Евгений павлович ильин эмоции и чувства. Эмоции и художественное творчество

Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления . Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химического вещества или вкус продукта; приятный или неприятный звук; раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т.д.

Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую указывают многие авторы –ориентировочная функция , которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться.

Второй функцией эмоционального тона ощущений являетсяобеспечение обратной связи , задача которой – сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон – удовольствие) или не удовлетворена (тогда возникает отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие). Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он сопровождает впечатления человека от процессов восприятия, представления, умственной деятельности, общения. Мы можем вспомнить о приятно проведенном отпуске, назвать собеседника «скучным», а лекцию – «интересной», с удовольствием рассказать о своем удачном выступлении и т.д.

Эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство дает основание делить эмоции на положительные (связанные с удовольствием) иотрицательные (связанные с неудовольствием), т.е. метить из знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений – это знак эмоции. Эмоциональный тон впечатлений не сводим к конкретной эмоции. Например, страх может вызывать не только отрицательные переживания, но, при определенных обстоятельствах, и положительные (иначе, зачем прыгать с «тарзанкой?»).

Испытывая удовольствие или неудовольствие по поводу различных объектов, человек часто не может объяснить, что именно привлекает или отталкивает его в них. Самое интересное заключается в том, что такой анализ и не требуется, а подчас он бы даже мешал. Еще И.М.Сеченов заметил, что «анализ убивает наслаждение», а П.В.Симонов, в связи с этим, писал, что «если бы человек при выборе спутника жизни вел себя как вычислительная машина, он никогда бы не смог жениться».

Эмоция как реакция на ситуацию и событие

Чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Однако эмоции – это не только переживание отношения, но и то, что мотивирует, организует и направляет наше восприятие, мышление и действие, а значит, и поведение в целом. Несомненна роль эмоций в организации целесообразного для данной ситуации поведения. В таком случае, высказывание П.Жане (1928), что функция эмоций - дезорганизовать поведение, воспринимается как вполне естественная шутка.

В отличие от эмоционального тона эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Когда мы внезапно испытываем сильную боль, возникает страх. И страх является реакцией не столько на сам болевой раздражитель, сколько отражает особенности ситуации в целом: угроза в настоящем, неприятные последствия в будущем, возможно, переживание неспособности противопоставить что-то травмирующему раздражителю и др.

Эмоция нередко представляет собой заблаговременную реакцию на ситуацию. Благодаря эмоциональному предвидению, человек реагирует на еще не наступившее событие: предвкушение свидания, радостные хлопоты накануне отпуска или путешествия, ожидание рождения ребенка. Зачастую, переживания в преддверии чего бы то ни было приносят не меньшее, а то и большее удовольствие, чем реальные события. Эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации, механизма заблаговременной и адекватной подготовки к ней.

Эмоция достаточно тонко показывает нам желательность - нежелательность, значимость - незначимость той или иной ситуации или события. Нечто может не просто не нравиться нам: это может огорчать, печалить, вызывать разочарование, гнев или скорбь, возмущать, вызывать ненависть или отвращение.

Эмоция является механизмом закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха). Радость может быть бурная и тихая. Рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться. В гневе человек может буйствовать, или же никак не проявит своего гнева («все кипит внутри»).

В начале ХХ века аффекты стали выделять в самостоятельную группу. И все же аффект – это просто особый вид эмоций. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция . Как пишетА.Г.Фортунатов (1976), если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения.

Аффект характеризуется:

      быстрым возникновением;

      очень большой интенсивностью переживания;

      кратковременностью;

      бурным выражением (экспрессией);

      безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека иногда говорят, что он находится «в беспамятстве»;

      диффузностью. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект: «гнев застилает глаза», «ярость ослепляет».

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха;аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние.

Иногда аффект сопровождается ступором (застыванием в неподвижной позе). Чаще аффект имеет яркие внешние проявления, которые, в ряде случаев, приобретают разрушительный и даже криминальный характер. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е., так называемый, аффективный шок . Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности (человек как бы разрешает себе экстремальные эмоциональные проявления), либо об имеющемся у него нервно-психическом расстройстве.

Настроение (эмоциональный тон в данный момент.) Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим.А.Г.Маклаков (2000) рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. (недаром подчиненные, собираясь на прием к начальнику, стараются узнать, в каком он находится настроении).

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л.Рубинштейну , «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство» (1989, с.176). С.Л.Рубинштейн также подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний,личностно.

В отличие от эмоций настроение характеризуется :

      слабой интенсивностью;

      значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями);

      подчас неясностью его причины. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями. Например, если человек находится в плохом настроении после сна, о нем говорят, что он «не с той ноги встал»;

      влиянием на активность человека. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе.

Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном натроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии воплощается в такую характерологическую особенность как гипертимность . Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать, он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».

Противоположностью гипертимии являетсягипотимия : пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера. Настроение на самом деле тесно связано с характерологией, о чем речь пойдет ниже.

Согласно Сосновиковой Ю.Е. эмоциональное реагирование - это "кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий более ситуационный характер" .

По мнению Е.П. Ильина эмоциональное реагирование обладает следующими характеристиками:

§ знак (положительные или отрицательные переживания);

§ влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);

§ интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);

§ длительность протекания (кратковременные или длительные);

§ предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом) .

Хомская Е. Д. наряду со знаком, интенсивностью, длительностью и предметностью, выделяет такие характеристики, как их реактивность (быстрота возникновения или изменения), качество (связь с потребностью), степень их произвольного контроля .

Рубинштейн С.Л. выделял несколько уровней эмоционального реагирования:

1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.

Он связан с физическими чувствованиями довольствия -- неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

2. Предметные чувства.

Опредмеченность чувств находит свое выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

3. Мировоззренческие чувства.

Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности .

Смирнов В.М., Трохачев А.И. выделяли два вида эмоционального реагирования: эмоциональные реакции и эмоциональные состояния . Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие. Это кратковременное явление, после которого наступает упадок сил или даже полное безразличие, сонливость.

Эмоциональные состояния, согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

Традиционной считается классификация эмоционального реагирования, выделяющая эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.

Эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д.

Функции эмоционального тона ощущений:

1. Ориентировочная - состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов.

2. Обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

3. Проявление определенных видов поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат .

Эмоции, согласно Б.Г. Мещерякову - это "особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности" .

Изард К. называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

Додонов Б.И. предложил следующую классификацию эмоций:

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом "пожинании лавров", когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

4. Праксические эмоции. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с "рефлексом цели", по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции. Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, "спортивная злость", предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании "светлого чуда", в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма ("сладкая боль"). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге ("сладкой лени"), в легкой эйфории, в сладострастии.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition -- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. Д .

Свойства эмоций:

1. Универсальность. Состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей.

2. Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении.

3. Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

4. Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений.

5. Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

6. Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная).

7. Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти.

8. Переключаемость. Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция .

Аффекты представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Аффект как разновидность эмоции характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т. е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект

Существует несколько видов аффектов. Основными двумя выделяют патологический и физиологический аффект.

Патологический аффект - кратковременное, сверхинтенсивное переживание, достигающее такой степени, при которой наступает полное помрачение сознания и парализация воли.

Физиологический аффект - такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия.

Настроение характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью.

Кроме того, настроение характеризуется:

§ слабой интенсивностью;

§ значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

§ подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

§ влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Ильиным Е.П. была проведена работа по выделению компонентов эмоционального реагирования. Им были выделены следующие компоненты:

1. Импрессивный компонент эмоционального реагирования - переживания

Согласно Л.М. Веккеру переживание - это "непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов" .

По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Кроме того переживания дифференцируют по признакам интенсивности, длительности, глубине.

2. Физиологический компонент эмоционального реагирования

3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.

4. Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения) .

Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты -- эмоциональные действия.

К расстройствам эмоционально-волевой сферы относят патологии развития эмоций и воли. Рассмотрим их по отдельности.

Выделяют четыре группы патологии эмоций.

Первая группа - симптомы сниженного настроения. К этой группе относятся:

§ Гипотимия - снижение настроения.

§ Тоска - переживание безысходности, потеря жизненного тонуса.

§ Дисфория - состояния немотивированной злобности и раздражительности, иногда агрессивности, направленной на всех без исключения окружающих.

§ Дистимия - снижение настроения с преобладанием раздражения.

§ Тревога - переживание растерянности, опасности в ближайшем будущем с повышением двигательной активности, иногда тремором, пальпитацией, дрожанием, тахикардией, повышением артериального давления.

§ Страх - переживание непосредственной конкретной угрозы .

Ко второй группе патологий относятся симптомы повышенного настроения:

§ Гипертимия - повышенное настроение.

§ Эйфория - состояние безмятежности со стремлением к созерцанию, но часто с активными действиями, которые характеризуются беспечностью.

§ Мория - эйфория с отсутствием целенаправленной деятельности и дурашливостью, характерна для поражений лобных долей головного мозга.

§ Экстаз - крайне приподнятое, возвышенное настроение с представлением о выходе за пределы собственного тела и слиянием с окружающим, например природой .

