А паре выдающийся хирург эпохи феодализма. Медицина эпохи возрождения. Стоматология эпохи Возрождения

Учился в трёх университетах. В 23 получил степень доктора медицины в Падуе, вскоре стал магистром Падуанского университета. Анатомируя человеческие трупы убедился, что взгляды Галена на строение тела во многом ошибочны т.к. они основаны на изучении анатомии обезьяны и других животных. Исправил 200 ошибок Галена. Правильн описал скелет, его мышцы, многие внутренности, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для следующего обоснования кругового движения крови. Свои наблюдения изложил в анатомических таблица, вкл. 6 гравюр, Совершенствуя преподавание анатомии, издал краткий учебник анатомии «Извлечение». Труд везалия «О строении человеческого тела» . В семи книгах. В нем не только обобщались достижения в области анатомии за предшествовавшие столетия- Везалий обогатил науку собственными достоверными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела, исправил большое количество ошибок своих предшественников и главное- впервые привел все эти знания в систему т.е. сделал из анатомии науку. первый том посвящен исследованию костей и суставов, второй- анатомии мышц, третий- кровеносным сосудам, четвертый – периферической нервной системе, пятый – органам брюшной полости, шестой – строению сердца и легких, седьмой – головного мозга и органов чувств. Текст сопровождают 250 рис. Фронтиспис изображает момент анатомирования: в центре группы- Везалий, вкруг- ученые и бщественные деятели, многочисленные ученики – всего 48 реальных исторических персонажей. Среди них - Коломбо, мигель сервет, Джироламо Фракастро, парацельс, короли, священнослужители

Вопрос 33-У.Гарвей, «О движении сердца и крови у животных» и его влияние на стояние и развитие.

Английский врач, физиолог, эмбриолог. В 21 окончил Кембриджский уновер,24- в Падуе закончил факультет медицины и получил степень доктора медицины. На родине стал профессором кафедры анатомии, физиологии, хирургии в Лондоне. Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерии в вены по анастомозам и через поры тканей,- при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники и он не мог увидеть капилляров. Псле многолетней проверки изложил теорию в сочинении «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Подвергся ожесточенным нападкам со стороны церкви и многих ученых. Первым теорию признал декар, потом Галилей, Санторио, Борели. Павлов видел в ней не только « редкой ценности плод» научной мысли, но отмечал и « подвиг смелости и самоотвержения» ее автора.

Вопрос 34-Развитие опытного метода в науке и медицине(Ф. Бекон)

Английский философ, политический деятель. Не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Его философский трактат «Великое восстание наук», посвященный вопросам формирования науки и научного познания, не был закончен. Вторая его часть «новый Органон» была опубликована в 1602. Сформулировал три цели медицины: сохранение здоровья, излечение болезней, продление жизни. Наука представлялась ему основным средством решения социальных проблем общества. Поэтому он был сторонником союза науки и власти. Основными орудиями познания- чувство, опыт, эксперимент и то что из них вытекает. Гегель писал о нем-полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепоту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами». В области медицины выдвинул ряд идей, реализацией кот. Занимались последующие поколения ученых. Бекон во многом определил пути формирования философского мышления и развитие наук грядущего Нового времени.

Вопрос 35-А.Паре,выдающийся хирург эпохи феодализма.

Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем- цирюльником. В армии был цирюльник- хирург. В северной италии – не хватило смолистых веществ, кот. Заливал раны, заменил их приложив к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками.Опасался этого, но утром застал своих больных бодрыми, выспавшимися, с ранами не воспаленными и не припухшими. После этого больше не стал прижигать раны маслом. Учение о лечении огнестрельных ранений стало выдающейся заслугой паре.Первый труд-Способ лечить огнестрельный раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др. В 1549-«руководство по извлечению младенцев, так и мертвых, из чрева матери». Паре был первым хирургом при дворе королей Генриха 2, Франциска 2, Карла 9, Генриха 3, Усовершенствовал технику хирургически операций, заново описал поворот плода на ножку, применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, вкл. Искусственные конечности и суставы. Труды по хирургии, ортопедии, акушерству. Сочинение «Об уродах и чудовищах». В кот. Привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов.

Вопрос 36

Б. Рамаццини - итальянский врач, основоположник профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины. Будучи городским врачом в разных районах италии, а затем профессором университетов в Модене и Падуе, он не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел. «в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни.» свои многолетние исследования Рамаццини обобщил в классическом трактате «о болезнях ремесленников» , который был переведен на многие европейские языки и переиздан свыше 25 раз. В нем описаны условия труда и заболевание работников более чем 60 профессий. Рамаццини анализировал причины возникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаивал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих. Эта работа дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

Вопрос 37 – Основоположник экспериментальной гигиены. Макс Петтеркофер.

Профессор Мюнхенского университета. Ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды, почвы, занимался гигиеной водоснабжения, установил гигиенические нормы и рацион питания. Придавал особое значение гигиены почвы, доказал её важность ее осушения и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздоровлению населенных мест. благодаря его деятельности в Мюнхене и других городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями снизилась. Однако он несколько переоценивал ее фактор. Особенно ярко это проявилось в отношении причин возникновения холеры. Придерживаясь «почвенной теории» выступил против бактериологической теории Коха. Он не отрицал существование живого возбудителя, но и не верил в простоту механизма его передачи. Существуют территориальные и временные факторы, благоприятствующие возникновению эпидемии – утверждал он. Проверить на животных не мог – холера болезнь людей. И решил поставить эксперимент на себе. 7 ок. 1892 выпил культуру холерного вибриона. По счастливой случайности не заболел. Это еще более утвердило его в своем мнении. Сегодня мы знаем что он формально стоял на неверном пути. Он не принимал никаких мер предосторожности в эксперименте, он вел привычный образ жизни. Подвергая опасности заражения всего населения города.

