Легенды и мифы дома на набережной. С видом на Кремль. История Дома на Берсеневской набережной Дом на набережной кто написал

Построенный на болоте

Место, где стоит дом, издавна называли Болотом – из-за водоема, заросшего тиной и ряской. В XVI веке боярин Берсеня Беклемишев (по его имени и набережная названа Берсеневской) начал строить тут свои палаты. Не достроил – был казнен по приказу царя Василия III.
Строительство завершил думский дьяк Аверкий Кириллов, но и тому не довелось пожить на новом месте: погиб во время стрелецкого бунта. Примерно в те же годы на Болоте казнили государственных преступников, разбойник Ванька Каин грабил здесь проезжавших купцов, а совсем неподалеку устраивали кулачные бои. Одним словом, место гиблое, не для жизни…
Однако именно в районе Берсеневской набережной, на улице Всехсвятской, что на правом берегу Москвы-реки, на месте бывшего Винно-Соляного двора, в конце 20-х годов прошлого столетия решили строить «Дом будущего» для партийной элиты. Официально он тогда именовался «домом для ответственных работников ЦИК и СНК Союза ССР, ВЦИК и СНК РСФСР».

Проектом руководил архитектор Борис Иофан. Фундамент поставили прямо на надгробиях старого церковного кладбища.
Общая площадь сооружения составила 400 тысяч квадратных метров. Таких гигантов Москва еще не знала. В здании было 10 этажей, на каждом по две квартиры с общей лестничной клеткой. В каждом подъезде – лифт. Кроме 505 квартир в доме располагались магазины, прачечная, парикмахерская, столовая, поликлиника, детский сад, почта, телеграф, сберкасса, спортзал, кинотеатр, клуб. Партийным чиновникам старались обеспечить комфортное существование.
Среди первых жильцов дома были маршалы Тухачевский и Жуков, Берия, дети Сталина. Заселялись жильцы по особым правительственным спискам.

Под надзором Лубянки.

Дом был сдан в начале 30-х годов. О нем всегда ходило множество легенд.

Например, в здании нет 11-го подъезда. Во время строительства, в 1930 году, произошел пожар. Проект не укладывался в сроки, и тогда было решено поделить площадь квартир 11-го подъезда между соседними с ним 10-м и 12-м, так как эти подъезды по первоначальному замыслу якобы должны были быть особо привилегированными и иметь по одной квартире на каждом этаже.

А ведь подъезд – это не только квадратные метры квартир, но и переходы с этажа на этаж – лифты, лестницы, лестничные клетки. Куда «ушли» квартирные метры – понятно, они присоединились к соседним квартирам. А куда делось остальное пространство?
Рассказывают, что между стенами квартир тянулись тайные коридоры, куда каждый вечер проникали сотрудники Лубянки, чтобы слушать, о чем говорят жильцы.
То и дело кого-то арестовывали, но соседи ничего не видели, так как агенты госбезопасности попадали на лестничные площадки не через подъезды, а по системе мусоропровода. Рассказывают, что арестованных спускали на лифте в подвал, на минус третий этаж, где уже дожидалась вагонетка. Оттуда по подземному тоннелю их доставляли прямо на Лубянку…

Дочь Командарма и другие призраки.

Еще когда дом только заселялся, по ночам в окрестностях здания видели призрак девушки в цепях и силуэт разбойника Ваньки Каина, а у Кирилловских палат слышались какие-то вопли и стоны. Ныне ходят слухи, будто бы по ночам хозяевам квартир не дают покоя крики, шаги и голоса. Это якобы фантомы бывших жильцов не находят себе покоя…
А еще близ Дома на набережной появляется призрак, известный как Дочь Командарма. По бытующей в народе версии, родителей девушки во время репрессий арестовали днем на службе. Вечером приехали за их дочерью из НКВД. Но девушка заявила, что никого не впустит, а первого, кто решится войти в дверь, застрелит из отцовского нагана. Она прекрасно стреляла. Доложили наркому Ежову, он распорядился наглухо забить в квартире все входы и выходы, отключить воду, свет и телефон. Неделю девушка звала на помощь, но соседи даже близко боялись подойти к квартире.
В конце концов крики затихли. Не то она умерла от голода и жажды, не то застрелилась сама. Но с тех пор по ночам ее можно встретить на набережной рядом с Театром эстрады. По поверью, после встречи с Дочерью Командарма следует подать милостыню первому попавшемуся нищему - иначе усопшая вас накажет!
Любопытную историю поведал один из жильцов, известный писатель и сценарист Эдуард Хруцкий (ныне уже покойный):

