Научно-исследовательская работа патриотической направленности "дети войны". Презентация на тему «Исследовательская работа «Дети Войны Исследовательская работа дети в годы войны


Краеведческий школьный клуб «Атланты» Девиз: История края, походы, экскурсии, Народный фольклор, война, революции… Познает историю соцветие талантов - Клуб патриотов школы «Атланты». Проект: «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!»


1. Исследовать воспоминания детей войны: о быте военной деревни в глубоком тылу; о занятиях и образе жизни сибирских девчонок и мальчишек; о школе военного времени; о детских играх и развлечениях. 2. Найти ответы на проблемные вопросы. Задачи исследования


Предмет исследования:исследования: историческое наследие периода Великой Отечественной войны. Объект исследования: воспоминания, фотографии, документы детей военной поры Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!


Изучение и обобщение сведений устных исторических источников (результаты опроса односельчан); Изучение фотографий, вещественных источников; Сравнение воспоминаний детей войны, выявление сходств и различий в их рассказах; Подтверждение высказанных суждений фрагментами стихотворных произведений; Формулирование собственных оценочных суждений о военном детстве; Оформление результатов работы. Методы исследования


Исследование построено: на материалах школьного музея; на воспоминаниях детей военного времени, проживающих на территории МО «Казачье». Использование материалов: для проведения уроков и классных часов, посвященных истории родного края; для проведения уроков мужества и экскурсий на базе школьного краеведческого музея. Практическая значимость исследования


Оформление презентации в программе Power Point;презентации в программе Power Point; Оформление альбома-раскладушки;альбома-раскладушки; Оформление видеоролика в программе Move Maker;видеоролика в программе Move Maker; Подготовка текста экскурсии по экспозиции музея «Дети войны» Презентация проекта: Демонстрация видеоролика «Дети войны»; Открытие на базе школьного музея экспозиции «Дети войны»; Экскурсия по экспозиции музея «И как огонь с водой несовместимы, несовместимы дети и война!» Результаты проектной работы


Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны. И мы не можем, не должны о них забывать, не должны обойти памятью их поколение. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. Не озлобились, а продолжают любить жизнь во всей ее многоцветности. Выводы «Слова, что мы при жизни заслужили, скажите нам до наших похорон». В. Фокин



XIII краевой конкурс исторических исследовательских работ

«Человек в истории. Россия – XX век»

Тема: Цена Победы.

Исследовательская работа по теме

"Детство, опаленное войной"

Российская Федерация, Забайкальский край, п. г.т. Шерловая Гора

Работу выполнила : ,

Ученица 7б класса, муниципальное общеобразовательное учреждение:

«Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора».

Адрес: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. МСК, кВ. 2.

Моб .: 8 914

Руководитель: ,

Отличник народного просвещения Российской Федерации,

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора»

муниципального общеобразовательного учреждения:

Шерловогорская общеобразовательная

Адрес школы: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. Ленина, д. 4, e-mail: *****@***ru

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42

учебный год

«Детство, опаленное войной»

средняя школа №42

Аннотация

Тема исследовательской работы «Детство, опаленное войной» выбрана не случайно.

Во-первых, прошедший 2010 год был годом Учителя, во-вторых - приближается святая для народной памяти дата – 67-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических лет, к событиям самой ожесточенной и кровопролитной войны. Учитывая эти два события, автор решил рассказать о трудном детстве в годы войны ветеранов педагогического труда.

Цель исследования :

· Доказать на примере жизни ветеранов педагогического труда, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства.

Задачи исследования:

· Провести опрос среди учащихся и жителей поселка

· Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших земляков.

· Оказать нашим ветеранам, в случае необходимости, посильную помощь

В научной статье (описание работы) представлены доказательства автора о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в поселке, было трудное детство. В работе речь идёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний учителей-ветеранов.

Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Шерловая Гора, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью. В работе описаны воспоминания ветеранов педагогического труда, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.

Эта работа имеет практический характер:

· материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе ;

· напечатаны в районной газете «Даурская новь»;

· востребованы архивом, Советом ветеранов поселка, школьным музеем.

«Детство, опаленное войной»

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная

средняя школа №42

____________________________________________________________________________________________

План исследований

Проблема исследовательской работы:

Большинство жителей поселка не знают ветеранов педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Не все жители поселка и школьники МОУ СОШ №42 верят, что в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело.