Вопрос 38

Г. Бурхааве (бургав) – врач, химик и ботаник, профессор возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии и практической медицины, основоположний клинической медицины. Отдавая приоритет лечебной практике он утверждал что клинической называется медицина которая наблюдает больных у их ложа; там же изучает подлежащие применению средства. Следовательно надо посетить и видеть больного. Тщательное обследование больного Бургав сочетал с физическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Он первым применил в клинической практике усовершенствованный термометр Фаренгейта, использовал лупу для обследования больного, вел подробные записи историй болезней.клиническая школа Бурхааве съиграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.

Вопрос 39

Джованни батиста Морганьи – ученик профессора анатомии и хирургии Болонского Университета Антонио Вальсальвы, стал доктором медицины в 19 лет. В 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через 5 лет кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, морганьи сопостовлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный материал(700 вскрытий) и труды предшественников, морганьи опубликовал классическое 6-ти томное исследование « о местонахождениях и причинах болезней, открытых посредствои рассечения» Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определнные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Сблизив анатомию с классической медициной, морганьи создал первую научно0обоснованную классификацию болезней. Т. О он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине.

Вопрос 40

Л. Ауэнбруггер – венский врач, который впервые предложил метод перкуссии. в течение 7 лет он тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он систематически сопостовлял с данными патологоанатомических вскрытий и в 1761 году изложил результаты своих исследований на 95 страницах его сочинения «новое открытие позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».

Р. Лаэннек – будучи студентом парижского университета, начал работу по изучению чахотки. Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые лаэннек назвал туберкулами. Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, то спасти больного было уже невозможно. Выслушивание ухом приложенным к грудной клетки не давало ощутимых результатов. В 1816 году лаэннек увидел решение проблемы. Первые стетоскопы он клеил из плотной бумаги, затем стал вытачивать их из дерева разных пород. Р. Лаэннек изучил клинику и патоморфологиюпортального цирроза печени, установил специфичность туберкулезного процесса, изучил клиническую картину и диагностику заболеваний легких.

Вопрос 41

К. Рокитанский – венский потолог. Его трех томное «руководство патологической анатомии» составленное на основе более чем 20 тысяч вскрытий с применением макро и микроскопических методов исследования. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей организма. В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.в серидине 19в. Гуморальная патология Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными(применение микроскопа резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии.

Вопрос 42

Р. Вирхов – немецкий врач, потолог общественный деятель. Руководствуясь теорией клеточного строения, он впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярно патологии. По вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий, материальным субстратом болезни является клетка, вся патология- есть патология клетки. Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии биша и гуморальной патологией Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующие развитие медицины.

Вопрос 43

Л. Пастер – французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии. Основные открытия: ферментативная природа молочнокислого(1857) спиртового(1860) и масляно-кислого(1861) брожения, изучения болезней вина и пива (с1857) , опровержение гипотезы самозарождения(1860), исследование болезней шелковичных червей (1865), основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры,1880), создание вакцины против сибирской язвы(1881), путем искусственного применения вирулентности микроорганизмов, создание антирабической(бешенство) вакцины (1885).

Р. Кох – немецкий ученый, один из основоположников бактериологии.Изучая специфические возбудители различных болезней, Кох создал лабораторную, бактериологическую и определил стратегию исследований. Он разработал плотные питательные среды для выращивания чистых бактериальных культур и сформулировал критерии взаимосвязи между возбудителем и инфекционным заболеванием. окончательно установил этиологию сибирской язвы(1876), открыл возбудители туберкулеза(1882) и холеры(1883). Исследовал чуму и малярию, трахому, тропическую дизентерию, возвратный тиф. Изучая туберкулез он получил туберкулин, глицериновый экстракт чистой культуры микробактерий туберкулеза, который оказался ценным диагностическим средством

Вопрос 44

Достижения и направления развития гигиены в россии 19 века:

1) А.П. Доброславин - первый отечественный профессор гигиены. Докторская дисенртация « материалы для физиологии метаморфоза»(обмена вещ-в), начал читать курс гигиены в петербургской медико-хирургической академии и создал первую в нашей стране кафедру гигиены, была создана эксперементальная гигиеническая лабаратория, он является автором первых в россии учебников по гигиене. Его научные труды посвящены изучению обмена вещ-в, гигиене питания и военной гигиене. По его инициативе было создано «русское общество охранения народного здравия» и гигиенический журнал «здоровье»

2) Ф.Ф. Эрисман – выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, боролся за усовершенствование канализации, первый кто опубликовал материалы о антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежек. Создал первое в нашей стране руководство по гигиене(1872-1877), осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышл. Пролетариата в московской губернии. Создание большой школы российских гигиенистов

3) Г.В. Хлопин- профессор, создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общественной и коммунальной гигиены.

Вопрос 45

1) народная медицина: врачеванием занимались ведуны, ведьмы, кудесники, чаровницы. В народе они считались посредниками между человеком и силами природы. В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Их труд оплачивался. Свои врачебные секреды они передавали из поколения в поколение через отца к сыну (семейные школы). В лечебной практике использовали средства растительного, животного и минерального происхождения. Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках.