«Я близко дружил с соседями сверху, очень приятные были люди. Приближался Новый год, я поднялся к ним в квартиру, чтобы пригласить их отметить праздник вместе и застал их пакующими вещи. Они получили долгожданное разрешение на выезд в Израиль. На сборы дали меньше суток, с собой разрешили взять лишь несколько чемоданов. На следующий день какие-то люди вывезли из квартиры всю мебель, вплоть до скрипучих табуреток. Она осталась совершенно пустой, только по углам валялись пачки старых газет и журналов.
Но жизнь продолжалась, через два дня – Новый год. Как всегда, мы встречали его в шумной компании. Гости разошлись далеко за полночь. Я вышел из прокуренной квартиры на балкон глотнуть воздуха и неожиданно услышал, что наверху играет музыка. Было такое танго довоенное - «В парке Чаир». Мне стало любопытно: неужели новые жильцы въехали так, что никто этого не заметил?»

Хруцкий поднялся на этаж выше, подошел к дверям, за которыми явственно слышалась старая мелодия, и нажал кнопку звонка. Музыка моментально стихла, оборвавшись на полуслове. Полная тишина. Хруцкий потянул за ручку, и дверь открылась. Он включил свет в коридоре, прошел по квартире – она была совершенно пуста.
Позже писатель узнал, что в 30-е годы там жила семья репрессированных, которые до ареста очень любили слушать это танго…

«Гений места»

С Домом на набережной связана и история одной из самых неординарных личностей прошлого столетия - Левы Федотова. И по сей день исследователи строят догадки: как простой московский старшеклассник сумел в своем дневнике не только точно предсказать дату начала Великой Отечественной войны, но и практически описать весь ее ход?
Лев Федотов родился 10 января 1923 года. В 1932 году семья Федотовых получила квартиру в знаменитом Доме на набережной. А еще три года спустя отец Левы, ответственный партийный работник, трагически погиб на Алтае.

Подросток был болезненным и очень много читал. Его сосед по дому, будущий писатель Юрий Трифонов, вспоминал: «Он был удивительно всесторонне развитой личностью… увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах…»
С 1940 года Федотов начинает вести подробные дневники, в которых не только описывает события собственной жизни, но и очень подробно рассказывает о том, что должно случиться в мировых масштабах. Свою тайну Лева тщательно скрывает даже от самых близких.
С началом войны, несмотря на слабое здоровье, юноша настойчиво просится добровольцем на фронт. Наконец его направляют в учебную часть под Тулой. Но добраться до фронта Федотову так и не суждено: 25 июня 1943 года грузовик с призывниками попадает под бомбежку на Курской дуге…
Много лет спустя, незадолго до смерти, мать Левы, Агриппина Николаевна Федотова, передала 15 тетрадей, исписанных мелким почерком сына, другу его детства, писателю Михаилу Коршунову. Так дневники московского школьника начала 40-х стали достоянием общественности. Их появление вызвало самую настоящую сенсацию: ведь Лева, получается, заранее предвидел события, о которых знать никак не мог!
Так, в записи от 27 декабря 1940 года Федотов приводит свой спор с одноклассниками. Речь шла о космических полетах. Федотов тогда шутя заявил, что американцы полетят на Марс в 1969 году. Он немного ошибся: в 1969 году американцы полетели не на Марс, а на Луну.
5 июня 1941 года Лева выводит в своем дневнике: «Я думаю, что война начнется или во второй половине этого месяца, или в начале июля, но не позже, ибо ясно, что германцы будут стремиться окончить войну до морозов».

