Образование в искусстве. Выбираем художественный вуз. Прикладное образование и ДПИ

ОЧЕРК ИСТОРИИ РЕФОРМ «АКАДЕМИЧЕСКОГО» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

«Академическая школа» - старейшая из российских систем профессионального научения искусству. За два с половиной века практически непрерывного развития русская «академическая школа» эволюционно изменяла внешние формы, сохраняя фундаментальные основы «академизма» не столько как стилистического направления, а как одного из основополагающих начал европейской системы художественного образования. Россия заимствовала «академическую школу» извне, и так как она не была естественным порождением русской жизни, то потребовалось приложить значительные усилия и затратить более полувека на адаптацию чужеродных традиций, прежде чем они стали органичной частью отечественной культуры. Зарождение в Европе к середине XVI века «академической» системы научения изобразительным искусствам следует рассматривать как реакцию на оскудение возможностей ремесленного, цехового обучения. Знаком «академической школы» стало стремление к выработке в идеале унифицированных образовательных программ, обучающих самой своей сущностью, и достаточно автономных по отношению к достоинствам или недостаткам применяющих их учителей. Естественно, педагогика в области искусств по своей природе обречена быть «авторской» и ее результаты во многом зависят от творческой самодостаточности учителя. Реальная «академическая школа» включает в себя «авторское» начало. Фундаментальные принципы академизма рассчитаны на развитие в длительной исторической перспективе, в отличие от декларировано ярких «авторских» школ, обычно пресекающихся уже во втором поколении их адептов.

Академии художеств - как идея порождены эпохой Итальянского Возрождения и унаследовали от нее спор - что должно отражать или чему должно подражать искусство? Природе или классическим, отобранным и осознанным как значимые образцам. Этот спор-вопрошание имеет прямое отношение к методологиям научения искусству, а различие ответов придает особостъ отдельным направлениям «академической» школы. Именно эти различия лежат в основании двух российских академических традиций - «петербургской» и «московской», из плодотворного сотрудничества-соперничества которых и рождалось последние полтора века многообразие российской изобразительной культуры.

К родовым чертам «академической школы» следует отнести почитание традиций. В этом она сродни фундаментальной науке. История свидетельствует, что Россия предрасположена к развитию фундаментальных направлений в науке и искусстве с некоторым ущербом для прикладного практицизма. И с этой особостью, видимо, следует считаться как с ментальностью российской цивилизации, как с нашим вкладом в мировое созвучие культур. Процесс становления и накопления традиции в художественной школе внутренне противоречив. С одной стороны, школа осуществляет связь с прошлым, сепарируя его опыт, транслирует его достоинства, но с другой стороны, она должна адекватно соотноситься с действительностью, разгадывать тенденции развития, прогнозировать свое будущее соответствие времени. В результате художественная школа должна обеспечивать и стабильность и развитие. Внутри единой школы естественной могут проявляться разные тенденции в диапазоне от плодотворного консерватизма и традиционализма как основ сохранения профессиональной культуры, до «революционных» реакций на тенденции современного состояния изобразительных искусств. К природным свойствам «академической школы» следует отнести ее «замедленность» по отношению к сиюминутности. В этом смысле «академическая школа» плодотворно консервативна по отношению к идущим извне тенденциям синхронизации обучения со стремительностью смен течений и направлений в искусстве. История российской «академической школы» ведет официальный отсчет с 1757 года. Академия, открытая при Московском университете и через год переведенная в Санкт-Петербург, начала создаваться на сто пятьдесят - сто лет позже, чем академии в Италии, Франции, Германии и почти одновременно с академиями в Лондоне и Мадриде. Во многом образцом для Петербурга послужила Французская академия. Естественно, у Академии художеств в России были предшественники в деле государственного художественного образования -Оружейная палата, Петербургская Оружейная канцелярия, Канцелярия от Строений, художественный «департамент» Академии наук.

Но приглашение в Россию третьестепенных западных художников-учителей и малочисленные русские ученики-пенсионеры не могли быстро изменить ситуацию в общегосударственном масштабе. Собственно, еще до третьей четверти XVIII века продолжается полноценное развитие иконной традиции, бытует парсуна, как промежуточная изобразительная форма.
Собственно, подлинное структурирование Академии художеств начинается не с указа о ее создании, а с введения Устава 1764 года («Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, с воспитательным при оной Академии училищем»). Структурно академия состоит из Воспитательного училища, общих и специальных классов. Принимались в Воспитательное училище дети «не старее» пяти-шести лет, греческого вероисповедания, всякого звания, кроме крепостных. Воспитательное училище представляло своего рода общеобразовательную школу с художественным уклоном. Время на прохождение академического курса определялось в пятнадцать лет и делилось на пять возрастов, из которых первые три возраста составляли Воспитательное училище, а два последних собственно Академию. Недостатком создаваемой системы следует считать ранний возраст воспитанников, обрекаемых на неосознанный выбор профессии.

Исследователи истории Академии отмечают, что новый период ее становления связан с открытием в 1798 году Рисовального училища для вольноприходящих людей разного звания. Собственно, с этого периода начинается предварительная осознанная подготовка, породившая поколение художников, вошедших в историю отечественного искусства. Идеи, вдохновившие создателей Академии И.И. Шувалова и И.И. Бецкого, отводили значительную роль «воспитанию» (как знак над четырьмя порталами внутреннего двора Академии художеств выбиты - «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Воспитание»), предполагавшему освоение большого цикла «наук».

Начало царствования Александра I ознаменовано широкими планами государственной перестройки, в том числе и системы управления культуры. Академии предложили отказаться от твердого срока обучения, поставив время прохождения программы в зависимость от достигнутых успехов по освоению строго номинированных заданий. Сложилась тенденция перенести всю общеобразовательную нагрузку в Воспитательное училище, освободив старшие возраста для одних занятий специальностью.
Академия объединяла подготовку не только в области «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуре и архитектуре, но и унаследовала от своих предшественниц образование художников и мастеров и в других областях, прежде всего, декоративно-прикладного направления. Постепенно Академия специализируется, сосредотачивается на «классических» искусствах, отказывается от непрофильного обучения.

Важной составляющей частью «академической школы» являлся институт «пенсионерства», если переводить на современную терминологию -система «послевузовского образования». С конца XVIII века пенсионерство практически превратилось в прямое продолжение академических занятий для наиболее одаренных учеников (иногда до одной трети от общего выпуска). Пенсионерство способствовало дальнейшему совершенствованию, готовило кадры будущих преподавателей, помогало найти работу, а иногда и получить академическое звание. За трехлетний срок пенсионер мог выполнить программу на Большую золотую медаль и, в случае высокой оценки, получал право на заграничную поездку.
Реформа 1830 года имела целью превратить Академию художеств в сугубо специальное учебное заведение.

Анахронизм узко специальной школы, отрицание предшествующего опыта нахождения баланса общегуманитарных и специальных образовательных циклов были преодолены реформой 1859 года. За 19 лет, когда Академия являлась узко профессиональной школой из ее стен выходили качественно подготовленные живописцы, скульпторы и архитекторы. Все эти годы велись споры между ведущими художниками и педагогами о значении курса гуманитарных наук. Например, И.К. Айвазовский крайне отрицательно относился к курсу общеобразовательных дисциплин в стенах Академии и стоял за узкопрофессиональную школу. И в своем мнении он был не одинок. И все же большинство членов Совета склонялось к восстановлению преподавания развивающих общеобразовательных дисциплин. Реформа 1859 года не просто заново ввела общеобразовательный цикл, а восстановила первичную, изначально заложенную высшую идею Академии, утверждавшую примат подготовки художников, способных к свободному творчеству, над абсолютно обязательной ремесленной, в самом высоком значении этого понятия, подготовкой. Спор этот лишь кажется простым и прошлым. На самом деле каждое новое переустройство «академической» школы (например, современная разработка государственных образовательных стандартов) обязательно решает вопрос в профессиональном взаимоотношении циклов общегуманитарных и специальных дисциплин.

