М булгаков родился. Жизнь и загадочная смерть михаила булгакова. Пьесы, либретто, киносценарии

Д аже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»

Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...» (из воспоминаний Сергея Ермолинского).

1. Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903

2. Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Михаил Булгаков и режиссер Леонид Баратов, 1928

3. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Михаил Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

4. Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

5. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова . Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

6. В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

7. В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» прошел в кинотеатрах страны с триумфальным успехом. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

8. В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

9. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

Камень с могилы Николая Гоголя на могиле Михаила Булгакова

10. После кончины писателя его вдова Елена Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Гоголя решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Одна из последних фотографий. Михаил Булгаков с супругой Еленой Шиловской.

Михаил Булгаков - русский писатель и драматург, автор множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Достаточно назвать такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» и повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие книги и пьесы Булгакова были экранизированы.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.


Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее - в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Книги

Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.


О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».


К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» - в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.


В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.

Театр

Еще в 1925 году на сцене московских театров с большим успехом ставились пьесы Михаила Булгакова - «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия», «Бег», «Багровый остров». Через год министерство хотело запретить постановку «Дней Турбиных» как «антисоветскую штучку», но решено было этого не делать, так как спектакль очень нравился Сталину, который посетил его 14 раз.


Вскоре пьесы Булгаковы были все же сняты из репертуара всех театров страны и только в 1930-ом году, после личного вмешательства Вождя, Михаил Афанасьевич был восстановлен как драматург и режиссер.

Он ставит гоголевские «Мёртвые души» и диккенсовский «Пиквикский клуб», а вот его авторские пьесы « », «Блаженство», «Иван Васильевич» и другие при жизни драматурга так и не вышли в свет.


Единственным исключением стал спектакль «Кабала святош», поставленный по пьесе Булгакова « » в 1936 году после пятилетней череды отказов. Премьера прошла с громадным успехом, но труппа успела дать всего 7 показов, после чего пьеса была запрещена. После этого Михаил Афанасьевич увольняется из театра и в дальнейшем зарабатывает на жизнь как переводчик.

Личная жизнь

Первой женой великого писателя была Татьяна Лаппа. Их свадьба была более чем бедной – у невесты даже не было фаты, да и жили они затем весьма скромно. Кстати, именно Татьяна стала прототипом для Анны Кирилловны из рассказа «Морфий».


В 1925 году Булгаков познакомился с Любовью Белозёрской, происходившей из старинного рода князей. Она увлекалась литературой и полностью понимала Михаила Афанасьевича как творца. Писатель тут же разводится с Лаппой и женится на Белозерской.


А в 1932 году он встречает Елену Сергеевну Шиловскую, урожденную Нюрнберг. Мужчина бросает вторую супругу и ведет под венец третью. Между прочим, именно Елена выведена в самом знаменитом его романе в образе Маргариты. С третьей женой Булгаков прожил до конца жизни, и именно она приложила титанические усилия, чтобы впоследствии произведения ее любимого человека были опубликованы. Ни с одной из жен у Михаила детей не рождалось.


Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причем для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.

Смерть

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье – он стал терять зрение, дала о себе знать и врожденная болезнь почек.


Михаил Афанасьевич вернулся к употреблению морфия для снятия болевых симптомов. С зимы 1940 года драматург перестал вставать с постели, а 10 марта великого писателя не стало. Похоронен Михаил Булгаков на Новодевичьем кладбище, а на его могиле по настоянию супруги положен камень, который ранее был установлен на могиле .

Библиография

  • 1922 - «Похождения Чичикова»
  • 1923 - «Записки юного врача»
  • 1923 - «Дьяволиада»
  • 1923 - «Записки на манжетах»
  • 1924 - «Белая гвардия»
  • 1924 - «Роковые яйца»
  • 1925 - «Собачье сердце»
  • 1925 - «Зойкина квартира»
  • 1928 - «Бег»
  • 1929 - «Тайному другу»
  • 1929 - «Кабала святош»
  • 1929-1940 - «Мастер и Маргарита»
  • 1933 - «Жизнь господина де Мольера»
  • 1936 - «Иван Васильевич»
  • 1937 - «Театральный роман»

Кто такой Михаил Афанасьевич Булгаков? Великий писатель, сатирик, драматург, режиссёр и актёр. Биографию Булгакова кратко изложить очень сложно. Булгаков, интересные факты жизни которого сложно описать вкратце, достоин уважения и памяти потомков. Рассмотрим же его биографию чуть более подробно, чем написано на страницах википедии.

