История карт таро. О гадании на картах Таро

Знать историю возникновения системы Таро, а это именно система, стоит только по тому, что это знание поможет многим избавиться от излишних страхов и не попадаться на многие утки, которые прописаны во многих книжках достаточно "уважаемых авторов". Итак, история возникновения карт Таро очень туманна, содержит много спекуляций, которые не подтверждаются историческими фактами. Много домыслов, поскольку нет конкретного источника их возникновения, лица, которому было бы приписано их создание.
Мы можем попробовать выстроить какие-то логические цепочки, но не на домыслах и восторженных видениях экзальтированных господ, а на исторических фактах. Некоторые из тарологов относят создание карт во времена Древнего Египта, рассказывая про ненайденный храм, книгу мудрости и использование их в мистериях. Другие отправляют ещё дальше в Индию, яко бы оттуда они были принесены племенем цыган. Есть даже те, кто предполагает аж Китайский след в происхождении карт Таро. Насколько это возможно?
Давайте более критично подойдём к этому моменту и посмотрим на имеющиеся исторические факты. Первое упоминание о Таро в письменных источниках датируется 1367 годом в каноне Берна о запрете на карточную игру. Сделаем для себя отметку - это середина 14 века, карты уже существовали, и на них католическая церковь налагает запрет.
Первая найденная колода Таро, боле менее идентичная тем, которые мы сейчас имеем, датируется 1392 годом, сохранились фрагменты этих колод. Считается, что их создал Жакмен Грингоннеp, шут французского короля для его развлечения. Но в этой колоде отсутствуют Старшие Арканы. В 1450 создаётся колода для графа Висконти и девицы Сфорца, как подарок на свадьбу. Фрагменты этой колоды составили самую древнюю из сохранившихся до наших дней, состоящую из 78 карт Таро. В это же время в эзотерике появляться такое направление, как "христианская каббала", но о нем чуть позже.
В 1540 году в Италии издаётся книга "Марколино "Гадание", где указывается о порицательных свойствах карт Таро. Начало ХVII века - появляется трактат "Слава и исповедь розенкрейцеров", который стал манифестом тайного общества розенкрейцеров, где отмечается эзотерическая сущность Таро и их предсказательные возможности. XVIII–XIX века - расцвет интереса к Таро. Здесь мы встречаем уже известные имена: Эттейлла с книгой "Предсказательное Таро", Элефас Леви, Папюс, Мак-Грегор Мазерс из ордена Золотой Зори, Алистер Кроули, вышедший от туда же. Борьба французской и английской школ Таро. Русские эзотерики, серьёзно анализирующие Таро: Владимир Шмаков, розенкрейцер Г.О.М.(Григорий Оттович Мёбес)
Почему, собственно говоря, все сбрасывают со счетов Европу, в которой всегда было много своих тайных орденов и религиозных течений, чьи духовные воззрения не совпадали с догмами католической церкви. Попытки инквизиции зачистить поле от инакомыслия только заставило совершенствовать искусство шифрования и конспирации. Юг Франции и север Испании и Италии исторически было сосредоточением еретических мистических знаний. Хочется большей значимости? Но любое учение всегда строится на предшествующем знании, отсюда связь с древними учениями. Но давайте все-таки попробуем разобраться.

Возникновение понятия карт в мире
Начнём с того, что бы определить, где же вообще появились карты, как понятие. Игральные карты и их предсказательные варианты встречаются в разных странах мира. В Китае игральные карты упоминаются уже в VIII веке, где ими служили просто денежные купюры с изображениями императоров. В XIII веке возникла колода игральных карт, где были четыре масти связанные со временами года и 52-мя неделями в году, был аналог Джокера, но не карт двора не Старших Арканов в китайских колодах не было.
В Индии был свой вариант игральных карт, ни назывались карты Ганджифа, которые известны с XVI века. Есть придание, что они перекочевали в Индию из Персии. Как помним, Таро в Европе уже было создано. Количество мастей в картах Ганджифа было разное от 8 до 12, количество карт в каждой масти соответствовало - десяти. Там присутствовали Раджа (шах, король) и Визирь (министр). Мастями служили стороны света, планеты, двенадцать знаков зодиака, воплощения бога Вишну (аватары).
Известны так же и ближневосточные игральные карты. Одна из колод, хранится в музее Турции, происходящая, как считается, из Египта эпохи Мамлюков (XV век). В колоде четыре масти, а это уже больше похоже на колоду марсельского Таро. В ближневосточной колоде присутствуют: монеты, чаши, мечи и клюшки для поло. В каждой масти три фигурные карты: Малик (король), Набиб малик (первый министр) и Тани Мабиб (второй министр). Всего 52 карты.