2) монастырская медицина – а вместе с ними и монастырские больницы стали развиваться на руси после принятия христианства. Болезнь принималась как наказание, или результат вселения бесов. Исцеление- духовное прощение. Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи, дополняли ихв монастырях лечили раненых, больных заразными, нервными и психическими заболеваниями, тяжелобольных (нередко постригали в монахи).

3) светская медицина: в основе опыт народного врачевания

4) санитарное дело: в древней руси присутствовали водопроводы и водосборники. Сообщается о существовании больниц, неотъемлемой частью медико-санитарного быта была баня(использоваласть так же как место где принимали роды, вправляли вывихи, делали кровопускания, массаж, лечили простуду, болезни суставов и т.д) во время эпидемий проводились меры по ограницению заморных мест, организовывали заставы и засеки.

Вопрос 46

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за "византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины. В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. но не смогла победить народной медицины.

Вопрос 47

В обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X-XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди - мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием. Носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения

Вопрос 48

Образование московского государства: после изгнания золотой орды и обьединения русских земель вокруг москвы во времена княжения ивана 3 великое московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы.

Аптекарский приказ: в период между 1581 и 1620 г на территории кремля был организован аптекарский приказ, первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом и вплоть до 18 столетия назывался «ближний государев аптекарский приказ» со временем его функции значительно расширились.

Первая лекарская школа: была открыта в аптекарском приказе в 1654, во время войны с польшей. ченики собирали травы, работали в аптеке и в полку, изучали латинский язык, фармацию, диагностику болезней и способы их лечения. Обучение длялось от 4-6 лет. Обучение было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий не было, их заменяли травники и лечебники, а также истории болезней. Функции аптекарского приказа : руководство аптеками, аптекарскими огородами, сбором лекарственного сырья,приглашение на службу ко двору врачей, проверка их документов об образовании, проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в россию, контроль за их работой и оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка историй болезней, подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами, организация некоторых карантинных мер, суд-мед освидетельствование, собирание и хранение травников, лечебников и др мед книг, подготовка российских лекарей, заготовка и продажа водки, вина, пива и меда(основной источник финансирования)

Вопрос 49

Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям. В нашей стране такими воротами были псков и нговгород. Частые эпидемии повальных болезней привели к введению предохранительных мер на руси: 1)сначала это выражалось в изоляции больных и оцепление неблагополучных мест, умерших погребали там же где он умер, общение с зачумленными домами прекращалось2) когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах организовывали заставы, в лесах устраивали завалы 3) для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание, окуривание дымом, проветривание, мытье. 4) умирающих стали хоронить за чертой города 5) во время мора прекращался ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Это приводило к неурожаям и голоду, которых шел вслед за эпидемиями, появлялась цинда и др болезни, которые несли новую волну смертей

Вопрос 50

Народная медицина:Значительное место в лечебниках этого времени отводилось хирургии. Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инстременты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли или нитями из кишок животных

Светская медицина: оказывали врачебную помощь на дому или в русской бане. Стационарной помощи практически не сужествовало. При монастырях продолжали строить больницы. В 17в на руси впервые были созданы гражданские больницы, предназначенные как для лечения больных так и для обучения лекарскому делу. Иноземные доктора пользовались уважением и почетом. 15-17 века на руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начало подготовки врачей из россиян, зарождение гос организации мед. Дела

Вопрос 51

Реформы петра1

1) учредил в Москве курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.

2) 1707-основаниев Москве при генеральном госпитале первой в России госпитальной школы

3) до Петра 1 в России не существовало ни одного высшего мед. Учебного заведения

4) воинский указ (1716) – определил число докторов, полевых лекарей, цирюлников и полевых аптекарей в различных подразделениях действующей армии

5)1722- указ о госпиталях, положил начало развитию анатомических секций умерших и судебным вскрытиям

6) 1724 г – учреждение Академии наук в питербурге, по указу петра

7)В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 8) 1720 г.- адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

9) В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. 10) В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях».

Вопрос 52

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. первый госпиталь был открыт в Москве в 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия. Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям(«Генеральный регламент о госпиталях»). В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

Вопрос 53

В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем число врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных административных и культурных центров страны. В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей - школы на базе крупных госпиталей. В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпи­тале в Москве (1707). Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и других городах России.Это были высшие учебные заведения. Для получения звания лекаря после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаме­нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле­кари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, опера­тивную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубо­врачевание с челюстно-лицевой хирургией, челюстно-лицевой травматоло­гией и ортопедией. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем.

Вопрос 54

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и фло­та, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач. Возникает острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей. Велико значение реформ, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию. Для изготовления хирургических инструментов в 1718 г. организуется «инструментальная изба».

В 1775 г. образуются "Приказы общественного призрения", губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившим вариоляцию.

Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.

Петр I овладел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Он всегда носил с собой два набора инструментов: матема­тический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов).В Ленинградском музее антропологии и этнографии хранится "Реестр зубам, дерганым императором Петром I". В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривлен­ность корней, переломов нет, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления.Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гени­ального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгля­ды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Особенно важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 г. графу И.И.Шувалову "О размножении и со­хранении российского народа", в котором ученый выражает заботу о здоро­вье народа и развитии медицины.

