Будьте всегда в настроении. Краткое описание герасима из рассказа "муму" Характеристика герасима из муму 5

Написанный И. Тургеневым в 1852 году рассказ «Муму» появился в печати только в 1854-м. Около двух лет его содержание обсуждалось лишь в частной переписке. Главной причиной запрета на любое упоминание произведения стал главный герой. Это обычный крепостной, которого крупным планом изобразил Тургенев. Герасим, по словам И. Аксакова, стал «олицетворением русского народа». Рассмотрим этот образ подробнее.

Реальная основа сюжета

У Варвары Петровны, деспотичной помещицы и матери писателя, был немой дворник Андрей. Она приметила его в одной из деревень и взяла к себе. Крепостной отличался богатырской фигурой, огромной силой, исполнительностью и спокойным нравом. Его знала практически вся Москва. Как-то Андрей подобрал собачку, которая не понравилась барыне. Хозяйка велела ее уничтожить. Приказ выполнил сам немой, который после всего случившегося остался на службе. Тургенев в своем рассказе обыграл финал истории, в результате чего оказался сложнее своего прототипа. Это покажет характеристика Герасима.

История жизни крепостного

Главный герой был немым с рождения. Обладал огромной силой, любое дело спорилось в его больших руках. Герасим вырос в деревне, по которой очень скучал в городе. Неслучайно автор сравнивает его с быком, которого оторвали от сочной травы и поставили на грохочущий железнодорожный вагон. Первое время он не знал, новая работа казалась игрой. Часто падал на землю и подолгу лежал, мучаясь от тоски. Постепенно привык к городу, хотя с дворней общался мало: его побаивались из-за громадной фигуры и строгого вида. Такова первая характеристика Герасима.

Спустя какое-то время привыкший к новой жизни крепостной стал выделять прачку Татьяну, понравившуюся ему кротким и пугливым нравом. Он начал за ней ухаживать, неумело и неуклюже. Окружающие даже заметили, что дворник несколько подобрел. Но помещица отдала девушку замуж за пьяницу Капитона. Это стало огромным потрясением для Герасима. Он не возмущался, не противился барской воле. Лишь еще большее отчуждение от людей и сосредоточенность на работе свидетельствовали о его душевных переживаниях. Так Герасим лишился человека, к которому впервые очень привязался. Важно отметить, что он не обозлился, просто стал мрачнее и угрюмее, чем раньше.

Герасим и Муму

Собачка появилась у дворника случайно: ее, совсем еще крохотную, он выловил в реке. Принес домой, выходил. Относился к щенку, как к ребенку, отдавая всю свою нежность и любовь. Спустя несколько месяцев Муму - это было одно из немногих слов, которые мог выговаривать немой - превратилась в красивую собаку. Герасим и его питомица были неразлучны, а вся жизнь дворника сосредоточилась на собаке. Так продолжалось, пока барыня - Муму уж было более полутора лет - случайно не увидела ее во время прогулки. Злобное рычание при встрече с незнакомым человеком стало причиной того, что барыня приказала избавиться от животного.

Герасим был на себя не похож, когда дворецкий тайком продал Муму. Его лицо словно окаменело, и без того угрюмый, он вовсе перестал обращать внимание на людей. Зато когда собака вернулась - прибежала с обрывком веревки на шее - он не мог нарадоваться. Тщательно вымел весь двор, починил забор, в общем, вертелся весь день, изредка навещая свою любимицу, предусмотрительно закрытую в комнате. Только ночью он решился вывести ее на улицу, не думая о том, что собака может выдать себя голосом.

Характеристика Герасима: нелегкое решение

Когда стало ясно, что спасти Муму невозможно, дворник пообещал, что сам ее «уничтожит». Он празднично оделся, сытно покормил собаку в трактире и направился к реке. Взяв два кирпича, сел в лодку и отплыл далеко от берега…

Характер Герасима, твердый и решительный, проявился в тот момент, когда он выполнил обещанное. В отличие от своего прототипа, дворник не смог смириться со своим бесправием и гибелью самого дорогого для него существа. Собрав вещи, он отправился в деревню. Этот поступок свидетельствует о большой и мужестве крепостного, посмевшего открыто выступить против бесчинств барыни и положения крепостного.

