Экстраверсия и интроверсия как черты личности. Экстраверсия

Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.

Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.

Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.

Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.

Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.

Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».

«Степени выраженности»

Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.

Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.

Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».

Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.

Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.

Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.

Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.

Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.

Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.

Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.

Психотерапия

Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.

По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.

Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.

Экстраверсия/интроверсия. Введение.

Те, кто всерьёз решил разобраться в соционике, задают множество вопросов, связанных с определением базовых соционических понятий. Одним из таких базовых понятий, является признак "экстраверсия/интроверсия”. Это понятие впервые было введено К. Юнгом. По Юнгу интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал и другие понятия:

Либидо;
- личностная установка;
- направление движения энергии;
- ведущая мотивация;
- сознательная ориентация.

Однако, помимо Юнга, есть ещё трактовка "интроверсии-экстраверсии" по Леонгарду и Айзенку, не говоря о других, близких по содержанию понятий, таких как "Локус контроля"; "Внутренняя и внешняя референция".

Такая многозначность трактовок, приводит к возникновению множества вопросов. Например:

- Как отличить погруженного в себя интроверта от погруженного в себя экстраверта?

Чем они будут отличаться снаружи (каковы будут различия в реакциях на внешние раздражители, на попытки вытащить их из этого состояния, различия в действиях, поступках в этом состоянии)? И чем - внутри? Что ощущает и, возможно, как себе эти состояния объясняет интроверт, и как - экстраверт? Чем принципиально отличаются эти состояния, если у двоих имеют одинаковую длительность?

Чем отличаются состояния погруженности в себя у интуита-интроверта и интуита-экстраверта?

Как проявляется податливость интровертов внешнему воздействию? За счет чего и каким образом?

Чем ведомый и внушаемый экстраверт отличается от интроверта? В чем принципиальная разница между ведомостью и интровертным откликом на внешние обстоятельства?

Как «поддается»\реагирует интроверт, и как - экстраверт? Как они себя при этом проявляют и что ощущают внутри?

Если экстраверт находится в положении, где ничем не влияет на внешние обстоятельства, в чем проявляется его самоощущение, как влияющего?

Как проявляется соционическое «самосознание» у активно влияющего на физический мир интроверта? Как он себя ощущает и как объясняет себе формулу своего взаимодействия с миром?

Как не перепутать застенчивого, бездеятельного и замкнутого экстраверта с интровертом? И как - общительного и уверенного в себе интроверта с экстравертом?

Может ли, например, на какой-нибудь вечеринке \ каком-нибудь собрании интроверт подойти познакомиться первым? Чем его подход будет отличаться от экстравертного?

И если там же экстраверт жмется по углам, отводит глаза от встречных взглядов и старается быть как можно более не заметным, то как определить, что он все же экстраверт?

Как застенчивость проявляется у интроверта и как - у экстраверта?

Чем будут различаться вдумчивый экстраверт от вдумчивого интроверта?

Как интроверт и экстраверт различаются внешне (жесты, мимика, глаза, скорость речи)?

Есть ли разница в скорости интровертного усвоения новой информации и экстравертного?

Где граница между личным темпераментом \ характером и вертностью?

Поэтому, не смотря на множество литературных источников по вопросу о природе и способах определения интро и экстроверсии, он, на данный момент, остаётся достаточно актуальным. В нашей работе мы коснемся определения этого понятия в трактовке различных авторов, дадим ответы на поставленные вопросы, а также, расскажем о методиках, с помощью которых можно исследовать личность на интро или экстроверсию.

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по исследуемым феноменам;

Описать определения исследуемых феноменов;

Раскрыть их специфику;

Описать методики исследования интро и эктроверсии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО И ЭКСТРАВЕРСИИ

"Западный человек, похоже, в большей степени экстравертирован, восточный же, наоборот - скорее интроверт. Первый видит смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе самом. Но смысл существует как извне, так и внутри нас" . К. Юнг

Экстравертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом вовне, на окружающий мир и людей в нем.
Интровертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом на внутренний мир.

Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения диаметрально противоположных типов личности. Термины эти образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интро" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Слово «экстраверт» означает «развернутый наружу», а «интроверт» значит «развернутый внутрь». И именно эта «развернутость», или направленность, будет тем вектором, который определяет его отношение к жизни, проявления и поведение в общении с другими людьми.

Экстраверт предпочитает информацию от Мира. Он больше доверяет независимым источникам.
Интроверт предпочитает информацию от себя самого. Он больше доверяет своему мнению.

Экстраверт наполняет сознание внешней информацией, интроверт, напротив, старается защитить сознание от внешней информации.

Что значит защитить и что значит наполнить?

Для экстравертов главным фактором, определяющим направленность психики и ее реакций, является внешний мир, социальная жизнь. Для них характерно поведение, в котором проявляется стремление к взаимодействию с внешнем миром, обмену информацией, эмоциями и впечатлениями. Экстраверт стремится к вниманию со стороны окружающих. Он ожидает реакции от внешнего мира. Он воздействует на него, используя самые разные средства самовыражения.

Для интроверта же характерно поведение, связанное с погружением в свой внутренний мир, наблюдениями за своим внутренним миром и размышлениями. Для него характерно уединение, самоанализ и тщательное углубление в изучаемый предмет. Он не так жаден до внимания со стороны. Получив свою порцию впечатлений от внешнего мира, он уединяется, чтобы их переварить. Он ищет уединения для того, чтобы осмыслить происходящее. У него не так выражена необходимость во внешней оценке. Ему комфортнее самостоятельно прийти к своим выводам.

Теперь мы остановимся более подробно на разных трактовках данного признака и начнём мы с Юнга, который и ввел данный термин.

Согласно теории Юнга, интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально разными способами психологической адаптации.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально отличных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение ".

Юнг указывает на две стратегии поведения: энергосберегающую-интровертную и энергоотдающую-экстравертную.

Экстраверт воспринимает себя через окружающий мир. Интроверт воспринимает окружающий мир через себя.

Движение энергии у интроверта осуществляется по направлению к внутреннему миру. У экстраверта, наоборот, движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру.

Для интроверта свои собственные субъективные мысли и переживания изначально более значимы, чем внешние оценки. Он склонен к самодостаточности в оценке своей жизнедеятельности.
Для экстраверта мнения других людей, общепринятые знания изначально более значимы, чем его собственное мнение. Он склонен оценивать свою жизнедеятельность глазами окружающих.

Согласно мнению Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено разной.
Юнг уточняет, что речь идёт не о типе вообще, а об экстраверсии или интроверсии доминантной (программной) функции. Подчиненная функция при этом обретает интровертную установку. Так человек с доминирующей экстравертной функций, ориентированный на объективную реальность, факты, получаемые из внешнего мира, в своем восприятии опирается на мир внешний, но взаимодействует с ним пользуясь своей вспомогательной, интровертной функцией.
При разных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизнии. То есть в разные периоды жизни человек может себя ощущать более и менее экстра- или интровертированным. Тем не менее, одна из функций обязательно является преобладающей, а остальные - подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и нельзя быть одновеременно и энергосберегающим и энергоотдающим. Какая-то из установок обязательно будет доминировать в сознании.

Следующая известная трактовка этого признака принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду.

Леонгард даёт ему следующее определение: экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая.

Леонгард делает такой вывод, опираясь на свою терапевтическую практику. Он отмечает, что проблемы экстраверта лежат в области внешнего мира. Экстраверт тут выступает как тот, кто не способен игнорировать мнение о нем других людей. Экстраверт становится буквально зависимым от внешней оценки. Он ждёт одобрения, признания. Проблемы интроверта, напротив, лежат в области его собственных ощущений и представлений. Его страхи не имеют прямого отношения к тому, в каком положении он находится. Он больше руководствуется своим собственным мнением, видением и позицией.

По Леонгарду, экстраверт остаётся человеком внешне ориентированным, а интроверт - внутренне ориентированным. Что же касается оценки волевых качеств, то тут, видимо, речь идёт о формах патологии, поскольку Леонгард, будучи психиатром, работал с очень проблемными пациентами.