К третьей группе патологий относят симптомы неустойчивости эмоциональной сферы:

§ Недержание аффекта - неспособность контролировать поведение, которое сопровождает эмоции; часто выражается в агрессивности по отношению к слабому стимулу обиды.

§ Эмоциональная лабильность - быстрая смена настроения, быстро возникающие слезы умиления, раздражительность.

§ Эмоциональная холодность (слабодушие) - безразличие, неспособность к сопереживанию, отрешенность, формальная реакция на эмоции других людей и даже членов семьи .

К четвертой группе относятся симптомы качественного искажения эмоций:

§ Эмоциональная тупость (уплощение) - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям и невозможностью их появления вообще.

§ Апатия - отсутствие побуждения к деятельности и утрата интереса к окружающим, но есть эмоциональное реагирование.

§ Эмоциональное оскудение - утрата способности к тонким и адекватным эмоциональным реакциям.

§ Эмоциональная парадоксальность - ослабление адекватных эмоциональных контактов на важные события при одновременном оживлении реакций на сопутствующие незначительные обстоятельства.

§ Амбивалентность (двойственность) - одновременное возникновение и сосуществование двух взаимно противоположных чувств (например, любовь и ненависть) .

Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян, являются специфические психологические факторы и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

В числе причин эмоциональных расстройств А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян выделяют:

1. Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку: культ успеха и достижения, культ силы и конкурентность, культ "рацио" и сдержанность.

2. Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций: высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики; недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль; игнорирование эмоций семейных отношений, запрет на их проявление.

3. Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки: высокие требования и ожидания от других людей; негативные ожидания от других людей; трудности самовыражения и понимания других.

4. Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание: перфекционизм, скрытая враждебность, алекситимия.

5. Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание .

Страница 1

Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные - удовольствие или отрицательные - отвращение) эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «-». Следует, однако отметить, что это деление во многом условно и по крайней мере не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека, и кроме того, может доставлять человеку удовольствие.

Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу. Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность - человек длительно остается в принятой позе, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет доходящую до исступления радость, выражающуюся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.

Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). Бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, я не могу приурочить его к определенному предмету, объекту.

С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности, называют их мировоззренческими чувствами.

По мнению А. А. Горбаткова, «есть основания считать, что корреляционная связь между положительными и отрицательными эмоциями может быть обратной, близкой к нулю и прямой. (…) А если так, то вопрос типа “или … или” (зависимы или нет, прямая связь или обратная) должен быть заменен на вопрос типа “и … и”: не столько наличие или отсутствие зависимости между позитивными и негативными эмоциями должно нас интересовать (хотя в настоящее время так иногда и ставится вопрос), сколько то, в каких случаях они зависимы (прямо или обратно), а в каких случаях независимы друг от друга. Иначе говоря, на первый план выходит вопрос о модераторах, опосредствующих связь между положительными и отрицательными эмоциями» (2000, с. 14). Такими модераторами, по мнению автора, могут быть возраст человека, его личностные особенности и другие факторы.

Таблица 1.2. Корреляции между степенью выраженности разных эмоций (по самооценке испытуемых).

Таблица 1.3. Коэффициенты ранговой корреляции между показателями выраженности базовых эмоций.

Следует, однако, отметить, что деление эмоциональных реакций на положительные и отрицательные во многом условно и по крайней мере не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она, безусловно, имеет положительное значение для животных и человека и может доставлять человеку удовольствие. М. Арнолд (M. Arnold, 1960) к положительным эмоциям отнесла гнев, поскольку он отражает готовность к действию по сближению с объектом, его вызвавшим. К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что и радость, проявляемая в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев. Показано (Bless et al., 1990), что человек, находящийся в хорошем настроении, мало обращает внимания на аргументированность доводов, следовательно, больше подвержен манипуляции со стороны другого человека, чем человек, находящийся в плохом настроении, который более внимателен к аргументам и меняет свои взгляды только тогда, когда эти аргументы убедительны.

Поэтому К. Изард полагает, что «вместо того чтобы, говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов» (2000, с. 34).

Мне представляется, что маркировка эмоционального реагирования тем или иным знаком в качестве постоянной его характеристики не оправдывает себя и лишь вводит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят (об этой характеристике эмоционального реагирования подробно говорится в гл. 4 настоящего пособия).

1.4. Уровни (виды, классы) эмоционального реагирования

С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности . Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, – интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, связанные с определенным случаем, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами .

Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно (…) наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств; 2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний; 3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности» (1999, с. 579).

Характерно, что С. Л. Рубинштейн ничего не говорит о настроении, а аффекты и страсти выделяет отдельно от этих уровней эмоционального реагирования, хотя и пишет, что они родственны им.