Гипотеза:

Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о ветеранах педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны, то учащиеся нашей школы и жители поселка будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.

Основная задача:

Привлечь внимание общественности к людям, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Основные методы и приемы:

Сбор материалов о людях, чье детство прошло в годы войны, именуемых в дальнейшем «Дети войны»;

«С большой радостью и желанием ученики 24 школы собрали деньги на подарки бойцам красной армии. Всего собрано 115 рублей 68 копеек». Изучая «Боевые листки», выяснилось, что учащиеся после уроков шли работать, помогать старшим: «Активно помогают фронту юные патриоты родины. Школьники - Чипизубов Петя, Скребнев Витя, Кулаков Володя и др. - ежемесячно выполняют свои задания на 200 %, а в отдельные дни - свыше 400 %». Юные шерловогорцы! Включайтесь в старательскую добычу металла, берите пример с лучших своих товарищей, добывайте больше олова для фронта!» (см. Приложение).

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. Это и подтвердило мою гипотезу.

Изучив отношение учащихся 4-7 классов и жителей поселка к ветеранам, выяснилось:

· Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95% ;

· У 99% опрошенных война затронула их семьи и, к сожалению, 1% не знают своего прошлого;

· 91,5 % респондентов не знают учителей, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны, 85,5 % опрошенных не знают жителей поселка, у которых детство проходило в годы войны.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию. Знакомить учащихся с людьми, чье детство прошло в военные годы и привлечь внимание общественности к детям войны.

В своей исследовательской работе, я пришла к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества. И с этим согласились респонденты: 94,5 % считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.

Мы будем продолжать собирать материал по теме «Детство, опаленное войной», чтобы сохранить память о тех, для кого матерью стала война, они – дети!

Сегодня мы - школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство.

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания «детей войны») может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов , диспутов по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению!

Источники

1. Собранный краеведческий материал «Детство, опаленное войной»

2. Материалы школьного музея о ветеранах педагогического труда

3. «Боевые листки», выпускаемые в годы войны Шерловогорской партийной организацией ГОКа.

4. Правовые документы (конституция РФ, «Закон о ветеранах», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг.»)

Исследовательская работа

Исследовательская работа

на тему:

«Война глазами детей

Выполнила

обучающаяся 8 класса Антоненкова Арина

Введение

Глава I

Глава II . «Мы тоже победили в той войне"

Глава III . Мои земляки – дети войны

Заключение

Список литературы

Введение

Запоминайте нас, пока мы есть,

ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..

Э. Асадов

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, мы осознали, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Нашимземлякам, чьедетство искалечила война, людям, потерявшим детство, мыпосвящаемэтуработу.

Актуальность работы: тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории.Сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Но война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Гипотеза :каждый ребёнок, переживший войну – герой. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь.

Объект исследования: наше село во время Великой Отечественной войны

Предмет исследования: жизнь детей на территории нашего села во время Великой Отечественной войны

Цель исследования : сохранить исторические сведения очевидцев для потомков.

Задачи исследования:

1.Проанализировать художественную, научно-историческую литературу по данной теме.

2. Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

3.Познакомиться и побеседовать с людьми села Хорошово, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

4.Обобщить собранный материал.

Методы исследования:

- интервьюирования

- аналитический

- работа с документами

Исследовательская работа содержит неопубликованные источники – личные интервью с участниками событий военных лет.

Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне.

Благодарим за оказанное содействие главу Хорошовского сельского поселения Анну Ивановну Изощенкову

Глава I . Маленькие герои большой войны

Идут годы. Время безжалостно отсчитывает даты. Всё меньше остаётся людей, видевших войну своими глазами. Переписывается история, по-новому расставляются акценты. Нынешние школьники с удивлением воспринимают словосочетание «пионеры-герои», имена которых раньше знала вся наша страна.

Кого мы считаем героем?Человека, совершившего нечто неординарное, защитившего кого-то ценой даже собственной жизни. Как высшие награды Великой Отечественной войны находилидостойных? Ведь ими зачастую оказывались самые обыкновенные люди, иногда совсем небольшие по возрасту, но гиганты по силе духа. Как превращались в героев простые школьники?

До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.Пришёл час, они показали,каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родинеи ненависть к её врагам.