Вконтакте

Из-под его пера вышло немыслимое количество инсценировок, пьес, повестей, оперных либретто, киносценариев и рассказов. Для многих людей этот человек до сих пор остаётся мистической загадкой, в основном, благодаря своим бесподобным произведениям, таким как «Мастер и Маргарита» и многие другие. Теперь мы попытаемся подробнее разобраться в биографии писателя.

Детские годы писателя

Жизнь и творчество Булгакова берёт начало с 3 (15) мая 1891 г . Ребёнок был очень красивым и обладал запоминающейся внешностью. Голубые бездонные глаза и худощавая фигура прекрасно подчёркивали артистичность Михаила. Мальчик с детства был очень заинтересован, если не влюблён в литературу. Одним из первых произведений большого объёма, которое прочитал юный Михаил, была книга «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На тот момент мальчику было всего восемь лет. А ещё раньше, в семилетнем возрасте, из-под его детской руки вышло первое произведение – рассказ «Похождения Светланы».

Отец будущего писателя был доцентом Киевской духовной академии, а мать преподавала в Карачаевской прогимназии. Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры – Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата – Коля и Ваня.

Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в орловской губернии.

Образование Михаила Булгакова

В восемнадцать лет Михаил Афанасьевич окончил Первую Киевскую гимназию, после чего поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На его выбор повлияло то, что большинство его родных работали в медицинской сфере и жили довольно-таки обеспечено.

Интересный факт. У Михаила Афанасьевича Булгакова был дядя Н. М. Покровский, который работал врачом-гинекологом в Москве и был очень уважаемым и опытным доктором. Именно по его образу был описан профессор Преображенский.

Человеком Булгаков был довольно-таки замкнутым, скрытным, не любящим говорить о личном, страдающим от частых неврозов. Возможно, свою лепту в формирование именно такого образа писателя внесли такие беды, как преждевременная смерть отца (он скончался в сорок восемь лет в связи с серьёзным воспалением почек) и суицид близкого товарища Бориса Богданова из-за невзаимной любви к сестре мастера – Варваре Булгаковой.

Первая свадьба

Эта свадьба была бы прекрасным сюжетом для фильма. Двадцать шестого апреля 1913 года М. А. Булгаков женился на Татьяне Лаппа . Михаилу на тот момент было двадцать два года, а его избранница была на год младше любимого.

Татьяна была не из бедной семьи, и денег на свадебный наряд у неё должно было хватать с головой, но в день свадьбы невеста стояла перед алтарём в платяной юбке и блузке, которую возмущённая мать успела купить перед самой церемонией.

Но, несмотря ни на что, со слов очевидцев, это была одна из самых счастливых свадеб. Было много радости и смеха.

Позже Татьяна вспоминала, что Булгаков был человеком расточительным и не умеющим рационально распоряжаться финансами. Он не боялся потратить последние деньги на такси, если у него появлялось желание прокатиться по городу.

Мать невесты была не в восторге от зятя. Если она видела, что у дочери пропало очередное ювелирное украшение, то сразу было понятно — оно уже заложено в ломбарде.

Врачебный талант писателя

М. А. Булгаков был на удивление талантливым врачом. В день он принимал не менее сорока человек. Но, судьба была не особо благосклонна к его стремлениям. Михаил Афанасьевич был очень подвержен разнообразным заболеваниям.

Страсть к наркотикам

В 1917 Булгаков заражается дифтерией . Чтобы избавиться от заболевания писатель принимает сыворотку, вследствие чего у него начинается сильная аллергическая реакция, сопровождаемая сильными болями.

Чтобы избавиться от мучений, Михаил начинает вводить себе морфий, а после, просто подсаживается на него.

Спастись из наркотического плена ему героически помогает верная Татьяна Лаппа. Она осознанно уменьшала вводимую дозу наркотика, заменяя его дистиллированной водой. Это было очень непросто, ведь писатель не раз покушался на любимую, однажды, он бросил в Татьяну горячим примусом, а также не раз угрожал ей пистолетом. На это девушка реагировала с ангельским спокойствием, обосновывая такие поступки тем, что писатель не хотел причинить ей вред, просто ему было очень плохо.

Жизнь без морфия

Благодаря огромным стараниям суженной, в 1918 году Михаил Афанасьевич прекращает принимать морфий. В этом же году заканчивается его обучение у Покровского, своего дяди по маминой линии. Булгаков возвращается в Киев врачом-венерологом.