Впоследствии читавшие дневник историки были шокированы: рядовой советский школьник не только изложил в своих записях детали сверхсекретного плана Гитлера «Барбаросса», но и отразил все подробности его провала. Он также предсказал весь ход войны, предвидел, какие страны войдут в антигитлеровскую коалицию, предрек штурм Берлина.
В том же дневнике есть фраза: «Я, правда, не собираюсь быть пророком, но все эти мысли возникли у меня в связи с международной обстановкой, а связать их, дополнить, помогли мне логические рассуждения и догадки. Короче говоря, будущее покажет».
Откуда взялись у обычного старшеклассника сведения о «международной обстановке»? Информация, просачивавшаяся в прессу, была весьма скудной и подвергалась тщательной цензуре. В основном газеты печатали радужные статьи по поводу советско-германского пакта о ненападении. Доступа к секретным архивам у Федотова не было. Между тем в день подросток исписывал мелким почерком по сто страниц текста. Нет никакого сомнения в том, что «логические рассуждения» тут абсолютно ни при чем: записи велись в некоем измененном состоянии сознания.

Существует также легенда о том, что в конце 90-х годов диггеры нашли в катакомбах под Берсеневской набережной толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете с надписью «Лева Федотов. История будущего». И что будто бы там рассказывается уже о событиях наших дней! В частности, упоминается, что в начале XXI века президентом США станет чернокожий и его правление будет сопровождаться экономическими и политическими катаклизмами, а в 2009 году в горах Швейцарии появится лаборатория, в которой будут проводиться эксперименты, способные перевернуть весь мир…
Ясно, что речь идет о Бараке Обаме и Большом адронном коллайдере! К концу же этого столетия, обещает автор «Истории будущего», планетой будет управлять единое правительство, а границы между государствами станут условными…

Впрочем, не исключено, что история о таинственной кожаной тетради – всего лишь утка. Так или иначе, тайну своих предсказаний Лева Федотов унес с собой в могилу. Да и тайны мрачного дома, где он жил, пока тоже остаются за семью печатями – ведь там по-прежнему живет элита.

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Сталина.

В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады. Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье. Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них. К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

В доме силами жильцов организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.

Видео:

«Дом на набережной в Москве», «Дом правительства», «Серый Кремль», «Дом предварительного заключения» — все эти нелестные названия носит один и тот же московский жилой комплекс по ул Серафимовича. Он снискал жуткую славу среди москвичей, особенно партийной верхушки СССР. Когда и для кого был построен «Дом на набережной», кем были его жители, что там находится сейчас — расскажем подробно.

Расположение на карте

Здание находится на берегу Москва-реки по адресу: улица Серафимовича, 2.

Ближайшие станции метро:

  1. «Кропоткинская»: необходимо пройти по Волхонке и свернуть направо на Знаменку, дойдя до Большого Каменного моста. Также можно пройти по Соймоновскому проезду до Пречистенской набережной и дойти до Патриаршего моста;
  2. «Боровицкая» : нужно выйти на Моховую улицу, пройти до Боровицкой площади и повернуть налево. Дорога приведет к Большому Каменному мосту.

Важно знать: до интересуемого объекта можно доехать на общественном транспорте от метро «Кропоткинская» до остановки «Кинотеатр «Ударник» на троллейбусах 1 или 33.

Само здание возведено на Болотном острове, также его называют Золотым, Кремлевским или Безыменным островом. Это искусственная насыпь, образовавшаяся при прокладке водоотводного канала в конце XVIII века.

С «большой землей» его соединяют несколько мостов: Большой и Малый Каменные, Большой и Малый Москворецкие, Большой и Малый Краснохолмские, Большой Устьинский, Патриарший, Шлюзовый, а также несколько пешеходных (Лужков, Комиссарский, Садовнический).

История сооружения

Своим «рождением» постройка обязана произошедшей революции и переносу столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву. Переехавшие чиновники столкнулись с внезапной проблемой: им не хватало жилья.