Вопрос 55

П. А. Загорский – утверждал русскую анатомическую терминалогию взамен латинской. Создал первое в россиии оригинальное отечественное руководство по анатомии «сокращенная анатомия» в 2 книгах

И. Ф. Буш - он был в сущности первым преподавателем хирургии в академии. Деятельность Буша, как ученого, выразилась в 44-х научных работах, из которых многие имели серьезное научное значение. Кроме того, Буш принимал весьма видное участие в издании одного из величайших научных трудов по оперативной хирургии - «Анатомико-хирургических таблиц, печатанных по Высочайшему соизволению и щедротами Е. В. Императора Николая І» .автор первого русского руководства к преподаванию хирургии с 3 частях(1807) основоположник первой русской хирургической школы и первой хирургической клиники в россии.

И. В. Буяльский- профессор кафедры анатомии в петербургской медико-хирургической академии. В 1828 опубликовал «анатомико-хирургические таблицы», которые имели иллюстрации. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозийных препаратов. Был инициатором метода ледяной анатомии.разработал ряд новых хирургических операций(на верхней челюсти, кровеносны сосудах), создал новые хирургические инструменты. Внес существенный вклад в становление сосудистой хирургии, впервые в россии выполнил перевязку безымянной артерии, в числе первых применил хлороформный наркоз и крахмальную повязку при переломах

Вопрос 56

Н.И. Пирогов - великий анатом и хирург, создатель топографической анатомии как самостоятельной науки и экспериментального метода в хирургии, новатор методов ледяной анатомии и распилов замороженных трупов, один из основоположников военно-полевой хирургии. Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии – главная из них «хирургическая анатомия аретриальных стволов и фасций» а также «полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками и иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в 3 направлениях через замороженное тело. В 1847г прервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке в театре военных действий в дагестане. Послеоперационные болезни впервые были разделены пироговым на 2 группы: чистые и гнойные.внес значительный вклад в развитие асептики и антисептики(применял мытье рук обеззараживающими растворами спирта, ляписа, йодной настойкой. Произвел огромное кол-во стоматологических операций, разработал методы пластических операций на лице, изготовил наборы хирургических инструментов в которые входили и зубоврачебные.

Вопрос 57

Развитие военно-полевой хирургии, становление ее как научной отрасли медицины, связаны с именем гениального отечественного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810–1881), анатома и общественного деятеля, профессора военно-медицинской академии (с января 1841 г.). Чтобы оценить вклад Н. И. Пирогова в военно-полевую хирургию, надо знать ее состояние до него. Помощь раненым носила хаотичный характер. Смертность достигала 80% и выше. Пирогов считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. В 1847 г. Пирогов впервые на войне применил общий эфирный, а затем и хлороформный наркоз, доказав этим возможность общего

В средние века в Западной Европе хирурги не имели научного образования, не считались врачами и в сословие врачей не допускались. Они считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации (в Париже хирурги объединялись в «Братство св. Косьмы», а врачи, которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете).

Между врачами и ремесленника хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, они продолжали заучивать тексты и были далеки от понимания клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в здоровом или больном организме. Хирурги же, наоборот, имели богатый практический опыт. Среди них существовала профессиональная градация. Самое высокое положение занимали «длиннополые» хирурги (отличались длинной одеждой). Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, грыжесечение или камнесечение. Хирурги второй категории - «короткополые» (цирюльники) занимались «малой» хирургией: Кровопусканием, удалением зубов и т.п. самое низкое положение занимали банщики, выполнявшие простейшие манипуляции, например, снятие мозолей. Между различными категориями хирургов велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию хирургов. Они не допускались в университеты. Обучение хирургии происходило внутри цеха сначала на принципах ученичества. Затем стали открываться хирургические школы. В 1731 г. в Париже решением короля была открыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. Она была приравнена к медицинскому факультету. Так в Западной Европе завершилась многовековая борьба между схоластической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта.

Хирургия не имела научных методов обезболивания до середины XIX в., поэтому все операции причиняли жесточайшие мучения пациентам. Не было правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому 90% операций в средневековой Европе заканчивались гибелью пациента в результате сепсиса.

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XIV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (1450-1545 гг.) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514 г.), которая выдержала более 50 изданий в различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха путем прижигания раневой поверхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1510-1590 гг.). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Первый его труд по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан. В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хирургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом «Отеля дьё», где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Выдающейся заслугой Паре является его вклад в учение о лечении огнестрельных ранений. В 1536 г. во время похода в Северную Италию молодому армейскому цирюльнику Амбруазу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран.

В то же время наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, акушерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Это свидетельствует о противоречиях во взглядах выдающихся деятелей сложнейшей переходной эпохи Возрождения.

Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста. Связанное с его именем преобразование хирургии было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями в разных странах.

На каждого, кто изучает историю мировой медицины, произведет впечатление глубина знаний, которыми обладали античные врачи. Однако на протяжении тысячи лет эти обширные медицинские знания были недоступны европейцам в период Средневековья. То, что сейчас нам известно как западная научная медицина, возникло только после эпохи Возрождения.

Возрождение, начавшееся в 1453 г., послужило сигналом для возвращения медицины в клинику и к больным, ее существование не ограничивалось только монастырями и университетами. Хирургия под руководством таких выдающихся хирургов, как Амбруаз Паре, вернула себе свою былую славу. Это был период, когда болезни стали дифференцироваться. Такие болезни, как ветрянка, сифилис и тиф, были тогда впервые описаны и выделены из общей массы «лихорадок» и «чумы».