Из приказа по немецкой армии (1942 год): «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Вот, что знаем мы о некоторых из них. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

Ученики 25 Калининской школы Вася Каширин и Витя Егоровдоставляли боеприпасы на огневую позицию. Люся Ремизова из Волгоградасумела передать советским воинам важные документы. Восьмилетний Игорь Михайлов награждён медалью «За оборону Сталинграда». Юнга Саша Ковалёв ценой собственной жизни спас боевой катер. Сын полка Витя Киселёв награждён медалью «За отвагу». Тринадцатилетний пионер из Калужской области Ваня Андрианов предупредил советских воинов о фашистской засаде. Сын полка Вася Леонов восемь раз переходил линию фронта, доставляя командованию очень важные сведения. Ваню Виноградоваиз села Демьянково Смоленской области фашисты застрелили за то, что он отказался снятьпионерский галстук. В 1941 годув Рузском районе Московской областибыла повешена фашистами Лида Матвеева, оказавшая помощь советским танкистам. Ученик Ростовского ремесленного училища Витя Черевичкин был убит фашистами за то, чтос помощью своихкрылатых питомцев голубей сообщил советским воинам о местонахождении фашистского штаба. Коля Леонтьев из города Луга заколот штыками как разведчик партизанского отряда. В конце 1942 года героически погиб тринадцатилетний пионер – связной партизанского отряда Коля Никифоренко из села Дарьевка Ворошиловградской области. Москвич Шура Ефремов со своими друзьями помогал партизанам в Ельнинском районе Смоленской области. Тринадцатилетний паренёк из деревни Барановка Коля Молчановзавёл гитлеровцев в непроходимое лесное болото, повторив подвиг Ивана Сусанина. Саше Чекалину из города Лихвин Тульской областипосмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За связь с подпольщиками в Ялте расстреляна Лиза Гавырина, повешенаЛида Горемыкина. В дни обороны Севастополясоветским войскам помогали в борьбе Люда и Алла Тяпкины. Ампутировали раздробленные фашистами пальцы рук «маленькому комиссару» Ване Губанову, ставшему сыном партизанского отряда «За Родину» на Смоленщине. В деревне Телявкино Рославльского района Смоленской областипосле ожесточённого боя с гитлеровцами и их пособниками-полицейскимив боевой строй партизан стала девочка Феня Паркесова, скрывавшаяся от расправы фашистов.
Детивоеннойпоры!Этобылисамыеобыкновенныедевчонкии мальчишки,незнавшиедетства.Исейчас,ставвзрослыми,живутрядом с нами. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно,естьучёные,историки,которыемогутподсчитатьчисло сожженныхдеревень,разрушенныхгородов… Нонемогутони рассказать, чточувствоваласемилетняя девочка,наглазахкоторой бомбойразорвало сеструибрата.Очём думалголодныйдесятилетний мальчиквблокадном Ленинграде,варившийвводекожаныйботинок,глядянатрупысвоих родителей.Обэтоммогутрассказатьтолькоони сами.Те,ктовиделэту войну. Ихсудьбытакиеразныеитакиесхожие. Войнасталаихобщей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Выводы по главе I

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Глава II . «Мы тоже победили в той войне»

Известно,чтовойнаунесла13миллионовдетскихжизней .А сколькодетейосиротелозаэтовремя?Дети военной поры были лишены детства. Многим ребятам заменили семью военные части и партизанские отряды. Кого-то вместе с родителями угоняли в Германию.

Весь период оккупации, длившийся 784 дня и ночи, в Рославле и окружающих его районах свирепствовал военно-полицейский террор. Шли массовые аресты, заживо закапывались в ямах, сжигались в своих жилищах ни в чем не повинные люди, в том числе дети, старики и женщины. По данным Чрезвычайной государственной комиссии, в Рославле и Рославльском районе фашисты уничтожили более 100 тысяч советских людей, угнали на каторгу в Германию несколько тысяч юношей и девушек .

МыдетиXXIвека,незнающие войны,собираемпокрупицам информациюопоколениинашихпредков,опоколениидетейвоенного времени. Именновихвоспоминанияхэтострашноевремяпропитаногоречьюи печалью.А в детстве всегда всё воспринимается острее и запоминается лучше.

Село Хорошово - это место, где мы родились и выросли. Здесь рядомс намиживут замечательные люди. Собирая материал для нашейработы, мы встречалисьс некоторыми из них, и никто не отказывался наспринять и помочь нам. Сейчас это пожилые люди. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мысчитаем, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

На протяжении ряда лет в нашей школе реализуется долгосрочный проект «Мы тоже победили в той войне», посвящённый детям военного времени. Ежегодно 25 сентября и 9 мая обучающиеся нашей школы посещают ветеранов войны, а также жителей села, чьё детство пришлось на военные годы. Основной задачей данной исследовательской работы является обобщение материала об очевидцах Великой Отечественной войны, в силу малого возраста не участвующих в военных действиях(«детей войны»).

