Византийская мозаика в равенне. Византийские мозаики равенны В чем отличие античных мозаик от христианских

Основным видом изобразительного искусства в Восточно-Римской или ромейской империи, впоследствии Византии стала живопись (при почти полном отказе от ваяния/скульптуры).
Главные формы ромейско-византийской православной живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись (в том числе выполненная из эмали и золотого шитья) и книжные миниатюры. Самыми замечательными художественными произведениями этой эпохи являются, по признанию большинства искусствоведов, являются мозаики.

Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера-мозаичисты умели создавать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Иногда поверхность кубиков смальты делалась граненной, как например, на мозаиках в католиконе (главная церковь) монастыря Хосиос Лукас в Греции, созданных в начале XI в.

Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция


Сила воздействия в зрителя и сохранность мозаики значительно выше, чем у фрески, хотя время создания примерно одинаково.

Вход Господень в Иерусалим, фреска, монастырь Осиос/Хосиос Лукас, Греция, XI v.


Мозаичисты учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Даже в наше время, расчищенная от вековой пыли и копоти, она остается такой же сияющей и звучной по цвету.

Мозаика и фрески как изысканное декоративное средство было известно с глубокой древности. Например, в Британском музее, Лондон, Великобритания хранится знаменитый «штандарт из Ура», Ассирия, около 2600 г. до н.э.


Мозаики «штандарта» рассказывают о результатах УР (а) - военного похода, победах над врагом, трофеях и особенностях придворной жизни царя и его приближенных - таковы основные темы мозаик Древней Месопотами, включая сцены из жизни древних шумер.

В Археологическом музее, Ираклион, Крит, Греция хранятся фрески из Кносского дворца, например, культовая мистерия «Игра с быком, Минотавром. Тавромахия», возраст ее
около 1500 г. до н.э. - слева;
Священные рога у южных границ территории дворца, по преданиям - трон царя Миноса - справа.

Игры - состязания с животными.

Игры с дельфинами, мозаика Тавромахия - игры с быком, мозаика


Живописное искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) также представлено великолепными фресками и мозаиками.

На вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На красном фоне стен в естественный рост человека представлены участники праздника, посвященного богу Вакху/Дионису.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.


На фреске «Весна» из города Стабий, близ Помпей, Италия девушка, символизирующая весну (богиня Флора?), удаляется от зрителя в глубину пространства цветущего луга. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее каштановые волосы, золотисто-желтая накидка и розовый тон обнаженных плеч гармонируют с ярким зеленым фоном, а легкость движений девушки, как будто плывущей по воздуху, создают основу живописной композиции фрески.

Весна, Стабий, Помпеи, фреска


На фресковых росписях часто встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, гавани, извилистые берега рек. Хороших фресок набралось на небольшой альбом, поэтому прошу вас, друзья, я его обязательно выложу, но немного позже.

Мозаикой греки называли изображения посвященные музам. Музы вечны - вечны должны быть и эти картины, поэтому их набирали сначала из кусочков цветного камня, а затем в эллинистический и римский периоды из кусочков специально сваренного стекла - смальты.

Именно мозаики были основой декоративного убранства дворцов и вилл знати Древнего Рима. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. Кстати, существует легенда, что знаменитая золотая смальта была создана греческими мозаичистами в языческом Риме и использована для украшения знаменитого Золотого дворца Нерона, затем на долгие столетия способ ее изготовления был забыт или утерян и возобновлен только в христианскую эпоху.
Так или иначе, но живописное античное искусство и сегодня поражает великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, знанием и использованием прямой воздушной перспективы, т. е. многим из того, что было «изобретено» художниками ренессанса.

В Национальном археологическом музее Неаполя сохранилась копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III».

битва против персов при Иссе

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей.

Мозаика II века до н.э.