Юнг, имеющий дело с душевнобольными, по этому вопросу говорил следующее: «Хорошо известно, что истерия и шизофрения представляют собой резкий контраст различного отношения больных к внешнему миру. Чувства, которые внешний мир вызывает в субъектах, страдающих истерией, превышают по своей интенсивности нормальный уровень, тогда как у больных, страдающих шизофренией, эти чувства не достигают его. Преувеличенная эмоциональность у одних и крайняя апатия у других - вот общая картина, которая рисуется нам при сравнении этих двух болезней. В личных отношениях это различие сказывается в том, что мы поддерживаем душевную связь с нашими истеричными больными, чего не бывает с больными шизофренией.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и интроверсия. Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет

Финальную точку в вопросе природы экстравертной и интровертной установки, ставит австралийский психолог Айзенк.

Г. Айзенк делает прорыв в понимании природы экстравертной и интровертной установки. Он проводит серию электроэнцефалографических исследований, в которых доказывает, что интро/экстраверсия генетически детерминированы, тесно связанной с уровнями корковой активации. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

По Айзенку, экстраверты характеризуются медленно развивающимся и слабым возбуждением и быстро развивающимся, сильным и медленно затухающим реактивным торможением. Интроверты имеют противоположные характеристики. Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести их активацию за оптимальные границы. Вследствие этого интроверты, по сравнению с экстравертами, предпочитают более низкую интенсивность стимуляции.

Если подытожить вышесказанное, то можно сделать следующий вывод: интоверт - тот, кто не нуждается в излишней сенсорной стимуляция, а экстраверт, тот, кто нуждается.

Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, любящее людей зрение – это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему звук – вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Часто мы пытаемся объяснить поступки человека тем, что он интроверт или экстраверт. Эти понятия, плотно вошедшие в нашу обиходную речь, впервые были введены швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Его определения звучали следующим образом:

Интроверсия - дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.

Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Однако еще при жизни Юнга эти термины были подвергнуты критике. Основным доводом критиков являлось указание на слишком широкий, всеобъемлющий характер этих определений.

И действительно, так ли часто про человека можно однозначно сказать, интроверт он или экстраверт? Рассмотрим пример, чтобы ответить на этот вопрос.

Вот мы видим красивого статного мужчину. Мощное телосложение, горящий ясный взгляд, умные глубокие глаза. Он приятен в общении, добр и открыт, любит детей, хорошо понимает женщин, в то же время любит посидеть в тихом уголке с книжкой, любит послушать хорошую музыку, и большое удовольствие ему доставляют ночь и уединение. В одни моменты он кажется интровертом, а в другие - экстравертом. Как же быть?

Системно-векторная психология позволяет точнейшим образом понять природу такого человека. В рассмотренном примере мы имеем дело с анально-кожно-мышечным снизу, . В состав его капсулы живого вещества входят как экстравертированные вектора, так и интровертированные. Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, наблюдающее и познающее этот мир, сопереживающее другим людям, любящее людей - это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему и ищущий смысла во всем происходящем звук - вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Экстраверты и интроверты в чистом виде наблюдаются лишь в случае, когда в состав одной капсулы живого вещества (одного человека) входят только вектора-экстраверты или только вектора-интроверты.

Например, мы имеем дело с чистым анальным звуковиком. Всю жизнь он сидит у себя дома и читает научную фантастику, если он не реализован. А если реализован, то он, как Перельман, настолько погружен в науку, что его совершенно не интересуют никакие проявления внешнего мира. При этом в отличие от читающего научную фантастику звуковика, Перельман делает гениальные научные открытия - и работает тем самым на все человечество.

Примером чистого экстраверта является (так же как и кожно-зрительный мужчина). Не сидит на месте, все время в движении, легкая воздушная походка, глаза большие и глубокие, полные в разные моменты то безмерной любви, то печали и сострадания, огромная эмоциональная амплитуда, стремление ко всему живому и общительность. И это только некоторые ее черты.