Ранние европейские названия игральных карт (наиби, наиббе, наипес и т.п.), возможно, происходят от мамлюкских Министров-наибов. Но Старших Арканов здесь опять нет.
Итак, из исламского мира (Египта или Турции) карты попадают в Европу (сначала в Испанию и Италию) где-то в 13–XIV веках. Европейцы с удовольствием заимствовали восточные игры, такие как шашки и шахматы. И игра в карты им тоже понравилась, вспоминаем про шута Карла VI, который все карты двора персонифицировал с конкретными историческими личностями. С картами двора все более-менее ясно. Европейцы усовершенствовали карты и ввели европейские понятия: Короли, Валеты, Пажи, ну и какой король без Королевы. Но откуда взялись все-таки старшие арканы?
Есть ещё одна легенда о Таро, которая кочует от одного автора к другому, яко бы они несли древние зашифрованные тайные знания. Откуда она взялась?
Старшие Арканы Таро прекрасно ложатся на каббалистическое древо Сефирот. Изначально Каббала считалась только иудейским учением и являлась эзотерическим толкование Торы. Однако, вследствие своего дальнейшего развития, проявлялась её все более тесная связь с христианством. Тора - это Пятикнижие Моисея, вошедшее в Ветхий Завет. Старшие Арканы Таро отражают основные архетипические понятия каждой из Сефир.
Теперь давайте вернёмся к каббале и посмотрим, что происходило интересного в этом учении в период появления Таро.
С VIII по XV век большая часть Испании принадлежала арабам Магриба, здесь господствовал ислам, но на этой территории существовали большие иудейская и христианские общины. Провинции Андалусия и Гранада были процветающими территориями, уровень цивилизации в халифате значительно превосходили Испанскую и Французскую времён средневековья. Халифы Магриба властвовали мудро и справедливо, они проявляли высокую терпимость к христианам и евреям. Кроме того мусульмане покровительствовали искусствам, поддерживали развитие науки и создали в Кордобе наилучшую на то время городскую инфраструктуру в Европе. В период наибольшего расцвета Халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении европейским государством.
Каббалистическое учение здесь получило новый творческий импульс и стало развиваться как течение еврейской мысли в совершенно новой, теургической интерпретации смысла исполнения заповедей Моисея. В Магрибе возникает школа экстатической или пророческой каббалы. Школа, основанная Ицхаком бен Шломо Лурия Ашкенази в XVI веке, будет влиять на учение на протяжении всей последующей истории еврейской мистики.
Каббалисты данного направления представляли Сифирот, как отделённые интеллекты, иерархически расположенные на космологической шкале, созерцание которых позволяет достигнуть пророческого состояния, а также, одновременно, - это внутренние психологические состояния души мистика, соединяющейся с Богом. Здесь мы сделаем акцент на слове созерцание , то есть на рисунок, как в мандолах, на которые медитируют в индуизме.
На остальной части Европы в это время свирепствовала папская инквизиция, которая возникла как инструмент борьбы с вероотступничеством, с катарами. В 1031 распался Кордовский халифат. Слабые государства уже не смогли противостоять европейским королям. А в период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля. В конце 1492 веке остатки халифата полностью пали под натиском испанских и французских войск, начались притеснения евреев, но особенно христиан, которые увлекались каббалой.
Вот в этот момент нужно было каким-то образом спрятать знания и, скорее всего, к обычным игральным картам именно христиане каббалисты добавляют 22 аркана, которыми пользовались в медитативных практиках. Вспоминаем, что первая колода идентичная современным, была датирована 1450 году. Старшие Арканы чётко ложатся на древо Сефирот.
Каббалистическое учение, которое более чётко начинает оформляться в 12 веке, в 15 веке сформировалось в конкретную школу. Впервые изображение "дерева сефирот" появилось на титульном листе каббалистической книги "Portae Lucis" изданной в 1516, перевод латинский рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы, написанной им предположительно в 1290 году. Ранее графические изображения Древа не встречалось. У нас начинают потихоньку складываться пазлы этой загадки. Итак, можем подвести итог, колода карт Таро, идентичная современным колодам, сложилась, скорее всего, где-то в 13 веке. Да в ней хотели спрятать тайные знания, только не в Древнем Египте, а в средневековой Европе.
Из книги "Не придуманные истории о картах Таро"


Поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    При Каких Обстоятельствах Придёт в СУДЬБУ Ваша Родная Душа. ТАРО Некро 13. ТАРО Гремуар.

    Warhammer 40,000: Inquisitor - Martyr - прохождение Hard =31= Карты таро +250

    СВЯЗАН ЛИ ВАШ ДЕНЕЖНЫЙ КАНАЛ С МУЖЧИНОЙ? ТАРО

    Субтитры

Описание колоды карт Таро

Состав

Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы:

  • Старшие арканы - «козыри», обычно 22 карты. Каждая из этих карт имеет свой оригинальный рисунок и уникальное название. Порядок следования карт и наименования в различных вариантах колоды Таро могут несколько отличаться.
  • Младшие арканы - четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Младшие арканы состоят из четырёх серий или мастей - Жезлов , Мечей , Кубков и Денариев . Каждая масть содержит Туза, Двойку, Тройку и так далее до Десятки, за которой идут «придворные» или «фигурные карты» («картинки») - Паж (Валет), Рыцарь (Всадник), Королева, Король. Положение Туза в ряду младших арканов определяется лишь принятым соглашением, он может стоять как в начале последовательности (то есть считаться, по сути, Единицей соответствующей масти), так и после Короля (то есть считаться старшей из фигурных карт). В современных гадальных практиках, использующих колоду Таро, чаще применяется первый вариант.

Дизайн

В зависимости от использованной стилистики , различные знаменитые колоды получили имена:

  • Египетское Таро - египетские мотивы.
  • Марсельское Таро - в стиле Франции XVII века.
  • Таро Висконти-Сфорца - самая старая из известных полных колод, создана в XV веке, называется по имени заказчиков. Изображения старших арканов выполнены в стиле итальянского Ренессанса.
  • Таро Райдера - Уэйта - нарисованы в начале ХХ века, самая популярная иконография, оставившая множество клонов и потомков. Названы по фамилиям первого издателя Уильяма Райдера и автора дизайна Артура Уэйта. Художница - Памела Колман-Смит. Впервые младшие арканы получили не только обозначения мастей и номинала, но и осмысленные сюжетные рисунки.
  • Таро Тота - колода, созданная Алистером Кроули и художницей-египтологом Фридой Харрис. Характерны более современным стилем исполнения и чрезвычайно богатой эзотерической символикой.

В XX веке, особенно во второй его половине, появилось множество «новых» дизайнов колоды Таро, так что сейчас затруднительно не только перечислить все варианты, но даже назвать их точное число. Значительная их часть являются вариациями на тему одной из классических колод, в основном - Таро Райдера-Уэйта, но есть и довольно оригинальные «тематические» дизайны. В качестве примеров можно назвать эротическое Таро Манара (арканы Таро проиллюстрированы тематическими зарисовками с остро-эротическим уклоном, автор - итальянский художник Мило Манара, колода создана в самом конце XX века и впервые выпущена в 2000 году) или Таро Эльфов Марка МакЭлроя и Дэвида Корси (в отличие от целого ряда других вариаций на эльфийскую тему, здесь композиции рисунков не заимствованы из Уэйта, а полностью самостоятельны, более того, в колоде, при сохранении всех общих особенностей Таро, символически изображены пять историй: старшие арканы последовательно рассказывают о том, как главный герой расследует пропажу четырёх реликвий, а карты мастей описывают историю каждой из этих реликвий). Есть колоды, созданные по мотивам различных культовых произведений искусства, и просто на популярные темы («Таро цветов», «Таро вампиров», «Самурайское таро» и так далее). Ряд последователей философских, религиозных и психологических школ оформили в виде колод Таро свои системы взглядов и используют такие колоды для различных практик («Ошо дзен Таро» и другие).

