Краткое содержание индийские мифы золотые часы. О том, что было в начале. Откуда появилась ночь

Древние мифы Индии ни в чём не уступают сказаниям Греции, Египта и Рима. Их столь же тщательно копили и систематизировали, чтобы сохранить для следующего поколения. Этот процесс не обрывался очень долгое время, за счёт чего мифы крепко вплелись в религию, культуру и повседневную жизнь страны.

И только благодаря бережливому отношению к своей истории индусов сегодня мы можем наслаждаться их преданиями.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Кратко о сотворении мира

Согласно самой распространённой версии, жизнь зародилась из Золотого яйца. Его половины стали небом и землёй, а из нутра на свет появился Брахма - Прародитель. Он положил начало течению времени, создал страны и других богов, чтобы не испытывать более одиночества.

Те же, в свою очередь, внесли лепту в сотворение мироздания: заселили землю существами различной природы, стали прародителями людских мудрецов и даже позволили появиться на свет асурам.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива - одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя - Рудра - и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши - властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Враги детей Адити

Изначально асуры - старшие братья богов - были чисты и добродетельны. Они ведали тайны мира, славились мудростью и могуществом и умели изменять свои обличия. В те времена асуры были покорны воле Брахмы и тщательно исполняли все ритуалы, а потому не знали бед и горя.

Но возгордились могущественные существа и решили соперничать с богами - сыновьями Адити. Из-за этого они потеряли не только счастливую жизнь, но и лишились своего дома. Теперь слово "асура" является чем-то сродни понятию "демон" и обозначает кровожадное безумное существо, способное лишь убивать.

Вечная жизнь

Ранее на свете никто не знал о том, что жизнь способна обрываться. Люди были бессмертны, жили безгрешно, поэтому на земле царил мир и порядок. Но поток рождаемости не снижался, а места становилось всё меньше и меньше.

Когда люди заполонили каждый уголок мира, Земля, как гласят древние мифы Индии, обратилась к Брахме с просьбой, чтобы помог он ей и снял с неё ношу столь тяжёлую. Но не знал Великий прародитель, чем подсобить. Воспылал он гневом, и вырвались чувства из него уничтожающим огнём, обрушились на всё живое. Так и не стало бы мира, если Рудра не подсказал решения. А было оно таково...

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Первая "жатва"

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них - разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым "урожаем", который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной - ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями - она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Откуда появилась ночь

"Сказание о создании ночи" - очень короткий в русском изложении миф. Он повествует о том, как сестра первого человека, которого забрала Смерть, никак не могла справиться со своей скорбью.

Поскольку времени суток не существовало, день тянулся бесконечно. На все уговоры и попытки облегчить её горе девушка всегда отвечала одинаково, что Яма умер только сегодня и негоже так рано забывать о нём.

И тогда, чтобы день наконец кончился, боги создали ночь. На следующий день скорбь девушки стихла, и Ями смогла отпустить брата. С пор тех появилось выражение, смысл которого идентичен с привычным для нас "время лечит".

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма - прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство - других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы - словом, все живые существа, заселившие три мира - подземный, земной и небесный.

Великие боги и асуры. Но не только сыновья появились на свет у Брахмы: из большого пальца левой ноги родилась у него дочь Вирини - Ночь. Она стала женой седьмого сына Брахмы - Дакши, и родила пятьдесят дочерей, которые стали женами богов. Но вот беда: дети двух старших дочерей, рожденных Дакши и Вириной, появились на свет раньше, чем дети третьей дочери, Адити. Старшие дочери породили могучих асуров, обладавших мудростью и мощью; Адити родила двенадцать великих богов. Асуры гордились своей силой и тем, что они приходятся богам старшими братьями, и потому считали, что править Вселенной должны они. Из-за этого между богами и асурами шла война, которая длилась много столетий.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо - самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

«День Брахмы». Брахма почти не вмешивается в то, что происходит в мире. Находясь в покое, он погружен в глубокие размышления. Сколько они будут длиться? Для самого Брахмы недолго - один «день Брахмы». Ведь один день этого бога равен 360000 человеческих лет! А когда «день Брахмы» закончится и наступит «ночь Брахмы», исчезнет существующий мир, и вновь всю Вселенную заполнит тьма, а потом Брахма создаст новую Вселенную, которая тоже будет существовать лишь один «день Брахмы», и так дни и ночи Брахмы будут чередоваться вечно.