Системно-векторная психология выделяет четыре вектора-экстраверта и четыре вектора-интроверта. Вместе они образуют четыре полные квартели, которые, как и все в этом мире, имеют внешнюю и внутреннюю части.

Квартель времени. Внешняя часть - уретральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - анальный вектор (интроверт).

Квартель пространства. Внешняя часть - кожный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - мышечный вектор (интроверт).

Квартель информации. Внешняя часть - зрительный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - звуковой вектор (интроверт).

Квартель энергии. Внешняя часть - оральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - обонятельный вектор (интроверт).

Тезис Юнга о противоположности экстраверсии и интроверсии верен лишь отчасти. Если ориентироваться на внешние проявления вектора - общительный он или нет, предпочитает находиться в обществе или нет и т. п. - то это так. Но если смотреть с точки зрения системно-векторной психологии, понимая видовую роль каждого вектора, становится понятно, что внутри каждой квартели и все вместе они образуют необходимую целостность, взаимно дополняя друг друга.

Глубже понять проявления экстраверсии и интроверсии, а также узнать о механизме их взаимодействия при нахождении в одном человеке вы сможете на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Психологи с самого начала становления этой науки пытались классифицировать особенности личности человека по определенным критериям. Одной из таких классификаций является который опирается на особенности нервной системы индивидуума. Швейцарский психолог Карл Юнг предложил иную модель, основанную на движении психической энергии. С этой точки зрения были выделены 2 личностные установки:

  • экстраверсия;
  • интроверсия.

Природа подобного явления

Под установкой сознания подразумевают отношение к объектам или миру. Интроверсия и экстраверсия — это психологические способы адаптации человека к окружающему его миру, при этом эти две установки свойственны не только человеку. Согласно Юнгу, все в природе разделено на 2 группы. Особенности первой - в высокой скорости воспроизводства, которая сопровождается низкой продолжительностью жизни индивида и слабыми защитными способностями. Вторая группа представляет собой индивидов с самообеспечением в плане самосохранения, но от этого страдает уровень плодовитости. Здесь не так сложно понять, что экстраверсия — это первый тип поведения в природе, суть которого в размножении и рассеивании своей энергии во все стороны, а интроверсия — второй, здесь индивид обороняет себя от любых воздействий извне, затрачивая при этом минимум энергии.

Интерес экстравертов направляется во внешний мир. В роли объекта при этом выступают другие люди и предметы. Таким образом проявляется так называемая внешняя реальность. Для интровертов интерес представляет их внутренний мир - внутренняя реальность.

Характеристика экстравертов

Зная основы психологии, можно четко разграничить черты, присущие тому или иному типу личности. Для экстраверта истинно следующее:

  • жизнь вращается вокруг внешних объектов;
  • ценность объектов, с которыми общается такой человек, повышается;
  • наращивание объектных отношений;
  • люди для него пусты, являясь лишь объектом наблюдения;
  • так как ценность людей для экстраверта низка, то он сам пытается ее повысить;
  • несмотря на заряд энергии, экстраверты быстро устают. В силу высоких затрат энергии на общение, они предпочитают отдых в одиночестве.

Характеристика интровертов

В свою очередь, интроверта можно охарактеризовать следующими чертами:

  • абстрагирование от объекта, то есть отвлекание либидо от него;
  • движение направленно во внутренний мир, подальше от реального;
  • людей воспринимает личностно;
  • зачастую объекты для интроверта являются враждебными;
  • ценность объектов для такого человека высока, поэтому он пытается понизить их ценность, дабы не привязываться к ним;
  • если интроверта не втягивают в активный процесс коммуникации, то интроверт прекрасно себя чувствует в шумных компаниях.

Внутренние мотивы

Согласно Юнгу, экстраверсия — это чистосердечность, подвижность, уживчивость человека с другими, легкая приспосабливаемость к ситуации. Натура с данным типом личности быстро создает социальные связи и привязанности, при этом легко отбрасывая дурные предчувствия и опасения. В незнакомой ситуации экстраверт легко предпринимает рисковые начинания.