Драматизм ситуации заключался в том, что именно из стен Академии вышли художники, подвергнувшие сомнению достоинства образовавшей их системы. Внешне конфликт оформился в противостоянии Академии и «Товарищества передвижных выставок». На уровне идей «передвижники» и их идеологи утверждали примат социально направленной жанровой живописи. . Стороннему наблюдателю достаточно трудно понять природу чрезмерно идеологизированного спора «старой» Академии и «передвижников». Его острота связана как с нарождением подлинной интеллигенции, изначально не принимающей никаких форм государственного устроения, так и со сменой поколений в искусстве.

В 1833 году для «образования вкуса общественного» создается Московское художественное общество , подготовившее открытие в 1843 году Московского художественного училища.
Занятия в Училище ограничивались художественными дисциплинами, анатомией и перспективой. Только в последнем четвертом классе полагалась работа с натуры. Специальный курс композиции отсутствовал. Предполагалось, что будет даваться средняя профессиональная, во многом ремесленная, подготовка, а становление художника как творческой личности оставалось прерогативой Академии. Помимо общей подготовки, в курс обучения входила специализация в портретной, пейзажной живописи, а позднее, в исторической, и скульптуре.
Реальная педагогическая практика в Московском училище отличалась от утвержденных программ и основывалась на работе с натуры. Характер обучения во многом определялся личным творческим и педагогическим опытом приглашенных к преподаванию художников. Становление «московской школы» характеризуется бурной методической полемикой. «Московская школа» характерезуется любовью к малым жанрам в искусстве, с культом натуры и с упором на переживание, пусть и с некоторым ущербом для академической, петербуржской рациональности, твердости рисунка и композиционной выверенности. Зародившееся соперничество с Академией, считавшее себя частью единой европейской школы, позволило к концу ХIХ века говорить о Московском училище живописи, ваяния и зодчества как о школе, воплощающей тенденции самобытного, национального развития.

Но и в Петербурге перемены. «Передвижники» пришли в Академию в ореоле победителей косности и с отрицанием накопленного до них методического опыта и методологических идей. Лицом реформы, ее отличительной чертой стала организация персональных мастерских, руководившихся известными своим творчеством художниками. По убеждению новых преподавателей, (прежде всего И.Е. Репина), ощущавших себя лидерами современного искусства, и в силу этого обстоятельства излишне абсолютизировавших личный опыт, основное внимание должно было уделяться творческим мастерским с весьма различными методическими установками. С этого времени нарушается корпоративное стремление к согласному определению норм и критериев в художественной педагогике. С другой стороны, возникла возможность для разнообразных педагогических экспериментов.
Активно обсуждалось чему и как учить. Еще раз следует подчеркнуть, что сомнению был подвергнут академический принцип единой обучающей нормативности. Профессора-руководители внесли много нового и неожиданного в процесс преподавания. Но по прошествии короткого времени оказалось, что большинство новаций являются чрезмерно авторскими. Постепенно обучение стало возвращаться к классическим традициям. При всей рутинности «старой» Академии, мало кто замечает, что действительно во многом новая, либерализованная система резко изменила итоговое качество обучения. Академия стала выпускать равновеликих художников.

К 1910 году стал очевиден кризис «передвижнической» Академии. Например, А. Бенуа требовал изгнания «передвижников» из Академии и восстановления канонического обучения. Петербургская школа, особенно после ухода в 1907 году лидера реформаторов – И.Е. Репина, постепенно стала возвращаться к выработке согласованных методических норм.
Уже в десятые годы ХХ века в художественные учебные заведения пришло поколение, отрицавшее школу как таковую.

Изменения, происходившие в Академии художеств, внешностью отличались от изменений в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К концу ХIХ века авторитет Московского училища стал сопоставим с Академией художеств. Соперничество двух столиц создавало вольтово напряжение в русской культуре. Плодотворное сотрудничество-соперничество продолжают и их современные нам наследники двух школ - «репинский» и «суриковский» академические институты.


В современных условиях развития общества мы определяем воспитательную, познавательную, развивающую, гедоническую, коммуникативную функции художественного образования.

Центральным элементом воспитательной функции художественного образования является процесс осознания индивидом себя как субъекта педагогического общения посредством искусства, где результатом является не задан норматив, а сам процесс общения с учетом возможностей реализации своего личностного потенциала, приобретением творческого опыта, который проявляется через функции эмпатии, рефлексии, креативности, самосовершенствование, художественного открытия. Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование духовности личности как противодействия превалированию практицизма, меркантильности в ценностном сознании общества. Формирования духовности у детей на уроках искусства, определяется отношением человека к общечеловеческим ценностям, позволяет осуществить гуманно-творческую направленность его личности. И искусство играет в этом существенную роль путем воздействия на эмоциональное образный мир чувств и формирования высших человеческих ценностей. В связи с этим воспитательная функция художественного образования становится важнейшим инструментом духовно нравственного становления личности. Духовная культура человека определяется прежде всего его отношением к общечеловеческим ценностям, служит мерой их усвоения и присвоения, способностью реализовать эти ценности, раскрыть свои глубинные жизненные потенции, осуществить гуманно- творческую направленность своей личности. Существенная роль при этом отводится искусству вообще, как форме духовной культуры. Воспитательная функция художественного образования заключается в том, чтобы поднять душу человека, искусство имеет воспитательное назначения, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала. В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования занимает свое уникальное место, создавая новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Обладая собственной Концептосфера, искусство действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения. Искусство в большей степени влияет на внутренний эмоционально-образный мир чувств человека и формирует способность высшей человеческой ценности - любви-идентификации, что проявляется в различных формах сопереживания, соучастия, содружества, сотворчества. Всего этого невозможно добиться без художественного образования, которая служит средством передачи накопленного опыта и духовных ценностей не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению.

По мнению ученого, важная функция искусства на этапе освещения европейской художественной культуры - воспитательная, так как педагогический потенциал искусства с ее уникальными возможностями воздействия на человека должно рассматриваться не только как процесс приобретения художественных знаний и умений, но и средство личностного развития школьников с выявлением индивидуальных способностей, эстетических потребностей и интересов, духовным устремлениям масс с утверждением новых идеалов в соответствии с эпохи. Благодаря воспитательной функции музыкального образования формируются чувства, мысли и действия людей. Если другие формы общественного сознания имеют частичный характер (мораль формирует моральные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, образование и наука готовят специалиста), то образование, особенно, начальная действует на личность комплексно, одновременно на ум, сердце и чувства, то есть существенно влияет на духовное состояние человека. Но утвержденные новые идеалы, разные категории эстетики, продумывались по новому закладывались на достижениях прошлого, обеспечивая таким образом историческую связь в развитии музыкального образования .