Первое время их расселяли в гостиницах, но вскоре выяснилось, что приехавших служащих слишком много. В 1927 г. создали комиссию, которой и поручили решить проблему – построить отдельный комплекс жилых зданий и заселить всех туда. Строительство началось в том же году и закончилось через 4 года.

Обратите внимание: первоначально в сооружении должны были жить только члены ЦК ВКП (б) и важные государственные деятели, но после квартиры начали выдавать деятелям искусства, военнослужащим, Героям СССР.

Сооружение представляет собой жилое здание в 12 этажей, разделенный на 24 подъезда. Внутри расположились 505 квартир – по 2 на этаж. Планировалось, что стены снаружи будут украшены мраморной крошкой розового цвета, но из-за близости котельной их пришлось оставить серыми. Внутренние дворики украсили фонтанами и газонами.

Внутри же жилье поражало роскошью: паркет из дуба, расписные потолки, над которыми работали мастера Эрмитажа. Кухни были крошечными — ныне такая планировка роскошных квартир кажется странной, но в те времена это было оправданно: на них никто не готовил и не обедал, так как проживающие получали талоны на питание в местном клубе на 1 этаже.

Абсолютно вся мебель имела собственный инвентаризационный номер: при въезде хозяева подписывали акт приема-передачи.

Первые два этажа были отданы под коммуналки для обслуживающего персонала. Также на территории имелись детский сад, кинотеатр, театр, магазин, амбулаторная и прачечная.

Загадочные явления и легенды

Издавна привилегированное место стало объектом страшных событий, тайн и мифов.

11 подъезд

Один из самых знаменитых связан с 11 подъездом, которого официально нет – за 10 идет 12 подъезд. Однако крошечная дверь все же сохранилась: она ведет на узкую грязную лесенку.

Обитатели поговаривали, что в подъезде 11 должны были жить самые важные лица, но из-за сроков его не успевали построить, и тогда площадь будущего жилья поделили между соседними подъездами. Но ведь помимо квартир там были и лестницы, проходы, запланировано место для лифта, которые никуда не делись.

Официально местом пользовался обслуживающий персонал, неофициально – НКВД. По всему зданию тянулись коридоры между стенами, через которые сотрудники Лубянки могли прослушивать обитателей и проникать в их жилье.

Кстати, сами стены очень легко прослушиваются, и это явно не строительный брак. Через такие стены КГБ легко могло узнать о происходящем внутри помещений.

Во второй версии аресты производились через систему лифтов для вывоза мусора: арестованных спускали на -3 этаж и пересаживали в вагонетку, которая ехала прямиком в подвал на Лубянке.

С этим связана еще одна «маленькая» легенда: говорили, что в одном из лифтов есть проход в другое измерение. Люди заходили в него и уже не могли выйти или вернуться – исчезали. Однако исчезали они не в другом времени, а в подвалах Лубянки.

Дочь Командарма

С призраками расстрелянных связаны сотни историй, которые, однако, не стали полноценными легендами. Отзывы жильцов показывали, что часто слышались крики, стоны и голоса, чей-то плач. Одной из самых известных считается история о дочери Командарма.

В 30-х г., когда многих жильцов постигли репрессии, произошла такая история: мужа и жену арестовали на работе, а их дочь осталась дома. Прибывший арестовать ее наряд НКВД натолкнулся на запертую дверь и обещание застрелить любого вошедшего.

Нарком Ершов приказал забаррикадировать двери и окна, выключить водоснабжение, отопление и электричество. Жильцы не рискнули прийти на помощь замурованной заживо девушке, и через неделю ее крики стихли.

С тех пор ее призрак можно встретить в этом здании. Говорят, что после такой встречи нужно подать милостыню первому встреченному нищему, иначе призрак разозлится.

Танго «В парке Чаир»

Однажды перед Новым годом семье разрешили выезд в , дав на сборы всего сутки. После их отъезда государственные служащие вывезли все вещи из квартиры подчистую.