Таро и игральные карты

Напрашиваются параллели между колодой Таро и распространёнными европейскими игральными карточными колодами. Четыре масти Таро можно поставить в соответствие четырём традиционным карточным мастям: жезлы - трефам, мечи - пикам, кубки - червам, денарии - бубнам, ряд достоинств младших арканов, от туза до короля (или от двойки до туза) отличается от большинства игральных колод только наличием не трёх, а четырёх «фигурных» карт, причём в большинстве европейских игральных колод отсутствует Рыцарь, но имеется Валет (Паж), но есть и такие, в которых нет Валета, но есть Рыцарь (Всадник). Правда, со старшими арканами в игральных колодах связать нечего, лишь Джокер, имеющийся в 54-листовой колоде, может быть с некоторой натяжкой уподоблен Шуту.

Все эти параллели многократно отмечались различными исследователями истории Таро. По одной из распространённых гипотез, колода Таро была общим предшественником для всех европейских игральных колод. Есть и другие варианты, некоторые из них приведены ниже в разделе «Происхождение Таро».

Происхождение Таро

Происхождение карт Таро обросло многочисленными легендами. Но, как считается на основе большинства современных исследований, карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420-1440). В 1450 г. в Милане появляется колода Таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78-ми листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. В 1465 году появляется колода Тарокки Мантеньи , структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины . Колода состоит из 50 карт, 5 серий или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус) по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах Таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды Тарокки (Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.). Колода Тарокки Мантеньи служила шаблоном символов для художников II половины XV века (в частности для Робине Тестара в манускрипте «Нравоучительная книга о шахматах любви»).

На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI , и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже . Однако колода «Таро Карла VI », хранящаяся в Национальной Библиотеке - это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.

Легенды

Египетская

Существует легенда, что в Древнем Египте был храм, в котором было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические картины, от которых впоследствии произошли Великие арканы Таро . Эта легенда подтверждает версию о том, что карты Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых , рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений - гробниц .

Впервые о возможности происхождения Таро из Египта упомянул Кур де Жебелен . Он писал в пятом томе «Первобытного мира» (1778): "Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь». Это заявление было сделано до открытия розеттского камня в 1799 и тем более, до того, как были расшифрованы египетские символы. Все эти факты ставят под сомнение теорию о египетском происхождении, поскольку указанных Жебеленом слов в египетском языке не оказалось.

Каббалистическая

Другие считают, что Таро произошло из каббалы (двадцать две буквы и 10 сфирот в каббале - основа системы Таро) и считают отправной точкой в истории Таро 300 год нашей эры - примерную дату создания «Сефер Йецира », фундаментального труда по Каббале .

Функции

Игра

Французская игра таро (jeu de tarot) - карточная игра со взятками для четырёх игроков. Это единственная сохранившаяся до наших дней широко распространённая карточная игра, использующая полную 78-листовую колоду Таро. Игра повсеместно распространена во Франции, а также известна во франкоязычной Канаде. Французское таро известно с давних времён и пользовалось популярностью на протяжении, как минимум, нескольких столетий.

Гадальные карты

В трудах некоторых оккультистов можно встретить утверждения, что Таро использовалось для предсказаний едва ли не со времён Всемирного потопа, если не ранее. Однако первые документальные свидетельства о практике соотнесения карт (в частности, карт Таро) и человеческих судеб относятся лишь к XVI веку . Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 году) они относятся к судьбе человека. В 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti» ), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания будущего с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Уверенно говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний можно лишь начиная с конца XVII века, поскольку в Болонье сохранились записи, датированные 1700 годом , в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Медитативная практика

В последнее время большую популярность приобретают медитативные практики при помощи изображений карт Таро. Чаще всего для этого используются Старшие Арканы. Цели такой практики могут быть различны: более глубокое понимание карт для использования в гадании, духовное развитие, оккультная практика .