На воспитательные возможности искусства, его специфические качества в своих трудах постоянно обращал внимание педагог Б. Неменский: "Ничто, кроме искусства, не способное воспроизвести чувственный опыт многих поколений. Произведение искусства может передать унижения раба или боль старой одиночества и остаться при этом молодым человеком настоящего времени. Поэтому именно такое воздействие искусства формирует душу, обогащает человеческий личный опыт огромным опытом человечества ".

Реализуя воспитательную функцию художественного образования в школе, мы сможем решить сразу ряд проблем: традиции, духовности, национального сознания и др. Искренняя лиричность, интимность, непосредственность, огромные возможности эмоционального воздействия искусства приобретают в современных условиях исключительной значимости. Наблюдения дают основания оценить искусство как эффективный воспитательный средство, помогающее раскрепощению возможностей людей во всех сферах ее деятельности. Поэтому вполне естественно созрела потребность в освоении новых способов реализации образовательно-воспитательной функции искусства, инновационных методик ее использования в условиях педагогического процесса, поставила ряд первоочередных задач перед художественным образованием на современном этапе. Духовность играет существенную роль в воспитательном процессе путем воздействия на внутренний мир личности, ее эрудицию, интеллектуальные запросы, эмоционально-образный мир чувств. В связи с этим художественное образование должно стать не только средством подготовки, но и важнейшим инструментом духовного формирования личности. Как форма духовной культуры художественное образование имеет воспитательное назначение, которое определяется в эстетизации человеческой жизни, в активизации в ней эстетического начала.

В объективной картине мира воспитательная функция художественного образования создает новый культурологический и эстетический пространство - художественную картину мира. Воспитательная функция действует в данном эстетическом среде, воздействуя тем самым на культуру детей в целом и на каждого конкретного слушателя, зрителя художественного произведения.

Воспитательная функция художественного образования заключается в отображении важных внутренних аспектов жизни, в частности, через общественно важных и типичных человеческих переживаний, идей, чувств и т. Воспитательная функция является целостным процессом, в результате которого формируется сложное психическое образование личности, которое является самосознанием причастности к нации, во имя развития государства. С возрождением национального духовной жизни обращение художников к украинской народной песни, которая представляет видение Украинской прекрасного, отвратительного, высокого, низкого, трагического, комического, героического, уважения к родному искусства, духовных ценностей способствует пробуждению национального самосознания.

Большая сила воспитательного воздействия в том, что она наиболее тонко, проникновенно и ярко выражает переживания человека, их отношение, динамику, развитие. Художественное произведение только тогда благотворно влияет на человека, когда он способен адекватно его воспринимать, обладает навыками художественного восприятия, имеет определенный уровень эстетической реакции на развитые чувства. То есть для восприятия художественного произведения на художественном уровне на уроках искусства в школе нужен выход личности на принципиально более высокий уровень эстетического переживания. Искусство способно выразить не только настроения, но и мысли человека, рассуждения о жизни, отношение к миру. Познание эмоционального содержания, выражения своего эмоционального "я" при восприятии искусства делает особую эффективность воспитательного воздействия эмоционально-образных ассоциативных комплексов.

Воспитательная функция художественного образования предусматривает прежде всего формирование способности воплощать эмоциональный мир человека. Необыкновенная сила воздействия искусства создает возможности ее использования для воздействия на людей, пробуждая соответствующие чувства и настроения. Но эмоциональная насыщенность искусства не исключает ее богатых познавательных возможностей. Воспитательная функция художественного образования на новом этапе ее развития должна заключаться в сочетании эмоциональной увлеченности художественной деятельностью, творческой свободы, разнообразия процесса восприятия, обучения, творческого переосмысления, репродукции, сохранения украинского национального искусства, демократизации и гуманизации процесса обучения.

Современный учитель искусства школы имеет основательно владеть не только традиционным запасом знаний, но и углубленно знать произведения украинского национального искусства и творчески использовать приобретенные умения и навыки на практике, что помогало бы изучению украинской народной песни, уважительного отношения к родному искусства, связывая их с учебным процессом в школе.

Познавательная функция обновленной художественного образования школьников предусматривает побуждение детей к получению художественных знаний, к расширению собственного художественного кругозора, осведомленности в сфере искусства. Познавательная функция искусства на уроках в школе раскрывается в ее стремлении помочь людям познавать жизнь во всех ее разнообразных проявлениях, диалектике развития. Во все времена искусство помогало пониманию социальных классов и групп, отдельных исторических личностей. Искусство является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением благородной цели образования.

Познавательная функция художественного образования закладывает основы понимания психологии нации, отдельных исторических особенностей, является богатым источником знаний на разные темы, охватывает социальную действительность и жизненную достоверность с воспроизведением цели образования. Проблема познавательной деятельности является одной из важнейших в учебном процессе. ее главная функция имеет гностический характер и заключается в систематическом овладении знаниями, умениями и навыками; под ее влиянием развиваются процессы осознания, мышления. Искусство выступает одновременно и носителем высоких духовных ценностей, и средством развития творческих способностей младших школьников. Урок искусства в школе направлен на познание окружающего мира средствами искусства и понимания учащимися связей музыки с другими видами искусства, с природным и культурным средой жизнедеятельности человека.

Познавательная функция рассматривается как изменение психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью в совокупности художественных знаний, умений и навыков. Обновленная художественное образование предусматривает изменения в понимании художественного познания. В предыдущие годы больше обращали внимание на познание внешней художественной формы произведения и особенности ее воплощения средствами художественного языка в процессе анализа художественных произведений. Современная художественная образование трактует художественное познание как глубоко личностный процесс, в котором ребенку предоставляется сотворческое, активная роль. Ведь собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов. Познание художественного произведения заключается не в поверхностном понимании, а в личностном отношении к искусству, и в соответствии с этим проникает в образный мир произведения, познает его сущность.

Познавательная функция обновленной художественного образования заключается в умении почувствовать эмоциональное содержание и характер художественных произведений разных жанров, распознании жизненного содержания искусства, представлении связи характера искусства и средств художественной выразительности. Важно, чтобы постижения художественного своеобразия художественных произведений происходило в единстве их содержания и формы. Следует учитывать уровень художественного и интеллектуального развития детей (предложенные задания должны быть посильными для них). Этот процесс детерминируется психологическими особенностями восприятия и требует привлечения личного внутреннего потенциала, опыта ребенка. Привлечение к мистецько- познавательной деятельности внутреннего мира личности, ее собственных переживаний, эмоциональных состояний требует от детей более глубокого понимания себя, своего "Я".