Отдавая должное попытке Рубинштейна наметить эволюционный путь развития мотивационной сферы человека (от эмоционального тона ощущений через эмоции к чувствам), что является очень важным методологическим подходом, следует все же признать недостаточную его разработанность. Это скорее наметки к дальнейшему развитию этого направления в изучении эмоциональной сферы. Тем более что С. Л. Рубинштейн (1957) аффективные процессы подразделял и по-другому, а именно, на: 1) стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. Таким образом, в разряд аффективных у него попали и мотивационные образования. Оправданием этому может быть только то, что в них представлен и эмоциональный компонент. Но тогда есть опасность, что любое психологическое образование будет причислено к эмоциональным процессам.

А. Н. Леонтьев (1971) все эмоциональные явления разделил на три класса: 1) аффект; 2) собственно эмоции, включая стресс; 3) чувства, т. е. длительные и обобщенные отношения к себе и миру.

По Э. Хармсу (Harms, 1967), эмоциональные явления тоже делятся на три группы: чувства счастья – несчастья, удовольствия – неудовольствия и аффекты (ярость, ужас и т. п.). О. Эверт (Ewert, 1970) в традиционную триаду включил настроение, чувствование, или эмоциональную окраску, и собственно эмоции.

До сих пор имеются большие трудности в отнесении разных видов эмоционального реагирования к тому или иному их виду (классу), чему во многом способствует терминологическая неразбериха. Так, Макклелланд (2006) и радость, и удовольствие относит к эмоциям, хотя последнее может быть и самостоятельным видом эмоционального реагирования как эмоциональный тон ощущений. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание» (1984, с. 5).

В эту группу включают пять форм: усиление, ослабление, акцентирование, извращение эмоционального реагирования, а также его особые патологические формы.

Усиление эмоционального реагирования подразумевает всплеск проявления эмоций, чаще положительных; крайним выражением является экстаз. В эту подгруппу входят:

  • эйфория (греч. euphoria - состояние удовольствия) - состояние ощущения счастья; сопровождается видением окружающей действительности сквозь розовые очки (некий фантазийный отрыв от существующей жесткой реальности), повышенной оживленностью, стремлением к деятельности;
  • благодушие - состояние довольства с элементом беспечности, нежелание особо трудиться;
  • экстаз - состояние крайнего ощущения счастья вплоть до полного отрыва от реальности; встречается в шаманских практиках и религиозных мистических обрядах, при воздействии психотропных средств.

Ослабление эмоционального реагирования означает сужение палитры эмоций и степени их проявления; крайним выражением является эмоциональная тупость. При эмоциональной тупости индивид кажется вообще неспособным проявлять какие-либо чувства и переживать их внутри.

Акцентированность эмоционального реагирования выражается в преобладании той или иной эмоциональной окраски, например депрессивных нот.

Депрессия в узком смысле характеризуется печалью и снижением активности. Жизнь перестает приносить удовольствие (ангедония). Ведущий яркий симптом депрессии - бесцельность и бессмысленность существования. Чувства болезненные и пессимистические, вплоть до суицидных желаний (зачем жить?).

Мания в узком смысле подразумевает неадекватно приподнятое настроение (или чрезмерную раздражительность). Эмоциональные нарушения сопровождаются мыслительными и поведенческими расстройствами. Больные много говорят, строят «прожекты», много обещают, легко перескакивая с одной темы разговора на другую. Мания сопровождается бурной, но малопродуктивной деятельностью. Неяркое проявление мании называется гипоманией. Это состояние подразумевает мягкое присутствие всех симптомов мании. Проявления терпимы для окружающих, можно сказать, индивиды остаются в приемлемом контакте с реальностью.

Возможно чередование периодов депрессии и мании; такое сочетание имеет название биполярного (циклоидного, или маниакально-депрессивного) синдрома.

Патологическими формами эмоционального реагирования считают эмоциональную неадекватность, ангедонию, амбивалентность, чувство бесчувствия, тревожные расстройства, ананкастические расстройства (обсессивно-компульсивные и фобии).

Эмоциональная неадекватность проявляется неестественными (извращенными) для данной ситуации эмоциями. К примеру, у индивида при виде обычного предмета могут наворачиваться слезы; обычное приветствие вызывает бурное возмущение, а грубость приветствуется как должное.

Ангедония - состояние неспособности переживать радость, удовольствие как от простых привычных вещей и развлечений (кино, чтение, музыка и т.д.), так и от ситуаций, всегда приятно окрашенных, например от секса. Возникает вследствие тяжелых переживаний, но может выступать и базовым признаком психического заболевания (шизофрении).