Мы обратились в сельскую администрацию и узнали, что всего на территории нашей сельского поселения зарегистрировано 80 человек 1945 года рождения и старше. Из них в деревне Хорошово проживает 19 человек (Приложение 2). Мы поставили перед собой задачу посетить с визитом каждого из этих людей. Вот приблизительный список вопросов, которые были заданы нашим односельчанам:

1.Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях проживания Вашей семьи?

2.Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?

3.Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то сколько? Старше или моложе?

4.Что Вы помните о начале войны: как Вы узнали, что началась война,

где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года, какие решения приняли Ваши родители в тот момент?

5. Как изменилась Ваша жизнь после начала войны: место проживания,

занятия родителей, иных родственников?

6.Чем занимались Вы в годы войны (учились, работали)? Была ли возможность отдыхать, играть?

7. Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?

8. Что Вы помните о Дне Победы: как Вы узнали о победе в войне, где Вы в тот момент находились, какие потери понесла Ваша семья в годы войны?

9.Есть ли у вас награды?

10.Имеются ли у вас фотографии, документы, иные памятные свидетельства из того периода?

В текущем учебном году в рамках проекта реализованы также следующие мероприятия:

- Проведено анкетирование обучающихся школы «Что мы знаем о Великой отечественной войне?» (Приложение 1)

- Проведена акция ко Дню пожилого человека «Согреем ладони, разгладим морщины.

- Подготовлена литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной», представленная в рамках фестиваля детского творчества «Радуга – 2015».

В перспективе проекта предполагается создание постоянно действующего волонтёрского объединения по оказанию реальной помощи пожилым людям, проживающим на территории нашего села.

Выводы по главе II

Наша исследовательская работа является составной частью второго этапа долгосрочного проекта «Мы тоже победили в той войне», осуществляемого на протяжении 2011-2015 гг.

В рамках проекта проводятся также следующие мероприятия:

- Составлены списки проживающих на территории деревни Хорошово и Хорошовской сельской администрации лиц старше 1945 гола рождения;

- Проводится сбор материала в виде рассказов очевидцев о жизни на территории Хорошовского поселения во время Великой отечественной войны.

В перспективе предполагается создание волонтёрского движения по оказанию помощи пожилым жителям нашего села.

Глава III . Мои земляки – дети войны

Войнаи дети… Как несовместимы эти понятия!Этислова никогда не должны стоять рядом. Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войныпозналигоречьжизнираньше,чемнаучилисьпониматьэтужизнь.

Мы тоже дети, и нам не безразлична судьба тех людей, которые живут рядом с нами.Изадачанашегопоколениязаключаетсявтом,чтобынедопустить повторатого страшного времени.

Из воспоминаний Долина Константина Ивановича (Приложение 3): в 1940 году в деревне Чепищево было 100 хозяйств. Довоенная деревня была какой – то уютной, тёплой, весёлой.

Он хорошо помнит, как в июле 1941 года жителей отправили в эвакуацию. Это были три семьи:семья Долиных – мать, Иван, сестра Мария, брат Александр; семья Черткова Стефана Протасьевича, секретаря сельского совета и жена с сыномдяди Ивана Константиновича, председателя сельского совета. Налошадях, с заготовленнойпровизией беженцытронулись на восток. Добраться смогли только до деревни Свиридовка Рославльского района, где лошадей пришлось отдатьвоенным офицерам. Каким-то чудом они сумели вернутьсяв Чепищево, ни разу не встретившись с немцами. Так случилось, что все остались живы.

3или 4 августа 1941 года начался артобстрел деревни. Снаряды падали на лес. После обстрела селяне впервыеувидели немцев – на велосипедах, в рубахах с засученными рукавами, с автоматами. Следом пришла на постой воинская часть. Начался разбой: стреляли кур, уток, гусей, забирали поросят.