На следующую ночь, отметив Новый Год, владелец жилья под пустой квартирой, писатель Хруцкий, в тишине услышал, что у соседей сверху играет старое танго «В парке Чаир».

Хруцкий поднялся, чтобы познакомиться с новыми жильцами, но стоило ему нажать звонок, как музыка стихла. Дверь была открыта, а квартира полностью «голой», в неё никто не въезжал.

Позже Хруцкий выяснил, что до войны в квартире жила семья, любившая эту музыку. Она была репрессирована в 30-х г.

История о будущем

Необычная история связана и с именем старшеклассника Левы Федотова – всесторонне одаренного, но крайне болезненного мальчика. Семья Федотова въехала получила жилье в 30-х г., с 1940 г. старшеклассник (ему тогда было 17 лет) начал вести дневник.

После начала ВОВ юноша рвался на фронт, но его призвали только в 1943 г. В том же г. он погиб на Курской Дуге.

Через несколько лет друг детства Левы Михаил Коршунов получил его дневники — 15 исписанных тетрадей. В них Лева в 1940-41 г. детально описывал Вторую Мировую войну, план Гитлера «Барбаросса», рассказал о его провале, о последующем наступлении советских солдат на и его штурме, о первом полете американцев на Луну.

И хотя в последнем Лева ошибся, написав, что американцы полетят на Марс, он точно указал дату – 1969 г. Остальные сведения тоже оказались поразительно точны, хотя были записаны за несколько лет до того, как произошли.

Например, в начале июня 1941 г. он записал, что на СССР нападут в течение месяца, чтобы «закончить наступление до морозов». Нападение произошло 22 июня. В 90-х г. история дополнилась: сообщалось, что группа диггеров, пробравшись в катакомбы под сооружением, нашла еще одну тетрадь Федотова, которая называлась «История будущего».

Там нашли сведения о создании Большого адронного коллайдера и чернокожем президенте США, правительство которого будет сопровождаться серьезными катаклизмами.

В конце было написано, что в конце XXI столетия государственные границы сотрутся, а правительство на земле станет единым. Но большинство людей все же считают эту легенду чистой выдумкой, поскольку проверить ее невозможно.

Болотный остров

Не меньше слухов ходило и о самом Болотном острове. В давние времена это было гиблое место, на котором казнили преступников.

Тут же промышляли в свое время разбойники во главе с разбойником Ванькой Каином, устраивали жестокие кулачные бои. После место отдали под церковное кладбище: при строительстве его попросту засыпали.

Интересный факт: впервые место попытались заселить еще в XVI веке, однако попытки были обречены: владельцы, желавшие обзавестись жильем на болоте, гибли от рук царей или разбойников.

Неудивительно, что здесь многим видятся призраки, особенно часто являются сам разбойник Ванька Каин и неопознанная девушка в белом.

Знаменитые жильцы

Фактически каждый жилец был знаменитостью – кандидатуры первых въезжающих лично отбирались Сталиным из числа наиболее важных госслужащих.

После войны сюда также заселяли творческую элиту. К числу наиболее известных жильцов можно отнести:

  1. Государственных деятелей и их родственников: дочь Сталина Аллилуеву Светлану и его сына Василия, сына Феликса Дзержинского Яна, Косарева, Никиту Хрущева, Косыгина, Поскребышева, народного комиссара Куйбышева, революционера Мицкявичюс-Капсукас, организатора продотрядов Цюрупу.
  2. Военных деятелей: маршала СССР Жукова, летчика Каманина, генерал-майора авиации Мазурка, маршала бронетанковых воиск Федоренко.
  3. Литературных деятелей: поэта Демьяна Бедного, публициста Кольцова, драматурга Лавренова, писателя Трифонова.
  4. Деятелей науки и искусства: архитектора Иофана, хореографа Игоря Моисеева, журналиста Семенова.
  5. Ученых: врача-трансплантолога Шумакова, генетика Цицина, заслуженного врача РСФСР Ногину, биолога Лепешинскую.