В процессе художественного познания ученики получат новые знания, овладеют умениями и навыками, приобретут опыт практической работы, если учитель правильно организует, четко продумает, систематизирует работу. С первых дней обучения нужно организовать в классе творческое, духовное коллективное жизни, в котором деятельность каждого ученика дарит ему радость активного познания. Поэтому задача учителя состоит в эффективном формировании мотивационной сферы ребенка, оказании поддержки, определенного толчка для развития творческих способностей школьника для возрождения украинской культуры. Современный учитель искусства, обладая ведущими положениями личностно ориентированного подхода, обеспечит развитие индивидуальных творческих возможностей учащихся художественно-познавательной деятельности, избежит прямолинейных аналогий, научит детей глубоко и тонко чувствовать настроение произведения, характер художественных образов. Современный учитель, опираясь на идеи личностно-ориентированного обучения, имеет трактовать художественно-познавательную деятельность как сознательный, активный, сотворческое, глубоко личностный процесс, как постижение глубинной сущности художественного произведения. Личностное восприятие искусства, основанный на идеях гуманизации, помогает раскрыть сущность понимания, постижения искусства как таковое, зависит от развития творческой самостоятельности ученика, его способности к личностному толкование художественных образов, нестандартного решения проблем художественного познания. Искусство сможет выполнить свою познавательную роль только тогда, когда ученики научатся по-настоящему рассуждать о нем. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики чаще отвечали на вопросы, которые возникают на уроке, а не довольствовались усвоением главных знаний. Этому будут способствовать точное формирование учителем задания, его постепенное общее решение, самостоятельно сделанный учениками заключение. Учителю необходимо постоянно соотносить педагогические намерения с познавательно-творческими возможностями учащихся. Ведь то, что ими воспринято, не осмыслено, не услышан и не усвоено, ничего не добавляет к творческого развития детей и не приближает к искусству. Все формы художественных занятий со школьниками должны способствовать их духовному развитию, познанию мира, формированию мировоззрения, воспитанию морали. На решении этой задачи должно направляться творческая инициатива учителя, его знания и опыт.

Развивающее! функция художественного образования означает усиление внимания к выявлению и развитию творческих способностей учащихся, отсутствие которой по школьников может иметь непоправимые последствия в последующем обучении и жизни. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие именно формы, средства и виды деятельности наиболее эффективные для художественного развития ребенка того или иного возраста. В эмоциональной и познавательной сфере появляется организация процесса, ученики избирательно относятся к некоторым оттенков чувств, различных настроений, выражают собственные предпочтения к отдельным сторонам художественного переживания и деятельности, то есть формируется художественный вкус.

В различных видах художественной деятельности (пение, движения, слушания, элементарная исполнительская деятельность, рисование) развитие идет от репродуктивных действий к попыткам переноса полученных знаний и навыков в самостоятельные воспроизведения, проявляя при этом творческую инициативу. Формирование художественных способностей детей происходит путем привлечения их к активной художественно-творческой деятельности, опоры на национальное и мировое искусство; развития художественно-образной воображения, организации разнообразной художественно-содержательной и эмоционально наполненной деятельности на уроке и сочетание в единый комплекс основных ее видов, активизирует моторику, эмоциональную сферу детей, способствует высвобождению фантазии и творческой энергии, художественно-творческого самоутверждения и самоутверждению.

В художественном образовании имеет усилиться внимание к целенаправленному познания искусства, развития эстетических вкусов человека, обогащение ее художественной культуры и способностей. Художественное переживание по своей сути является эмоциональным переживанием, потому что за эмоциональным путем содержание искусства постичь невозможно.

Также в художественном образовании внимание должно уделяться развитию эмоциональных и слуховых компонентов. Процесс восприятия художественного произведения связан с разнообразием чувств, эмоций, с пробуждением творческих возможностей слушателя. Художественные произведения в процессе восприятия подлежат личной интерпретации, в результате которой эстетический опыт субъекта связывается с процессом развития субъективного образа этого произведения. Личность имеет воспринимать искусства "приспосабливая" к своему духовному миру ее художественное содержание и вместе с тем внутренне изменяясь в процессе развития образов.

Развивающая функция художественного образования заключается в усвоении способов эстетической деятельности, всесторонне обогащает личность ребенка. В процессе передачи художественного опыта применяется система целенаправленных и организованных действий, назначение которых заключается в предоставлении знаний, вооружении способами действий и формировании личности ребенка. Художественное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемых внутренними закономерностями художественных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни и проявляется в способности воспринимать искусство, заниматься практической художественной деятельностью и в совокупности художественных знаний, умений и навыков.

Эффективность процесса формирования художественных способностей школьников на уроках искусства в школе обеспечивается в условиях информированности учителя о состоянии развития художественных способностей каждого ученика в том числе и класса в целом; целостного формирования эстетических способностей к художественной деятельности; привлечение учащихся к такой художественной деятельности на уроке, которая требует проявления указанных способностей в комплексе; индивидуального подхода к формированию художественных способностей детей. Чтобы ребенок открыл для себя источник прекрасных образов, мыслей, чувств, необходимо использовать каждую возможность прослушать высокохудожественную музыку, посмотреть высокохудожественные произведения изобразительного искусства, стараться больше узнать о них, чтобы лучше в них разобраться.

Обновленная художественное образование вызвала необходимость акцентуации внимания на сенсорном развитии ребенка. В учебно-воспитательном процессе внимание направляют на применение в обогащении чувственных впечатлений школьников широкого круга загальнодидактичних методов, среди средств обучения предпочтение отдается изобразительном, символическом иллюстрации. В противовес рациональному использованию разнообразия ресурсов формированию сенсорной сферы способствовало введение личностно ориентированной дидактической концепции, направленной на выявление и структурирование субъективного чувственного опыта ребенка, учета всех темпа усвоения учебного материала отдельными детьми или группой учащихся, стимулирования школьников к самостоятельной восприятия, исполнительской деятельности, применение дидактических методов контроля и самоконтроля и тому подобное.

Среди главных развивающих задач является привлечение ребенка к эстетической деятельности, развитие художественных способностей, обучение способам личностного воплощения эстетических представлений в творческую деятельность, предполагающая формирование музыкальной сенсорной грамотности. Идея комплексного использования различных видов искусства постепенно воплощалась в систему эстетического воспитания начальной музыкального образования как осознание необходимости распространять сферу прекрасного, усиливать стимулы, возбуждающие чувство красоты. Комплекс представлений, возникающих под влиянием различных видов искусства, образует синтетический художественный образ и потребность в активных чувственных проявлениях. Поэтому деятельность школьников, если она опирается на различные виды искусства в своеобразных, доступных для детей формах, становится художественной. Полна эстетических переживаний ребенок в своем желании воплотить, отразить их в собственной художественной деятельности не находит соответствующих умений, поэтому действует доступным ей путем: жестами, звукоподражанием, красками, движениями и т. Но эмоционально, эстетически окрашенное восприятие обогащает, направляет, стимулирует творческую деятельность детей, в то же время в процессе художественной деятельности происходит и обратный положительное влияние на развитие умений и навыков, прежде всего благодаря обогащению художественного, эмоционально-чувственного опыта. Чем глубже является переживание от воспринятого, тем значительнее будет влияние искусства на психику ребенка, тем сильнее оказывается толчок к ее активной творческой деятельности. Недостаточно только разобраться в структуре художественного произведения - стоит творчески пропустить воспринято через себя, чтобы пережить свои чувства и таким образом присвоить изображаемое. Художественные произведения не рожают прямой практического действия, они лишь подготавливают к этому действию. Художественное восприятие должно быть "мыслящим", оно содержит осознание идейного содержания, эстетическую оценку художественного произведения и последующий эстетический отклик. Именно такое глубокое проникновение является толчком к развитию фантазии, пробуждает творческий взлет мысли ребенка, связывая процессы восприятия и творческой художественной деятельности.

Поэтому ведущим принципом развивающей функции художественного образования является активизация сенсорного воспитания детей. В художественном развитии детей наблюдаются значительные различия в зависимости от индивидуальных особенностей. Но в процессе работы у детей заметными становятся проявления творческих способностей: вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения, определяют характер музыки, ее эмоциональное содержание, а благодаря присущей наблюдательности слышат отдельные детали музыкального языка, оттенки исполнения, переживают настроение произведения, овладения средствами художественного восприятия на уроках рисования.

