"Трудные" собеседники. Как с ними общаться? Конспект урока по литературному чтениюТема: «Болтливому молчание в тягость». По рассказу В. Голявкина «Болтуны Больше ≠ лучше

Открытый урок

по литературному чтению в 1 классе.

Учитель: Пархалина Т.В.

Тема: В. Голявкин «Болтуны».

Цели:

  1. познакомить с творчеством автора
  1. отрабатывать технику чтения
  1. учиться читать по ролям, соблюдая интонацию
  1. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения С.Маршака «Угомон» выразительно.

Какой вывод можно сделать?

(читаем на экране) (слайд 1)

  1. Игра «Назови по-другому». Я назову слово, вы его прочитаете, а затем скажите, что это или кто это.
  1. Показ слайдов.
  1. Давайте продолжим игру, но сначала послушайте рассказ «Дразнилка» (чтение учителем). Давайте поработаем парами: один начинает слово, другой его заканчивает.
  1. Вступительное слово учителя. (Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного детского писателя – Виктора Владимировича Голявкина. (слайд) Родители очень хотели, чтобы маленький Витя стал музыкантом, так как они работали в музыкальной школе. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературе, стал писать небольшие рассказы, их напечатали в журнале. Так к писателю пришла известность. (Слайд)
  1. Сейчас я прочитаю рассказ В. Голявкина. У него пропущено название. Вам предлагается три названия (слайд), выберете то, что подходит.
  1. Словарная работа. Разбираем значение слов. (слайды)
  1. Выбираем название к рассказу, объясняем свой выбор.
  1. Проверяем по содержанию, так ли он называется у автора.
  1. Подготовка к чтению по ролям:

Сколько ролей (три)

Как отмечены слова героев? (буквами)

11. Работа в парах: читаем слова своего героя про себя, затем читаем вслух с соблюдением интонации, правильности чтения.

  1. - Что можно сказать о героях этого рассказа?

Какие они?

Можно ли их назвать друзьями?

Почему?

С вами случались в жизни подобные ситуации?

13. Итог урока: С произведением какого автора мы познакомились? У него много коротких забавных рассказов.

Я сейчас предложу вам некоторые из них.

Где можно найти рассказы В. Голявкина?

(слайд)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект

урока чтения в 1 классе

Тема: «Болтливому молчание в тягость». По рассказу В. Голявкина «Болтуны»

Цель: сформировать привычку правильного поведения на уроке через чтение рассказа В. Голявкина «Болтуны»

Познакомить с творчеством и биографией В. Голявкина;

Учить отвечать грамотно на вопросы;

Развивать память, речь, мышление;

Воспитывать любовь к окружающим, своим товарищам.

Ход урока.

    Организационное начало

Д.З. организовать учащихся на урок.

1.1 Приветствие.

1.2 Эмоциональный настрой

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « По другому». Я буду называть слово, а вы называете его по другому.

Брусника, ботинок, ястреб, барабан, баклажан, бутерброд.

(Слова вывешиваются на доску)

Молодцы ребята, вы очень сообразительны, быстро справились с заданием

2. Речевая разминка

Д.З. развитие навыка правильно и быстрого чтения

Сидит на суку ворона и каркает. А заяц сидит на пеньке и дразнит ворону.

Ворона говорит

-Кар…

-Тошка –прибавляет заяц

-Кар…

-Тина!- быстро выкрикивает заяц.

-Кор..

- Зина! –хохочет длинноухий.

-Кар..закричала рассерженная ворона на зайца и клювом его, клювом.

-Аул! аул! завопил заяц – Караул! И от вороны во весь дух.

Ребята, попробуйте продолжить эту забавную игру: один начинает слово, другой его заканчивает.

(концерт, карнавал, картуз, коридор, кнопка….)

3.Подготовка к восприятию литературного произведения

Д.З.компенсировать несформированность типа правильной читательской деятельности, умение думать над произведением до, во время и после чтения

3.1 Беседа учителя с детьми.

Ребята скажите, а кто-нибудь из вас знает, произведения В. Голявкина? Сейчас я вам расскажу кое-что о нем.

Родился в Баку, в семье преподавателей музыки. На всю жизнь сохранил он добрую память о своём детстве, автобиографичны его произведения "Мой добрый папа" "Город в море" "Рисунки на асфальте и другие. Голявкин учился изобразительному искусству сначала в Самарканде, затем в Ташкенте, а закончил художественное училище в Душанбе. Затем в Ленинграде Голявкин окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Став писателем, он впоследствии сам иллюстрировал свои книги. В 2002 г. В.В. Голявкин стал лауреатом Почетного диплома Международного Совета по детской книге за книгу "Весельчаки".

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

(вывешивается портрет В.Голявкина)

Сегодня на уроке, мы познакомимся с одним из его рассказов..Откройте свои книги на странице 23.