Информация для туристов : знаменитый шахтер, перевыполнивший в 30-х г. в 14,5 раз норму выработки угля, Стаханов («Стахановское движение») тоже жил тут.

Более полный список знаменитых людей, проживающих в историческом здании на Набережной, можно найти на сайте Википедии.

Краеведческий музей

Он был открыт в 1988 г. – сперва как общественный музей, а через 10 лет получил статус государственного.

Инициатором выступила жительница Тер-Егиазарян, которая прожила в нем с момента постройки. Директором стала сама Тамара Андреевна, благодаря которой на здании были установлены мемориальные доски.

Через 10 лет ее сменила Ольга Трифонова – вдова писателя Трифонова.

Примечательно: название «Дом на Набережной» жилье получило после выхода в свет в 1976 г. социальной повести, автором которой был сам Трифонов. В ней писатель показал влияние времени на характер и судьбы людей, анализ и осмысление прошлого и настоящего.

Главным мотивом создания музея является желание рассказать посетителям о страшных 30-х г. ХХ века, воссоздать обстановку комнат периода репрессий. Музей можно посетить лично или заказать групповую экскурсию.

После возвращения в 1918 году столицы в Москву сюда перевели много госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы » и ), но площади не хватало. Поэтому 24 июня 1927 года решили возвести специальный дом на месте винно-соляных складов. Строительство по проекту Бориса Иофана шло до 1931. Не все было гладко: сначала Иофана попросили внести изменения в план и увеличить количество квартир с 440 до 505, затем запретили снос церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, а потом в первом корпусе произошел загадочный пожар. В итоге дом сдавали по частям.

Сюда посетили представителей советской элиты: ученых, партийных деятелей, Героев Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старых большевиков, писателей, служащих Коминтерна, военных героев. В честь одного из жильцов - писателя Александра Серафимовича - в 1933 году переименовали улицу, где стоит этот дом.

Архитектор задумывал дом на набережной темно-красным или розовым, но украшение гранитной крошкой признали дорогим. В итоге здание стало серым.

Путеводитель по архитектурным стилям

Дом стал крупнейшим в Европе. Это был уникальный комплекс на 505 квартир со всем необходимым: можно было вообще не выходить на улицу. В доме работали клуб (сейчас это «Театр эстрады»), кинотеатр «Ударник» на 1 500 мест, универмаг, прачечная, спортзал, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жильцы по талонам бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки. Во дворах-колодцах были газоны с фонтанами.

На этажах дома на набережной устроили по две квартиры. Там лежал дубовый паркет, а на потолках красовались пейзажи времен года, цветы и фрукты. Расписывали их живописцы-реставраторы из Эрмитажа. Мебель по проекту Иофана была одинаковой во всех квартирах: на стульях, столах, буфетах, шкафах, тумбах и диванах с длинными валиками были инвентарные номера. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, где учитывалось все - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.

На кухне было отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи - это был первый охраняемый дом в советской России.

Подъезд №11 - нежилой. Там нет ни квартир, ни лифтов.

Предполагают, что отсюда прослушивали квартиры жильцов других подъездов, а за стенами были скрыты тайные помещения. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир Иофану пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.

В доме на набережной были и секретные квартиры чекистов. Они работали под видом комендантов, консьержей, лифтеров, а в своих квартирах встречались с осведомителями и прятали таинственных жильцов, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.

Во время Большого террора второй половины 1930-х многих жителей дома репрессировали. Считалось, что маленький худенький чекист мог прослушивать квартиры, находясь между стенами (дом построен как термос), а для скрытного «вывоза» виновных чекист попадал в квартиру через мусоропровод. Рассказывали также о подземном ходе на Лубянку.

Сейчас дом на набережной - элитный жилой дом. Но до сих пор там творится какая-то чертовщина - слышны шаги и разговоры, жильцов мучают кошмары. А для посетителей работает краеведческий музей Дома на набережной. В его создании участвовала Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова.