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены - богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги - Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.

Когда Брахма создал небо, и землю, и воздушное про-странство и от сыновей его пошли все живые существа во вселенной, сам он, утомленный творением, удалился от-дыхать под сенью дерева шалмали, а власть над мирами передал своим потомкам — богам и асурам. Асуры были старшими братьями богов. Они были могучи и мудры и ведали тайны волшебства — майя, могли принимать раз-личные образы или становиться невидимыми. Им принад-лежали несметные сокровища, которые они хранили в сво-их твердынях в горных пещерах. И было у них три укрепленных города, сначала на небе, потом на земле: один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Восемь блистательных богов появились на свет на ис-ходе творения. Их знают под именем Васу, что значит Благодетельные. Говорят, что они изошли из пупа Брахмы. Имя старшего из них — Ахан, День, второго — Дхрува — он стал владыкой Северной Звезды, третьим был Сома, ставший богом луны, четвертый из Васу — Дхара, Опора Земли, пятый — прекрасный Анила, прозы-ваемый также Ваю, Ветер, шестой — Анала, он же Агни, Огонь, седьмой — Пратьюша, Рассвет, восьмой — Дьяус, Небо, он же Прабхаса, Сиянье. Агни был могуществен-нейшим из них, и он стал их предводителем; но все они слывут свитой Индры, царя богов, коего часто именуют поэтому Васава, Владыка Васу.

Индра был седьмым сыном Адити, восьмым был Вивасват. Но когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам. Ибо восьмой сын Адити родился безобразным — без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине. Старшие братья-Митра, Варуна, Бхага и прочие — молвили: «Он не похож на нас, он иной природы — и это плохо. Давайте переделаем его». И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон.

Когда в давние времена умножились бессчетно живые существа, Земля изнемогла под бременем гор и лесов и расплодившихся на ней тварей. Она не вынесла этого бремени и, провалившись в недра Паталы, погрузилась там в воду. Тогда ради ее спасения Вишну обратился в огромного вепря, с телом, подобным темной грозовой туче, и глазами, сверкавшими, словно звезды. Он спустился в Паталу и, поддев землю клыком, вытащил ее из воды и вознec ввысь. Могучий асур Хираньякша, сын Дити, прербывал в ту пору в Патале; он увидел гигантского вепря, несущего на клыке землю, с которой стекали потоки воды, затопляя подземные чертоги асуров и нагов. И Хираньякша напал на вепря, чтобы отобрать у него землю и завладеть ею. Вишну в облике вепря сразил в бою великого асура. Потом он вынес землю из Паталы и утвердил ее посреди океана так, чтобы она уже никогда больше не проваливалась.

Старшими детьми Кашъяпы, внука Брахмы, были асуры и боги, рожденные его тремя старшими женами. Дру-гие десять его жен дали жизнь различным и многообраз-ным существам, населившим землю, и поднебесье, и под-земные миры. Сураса родила огромных чудовищных драконов, Аришта стала прародительницей ворон и сов, ястребов и коршунов, попугаев и других пернатых, Вината породила гигантских солнечных птиц — супарнов, Сурабхи — коров и лошадей, и еще многие божественные и де-монические создания произошли от других жен Кашьяпы, дочерей Дакши. Кадру стала матерью нагов, а Муни — гандхарвов.