4 августа прошёл слух, что на дороге Чепищево – Колпеница лежит убитый председатель сельского совета, дядя Ивана Константиновича, Долин Моисей Осипович. В этот же день в другом конце деревни был убит Чернышев Никита Фёдорович. Так чепищевцы впервые увидели войну Вскоре колхоз распустили и создали общину. Разделили колхозное имущество. Люди стали жить единолично, некоторыебыстро обогатились. Старостой назначили Бориса Тимофеевича Магазинова, начальником полиции Егора Фёдоровича Чернышева. Они оба воевали в первую мировую войну и были плену у немцев и знали немецкий язык. Бургомистра Юрия Ивановича Земмеляприслали из города.

Иван Константинович говорит, что все полицейские и другие представители немецкой власти много пьянствовали. То ли от страха перед отмщением, то от бесконтрольности и распущенности. Самогон жители гнали открыто прямо на улице. Немецкие часовые подходили попробовать: «Гут, гут, шнапс»,- говорили. И возвращались для «дозаправки».

В самом начале войны в 1941 году за деревню Чепищево шли ожесточенные бои, и сейчас, спустя много лет, ещё видны окопы и траншеи на Сусловой горе, возле Малахова моста. Найденные захоронения погибших бойцов были вывезены в город Рославль и перезахоронены в братской могиле.

Немцы, уходя, сожги всю деревню. Остались несколько домов на отшибе. Вернувшиеся из леса люди зимовали в уцелевших избах, баньках, землянках. А от голода спасла ещё не выкопанная на полях картошка.

Из числа жителей Чепищева на фронте погибло 34 человека.

Молодёжь немцы угнали в Германию. Угону подлежали все несемейные парни и девушки . Многие из них погибли в концлагерях. Многие просто не смогли вернуться. Здесь их тоже ждали лагеря. Так после войны и не смогла полноценно восстановиться деревня.

Иван Константинович Долин в 1946 году после окончания шестого класса поступил в школу ФЗО №27 города Рославля, приписав себе два лишних года. Затем окончил Демидовский техникум механизации сельского хозяйства, Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования и работал на руководящих и инженерных должностях в Тульской области. Умер в сентябре 2010 года.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. А для нас главное сейчас – не забыть подвига людей, переживших эти страшные годы, потому что благодаря таким как они мы сейчас можем жить в мире.

Из воспоминаний Храмцовой (Паршиной) Валентины Николаевны 1938 года рождения (Приложение 4). Родилась Валентина Николаевна в городе Юхнове Калужской области. В январе 1942 года фашисты выгнали жителей из своих домов. Семья Валентины Николаевны переселилась в деревню. Когда их дом был сожжён, они жили в бане. Зима 1942 года была самой суровой за всю войну. Жителей погнали в Бобруйск расчищать аэродромы. Шли по Варшавскому шоссе, несли детей на руках. Дети плакали, просили кушать. «А нам с сестрой есть совсем не хотелось. Как говорила наша мама, мы выжили только потому, что были «несъестные»» - вспоминает Валентина Николаевна. Грудные дети не выдерживали, замерзали, их закапывали прямо в сугробы. СначалаВалентину Николаевну с сестрой везли на санях в «плетухе», затем людей пересадили в колонну немецких машин. На Спас-Деменском повороте машины подверглись бомбардировке советскими самолётами. Многие погибли. Многие потеряли друг друга.

По прибытии в Рославль людей поселили в колокольню церкви на Юр-горе. Внизу было много пленных советских солдат. Выдали котелок. Кормили. Разрешали спускаться к ручью за водой. Самое страшное воспоминание, как фашистский офицер выхватил из рук женщины плакавшего навзрыд грудного ребёнка и ударил его о стену. Эта вдруг наступившая страшная тишина преследует Валентину Николаевну всю жизнь.

В Германию семью не угнали. После того, как при бомбёжке потерялась мать с грудным ребёнком, в семье остались только малые и старые. Такие фашистам были не нужны, их ждал расстрел.Однажды один из полицейских предупредил, что надо уходить, т.к. сегодня будут расстреливать советских пленных, а заодно и всех остальных. Семье Валентины Николаевны удалось бежать в деревню Мохи (ныне не существующую) близ Хорошово. Заняли пустующий дом, хозяева которого были репрессированы в 1939 году. Обрабатывали землю, ходили побираться в Чепищево, Хорошово, Осиновку. Через реку Остёр был построен понтонный мост. Фашистский часовой на мосту обязательно проверял торбы, забирал лучшие куски. Так жили до 1943 года. Однажды кто-то сказал, что будут бомбить Рославль. Жители построили землянки, прятались в них. Рославль бомбили очень сильно, земля дрожала под ногами. Небо было красным от взрывов. Валентина Николаевна по сей день, видя ярко- алый закат не может сдержать слёз, слишком тяжелы воспоминания. Через год после освобождения Смоленщины семья смогла вернуться в Юхнов.