Именно на начальном этапе постижения искусства важное значение приобретает развивающее функция в русле обеспечения культурологического фактора. Потенциал влияния искусства, разворачиваясь синхронно с развитием общественных формаций, признавался среди крупнейших, художественно наиболее целостных и информативным. Актуализация эстетики влияния искусства происходит благодаря критическому осмыслению предыдущих достижений мировой и отечественной эстетической мысли и учету приобретенного эстетико-культурологического и социологического опыта.

Массовая художественная культура воплощает социально-психологические установки больших социальных слоев. При всем разнообразии тенденций, сопровождающих потребления массового художественного продукта, нельзя не назвать ведущей из этих тенденций: массовая художественная культура соответствующие эстетические ожидания и эмоции и направляет их в определенное русло, обеспечивая таким образом подготовку следующих поколений своих потребителей и давая адекватные эстетические ответы на вопросы и вызовы времени. Поэтому они должны выражать те духовные и интеллектуальные устремления, которые реально позволяют людям почувствовать собственный вылил на общественные процессы, осознать ориентированность общества на удовлетворение их ожиданий. Это обеспечивает успех массовой культуры у детей, которые фактически получают то, что хотят.

Развивающее функция прямо и непосредственно апеллирует к художественно-творческой деятельности школьников. Развивающее функция художественного образования заключается в том, что закладывает основы художественной культуры школьника как части его духовной культуры, предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Особенностью развивающей функции художественного образования есть большие возможности для эмоционального развития личности, творческого и эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем развивающая функция позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, а и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Художественный тезаурус как совокупность художественных знаний, которыми должны обладать школьники, имеет большой стимулирующее влияние не только на художественные способности детей, общую сенсорную восприимчивость учащихся, мышления, а и познавательные интересы школьников, является реальным основанием для творческого развития личности ребенка. Поэтому на уроках искусства в школе знания должны подаваться в интересных формах и методах художественной работы, побуждает детей к креативной интерпретации художественных знаний в различных видах духовно-практической деятельности, формированию познавательной сферы школьников, и соответствует современным требованиям художественного образования.

Развивающая функция художественного образования заключается в активизации творческой деятельности при решении творческих задач на основе усвоенных теоретических знаний и слуховой информации, анализе и переосмыслении в соответствии с конкретной задачи усвоении ранее понятия, художественные явления, музыкальные произведения и тому подобное. Творческое выполнения задач порождает в сознании ребенка полифонию смыслов, образов, эмоциональных состояний. То есть, процесс познания приобретает новое значение, возникает потребность в создании и новой информации, усиливает развивающие функции начального музыкального образования школьников. Постановка в ситуацию выполнения творческого задания завершается созданием своеобразного творческого продукта. Творческие задания, в отличие от репродуктивных, способны не только сформировать познавательный интерес, а и поднять школьников на более высокий уровень умственного и творческого развития, научить их самостоятельно решить художественно-творческие проблемы.

Учитель искусства в школе имеет направить все усилия на то, чтобы создать школьникам благоприятную атмосферу и особые возможности для формирования интересов, которые являются надежной основой для творческого развития личности, самостоятельного овладения музыкальными знаниями. Значимым в работе учителя по развитию творческого потенциала школьников на уроках музыки является способность понимать искусство глубже, творчески интерпретировать его. Поскольку, чем лучше знаешь искусство, тем больше потребность в общении с ним. В процессе творческой деятельности активизируется не только интеллектуальная, но и эмоциональная сфера школьников, развиваются музыкальные способности, учащиеся приобретают такие качества личности как экспрессивность, оригинальность, изобретательность в комбинировании художественных элементов, способность к жизненным способов реализации творческих идей.

Реализацию гедонистической функции художественного образования вызвано необходимостью значительно более внимательного, чем до сих пор, отношение к задачам психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Применение различных методов воздействия искусства на личность должна быть средством улучшения общего самочувствия, повышение работоспособности, снижение утомляемости, может способствовать созданию особого "регулируемого" коррекционно-развивающего, комфортного для психики ребенка среды. Именно музыка как вид искусства влияет на человека благодаря средствам музыкальной выразительности: мелодии, динамике, тембра, темпа, способа звукоизвлечения, артикуляции. Применение мелодий, которые несут гармонизируя вибрации высоких уровней поможет повысить творческую активность учащихся, сформировать у детей определенные эмоциональные состояния, чувства, образы и создавать новые. Детские музыкальные игры предусматривают акцентирование роли эстетического наслаждения в восприятии и создании искусства. Сначала дети получают эстетическое удовольствие от контакта со взрослыми, которые играют с ними в музыкальных играх. Когда дети подрастают, они уже сами поют разные детские игры-забавы, движущихся пританцовывают, получая при этом эстетическое наслаждение и большое желание самостоятельно демонстрировать собственные умения и навыки.

Сущность гедонистической функции художественного образования заключается в том, чтобы привлечь внимание детей к красоте окружающей действительности, сформировать у них эстетическое отношение к человеку и природе родного края, то есть заставить удивиться и захотеть изучать. Искусству принадлежит ли не самая важная роль в руководстве чувствами и настроениями ребенка, ведь именно оно составляет естественную потребность человека. Через искусство у детей выстраивается ценностное сознание человека, умение видеть ее сквозь призму образности, ощущение эстетической значимости мира, сформированности эстетических вкусов. Занятия искусством создают объективные условия для развития художественного восприятия, художественных способностей. Под влиянием системных занятий у учащихся формируются эстетический вкус к искусству, ценностные ориентации в мире, умение слушать и понимать художественные произведения, представление об их характере, построение, выразительные средства, повышается уровень эмоциональной чувствительности, развивается пробуждается творческий дух, творческое начало, желание и умение творить по законам красоты.

Особое внимание при подборе художественного материала следует уделять произведениям украинского искусства как важнейшей составляющей духовной культуры украинского народа. Благодаря знакомству с произведениями национального искусства у учащихся формируется любовь к Родине, понимание национальных обычаев, традиций. Атмосфера уроков искусства должно быть увлекательной, динамичной, интересной, способствовать новым открытиям как в эмоциональном так и в познавательном плане. Посещение таких уроков должно вызывать постоянный познавательный интерес к занятиям, радость от общения с искусством и активное сознательное желание овладения элементарными художественными знаниями и умениями. Эстетическое наслаждение связана с познавательной функцией и определяется эмоциональным, художественно-образным характером искусства, его способностью волновать ум и чувства.

Духовная эстетическое наслаждение от процесса переживания своей деятельности поднимает личность над действительностью, позволяет воспринимать окружающий мир с позиций мудрости, красоты, человечности и направлять свою творческую энергию на высшую цель - бескорыстный поиск красоты, создание новых ценностей культуры. Процесс эстетического переживания заключается в личной оценке художественного произведения в зависимости от индивидуальных качеств человека, склада мышления, опыта и степени художественно-эстетического анализа оценки произведения и многих психолого-педагогических характеристик. Искусство формирует эстетические идеалы, ориентирует на жизненные приоритеты, выражает интересы прогрессивных общественных сил.