В тот век проявили себя три выдающихся человека, а именно Фракасторо, Парацельс и Андреас Везалий. Они не только способствовали развитию медицины, но и определили три кардинальных направления в истории ее достижений.

Фракасторо (1478-1552), уроженец Вероны, разработал теорию инфицирования и передачи инфекции мелкими частицами по воздуху или при контакте людей. Если бы тогда общество было настроено по отношению к учению Фракасторо более благосклонно, медицина достигла бы успехов в этом направлении на четыре столетия раньше и сколько жизней можно было спасти! Враждебно настроенное консервативное общество, часто не только холодно принимало идеи первооткрывателей, но и жестоко высмеивало и оскорбляло их самих. Например, когда Мигель Сервет (XVI в.) выдвинул идею существования малого круга кровообращения, его сожгли как еретика.

Когда Пьер Бриссо (XVIII в.) выразил протест против излишнего кровопускания, его подвергли остракизму, и он умер в ссылке.

Знакомясь с историей медицины или какой-либо другой науки или искусства, читатель, не лишенный сочувствия к людям, не может не задумываться над тем, когда наконец человечество научится извлекать уроки из прошлого и почему бы нам не стать немного добрее по отношению к мужественным людям, осмелившимся идти впереди своего времени. И все же, несмотря на такую враждебность, истина торжествует. Парацельс (ок. 1490-1541) начал свое преподавание в Базеле с того, что сжег произведения Галена и Авиценны на публике не в знак протеста против этих двух выдающихся личностей, хотя некоторые из их положений признаны неверными, а против раболепного отношения и пассивного чтения книг. Гален и Авиценна на протяжении столетий считались непререкаемыми авторитетами, с которыми никто не имел права не соглашаться. Поиски Парацельсом специальных средств для лечения определенных заболеваний положили начало современной химиотерапии.

Андреас Везалий (1514-1564) нарушил традицию Авиценны изучения по книгам и показал, что даже Гален не достиг совершенства в анатомии. Главное произведение Везалия «О строении человеческого тела» выявило многие ошибки Галена, такие как, например, пятидольчатая печень или рогатая матка, и стало основой современной анатомии. Везалий отказался от размышлений и предположений, заменив их непосредственным наблюдением на секционном столе, чем нанес сокрушительный удар по оторванному от жизни консерватизму и поставил медицину на прогрессивную научную основу.

Леонардо да Винчи

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д"Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров - скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Ему отпущено природою с лихвой

Одним лишь взглядом всю округу поражает,

След восхищенья оставляя за собой.

Ему отпущено сполна судьбой.

Лик его дивный солнце затмевает,

А смех и пение звучат такою чистотой,

Что все окрест в восторге замирает.

Микеланджело Буонарроти

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо "Крещение Христа". По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине "Крещение Христа" Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как "Крещение Христа". Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем "Долина Арно" (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, “которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым”. Работа над щитом так увлекла Леонардо, что “по великой своей любви к искусству” он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь “как раз отвечает своему назначению…” Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице “крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек”.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И, когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

Парацельс

Парацельс (Philippus Aureolus Theophrastus Paracelsus Bombastus vonHohenheim) знаменитый врач-иатрохимик, родился в 1493 г. в Швейцарии.

Медицине и алхимии Парацельс учился у своего отца, также врача, затем унекоторых монахов, в том числе у знаменитого чернокнижника, ИоганнаТритемиуса, а также у алхимиста Сигмунда Фуггера в Тироле. Он училсятакже в базельском университете.

В молодости он объездил не только всюГерманию, но почти всю среднюю Европу. В 1526 г. он был приглашенпрофессором и городовым врачом в Базель. Он читал лекции на немецкомязыке, а не по латыни, что тогда было неслыханной дерзостью, выступилрешительным новатором и яростным противником прежней медицины, вознаменование чего он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны.

Лекции его привлекали множество слушателей и дали ему громкуюизвестность, но в тоже время его резкие и грубые выходки создали емумного врагов среди врачей и аптекарей.

Через 1,5 года ему пришлосьпокинуть Базель и снова начать прежнюю бродяжническую жизнь. Нескольколет странствовал он по Эльзасу, Германии и Швейцарии, посетил дажеполудикую тогда Пруссию, Польшу и Литву, и наконец, поселился вЗальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа ипфальцграфа рейнского.

Характер Парацельса представляет оригинальную смесьблагородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия. Пониматьего сочинения крайне трудно. Его так называемая система представляетсочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями,облеченными в схоластико-кабалистическую форму.

Для примера можнопривести его воззрения на общие причины болезней. Он различает 4 главныегруппы причин болезней, которые он называет entia; эти 4 группы суть: 1)ens astrale - космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale -причины, лежащие в анатомофизиологических свойствах организма; онираспадаются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пищеи питье и ens seminis - наследственные аномалии; 3) ens spirituale -психические влияния и 4) ens Deale - Божье попущение.

Главное историческое значение Парацельса заключается,однако, не столько в его патологии, сколько в его терании.Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицинаобязана введением целого ряда новых средств как минерального, так ирастительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы,свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайнередко.

Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и егопоследователей называется иатрохимией. "Химия - один из столпов, накоторые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том,чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства",говорил Парацельс.