Мозаики и фрески стали принадлежностью христианского храма в первые века н.э., когда верующие, вынужденные скрываться, стали использовать живописные античные сюжеты и образы подземных лабиринтов - катакомб, которые служили для погребения умерших. Христиане наделяли эти образы новым символическим содержанием: пальмовая ветвь - непременный атрибут императорских триумфов - символ райского блаженства, виноградная лоза - таинство евхаристии, хлеба и вино - пресуществление в плоть и кровь Христа, Орфей - Христос, а Психея - символ христианской души.

Для новых варварских государств, возникших на обломках Западно-Римской империи, и преклонявшихся перед культурой великого Рима, было очень важно, что мозаика оставалась господствующим способом изображения в храмах, это свидетельствовало о преемственности традиций и сохранении статуса наследников за Восточно-Римской империей. Кроме того, ромеи в тот период времени могли себе это позволить (мозаика очень дорогое удовольствие) - покрыть большую часть стен, внутренних поверхностей куполов и сводов, столбов и колонн великолепной мозаикой и это производило огромное впечатление на другие народы.

Крупным культурным центром Империи ромеев, где в храмах и усыпальницах сохранилось большое количество христианских мозаик, является Равенна - обитель великих теней.

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Из цикла итальянских стихов А. Блока.

Равенна - древняя и прекрасная.


В Равенне находится уникальный комплекс памятников V-VII вв., переломного времени, когда встретились Рим и Византия, античность и средневековье.
Знамение их встречи и кратковременного союза - мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, Равенна, Италия, первая половина V в.

мавзолей Галы Плацидии: общий вид снаружи, общий вид интерьера


Тесный, слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать относятся они к римско-эллинистическому прошлому или византийско-средневековому будущему.

Согласно христианскому учению, оформление храма и мавзолея должно соединять два мира: реальный и потусторонний, горний и дольний. Изобразительное искусство играло тут первую роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из реального мира в сверхчувственный. Этим определено, продиктовано художественное оформление интерьера мавзолея Галлы Плацидии.

И мастера-мозаичисты выполнили задачу на «пять с плюсом» - интерьер в мавзолее воспринимается как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, паруса и купол выложены мозаикой глубокого синего тона.
У мозаик мавзолея не золотой, а синий фон: из густо мерцающей синевы выступают по-античному задрапированные в белое фигуры христианских мучеников и святых, вспыхивают золотые звезды, расстилаются сказочные ландшафты рая с алыми маками, золотыми оленями и птицами, где арки увиты золотыми виноградными лозами, а в куполе крест и звездное небо. Эта мозаика символизирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

рай в мавзолее Галы Плацидии, мозаика, Крест и звёздное небо — мозаика в куполе.


Призрачность и таинственность усиливает естественный свет из окон, расположенных в люнетах и своде.
Люнет - часть стены в форме полумесяца, ограниченная сверху архивольтом, а снизу - горизонтальным карнизом. Близкие по смыслу понятия: десюдепорт, закомара, кокошник, фронтон.

световое окно в люнете мавзолея Галы Плацидии


И только в люнете над входом, изнутри, место отсутствующего окна занято мозаикой Доброго Пастыря, сверкающей подобно освещенному окну.
Изображение Христа - рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, реально сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии.
Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (белые овцы - символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица - все элементы явно унаследованы из античности.
Важна живость сложной позы - Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест - знак триумфального распространения христианства в мире (кстати, тень от креста тоже хорошо видна на земле).

Добрый пастырь, мозаика


И еще одно, четко видна (обозначена пунктиром) граница мира дольнего/земного - светло-голубое небо и горнего, темно-синего в верхней части мозаики. «Язык» горнего неба, опустившись, «укутывает» только голову и плечи Христа - только он принадлежит обоим мирам.

Тип молодого Христа («Христос Еммануил») - редкий в иконографии: так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Другой замечательный комплекс мозаик в церкви Сан-Аполлинаре Нуово, построенной королем Теодорихом, в VI в. в Равенне.

Сан-Аполлинаре Нуово, вид снаружи и интерьер.


Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль.

Добрый пастырь, мозаика


Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, созданная в 504 г., не менее интересна. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы - нимб зеленого с золотым цвета.
Зеленый цвет - символ незавершенности развития и преобразования, золотой - передает носителю образы и информацию иного духовного мира. Но Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. Фиолетовый цвет - символ трансцендентного мира, глубокого погружения в потустороннее пространство.