Обычные человеческие чувства (радость, горе, восторг, негодование и т.п.) приобретают в процессе художественно-эстетического восприятия особого эстетического характера, их переживания всегда связаны с ощущением эстетического наслаждения, которая способна создавать художественные образы, ценные сами по себе. Без эстетического наслаждения искусство потеряет свое значение, поскольку чувственная сфера является основой художественного восприятия, возникает необходимость ее развития. Б. Теплов считал, что "художественное воспитание всегда включает в себя воспитание способности восприятия", причем, "художественно полноценное восприятие искусства - это" умение ", которому надо учиться» .

Но способность к восприятию искусства и познания его не дается человеку от природы, она формируется и развивается в процессе длительного системного воспитания. Выготский подчеркивал, что для восприятия искусства необходимо "творчески преодолеть свое личное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства проявится полностью" . А. Мелик-Пашаев считает, что художественное восприятие - это способность понять произведение искусства как зрительный образ неповторимого идейно-эмоционального содержания. По мнению Б. Юсова "восприятие и анализ художественных произведений объединяет способность к сопереживанию, то есть к эмоциональной отзывчивости, наличие определенного объема знаний и представлений об искусстве, способность понимать форму произведений; переносить оценки и художественные суждения на восприятие явлений действительности и других видов искусства ».

Эстетическое отношение человека к действительности и искусства - это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально эстетические переживания. Владеть эстетическим отношением к окружающему - это значит иметь развитую способность получать наслаждение от действительно прекрасного, развитую потребность воспринимать и создавать прекрасное, что придает психологической разрядки детям в процессе художественного обучения. Получение ощущение эстетического наслаждения на уроках искусства в школе формирует социально-творческую активность учащихся, непосредственно влияет на все формы общественного сознания. Забота о гедонистический эффект от занятий искусством - условие, вытекающее из самой сути художественного образования средствами исполнительской деятельности. Ведь "живое" общение с искусством создает объективные возможности для получения детьми эстетического наслаждения. Необходимым условием реализации гедонистической функции художественного образования должна стать выбор таких произведений, вызывающих эмоциональный отклик у детей. Учет требования устранения психологического перегрузки определяет и такой признак, как исполнительская доступность. При выборе художественного материала следует отказаться от сложных, технически непосильных для учеников произведений. Доступность художественного произведения исполнительным возможностям учащихся должно стать залогом эффективности художественно-педагогического воздействия, психологической разрядки детей в процессе художественного обучения. Самовыражения учителя искусства осуществляется прежде всего ежедневными действиями по формированию личностного эстетического образа поведения, целенаправленной работой по развитию эстетической культуры, эмоционального обогащения, поиска красоты, эстетических чувств, совершенствование своего духовного лица.

Коммуникативная функция в условиях осовременивание и обновление художественного образования направляется на формирование представлений школьников по красоте как регулятора человеческих отношений. Коммуникативная функция художественного образования заключается в том, что она является источником передачи информации, то есть существенным средством духовного общения как отдельных людей, так и поколений. Процесс обучения и воспитания, в котором общение играет значительную роль представляет собой определенную систему социально-психологического взаимодействия. Необходимым условием успешного протекания процесса общения является коммуникативная компетентность участников, развитие социально-психологических умений, неразрывность педагогического процесса с педагогическим общением, проектирование возможных эффективных способов подачи информации на, основе предвидения возможных последствий ее восприятия, проектирование собственной исполнительской деятельности, поощрения в закреплении продуктивных действий, обобщение эффективных воздействий на учащихся.

На уроках искусства при изучении любых произведений велика вероятность создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности учащихся, в частности развивать их коммуникативные качества, художественные способности. На уроках искусства между учителем и детьми возникают субъект-субъектные отношения, целью которых является усвоение знаний по предмету и отработки коммуникативных умений и навыков. Индивидуальное общение учителя и учеников дает широкие возможности для нахождения индивидуального подхода к каждому школьнику, что позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность как регулятор человеческих отношений. На уроках искусства ученику необходимо помогать поддерживать оживление в эмоциональных состояниях, а именно, переживания детьми настроений во время выполнения каждого упражнения с определенным эмоциональным оттенком.

При пении у детей наблюдается необходимое эмоциональное состояние и изменения в вокально-техническом воплощении - в тембре, динамике и др. При исполнении произведений степень эмоционального переживания не должен переходить определенных границ. Знакомить учащихся необходимо с различными эмоциональными состояниями, ведь это способствует переживанию ими тех эмоций, которые не входят в структуру их темперамента, и тем самым позволяет расширить и углубить их контакт с окружающим миром и с другими людьми. От развития внутренней способности генерировать в собственном психическом аппарате переживания зависит возможность ребенка выражать в музыкальном произведении большое разнообразие эмоциональных переживаний.

Коммуникативная функция должна направляться на формирование представлений о музыкальной форме как целостную организацию средств выразительности. При эмоционально-смысловом анализе музыкального произведения, основанном на рассмотрении мелодических, гармонических, композиционных особенностей изучаемого, следует, руководствоваться художественной идеей, в которой заключается основной смысл музыки. В раскрытии образно-эмоционального содержания исполняемого произведения, важное место принадлежит умению составлять словесно-эмоциональную программу. Это дает ученикам более осознанно относиться к собственной исполнительской концепции и вербального выражения прослушанной музыки, способствует эффективности коммуникативных влияний в музыкально-эстетическом обучении школьников. В основе эмоционального переживания музыкального произведения лежат образные представления детей. В данных представлениях будто заложен идейно-образное содержание произведения. Актуализировать эти представления возможно с помощью активизации ассоциативной воображения с участием аналитико синтетической деятельности сознания. При формировании коммуникативной компетенции в процессе вокальной работы полезно применять ассоциативную функцию, способствует созданию учеником образа, раскрытию эмоционального содержания произведения, наиболее полно соответствуют авторской идеи и замысла. Применение ассоциативной функции возбуждает фантазию учеников, создает определенный эмоциональный настрой, то есть вызывает соответствующий отклик, помогает осознать музыкальные явления и сформировать их коммуникативную компетентность.

Активизация толерантного отношения к окружающим должно пронизывать коллективные формы художественной деятельности учащихся. Воспитание толерантности предоставляет возможность познания культуры разных народов, создавая тем самым предпосылки взаимопонимания и уважения, позиции сотрудничества, что является залогом социальной межнациональной стабильности. Основу современного образовательного пространства должен составлять педагогика толерантности, которая предусматривает изменение системы человеческих отношений, построение их на взаимном уважении. Искусство открывает ученикам образцы терпимого отношения к другому человеку. В восприятии искусства и в процессе исполнительской деятельности происходит принятие автора или героя произведения, а также идеи сверстника При положительном ее оценке. Ученик имеет возможность выразить сочувствие автору, герою произведения или сверстнику, на основе чего возникает желание оказать помощь сверстнику в исполнительской деятельности. Перенос таких отношений в сферу реальных взаимоотношений воспитывает у школьников толерантности.