Посмотрите наш рассказ без названия. Я вам предлагаю 3 названия.

1.Лгуны. 2.Болтуны.3.Хвастуны.

Какое вы бы дали название?

Ваши варианты мы проверим после прочтения. А что бы не ошибиться нужно разобраться со значение каждого слова.

4.Словарная работа

Д.З. развитие речевой культуры, обогащение словарного запаса школьников.

Лгать- говорить ложь

Лгун, лжец-человек, который лжет

Ложь-намеренное искажение правды

Болтать-говорить о чем-нибудь незначительном или о то, о чем не следует.

Болтовня-пустусловие, бессодержательный разговор

Болтун - болтливый человек

Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто мнимых, прувеличенных

Хвастун-хвастливый человек.

Хвастливый – любящий хвастаться.

(чтение слов хором, по рядам)

5.Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

6.Первичное восприятие текста

Д.З.Знакомство с содержанием произведения.

(Чтение учителем)

7.Проверка первичного восприятия

Д.З.проверка качества восприятия произведения, эмоциональной реакции детей, понимание общего смысла.

Понравилось ли вам это произведение?

Чем оно вам понравилось?

Стыдно ли вам за главных героев?

Так как бы вы назвали этот рассказ?

А теперь откройте содержание и проверьте как этот рассказ назвал автор.

Ребята, посмотрите как записан текст?

Как называется такая запись?

8Чтение детьми.

А сейчас этот рассказ прочитаете вы и мы проверим как вы умеете выразительно читать.

9.Игра Радиотеатр.

Ребята а сейчас мы поиграем в радиотеатр. Он нам поможет правильно и красиво читать по ролям.

А сколько ролей в этом произведении?

Слова Сени обозначены буквойС, Юры Ю, а учителя У.

(чтение по ролям)

10.Подведение итога.

Понравилось вам это произведение.

А чем оно вам понравилось?

Можно так вести себя на уроке?

Я надеюсь, что вы не будете такими как Сеня и Юра.

Спасибо вам ребята за работу, я надеюсь что вы получили хороший урок правильного поведения.

Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] Гласс Лилиан

Болтун

Болтун

® Что ему нужно - так это замок на рот.

® Он пачками покупает книги о том, как выступать публич­но, - на самом деле он источник постоянного раздраже­ния уха.

® Причина, по которой вы не разговариваете неделями, в том, что однажды вам не удалось заставить его замолчать.

® Ее речь невозможно прервать.

® Ему требуется два часа, чтобы объяснить, что он немного­словен.

? Болтун - чересчур говорливый, невежественный, раздра­жающий, плохо разбирающийся в людях, самовлюбленный, непочтительный, не умеющий общаться и скучный.

Болтунов можно назвать «говороголиками», которые не желают замолчать. Эти «вредные» личности выливают сво­бодно текущий поток своих мыслей на первого оказавшего­ся в их поле зрения, едва ли придавая этому какое-либо зна­чение. Зацепившись за вас, они не остановятся, хотя фактически Болтуны разговаривают сами с собой и вы для них не существуете. Эти люди будут говорить обо всех и обо всем, и обычно их не остановить никакими силами. Стра­дая «словесным поносом», эти хронические говоруны очень любят пускаться в праздную болтовню о своей лич­ной жизни, жизни их семьи, малознакомых людей, о людях, которых они не знают и которых едва ли стремятся уз­нать. Их бессодержательные, бесконечные рассказы вряд ли представляют для кого-нибудь интерес. Они могут по­тратить добрых пятнадцать минут, описывая все, что они купили в магазине. Не умея понимать чувства других лю­дей, они настолько увлекаются своими повествованиями, что не обращают внимания на признаки вашего раздраже­ния, нетерпения или отвращения. Болтуны слишком эгои­стичны, чтобы признать еще чье-либо право говорить.

Не позволяя ввернуть даже словечко, Болтун вынужда­ет вас делать то, что вам делать не хочется: выслушивать Болтуна.

Из книги Мужские особи: виды и подвиды. автора Баратова Наталья Васильевна

Глава 5. Болтун. Встреча с экстравертом «Болтун - находка для шпиона.» Вы, наверное, помните этот лозунг, популярный во времена сталинской шпиономании. Тогда болтун считался опасным человеком, способным выболтать государственные секреты. А враг не дремлет! Сегодня мы

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Болтун При общении с Болтуном незаменим способ снятия напря­жения. Он поможет вам сохранить хладнокровие, иначе вы просто закроете уши и начнете вопить благим матом: «За­ткнись, заткнись!».В любом случае вы можете позволить себе кое-что дру­гое - например, способ

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Болтун Есть на свете такие люди, которых хлебом не корми - дай поговорить не смолкая на какую-нибудь бестолковую тему. Причём, для них бывает неважно, кому именно они изливают свои бесконечные потоки мыслей. Зачастую других участников одностороннего «диалога» это рано



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...