Пять столетий прошло после спора сестер, и из второго яйца родился у Винаты исполинский орел Гаруда, которому суждено было стать истребителем змей — в отмщение за рабство матери. Он сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Все живые существа и сами боги пришли в смятение, увидев в небе огромную птицу, затмевавшую блеском солнце. Брахма же, Прародитель миров, воззвал к ней и повелел исполнить его волю.

Индра был любимым сыном Адити, матери богов, са-мым могучим из ее сыновей. Рассказывают, что он родил-ся не так, как другие ее дети, а необычным путем, при рождении чуть было не погубив свою мать. Едва появив-шись на свет, он схватился за оружие. Устрашенная необычным рождением сына и его грозным обликом, Адити спрятала Индру; но он явился перед всеми в золотых доспехах сразу после рождения, наполнив собою вселен-ную; и мать преисполнилась гордости за могучего сына. И он стал великим, неодолимым воином, перед которым трепетали и боги, и асуры. Еще будучи совсем юным, он победил коварного демона Эмушу. Этот демон в облике вепря похитил некогда у богов зерно, предназначавшееся для жертвоприношения, и спрятал его среди сокровищ асуров, что хранились за трижды семью горами. Эмуша уже принялся варить из похищенного зерна кашу, когда Индра натянул свой лук, пронзил стрелою двадцать одну гору и убил вепря Эмуша. Вишну же, младший из Адитьев, унес жертвенную пищу из владений асуров и вернул ее богам.

В древних книгах священного Знания — Ведах — сказано, что вселенная возникла из тела Пуруши — Первозданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его созданы были вайшьи-земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие, которому оп-ределено было служить высшим. Из разума Пуруши воз-ник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания-ветер.

Мифы Древней Индии

Мифы индийцев дошли до нас в составе Ригведы (собрании религиозных гимнов). В Ригведе насчитывается более 3000 богов, которые представляли собой одухотворенные природные силы и явления. Индийцы представляли богов подобно людям, однако боги еще не приобрели выраженные индивидуальные отличия. Это было связано отчасти и с тем, что божества, как и природные явления, имели общее. К примеру, сходны такие боги, как Индра (главный бог Вед, представлявший собой бурю и грозу), Рудра (бог грозы), Агни (бог огня), Парджанья (дождевое облако), Маруты (боги ветра и бури).

Боги вели борьбу с демонами, главным из которых был Вритра (злое божество, олицетворявшее засуху). Главным среди всех богов считался Варуна, которого люди отождествляли с небом. В более позднее время он олицетворял стихию воды и сохранял порядок и справедливость. Сыном неба и Земли был бог Индра. Он являлся грозным воином и сумел победить Вритру и стать главным из богов. В соответствии с мифами, из живота убитого Вритры полились мировые воды, которые сотворили Солнце. Воды падали с неба дождем на Землю и поливали ее, а Солнце пригревало. Таким образом, Земля стала плодородной. Солнце олицетворяли несколько божеств – Савитар, Сурья, Пушан, Митра, Вишну.

В индийских мифах символ времени – колесо с 12-ю спицами, которые соответствуют 12 месяцам года. Время для богов и людей бесконечно, но идет по-разному. Боги могут охватить взглядом сразу всю жизнь человека.

В одном из индийских мифов рассказывается о том, что сначала был Асат (небытие), затем из него появился Сат (бытие). Сат состоит из земли, воздушного пространства и твердого неба. Появился он во время рождения Индры. Увеличивавшийся Индра разделил породивших его небо и землю. Воздушное пространство стало обителью для Индры и других богов.

В нем боги рождались и жили, наслаждаясь всеми благами, которые бывают у богатых людей. Между богами и людьми существовал посредник – Агни. Он передавал богам от людей жертвы.

Еще одним великим богом был Сома. Ему приписывалось действие ритуального пьянящего напитка и Луны.