Важным вопросом обновленной художественного образования является социальный заказ на учителей, которые подготовлены к самостоятельному решению проблем коллективного культуротворення, с чувством причастности к своей стране, народа, человечества в целом. Именно учитель искусства должен осознавать свою миссию транслятора культурного потенциала Украины. Он призван последовательно воспитывать, лелеять духовный мир детей, строить храм их художественной культуры. С этой целью нужно совершенствовать уровень педагогической культуры учителей, в частности ее коммуникативную качество, ведь стержнем труда учителя является педагогическое общение. От современного учителя искусства требуется не только основательная профессиональная компетентность, но и высокий уровень культуры педагогического общения, способность с помощью коммуникативных средств регулировать межличностные отношения и совместную деятельность, организовывать плодотворное учебно-воспитательную взаимодействие с учениками. Коммуникативные умения учителя искусства представляют собой сформированные на основе усвоенных знаний, навыков и опыта способы и приемы общения, направленные на реализацию коммуникативной функции педагогической деятельности. Коммуникативные умения определяют способность учителя к общению с учениками средствами искусства, осуществление морально-этического воздействия на воспитанников, трансляцию им собственного опыта художественно-педагогического общения, способствует личностному развитию детей, формированию их потребностей, ценностных ориентаций, самосознания и эстетической культуры. От современного учителя зависит перспективность не только художественного образования и воспитания учащихся, а и осуществления их будущей общекультурной функции - привлечение школьников к национальным и мировым духовным ценностям, обогащение внутреннего мира школьников.

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, эмоционально, чем в учебнике сообщить ученику информацию о художественной грамоты, средств художественной выразительности и т.д., а в том, чтобы помочь ребенку стать активным субъектом собственного становления, сформировать сознание вообще и коммуникативную компетентность в частности. Успех педагогической коммуникации зависит от того, умеет ли учитель наладить. контакт с аудиторией, от системности его изложения, аргументации, умение стимулировать учащихся к дальнейшей деятельности, поощрять, снимать эмоциональное напряжение в общении. Коммуникативные умения в сочетании со знаниями, навыками, психолого педагогическими качествами личности, выразительным и доходчивым объяснением, оценкой качественной передачи, ее полноты, содержания, формы. Хорошо развитые коммуникативные умения нужны учителю для создания оптимального педагогического климата.

Итак, определены функции художественного образования в современных условиях развития общества, которые вызывают необходимость ее модернизации. Воспитательная функция предполагает закладки фундаментов формирования духовности личности, ее национального самосознания, эстетической культуры; познавательная - поощрение детей к получению художественных знаний, активизации их стремление к познанию мира и себя в нем через призму художественных образов; развивающая - повышение внимания к развитию художественных способностей детей, их сенсорной сферы, склонности к творческому самовыражению в искусстве; гедонистическая - побуждение детей к получению эстетического наслаждения от художественных занятий; коммуникативная - формирование у школьников основ человеческой солидарности, толерантного отношения к художественной культуры разных народов.

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; г. Москва

Аннотация:

В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).

На Всемирной конференции по художественному образованию в Сеуле (май, 2010
год) были инициированы исследования в области образования через искусство. В
настоящее время в России, как и в некоторых других странах СНГ, подготовлены
Концепции образования через искусство, которые являются фундаментальной базой для
дальнейших исследований в этой области. Перспективным направлением в рамках
международного сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО в Москве, странами Содружества
Независимых Государств, Московским государственным университетом культуры и
искусств является реализация долгосрочного проекта по созданию и развитию «Web-
обсерватории художественного образования в странах СНГ». Web-обсерватория
представляет собой web-портал, обеспечивающий в первую очередь доступ к
Национальным информационным базам данных по художественному образованию в
странах-участницах.
Web-обсерватория предполагает систематическое наблюдение за развитием
художественного образования в России, ближнем и дальнем зарубежье и будет
способствовать поддержке культурного разнообразия и культурного наследия, более
интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,
распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его
качества.
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд
принципов построения образования в области искусства. Часто спрашивают, что означает
такое название – «дорожная карта»? Недавно я услышала термин из уст премьер-министра
РФ, это касалось экономической сферы. Для меня это план, стратегия замысла, действия
большой повседневной работы, которая приведет к результату, когда художественное
образование будет реально являться одним из важнейших механизмов трансляции всей
системы духовных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В теории и практике современного российского художественного образования
сложилось новое направление гуманитарного знания – педагогика искусства. Под
«педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая
теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика
искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении XX века усилиями
исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через
искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения
человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др .
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.
Но хочу подчеркнуть, что новое направление, педагогика искусства, складывается
на основе развития ведущих научных школ: «Теория и практика художественного
воспитания и развития» (А. В. Бакушинский); «Интегрированное обучение и
полихудожественное воспитание» (Б. П. Юсов); «Искусство как часть духовной культуры
человечества» (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); «Теория эстетического воспитания»
(А. И. Буров); «Театральное образование (Ю. И. Рубина, П. М. Ершов) и
кинообразование» (Ю. Н. Усов).
Наличие в научных школах представителей разных направлений, имеющих свой
индивидуальный творческий почерк, систему представлений и новаторских идей в связи с
проблемой формирования художественной культуры человека как части его духовной
культуры, позволяет глубже понять и осознать методологические предпосылки
становления школ, расширяет представления об исторических корнях тех или иных
явлений отечественной культуры и искусства. Выделены общие черты педагогики
искусства, которые получают развитие в исследованиях лабораторий Института: это
концептуальность, научность, художественность .
Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному
образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры
человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов на
жизнь.
Научность заключается в первую очередь в способе рассмотрения художественных
и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания,
вытекающим из природы и закономерностей искусства. Отсюда следует необходимость
формирования у школьников философского уровня мышления.
Художественность проявляет себя как подход, продиктованный сущностью самого
исследуемого (познаваемого) предмета; как руководящий принцип отбора содержания и
методических основ его раскрытия; как организующее начало, проявляющееся в
органическом единстве содержания и форм художественного образования.
На современном этапе развития российского художественного образования
выделены его основные подходы.
Монохудожественный подход основывается на общем и углублённом изучении
отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в
рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности.
Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных,
художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, подход к преподаванию, когда в центре
процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово
и т. п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в
рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с
помощью разных видов детского творчества – музыкального, изобразительного,
театрального, хореографического и т. п. Это стимулирует развитие творческого
воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В
настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного
образования и в начальной школе .
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую
актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода
преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического
направлений. Примером широкого применения этого подхода является восприятие
произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам
биографий выдающихся отечественных и мировых ученых: физиков, биологов,
физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений,
идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется
интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои
основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является
интонация как носитель образного смысла. Такой подход становится инновационным в
практике работы учителей-новаторов, учителей-исследователей.
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному
образованию, который можно представить как универсальный метод Школы Будущего.
Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином
культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства
научного и художественного познания.
В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных
дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом
постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого
явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у
молодого поколения формируется целостная картина мира во всём ее многообразии и
единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных
образовательных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией
творческого потенциала и общей детской одаренности, где в процессе экспериментальной
деятельности подтверждается высокая эффективность идеи его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
2. Научные школы в педагогике искусства: моногр. Часть I. / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Издательский дом
РАО, 2008.
3. Гуманитаризация образования в практике работы образовательных учреждений. Сборник статей / Департамент
образования города Москвы; [ред.-сост. Е.А. Ермолинская, под ред. Л.Г. Савенковой]. – Москва: Интеллект-Центр,
2014.