Выводы по главе III

Война и все события, связанные с ней, оставили глубокий и трагический след в судьбе каждого жителя нашего села. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. И пусть о них не написали в книгах, не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети сполна испытали все её ужасы. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни .

В результате своей работы мы пришлик следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне.

Таким образом, гипотеза работы нашла своё подтверждение.

Практическое значение работы: материалыработыможноиспользоватьнаурокахисториии литературы Смоленщины, школьных мероприятиях, классных часах. Поскольку тема «Дети войны» чаще всего остается в стороне.

В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!

Список литературы

1. «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42

2. Боровичёв П.И. За линией фронта.- Смоленское областное издательство «Смядынь», 1998.

3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

4. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./

Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001

5. Война и дети: рассказы рос. Писателей о войне / председатель редкол.А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 – М.: Изд. Дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.

6. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

7. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.

8. Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман-газета», №27, 2010, с. 27

9. Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».- М.:ОЛМА-

ПРЕСС Образование,2003

10. Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.-сост. В. Яковлев.-М.: Мол. Гвардия, 1987.-238 с

11.

Исследовательская работа на тему

Бакаева Мадина Руслановна,

ученица 6 класса

МКОУ СОШ №7 п. Чограйский

Арзгирского района Ставропольского края

Руководитель:

Герасименко Любовь Тимофеевна,

классный руководитель 6 класса

МКОУ СОШ №7 п. Чограйский.


1.Введение.

2. Обоснование направления исследования

3. Юные герои большой войны.

4. Выводы.

5. Заключение.

6.Список использованной литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Много лет назад над нашей Родиной прокатилась война, которая принесла горе, боль и смерть на её землю. Она обрушилась на страну бомбовыми ударами по городам. Её вехами стали Брест, Смоленск, Ржев, Минск, Ленинград, Москва, Сталинград. Вся страна поднялась на бой с врагом. Добровольцами уходили на фронт наши прадеды. Многие отдали жизнь за Отечество, не вернувшись с войны. В одну шеренгу с взрослыми на защиту Родины встали и юные граждане страны – мальчишки и девчонки, чье детство закончилось в одночасье. Ушло в историю это страшное время, но память жива. Никто не забыт и ничто не забыто.

Данную тему исследовательской работы я выбрала потому, что она очень интересна для меня. Я прочитала много книг о юных участниках войны, смотрела кинофильмы, слушала рассказы ветеранов о ребятах, которых называли сыновьями полка. Считаю, что исследовательская работа должна содержать доказательства событий. В своей работе я старалась выделить конкретные примеры, конкретных героев земли Русской. Также, хочу отметить, что я опиралась на менее известные примеры, но за каждым таким событием стоит судьба человека, судьба мальчишки и девчонки, которые, подчас, жертвовали жизнью ради нас, ради будущего своей Родины.

Тема работы «Юные герои большой войны »

Цель: Исследование боевых подвигов юных героев Великой Отечественной войны

Задачи:

1.Изучить биографии и боевые подвиги молодежи в различные периоды войны.

2. Определить и понять вклад юных героев в достижение Великой Победы.

2. Обоснование направления исследования.

Читая воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны о том, как дети сражались с фашистами рядом с взрослыми, как ребята уходили в партизанские отряды, были разведчиками и связными, я решила узнать как можно больше о них, понять, что вдохновляло того или иного маленького гражданина моей Родины идти на подвиг, рискуя жизнью.

Методы и способы работы:

1Чтение художественной литературы о детях-героях войны.

2. Изучение воспоминаний партизан- ветеранов Великой Отечественной войны об участии детей в партизанском движении.

3. Работа с Интернетом.

Предмет изучения:

Участие детей в Великой Отечественной войне.

Объект изучения:

Дети – герои Великой Отечественной войны.

3. Результаты исследования.

Лёня Голиков родился в деревне Лукино Новгородской области в 1926 году. В годы Великой Отечественной войны был Бригадным разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.
Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга - Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг Леня был представлен к званию Героя Советского Союза.
24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Лёня Голиков погиб.
Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Леонид Голиков внесён в список пионеров-героев, хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет. Сегодня в Кировском районе города Санкт-Петербурга одна из улиц названа его именем.