Таро как источник тайных знаний

В соответствии с эзотерическими представлениями, в картах таро присутствует герметическая , гностическая или каббалистическая символика, поскольку раннее итальянское Возрождение , породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология , неоплатонизм , пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от древних культур (египетской или вавилонской), что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен . В 1781 году вышла его книга «Первобытный мир», в последней главе которой утверждается, что Таро восходит к египетской традиции. Он предположил, что название «таро» переводится с древнеегипетского как «Путь Царя». Возможно, что изученные карты были созданы самим автором. Ещё подозрительнее причастность к созданию одной из колод, точнее следующей колоды графом де Сен-Жерменом или он же Эдгар де Валькур-Вермон, он же … и т. п. Кем он только не был, появляясь в разных ипостасях на протяжении многих лет, главное, что он так же был в одной масонской ложе с Куром де Жебеленом. По одной из версий Сен Жермен намерено изменил первоначальный вариант козырных карт Антуана Кур де Жебелена, чтобы скрыть глубже некоторый их сакральный смысл, «легко» сравниваемый с «Откровением» Иоанна Богослова . Позже масон Поль Кристиан, он же Питуа, Жан-Батист показал в своих рисунках одно из сокрытий Сен Жермена - карту. Эта карта расшифровывает и указывает на время перемен в ближайшем веке .
И с этого времени на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а изученное Марсельское Таро стало образцом для создания колод, на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца , датируемая 1428 годом, изготовленная художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna с изображением классических богов и астрологических символов.

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт , на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла , этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской . Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов. Основоположником французской школы является Элифас Леви . В г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя. Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», - нулевой аркан, - перед «Магом», поскольку ноль есть начало всех других чисел, как Ничто есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф соотносится уже с «Шутом».

Далее вопросом символики карт занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Памела Колман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари» , нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера . Уэйт впервые поместил на рисунках «числовых» младших арканов, на которых ранее изображались только символы масти в соответствующем номиналу карты количестве, рисунки с определённым сюжетом, уникальным для каждой карты. Это позволило расширить толкование младших арканов при гадании: если раньше эти карты трактовались исключительно по сочетанию масти и номинала, то теперь появилась возможность использовать символику изображений. Другой существенной реформой стала перемена позиций арканов «Правосудие» и «Сила» (в ранних колодах - VIII и XI, у Уэйта - XI и VIII соответственно). Изданная одновременно с колодой книга Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро» даёт полное описание колоды, символики карт и её трактовок с позиций Уэйта.

Ещё через три десятилетия собственную колоду создал А. Кроули в соавторстве с художницей Фридой Харрис. Хотя колода Кроули выполнена в целом в «английском» стиле, он также внёс в неё заметные изменения: вернул «Правосудие» и «Силу» на исходные «французские» позиции (VIII и XI), переименовал часть старших арканов, изменив их трактовку, а также присвоил всем «числовым» картам младших арканов собственные имена, отражающие их значение. Фигурные карты младших арканов были переименованы: вместо четвёрки из «Пажа», «Рыцаря», «Королевы» и «Короля» используется четвёрка «Принцесса», «Принц», «Королева» и «Рыцарь». Работа над колодой, получившей название «Таро Тота » в честь одноимённого египетского божества, была закончена в 1944 году . Тогда же Кроули выпустил под псевдонимом «Мастер Терион» «Книгу Тота», где даётся описание колоды и расшифровка её символики согласно воззрениям Кроули. Трактовка карт, излагаемая Кроули, во многом отличается от классической традиции, она включает толкования из европейской астрологии, каббалы, мифологии множества народов, от Индии до Скандинавии. Символика Таро Тота чрезвычайно богата, многие тарологи называют эту колоду самым насыщенным символами вариантом Таро; она также наименее однозначна в толковании. Существует мнение, что Кроули сохранил в тайне некоторые аспекты символики своей колоды, вследствие чего его трактовки нередко дополняются и видоизменяются толкователями. Несмотря на стремление автора распространить свой подход к Таро как можно шире, колода Кроули была издана при его жизни лишь крайне ограниченным тиражом (200 экземпляров) и в неполноценном виде (низкое качество печати, рисунки карт взяты с репродукций «Книги Тота», использовано всего два цвета). Широкое её распространение произошло уже после смерти авторов, когда несколько издательств выпустили колоду большим тиражом и в нормальном качестве, использовав оригиналы рисунков, выполненных Фридой Харрис под руководством Кроули.. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 672 с. -

Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.

А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания!

Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".

Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.

В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.

А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

У.Б. Йийтс

Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.

С.Л.М. Матерс
Мойна Бергсон

Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.

Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон.

страница 1

Обращение «Трижды Величайший» было принято по отношению к Гермесу по той причине, что он - Великий Знающий и рассматривался величайшим среди философов, величайшим из всех жрецов и величайшим из всех царей и, согласно древним текстам, содержал в себе «три составные мудрости всего мира». Тота-Гермеса Трисмегиста почитали за пророка единого истинного бога, а Кирилл Александрийский (IV век от Р.Х.) сказал, что он первым исповедовал Святую Троицу.

История, к сожалению, не сохранила бесспорных доказательств относительно материального воплощения египетского бога Тота. Некоторые исследователи утверждают, что Тот, или как его еще называли Тутти, пришел на землю Египта после гибели острова Атлантида. Если принять во внимание время потопа погубившего цивилизацию атлантов, достаточно определенно указанное Платоном, то получится, что Тот объявился в Египте примерно в 9600 году до Р. Х. Но это не совсем совпадает с делами Тота, считающегося изобретателем письменности (или принесшим ее из Атлантиды), поскольку известная нам древнейшая летопись, не считая символического письма на колоннах храмов, датируется 4400 годом до Р. Х. Конечно, более древние источники письменности могли попросту не дойти до наших дней, или же Платон в своей «Критии» попросту ошибся на 5000 лет.

Поскольку Тот-Гермес мог быть выходцем из Атлантиды, а значит, являлся представителем некоей загадочной и высокой цивилизации, возможно, его образ является собирательным из так называемых «Падших Ангелов». Согласно «Книге Еноха», они были расой божественных существ, которые на древнееврейском языке назывались ирин — «те, кто смотрят» или «те, кто бодрствуют». На греческий язык этот термин был переведен как эгрегори или григори, что значит «стражи». Эти Стражи также встречаются на страницах древнееврейской «Книги Юбилеев». Их потомки назывались термином нефилим - на древнееврейском языке это слово означает «те, кто пал» или «падшие». В греческом переводе это гигантес, или «гиганты» — раса исполинов, описанная греческим поэтом Гесиодом (приблизительно 907 г. до н. э.) в поэме «Теогония». Как и в Библии, в книге древнегреческого поэта рассказывается о сотворении мира, о наступлении и закате «золотого века», о приходе расы исполинов и о Всемирном потопе.

Строфы 1 и 2 в начале главы 6 Книги Бытия гласят: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал». А строфа 4 главы 6 Книги Бытия продолжает: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Историк С. Х. Хук в своей книге «Мифология Ближнего Востока» пишет: «За кратким и, по всей видимости, намеренно туманным упоминанием в 1 - 4 строфах главы 6 Книги Бытия лежит более распространенный миф о полубожественных существах, которые восстали против богов и были низвергнуты в преисподнюю… Фрагмент, изложенный авторами Библии, изначально представлял собой этиологический миф, объяснявший веру в существование исчезнувшей расы гигантов…».