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям: выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца в колодках). Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой стороны организовывались профессиональные школы. Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей. Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях. Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности работы. Таким образом, налицо системный подход к обучению изобразительному искусству, положено теоретическое обоснование практики 11 изобразительного искусства, впервые установлены законы изображения и обучения будущих художников. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения (автор Тауф). Обучение строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивании установленных канонов. ИЗО а Египте было уже общеобразовательной дисциплиной. Лекция №4 «Система художественного образования в Древней Греции». Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью, гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе художественного образования, которая, в свою очередь, является значительным этапом в истории развития всего художественного образования в целом. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации. Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных (впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно целого. Этот эстетический идеал выражен в словах Перикла 12 (древнегреческий стратег, возглавивший Афины в период его расцвета): «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности». Однако, все новое, созданное греками имеет фундамент. И фундамент этот – египетское искусство. Греческие художники систему канонов и способы ваяния, выработанные в Египте. Например братья Телеклес и Теодор из Самоса, живя в разных городах, взялись за выполнение заказа самосцев на статую Аполлона Пифийского. Независимо друг от друга они изготовили каждый свою половину статуи так искусно, что при соединении обе половины сошлись между собой. Такому успешному ходу работы способствовала соблюдение египетская методика работы над скульптурным произведением. В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в общеобразовательной школе. Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по отношению к поликлетовскому канону. О методах обучения данного периода мы знаем из позднейших теоретических трудов римских историков Плиния, Павзания и Ветрувия, а так же на основе сохранившихся артифактов. Причем артифактов греческого станкового искусства осталось не так много: скульптура дошла до нас, в 13 основном, в римских копиях, которые не передают всей глубина древнегреческого искусства, артифакты живописи также немногочисленны. История первых методических разработок в изобразительном искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только линейным рисунком, без передачи светотени. Но и здесь линия работала на передачу пространства. Плиний пишет: «Полигнот…который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего ненодвижного лица давать разнообразие». Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако живописьего представлялась раскрашенным в монохроме рисунком. Настоящая революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к «светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения, которые рассматривали закономерности распределения светотени относительно источника света. Живопись стала основываться на игре теплохолодности. Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.). В одной из своих эпиграмм Аполлодор называл его «похитителем моего искусства». Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы, понимание законов красоты через наблюдение. Есть легенда о том, что Зевкис нарисовал мальчика, несущего виноград. К винограду слетелись 14 птицы, так он был искусно нарисован. А мастер расстроился: «Если бы я так же искусно изобразил мальчика, то птицы бы не прилетели, испугались». Знаменито соперничество Зевкиса и еще одного значительного художника Паррасия. Плиний пишет: «Про Паррасия передают будто он вступил в состязание с Зевкисом. Зевкис принес картину, на которой виноград был изображен так удачно, что слетелись птицы. Паррасий принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевкис, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано и показана сама картина. А затем понял свою ошибку и уступил пальму первенства под влиянием благородного стыда». Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные особенности его преподавания: -ясность в передаче очертаний предметов; -линеарность в передаче формы предметов; -активная работа с натуры; -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов реалистичного построения человеческого тела; -владение средствами светотеневого рисунка; -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до самоцели. В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий. Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном восприятии природы, ее внешней красоте. 15 Сикионская школа – основатель Эвпомп – базировалась на научных данных естествознания и строго придерживались законов изображения реальной природы. В этой школе требовалась величайшая точность и строгость рисунка. Она оказала влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эвпомп (400-375гг до н.э.) был выдающимся педагогом и живописцем. Он призывал своих учеников изучать закономерности природы на основе научных данных, главным образом, математики. Это принципиально новый метод – наблюдение+анализ. Ученик Эвпомпа – Панфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету, поскольку при рисовании человек не только передает форму предмета, но и познает его строение. Панфил много работал много работал в области соприкосновения рисунка с геометрией, поскльку считал, что последняя развивает пространвтвенное мышление. На двери его школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Продолжительность обучения у Панфила была 12 лет и стоила один талант (26,196 кг золота). К IV веку до н. э. древнегреческие художники начали разрабатывать теорию перспективы. Однако она имела мало сходства с той, что создал Филлиппо Брунеллески (с одной точкой схода). Это, скорее всего перцептивное восприятие действительности. Так в истории западноевропейского искусства появилось и существует поныне два направления: рисование от цветового пятна и от конструктивного анализа формы. Мастера Древней Греции призывали своих учеников к изучению натуры на научной основе, преимущество отдавалось знаниям, а не порывам вдохновения. Поэтому обучение рисунку имело первостепенное значение. Ученики рисовали, в основном, на буковых дощечках, покрытых воском, металлической или костяной палочкой. Художественные школы Древней Греции – это частная мастерская-студия, напоминающие по своему принципу частные мастерские эпохи Возрождения. 16 Итог: - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры; - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и познание закономерностей их построения; - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания окружающей действительности; - выработка канонов построения человеческого тела по законам видимой действительности научных знаний; - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично, «Человек – мера всех вещей» (Гераклид). Лекция №5 «Художественное образование в Древнем Риме» Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф, реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру, интереснейшие примеры монументальной живописи). После завоевания Греции Римом началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец. «Невежественный победитель был покорен искусством покоренного народа». 17 Во II в. до н. э. греческий язык был обычным в высшем обществе. Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия. Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь навыки ремесленника высокого класса, копеиста. Действительно, среди лощенных механических копий греческая подлинная скульптурная пластика представляется настолько живой в своей игре плоскостей, что кажется легким бризом в знойный день. Ничего принципиально нового в методику преподавания изобразительного искусства Рим не внес. Хотя заниматься изобразительным искусством считалось хорошим тоном и в высшем римском обществе. Но это было не более, чем дань моде. Таким образом, утилитарность мышления римлян сказалось на развитии художественного образования в этой стране не лучшим образом. Лекция №6 «Методы работы в средневековом искусстве» Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догмами, отсюда спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Поэтому религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Однако, 18 это не значит, что в средневековом искусстве не нашли выражения реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшавшей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства была заложена ограниченность, сказывающаяся, прежде всего в предельной условности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического тела. Достижения реалистического искусства античности было предано забвению. Гиберти писал: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера. Идолопоклонство подверглось величайшим гонениям, все статуи и картины самого совершенства были разбиты и уничтожены. Так, вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». Изобразительное искусство строилось без опоры на науку – только внимание и верный глаз художника. Телесность сохранялась лишь при заимствовании образов античного искусства (Орфей – образ юного Христа- пастыря). Однако эти заимствования длились недолго. На смену образу юного Христа пришел культ старчества со своим образным строем. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Однако в средневековом искусстве была система, которая пыталась нащупать некие закономерности построения изображения. Это система Виллара де Оннекура. Ее сущность – в построении отвлеченных математических расчетов, поиске 19 геометрической закономерности, кабалистике чисел, а не в поиске закономерностей строения форм природы. Византийское искусство отличались большей каноничностью по сравнению с искусством средневековой Европы. И здесь практиковалась работа по образцам. До наших дней дошел интересный труд по методике изобразительного искусства Византии. Это – «Ерминия, или Наставления в живописном искусстве» 1701-1745 г.г., написанное афонским монахом Дионисием из Фурны (Фурнографиотом). В ней содержится много фактов, касающихся ремесла живописца (как сделать копию, угли, кисти, клеи, грунтовки, подробные инструкции о способе написания ликов, одежд) и многое другое. Например, о том, как производить копирование: «…прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с небольшим количеством желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробелы и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника». Другой пример копирования: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятна, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его против света к окну…и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою». Итак, в эпоху средневековья: - основной метод обучения – копирование по образцам, способствовавшее развитию ремесленного труда; - процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров. 20



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...