Этим он ставил химии определенные реальные задачи, а нефантастические, в разрешении которых бессильно путалась алхимия.Иатрохимия подготовила период самостоятельного развития химическихзнаний, который начинается в XVII в.

Парацельс первый взглянул на процессы,совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом,однако, он держался воззрения Вас. Валентина и учил, что в составеживого тела участвуют те же "элементы", которые входят в состав всех телприроды, именно - ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементынаходятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает наддругими или находится не в достаточном количестве, то возникаютразличные заболевания.

Но в его учении рядом с многими положительнымизнаниями встречаются представления, ничего общего с положительнымзнанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в егосочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула.

Посмерти Парацельса многие рукописи его были собраны отовсюду и изданы в немецкоморигинале Гузером под заглавием: "Bucher und. Schriften des edlen,hochgelahrten und bewehrten philosophi medici Ph. Theophr. Bomb. v.Hohenheim Paraceisi genannt" (10 т., Базель, 1589-91).

Кроме того трудыПарацельса существуют в латинском переводе, сделанном его учениками "Opera omniamedico-chemico-chirurgica" (3 т., Женева, 1658; 11 т., Базель, 1575; 12т., Франкфурт, 1603). См. H. Kopp, "Geschichte de Chemie" (l, 92); F.Hofer, "Нistoire de chemie" (II, 923).

Перечень трудов Парацельса см. Fr. Mook,"Theophrastus Paracelsus" (Вюрцбург, 1876); J. Ferguson, "BibliographiaParacelsica" (Глазгов, 1877).

Вильям Гарвей

Гарвей (Вильям Harvey) - знаменитый английский врач, которыйоткрытием кровообращения и исследованиями над животным яйцом заслуживаетвполне название основателя новейшей физиологии, родился 1 апреля 1578 вФолькстоне, в гр. Кент, учился в кентербёрийской гимназии, потом вКембридже.

В 1598 г. он отправился в падуанский университет, лучшую в товремя медицинскую школу, где занимался под руководством Фабриция ад"Аквапенденте.

По словам Бойля, трактат Фабриция о венных заслоночкахнавел Гарвея на мысль о кровообращении; но это показание опровергаетсяГарвеем: он говорит, что идея кровообращения явилась у него результатомсоображений о количестве крови, беспрерывно вступающей в аорту, котороетак велико, что если бы кровь не возвращалась из артерий в вены, то внесколько минут последняя опустела бы совершенно.

В 1602 г. Гарвей получилстепень доктора и поселился в Лондоне. В 1607 лондонская коллегия врачейизбрала его своим членом; в 1609 он получил место доктора в госпитале св.Варфоломея; около 1623 назначен придворным врачом, а в 1625 - почетныммедиком при Карле I.

В 1616 г. ему предложили кафедру анатомии ихирургии в коллегии врачей, а в следующем году Гарвей уже излагал своивзгляды на кровообращение в отчетливой и ясной форме, но обнародовал ихтолько 12 лет спустя в книге "Exercitatio anatomica de motu cordis etsanguinis in animalibus".

Эта книга знаменует собою начало современнойфизиологии. До Гарвея в европейской науке царствовали идеи древних, главнымобразом Галена. Предполагалось, что в организме существуют два родакрови, грубая и одухотворенная; первая разносится венами из печени повсему телу и служит собственно для питания, вторая движется по артериями снабжает тело жизненной силой. Часть крови передается венами в артерии(через сердце и легкие); в свою очередь, артерии снабжают вены "духом".Но это не мешает каждому роду крови сохранять свое независимое движениев своей независимой системе сосудов.

Несмотря на открытия Везали,Сервета, Коломбо, Фабриция и др. анатомов, эти воззрения господствовалидо Гарвея, представляя, однако, все более и более запутанную, туманнуюформу вследствие противоречий, вносимых новыми исследованиями. Гарвей разомрассеял этот хаос, заменив его ясным, точным законченным учением овечном круговороте крови. В существенных пунктах его теория опирается нанемногие простые и наглядные опыты, но каждая деталь иллюстрируетсябесчисленными вивисекциями и вскрытиями; процесс кровообращенияпрослежен во всех его вариантах у различных представителей животногоцарства (насколько это было достижимо без помощи микроскопа).

Тогдауяснилась и роль клапанов и заслоночек, допускающих движение кровитолько в одном направлении, значение биений сердца и проч.

Гарвей совершенноосвободился от метафизических принципов, в роде "архея", "духов" и т. п.которые заменяют истинное знание кажущимся. В книге его нет и следааприорных рассуждений, которыми были переполнены сочинения физиологов иврачей, строивших науку, не справляясь с действительным организмом."Exercitatio" Гарвея в полном смысле слова современное научноепроизведение, где все вопросы решаются исследованием фактов, доступныхнаблюдению и опыту, получившее громадное значение, как в Англии, так ина материке. Но Гарвею пришлось выдержать жестокую атаку со стороныпоклонников классической древности.

В течение десяти лет он оставалсяпочти одиноким в толпе врагов. Противниками его были Примроз,опровергавший Гарвея цитатами из древних авторов; Паризанус, Франзолий,допускавший и новые открытия, лишь бы они не слишком противоречилидревним; Ж. де ла Торре, доказывавший, что факты, на которые опираетсяГарвей, имеют случайный, патологический характер, а в нормальном организмекровь движется по Галену; Гюи-Патен, называвший открытие Гарвея"парадоксальным, бесполезным, ложным, невозможным, непонятным, нелепым,вредным для человеческой жизни", и мн. другие; в том числе "глава икорифей анатомов своего века" - Ж. Риолан Младший, которому Гарвей отвечал вдвух письмах ("Exercitationes ad Riolanum", I et II).