Вполне возможно, что Хук прав, и если 1 - 4 строфы главы 6 Книги Бытия являются продуктом более древних ближневосточных мифов, значит давным-давно, на заре человеческой истории, на нашей планете, возможно, на острове Атлантида или на библейских землях, жила высшая и более совершенная раса полубожественных существ. Некоторые из ее представителей стали вступать в браки с женщинами из менее цивилизованных рас, в результате чего на свет появились гиганты. Однако затем на планету обрушилась череда глобальных катаклизмов, которые принесли с собой огонь, наводнение и тьму, положив конец господству расы полубожественных существ и их детей-гигантов.

Однако вернемся к «Книге Еноха». В первых главах автор пересказывает историю, изложенную в 6-й главе Книги Бытия и повествующую о том, как Сыны Божьи брали жен из числа смертных женщин. Далее говорится о том, что «в дни Иареда» (отца Еноха) двести Стражей «сошли» на гору Хермон - мифическое место, отождествляемое с тройным пиком Джебел-эш-Шейх (9200 футов над уровнем моря) в северной части древней Палестины. В ветхозаветные времена его заснеженные вершины считались священными у всех племен, населявших Святую землю. Вполне возможно, что именно на этой горе произошло «преображение» Христа, когда его ученики стали свидетелями, как Господь «преобразился пред ними».

На этой горе Стражи принесли клятву и «обязали сами себя взаимными проклятиями», вероятно, прекрасно понимая последствия своих действий и для них самих и для всего человечества. Именно этот заговор дал имя месту «падения» (или «сошествия с небес на землю») ангелов, поскольку в переводе с древнееврейского «Хермон» или херем означает «проклятие».

Далее в «Книге Еноха» упоминается имя лидера Стражей - Салмааз и девятнадцати его подчиненных, это «начальники над десятками их». Затем мы узнаем, что мятежные Стражи, общавшиеся с людьми, открыли им запретные тайны неба. Один из вождей по имени Азазель «обучил людей, как делать мечи, и ножи, и щиты, и нагрудные латы, ознакомил их с металлами земными и искусством их обработки». Он также научил людей делать браслеты и украшения и показал, как использовать сурьму, белый блестящий металл, нашедший применение в изобразительном искусстве и медицине. Женщин он научил искусству «наложения краски на глаза», познакомил «со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов» — то есть до этого женщины не пользовались косметикой и не украшали себя драгоценностями.

Другие Стражи открыли людям научные знания - научили метеорологии («распознаванию облаков»), географии («знамениям земли»), а также астрономии и астрологии («созвездиям», «знамениям солнца», «движению луны»). Страж по имени Касдейа «показал детям человеческим нечестивые движения духов и бесов и биение зародыша в утробе, чтобы он мог выйти». Другими словами, он научил женщин делать аборты. Один из Стражей по имени Пенему «учил сынов человеческих горькому и сладкому», то есть добавлять соль, приправы и пряности в пищу. Кроме того, «наставил он человечество, как писать чернилами на бумаге». А лидер Стражей Салмааз научил людей «колдовству и как прививать деревья». Возможно, одним из даров Стражей или Падших Ангелов была также и колода карт Таро, в Старших Арканах которой скрываются отголоски их истории. Согласно «Книге Еноха», мятежные Стражи открыли человечеству тайные знания, однако, в конце концов были заключены в тюрьму небесными Архангелами до наступления Судного Дня.

Сюжеты иллюстраций некоторых Старших Арканов вызывают ассоциации с историей Падших Ангелов. Например, Аркан «Повешенный» изображает связанного Салмааза, навечно подвешенного вниз головой между землей и небом в созвездии Ориона. Это суровое наказание он получил за то, что открыл прекрасной девушке по имени Иштахар запретное имя Бога в обмен на плотские удовольствия. А Аркан «Страшный Суд» может изображать не возрождение мертвых под глас трубы Архангела Гавриила, а сошествие двухсот ангелов (200 - числовое значение этого Аркана) на землю, что принесло качественно новый виток развития для человеческой расы и возрождение из тьмы невежества.



Последние материалы раздела:

Теплый салат со свининой по-корейски
Теплый салат со свининой по-корейски

Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

Салат с морковкой по корейски и свининой
Салат с морковкой по корейски и свининой

Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...