Согласно мифам, Асат расположен ниже поверхности земли. В нем обитают демоны, которые могу принимать любые обличья. Эти демоны подобны злым духам и повсюду подстерегают людей.

Согласно мифам, древние индийцы полагали, что Вселенная располагается на спинах слонов. Земля по их представлениям была подобна цветку лотоса, который плавает в океане. Семь лепестков этого цветка – это семь континентов, одним из которых является Индия. В центральной части земли, по их мнению, размещалась гора Меру и солнце движется вокруг нее.

В начале первого тысячелетия до н. э. в Индии возник брахманизм. С этого времени у индийцев стало три главных бога: создатель, олицетворяющий и сотворивший Вселенную – Брахма, а также Шива и Вишну. Два последних представляли собой вечную жизнь в природе и плодородие. Шива при этом описывался как грозный и устрашающий, а Вишну – как доброжелательный к людям. Индра по-прежнему оставался могущественным богом, но был отнесен к разряду второстепенных. Некоторые важные ведические боги утратили свое значение.

Мифология в период брахманизма отличалась многообразием и во многом была противоречивой. Это связано с тем, что божества различных племен и общин сохранялись и входили в подчинение культу главных богов.

Большое количество мифов посвящено Вишну, который много раз оказывался на Земле, перевоплотившись в различные существа. Делал он это для того, чтобы уничтожить злые силы и помочь людям и богам. В мифах рассказывается о 10 крупных и 22 менее существенных перевоплощениях Вишну. В период Средневековья Вишну приобрел образ Рамы и Кришны.

Шиву часто описывали в виде аскета, который пляшет в состоянии религиозного экстаза или занимается созерцанием. Среди главных богов присутствовала богиня Ума (Дурга, Кали). Она являлась супругой Шивы и воплощала собой образ Великой матери.

В брахманистской мифологии существовало учение о сансаре (перевоплощении души) и карме (воздаянии, возмездии). Люди в Древней Индии были уверены в том, что возможно перевоплощение души. Перед этим душа человека, в зависимости от его земной жизни, попадает в рай или ад. Считалось, что существует более двадцати адов.

Владыкой подземного царства мертвых считался Яма. Он вместе с сестрой-близнецом был рожден Солнцем (богом Сурьи). С самого рождения Яма никогда не расставался с сестрой Ями. Достигнув определенного возраста, они стали мужем и женой. Они были безмерно счастливы, никогда не разлучались и все боги радовались их любви.

В то время, когда боги почитали супружество и считали его смыслом жизни, возможностью продолжить род, один из них неожиданно изменил праведному делу. За это он получил имя Беззаконный – Адхарма. В его семье были сыновья, к которым перешла греховность отца. Сыновей звали Великий Страх и Смерть (Мритью). Мритью взял секиру и решил убивать всех, кто проявляет признаки жизни.

Яма и Ями были детьми бога, но сами не являлись божествами и не были бессмертными. Сурьи создал их как первых людей, а своего третьего сына, Ману, как прародителя всех людей.

Мритью лишил Яму жизни. Те самым он показал людям их смертность на много поколений вперед. Яма навсегда покинул царство бессмертных и при этом лишил людей вечной жизни, он способствовал расставанию их души с телом в определенный час.

Любящая мужа и брата Ями оказалась в тоске, она лила горькие слезы и искала Яму. Все боги утешали Ями, советовали ей забыть мужа, но ничто не могло помочь ее горю. На небесах по-прежнему было светло, а боги без остановки вершили свои дела.

Тогда бог небесного света решил временно остановить небесное сияние и успокоить Ями. Таким образом он сотворил ночь, которая приходит на смену дню. Горе Ями немного утихло от удивления после наступления тьмы. С тех пор на смену дню всегда приходит ночь, чтобы подарить людям сон и уменьшить их тревоги.