Амбивалентность подразумевает одновременное переживание противоречивых, полярных желаний и эмоций. Например, индивид ощущает (и выражает) одновременно любовь и ненависть, радость и гнев, смех и слезы («раздираемый чувствами»).

Чувство бесчувствия - психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, утрате чувств (присутствует ощущение, что больше нет чувств). Например, больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любви к своим детям, супругам, нет ощущений ни от приятных, ни от неприятных ситуаций. Осознание отсутствия чувств само по себе порождает мучительные эмоции. Подобные проявления типичны при эндогенной депрессии, неврозах, шизофрении и других психозах.

Тревожное расстройство переживается как изнуряющее мрачное предчувствие, напряжение, сопровождающееся учащенным сердцебиением. Симптома навязчивости нет.

Ананкасические (обсессивно-компульсивные) расстройства представляют группу навязчивых состояний. В случаях превалирования идеаторного компонента (навязчивых мыслей, идей) говорят об обсессиях; в случаях превалирования моторного компонента (действий) - о компульсиях. Отдельно в этой группе выделяют фобии.

Фобии (греч. phobos - страх) означают навязчиво возникающие состояния страха перед отдельными объектами или ситуациями. Эмоция страха сопровождается сильным внутренним возбуждением, смысл которого - подготовить организм к борьбе или бегству в ситуации крайней опасности. При тревожном расстройстве и фобиях подобное состояние возникает в отсутствие реальной угрозы в момент возникновения реакции. Фактически, на существующую (гипотетически угрожающую) реальность проецируется следовое представление о пережитой некогда опасности.

Фобии могут быть изолированными (одиночными) и множественными, могут сочетаться с другими навязчивостями, например компульсиями. Фобии участвуют в развитии психозов, неврозов и психопатий. Ими страдают преимущественно женщины, вероятно, как более слабый пол.

Описано более 300 отдельных видов фобий, в частности:

  • агорафобия, страх открытого пространства, заставляет больного большую часть времени проводить в помещении;
  • клаустрофобия, страх закрытых помещений;
  • канцерофобия, страх раковой болезни;
  • страх высоты (акрофобия);
  • боязнь пожара (пирофобия);
  • танатофобия, страх смерти, и др.

Нередко причиной фобий становятся т.н. иррациональные мысли. Исходя из определения, такие мысли не имеют под собой должного логического обоснования. Механизм их образования основан на итерации (бесконечно повторяемой ссылке на саму себя). Формула проста. К примеру, «я должен, потому что должен», или «я не могу, потому что не могу», или «я боюсь, потому что боюсь». Рациональная психокоррекция таких мыслей бессмысленна.

В механизме образования тревожных расстройств и фобий задействована следовая, фантомная реакция на случившееся некогда травмирующее событие. В этих нарушениях всегда задействован некий пусковой механизм (триггер), который непосредственно включает патологическую реакцию. В текущей реальности таким триггером могут выступить любые ее элементы (объекты, ситуации, незначительные, на первый взгляд, события, просто мелкие «штрихи»). Они каким-то, порой малопостижимым образом ассоциированы («заякорены») у конкретного индивида с хранящимся в его памяти образом пережитой травмирующей ситуации. В своем большинстве лица, страдающие тревожными расстройствами и фобиями, достаточно критично относятся к своим страхам, отдают себе отчет в их иррациональном характере, но не в силах помочь сами себе, поскольку не могут контролировать свои чувства (эмоции господствуют над разумом). Данные расстройства всегда сопровождаются желанием избегнуть фобической ситуации.

Симптомы тревожных расстройств и фобии встречаются при невротических нарушениях, психических заболеваниях, а также многих соматических заболеваниях, например болезнях сердца и почек. Для диагноза чисто психологического нарушения следует в первую очередь отвергнуть соматическую патологию.

Паническое расстройство. Максимальным выражением тревожных расстройств и фобий является паническое расстройство. Оно выражается в повторяющихся внезапных атаках страха с частичной и даже полной утратой самоконтроля. Выраженные ощущения тревоги и страха, вплоть до страха смерти, сопровождаются естественными соматическими симптомами. Присутствуют дрожь, сердцебиение, одышка, удушье и т.п. Возникает феномен замыкания на симптомах и накручивание себя. Расположенные к панике индивиды провоцируют расстройство ложным преувеличением (катастрофической интерпретацией) своих ощущений. Например, при учащении сердцебиения страх по поводу возможных негативных последствий (при отсутствии реальных объективных факторов) резко усугубляет имеющиеся нарушения. Подсознательно происходит утверждение больных в правоте собственных пророческих опасений.

1291

Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...