Этот достопамятныйв летописях науки спор нашел отголосок в изящной литературе тоговремени: Мольер осмеял Гюи-Патена (в "Malade imaginaire"), Буало -парижский факультет в "L"Arret burlesque"), отвергавший вслед заРиоланом кровообращение. Гарвею однако довелось еще при жизни видеть полноеторжество своего открытия. Признавая кровообращение, различные ученые,однако, приписывали открытие его китайцам, Соломону, Галену, Гиппократу,Платону, еп. Немезию (IV ст. по Р. X.), Везали, Сервету, Раблэ, Коломбо,Фабрицию, Сарпи, Цезальпину, Руини, Рудию (подробное изложение этоговопроса см. у Daremberg, "Histoire des sciences medicales").

Вдействительности, Гарвею принадлежит как идея кровообращения, так идоказательство этой идеи. Придворные отношения нередко отрывали Гарвея отпрофессиональных занятий. Так, в 1630 - 1631 г. он сопровождал герцогаЛеннокса в поезде на материк, в 1633 г. ездил с Карлом I в Шотландию, в1686 году находился в свите гр. Аронделя, отправлявшегося послом вГерманию.

Когда началась революция, король оставил Лондон и Гарвейпоследовал за ним. Лондонское население разграбило Вайтголл и квартируГарвея: при этом погибли его работы по сравнительной и патологическойанатомии и эмбриологии - результат многолетних исследований.

Гарвейнаходился при Карле I во время эджгильской битвы, а затем поселился вОксфорде, который на время сделался главной квартирой короля. Тут он былназначен деканом мертонской коллегии, но в 1646 г. Оксфорд был взятпарламентскими войсками и Гарвею пришлось оставить должность декана. С этогогода он совершенно устранился от политики (в которой и раньше непринимал активною участия) и переселился в Лондон, где выстроил длялондонской коллегии врачей дом, в котором была помещена библиотека ипроисходили заседания общества; подарил тому же ученому учреждениюколлекцию естественно-исторических препаратов, инструментов и книг.

Впоследние годы жизни занимался эмбриологией. Результатом этих занялиявилась книга: "Exercilationes de generatione animalium" (1651) - первыйсистематический и законченный трактат по эмбриологии. Гарвей показал, чтоживотные, как и яйцеродящие, развиваются из яйца, и выразил свои взглядыв известной формуле: "Ornne animal ex ovo". Он доказал, что так наз.рубчик (cicatricula) есть собственно зародыш, и проследил его развитие,насколько это оказалось возможным без помощи микроскопа; уяснил значениетак наз. chalaza; показал, что скорлупа яиц пориста и пропускает воздухк зародышу и т. д.

В книге его уже намечены - правда в смутной форме -основные идеи эмбриологии: первичное тождество различных типов,постепенность развития органов, соответствие переходных признаковчеловека и высших животных с постоянными признаками низших. Конечно,эмбриология, вступила на степень истинной науки только в нашем столетии;но все же Гарвей обогатил ее крупными открытиями, блестящими обобщениями идал сильный толчок дальнейшим исследованиям.

Ко времени выхода в светкниги заслуги Гарвея были признаны ученым миром; он доживалсвой век, окруженный славою и почетом; новое поколение английскихфизиологов и врачей видело в нем своего патриарха; поэты - Драйден иКоули - писали в честь его стихи. Лондонская медицинская коллегияпоставила в зале заседаний его статую, а в 1654 году избрала его своимпрезидентом; но он отклонил это почетное звание, ссылаясь на старость инездоровье.

Утром 3 июня 1657 года он заметил, что не владеет языком,и, чувствуя приближение смерти, послал за родными, роздал им на памятьсвои вещи, а к вечеру того же дня скончался на 80-м году жизни.

Сочинения Гарвея издавались много раз. Полное собрание: "Gvillelmi Harveii.Opera omnia, a collegio Medicorum Londinensi edita" (1766).

СочиненияГарвея переведены на английский язык Виллисом. Ср. Aikin, "Notice surHarvey" ("Magazin encyclop.", 1795); Aubrey, "Letters of eminentPersons"; Willis, "William Harvey" (Лондон, 1878); Flourens, "Histoirede la decouverte de la circulation du sang" (Париж, 1854); Daremberg,"Histoire des sciences medicales" (1870).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

"КРОВЬ РАЗНОСИТ ВСЮДУ ТЕПЛО И ЖИЗНЬ"

Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а обнаружив, еще спорили о чем-то. Одна из таких истин - большой круг кровообращения в живых организмах - рождалась особенно мучительно и трудно. Нам кажется нынче смешным, что в течение полутора тысяч лет господства культа Галена в медицине, очевидно, самого долгого и реакционного культа в истории науки, люди считали, будто артериальная и ве- нозная кровь - жидкости суть разные, и коль первая "разносит движение, тепло и жизнь", то вторая призвана "питать органы". А смешного здесь куда меньше, чем страшного. Инакомыслящие были нетерпимы. Мигель Сервет, замахнувшийся на догмы Галена, поплатился жизнью, и лишь три экземпляра его книги не попали в протестантский костер, который испепелил в Женеве ее автора. Поистине семь кругов ада прошли те, кто пришел к кругу кровообращения. Их было несколько, этих мужественных первопроходцев, которым люди поставили памятники: в Мадриде - Мигелю Сервету, в Болонье - Карло Руини, в Пизе - Андреа Чезальпино, в Англии - Вильяму Гарвею - тому, кто поставил последнюю точку.