В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах - цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.

Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов


Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой - рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа - они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями.

И еще одна мозаика, точнее ее часть, но не включить ее я не могла, надеюсь, она понравится и вам, друзья, особенно тем, кто любит и ценит эксцентрику.

Поклонение волхвов - это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится


Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI в. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах - чисто христианские, а цвета фонов - относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.

базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды


базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода, ленточная мозаика на столбах и арках


Две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую - императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности - это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.

император Юстиниан со свитой, мозаика, императрица Феодора, со свитой, мозаика


У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.

В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха - зеленая сень, а зеленый цвет - символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».

Юстиниан и Феодора


На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика - комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.

Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика


В VII веке византийская живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. От церкви Успения в Никее, Турция, построенной в этом же веке и разрушенной во время греко-турецкой войны 1917-22 гг., сохранились только фотографии и фрагменты мозаик. Один из сохранившихся фрагментов - крылатые фигуры со знаменами и державами в руках, в роскошных одеждах придворных телохранителей.

Удивительны лица этих воинственных ангелов - они напоминают об античном идеале красоты - нежные овалы, классические пропорции и черты, чувственный рот мал, нос тонкий, а взгляд пристальный гипнотизирующий. Они исполнены в мягко-живописной манере, напоминающей импрессионистическую. Оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены «в беспорядке», который на деле является идеально точным расчетом выдающихся мастеров-мозаичистов: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика.

ангел Дюнамис., фрагмент мозаики с алтарного свода церкви Успения в Нике, Турция


Это совершенный пример «одухотворенной чувственности», но они не выражают ничего определенного, связанного с реальным человеческим чувством или переживанием. Их одухотворенность бесстрастна, а чувственность бесплотна.

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, мастера-мозаичисты обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались зрительно выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект усиливался золотым фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило» изображение святого в одну пространственную среду с молящимися.
В тоже время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, и пристально на них смотрящие огромными глазами, представлялись людям значительными и неземными.

У пришедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что составляло основную идею всякого христианского центрического храма.
Достижению этих целей способствовали такие приемы как принцип симметрии (расположение фигур должно быть симметрично относительно Христа), плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты очень подходила для создания отвлеченных образов, возвышенных и ирреальных.

Следущий раздел будет посвящен ромейской/византийской иконе, без нее не было бы и русской иконы, а значит душа нашего народа была бы иной.

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.

И греки в период эллинизма, и римляне использовали мозаику в основном для украшения стен. При этом в качестве материала чаще всего применялся мрамор. Раннехристианские настенные мозаичные композиции практически не имеют прецедентов. Выполнялись они из смальты. По сравнению с мрамором это кубическое непрозрачное окрашенное стекло давало гораздо более яркие цвета и намного больше оттенков.

Основные характерные признаки византийских мозаик

К основным отличительным особенностям раннехристианских мозаик можно отнести:
. использование смальты как основного материала для создания панно;
прямой набор и наличие четких контуров в картине;
правильные пропорции человеческих тел;
яркость красок. Мозаичисты Византии использовали в своих панно зеленые, нежно-голубые, ярко-синие, розовые, бледно-лиловые и красные оттенки. Фон всегда выполнялся из золотой смальты;
монументальность. Панно обычно выложены с большим размахом;
расчет падения угла света. Византийские мастера умели учитывать оптическое слияние оттенков в глазу, смотрящего на картину зрителя;
бархатистость картин.

В эпоху утверждения христианства мозаика занимает в византийских храмах господствующее положение. Стены и потолки расписываются смальтовыми изображениями библейских святых и сценками из Евангелия, образами апостолов и Христа. К шедеврам раннехристианского мозаичного искусства, безусловно, можно отнести панно «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, «Никейских ангелов», «Добрый пастырь в райском саду» в мавзолее Галлы Плацидии.