Первая мировая война

Когда началась Первая мировая война Булгаков работал врачом рядом с фронтом, но в скором времени его мобилизовали в армию УНР (Украинской Народной Республики), а после – на юг России, где Михаил Афанасьевич был назначен врачом третьего Терского казачьего полка, в составе этого полка побывал на севере Кавказа и успел поработать врачом в Обществе Красного Креста.

В 1920 году писатель заболевает тифом, в связи с чем, вынуждено остаётся на Кавказе. В это же время печатается в газетах, начинает писать драматургию. В письме двоюродному брату, Булгаков говорит о том, что он нашёл то, чем должен был заниматься уже вот как четыре года – писать.

В честь великих трудов Булгакова, даже поставлена мемориальная доска на здании областной больницы в Черновцах (Украина), где он работал хирургом.

Карьера писателя

В 1921 году Михаил Афанасьевич Булгаков переезжает в Москву, где начинает зарабатывать на жизнь тем, что пишет фельетоны для многих знаменитых, и не очень, газет и журналов, таких как:

  1. Гудок;
  2. Россия;
  3. Рабочий;
  4. Красный журнал для всех;
  5. Возрождение;
  6. Медицинский работник.

Немного статистики. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было опубликовано более 120 фельетонов , очерков и статей М.А. Булгакова.

Булгаков вступает во всероссийский союз писателей (1923), где знакомится с Любовью Белозерской, которая уже в 1925 году становится второй женой писателя.

В октябре 1926 года во МХАТе с головокружительным успехом проходит постановка «Дни Турбиных», которая пользовалась особой популярностью даже у Сталина. Вождь говорил, что это антисоветская штука, и Булгаков «не наш», но при этом посещал представление постановки около пятнадцати раз. Правда, кроме как во МХАТе, постановка больше нигде не ставилась.

В 1929 году писатель знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, она и стала третьей, последней женой писателя в 1932 году.

Гонение Булгакова

Удачная карьера недолго тешила самолюбие гениального писателя. Уже в 1930 году произведения Булгакова перестают публиковаться, постановки подвержены запретам .

С этого момента у писателя начинается трудное материальное положение. В этом же году Булгаков пишет брату в Париж о своих проблемах. Также он отправляет письмо самому И. Сталину, говоря в нём о том, что вождь должен определить его будущее либо разрешить выехать за границу, либо дать возможность зарабатывать на хлеб в родной стране.

Почти через месяц Булгакову позвонил сам Сталин, и посоветовал обратиться в МХАТ с просьбой предоставления рабочего места.

В МХАТе писатель принимается на работу в качестве режиссёра-ассистента, а через пять лет сыграл роль в спектакле «Пиквикский клуб».

Спектакль «Каббала святош» репетировался на протяжении пяти лет и вышел с громаднейшим успехом в 1936 году , но после семи представлений, в газете «Правда» выходит статья, в пух и прах критикующая постановку. После этого Булгаков уходит из МХАТА и устроился в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.

В 1939 году Булгаков готовит к постановке пьесу «Батум», посвящённую И. Сталину, но перед самой премьерой приходит телеграмма о том, что Сталин запрещает постановку, потому как считает неуместным пьесу о себе.

Смерть писателя

После этого у М. Булгакова резко ухудшается здоровье, он перестаёт видеть, врачи диагностируют воспаление почек. Писатель снова начинает принимать морфий, чтобы снять боль.

В это же время жена Е. С. Булгакова под диктовку мужа дописывает последний и окончательный вариант «Мастера и Маргариты».

10 марта 1940 года писатель скончался . На тот момент ему было всего-навсего 49 лет. М. А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле, по просьбе жены писателя, установлен надгробный камень с могилы Н. В. Гоголя, который впоследствии получит название «голгофа».

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова

За свою непозволительно короткую жизнь писатель успел оставить потомкам неоценимый литературный вклад. Имя такого великого писателя не может быть забыто, а рукописи, как известно, не горят. Вот небольшой список шедевров, великого литератора:

  • Мастер и Маргарита;
  • Белая гвардия;
  • Записки юного врача;
  • Морфий;
  • Роковые яйца;
  • Театральный роман;
  • Дьяволиада;
  • Я убил;
  • Красная корона;
  • Площадь на колёсах;
  • Приключения покойника.

Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891–1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе «Белая гвардия» (1924) укладу дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926). Литературовед М. Чудакова писала об этом периоде жизни Булгакова: «В эти полтора года он увидел свой народ лицом к лицу, и, возможно, именно взгляд врача, знающего, что без элементарного просвещения и примитивных хотя бы гигиенических норм нельзя рывком перескочить в новый светлый мир, укрепил уверенность Булгакова в губительности для России вскоре наступивших революционных потрясений».

