которым детская игра, или какая-либо другая деятельность, рассматривается преимущественно в качестве средства формирования полезных социальных навыков. Ранний возраст - не просто база для дальнейшего роста способностей и характера. Детство есть, прежде всего, время жизни, время, которое человек помнит и считает своим самым ценным достоянием.

Стратегия самореализации утверждает субъектность как участие в создании собственной индивидуальности. Можно думать, что с момента своего появления мышление обладает таким качеством, как креативность. Она выражается не только в детском творчестве: языковом, изобразительном или игровом. Креативность проявляется в решении поведенческих задач, результаты которых, закрепляясь в привычках, создают неповторимый рисунок человеческой индивидуальности.

Разнородность влияний и требований внешней среды является стимулом когнитивной активности. В условиях противоречивых установок ребенок нередко вынужден решать поведенческие задачи. В процессе таких решений развиваются мыслительные способности, вырабатываются навыки саморегуляции, формируются черты характера. Однако конкретные механизмы данных процессов ускользают от анализа.

В современной науке утвердилось представление о человеческой индивидуальности как органической системе, что означает неоднозначность уровневых связей и относительную самостоятельность элементов . В методологическом плане онтология органической системы выражается в вероятностном характере прогнозов относительно личностного развития, сделанных на основе знания о природных задатках индивида. Эти принципиальные положения, однако, еще не вполне конкретизированы.

Важнейшей проблемой современного психологического знания продолжает оставаться характер связей психодинамических свойств и личностных качеств индивида. Психодинамика или темперамент считается ответственной за стилевые, т.е. формальные характеристики поведения. При этом далеко не всегда понятно, как сказываются эти характеристики на содержательной стороне поведения и на формировании характера или личности. (В данном контексте понятия «характер» и «личность» синонимичны).

Остается нерешенным вопрос о связи нейродинамических свойств и темперамента. В учении о темпераменте признается практически бесспорным, что темперамент является наследуемой характеристикой психики. Однако по определению темперамент проявляется во внешних чертах поведения человека, следовательно, в становлении темперамента значительную роль может играть научение, поскольку темперамент не сводится к простым рефлекторным формам реагирования. Механизм связи генотипа и фенотипа для свойств темперамента, видимо, до конца еще не ясен.

О недостаточности наших представлений, касающихся свойств темперамента и их системных отношений, косвенно свидетельствует различие списка черт детского и взрослого темпераментов, а главное - отсутствие обоснования данных различий. Еще не так давно господствовало мнение о том, что не бывает плохих и хороших темпераментов. Согласно этой схеме каждый тип темперамента обладает «положительными» и «отрицательными» свойствами, обеспечивая преимущества в каких-то определенных типах психической активности. Например, считалось, что слабая психическая выносливость положительно коррелирует с повышенной сенситивностью и тем самым компенсируется. Таким образом, природе человека приписывалась некая «предустановленная гармония».

Сегодня можно считать установленным, что связи внутри системы свойств темперамента неоднозначны и, следовательно, возможны разные их сочетания. Поэтому существует вероятность соединения у одного индивида свойств, неблагоприятных с точки зрения социальной адаптации. Более или менее благоприятными могут быть как психические, так и соматические индивидуальные данные. Соотношение нейродинамики и психодинамики, с одной стороны, и психодинамики (темперамента) и личности - с другой... имеет прямое отношение к выявлению возможностей и определению способов индивидуальной стратегии гармоничного развития.

Достижение гармонии в системе «темперамент - личность» является психолого-педагогической проблемой. Для ее решения необходимо создание оптимальных условий для развития желательных физических и психодинамических качеств и коррекции и компенсации качеств неблагоприятных. При этом следует исходить из той предпосылки, что полная компенсация далеко не всегда возможна, а это значит, что люди имеют разные стартовые условия для осуществления своих индивидуальных и социальных целей. В ценностном аспекте данная ситуация оборачивается проблемой применения единых норм и требований к индивидам с разными врожденными свойствами.

В качестве выводов из предшествующего анализа сформулируем методологические основания, на которые должна, по мнению авторов, опираться концепция гармоничного развития личности. Они в основном могут быть сведены к следующим положениям:

Во-первых, теория гармонизации опирается на принцип соответствия воспитательных воздействий природным индивидуальным задаткам ребенка. Гармонизация в качестве психологической стратегии должна присутствовать уже на ранних этапах жизнедеятельности, поскольку индивидуальные задатки начинают проявляться в раннем онтогенезе.

Во-вторых, принцип гармонического развития предполагает выработку индивидуальной стратегии воспитания, учитывающей не только эффективность, но и психологическую цену полученных результатов.

В-третьих, принцип гармонизации требует при определении педагогической стратегии учета особенностей и результатов саморазвития ребенка.

Стремление к гармонии природного и культурного в осуществлении воспитательного процесса - одна из основных тенденций развития современной психологии и педагогики. Но самое главное, что в системе факторов гармоничного развития присутствует активность самой личности, и этому реальному обстоятельству требуется адекватное теоретическое признание.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...