Мозаики Софии Константинопольской

Среди памятников раннехристианского зодчества особенно выделяется София Константинопольская - храм, построенный в 324-337 годах византийским императором Константином. Первые мозаичные иконы в этом соборе были созданы в 867 году, сразу же после окончания эпохи иконоборчества. Красивейшее панно с изображением Богоматери, держащей на руках Христа, украсило аспиду. На примыкающей к ней виме византийские мастера выложили из смальты изображение архангела Гавриила. Кубики материала в этих двух картинах расположены совершенно свободно. Они то выстраиваются в ряд, то составляются наподобие живописных мазков. Мозаики несколько худшие по качеству, чем эти две, открыты над южным вестибюлем храма. На входной стене выложен деисус. Рядом находилось изображение Крестителя, ныне утраченное.

На своде когда-то мастерами было выложены изображения 20 святых. До наших дней сохранились лишь изображения мученика Стефана, пророка Изекииля и императора Константина. На боковых стенах в люнетах первоначально находились мозаичные образы 12 апостолов и 4 византийских патриархов. Как можно судить по сохранившимся до наших дней фрагментам, эти панно изготовлялись не слишком умелыми мастерами, скорее всего монахами, культивирующими восточнохристианские традиции. В северном тимпане в 878 году были выполнены панно Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста и четырех других святых. Во времена правления Льва VI (886–912) центральный люнет украсила композиция с Христом, перед которым на колени опустился сам император. В северной галерее на северо-западном столбе был открыт портрет императора Александра, выложенный в 912 г. Самодержец изображен в великолепном облачении в строгой фронтальной позе. Софию Константинопольскую украшают и другие замечательные мозаики, не утратившие своих ярких красок до наших дней.

Мозаики Софии Киевской

Главным христианским храмом на Руси была построенная в XI века Ярославом Мудрым София Киевская. В этом соборе сохранилась самая полная коллекция подлинных мозаик той эпохи. Панно, украшающие храм, выполненные когда-то русскими и приглашенными из Византии мастерами, никогда не переделывались и не дополнялись при реставрации. Шедевры Софии считаются одними из самых красочных произведений мозаичного искусства из всех известных. Древними мастерами при их изготовлении было использовано 35 оттенков коричневого, 34 – зеленого, 23 – желтого, 21 – синего и 19 красного, всего в общей сложности 150 различных оттенков. Археологические раскопки, произведенные недалеко от храма, подтверждают существование находившейся неподалеку от него мастерской по производству смальты.

Центральным является изображение Спасителя, выполненного в главном куполе храма. Его мощная фигура заключена в медальон. Суровый Пантократор как-будто обозревает землю с небес. Медальон украшают архангелы (из четырех сохранился лишь один). В барабане изображены апостолы, а на столбах четыре евангелиста. Над главным алтарем выложена Богородица Оранта. Как Спаситель символизирует церковь небесную, так Дева Мария представляет в храме церковь земную. Монументальное панно высотой в 5,5 метров встречает каждого входящего в храм. Несмотря на то, что картина выполнена на вогнутой поверхности, воспринимается она абсолютно без искажений. Раннехристианские мозаики поражают яркостью своих красок и монументальностью. Смальтовые панно, дошедшие до наших дней, служат свидетельством непревзойденного мастерства древних мозаичистов, византийских и русских.

лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов с добавлением солей и окислов различных металлов), которая укреплялась на слое извести, цемента или мастики. Мозаика выкладывалась по кальке будущего изображения лицевой стороной вниз, а затем лицевая поверхность обрабатывалась, шлифовалась и покрывалась воском. Техника мозаики была заимствована у римских художников, которые отделывали полы в термах, виллах и в общественных зданиях смальтой, составленной из небольших кубиков, или камней. В византийскую эпоху мозаика размещалась на стенах и в куполах церквей, хотя первые мозаики украшали также полы в богатых домах и во дворцах (фрагменты мозаик полов Большого императорского дворца в Константинополе). Византийские мозаичисты усовершенствовали изготовление различных смальт (особенно золотой), умели точно рассчитать угол падения света, делая поверхность мозаики шероховатой, достигли большого искусства в сложении многофигурных композиций, учитывали законы оптики в слиянии цветов, что способствовало созданию великолепных живописных эффектов. Древнейшие византийские мозаики (баптистерий и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.) отличались мелкой кладкой, выделенными контурами, отсутствием перспективы и пространства, использованием коврового орнамента. От античности были восприняты благородство пропорций, красота лиц с правильными чертами, насыщенный колорит. Христианская эпоха внесла в равеннские мозаики одухотворенность, символическую многозначность, взволнованную динамику, схематизм, сменивший чувственную живописность. С конца V в. и в последующие эпохи выделилась константинопольская школа мозаичистов, создававших композиции на белом фоне при помощи мелких ровных кубиков мозаики, уложенных узорными рядами. Константинопольские мастера использовали античные пасторальные сюжеты, трактованные как христианские аллегории, и раннехристианские мотивы (мозаики церкви св. Иоанна Крестителя в Палестине; мозаическая карта, украшавшая пол церкви в Мадабе, Трансиордания, VI в.; при Юстине II – мозаики на евангельские сюжеты в церкви св. Апостолов и в церкви св. Софии в Константинополе, VI в.). Новые черты появились в циклах мозаик в церкви Сант Аполлинаре Нуова (до 526 г.), в церквах Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе (середина VI в.) в Равенне. Светящиеся мозаики, заполняющие все стены, производили впечатление легких, невесомых; цвет приобрел символический смысл; силуэты фигур, обозначенных контуром, сделались призрачными, как бы парящими в воздухе. В мозаиках церкви Успения в Никее (VII в.) и в церкви св. Димитрия в Фессалониках (восстановлена ок. 634 г., но большая часть мозаик погибла во время пожара 1917 г.) мелкие кубики положены под небольшими углами друг к другу, что способствовало созданию светотени и усилению одухотворенности образов, их спиритуализации. По разрешению императора константинопольские мастера украшали мечети и дворцы на территории завоеванного арабами Иерусалима (мозаики храма Скалы, 691 – 192) и Дамаска (Большая мечеть, ок. 715 г.). В IX – XII вв. усилилось влияние Востока: в мозаиках появляются приземистые фигуры, плоскостность, орнаментальность, но сохраняются величественные образы и строгое построение, свойственные античному искусству. В этот период мозаикам отводились неровные поверхности внутренних стен. В композициях преобладали тенденции к экспрессии, символике (храм как Новый Иерусалим, где во время литургии проживается жизнь Иисуса Христа), ярко выраженной индивидуальности мастера (мозаики монастыря Неа Мони на острове Хиос; изображение императоров Константина и Юстина перед сидящей на троне Богоматерью над южными дверями в храме св. Софии в Константинополе, там же – император Лев VI перед Христом над западным входом в собор; Богоматерь с младенцем в апсиде храма Успения в Никее, после 843 г.; мозаичные композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде и др.). В XII в. искусство мозаики стало более интимным и глубоким (мозаики церкви Успения в Дафни, близ Афин), но при этом в ряде композиций появилась линейная стилизация фигур в строго фронтальных позах. Кубики мозаики на лице были выложены параллельными линиями с резко подчеркнутыми пробелами (Богоматерь с младенцем, император Иоанн II Комнин и императрица Ирина в храме св. Софии, ок.1118 г.). В палеологовскую эпоху развился новый стиль, характерными чертами которого было покрытие мозаиками свода, купола и верхних частей стен храма, появление светских тенденций в изображении религиозных тем, бытовые детали, усиление личностного начала в обликах святых (мозаики церкви Христа Спасителя монастыря Хора, церкви Богоматери Паммакаристы в Константинополе; мозаичный Деисус в южной галерее св. Софии в Константинополе и др.). В XIV в. появилось большое количество великолепных мозаичных икон, созданных константинопольскими мастерами. Поскольку мозаики были дорогостоящими, палеологовский стиль более полно представлен фресковой живописью.

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...