То, что произошло с героем, стало для него неизлечимой душевной травмой. До конца жизни он не приблизился ни к одной женщине и не погладил ни одной собаки. Такова характеристика Герасима из рассказа «Муму» И. Тургенева.


Пожаловаться


Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму.

Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.

Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму» . Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле» , он любил землю, хозяином которой не был. Все, что ни делал этот «славный мужик» , совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать - так работать, любить - так любить. Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» . Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря. Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню - к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму.
Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.
ПожаловатьсяСпасибо0

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму
ПожаловатьсяСпасибо0

Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек. Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму. Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим был угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек

Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Согласно свидетельству современников писателя, в его основу легли реальные события, которые имели место в доме Варвары Тургеневой - матери самого писателя. Случай этот произвел неизгладимое впечатление на автора. И после этого он создал небольшое произведение, которое показалось критикам очень милым, печальным и трогательным. Но для самого Тургенева история эта была действительно страшна.

Общая характеристика

Описание Герасима из рассказа «Муму» можно начать со знакомства с главным героем. Основное действующее лицо произведения - глухонемой дворник по имени Герасим, который служит у престарелой барыни. Практически с первых строк своего произведения писатель выделяет Герасима из остальной прислуги. Описывая своего персонажа, Тургенев подчеркивает такие его качества, как трудолюбие и сила. Он выполняет всю работу по дому, во дворе, а также на конюшне, а по ночам занимается караулом. Герасим - это обычный деревенский мужик. Он является крепостным крестьянином.

Несмотря на природный недостаток мужика, он обладает большой физической силой, что необходимо упомянуть в описании Герасима из рассказа «Муму». Обычно он замкнут и угрюм. Даже по его лицу сложно определить, что он переживает. И его суровость, по-видимому, была такой же врожденной, как и глухота. Также главный герой не понимал шуток окружающих. Описание Герасима из рассказа «Муму» в этом отношении можно дополнить цитатой из произведения. Над ним «глумиться не все решались: шуток он не любил». Даже дворовые побаивались дворника. Во всем главный герой любил порядок. И даже петухи не смели вступать в драку при Герасиме. Он живет в маленькой каморке, расположенной над кухней. Все в этой каморке он устраивает по собственному вкусу.

Внешность

Описание внешности Герасима из рассказа «Муму» должно содержать в себе ту информацию, которую дает писатель в своем произведении. Главного персонажа Тургенев описывает как степенного и важного богатыря. Его рост составляет 12 вершков (или же 195,5 см). Походку Герасима Тургенев описывает с помощью таких определений: «твердая», «тяжелоступная», «неверная». Лицо его бывает «радостным», или «безжизненным», «окаменелым». Одет Герасим в кафтан, тулуп, а также сапоги.

Описание Герасима из рассказа «Муму»: качества характера

На протяжении всего рассказа читатель имеет возможность наблюдать, что в каждой ситуации главный героя сохраняет свои лучшие качества - честность, любовь к работе, умение искренне любить. Герасим всегда до последнего держит свое слово. Он также наделен глубоким чувством собственного достоинства. В этом и заключается его нравственно-духовное превосходство над остальными обитателями двора.

К кому Герасим был привязан душой

Краткое описание Герасима из рассказа «Муму» должно также содержать небольшой очерк о его душевных привязанностях, ведь это свидетельствует об умении любить, свойственном главному персонажу. Герасиму из всех обитателей двора больше всего по душе Татьяна - женщина с добрым и кротким характером, возраст которой составляет порядка 28 лет. Герасим относится к ней любезно, оказывая знаки внимания и не давая никому ее в обиду. После того как злая барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали замуж за пьяницу, Герасиму стало совсем тоскливо. Он находит щенка с интересным окрасом - белая собачка покрыта черными пятнами. Только с этим щенком Герасим чувствует себя счастливым. Собачку он называет Муму. Герасим заботится о ней, словно о собственном ребенке.

Краткое описание каморки Герасима из рассказа «Муму»

Многое можно сказать о главном персонаже, исходя из описания его каморки. Тургенев пишет о том, что Герасим соорудил для себя кровать из дубовых досок. Ее писатель называет «истинно богатырской». В углу стоит стол, а около стола - прочный «стул на трех ножках». Стул настолько прочно сделан, что сам Герасим иногда поднимает его, специально роняет и ухмыляется. Под кроватью находится тяжелый сундук. Каморка крепостного запирается на замок.