Говорят, что... ...в доме на набережной можно увидеть призрак дочери командарма. Ее родителей арестовали на службе, а за ней приехали ночью. Девушка с отцовским наганом пообещала застрелить любого, кто войдет в дверь. Тогда нарком Ежов распорядился замуровать ее в квартире, отключив воду, свет и телефон. Девушка неделю звала на помощь, но тщетно.
...дом на набережной построили из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил.

А что о доме на набережной знаете вы?

Официальное наименование: Дом правительства; другие названия: Первый Дом Советов, или Дом ВЦИК и СНК СССР. Жилой комплекс ВЦИК и СНК СССР занимает площадь в три гектара. 25 подъездов выходят на две магистрали: ул. Серафимовича и Берсеневскую наб.

Во время переноса в 1918 г. советской столицы в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах советов (гостиницы «Националь», «Метрополь», прочие здания), однако жилой площади постоянно не хватало. В связи с тем, что в центре Москвы образовалась нехватка гостиничных мест, в 1927 г. создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова. Комиссия, в которую входили секретарь ЦИК Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода, решил, что квартиры в доме будут предоставлять членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям.

Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков и пр. 24 июня 1927 г. было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 г. Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, герои Гражданской войны, Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.

Дом на набережной был построен по проекту Б. М. Иофана на месте, где до этого находились винно-соляные склады, что нашло отражение в архитектуре его внутренних дворов. За ходом строительства следил лично А. И. Рыков. По первоначальному проекту дом должен был быть красным, как и Кремль, однако, в связи с нехваткой денег, внешние стены дома стали серыми. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.

На площадках по две квартиры. В квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. На потолках красовались пейзажи разных времён года, цветы, фрукты. На кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор. Вахтёр заведовал лифтом; наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтёр услышал и поднялся.

Дом включал в себя клуб (ныне Театр эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест, спортивный зал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жители дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приёмки, в котором учитывалось всё - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза. Горячая вода подавалась от теплоцентрали.

Стройку курировал Генрих Ягода. Подъезд № 11 - нежилой, в нём нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения. Помимо этого подъезда в доме имелись конспиративные квартиры чекистов. Чекисты работали в доме под видом комендантов, консьержей, лифтёров, и в своих квартирах встречались со своими осведомителями или прятали таинственных жильцов, как, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта. Многие жители дома были репрессированы целыми семьями.

Дом объявлен памятником истории и охраняется государством. В доме расположены жилые корпуса, Театр эстрады, кинотеатр «Ударник», магазин сети «Седьмой континент», студия звукозаписи Soundworx и ряд прочих коммерческих организаций.

Для посетителей открыт муниципальный краеведческий музей, в создании которого принимала участие вдова Юрия Трифонова Ольга Романовна Трифонова (Мирошниченко). В музее с использованием сохранившейся мебели хранители попытались воспроизвести атмосферу 1930-х гг. 39 мемориальных досок установлено на фасадах здания, и шесть в подъездах.

Впервые словосочетание «Дом на набережной» было употреблено Юрием Трифоновым в заглавии одноимённого романа. Также этот дом упоминается в «Дневнике Лёвы Федотова и рассказах о нём самом», написанном М. Коршуновым. В 1960–1990-х гг. этот дом носил неофициальное название «трёшка», так как именно от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трёхрублевой денежной купюре.



Последние материалы раздела:

Доходный дом живаго Дмитровка 1
Доходный дом живаго Дмитровка 1

Большая Дмитровка берет свое начало от Охотного ряда. Сегодня это просто магистраль, а в прошлом Охотный ряд представлял из себя городской феномен...

Легенды и мифы дома на набережной
Легенды и мифы дома на набережной

Построенный на болотеМесто, где стоит дом, издавна называли Болотом – из-за водоема, заросшего тиной и ряской. В XVI веке боярин Берсеня Беклемишев...

Гаркуша-ширшова евгения александровна
Гаркуша-ширшова евгения александровна

Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН(ИОРАН ) Главное здание ИОРАН в Москве Международное название P. P. Shirshov Institute of...