Еще студентом Булгаков начал писать прозу - по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.

Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать. В Автобиографии (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла.

Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил).

В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей - И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине.

Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1968 в Великобритании).

В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе - Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926). Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков, которые обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами». Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 его показ был запрещен.

Вскоре после «Дней Турбиных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов - «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) - и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры).

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С. Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась - от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций - в первую очередь, с «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны - Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» - произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Осознавая неприемлемость «Мастера и Маргариты» в рамках советской идеологии, Булгаков тем не менее пытался способствовать публикации романа. С этой целью в 1938 он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин. Пьеса была запрещена; публикация романа при жизни автора не состоялась. Только в 1966 вдове Булгакова, при содействии К. Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков П. Вайля и А. Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. В 1977 Ю. Любимов поставил по «Мастеру и Маргарите» одноименный спектакль в Театре на Таганке.

Сжатое описание жизни Булгакова кратко может объяснить феномен гениального писателя, прошедшего через все жизненные трудности и испытания, при этом оставшегося настоящим гуманистом. Михаил Афанасьевич – автор более 170 произведений, включающих романы, пьесы, фельетоны, очерки, рассказы, повести, театральные инсценировки. Сухие факты из его жизни можно найти в Википедии, учебниках, биография писателя хорошо изучена, но лишь в его творчестве раскрывается жизненный реализм, украшенный сатирой и юмором.

Для понимания того, что за человек Михаил Булгаков, следует разобраться в его происхождении. Появился будущий писатель на свет 15 мая 1891 года в Киеве в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых – преподавателя духовной академии, статского советника и дочери протоиерея. Многодетной семье, где кроме Михаила подрастало еще шестеро детей, хватало средств для безбедного существования.

Воспитанием детей занималась Варвара Михайловна – утонченная интеллигентка, прививавшая детям любовь к искусству, музыке, чтению. Даже безвременная смерть отца семейства не помешала будущему автору закончить Первую Александровскую гимназию – колыбель киевской интеллигенции.

В 1909 году Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет. В произведениях «Роковые яйца» и прослеживается симпатия автора к профессорам Персикову и Филиппу Филипповичу неспроста, так как Булгаков по профессии был врачом.

Годы войн и революций

Согласно информации о Булгакове из Википедии, в 1913 году наладилась его личная жизнь. Будущий автор вступил в брак с Татьяной Николаевной Лаппа – дочерью столбового дворянина.

Молодожены поселились в съемной квартире на Андреевском спуске, любили посещать театральные пьесы, премьеры, музыкальные концерты. Несколько раз молодой человек ходил на концерты Шаляпина. В творчестве Булгакова интересным фактом стало то, что черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде – герое последнего романа писателя.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года.

Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Спустя год врача направили служить заведующим инфекционным и венерологическим отделением больницы в городе Вязьма.

Согласно документам из архива земской управы молодой человек показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты:

  • в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч;
  • все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

На жизнь и творчество Булгакова повлияла Февральская революция. Это событие писатель описал дословно так: «Внезапно грозно наступила история». После событий Октябрьской революции врач получил освобождение от военной службы и смог вернуться в Киев, где его захлестнула волна гражданской войны. Власть менялась постоянно, и каждая нуждалась в услугах хорошего врача. Так Михаил Афанасьевич служил в следующих армиях:

  1. Гетмана Скоропадского;
  2. Лидера националистического движения Петлюры;
  3. В Красной Армии;
  4. В войсках Деникина.

Пережитые события из биографии Булгакова кратко отразились в «Белой Гвардии», в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в «Днях Турбиных», в «Беге». Для понимания исторической обстановки тех времен стоит прочитать эти произведения.

Белая Гвардия

Творчество

Википедия утверждает, что в конце 1919 года или в начале 1920 жизнь Булгакова резко изменилась: он покинул ряды Деникинской армии. Хороший врач сменил врачебную деятельность, то, кем был Булгаков по основной профессии и образованию, и начал сотрудничать автором в местных газетах. Первые произведения писателя вошли в сборник «Дань восхищения» и были опубликованы весной 1920 года в местных газетах на северном Кавказе.

Интересно! Сестра писателя вспоминала, что Михаил Булгаков начал писать на первом курсе учебы в университете – рассказ носил название «Огненный змей». Это произведение о человеке, больном алкоголизмом.