Поступки главного героя

Обычно время, когда школьникам задают на дом подготовить описание Герасима из рассказа «Муму», - 5 класс. В этом возрасте учащиеся уже могут понять те непростые события из жизни русского крестьянина, о которых рассказывает произведение Тургенева. Крепостной работает за четверых. Несмотря на такой труд, барыню даже это не устраивает. Она хочет полностью распоряжаться жизнью своих крепостных.

Сначала она выдает замуж свою горничную по имени Татьяна за башмачника, злоупотребляющего спиртным. А затем требует, чтобы убрали любимую собачку Герасима Муму. Однако главный герой, хотя и является глухонемым, показывает свою несговорчивость. Он топит свою любимую собаку и затем уходит из барского дома, даже не спросив барского разрешения. До конца своих дней Герасим живет бобылем в своей деревне.

Нравственное превосходство персонажа

Несмотря на то что Тургенев сделал своего главного героя немым, фактически таковыми можно назвать всех остальных обитателей двора. Ведь у них не было никаких личных желаний. Неведомо им было и чувство собственного достоинства, они в большей мере походили на рабов. Несмотря на это, Герасим находится в хороших отношениях с челядью.

Описывая характер своего героя, писатель подчеркивает его нравственное превосходство над остальными. В сочинении «Описание Герасима из рассказа «Муму» школьник может указать: главного персонажа Тургенев сравнивает с молодым быком, степенным и гордым гусаком. Для того чтобы еще ярче описать внешность своего героя, Тургенев использует прием гиперболы. Например, Герасим так сокрушительно косит, что мог бы «хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней…». И если своего главного героя писатель сравнивает с могущественным богатырем, то остальная челядь названа Тургеневым «людишками». Все обитатели двора стремились во всем угождать барыне. Они бездумно следовали любым ее приказам, если даже эти действия унижали их или окружающих.

Урок литературы в 5 классе

Тема: И.С. Тургенев. Рассказ "Муму". Образ Герасима.

Фролова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Дашковская СОШ", Серпуховский р-н, Московская обл.
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Литература:
1. Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.
2. Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
3. О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Презентация (слайд 1)
– Сегодня у нас особенный урок, мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом “Муму”.
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала) слайд 2.
- Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в группах. Восстановите последовательность
эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”. Проверка.
Слайд 3

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус Слайд 4.
– Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
– Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)

– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)

2. Составление кластера.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
– Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Выстраивается схема.
– Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
– На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герас
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
– Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима.
– Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
– Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
“В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”
– Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
2. Просмотр фрагмента мультфильма (2 минуты)
– Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить на вопросы: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И. Тургенева? Как можно охарактеризовать барыню по просмотренному фрагменту?
- С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?
(Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)
– Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. “Благодетельница” Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”
“Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”.
(“Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. “Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
– Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному “неистомная” работа. – СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали.)
– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 11.
(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
– Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)
– Кто такой “крепостной крестьянин” и кого называют “тягловым” исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 9
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
“Тягло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином “сравнение”.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191.
“Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”
Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
КАРТОЧКА.
“вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)”
“скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…..” (его любовь к свободной жизни.)
5. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац “Ему отвели…” СТР.192
Слайд 10
– Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
“Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”.
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
– Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. (Гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Слайд 11 + рисунки на доске
– Посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников.
– Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках?
–Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
Слайд 12, 13
– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)
“Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака”.
– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…
“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики”.
– Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
– Что она была за человек? СТР. 193
“С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.
– Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
– Что решила причудливая старуха?
10. Выразительное чтение эпизода
“Опьянение Татьяны”. СТР.202
“Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...”
– Как ведет себя Герасим после этого случая?
“Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели”.
– Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он “целые сутки не выходил” из своей каморки; “приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой”; “с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку”; “усердно чистил и тер свою лошадь”. О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)
– Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР. 202–203.
“Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки”.
Слайд 14
–Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...”.
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Слайд 15
– Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VII. Рефлексия деятельности.
– Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 16
– Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)
ПО ВЫБОРУ: написать синквейн “Образ барыни”; “Образ Татьяны”.

>Характеристики героев Муму

Характеристика героя Герасим

Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни , человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.

Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона , и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму .

Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...