Яма ожил и стал бессмертным. Однако его жизнь продолжалась не на небесах, а в подземных глубинах. Он стал царем обители мертвых душ. Он сидит на троне во дворце в подземном городе Ямапура, являющемся столицей в царстве смерти. Во власть Ямы попали и души живых людей, которые находятся в предсмертном состоянии из-за старости, болезни или боевых ранений. Яма также следит за тем, какие дела совершают люди в земной жизни.

Души умерших с покорностью стали являться к Яме на суд. Все, содеянное каждым человеком, записано помощником Ямы писцом Читрагуптой, который является Мастером Тайнописи. По земле также бродят четырехглазые пятнистые собаки, являющиеся подданными Ямы. Они следят за людьми, по запаху находят грешников и лишают их жизни. Души смиренно встают перед Ямой, который определяет для них меру похвалы или наказания. Достойные похвалы души после суда возносятся в небесный мир и навеки там поселяются в качестве духов предков, которым поклоняются потомки на Земле. Грешные души подвергаются наказаниям. В двадцать первом аду подземного царства претерпевают эти души мучения. Их терзают подданные Ямы, не знающие сострадания, за земные неправедные поступки.

Иногда сам Яма в колеснице проносится по Земле. Возницей у него является Мритью, который сеет среди людей смерть. В одной руке у него жезл, из которого извергается смертельный огонь, а в другой петля для ловли душ. Появляется Яма на черном буйволе. Он выглядит устрашающе в своей красной одежде и с огненным взором, который все видит. Никто не может избежать его приговора. Только он овладевает душами умерших.

Великого и страшного Яму люди пытаются умилостивить молитвами и жертвоприношениями. В царство Ямы попадают не только души умерших, но и тех, чье тело сожжено на костре. Туда же отправляются и души животных, которые были принесены в жертву богу. Два бога, Яма (пожиратель душ, блюститель порядка) и Агни (бог огня и пожиратель плоти), почти неразлучны.

В древние времена, когда боги только создали Время, человеческая жизнь была долгой – до 100 лет. Однако Мритью настигал людей петлей раньше времени, иногда еще в юности. Часть умерших люди закапывали в землю, а часть сжигали на костре. Милосердные боги разрешили людям проводить оба погребальных обряда.

Тела умерших сначала омывали водой или кислым молоком (священным продуктом). Затем покойников заворачивали в ткань, клали рядом драгоценные украшения и оружие. Люди верили, что эти вещи пригодятся умершим в жизни после смерти. Могилу сбрызгивали маслом и при этом молились, прося землю гостеприимно принять умершего.

Погружая тела в могилу, люди читали молитвы и пели гимны. Таким образом они обращались к богам и просили продлить их жизнь на Земле.

Если покойника готовили к сжиганию на костре, то его тело обмазывали жиром. Считалось, что это будет приятно для Агни и поможет быстрее разделить душу и мертвое тело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О Ф Ц Ю
Полубоги и люди

О ТОМ, ЧТО БЫЛО В НАЧАЛЕ

Как и у других народов Древнего Востока, в Индии мифы о происхождении мира составляют самый ранний слой. На протяжении столетий в разных частях огромною полуострова пульсировала и билась человеческая мысль в поисках ответа на вопросы: откуда все это окружающее нас великолепие; откуда мы сами? И другие народы задумывались над этими вопросами, но по разнообразию и богатству их мифологических решений Индия не имеет соперников.

В индийских мифах о происхождении мира явственно выделяются две группы сказаний: собственно сотворение мира и защита новорожденного мира от чудовищ, готовых его поглотить и ввергнуть в изначальный хаос. На этом втором этапе богов-творцов сменяют боги-драконоборцы, уже знакомые нам под другими именами из иных мифологий.

В начале не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Не было ни смерти, ни бессмертия. Не было дня и ночи. Но было нечто, что дышало, не колебля воздуха. И не было ничего, кроме него. Мир был сокрыт мраком. Все было неразличимой пучиной, пустотой, порожденной силой жара. Первым пришло желание, семя мысли. Потом появились боги. Но создали ли они мир? Откуда это творение появилось? Не создало ли оно себя само? Надзирающий над миром в выевшем мире может об этом знать, а может и не знать 1 ..

