Презентация на тему политический статус личности. Функции политической культуры

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики , то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства — избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации — общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

  • абсентеисты (от лат. absens — отсутствующий) — уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;
  • о пассивные участники — соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;
  • активные участники - отдают значительную часть времени
  • участию в акциях, партийной и общественной работе;
  • полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;
  • профессиональные политики — воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: , государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

«Публичная сфера» - Участники коммуникации: профессиональные политики, журналисты, эксперты. Ж и з н ь. 3. Динамика публичной сферы в СССР-России. Либеральная представительная модель (продолжение). Наука: разные отрасли разные формы организации. Развитие представительных институтов. Этапы и векторы трансформации публичной сферы:

«Политический лидер» - 3. Личные слабости Б.Н.Ельцина. Споры об исторической роли Б. Н. Ельцина. План: Политическое лидерство. 1.Работа с учебником: Л. Н. Боголюбов «Обществознание» 11 кл. Оборудование: Компьютер и интерактивная доска. Р.Роллан. Изучение нового материала. Типология лидерства. Задание: Найти и выписать определение – политическое лидерство.

«Человек в политической системе» - Ориентационная Адаптационная Социализации Интегрирующая Коммуникативная Идентификационная. Мобилизационная - организует граждан на решение определенных социальных и политических задач. По степени осознанности участия в политике: Д. Каванах (английский исследователь). Осуществляется посредством, как политических, так и неполитических агентов социализации.

«Политическое участие» - Характеристика категорий. 3. Коммуникаторы. 2. Активисты. 5. Голосующие потребители. 4. Граждане. Готовы участвовать в МСУ Для значительной части активного населения политическое участие обусловлено: Достижением собственного интереса – 69% Ощущением контактов с другими людьми – 26-28%. 6. Аполитичные.

«Формы политического поведения» - 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения. Многообразие форм политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? Причины терроризма: МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный.

«Политическая элита и политическое лидерство» - Циркуляция элит. Факторно-аналитическая концепция. Упорство и одержимость. История вопроса. Макс Вебер. Лидерские качества. Властвующая элита. Неформальный лидер. Элита в обществе. Привилегии элиты. Афоризм. Интерактивный анализ. Харизматические лидеры ХХ века. Харизматический лидер. Психологическая теория.

Всего в теме 15 презентаций

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.

Политические права и свободы личности :

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.

3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.

4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.

5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:

1. Цивилизационный фактор исторического развития.

2. Национально-исторический фактор.

3. Социально-экономический фактор.

Функции политической культуры:

1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.

2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.

4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.

Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:


...

1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.

2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.

Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Типы политических ролей :

1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.

2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.


...

5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.

3. Дополнительная информация из интернет:

Политическая культура:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

...

Слайд 2

Политика

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. (М. Вебер)

Слайд 3

Цель

Способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Слайд 4

Задачи

  1. раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;
  2. способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;
  3. развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.
  • Слайд 5

    Политические права и обязанности

    • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
    • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
    • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
  • Слайд 6

    Политические роли

    • избиратель,
    • депутат,
    • член партии,
    • участник митинга
    • участник общественной организации и т.д.
  • Слайд 7

    Структура политической культуры

    • знания и представления о политике;
    • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)
    • способы практических политических действий;
    • политическое сознание;
    • политическое поведение.
  • Слайд 8

    Функции политической культуры

    • Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
    • Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
    • Адаптация выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
    • Социализация характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
    • Интеграция обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
    • Коммуникация связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
  • Слайд 9

    Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе)

    • патриархальный, или тип общин;
    • подданический, или тип субъекта;
    • активистский, или тип участника;
    • «культура гражданина», или смешанный тип.
  • Слайд 10

    Формы политического участия

    • реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
    • участие в выборах;
    • участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;
    • обращения граждан, встречи с политическим лидером;
    • участие в митингах, пикетах ит.д.;
    • деятельность политических лидеров.
  • Слайд 11

    Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу)

    • Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний и т.п.
    • Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
    • Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
  • Слайд 12

    Основные этапы избирательной кампании

    • назначение выборов;
    • организация избирательных округов и участков;
    • создание избирательных комиссий;
    • регистрация избирателей в установленном порядке;
    • выдвижение кандидатов на выборные должности;
    • предвыборная агитация (биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)
    • процесс голосования на избирательных участках;
    • подведение итогов голосования;
    • установление и оглашение результатов выборов.
  • Открытый урок по обществознанию 9 класс.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    ФИО

    Лопатинский Дмитрий Владимирович

    Место работы

    МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

    Должность

    Учитель Истории и Обществознания

    Предмет

    Обществознание

    Класс

    9

    Конспект урока

    Тема урока : Политический статус личности.

    Тип урока : урок-практикум.

    Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

    Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

    Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

    Предварительная подготовка :

    1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

    I группа: политические партии или движения, которые представлены:

    «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

    II группа: «избиратели».

    2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

    1. Разработка учащимися предвыборных программ

      Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

      Выпуск агитационных плакатов и листовок

    Ход урока

      1. Вводное слово учителя.

    Объявление темы урока, цели и структуры урока.

    Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

    Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

    Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

    С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

    Каждая группа получила опережающие задания.

    Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

    Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

    II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

      Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

    Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

    На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

    Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

    В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

    Я должен:

    Прислушиваться к суждениям оппонента;

    Находить в них близкие моей позиции мысли;

    Уточнять и развивать его аргументы;

    Четко формулировать собственную позицию;

    Уметь обосновать ее фактами;

    Ясно видеть суть наших разногласий

    Я не могу:

    - «переходить на личность» оппонента;

    Пытаться «перекричать» его;

    Бездоказательно отвергать его взгляды;

    Использовать непроверенные или недостоверные факты

    Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

    За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

    Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

      Представление политических партий (движений) и их лидеров.

    Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

    Это:

      Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

      Молодежное движение: «Реализация»

      Политическая партия «Феникс»

    Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

      Защита предвыборных программ политических партий (движений).

    Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

    При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

    Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

      Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

      Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

      Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

      Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

    Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

    (см. Приложение)

    Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

      Вопросы «избирателей».

    После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

    «Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

    «Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

    Примерные вопросы для полемики .

      Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

      Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

      Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

      Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

      Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

      Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

      Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

      Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

      Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

      Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

    «Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

    III . Подведение итогов.

    Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

    IV . Домашнее задание:

    Написать эссе на любую из предложенных тем:

      Сложна ли роль избирателя?

      Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

      В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

    (выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

    Примерное распределение учебного времени на уроке

    (регламент ролевой игры)

      1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

        Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

        Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

        Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

        Подведение итогов (5-6 мин.)



  • Последние материалы раздела:

    Теплый салат со свининой по-корейски
    Теплый салат со свининой по-корейски

    Салат из свинины способен заменить полноценный прием пищи, ведь в нем собраны все продукты, необходимые для нормального питания – нежная мясная...

    Салат с морковкой по корейски и свининой
    Салат с морковкой по корейски и свининой

    Морковь, благодаря присущей сладости и сочности – один из наилучших компонентов для мясных салатов. Где морковь – там и лук, это практически...

    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви
    На рождество ходят крестным ходом вокруг церкви

    Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями,...