Шел 1942 год. Фашисты бесчинствовали. Но русский народ нельзя ни запугать, ни победить. В этом я убедилась, узнав о героизме и мужестве семьи по фамилии Казей. Во время Великой Отечественной войны его мать прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат Казей со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд имени 25-летия Октября. Это было в ноябре 1942 года.
Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она окончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами.
Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».

Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.
В 1965 году, через 21 год после гибели, Марату Казею было присвоено Звание Героя Советского Союза.
В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти. А в столице нашей Родины одна из улиц носит имя юного героя Марата Казея.

Работая в библиотеке, я узнала имя еще одного героя Великой Отечественной войны. Это Витя Пашкевич . Витя Пашкевич – легендарный человек. Чтобы его взяли в диверсионное училище, он приписал себе лишних 2 года, указав, что он родился в 1927 году.
В Борисовке под Минском была целая группа пионеров-подпольщиков. Они учились в одной школе, состояли в одном пионерском отряде и вместе пакостили фашистам. Мальчишки – есть мальчишки: где-то были и боевые задания, где-то чисто хулиганские. Например, они на спину начальника полиции прикрепили надпись «Предатель». И тот несколько часов ходил по улице, ничего не замечая.
Ребятам удалось уничтожить бензохранилище Борисовского аэродрома. Этот аэродром немцы использовали для дозаправки своих

самолетов. Местные подпольщики пытались его уничтожить, но ничего у них не получалось. Тогда ребята, их было четыре человека: три мальчика и одна девочка, организовали футбольный матч на поле около бензохранилища. Играли несколько дней. Немцы стали выходить, смотреть и болеть за команды. И вот неудачно пущенный мяч попал на территорию бензохранилища. Ребята подбежали к солдату – охраннику, стали просить чтобы он им мяч вернул. Тот достал и бросил обратно. Дети продолжили игру. Через какое-то время мяч опять полетел туда, так повторялось два или три раза, пока охраннику не надоело, и он сказал Вите: «Иди сам!». Это и требовалось! У Вити в кармане лежала магнитная мина. Он побежал за мячом. Пока бежал, упал, мяч откатился дальше, к бензобакам. Немцы смеялись, а мальчик скрылся на мгновение, достал из кармана мину, выставил взрыватель на боевое положение и приткнул мину к баку. Схватив мяч, вернулся к ребятам, игра продолжилась. А ночью произошел взрыв и все цистерны взлетели на воздух. Немцы включили прожектора, шарили по небу, искали самолет, но никого не обнаружили. За смелость и находчивость Витя Пашкевич награжден Медалью за отвагу.
Когда закончилась война, Виктор Пашкевич стал профессором политологии и преподавал в университете города Ужгорода.

Чудеса героизма в годы Великой Отечественной войны проявляли не только мальчишки. Примером может служить судьба юной героини Нади Богдановой . Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Приведу еще один пример детского героизма в годы Великой Отечественной войны.

Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом Юта Бондаровская Здесь и настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.

После освобождения Ленинграда отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Именем Юты Бондаровской названы теплоход и улица в Петергоф

4. Выводы.

В процессе исследовательской работы я собрала большой материал о детях-героях Великой Отечественной войны, нашла много архивных документов, содержащих воспоминания партизан. Из социальных сетей выбрала материал об участии пионеров войне.

Изучив и систематизировав полученные сведения, я пришла к выводу, что рассмотрела очень актуальную проблему. Я планирую продолжить работу по поиску новых имен пионеров и комсомольцев – героев времен Великой Отечественной войны.

5. Заключение.

Почему мы вспоминаем Великую Отечественную войну?

Я думаю, что наше внимание к ветеранам и стремление сохранить память о войне – это признаки любви и уважения к своей Родине. Есть в нашей стране святой праздник, объединяющий весь народ - День Победы, когда чествуют ветеранов войны, вспоминают о павших за Родину, о вкладе взрослых и детей в дело Победы. Мы должны помнить об этом, ибо «…народ, потерявший память, не имеет права на существование»…

Мы должны помнить, чтобы не повторился ужас той страшной войны, чтобы дети росли и учились под мирным небом. Чтобы они ходили в парк или в кино, а не в разведку. Чтобы получали награды не за боевые, а за трудовые заслуги. Это наш долг перед теми взрослыми и юными участниками той страшной войны, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...