Воды возникли ранее всех иных творений. Они породили огонь. Огнем же в них рождено Золотое яйцо. Неведомо, сколько лет оно плавало в безбрежном и* бездонном океане. Из Золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил страны света, положил начала времени. Так была создана вселенная 2 .

Оглядев все вокруг, Брахма увидел, что он один. И стало ему страшно. Поэтому он силой мысли породил из своих глаз, своих уст, правого и левого уха, из ноздрей шестерых сыновей. От них пошли боги, демоны, люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа, населяющие все три мира.

Передав власть богам и демонам, Брахма отправился отдыхать в тени, под ветвями шелковичного дерева 3 . Отдых Брахмы, его «день», будет длиться миллиарды лет, пока не придет «ночь Брахмы» и созданный им мир вновь не станет огромной массой воды, которой придется ждать своего часа, рождения нового мирового яйца и появления нового творца Брахмы.

Сначала не было ничего живого, кроме первочеловека, тысячеголового, тысячеглазого, тысяченогого гиганта Пуруши. Лежал он, прикрыв землю своим огромным телом, и еще возвышался над нею на десять пальцев. Ведь Пуруша - это вселенная, которая была и которая будет. Таковы его величина и величие. Подступили к Пуруше боги, привязали, как животное при жертвоприношении, облили маслом и разделили на части 4 . Его рот стал брахманом 5 , руки сделались кшатрием 6 , бедра - вайшьей 7 , из ступней ног возник шудра 8 . Луна родилась из его души, из глаз - солнце, из уст - Индра и Агни, из дыхания родился ветер, из пупа 9 - воздушное пространство, из головы - небо, из ног - почва, из уха - стороны света. Так из первочеловека возникли миры.

1 Это самое раннее описание создания мира, даваемое в «Ведах», является в то же время наиболее отвлеченным. Не упоминается ни один бог или иной мифологический персонаж. Автор этого гимна отказывается от каких-либо твердых суждений. Таким образом, общераспространенное мнение о том, что абстракции чужды первобытному мышлению, опровергается этим текстом.

2 Представление о мировом яйце, из которого возникла вселенная, присуще многим мифологиям. Вспомним египетский миф о происхождении мира из яйца, снесенного «великим Гоготуном». Отсюда роль яйца в обрядах погребения этрусков (на погребальных фресках покойный изображался с яйцом в руке), а также место яйца в праздниках плодородия у восточных славян.

3 Шелковичное дерево, под которым отдыхал Брахма, - это присутствующее во всех космогонических мифах мировое древо, занимавшее в мире центральное положение. В китайском мифе это также шелковица.

4 Это место из гимна «Ригведы» показывает, что данный вариант сотворения мира из тела космического гиганта - не что иное, как описание человеческого жертвоприношения первочеловека, из которого возникли все составные элементы мира. При принесении в жертву Пуруши расчленяется на части, из которых возникают элементы космической и одновременно общественной организации.

5 Брахманы - жрецы.

6 Кшатрии, или раджаньи - воины.

7 Вайшьи - земледельцы, скотоводы, торговцы.

8 Шудры - низшее сословие в индийском обществе, занимавшееся неквалифицированным трудом.

9 Пуп играл особое место и в других мифологиях, рассматриваясь как мировая ось или центральная мировая гора. Пуп Пуруши - это пуп земли. Но ни одна из мифологий не знает возникновения из этого центра неба.



Последние материалы раздела:

Тело поднимают вверх по наклонной плоскости
Тело поднимают вверх по наклонной плоскости

Пусть небольшое тело находится на наклонной плоскости с углом наклона a (рис. 14.3,а ). Выясним: 1) чему равна сила трения, если тело скользит по...

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...