Интроверсия же характеризуется рефлективной, колеблющейся натурой, стремящейся к уединению. Такому индивиду свойственно сохранять себя, удаляясь от объектов и почти всегда находясь в оборонительной позиции.

Движущей силой для восприятия, суждений и действий экстраверта являются внешние факторы. Тогда как интроверт является полной противоположностью такой природе вещей. В глазах экстраверта, человек с иным типом личности является скучным и легко предсказуемым, портящим удовольствие всем остальным. В то же время интроверт, который стремится быть самодостаточным, воспринимает людей с противоположным типом психологической установки как капризных, поверхностных бездельников, которые постоянно пытаются привлечь к себе внимание любыми возможными способами.

Исследование экстраверсии и интроверсии

Психолог Ганс Айзенк вывел закономерность, согласно которой модель личности может характеризоваться двумя факторами: личностной установкой (экстраверсия/интроверсия) и устойчивостью. Такая система позволяет достаточно точно определить тип и его направленность. При этом экстраверсия/интроверсия может быть разложена на 8 различных моделей.

О личностных установках мы рассказали немного выше, поэтому не будем останавливаться на них еще раз. Гораздо интереснее в этом плане является показатель нейротизма. Как утверждал Айзенк, темперамент во многом зависит именно от стабильности человека. Так, при высоком нейротизме человек отличается неуравновешенностью психических процессов, нестабильностью эмоций и лабильностью вегетативной нервной системы. Индивид с таким типом личности является легковозбудимым, с характерной изменчивостью настроения, мнительностью, медлительностью и нерешительностью. На противоположном полюсе нейротизма располагается с эмоциональной стабильностью, уравновешенностью и решительностью.

Темперамент

Шкала интроверсии-экстраверсии и нестабильности-стабильности является независимой и биполярной. То есть вполне возможно встретить интроверта и экстраверта как с высокими показателями нейротизма, так и с низкими. Черты характера индивидов в этом случае будут сильно отличатся. Большинство людей имеют характеристики, расположенные вокруг центра шкалы Айзенка. Сильная удаленность к полюсам свидетельствует об отклонении от среднего значения и, таким образом, выраженности личностных свойств.

При согласовании данной шкалы с четырьмя типами темперамента можно вывести прямую зависимость. Так, при движении по горизонтальной оси слева направо увеличивается экстраверсия — это отражает уровень открытости человека. По вертикальной оси снизу верх можно увидеть уменьшение стабильности.

Согласно Айзенку темпераменты можно описать так:

  • холерик — нестабильный, экстравертированный;
  • сангвиник — стабильный, экстравертированный;
  • меланхолик — нестабильный, интровертированный;
  • флегматик — стабильный, интровертированный.

Интроверсия-экстраверсия - тест

Для того чтобы точно определить тип психологической установки индивида, необходимо обратиться к психологу, который на базе нескольких тестов сможет максимально точно определить его. Для быстрой проверки можно воспользоваться различными опросниками, доступными в сети Интернет или тематической литературе. Они позволяют навскидку оценить личностные качества и направленность индивидуума.

Но стоит понимать, что точность таких тестов может быть ограниченна в виду достаточной сложности определения психотипов. Ведь экстраверсия — это не всегда полностью открытой Существует достаточное количество «ступенек» психологической установки. Таким образом, вполне реально встретить интроверта, который отличается общительностью и открытостью и, наоборот, закрытого экстраверта.

Вывод

Но как бы там ни было, тест на экстраверсию позволит определить слабые и сильные стороны индивидуума. Это в первую очередь касается степени возбудимости, которая напрямую влияет на скорость восприятия и обучения. Знание позволяет более правильно подобрать род деятельности и профессию, а также помогает избежать конфликтов при общении с индивидом абсолютно противоположного типа.