Пребывая на Кавказе , автор начал отстаивать последн ее наследи е классиков , вступая в полемику с деятелями культуры тех времен . В результате был изгнан из подотдела искусств осенью 1920 года. Булгаков остался без работы и без средств к существованию. Весной 1921 года жизнь начинающего писателя изменилась благодаря успешной инсценировке пьесы «Сыновья Мулла». У молодого человека появилась возможность переехать в Тифлис, а затем в Батуми.

Переезд в Москву

Осенью 1921 года Булгаков принял решение переехать в Москву. Два месяца Михаил Афанасьевич проработал секретарем литературного отдела Главкомитпросвета, затем остался без работы. Попытки сотрудничества в частных газетах не увенчивались успехом.

Время безработицы закончилось весной 1922 года – автор стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.

Хронологическая таблица Булгакова по произведениям:

1918-1919 черновые наброски рассказов «Записки юного врача»
1919-1920 несколько рассказов и фельетонов «Дань восхищения»
1921 пьеса «Сыновья Мулла»
1922-1924 «Похождения Чичикова», «Белая гвардия»
1923 повесть «Дьяволиада», рассказы «Записки на манжетах»
1924 повести «Роковые яйца», «Багровый остров»
1925-1928 пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», роман «Собачье сердце»
1926-1928 пьеса «Бег»
1927 повесть «Багровый остров»
1928-1929 пьесы «Великий канцлер Князь тьмы» (черновой вариант «Мастер и Маргарита»), «Кабала святош», роман «Копыто инженера», повесть «Тайному другу»
1931 пьеса «Адам и Ева»
1932 пьеса «Полоумный Журден»
1933 роман «Жизнь господина де Мольера»
1934 пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)»
1935 пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1936-1937 либретто опер «Театральный роман или записки покойника», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Черное море»
1937-1938 либретто оперы «Рашель»
1939 пьеса «Батум», либретто оперы «Дон Кихот»
1929-1940 роман «Мастер и Маргарита»

Венец творчества Михаила Афанасьевича – гениальный роман «Мастер и Маргарита». Писался на протяжении 10 лет, обязателен для прочтения, ведь вмещает весь жизненный опыт писателя, передает его видение смысла жизни.

Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Годы критики и гонений


Н
ачиная с 1914 года автор проживал тяжелые годы жизни , видел много войн , несправедливости , жестокости , но всегда оставался приверженцем общечеловеческих ценностей , их он пытался донести людям в своем творчестве . В 20-е годы позиция Булгакова подверглась осуждению. Произведения Михаила Афанасьевича запрещались, не печатались и не ставились на театральной сцене.

В 1929 году нападки критиков достигли апогея. Были сняты с инсценировки пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров» и комедия «Зойкина квартира». Новую пьесу «Мольер» Главрепертком запретил весной 1930 года. Тогда Михаил Булгаков кратко написал письмо правительству с просьбой выезда за границу из-за невозможности существования на родине. Вскоре ему позвонил Сталин. Так писатель, по образованию врач, был назначен в МХАТ режиссером-ассистентом.

В 1932 году возобновились показы «Дней Турбиных», инсценировалась пьеса «Мертвых душ» по Гоголю. В 1936 году автор перешел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста.

В 1924 году произошли перемены в личной жизни Булгакова – он развелся с Татьяной Николаевной Лаппа и вступил в брак с Любовью Евгеньевной Белозерской. А в 1932 году развелся со второй женой и вступил в третий брак с Еленой Сергеевной Шиловской, взявшей фамилию мужа. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа . Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя.

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти 10 марта 1940 года мастер больше не издавался. Перед смертью Булгаков ослеп, врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. Окончательный вариант романа «Мастер и Маргарита» дописывала Елена Сергеевна Булгакова под диктовку писателя, не увидевшего даже черновика своего произведения.

Автобиография собрана в нескольких его произведениях «Тайному другу», «Записки на манжетах», «Записки юного врача», в «Мольере», в «Белой гвардии». Эти творения помогают заглянуть во внутренний мир писателя, увидеть его глазами историческую обстановку того времени.

Чтобы лучше понять, кто такой Михаил Афанасьевич, следует знать, что имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил не за себя, а за других. Так, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

Интересно! После знакомства с Еленой Сергеевной в 1929 году автор посвятил ей незавершенную повесть «Тайному другу». В произведении описаны булгаковские годы жизни в Москве и работы над романом «Белая гвардия». Своего рода автобиография для близкого человека, с которым нельзя было в то время соединиться.

Полезное видео: 10 Фактов Михаил Булгаков

Вывод

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Михаил Афанасьевич не воспринимал литературу с абстрактными болью и страданиями, нереальными героями, проходящими мимо правды жизни. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня.

Вконтакте



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...