Он родился 1 апреля 1578 года в Фолкстоуне, в семье преуспевающего купца. Старший сын и главный наследник, он в отличие от братьев был равнодушен к ценам на шелк и тяготился беседами с капитанами зафрахтованных шхун. Вильям с радостью поменял "дело" сначала на узкую скамью Кентерберийского колледжа, а затем на долгие годы добровольно заточил себя под своды Кембриджа. В 20 лет, обремененный всеми "истинами" натурфилософии" и средневековой логики, став человеком весьма образованным, он ничего еще не умеет. Его влекут науки естественные; интуитивно чувствует он, что именно в них найдет простор своему острому уму. По обычаю школяров того времени Гарвей отправляется в пятилетнее путешествие, надеясь в дальних странах укрепиться в смутном и робком тяготении к медицине. Он уезжает во Францию, потом в Германию, потом надолго остается в Падуе, зачарованный лекциями знаменитого анатома Фабрицио д"Аквапенденте. Он жадно проглатывает массу книг и в эти итальянские годы словно пропитывается медициной, до конца уверовав в свое призвание.

В Лондоне с дипломом Падуанского и Кембриджского университетов Гарвей быстро становится модным лекарем; уже через два года включен он в коллегию лондонских врачей, получает пост главного медика госпиталя святого Варфоломея и женится весьма выгодно. Он вовсю практикует в знатнейших семействах Англии, а дружба с Фрэнсисом Бэконом помогает ему получить место "чрезвычайного врача" короля Якова 1. Благосклонность к Гарвею наследует и молодой Карл 1.

Королевский медик - этот маленький человек с длинными иссиня-черными волосами и смуглым, словно навсегда загоревшим лицом - делает прекрасную карьеру; и никто не знает, что в его лаборатории уже двадцать лет тяжело, медленно, но неотвратимо вызревает открытие, которое разорвет на куски тысячелетний догмат и его собственную спокойную 6лагоустроенность. Он обстоятелен и нетороплив, и лишь в 1628 году (Гарвею уже 50 лет) не дома, в Англии, а в далеком Франкфурте выходит его "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Тоненькая книжонка - 72 страницы - сделала его бессмертным.

Что тут началось! Сначала налетела мелочь: иезуиты, дураки-схоласты, молоденький француз Примроз, итальянец Паризани, - на их наскоки он даже не считал нужным отвечать: юные догматики скорее удивляли его, чем огорчали. Потом удар нанес "царь анатомов", личный врач Марии Медичи - Риолан, тот самый Риолан, который здесь, в Лондоне, так мило улыбался и кивал, слушая его! За Риоланом - Гюи Патен (Мольер отомстил ему за Гарвея, высмеяв в своем "Мнимом больном"), за Патеном - Гоффман, Черадини - противников было куда больше, чем страниц в его книге. "Лучше ошибки Галена, чем истины Гарвея!" - таков был их боевой клич. Больные отказывались от его услуг, подметные письма достигали короля, но, к чести Карла I, он не поверил наветам и даже разрешил своему медику вылавливать в Виндзорском парке ланей для опытов по эмбриологии.

Гарвея интересуют проблемы развития зародышей, однако разразившаяся гражданская война мешает работе. Он все-таки формулирует свою простую и вечную формулу: "Все живое - из яйца". Не открой он тайны кровообращения, уже этого было бы достаточно, чтобы считать его классиком науки. Карл 1 успевает назначить его деканом одного из колледжей Оксфорда, но очень скоро вслед за этим Гарвей узнает, что голова его высокого покровителя покатилась с плахи.

Торжествуя победу, сторонники Кромвеля грабят и сжигают дом Гарвея. В огне гибнут рукописи и записи опытов последних лет. Книгу по эмбриологии он писал потом уже по памяти. Последние годы Гарвей живет уединенно, продолжает много работать. Уже не надо бороться за свое открытие: радость признания пришла к нему на старости лет. 76-летнего старика избирают президентом Лондонской медицинской коллегии, но он отказывается от почетного кресла: "...эта обязанность слишком тяжела для старика... Я слишком принимаю к сердцу будущность коллегии, к которой принадлежу, и не хочу, чтобы она упала во время моего председательства". Он не любил титулов и никогда не домогался их. Он работает. Иногда, намаявшись в скрипучем дилижансе, он приезжает к брату Элиабу в деревушку близ Ричмонда, они беседуют и пьют кофе. Он очень любит кофе.

И в завещании отдельно отметил он кофейник для Элиаба: "в воспоминание счастливых минут, которые мы проводили вместе, опоражнивая его".

3 июня 1657 года, проснувшись, Гарвей почувствовал, что не может говорить. Он понял, что это конец, прощался с родными просто, легко, для каждого нашел маленький подарок и умер тихо и спокойно.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Штраус И. Медицина эпохи Возрождения – М., Вузовская книга 1999

2. Заковалевский И.Д. Леонардо да Винчи, Изд. ЦОЛИУВ 1970

3. Исторические персоны. – М., История, 1999



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...