  • 6. Джерела формування поняття “психологічна норма”
  • 7. Специфіка психічних феноменів та методологічні труднощі повязані з їх вивченням.
  • 8. Трансформація загальнонаукових методів у фиференціальній психології.
  • 9. Недоліки та переваги методів диференціальної психології
  • 10. Аналіз ідеографічного та номотетичного підходів (їх відповідність предмету диференціальнії психології)
  • 11.Джерела індивідуальних відмінностей психіки
  • 12. Характеристика двох факторних теорій розвитку. Співвідношення факторів середовища та спадковості у концепції л.С. Виготського
  • 13. Співвідношення та відмінності між поняттями індивід, індивідуальність, особистість.
  • 14. Психологічний смисл спеціальної теорії інтегральної індивідуальності
  • 15. Розуміння біологічної обумовленості психіки людини у ракурсі останніх розробок диференціальної психології
  • 16. Співвідношення диференційної психофізіології та диференційної психології
  • 17. Типологічні властивості нервової системи, ії вплив на поведінку людини
  • 18. Характеристика формально- динамічних та структурно- змістових особливостей індивідуальної психіки
  • Загальні принципи диференціально-психологічного аналізу:
  • 19. Функціональна асиметрія півкуль головного мозку
  • 21. Роль темпераменту у поведінці та ждиттідіяльності людини. Адаптивна функція темпераменту
  • 22. Характер людини
  • 2.2. Вчення про характер
  • 23. Співвідношення характеру і темпераменту
  • 24. Поняття про ендопсихіку та екзопсихіку
  • 25. Акцентуації характеру: сутність, історія виникнення, короткий аналіз
  • 26. Основні психологічні класифікації характеру
  • 27. Основні відмінності міє нервозами та психозами
  • 28. Основні напрямки патохарактерологічного розвитку особистості
  • 29. Аналіз поняття нормальний характер
  • 30. Задатки, здібності, обдарованість, геніальність
  • 31. Здібності, поняття, структура, основні види
  • 13.2. Види здібностей
  • 32. Фактори теорії інтелекту
  • 33. Множинні теорії інтелекту
  • 35. Классификация теорий гениальности по Анне Анастази
  • 36.Поняття про наукову класифікацію
  • Экстраверты и интроверты
  • Иррационалы и рационалы
  • Этики и логики
  • Интуиты и сенсорики
  • Типы конфликтных личностей
  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность
  • 38. Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу
  • 39.Ядро личности (информ. Из психол. Сайта)
  • 40. Уровни развития организации личности
  • 13.2. Невротический уровень организации личности
  • 13.3. Пограничный уровень организации личности
  • 13.4. Психотический уровень организации личности
  • 41. Номотетичний та ідеографічний підходи до вивчення особистості
  • 42. Понятие личностных черт
  • 43. Интроверсия - экстраверсия
  • 44. Близнюковий метод
  • 45. Р.Кеттел
  • 46. Стать у структурі індивідуальності
  • 47. Теорії і концепції розвитку статевої ідентичності
  • 48. Програми поведінки, що дозволяють визначити динаміку та зміст життідіяльності людини –
  • 49.Статево-рольова поведінка
  • Гендерні стереотипи та їх вплив на міжособистісне спілкування
  • 50. Міжстатеві відмінності у психологічних якостях
  • 51. Личности типология, по Шпрангеру
  • 52. Евристичні можливості індивідуального стилю діяльності – когнітивні, професійні, життєві
  • 53. Основні засади для побудови пррофесійних типологій-
  • 54. Характеристика статевого дипсихізму в галузі проф. Діяльності-
  • 55. Стилі життя зА.Адлеру
  • 56.Стратегії Психологічне подолання,види Копінг-поведінка як предмет психологічних досліджень
  • 58.Когнітивний стиль
  • 60.Креативність і творчість
  • 61. Критерии креативности:
  • 62.Загальні уявлення про дивергентне й конвергентне мислення
  • 63. Творчество как показатель самоактуализации
  • 43. Интроверсия - экстраверсия

    Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная.Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта.

    ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

    Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

    Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.   

    В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик.   



    Последние материалы раздела:

    Теплый салат со свининой по-корейски
    Теплый салат со свининой по-корейски

    Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

    Салат с морковкой по корейски и свининой
    Салат с морковкой по корейски и свининой

    Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

    Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...